Готическое искусство
Годы активности | Конец 12-16 веков. |
---|
Готическое искусство — это стиль средневекового искусства , который развился в Северной Франции из романского искусства в 12 веке нашей эры под руководством одновременного развития готической архитектуры . Он распространился на всю Западную Европу , а также на большую часть Северной , Южной и Центральной Европы , никогда полностью не стирая классические стили в Италии. В конце 14 века развился изысканный придворный стиль интернациональной готики , который продолжал развиваться до конца 15 века. Во многих регионах, особенно в Германии, искусство поздней готики продолжалось вплоть до 16 века, прежде чем было включено в искусство эпохи Возрождения . Основные средства массовой информации в готический период включали скульптуру , панно , витражи , фрески и иллюминированные рукописи . Легко узнаваемые сдвиги в архитектуре от романского стиля к готике и от готики к ренессансному стилю обычно используются для определения периодов в искусстве во всех средах, хотя во многих отношениях фигуративное искусство развивалось разными темпами.
Самым ранним готическим искусством была монументальная скульптура на стенах соборов и аббатств. Христианское искусство часто носило типологический характер (см. Средневековую аллегорию ), показывая истории Нового Завета и Ветхого Завета рядом. Часто изображались жития святых. Образы Девы Марии изменились с византийской иконической формы на более человечную и ласковую мать, прижимающую к себе младенца, покачивающуюся на бедре и показывающую изысканные манеры родовитой аристократической куртуазной дамы.
Светское искусство вступило в свои права в этот период с возникновением городов, основанием университетов , ростом торговли, созданием экономики, основанной на деньгах, и созданием класса буржуазии , который мог позволить себе покровительствовать искусству и комиссионным работам, в результате чего в распространении картин и иллюминированных рукописей. Рост грамотности и рост светской народной литературы способствовали представлению светских тем в искусстве. С ростом городов торговые гильдии образовывались , и художникам часто требовалось быть членами гильдии художников . В результате, благодаря лучшему ведению учета, в этот период нам известно по именам больше художников, чем в любой предыдущий; некоторые художники даже осмелились поставить свою подпись.
Происхождение
[ редактировать ]Готическое искусство возникло в Иль-де-Франс , Франция, в начале 12 века, в церкви аббатства Сен-Дени, построенной аббатом Сугером . [1] Стиль быстро распространился за пределы своей архитектуры в скульптуре, как монументальной , так и индивидуальной по размеру, текстильном искусстве и живописи, которые принимали различные формы, включая фрески , витражи , иллюминированные рукописи и панно . [2] Монашеские ордена , особенно цистерцианцы и картезианцы , были важными строителями, которые распространили этот стиль и разработали его отличительные варианты по всей Европе. Региональные вариации единый универсальный стиль, известный как международная готика архитектуры оставались важными, даже когда к концу 14 века развился , который сохранялся до конца 15 века и далее во многих областях.
Хотя светского готического искусства было гораздо больше, чем часто думают сегодня, поскольку в целом уровень выживаемости религиозного искусства был выше, чем у светских эквивалентов, значительная часть произведений искусства, созданных в тот период, была религиозной, независимо от того, была ли она заказана церковью или миряне.Готическое искусство часто носило типологический характер, отражая веру в то, что события Ветхого Завета предвосхищали события Нового Завета, и что это действительно было их главным значением. Сцены Ветхого и Нового Завета были показаны рядом в таких работах, как Speculum Humanae Salvationis и в украшениях церквей. Готический период совпал с большим возрождением преданности Марии , в котором важную роль играло изобразительное искусство. Изображения Девы Марии развились от византийских иератических типов через Коронацию Богородицы к более человеческим и интимным типам, и циклы Жития Богородицы были очень популярны. Такие художники, как Джотто , Фра Анджелико и Пьетро Лоренцетти в Италии, а также ранняя нидерландская живопись. , привнес в искусство реализм и более естественную человечность. Западные художники и их покровители стали гораздо более уверенными в новаторской иконографии , и стало заметно больше оригинальности, хотя большинство художников по-прежнему использовали скопированные формулы.
На иконографию повлияли изменения в богословии: изображения Успения Марии получили распространение после более старой Смерти Богородицы , а также в религиозных практиках, таких как Devotio Moderna , которые породили новые трактовки Христа в таких сюжетах, как « Муж скорбей» , Задумчивый Христос и Пьета , подчеркивающие его человеческие страдания и уязвимость, в движении, параллельном изображению Богородицы. Даже на Страшном суде Христос теперь обычно изображался обнажающим грудь, чтобы показать раны Своих Страстей . Святых показывали чаще, а на алтарных образах были изображены святые, относящиеся к конкретной церкви или донору, присутствующие на Распятии или на престоле Богородицы с Младенцем , или сами занимающие центральное пространство (обычно это касается произведений, предназначенных для приделов). В течение этого периода многие древние иконографические особенности, возникшие в апокрифах Нового Завета, были постепенно устранены под давлением духовенства, например, акушерки на Рождество , хотя другие были слишком устоявшимися и считались безвредными. [3]
Этимология
[ редактировать ]Слово « готика » для искусства первоначально использовалось как синоним слова « варварство », и поэтому использовалось уничижительно. [4] Его критики считали этот тип средневекового искусства нерафинированным и слишком далеким от эстетических пропорций и форм классического искусства . [5] Авторы эпохи Возрождения считали, что разграбление Рима готскими племенами в 410 году спровоцировало упадок классического мира и всех ценностей, которые им были дороги. В 15 веке различные итальянские архитекторы и писатели жаловались, что новые «варварские» стили, проникающие с севера от Альп, представляют аналогичную угрозу классическому возрождению, пропагандируемому ранним Возрождением. [6] Определитель этого искусства «готический» впервые был использован в Рафаэля письме Папе Льву X ок. 1518 года и впоследствии был популяризирован итальянским художником и писателем Джорджо Вазари . [7] который использовал его еще в 1530 году, назвав готическое искусство «чудовищным и варварским» «беспорядком». [8] Рафаэль утверждал, что остроконечные арки северной архитектуры были отголоском примитивных хижин германских лесных жителей, построенных путем сгибания деревьев – миф, который гораздо позже всплывет на поверхность в более позитивном смысле в трудах немецкого романтического движения. «Готическое искусство» подверглось резкой критике со стороны французских авторов, таких как Буало , Лабрюйер , Руссо , прежде чем стать признанной формой искусства, и формулировка стала фиксированной. [5] Мольер знаменито прокомментировал готику:
Одурманенный вкус готических памятников,
Эти одиозные чудовища невежественных столетий,
Которые извергли потоки варварства. [5]
В своем начале готическое искусство изначально называлось «французским произведением» ( Opus Francigenum ), что свидетельствует о приоритете Франции в создании этого стиля. [5]
Рисование
[ редактировать ]Живописи в готическом стиле не существовало примерно до 1200 года, более чем через 50 лет после зарождения готической архитектуры и скульптуры. Переход от романского стиля к готике очень неточный и вовсе не является явным разрывом, и готические орнаментальные детали часто вводятся до того, как в стиле самих фигур или композиций заметны большие изменения. Тогда фигуры становятся более оживленными по позе и выражению лица, имеют тенденцию уменьшаться по отношению к фону сцен и более свободно располагаются в живописном пространстве, где есть место. Этот переход происходит сначала в Англии и Франции около 1200 года, в Германии около 1220 года и Италии около 1300 года. Живопись в готический период практиковалась в четырех основных средах: фресках , панно , освещении рукописей и витражах .
свежий
[ редактировать ]Фрески продолжали использоваться в качестве основного изобразительного повествовательного средства на церковных стенах в южной Европе как продолжение раннехристианских и романских традиций. Случайное выживание дало Дании и Швеции самые большие группы сохранившихся церковных настенных росписей в стиле Biblia pauperum , обычно доходящих до недавно построенных крестовых сводов . почти все они были покрыты известью, И в Дании, и в Швеции после Реформации благодаря которой они сохранились, но некоторые из них остались нетронутыми с момента их создания. Среди лучших примеров из Дании – работы мастера Эльмелунде с датского острова Мён, который украсил церкви Фанефьорда , Келдби и Эльмелунде . [9] Альбертус Пиктор , пожалуй, самый известный художник-фрескист того периода, работавший в Швеции. Примеры шведских церквей с хорошо сохранившимися фресками включают церкви Тенста , Гёкхем и Анга .
Витраж
[ редактировать ]В Северной Европе витраж был важным и престижным видом живописи до 15 века, когда его вытеснила панно . Готическая архитектура значительно увеличила количество стекла в больших зданиях, отчасти для того, чтобы обеспечить большие стеклянные пространства, как в окнах-розетках . В начале этого периода в основном использовалась черная краска и прозрачное или ярко окрашенное стекло, но в начале 14 века использование соединений серебра, нанесенных на стекло, которое затем обжигали, позволило получить ряд вариаций цвета, в основном желтые, для использования с прозрачным стеклом в одном экземпляре. К концу периода в дизайне все чаще использовались большие куски стекла, окрашенные в желтый цвет в качестве доминирующего цвета, и относительно небольшое количество меньших кусков стекла других цветов. [10]
Рукописи и эстампы
[ редактировать ]Иллюминированные рукописи представляют собой наиболее полную запись готической живописи, обеспечивая запись стилей в местах, где не сохранилось ни одного монументального произведения. Самые ранние полные рукописи с иллюстрациями французской готики датируются серединой 13 века. [11] Многие из таких иллюминированных рукописей были царскими библиями, хотя псалтыри также включали иллюстрации; Парижская Псалтирь Святого Людовика , датируемая 1253–1270 годами, включает 78 полностраничных иллюстраций, выполненных темперой и сусальным золотом. [12]
В конце 13 века писцы начали создавать молитвенники для мирян, часто называемые часовословами из-за их использования в установленное время суток. [12] Одним из самых ранних является пример Уильяма де Брейля , который, по-видимому, был написан для неизвестной мирянки, жившей в небольшой деревне недалеко от Оксфорда примерно в 1240 году. Дворянство часто приобретало такие тексты, щедро платя за декоративные иллюстрации; Среди наиболее известных их создателей - Жан Пюсель , чьи «Часы Жанны д'Эвре» были заказаны королем Карлом IV в качестве подарка его королеве Жанне д'Эвре . [13] Элементы французской готики, присутствующие в таких работах, включают использование декоративного обрамления страниц, напоминающего архитектуру того времени, с вытянутыми и детализированными фигурами. [12] Использование пространственных показателей, таких как элементы зданий и природные особенности, такие как деревья и облака, также обозначают стиль освещения французской готики. [12]
С середины XIV века блокноты с текстом и изображениями, вырезанными на дереве, по-видимому, были доступны приходским священникам в Нидерландах , где они были наиболее популярны. К концу века печатные книги с иллюстрациями, по-прежнему в основном на религиозные темы, быстро становились доступными для зажиточного среднего класса, как и гравюры довольно высокого качества таких мастеров, как Исраэль ван Меккенем и Мастер Э.С. введение дешевых гравюр , преимущественно гравюр на дереве , позволило даже крестьянам иметь дома религиозные изображения. Эти изображения, крошечные в нижней части рынка, часто грубо раскрашенные, продавались тысячами, но сейчас встречаются крайне редко, большинство из них были наклеены на стены.
Алтарь и роспись на панно
[ редактировать ]Живопись маслом на холсте не стала популярной до 15 и 16 веков и была визитной карточкой искусства эпохи Возрождения . В Северной Европе важная и новаторская школа ранней нидерландской живописи построена по существу в готическом стиле, но ее также можно рассматривать как часть Северного Возрождения , поскольку произошла долгая задержка, прежде чем итальянское возрождение интереса к классицизму оказало большое влияние на север. Такие художники, как Роберт Кампен и Ян ван Эйк, использовали технику масляной живописи для создания мельчайших деталей, правильных в перспективе, где кажущийся реализм сочетался с чрезвычайно сложной символикой, возникающей именно из реалистичных деталей, которые они теперь могли включать даже в небольшие работы. . В ранней нидерландской живописи богатейших городов Северной Европы новый минутный реализм в масляной живописи сочетался с тонкими и сложными богословскими аллюзиями, выраженными именно через весьма детализированную обстановку религиозных сцен. Алтарь Мерода (1420-е гг.) Роберт Кампен и « Благовещение Вашингтона Ван Эйка» или «Мадонна канцлера Ролена» (обе 1430-е годы, работа Яна ван Эйка ). Примерами могут служить [14] Для богатых небольшие панно , даже полиптихи масляной живописи все более популярными становились , часто рядом с которыми были изображены портреты дарителей , хотя часто намного меньшие, чем изображенные Богородица или святые. Обычно их выставляли дома.
Скульптура
[ редактировать ]Монументальная скульптура
[ редактировать ]Готический период по существу определяется готической архитектурой и не полностью соответствует развитию стиля скульптуры ни в его начале, ни в конце. Фасады больших церквей, особенно вокруг дверей, по-прежнему имели большие тимпаны, а также ряды скульптурных фигур, раскинувшихся вокруг них.
Статуи на западном (королевском) портале Шартрского собора ( ок. 1145 г. ) демонстрируют элегантное, но преувеличенное удлинение колонн, но статуи на южном портале трансепта , датированные 1215–1220 гг., демонстрируют более натуралистический стиль и возрастающее отделение от стены позади. и некоторое понимание классической традиции. Эти тенденции были продолжены в западном портале Реймского собора несколько лет спустя, где фигуры почти круглые, что стало обычным явлением по мере распространения готики по Европе. [15] Бамбергский собор имеет, пожалуй, самую большую коллекцию скульптур 13-го века, кульминацией которой является Бамбергский всадник в 1240 году , первая конная статуя в натуральную величину в западном искусстве с 6-го века.
«В Италии готическое Евангелие проповедовалось с кафедр, а не с тимпанов, и единицей мышления скульптора было автономное, самостоятельное произведение искусства» ( Джон Поуп-Хеннесси ). [16] Никола Пизано (1258–1278) и его сын Джованни разработали стиль, который часто называют проторенессансом , с безошибочным влиянием римских саркофагов и сложных и многолюдных композиций, включая сочувственное обращение с наготой, в рельефных панелях на кафедре Сиенского собора. (1265–68) , кафедра в Пизанском баптистерии , Фонтана Маджоре в Перудже и кафедра Джованни в Пистойе 1301 года. [17]
Еще одно возрождение классического стиля наблюдается в интернациональной готической работе Клауса Слютера и его последователей в Бургундии и Фландрии около 1400 года. [18] Поздняя готическая скульптура продолжалась и на Севере, с модой на очень большие деревянные скульптурные алтари со все более виртуозной резьбой и большим количеством волнующих выразительных фигур; большинство сохранившихся примеров находятся в Германии, после большого иконоборчества в других местах. Тильман Рименшнейдер , Фейт Стосс и другие продолжали этот стиль вплоть до 16 века, постепенно впитывая влияние итальянского Возрождения. [19]
Изображения гробниц в натуральную величину из камня или алебастра стали популярными среди богатых, и появились грандиозные многоуровневые гробницы, причем гробницы Скалигеров в Вероне были настолько большими, что их пришлось перенести за пределы церкви. К 15 веку существовала промышленность, экспортирующая Ноттингемские алебастровые алтарные рельефы группами панелей по большей части Европы для экономичных приходов, которые не могли позволить себе каменные ретабли. [20]
- Южный портал Шартрского собора ( ок. 1215–20 ).
- Западный портал Реймсского собора , Благовещенская группа.
- Основание реликвария Святого Шипа , Франция (Париж), 1390-е годы, Воскресение Мертвых в золоте, эмали и драгоценных камнях.
- Панельный алтарный образ с изображением Воскресения Христова , английский Ноттингемский алебастр , 1450–1490 гг., с остатками цвета.
- Позднее готическое изображение Поклонения волхвов из Страсбургского собора .
- Деталь Тайной вечери из Рименшнейдера Тильмана Алтаря Святой Крови , 1501–05, резная липа , Ротенбург-на-Таубере , Бавария .
Портативная скульптура
[ редактировать ]Мелкая резьба, предназначенная в основном для мирского и часто женского рынка, стала важной отраслью промышленности в Париже и некоторых других центрах. Типы изделий из слоновой кости включали небольшие религиозные полиптихи , отдельные фигурки, особенно Богородицы , футляры для зеркал, гребни и сложные шкатулки со сценами из романов , используемые в качестве подарков на помолвку. [21] Очень богатые люди собирали экстравагантно сложные, украшенные драгоценными камнями и эмалью металлические изделия, как светские, так и религиозные, такие как , герцога Беррийского Реликварий Святого Шипа пока у них не закончились деньги, когда их снова переплавили за наличные. [22]
Готические скульптуры, независимые от архитектурного орнамента, в первую очередь создавались как религиозные предметы для дома или предназначались в качестве пожертвований местным церквям. [23] хотя небольшие рельефы из слоновой кости , кости и дерева охватывают как религиозные, так и светские темы и предназначались для церковного и домашнего использования. Эти скульптуры были созданы городскими мастерами, и наиболее распространенной темой для трехмерных небольших статуй является Дева Мария в одиночестве или с ребенком. [24] Париж был главным центром мастерских по изготовлению изделий из слоновой кости, которые экспортировались в большую часть Северной Европы, хотя Италия также имела значительные объемы производства. Образец этих независимых скульптур находится в коллекции аббатской церкви Сен-Дени; позолоченная серебряная картина «Мадонна с младенцем» датируется 1339 годом и изображает Марию, обернутую в струящийся плащ, с фигуркой младенца Христа. [24] И простота плаща, и юность ребенка предвещают другие скульптуры, найденные в Северной Европе, датируемые 14 - началом 15 веков. [24] Такая скульптура демонстрирует эволюцию от более раннего жесткого и вытянутого стиля, все еще частично романского, к пространственному и натуралистическому ощущению конца 12-го и начала 13-го века. [24] Другие скульптурные сюжеты французской готики включали фигуры и сцены из популярной литературы того времени. [24] Образы из поэзии трубадуров были особенно популярны среди мастеров по изготовлению зеркальных футляров и небольших шкатулок, предположительно для женщин. [24] « Шкатулка с романтическими сценами» (Walters 71264) 1330–1350 годов представляет собой необычайно большой образец, в котором есть место для ряда сцен из разных литературных источников.
Также были популярны и дешевы сувениры из паломничества к святыням, такие как глиняные или свинцовые значки , медали и ампулы с нанесенными изображениями. Их светский эквивалент, значок ливреи , демонстрировал признаки феодальной и политической лояльности или союза, которые стали рассматриваться как социальная угроза в Англии при ублюдочном феодализме . Более дешевые формы иногда раздавались бесплатно, как, например, 13 000 значков, заказанных в 1483 году королем Англии Ричардом III в фастовой ткани с его эмблемой в виде белого кабана для посвящения его сына Эдварда в титул принца Уэльского. [25] огромная цифра, учитывая численность населения того времени. Драгоценный камень Dunstable Swan Jewel , полностью круглый, из эмалированного золота, представляет собой гораздо более эксклюзивную версию, которую можно было бы подарить кому-то очень близкому или важному для дарителя.
См. также
[ редактировать ]- Blackletter (также известный как готический шрифт )
- Церковные фрески в Дании
- Церковные фрески в Швеции
- Жуткий танец
- Готические соборы и церкви
- История живописи
- Список готических художников
- Плеранты
- Ренессанс 12 века.
- Десять девственниц
- Хронология итальянских художников до 1800 г.
- Западная живопись
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стокстад (2005), 516.
- ^ Стокстад (2005), 544.
- ^ Эмиль Мал , Готический образ, Религиозное искусство во Франции тринадцатого века, стр. 165–8, английский перевод 3-го изд., 1913 г., Коллинз, Лондон (и многие другие издания) - классический труд о французском готическом церковном искусстве.
- ^ «Готическое искусство» . Британская энциклопедия . Проверено 22 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Суперобзор истории архитектуры . Ассоциация исследований и образования. ISBN 978-0-7386-6996-0 .
- ^ ES de Beer, Готика: происхождение и распространение термина; Идея стиля в архитектуре в журнале Институтов Варбурга и Курто , том 11, 1948, стр. 143–62.
- ^ Вазари, Джорджо (1 января 1960 г.). Вазари о технике. Это введение в три искусства дизайна, архитектуры, скульптуры и живописи, предшествующее жизни самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов . Дуврские публикации. ISBN 978-0-486-20717-9 .
- ^ Искусство возвышенного: принципы христианского искусства и архитектуры Роджера Хомана с. 70 [1]
- ^ Кирстен Трампедах: Введение в датские настенные росписи - этика сохранения и методы лечения. Национальный музей Дании. Архивировано 24 ноября 2009 года в Wayback Machine . Проверено 6 сентября 2009 г.
- ^ Коу, 8–11
- ^ Стокстад (2005), 540.
- ^ Jump up to: а б с д Стокстад (2005), 541.
- ^ Стокстад (2005), 542.
- ^ Лейн, Барбара Дж., Алтарь и алтарь, Сакраментальные темы в ранней нидерландской живописи , Harper & Row, 1984, ISBN 0-06-430133-8 подробно анализирует все эти работы. См. также ссылки в статьях о работах.
- ^ Хонор и Флеминг, 297–300; Хендерсон, 55, 82–84.
- ^ Поуп-Хеннесси, 11 лет.
- ^ Олсон, 11–24; Хонор и Флеминг, 304; Хендерсон, 41 год
- ^ Снайдер, 65–69.
- ^ Снайдер, 305–311.
- ^ [2] Изображение Музея Виктории и Альберта на алебастровом алтаре Суонси в Ноттингеме.
- ^ Калкинс, 193–198.
- ^ Черри, 25–48; Хендерсон, 134–141.
- ^ Стокстад (2005), 537.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стокстад (2005), 539.
- ^ Вишня (2003), 204
Ссылки
[ редактировать ]- Калкинс, Роберт Г.; Памятники средневекового искусства , Даттон, 1979 г., ISBN 0525475613
- Черри, Джон. Реликварий Святого Шипа , 2010, British Museum Press (в фокусе объекты Британского музея), ISBN 0-7141-2820-1
- Черри, Джон, в Маркс, Ричард и Уильямсон, Пол, ред. Готика: Искусство Англии 1400–1547 , 2003, V&A Publications, Лондон, ISBN 1-85177-401-7
- Фосийон, Анри (1980). Искусство Запада в средние века: Том. 2 – Готика . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0801491924 .
- Хендерсон, Джордж. Готика , 1967, Пингвин, ISBN 0-14-020806-2
- Хью Хонор и Джон Флеминг, Всемирная история искусства , 1-е изд. 1982 (многие более поздние издания), Macmillan, Лондон, ссылки на страницы Macmillan 1984, 1-е изд. мягкая обложка. ISBN 0333371852
- Олсон, Роберта Дж. М., Скульптура итальянского Возрождения , 1992, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN 978-0-500-20253-1
- Поуп-Хеннесси, Джон, Введение в итальянскую скульптуру, Том 1, Итальянская готическая скульптура , 1955, четвертое издание, 1996, Phaidon Press, ISBN 0-7148-3014-3
- Робинсон, Джеймс, Шедевры средневекового искусства , 2008, British Museum Press, ISBN 978-0-7141-2815-3
- Рудольф, Конрад , редактор, Спутник средневекового искусства: романский стиль и готика в Северной Европе , 2006, ISBN 978-1405198783
- Рудольф, Конрад, «Изобретение готического портала: Сужер, Хью Сен-Викторский и строительство нового общественного искусства в Сен-Дени», Art History 33 (2010) 568–595.
- Рудольф, Конрад, «Изобретение экзегетического витража: Шугер, Хью и новое элитное искусство», Art Bulletin 93 (2011) 399–422
- Снайдер, Джеймс . Искусство Северного Возрождения , 1985, Гарри Н. Абрамс, ISBN 0136235964
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Готическое искусство с сайта ArtCyclopedia.com.
- Готическое искусство из Британской энциклопедии Online.
- Готическое искусство ( архивировано 31 октября 2009 г.), от Microsoft Encarta .
- Готическое искусство. Архивировано 5 марта 2005 года в Wayback Machine из энциклопедии Колумбии , шестое издание. 2001.
- Готическое искусство , Музейный портал земли Шлезвиг-Гольштейн
- Готическое искусство из «Всемирной истории искусства» и [3] .
- «Готика: Искусство Англии 1400–1547» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 8 июня 2007 г.
- Пьета во французской позднеготической скульптуре: региональные вариации , книга из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступна онлайн в формате PDF), содержащая материалы по готическому искусству.