Jump to content

Церковные фрески в Швеции

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с церковных фресок в Швеции )

Иону бросают в море, фреска Альберта Пиктора конца XV ​​века в церкви Херкеберга . Большинство церковных фресок в Швеции относятся к этому времени, а Альбертус Пиктор — самый известный художник того времени.

Церковные фрески или церковные настенные росписи — это в основном средневековые картины, найденные в нескольких шведских церквях . Обычно они украшают своды или стены зданий. По -шведски их иногда называют kalkmålningar , буквально «известковые картины», поскольку их часто рисовали с использованием извести в качестве связующего вещества для краски. Самые ранние церковные фрески в Швеции относятся к первым десятилетиям XII века и имеют романский стиль. Большинство из них находится в южной части Швеции, где они были заказаны членами королевской семьи и знати того времени. Все они имеют определенное иконографическое сходство и по большей части демонстрируют стилистическое влияние современного искусства на территории нынешней Германии. Хотя предполагается, что художники, написавшие фрески, были хорошо образованы и первые из них были иностранцами, об их личностях практически ничего не известно. Около 1250 года произошел стилистический сдвиг в сторону готики, который привел к появлению более легких и воздушных композиций и росту популярности марианских и христианских мистических мотивов. Сохранились фрески ранней и высокой готики, особенно на острове Готланд , где в то время было построено много новых церквей, и Скания , где многие старые церкви были оборудованы новыми сводами , которые затем были украшены. К этому времени относятся самые ранние известные имена художников.

Большинство фресок датируются 15-м и началом 16-го веков, когда было построено или перестроено множество церквей, особенно в провинциях вокруг озера Меларен . Эти фрески поздней готики более разнообразны, чем более ранние готические картины, и декор был более обильным. Они имеют тенденцию покрывать всю поверхность стены. Также наблюдается сдвиг в сторону повествовательной живописи с более частым включением дидактических и морализаторских тем. Иконография в целом более фрагментирована, а картины часто выполнены с гораздо меньшим количеством всеобъемлющего принципа. Ряд художников и мастерских позднего средневековья известны по именам, прежде всего Альбертус Пиктор . Мастерские обычно состояли из трех человек, включая мастера; малярные работы проводились только в летние месяцы. Они использовали разнообразные пигменты , а палитра художников расширялась по мере развития Средневековья. После Реформации изредка все еще создавались новые церковные фрески, но в конце 17 века и в особенности в 18 и начале 19 веков большинство фресок были покрыты побелка . Многие из них позднее были обнаружены и отреставрированы, в частности, в 20 веке. Сегодня в Швеции существует большое количество церковных фресок по сравнению с другими европейскими странами. Шведский исторический музей описывает их как «уникальное сокровище».

Романские фрески

[ редактировать ]
Романские фрески в церкви Вя , возможно, самые старые в Швеции, вероятно, были созданы под королевским патронажем.

Самые старые существующие церковные фрески в Швеции датируются первыми десятилетиями 12 века. [ 1 ] Они выполнены в романском стиле, который был доминирующим до середины 13 века. [ 2 ] Ни один набор романских фресок не сохранился в первозданном виде; некоторые из них были изменены или восстановлены позднее, а некоторые значительно потускнели. [ 1 ] Во многих случаях остаются только фрагменты. [ 1 ] [ 3 ] Наибольшее количество сохранившихся романских фресок обнаружено в южных провинциях . [ 1 ] Остатки сохранились примерно в 50 церквях в Скании , что делает эту провинцию основной провинцией, где сохранились романские церковные фрески. [ 4 ] Большинство других фресок разбросаны по остальной части Гёталанда . [ 5 ] [ 6 ] Единственные известные романские фрески к северу от озера Меларен находятся в церкви Ромфартуна [ sv ] в Вестманланде . [ 5 ] Расходы, связанные с украшением церкви фресками, а также преобладание портретов дарителей во многих сохранившихся комплектах картин привели к предположению, что самые ранние фрески были заказаны представителями элиты. [ 7 ] Картины в церкви Вя содержат портреты дарителей, изображающие датских короля и королеву. [ а ] вероятно, король Нильс и королева Маргарет Фредкулла , что указывает на то, что церковь была построена по заказу королевской четы. [ 4 ] Точно так же в церкви Стехаг хранится донорский портрет короля Канута VI и архиепископа . [ 7 ] [ 8 ] в церкви Гуалёва находятся донорские портреты рыцаря по имени Утикус и его жены Хиалмсвит. [ 7 ] [ 9 ] [ 10 ] Романские фрески в шведских церквях в целом характеризуются высоким качеством и сравнимы с современными европейскими фресками. [ 4 ]

Романские фрески в Швеции всегда создавались подобным образом. Апсида , церкви без исключения украшена изображением Христа в Величестве окруженного мандорлой . [ 11 ] Хорошо сохранившиеся образцы существуют в церкви Хястведа , церкви Лакаланга и церкви Овраби . [ 4 ] Христос окружен символами Четырех евангелистов . [ 11 ] Изображения Каина и Авеля иногда рисовались на арке апсиды, а иногда на арке алтаря (лицом к нефу ) или на нижней стороне арки алтаря. [ 8 ] изображение Страстей . Арка алтаря могла также содержать изображения святых или портреты дарителей, а иногда над аркой писали [ 8 ] Южная стена нефа иногда украшалась сценами из Ветхого Завета , а северная стена — сценами из Нового Завета . [ 8 ]

Первые фрески были написаны иностранными художниками, но со временем их начали создавать и местные художники. [ 12 ] Те, что в Вя, вероятно, являются самыми старыми ( ок. 1120–1130), а также одними из наиболее обширных и хорошо сохранившихся нетронутых наборов романских фресок в Швеции. Их стиль итало-византийский , похожий на другие европейские фрески первой половины XII века, особенно в Сигвардскирхе [ де ] недалеко от Ганновера на северо-западе Германии. [ 13 ] По большей части, например, в хорошо сохранившихся фресках в церкви Бьярешё , стилистические влияния пришли из Германии. [ 7 ] [ 14 ] В некоторых случаях их можно различить из Франции ( Церковь Книслинге и Церковь Хёр [ sv ] ). [ 14 ] а также (возможно) Ломбардия ( Винсловская церковь ). [ 15 ] Несколько ранних фресок в церквях на Готланде выполнены в русско-византийском стиле; картины в церкви Гарде ( ок. 1200 г.). из них лучше всего сохранились [ 16 ] [ 17 ]

Фрески ранней и высокой готики

[ редактировать ]
Фрески в стиле высокой готики, доминирующие в интерьере Готемской церкви на Готланде.

Стилистический переход от того, что обычно известно как романское искусство, к готическому искусству произошел ок. 1250 г. в Швеции. [ 2 ] Период примерно между 1250 и 1300 годами иногда называют ранней готикой, а период с ок. 1300–1380 годы как Высокая готика. [ 2 ] В целом иконография фресок осталась схожей. Однако некоторые изменения произошли в выборе темы. [ 18 ]

В 13 веке, когда почитание Марии усилилось, Марианские темы стали более популярными. Например, Коронация Богородицы . участилась [ 19 ] В XIV веке больший интерес к христианскому мистицизму также можно увидеть в выборе тем (например, Месса Святого Григория ), в сочетании со смещением акцента с изображения Христа как торжествующего к изображениям его страданий во время Страстей. В этот период появляются и чисто декоративные картины. [ 20 ]

Стилистически период ранней и высокой готики знаменует собой сдвиг в сторону более светлой цветовой гаммы. Картины больше не покрывают всю поверхность, как в романский период, а выделяются на белом фоне стен. [ 21 ] Новые возможности для украшения открылись, когда деревянные перекрытия и цилиндрические своды церквей стали заменяться крестовыми сводами из кирпича или камня. [ 21 ] [ 22 ] Самые ранние из них носят чисто декоративный характер, без каких-либо фигуративных изображений. [ 7 ] Стилистические влияния пришли, в основном, из Вестфалии и Саксонии , часто передавались через Любек . [ 23 ] Большое количество церковных фресок как ранней, так и высокой готики можно найти в церквях на Готланде, который пережил период экономического роста в ок. многие старые церкви были перестроены и оборудованы кирпичными сводами. 1250–1350 гг., а также в Скании, где в 14 веке [ 2 ] Во многих фресках на Готланде, например в церкви Вамлингбо , было отмечено особенно сильное влияние современного вестфальского искусства в византийском стиле. [ 24 ] Хотя фрески как ранней, так и высокой готики в Скании оставались консервативными и стилистически близкими к романскому искусству, были введены некоторые новые сюжеты, такие как Колесо Фортуны . Люди представлены вытянутыми и покачивающимися, с плавно струящимися складками одежды, в отличие от более ранних, более иератических романских фигур. [ 25 ] [ 26 ] Стиль фресок высокой готики в целом похож на раннюю готику, но более грубый и тяжелый по исполнению, примером чему служат фрески в Готемской церкви на Готланде. [ 27 ]

Фрески поздней готики

[ редактировать ]
Интерьер церкви Расбокиль . Как и во многих других церквях в регионе вокруг озера Меларен, в эпоху позднего средневековья весь интерьер церкви был украшен фресками; они датируются ок. 1520 г. После побелки они были обнаружены в 20 веке.

Подавляющее большинство, возможно, целых 75 процентов, средневековых церковных фресок в Швеции датируются 15 и началом 16 веков. [ 28 ] Некоторые из самых ранних примеров этого стиля поздней готики можно найти в доме капитула Вадстена аббатства . Эти фрески, вероятно, были написаны в последние десятилетия 14-го века и отражают как стилистические, так и иконографические влияния северной Германии, особенно художника Мастера Бертрама . [ 29 ] Однако в основном в районе озера Меларен, особенно в Уппланде и Вестманланде, наблюдается резкий рост производства церковных фресок между ок. 1435 и 1500. [ 30 ] Экономическое развитие позволило строить новые церкви и ремонтировать старые; почти все церкви региона были оборудованы кирпичными сводами, которые затем украшались. [ 30 ] Архиепископ Якоб Ульвссон (1430–1521) также поощрял развитие, и его герб нарисован в нескольких церквях. [ 31 ] Скорость, с которой церкви в окрестностях Стокгольма в 15 веке украшались картинами, была названа «эпидемией». [ 32 ] Значительное количество фресок, датируемых этим временем, также можно найти в Вестер- и Эстергётланде , а также в Скании. Фрески поздней готики, похожие на фрески из региона Меларен, также можно найти в Даларне , Норрланде , а также в Финляндии. [ б ] [ 33 ] [ 34 ] Самая северная церковь с фресками в стиле поздней готики — церковь Недерлулео в Норрботтене . [ 35 ]

В этот период марианские темы стали более популярными, чем когда-либо, а также более разнообразными (включая изображения Женщины Апокалипсиса и Охоты на Единорога ). Увеличилось количество картин святых и легенд о них . [ 36 ] Изобразительная программа церкви стала более фрагментированной, а сюжеты и мотивы чаще смешивались без четкого всеобъемлющего принципа. [ 37 ] Тем не менее, некоторые общие тенденции можно наблюдать, по крайней мере, в церквях Уппланда. Хор часто содержал сцены из жизни Христа или сюжеты Марии. Неф обычно часто украшался иллюстрациями из Ветхого Завета , а зачастую просторные церковные паперти содержали более светские предметы. [ 38 ] Дидактическое искусство стало более распространенным, а также морализаторские темы, включая множество изображений дьяволов в фресках. [ 39 ] [ 40 ]

В целом картины поздней готики более повествовательны и менее декоративны, чем более ранние готические фрески. Люди изображены более линейно, с более четкими контурами и более цельными объемами, а орнаментика разнообразнее, детальнее и богаче. [ 41 ] [ 40 ] Вся церковь, включая стены и своды, была украшена в типичном стиле. [ 40 ] [ 41 ] Палитра цветов расширена, присутствует тенденция к буйству или кричащести. [ 42 ] гравюры на дереве и Библии для бедняков (хотя чистые копии были редкостью). В качестве примеров художники использовали [ 43 ] В это время влияние ранней нидерландской живописи , включая попытки реализма и перспективы в некоторых фресках можно увидеть ; снова, вероятно, посредством немецкой транспозиции (некоторые художники, такие как Альбертус Пиктор и Йоханнес Розенрод [ sv ] сами были немцами). [ 33 ] В целом, однако, церковные фрески продолжали следовать народному декоративному стилю с небольшим количеством элементов, возникших из зарождающегося Ренессанса в остальной Европе. [ 44 ]

Более поздние украшения, жестокое обращение и реставрации

[ редактировать ]

В отличие от некоторых других стран, Реформация в Швеции в 16 веке не сопровождалась каким-либо широко распространенным иконоборчеством . [ 39 ] [ 45 ] Большинство церковных фресок остались нетронутыми, а иногда даже реставрировались после Реформации. Отсутствие каких-либо крупных войн на шведской земле со времен Средневековья также способствовало сохранению многих фресок. [ 46 ] В 17-18 веках были также созданы совершенно новые церковные фрески, зачастую консервативные, почти средневековые по стилю. [ 47 ] Однако к концу 17 века церковные росписи начали побелить в некоторых церквях . Было высказано предположение, что растущий акцент на протестантском православии в Шведской церкви привел к менее терпимому отношению к фрескам. [ 48 ] В конце 18-го и начале 19-го веков произошло более систематическое покрытие фресок по стилистическим, а не теологическим причинам: неоклассические идеалы того времени ценили неукрашенные белые церковные интерьеры более высоко, чем исторические фрески. [ 39 ] [ 49 ] Лишь незначительное количество церковных фресок в Швеции сохранилось нетронутым до наших дней; большинство из них когда-то были покрыты побелкой. [ 39 ] С конца 19 века, и особенно в 20 веке, были обнаружены и реставрированы фрески. Иногда эти «реставрации», в свою очередь, приводили к дальнейшему ухудшению или даже разрушению. [ 21 ] [ 50 ] Однако в целом в Швеции по-прежнему необычно много фресок по сравнению с другими странами Европы. Шведский исторический музей описывает их как «уникальное сокровище». [ 46 ] [ 2 ]

В средние века картины создавались как на дереве, так и на камне, но большинство из них можно найти в каменных церквях. [ 46 ] Самые старые церковные фрески романского периода были написаны в сочетании техник аффреско и секко . [ 51 ] Голую стену сначала покрывали толстым слоем грубой штукатурки , которую затем покрывали побелкой и протыкали, как основу для тонкого слоя гладкой штукатурки. Пока он еще влажный, на этом слое были нарисованы контуры красной охрой . Цвета на основе земляных пигментов , технического углерода и свинцовых белил также наносились под открытым небом . [ 52 ] Однако некоторые цвета были основаны на пигментах, которые испортились при нанесении на влажную поверхность. Поэтому их наносили на втором этапе на сухую стену или секко . Они включали оттенки зеленого (пигменты на основе меди или малахита ), ультрамарина (пигменты из лазурита , редко используемые в шведских церковных фресках) и красного (пигменты на основе киновари ). [ 53 ] Другими пигментами, найденными в церковных фресках XII и XIII веков, являются зеленая земля , атакамит , сурик , массикот и азурит . [ 54 ] [ 55 ] хотя преобладают обычные и простые пигменты. [ 56 ] Тем не менее украшение романской церкви фресками было дорогостоящим мероприятием из-за дорогих материалов, используемых в качестве пигментов. [ 7 ] Кроме того, романские фрески иногда дополнялись легколепными элементами: нимбы святых могли быть вылеплены из лепнины и позолочены или украшены маленькими шариками белой краски, предназначенными для имитации жемчуга . Иногда для выделения тех или иных элементов крепились медные позолоченные пластины. В некоторых случаях фрески украшались горным хрусталем . [ 57 ] В средние века в качестве связующего вещества для красок использовалась известь, но иногда казеин , эруковая кислота и олифы . использовались [ 58 ]

Из ок. 1200 г. произошли изменения в технике. Вместо того, чтобы работать над гладким слоем штукатурки, художники теперь рисовали непосредственно на более грубом и неровном слое штукатурки. Некоторые элементы все еще были написаны под открытым небом, но секко . преобладала [ 59 ] Контуры были вырезаны на влажной поверхности, а не нарисованы, как раньше. К концу Средневековья техника снова изменилась: теперь контуры обычно рисовались углем, а иногда и пигментом на основе оксида железа . [ 18 ] текст (в виде речевых свитков ) и трафаретные детали и узоры. После того, как были сделаны контуры, наносились краски и в последнюю очередь добавлялись [ 60 ] Палитра пигментов расширялась и менялась по мере развития Средневековья. [ 55 ] Альберт Пиктор , работавший в конце 15 — начале 16 века, например, использовал свинцово-оловянно-желтый , аурипигмент и неаполитанский желтый . в дополнение к уже упомянутым пигментам [ 61 ] Кроме того, его мастерская импортировала несколько пигментов, вероятно, из Германии. [ 62 ] Альберт Пиктор также использовал глазурь для некоторых деталей. [ 60 ]

Многие из этих цветов со временем поблекли или изменились. [ 18 ] [ 63 ] Некоторые светлые пигменты на основе свинца имеют тенденцию окисляться в более темный платтнерит при рисовании, как правило, на известковом фоне (но не при рисовании по дереву). [ 60 ] Точно так же красная киноварь иногда превращалась в метациннаварь . Кроме того, органические пигменты, такие как бразилин, выцветают под воздействием солнечного света. [ 60 ] В романских фресках пигменты, используемые при рисовании секко (обычно такие детали, как глаза и самые яркие цвета), не так хорошо впитываются основным материалом и поэтому имеют тенденцию легче отслаиваться, оставляя только виден слой affresco фрески . Особенно это актуально в тех случаях, когда картины позднее были покрыты побелкой. Если и когда побелку удаляют, слой секко также часто отваливается. [ 11 ]

Художники

[ редактировать ]
Автопортрет Альберта Пиктора в церкви Лид

Техническое исполнение, а также иконография указывают на то, что художники, создавшие романские фрески, были хорошо образованы. [ 7 ] Однако в целом о художниках и мастерских, создавших самые ранние фрески в шведских церквях, известно очень мало. [ 64 ] Несколько фресок XIII века подписаны: две рунами ( Старая церковь Дадесё [ sv ] работы Зигмунда и церковь Анга работы Халварда) и одна маюскулой ( церковь Вета [ sv ] Магнуса). [ 65 ] [ 66 ] Более подробные записи о художниках и мастерских в некоторых случаях существуют с середины 15 века. Имена некоторых из этих художников сохранились либо в виде подписей и надписей в церквях, либо в городских архивах , например, в Стокгольме и Арбоге . [ 64 ] Альбертус Пиктор — самый известный из художников поздней готики, уже при жизни получивший признание и последователей. [ 67 ] Его подпись известна в шести церквях, а в Лидской церкви [ св ] имеется и его автопортрет. [ 68 ] Его имя также упоминается в городских архивах Стокгольма. [ 69 ] В других случаях, когда письменных источников не существует, историки искусства присваивали неназвания группам произведений, предположительно созданных в одной и той же мастерской, или, в более широком смысле, произведениям, демонстрирующим определенное стилистическое сходство друг с другом. [ 70 ]

Художники, действовавшие в эпоху позднего средневековья, обычно принадлежали к мастерским, состоящим из мастера и одного или двух подмастерьев и/или учеников . Они часто действовали из города и украшали близлежащие церкви. Помимо фресок, их работа, вероятно, также включала роспись алтарей , текстиля и других религиозных предметов. Многие художники, похоже, занимались другими видами художественной работы; некоторые отмечены в архивах не только художниками, но и стекольщиками и плотниками. [ 64 ]

Фрески писались в теплые месяцы года, обычно с начала апреля до середины августа. Если работы не удавалось завершить в летние месяцы, их возобновляли весной следующего года. [ 64 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Скания была частью Дании до Роскилдского договора 1658 года.
  2. Финляндия была частью Швеции до Фредриксхамнского договора 1809 года.
  1. ^ Jump up to: а б с д Линдгрен 1995 , с. 299.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Линдгрен 1996 , с. 309.
  3. ^ «Картины мелом в Швеции» . Картина мира Средневековья (на шведском языке). Шведский исторический музей . Проверено 31 марта 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Нильссон 2015 , стр. 138.
  5. ^ Jump up to: а б Бенгтссон Мелин 2013 , стр. 250.
  6. ^ Седерберг 1951 , стр. 37.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Нильссон 2015 , стр. 139.
  8. ^ Jump up to: а б с д Линдгрен 1995 , стр. 304.
  9. ^ Линдгрен 1995 , стр. 306.
  10. ^ Ирильд Альстедт 1971 , стр. 220.
  11. ^ Jump up to: а б с Линдгрен 1995 , стр. 303.
  12. ^ «Кто нарисовал картины?» . Картина мира Средневековья (на шведском языке). Шведский исторический музей . Проверено 29 марта 2020 г.
  13. ^ Линдгрен 1995 , стр. 310–311.
  14. ^ Jump up to: а б Линдгрен 1995 , стр. 328.
  15. ^ Линдгрен 1971 , стр. 117.
  16. ^ Лагерлёф 1972 , стр. 296.
  17. ^ Катлер 1969 , с. 259.
  18. ^ Jump up to: а б с Линдгрен 1996 , стр. 317.
  19. ^ Линдгрен 1996 , стр. 318.
  20. ^ Линдгрен 1996 , стр. 318–319.
  21. ^ Jump up to: а б с Линдгрен 1996 , стр. 323.
  22. ^ Седерберг 1951 , стр. 92.
  23. ^ Седерберг 1951 , стр. 93.
  24. ^ Линдгрен 1996 , стр. 334–335.
  25. ^ Линдгрен 1996 , стр. 352.
  26. ^ Нильссон 2015 , стр. 139–40.
  27. ^ Линдгрен 1996 , с. 338–339.
  28. ^ Содерберг 1951 , с. 40.
  29. ^ Линдгрен 1996 , с. 359.
  30. ^ Jump up to: а б Линдгрен 1996 , с. 385.
  31. ^ Анунд и Квистрём 2012 , с. 178–180.
  32. ^ Корнелл и Валлин 1917 , с. 10.
  33. ^ Jump up to: а б Седерберг 1951 , с. 41.
  34. ^ Линдгрен 1996 , с. 386–387.
  35. ^ Линдгрен 1996 , с. 399.
  36. ^ Линдгрен 1996 , стр. 321.
  37. ^ Содерберг 1951 , с. 206.
  38. ^ Анунд и Квистрём 2012 , с. 178.
  39. ^ Jump up to: а б с д Линдгрен 1996 , стр. 322.
  40. ^ Jump up to: а б с Анунд и Квистрём 2012 , стр. 176.
  41. ^ Jump up to: а б Линдгрен 1996 , стр. 378.
  42. ^ Содерберг 1951 , стр. 207–208.
  43. ^ Содерберг 1951 , стр. 206–207.
  44. ^ Седерберг 1951 , стр. 208.
  45. ^ Седерберг 1951 , стр. 14.
  46. ^ Jump up to: а б с «Гипсовые картины» . Картина мира Средневековья (на шведском языке). Шведский исторический музей . Проверено 31 марта 2020 г.
  47. ^ Содерберг 1951 , стр. 15–18.
  48. ^ Седерберг 1951 , стр. 19.
  49. ^ Содерберг 1951 , с. 21.
  50. ^ Содерберг 1951 , с. 21–33.
  51. ^ Линдгрен 1995 , с. 300–303.
  52. ^ Линдгрен 1995 , с. 301.
  53. ^ Линдгрен 1995 , с. 301–302.
  54. ^ Норд и Троннер 2010 , с. 51.
  55. ^ Jump up to: а б Норд и Троннер 2011 , с. 336.
  56. ^ Норд и Троннер 2011 , с. 340.
  57. ^ Линдгрен 1995 , стр. 302.
  58. ^ Норд и Троннер 2011 , с. 56–57.
  59. ^ Линдгрен 1996 , с. 316.
  60. ^ Jump up to: а б с д Норд и Троннер 2011 , с. 338.
  61. ^ Норд и др. 2018 , с. 95.
  62. ^ Норд и др. 2018 , с. 98.
  63. ^ Норд и Троннер 2011 , с. 338–339.
  64. ^ Jump up to: а б с д Линдгрен 1996 , с. 310.
  65. ^ Линдгрен 1996 , с. 331.
  66. ^ Содерберг 1951 , с. 46.
  67. ^ Анунд и Квистрём 2012 , с. 182.
  68. ^ Линдгрен 1996 , с. 313.
  69. ^ Анунд и Квистрём 2012 , с. 183.
  70. ^ Анунд и Квистрём 2012 , с. 180.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f7862b60bac30a6d52c2c550a40e0b95__1687011840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/95/f7862b60bac30a6d52c2c550a40e0b95.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Church murals in Sweden - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)