Jump to content

Готическое искусство

(Перенаправлено из готической живописи )

Готическое искусство
Вверху: Западный (Королевский) портал Шартрского собора ( около 1145 г.), эти архитектурные статуи являются самыми ранними готическими скульптурами, революцией в стиле и образцом для поколения скульпторов; В центре: Сент-Шапель в Париже (1194–1248 гг.); Внизу: Диптих Уилтона (1395–1459).
Годы активности Конец 12-16 веков.

Готическое искусство — это стиль средневекового искусства , который развился в Северной Франции из романского искусства в 12 веке нашей эры под руководством одновременного развития готической архитектуры . Он распространился на всю Западную Европу , а также на большую часть Северной , Южной и Центральной Европы , никогда полностью не стирая классические стили в Италии. В конце 14 века развился изысканный придворный стиль интернациональной готики , который продолжал развиваться до конца 15 века. Во многих регионах, особенно в Германии, искусство поздней готики продолжалось вплоть до 16 века, прежде чем было включено в искусство эпохи Возрождения . Основные средства массовой информации в готический период включали скульптуру , панно , витражи , фрески и иллюминированные рукописи . Легко узнаваемые сдвиги в архитектуре от романского стиля к готике и от готики к ренессансному стилю обычно используются для определения периодов в искусстве во всех средах, хотя во многих отношениях фигуративное искусство развивалось разными темпами.

Самым ранним готическим искусством была монументальная скульптура на стенах соборов и аббатств. Христианское искусство часто носило типологический характер (см. Средневековую аллегорию ), показывая истории Нового Завета и Ветхого Завета рядом. Часто изображались жития святых. Образы Девы Марии изменились с византийской иконической формы на более человечную и ласковую мать, прижимающую к себе младенца, покачивающуюся на бедре и показывающую изысканные манеры родовитой аристократической куртуазной дамы.

Светское искусство вступило в свои права в этот период с возникновением городов, основанием университетов , ростом торговли, созданием экономики, основанной на деньгах, и созданием класса буржуазии , который мог позволить себе покровительствовать искусству и комиссионным работам, в результате чего в распространении картин и иллюминированных рукописей. Рост грамотности и рост светской народной литературы способствовали представлению светских тем в искусстве. С ростом городов торговые гильдии образовывались , и художникам часто требовалось быть членами гильдии художников . В результате, благодаря лучшему ведению учета, в этот период нам известно по именам больше художников, чем в любой предыдущий; некоторые художники даже осмелились поставить свою подпись.

Происхождение

[ редактировать ]
XIV века. Международная готика Мария Магдалина в соборе Святого Иоанна в Торуни .

Готическое искусство возникло в Иль-де-Франс , Франция, в начале 12 века, в церкви аббатства Сен-Дени, построенной аббатом Сугером . [1] Стиль быстро распространился за пределы своей архитектуры в скульптуре, как монументальной , так и индивидуальной по размеру, текстильном искусстве и живописи, которые принимали различные формы, включая фрески , витражи , иллюминированные рукописи и панно . [2] Монашеские ордена , особенно цистерцианцы и картезианцы , были важными строителями, которые распространили этот стиль и разработали его отличительные варианты по всей Европе. Региональные вариации единый универсальный стиль, известный как международная готика архитектуры оставались важными, даже когда к концу 14 века развился , который сохранялся до конца 15 века и далее во многих областях.

Хотя светского готического искусства было гораздо больше, чем часто думают сегодня, поскольку в целом уровень выживаемости религиозного искусства был выше, чем у светских эквивалентов, значительная часть произведений искусства, созданных в тот период, была религиозной, независимо от того, была ли она заказана церковью или миряне.Готическое искусство часто носило типологический характер, отражая веру в то, что события Ветхого Завета предвосхищали события Нового Завета, и что это действительно было их главным значением. Сцены Ветхого и Нового Завета были показаны рядом в таких работах, как Speculum Humanae Salvationis и в украшениях церквей. Готический период совпал с большим возрождением преданности Марии , в котором важную роль играло изобразительное искусство. Изображения Девы Марии развились от византийских иератических типов через Коронацию Богородицы к более человеческим и интимным типам, и циклы Жития Богородицы были очень популярны. Такие художники, как Джотто , Фра Анджелико и Пьетро Лоренцетти в Италии, а также ранняя нидерландская живопись. , привнес в искусство реализм и более естественную человечность. Западные художники и их покровители стали гораздо более уверенными в новаторской иконографии , и стало заметно больше оригинальности, хотя большинство художников по-прежнему использовали скопированные формулы.

На иконографию повлияли изменения в богословии: изображения Успения Марии получили распространение после более старой Смерти Богородицы , а также в религиозных практиках, таких как Devotio Moderna , которые породили новые трактовки Христа в таких сюжетах, как « Муж скорбей» , Задумчивый Христос и Пьета , подчеркивающие его человеческие страдания и уязвимость, в движении, параллельном изображению Богородицы. Даже на Страшном суде Христос теперь обычно изображался обнажающим грудь, чтобы показать раны Своих Страстей . Святых показывали чаще, а на алтарных образах были изображены святые, относящиеся к конкретной церкви или донору, присутствующие на Распятии или на престоле Богородицы с Младенцем , или сами занимающие центральное пространство (обычно это касается произведений, предназначенных для приделов). В течение этого периода многие древние иконографические особенности, возникшие в апокрифах Нового Завета, были постепенно устранены под давлением духовенства, например, акушерки на Рождество , хотя другие были слишком устоявшимися и считались безвредными. [3]

Этимология

[ редактировать ]
«Леди и единорог» — название, данное серии из шести гобеленов, сотканных во Фландрии , этот гобелен называется «А Мон Сыль Дезир» ; конец 15 века; шерсть и шелк; 377 х 473 см; Музей Клюни (Париж)

Слово « готика » для искусства первоначально использовалось как синоним слова « варварство », и поэтому использовалось уничижительно. [4] Его критики считали этот тип средневекового искусства нерафинированным и слишком далеким от эстетических пропорций и форм классического искусства . [5] Авторы эпохи Возрождения считали, что разграбление Рима готскими племенами в 410 году спровоцировало упадок классического мира и всех ценностей, которые им были дороги. В 15 веке различные итальянские архитекторы и писатели жаловались, что новые «варварские» стили, проникающие с севера от Альп, представляют аналогичную угрозу классическому возрождению, пропагандируемому ранним Возрождением. [6] Определитель этого искусства «готический» впервые был использован в Рафаэля письме Папе Льву X ок. 1518 года и впоследствии был популяризирован итальянским художником и писателем Джорджо Вазари . [7] который использовал его еще в 1530 году, назвав готическое искусство «чудовищным и варварским» «беспорядком». [8] Рафаэль утверждал, что остроконечные арки северной архитектуры были отголоском примитивных хижин германских лесных жителей, построенных путем сгибания деревьев – миф, который гораздо позже всплывет на поверхность в более позитивном смысле в трудах немецкого романтического движения. «Готическое искусство» подверглось резкой критике со стороны французских авторов, таких как Буало , Лабрюйер , Руссо , прежде чем стать признанной формой искусства, и формулировка стала фиксированной. [5] Мольер знаменито прокомментировал готику:

Одурманенный вкус готических памятников,
Эти одиозные чудовища невежественных столетий,
Которые извергли потоки варварства. [5]

В своем начале готическое искусство изначально называлось «французским произведением» ( Opus Francigenum ), что свидетельствует о приоритете Франции в создании этого стиля. [5]

Рисование

[ редактировать ]
Симоне Мартини (1285–1344).

Живописи в готическом стиле не существовало примерно до 1200 года, более чем через 50 лет после зарождения готической архитектуры и скульптуры. Переход от романского стиля к готике очень неточный и вовсе не является явным разрывом, и готические орнаментальные детали часто вводятся до того, как в стиле самих фигур или композиций заметны большие изменения. Тогда фигуры становятся более оживленными по позе и выражению лица, имеют тенденцию уменьшаться по отношению к фону сцен и более свободно располагаются в живописном пространстве, где есть место. Этот переход происходит сначала в Англии и Франции около 1200 года, в Германии около 1220 года и Италии около 1300 года. Живопись в готический период практиковалась в четырех основных средах: фресках , панно , освещении рукописей и витражах .

Фрески продолжали использоваться в качестве основного изобразительного повествовательного средства на церковных стенах в южной Европе как продолжение раннехристианских и романских традиций. Случайное выживание дало Дании и Швеции самые большие группы сохранившихся церковных настенных росписей в стиле Biblia pauperum , обычно доходящих до недавно построенных крестовых сводов . почти все они были покрыты известью, И в Дании, и в Швеции после Реформации благодаря которой они сохранились, но некоторые из них остались нетронутыми с момента их создания. Среди лучших примеров из Дании – работы мастера Эльмелунде с датского острова Мён, который украсил церкви Фанефьорда , Келдби и Эльмелунде . [9] Альбертус Пиктор , пожалуй, самый известный художник-фрескист того периода, работавший в Швеции. Примеры шведских церквей с хорошо сохранившимися фресками включают церкви Тенста , Гёкхем и Анга .

Часть немецкого витража 1444 года с Посещением ; горшок металлический различных цветов, в том числе белое стекло, черная стекловидная краска, желтая серебряная морилка, а «оливково-зеленые» части - эмаль. Растительные узоры на красном небе образуются путем соскабливания черной краски с красного стекла перед обжигом. Пришла восстановленная панель с новым свинцом.

В Северной Европе витраж был важным и престижным видом живописи до 15 века, когда его вытеснила панно . Готическая архитектура значительно увеличила количество стекла в больших зданиях, отчасти для того, чтобы обеспечить большие стеклянные пространства, как в окнах-розетках . В начале этого периода в основном использовалась черная краска и прозрачное или ярко окрашенное стекло, но в начале 14 века использование соединений серебра, нанесенных на стекло, которое затем обжигали, позволило получить ряд вариаций цвета, в основном желтые, для использования с прозрачным стеклом в одном экземпляре. К концу периода в дизайне все чаще использовались большие куски стекла, окрашенные в желтый цвет в качестве доминирующего цвета, и относительно небольшое количество меньших кусков стекла других цветов. [10]

Рукописи и эстампы

[ редактировать ]
Часы Жанны д'Эвре , картина Жана Пюселя , Париж, 1320-е годы.

Иллюминированные рукописи представляют собой наиболее полную запись готической живописи, обеспечивая запись стилей в местах, где не сохранилось ни одного монументального произведения. Самые ранние полные рукописи с иллюстрациями французской готики датируются серединой 13 века. [11] Многие из таких иллюминированных рукописей были царскими библиями, хотя псалтыри также включали иллюстрации; Парижская Псалтирь Святого Людовика , датируемая 1253–1270 годами, включает 78 полностраничных иллюстраций, выполненных темперой и сусальным золотом. [12]

В конце 13 века писцы начали создавать молитвенники для мирян, часто называемые часовословами из-за их использования в установленное время суток. [12] Одним из самых ранних является пример Уильяма де Брейля , который, по-видимому, был написан для неизвестной мирянки, жившей в небольшой деревне недалеко от Оксфорда примерно в 1240 году. Дворянство часто приобретало такие тексты, щедро платя за декоративные иллюстрации; Среди наиболее известных их создателей - Жан Пюсель , чьи «Часы Жанны д'Эвре» были заказаны королем Карлом IV в качестве подарка его королеве Жанне д'Эвре . [13] Элементы французской готики, присутствующие в таких работах, включают использование декоративного обрамления страниц, напоминающего архитектуру того времени, с вытянутыми и детализированными фигурами. [12] Использование пространственных показателей, таких как элементы зданий и природные особенности, такие как деревья и облака, также обозначают стиль освещения французской готики. [12]

С середины XIV века блокноты с текстом и изображениями, вырезанными на дереве, по-видимому, были доступны приходским священникам в Нидерландах , где они были наиболее популярны. К концу века печатные книги с иллюстрациями, по-прежнему в основном на религиозные темы, быстро становились доступными для зажиточного среднего класса, как и гравюры довольно высокого качества таких мастеров, как Исраэль ван Меккенем и Мастер Э.С. введение дешевых гравюр , преимущественно гравюр на дереве , позволило даже крестьянам иметь дома религиозные изображения. Эти изображения, крошечные в нижней части рынка, часто грубо раскрашенные, продавались тысячами, но сейчас встречаются крайне редко, большинство из них были наклеены на стены.

Алтарь и роспись на панно

[ редактировать ]

Живопись маслом на холсте не стала популярной до 15 и 16 веков и была визитной карточкой искусства эпохи Возрождения . В Северной Европе важная и новаторская школа ранней нидерландской живописи построена по существу в готическом стиле, но ее также можно рассматривать как часть Северного Возрождения , поскольку произошла долгая задержка, прежде чем итальянское возрождение интереса к классицизму оказало большое влияние на север. Такие художники, как Роберт Кампен и Ян ван Эйк, использовали технику масляной живописи для создания мельчайших деталей, правильных в перспективе, где кажущийся реализм сочетался с чрезвычайно сложной символикой, возникающей именно из реалистичных деталей, которые они теперь могли включать даже в небольшие работы. . В ранней нидерландской живописи богатейших городов Северной Европы новый минутный реализм в масляной живописи сочетался с тонкими и сложными богословскими аллюзиями, выраженными именно через весьма детализированную обстановку религиозных сцен. Алтарь Мерода (1420-е гг.) Роберт Кампен и « Благовещение Вашингтона Ван Эйка» или «Мадонна канцлера Ролена» (обе 1430-е годы, работа Яна ван Эйка ). Примерами могут служить [14] Для богатых небольшие панно , даже полиптихи масляной живописи все более популярными становились , часто рядом с которыми были изображены портреты дарителей , хотя часто намного меньшие, чем изображенные Богородица или святые. Обычно их выставляли дома.

Скульптура

[ редактировать ]

Монументальная скульптура

[ редактировать ]
Французская Богоматерь с Младенцем из слоновой кости, конец XIII века, высота 25 см, изогнутая по форме бивня из слоновой кости.

Готический период по существу определяется готической архитектурой и не полностью соответствует развитию стиля скульптуры ни в его начале, ни в конце. Фасады больших церквей, особенно вокруг дверей, по-прежнему имели большие тимпаны, а также ряды скульптурных фигур, раскинувшихся вокруг них.

Статуи на западном (королевском) портале Шартрского собора ( ок. 1145 г. ) демонстрируют элегантное, но преувеличенное удлинение колонн, но статуи на южном портале трансепта , датированные 1215–1220 гг., демонстрируют более натуралистический стиль и возрастающее отделение от стены позади. и некоторое понимание классической традиции. Эти тенденции были продолжены в западном портале Реймского собора несколько лет спустя, где фигуры почти круглые, что стало обычным явлением по мере распространения готики по Европе. [15] Бамбергский собор имеет, пожалуй, самую большую коллекцию скульптур 13-го века, кульминацией которой является Бамбергский всадник в 1240 году , первая конная статуя в натуральную величину в западном искусстве с 6-го века.

«В Италии готическое Евангелие проповедовалось с кафедр, а не с тимпанов, и единицей мышления скульптора было автономное, самостоятельное произведение искусства» ( Джон Поуп-Хеннесси ). [16] Никола Пизано (1258–1278) и его сын Джованни разработали стиль, который часто называют проторенессансом , с безошибочным влиянием римских саркофагов и сложных и многолюдных композиций, включая сочувственное обращение с наготой, в рельефных панелях на кафедре Сиенского собора. (1265–68) , кафедра в Пизанском баптистерии , Фонтана Маджоре в Перудже и кафедра Джованни в Пистойе 1301 года. [17]

Еще одно возрождение классического стиля наблюдается в интернациональной готической работе Клауса Слютера и его последователей в Бургундии и Фландрии около 1400 года. [18] Поздняя готическая скульптура продолжалась и на Севере, с модой на очень большие деревянные скульптурные алтари со все более виртуозной резьбой и большим количеством волнующих выразительных фигур; большинство сохранившихся примеров находятся в Германии, после большого иконоборчества в других местах. Тильман Рименшнейдер , Фейт Стосс и другие продолжали этот стиль вплоть до 16 века, постепенно впитывая влияние итальянского Возрождения. [19]

Изображения гробниц в натуральную величину из камня или алебастра стали популярными среди богатых, и появились грандиозные многоуровневые гробницы, причем гробницы Скалигеров в Вероне были настолько большими, что их пришлось перенести за пределы церкви. К 15 веку существовала промышленность, экспортирующая Ноттингемские алебастровые алтарные рельефы группами панелей по большей части Европы для экономичных приходов, которые не могли позволить себе каменные ретабли. [20]

Портативная скульптура

[ редактировать ]
Крышка шкатулки Уолтерса : изображена Осада Замка Любви слева и рыцарские турниры . Париж, 1330–1350 гг.

Мелкая резьба, предназначенная в основном для мирского и часто женского рынка, стала важной отраслью промышленности в Париже и некоторых других центрах. Типы изделий из слоновой кости включали небольшие религиозные полиптихи , отдельные фигурки, особенно Богородицы , футляры для зеркал, гребни и сложные шкатулки со сценами из романов , используемые в качестве подарков на помолвку. [21] Очень богатые люди собирали экстравагантно сложные, украшенные драгоценными камнями и эмалью металлические изделия, как светские, так и религиозные, такие как , герцога Беррийского Реликварий Святого Шипа пока у них не закончились деньги, когда их снова переплавили за наличные. [22]

Диптих из слоновой кости, с остатками цветной краски. Поклонение волхвов и Распятие . Долина Мааса , Франция, ок. 1350 .

Готические скульптуры, независимые от архитектурного орнамента, в первую очередь создавались как религиозные предметы для дома или предназначались в качестве пожертвований местным церквям. [23] хотя небольшие рельефы из слоновой кости , кости и дерева охватывают как религиозные, так и светские темы и предназначались для церковного и домашнего использования. Эти скульптуры были созданы городскими мастерами, и наиболее распространенной темой для трехмерных небольших статуй является Дева Мария в одиночестве или с ребенком. [24] Париж был главным центром мастерских по изготовлению изделий из слоновой кости, которые экспортировались в большую часть Северной Европы, хотя Италия также имела значительные объемы производства. Образец этих независимых скульптур находится в коллекции аббатской церкви Сен-Дени; позолоченная серебряная картина «Мадонна с младенцем» датируется 1339 годом и изображает Марию, обернутую в струящийся плащ, с фигуркой младенца Христа. [24] И простота плаща, и юность ребенка предвещают другие скульптуры, найденные в Северной Европе, датируемые 14 - началом 15 веков. [24] Такая скульптура демонстрирует эволюцию от более раннего жесткого и вытянутого стиля, все еще частично романского, к пространственному и натуралистическому ощущению конца 12-го и начала 13-го века. [24] Другие скульптурные сюжеты французской готики включали фигуры и сцены из популярной литературы того времени. [24] Образы из поэзии трубадуров были особенно популярны среди мастеров по изготовлению зеркальных футляров и небольших шкатулок, предположительно для женщин. [24] « Шкатулка с романтическими сценами» (Walters 71264) 1330–1350 годов представляет собой необычайно большой образец, в котором есть место для ряда сцен из разных литературных источников.

Также были популярны и дешевы сувениры из паломничества к святыням, такие как глиняные или свинцовые значки , медали и ампулы с нанесенными изображениями. Их светский эквивалент, значок ливреи , демонстрировал признаки феодальной и политической лояльности или союза, которые стали рассматриваться как социальная угроза в Англии при ублюдочном феодализме . Более дешевые формы иногда раздавались бесплатно, как, например, 13 000 значков, заказанных в 1483 году королем Англии Ричардом III в фастовой ткани с его эмблемой в виде белого кабана для посвящения его сына Эдварда в титул принца Уэльского. [25] огромная цифра, учитывая численность населения того времени. Драгоценный камень Dunstable Swan Jewel , полностью круглый, из эмалированного золота, представляет собой гораздо более эксклюзивную версию, которую можно было бы подарить кому-то очень близкому или важному для дарителя.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Стокстад (2005), 516.
  2. ^ Стокстад (2005), 544.
  3. ^ Эмиль Мал , Готический образ, Религиозное искусство во Франции тринадцатого века, стр. 165–8, английский перевод 3-го изд., 1913 г., Коллинз, Лондон (и многие другие издания) - классический труд о французском готическом церковном искусстве.
  4. ^ «Готическое искусство» . Британская энциклопедия . Проверено 22 июня 2017 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д Суперобзор истории архитектуры . Ассоциация исследований и образования. ISBN  978-0-7386-6996-0 .
  6. ^ ES de Beer, Готика: происхождение и распространение термина; Идея стиля в архитектуре в журнале Институтов Варбурга и Курто , том 11, 1948, стр. 143–62.
  7. ^ Вазари, Джорджо (1 января 1960 г.). Вазари о технике. Это введение в три искусства дизайна, архитектуры, скульптуры и живописи, предшествующее жизни самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов . Дуврские публикации. ISBN  978-0-486-20717-9 .
  8. ^ Искусство возвышенного: принципы христианского искусства и архитектуры Роджера Хомана с. 70 [1]
  9. ^ Кирстен Трампедах: Введение в датские настенные росписи - этика сохранения и методы лечения. Национальный музей Дании. Архивировано 24 ноября 2009 года в Wayback Machine . Проверено 6 сентября 2009 г.
  10. ^ Коу, 8–11
  11. ^ Стокстад (2005), 540.
  12. ^ Jump up to: а б с д Стокстад (2005), 541.
  13. ^ Стокстад (2005), 542.
  14. ^ Лейн, Барбара Дж., Алтарь и алтарь, Сакраментальные темы в ранней нидерландской живописи , Harper & Row, 1984, ISBN   0-06-430133-8 подробно анализирует все эти работы. См. также ссылки в статьях о работах.
  15. ^ Хонор и Флеминг, 297–300; Хендерсон, 55, 82–84.
  16. ^ Поуп-Хеннесси, 11 лет.
  17. ^ Олсон, 11–24; Хонор и Флеминг, 304; Хендерсон, 41 год
  18. ^ Снайдер, 65–69.
  19. ^ Снайдер, 305–311.
  20. ^ [2] Изображение Музея Виктории и Альберта на алебастровом алтаре Суонси в Ноттингеме.
  21. ^ Калкинс, 193–198.
  22. ^ Черри, 25–48; Хендерсон, 134–141.
  23. ^ Стокстад (2005), 537.
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж Стокстад (2005), 539.
  25. ^ Вишня (2003), 204
  • Калкинс, Роберт Г.; Памятники средневекового искусства , Даттон, 1979 г., ISBN   0525475613
  • Черри, Джон. Реликварий Святого Шипа , 2010, British Museum Press (в фокусе объекты Британского музея), ISBN   0-7141-2820-1
  • Черри, Джон, в Маркс, Ричард и Уильямсон, Пол, ред. Готика: Искусство Англии 1400–1547 , 2003, V&A Publications, Лондон, ISBN   1-85177-401-7
  • Фосийон, Анри (1980). Искусство Запада в средние века: Том. 2 – Готика . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN  978-0801491924 .
  • Хендерсон, Джордж. Готика , 1967, Пингвин, ISBN   0-14-020806-2
  • Хью Хонор и Джон Флеминг, Всемирная история искусства , 1-е изд. 1982 (многие более поздние издания), Macmillan, Лондон, ссылки на страницы Macmillan 1984, 1-е изд. мягкая обложка. ISBN   0333371852
  • Олсон, Роберта Дж. М., Скульптура итальянского Возрождения , 1992, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN   978-0-500-20253-1
  • Поуп-Хеннесси, Джон, Введение в итальянскую скульптуру, Том 1, Итальянская готическая скульптура , 1955, четвертое издание, 1996, Phaidon Press, ISBN   0-7148-3014-3
  • Робинсон, Джеймс, Шедевры средневекового искусства , 2008, British Museum Press, ISBN   978-0-7141-2815-3
  • Рудольф, Конрад , редактор, Спутник средневекового искусства: романский стиль и готика в Северной Европе , 2006, ISBN   978-1405198783
  • Рудольф, Конрад, «Изобретение готического портала: Сужер, Хью Сен-Викторский и строительство нового общественного искусства в Сен-Дени», Art History 33 (2010) 568–595.
  • Рудольф, Конрад, «Изобретение экзегетического витража: Шугер, Хью и новое элитное искусство», Art Bulletin 93 (2011) 399–422
  • Снайдер, Джеймс . Искусство Северного Возрождения , 1985, Гарри Н. Абрамс, ISBN   0136235964
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 773fe9fed3e668c8c8ec560bfb944b97__1710849900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/97/773fe9fed3e668c8c8ec560bfb944b97.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gothic art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)