Церковные фрески в Швеции

Церковные фрески или церковные настенные росписи — это в основном средневековые картины, найденные в нескольких шведских церквях . Обычно они украшают своды или стены зданий. По -шведски их иногда называют kalkmålningar , буквально «известковые картины», поскольку их часто рисовали с использованием извести в качестве связующего вещества для краски. Самые ранние церковные фрески в Швеции относятся к первым десятилетиям XII века и имеют романский стиль. Большинство из них находится в южной части Швеции, где они были заказаны членами королевской семьи и знати того времени. Все они имеют определенное иконографическое сходство и по большей части демонстрируют стилистическое влияние современного искусства на территории нынешней Германии. Хотя предполагается, что художники, написавшие фрески, были хорошо образованы и первые из них были иностранцами, об их личностях практически ничего не известно. Около 1250 года произошел стилистический сдвиг в сторону готики, который привел к появлению более легких и воздушных композиций и росту популярности марианских и христианских мистических мотивов. Сохранились фрески ранней и высокой готики, особенно на острове Готланд , где в то время было построено много новых церквей, и Скания , где многие старые церкви были оборудованы новыми сводами , которые затем были украшены. К этому времени относятся самые ранние известные имена художников.
Большинство фресок датируются 15-м и началом 16-го веков, когда было построено или перестроено множество церквей, особенно в провинциях вокруг озера Меларен . Эти фрески поздней готики более разнообразны, чем более ранние готические картины, и декор был более обильным. Они имеют тенденцию покрывать всю поверхность стены. Также наблюдается сдвиг в сторону повествовательной живописи с более частым включением дидактических и морализаторских тем. Иконография в целом более фрагментирована, а картины часто выполнены с гораздо меньшим количеством всеобъемлющего принципа. Ряд художников и мастерских позднего средневековья известны по именам, прежде всего Альбертус Пиктор . Мастерские обычно состояли из трех человек, включая мастера; малярные работы проводились только в летние месяцы. Они использовали разнообразные пигменты , а палитра художников расширялась по мере развития Средневековья. После Реформации изредка все еще создавались новые церковные фрески, но в конце 17 века и в особенности в 18 и начале 19 веков большинство фресок были покрыты побелка . Многие из них позднее были обнаружены и отреставрированы, в частности, в 20 веке. Сегодня в Швеции существует большое количество церковных фресок по сравнению с другими европейскими странами. Шведский исторический музей описывает их как «уникальное сокровище».
История
[ редактировать ]Романские фрески
[ редактировать ]
Самые старые существующие церковные фрески в Швеции датируются первыми десятилетиями 12 века. [ 1 ] Они выполнены в романском стиле, который был доминирующим до середины 13 века. [ 2 ] Ни один набор романских фресок не сохранился в первозданном виде; некоторые из них были изменены или восстановлены позднее, а некоторые значительно потускнели. [ 1 ] Во многих случаях остаются только фрагменты. [ 1 ] [ 3 ] Наибольшее количество сохранившихся романских фресок обнаружено в южных провинциях . [ 1 ] Остатки сохранились примерно в 50 церквях в Скании , что делает эту провинцию основной провинцией, где сохранились романские церковные фрески. [ 4 ] Большинство других фресок разбросаны по остальной части Гёталанда . [ 5 ] [ 6 ] Единственные известные романские фрески к северу от озера Меларен находятся в церкви Ромфартуна в Вестманланде . [ 5 ] Расходы, связанные с украшением церкви фресками, а также преобладание портретов дарителей во многих сохранившихся комплектах картин привели к предположению, что самые ранние фрески были заказаны представителями элиты. [ 7 ] Картины в церкви Вя содержат портреты дарителей, изображающие датских короля и королеву. [ а ] вероятно, король Нильс и королева Маргарет Фредкулла , что указывает на то, что церковь была построена по заказу королевской четы. [ 4 ] Точно так же в церкви Стехаг хранится донорский портрет короля Канута VI и архиепископа . [ 7 ] [ 8 ] в церкви Гуалёва находятся донорские портреты рыцаря по имени Утикус и его жены Хиалмсвит. [ 7 ] [ 9 ] [ 10 ] Романские фрески в шведских церквях в целом характеризуются высоким качеством и сравнимы с современными европейскими фресками. [ 4 ]
Романские фрески в Швеции всегда создавались подобным образом. Апсида , церкви без исключения украшена изображением Христа в Величестве окруженного мандорлой . [ 11 ] Хорошо сохранившиеся образцы существуют в церкви Хястведа , церкви Лакаланга и церкви Овраби . [ 4 ] Христос окружен символами Четырех евангелистов . [ 11 ] Изображения Каина и Авеля иногда рисовались на арке апсиды, а иногда на арке алтаря (лицом к нефу ) или на нижней стороне арки алтаря. [ 8 ] изображение Страстей . Арка алтаря могла также содержать изображения святых или портреты дарителей, а иногда над аркой писали [ 8 ] Южная стена нефа иногда украшалась сценами из Ветхого Завета , а северная стена — сценами из Нового Завета . [ 8 ]
Первые фрески были написаны иностранными художниками, но со временем их начали создавать и местные художники. [ 12 ] Те, что в Вя, вероятно, являются самыми старыми ( ок. 1120–1130), а также одними из наиболее обширных и хорошо сохранившихся нетронутых наборов романских фресок в Швеции. Их стиль итало-византийский , похожий на другие европейские фрески первой половины XII века, особенно в Сигвардскирхе недалеко от Ганновера на северо-западе Германии. [ 13 ] По большей части, например, в хорошо сохранившихся фресках в церкви Бьярешё , стилистические влияния пришли из Германии. [ 7 ] [ 14 ] В некоторых случаях их можно различить из Франции ( Церковь Книслинге и Церковь Хёр ). [ 14 ] а также (возможно) Ломбардия ( Винсловская церковь ). [ 15 ] Несколько ранних фресок в церквях на Готланде выполнены в русско-византийском стиле; картины в церкви Гарде ( ок. 1200 г.). из них лучше всего сохранились [ 16 ] [ 17 ]
Фрески ранней и высокой готики
[ редактировать ]
Стилистический переход от того, что обычно известно как романское искусство, к готическому искусству произошел ок. 1250 г. в Швеции. [ 2 ] Период примерно между 1250 и 1300 годами иногда называют ранней готикой, а период с ок. 1300–1380 годы как Высокая готика. [ 2 ] В целом иконография фресок осталась схожей. Однако некоторые изменения произошли в выборе темы. [ 18 ]
В 13 веке, когда почитание Марии усилилось, Марианские темы стали более популярными. Например, Коронация Богородицы . участилась [ 19 ] В XIV веке больший интерес к христианскому мистицизму также можно увидеть в выборе тем (например, Месса Святого Григория ), в сочетании со смещением акцента с изображения Христа как торжествующего к изображениям его страданий во время Страстей. В этот период появляются и чисто декоративные картины. [ 20 ]
Стилистически период ранней и высокой готики знаменует собой сдвиг в сторону более светлой цветовой гаммы. Картины больше не покрывают всю поверхность, как в романский период, а выделяются на белом фоне стен. [ 21 ] Новые возможности для украшения открылись, когда деревянные перекрытия и цилиндрические своды церквей стали заменяться крестовыми сводами из кирпича или камня. [ 21 ] [ 22 ] Самые ранние из них носят чисто декоративный характер, без каких-либо фигуративных изображений. [ 7 ] Стилистические влияния пришли, в основном, из Вестфалии и Саксонии , часто передавались через Любек . [ 23 ] Большое количество церковных фресок как ранней, так и высокой готики можно найти в церквях на Готланде, который пережил период экономического роста в ок. многие старые церкви были перестроены и оборудованы кирпичными сводами. 1250–1350 гг., а также в Скании, где в 14 веке [ 2 ] Во многих фресках на Готланде, например в церкви Вамлингбо , было отмечено особенно сильное влияние современного вестфальского искусства в византийском стиле. [ 24 ] Хотя фрески как ранней, так и высокой готики в Скании оставались консервативными и стилистически близкими к романскому искусству, были введены некоторые новые сюжеты, такие как Колесо Фортуны . Люди представлены вытянутыми и покачивающимися, с плавно струящимися складками одежды, в отличие от более ранних, более иератических романских фигур. [ 25 ] [ 26 ] Стиль фресок высокой готики в целом похож на раннюю готику, но более грубый и тяжелый по исполнению, примером чему служат фрески в Готемской церкви на Готланде. [ 27 ]
Фрески поздней готики
[ редактировать ]
Подавляющее большинство, возможно, целых 75 процентов, средневековых церковных фресок в Швеции датируются 15 и началом 16 веков. [ 28 ] Некоторые из самых ранних примеров этого стиля поздней готики можно найти в доме капитула Вадстена аббатства . Эти фрески, вероятно, были написаны в последние десятилетия 14-го века и отражают как стилистические, так и иконографические влияния северной Германии, особенно художника Мастера Бертрама . [ 29 ] Однако в основном в районе озера Меларен, особенно в Уппланде и Вестманланде, наблюдается резкий рост производства церковных фресок между ок. 1435 и 1500. [ 30 ] Экономическое развитие позволило строить новые церкви и ремонтировать старые; почти все церкви региона были оборудованы кирпичными сводами, которые затем украшались. [ 30 ] Архиепископ Якоб Ульвссон (1430–1521) также поощрял развитие, и его герб нарисован в нескольких церквях. [ 31 ] Скорость, с которой церкви в окрестностях Стокгольма в 15 веке украшались картинами, была названа «эпидемией». [ 32 ] Значительное количество фресок, датируемых этим временем, также можно найти в Вестер- и Эстергётланде , а также в Скании. Фрески поздней готики, похожие на фрески из региона Меларен, также можно найти в Даларне , Норрланде , а также в Финляндии. [ б ] [ 33 ] [ 34 ] Самая северная церковь с фресками в стиле поздней готики — церковь Недерлулео в Норрботтене . [ 35 ]
В этот период марианские темы стали более популярными, чем когда-либо, а также более разнообразными (включая изображения Женщины Апокалипсиса и Охоты на Единорога ). Увеличилось количество картин святых и легенд о них . [ 36 ] Изобразительная программа церкви стала более фрагментированной, а сюжеты и мотивы чаще смешивались без четкого всеобъемлющего принципа. [ 37 ] Тем не менее, некоторые общие тенденции можно наблюдать, по крайней мере, в церквях Уппланда. Хор часто содержал сцены из жизни Христа или сюжеты Марии. Неф обычно часто украшался иллюстрациями из Ветхого Завета , а зачастую просторные церковные паперти содержали более светские предметы. [ 38 ] Дидактическое искусство стало более распространенным, а также морализаторские темы, включая множество изображений дьяволов в фресках. [ 39 ] [ 40 ]
В целом картины поздней готики более повествовательны и менее декоративны, чем более ранние готические фрески. Люди изображены более линейно, с более четкими контурами и более цельными объемами, а орнаментика разнообразнее, детальнее и богаче. [ 41 ] [ 40 ] Вся церковь, включая стены и своды, была украшена в типичном стиле. [ 40 ] [ 41 ] Палитра цветов расширена, присутствует тенденция к буйству или кричащести. [ 42 ] гравюры на дереве и Библии для бедняков (хотя чистые копии были редкостью). В качестве примеров художники использовали [ 43 ] В это время влияние ранней нидерландской живописи , включая попытки реализма и перспективы в некоторых фресках можно увидеть ; снова, вероятно, посредством немецкой транспозиции (некоторые художники, такие как Альбертус Пиктор и Йоханнес Розенрод сами были немцами). [ 33 ] В целом, однако, церковные фрески продолжали следовать народному декоративному стилю с небольшим количеством элементов, возникших из зарождающегося Ренессанса в остальной Европе. [ 44 ]
Более поздние украшения, жестокое обращение и реставрации
[ редактировать ]В отличие от некоторых других стран, Реформация в Швеции в 16 веке не сопровождалась каким-либо широко распространенным иконоборчеством . [ 39 ] [ 45 ] Большинство церковных фресок остались нетронутыми, а иногда даже реставрировались после Реформации. Отсутствие каких-либо крупных войн на шведской земле со времен Средневековья также способствовало сохранению многих фресок. [ 46 ] В 17-18 веках были также созданы совершенно новые церковные фрески, зачастую консервативные, почти средневековые по стилю. [ 47 ] Однако к концу 17 века церковные росписи начали побелить в некоторых церквях . Было высказано предположение, что растущий акцент на протестантском православии в Шведской церкви привел к менее терпимому отношению к фрескам. [ 48 ] В конце 18-го и начале 19-го веков произошло более систематическое покрытие фресок по стилистическим, а не теологическим причинам: неоклассические идеалы того времени ценили неукрашенные белые церковные интерьеры более высоко, чем исторические фрески. [ 39 ] [ 49 ] Лишь незначительное количество церковных фресок в Швеции сохранилось нетронутым до наших дней; большинство из них когда-то были покрыты побелкой. [ 39 ] С конца 19 века, и особенно в 20 веке, были обнаружены и реставрированы фрески. Иногда эти «реставрации», в свою очередь, приводили к дальнейшему ухудшению или даже разрушению. [ 21 ] [ 50 ] Однако в целом в Швеции по-прежнему необычно много фресок по сравнению с другими странами Европы. Шведский исторический музей описывает их как «уникальное сокровище». [ 46 ] [ 2 ]
Техника
[ редактировать ]В средние века картины создавались как на дереве, так и на камне, но большинство из них можно найти в каменных церквях. [ 46 ] Самые старые церковные фрески романского периода были написаны в сочетании техник аффреско и секко . [ 51 ] Голую стену сначала покрывали толстым слоем грубой штукатурки , которую затем покрывали побелкой и протыкали, как основу для тонкого слоя гладкой штукатурки. Пока он еще влажный, на этом слое были нарисованы контуры красной охрой . Цвета на основе земляных пигментов , технического углерода и свинцовых белил также наносились под открытым небом . [ 52 ] Однако некоторые цвета были основаны на пигментах, которые испортились при нанесении на влажную поверхность. Поэтому их наносили на втором этапе на сухую стену или секко . Они включали оттенки зеленого (пигменты на основе меди или малахита ), ультрамарина (пигменты из лазурита , редко используемые в шведских церковных фресках) и красного (пигменты на основе киновари ). [ 53 ] Другими пигментами, найденными в церковных фресках XII и XIII веков, являются зеленая земля , атакамит , сурик , массикот и азурит . [ 54 ] [ 55 ] хотя преобладают обычные и простые пигменты. [ 56 ] Тем не менее украшение романской церкви фресками было дорогостоящим мероприятием из-за дорогих материалов, используемых в качестве пигментов. [ 7 ] Кроме того, романские фрески иногда дополнялись легколепными элементами: нимбы святых могли быть вылеплены из лепнины и позолочены или украшены маленькими шариками белой краски, предназначенными для имитации жемчуга . Иногда для выделения тех или иных элементов крепились медные позолоченные пластины. В некоторых случаях фрески украшались горным хрусталем . [ 57 ] В средние века в качестве связующего вещества для красок использовалась известь, но иногда казеин , эруковая кислота и олифы . использовались [ 58 ]
Из ок. 1200 г. произошли изменения в технике. Вместо того, чтобы работать над гладким слоем штукатурки, художники теперь рисовали непосредственно на более грубом и неровном слое штукатурки. Некоторые элементы все еще были написаны под открытым небом, но секко . преобладала [ 59 ] Контуры были вырезаны на влажной поверхности, а не нарисованы, как раньше. К концу Средневековья техника снова изменилась: теперь контуры обычно рисовались углем, а иногда и пигментом на основе оксида железа . [ 18 ] текст (в виде речевых свитков ) и трафаретные детали и узоры. После того, как были сделаны контуры, наносились краски и в последнюю очередь добавлялись [ 60 ] Палитра пигментов расширялась и менялась по мере развития Средневековья. [ 55 ] Альберт Пиктор , работавший в конце 15 — начале 16 века, например, использовал свинцово-оловянно-желтый , аурипигмент и неаполитанский желтый . в дополнение к уже упомянутым пигментам [ 61 ] Кроме того, его мастерская импортировала несколько пигментов, вероятно, из Германии. [ 62 ] Альберт Пиктор также использовал глазурь для некоторых деталей. [ 60 ]
Многие из этих цветов со временем поблекли или изменились. [ 18 ] [ 63 ] Некоторые светлые пигменты на основе свинца имеют тенденцию окисляться в более темный платтнерит при рисовании, как правило, на известковом фоне (но не при рисовании по дереву). [ 60 ] Точно так же красная киноварь иногда превращалась в метациннаварь . Кроме того, органические пигменты, такие как бразилин, выцветают под воздействием солнечного света. [ 60 ] В романских фресках пигменты, используемые при рисовании секко (обычно такие детали, как глаза и самые яркие цвета), не так хорошо впитываются основным материалом и поэтому имеют тенденцию легче отслаиваться, оставляя только виден слой affresco фрески . Особенно это актуально в тех случаях, когда картины позднее были покрыты побелкой. Если и когда побелку удаляют, слой секко также часто отваливается. [ 11 ]
Художники
[ редактировать ]
Техническое исполнение, а также иконография указывают на то, что художники, создавшие романские фрески, были хорошо образованы. [ 7 ] Однако в целом о художниках и мастерских, создавших самые ранние фрески в шведских церквях, известно очень мало. [ 64 ] Несколько фресок XIII века подписаны: две рунами ( Старая церковь Дадесё работы Зигмунда и церковь Анга работы Халварда) и одна маюскулой ( церковь Вета Магнуса). [ 65 ] [ 66 ] Более подробные записи о художниках и мастерских в некоторых случаях существуют с середины 15 века. Имена некоторых из этих художников сохранились либо в виде подписей и надписей в церквях, либо в городских архивах , например, в Стокгольме и Арбоге . [ 64 ] Альбертус Пиктор — самый известный из художников поздней готики, уже при жизни получивший признание и последователей. [ 67 ] Его подпись известна в шести церквях, а в Лидской церкви имеется и его автопортрет. [ 68 ] Его имя также упоминается в городских архивах Стокгольма. [ 69 ] В других случаях, когда письменных источников не существует, историки искусства присваивали неназвания группам произведений, предположительно созданных в одной и той же мастерской, или, в более широком смысле, произведениям, демонстрирующим определенное стилистическое сходство друг с другом. [ 70 ]
Художники, действовавшие в эпоху позднего средневековья, обычно принадлежали к мастерским, состоящим из мастера и одного или двух подмастерьев и/или учеников . Они часто действовали из города и украшали близлежащие церкви. Помимо фресок, их работа, вероятно, также включала роспись алтарей , текстиля и других религиозных предметов. Многие художники, похоже, занимались другими видами художественной работы; некоторые отмечены в архивах не только художниками, но и стекольщиками и плотниками. [ 64 ]
Фрески писались в теплые месяцы года, обычно с начала апреля до середины августа. Если работы не удавалось завершить в летние месяцы, их возобновляли весной следующего года. [ 64 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Скания была частью Дании до Роскилдского договора 1658 года.
- ↑ Финляндия была частью Швеции до Фредриксхамнского договора 1809 года.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Линдгрен 1995 , с. 299.
- ^ Jump up to: а б с д и Линдгрен 1996 , с. 309.
- ^ «Картины мелом в Швеции» . Картина мира Средневековья (на шведском языке). Шведский исторический музей . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Нильссон 2015 , стр. 138.
- ^ Jump up to: а б Бенгтссон Мелин 2013 , стр. 250.
- ^ Седерберг 1951 , стр. 37.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Нильссон 2015 , стр. 139.
- ^ Jump up to: а б с д Линдгрен 1995 , стр. 304.
- ^ Линдгрен 1995 , стр. 306.
- ^ Ирильд Альстедт 1971 , стр. 220.
- ^ Jump up to: а б с Линдгрен 1995 , стр. 303.
- ^ «Кто нарисовал картины?» . Картина мира Средневековья (на шведском языке). Шведский исторический музей . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ Линдгрен 1995 , стр. 310–311.
- ^ Jump up to: а б Линдгрен 1995 , стр. 328.
- ^ Линдгрен 1971 , стр. 117.
- ^ Лагерлёф 1972 , стр. 296.
- ^ Катлер 1969 , с. 259.
- ^ Jump up to: а б с Линдгрен 1996 , стр. 317.
- ^ Линдгрен 1996 , стр. 318.
- ^ Линдгрен 1996 , стр. 318–319.
- ^ Jump up to: а б с Линдгрен 1996 , стр. 323.
- ^ Седерберг 1951 , стр. 92.
- ^ Седерберг 1951 , стр. 93.
- ^ Линдгрен 1996 , стр. 334–335.
- ^ Линдгрен 1996 , стр. 352.
- ^ Нильссон 2015 , стр. 139–40.
- ^ Линдгрен 1996 , с. 338–339.
- ^ Содерберг 1951 , с. 40.
- ^ Линдгрен 1996 , с. 359.
- ^ Jump up to: а б Линдгрен 1996 , с. 385.
- ^ Анунд и Квистрём 2012 , с. 178–180.
- ^ Корнелл и Валлин 1917 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Седерберг 1951 , с. 41.
- ^ Линдгрен 1996 , с. 386–387.
- ^ Линдгрен 1996 , с. 399.
- ^ Линдгрен 1996 , стр. 321.
- ^ Содерберг 1951 , с. 206.
- ^ Анунд и Квистрём 2012 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б с д Линдгрен 1996 , стр. 322.
- ^ Jump up to: а б с Анунд и Квистрём 2012 , стр. 176.
- ^ Jump up to: а б Линдгрен 1996 , стр. 378.
- ^ Содерберг 1951 , стр. 207–208.
- ^ Содерберг 1951 , стр. 206–207.
- ^ Седерберг 1951 , стр. 208.
- ^ Седерберг 1951 , стр. 14.
- ^ Jump up to: а б с «Гипсовые картины» . Картина мира Средневековья (на шведском языке). Шведский исторический музей . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ Содерберг 1951 , стр. 15–18.
- ^ Седерберг 1951 , стр. 19.
- ^ Содерберг 1951 , с. 21.
- ^ Содерберг 1951 , с. 21–33.
- ^ Линдгрен 1995 , с. 300–303.
- ^ Линдгрен 1995 , с. 301.
- ^ Линдгрен 1995 , с. 301–302.
- ^ Норд и Троннер 2010 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Норд и Троннер 2011 , с. 336.
- ^ Норд и Троннер 2011 , с. 340.
- ^ Линдгрен 1995 , стр. 302.
- ^ Норд и Троннер 2011 , с. 56–57.
- ^ Линдгрен 1996 , с. 316.
- ^ Jump up to: а б с д Норд и Троннер 2011 , с. 338.
- ^ Норд и др. 2018 , с. 95.
- ^ Норд и др. 2018 , с. 98.
- ^ Норд и Троннер 2011 , с. 338–339.
- ^ Jump up to: а б с д Линдгрен 1996 , с. 310.
- ^ Линдгрен 1996 , с. 331.
- ^ Содерберг 1951 , с. 46.
- ^ Анунд и Квистрём 2012 , с. 182.
- ^ Линдгрен 1996 , с. 313.
- ^ Анунд и Квистрём 2012 , с. 183.
- ^ Анунд и Квистрём 2012 , с. 180.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Анунд, Йохан; Квистрем, Линда (2012). Средневековая возвышенность: акреологический путеводитель [ Средневековая возвышенность: акреологический путеводитель ] (на шведском языке). Лунд: Historiska Media. ISBN 978-91-85873-74-6 .
- Бенгтссон Мелин, Пиа (2013). «Недавно обнаруженные романские фрески в церкви Марка в Вестергётланде» [Недавно обнаруженные романские фрески в церкви Марка, Вестергётланд] (PDF) . Старый друг. Журнал шведских антикварных исследований (на шведском языке). 108 (4): 249–256. ISSN 0015-7813 . Проверено 30 марта 2020 г.
- Корнелл, Хенрик; Валлин, Сигурд (1917). Позднеготическая монументальная живопись в Швеции [ Позднеготическая монументальная живопись в Швеции ] (на шведском языке). Уппсала.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Катлер, Энтони (1969). «Гарда, Келлунге и византийская традиция на Готланде». Художественный вестник . 51 (3): 257–266. дои : 10.2307/3048630 . JSTOR 3048630 .
- Лагерлёф, Эрланд (1972). Гардская церковь (PDF) . Церкви Швеции, искусствоведческий инвентарь (на шведском языке). Том. 145. Стокгольм: Альмквист и Викселл. стр. 218–251. ISSN 0284-1894 .
- Линдгрен, Мерет (1995). «Липовые картины». В Карлссоне, Леннарт (ред.). История шведского искусства Signum. Романское искусство [ История шведского искусства Сигнума. Романское искусство ] (на шведском языке). Лунд: Сигнум. стр. 299–335. ISBN 91-87896-23-0 .
- Линдгрен, Мерет (1996). «Липовые картины». Ин Аугустссон, Ян-Эрик (ред.). История шведского искусства Signum. Готическое искусство [ История шведского искусства Сигнума. Готическое искусство ] (на шведском языке). Лунд: Сигнум. стр. 309–413. ISBN 91-87896-25-7 .
- Линдгрен, Мерет (1971). романских картин Винслова» «Новая попытка интерпретации (PDF) . Старый друг. Журнал шведских антикварных исследований (на шведском языке): 113–117. ISSN 0015-7813 . Проверено 29 марта 2020 г.
- Нильссон, Инг-Мари (2015). «Украшение и обстановка средневековой церкви». В Дальберге, Маркус; Сьёстрем, Ингрид (ред.). Сконе. Церкви пейзажа [ Scania. Церкви провинции ] (на шведском языке). Стокгольм: Совет по национальному наследию Швеции . стр. 138–144. ISBN 978-91-7209-710-0 .
- Норд, Андерс Г.; Троннер, Кейт; Асп, Миа; Лундмарк, Элин (2018). «Альберт Пиктор: средневековый мастер-художник и его пигменты» (PDF) . Форнвеннен. Журнал шведских антикварных исследований . 113 (2): 89–102. ISSN 0015-7813 . Проверено 29 марта 2020 г.
- Норд, Андерс Г.; Троннер, Кейт (2010). Цветовой выбор средневековых мастеров: исследовательский проект, финансируемый Королевским королевством Vitterhets-, Historie- och Antikvitetsakademien [ Выбор цвета средневековых мастеров: исследовательский проект, финансируемый Шведской королевской академией литературы, истории и древностей ] (PDF) (на шведском языке). Висбю: Шведский совет национального наследия .
- Норд, Андерс Г.; Троннер, Кейт (2011). «Химический анализ фресок четырнадцати средневековых церквей» (PDF) . Старый друг. Журнал шведских антикварных исследований (на шведском языке). 106 (4): 334–341. ISSN 0015-7813 . Проверено 29 марта 2020 г.
- Седерберг, Бенгт Г. (1951). росписи Шведские церковные средневековья (на шведском языке). Стокгольм: Природа и культура.
- Ирильд Альстедт, Ингер (1971). «Романская надпись в Гуалёвской церкви» ( PDF) . Старый друг. Журнал шведских антикварных исследований (на шведском языке): 214–220. ISSN 0015-7813 . Проверено 30 марта 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баннинг, Кнут; Брандт, Метте; Касперсен, Сорен (1976). Каталог настенных росписей церквей средневековой Дании 1100-1600: Скания, Халланд, Блекинге . Копенгаген: Академическая пресса. ISBN 9788750017462 .
- Нисбет, Оке (1986). Проповедь картин: средневековые фрески в Швеции [ Проповедь картин: средневековые фрески в Швеции ] (на шведском языке). Стокгольм: Гидлунд. ISBN 9178440645 .
- Сильван, Отто (1899). « Церковные росписи в Уппланде конца средневековья». Antiqvarisk Tidskrift for Sverige / Издано Kongl. Академия истории и античности Виттерхета (на шведском языке). XIV (1899): 1–203 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с церковными фресками в Швеции, на Викискладе?