Jump to content

Готическая книжная иллюстрация

Жан де Бондоль : Жан де Водетар представляет свою работу «Историческую Библию » в подарок от короля Карла V (Франция, 1371/72). [1]

Готическая книжная иллюстрация , или готическая иллюминация , зародилась во Франции и Англии около 1160/70, тогда как романские формы оставались доминирующими в Германии примерно до 1300 года. На протяжении готического периода Франция оставалась ведущей художественной нацией, влиявшей на стилистическое развитие книжной иллюстрации . В период перехода от периода поздней готики к эпохе Возрождения книжная иллюстрация потеряла свой статус одного из важнейших художественных жанров во второй половине XV века из-за широкого распространения книгопечатания .

В переходный период от XII к XIII веку наряду с монастырским книжным производством возникло коммерческое книжное производство. Одновременно более артистические личности получили признание по имени. [2] Начиная с 14 века мастер стал обычной фигурой, руководя мастерской, которая занималась как панно , так и книжной росписью. В 13 веке высшая знать заменила духовенство в качестве основных покровителей книжной иллюстрации, что привело к увеличению светской литературы при дворах . Несмотря на этот сдвиг, часослов для личного пользования оставался наиболее часто иллюстрированным типом книг.

По сравнению с романской живописью готическая живопись отличается мягкой, размашистой фигурной манерой и струящимися драпировками . Эта тенденция оставалась неизменной на протяжении всего готического периода и достигла кульминации в так называемом «мягком стиле». Среди других отличительных особенностей — использование современных архитектурных элементов для украшения живописных полей. Со второй половины XII века красные и синие инициалы из флёронов стали распространенной формой оформления рукописей нижнего и среднего уровней оформления по всей Европе. Самостоятельные сцены часто выполнялись в виде исторических инициалов и шуток у нижнего края картины. Эти сцены давали простор творческим изображениям, независимым от иллюстрированного текста, и в значительной степени способствовали индивидуализации живописи и отказу от жестких изобразительных формул. В 15 веке натуралистический реализм стал все более преобладать в искусстве, особенно благодаря влиянию южных Нидерландов. . Этот стиль подчеркивал перспективу , пространственную глубину, световые эффекты и реалистичную анатомию изображенных фигур, указывая на эпоху Возрождения.

Основы готической книжной иллюстрации.

[ редактировать ]

Временной и географический контекст

[ редактировать ]
Раннеготическая Ингеборгская Псалтырь ( Турне , около 1195 года). [3]

Готический период — стилистическая эпоха в Европе , исключающая византийскую культурную сферу, искусство которой , однако, оказало большое влияние на западноевропейское искусство. Стиль зародился во Франции, которая оставалась ведущей европейской художественной нацией до периода поздней готики.

Временные границы предшествующего романского периода и последующего Возрождения неточны и могут различаться на несколько десятилетий в разных регионах. Во Франции готическая книжная иллюстрация началась около 1200 г. [4] почти через четыре десятилетия после того, как были построены первые ранние готические соборы. В Англии это изменение стиля началось около 1220 г. [2] в то время как в Германии романские формы частично сохранялись примерно до 1300 года. [5] Смене стиля в живописи всегда предшествовала смена стиля в архитектуре. Около 1450 года гравюра на дереве , особенно в виде блок-книг , начала конкурировать с кропотливыми книжными иллюстрациями. Быстрое распространение книгопечатания и первоначально раскрашенных вручную гравюр во второй половине XV века во многом вытеснило книжную иллюстрацию. Гравировка была разработана как техника печати, которая также сделала возможным создание художественно сложных иллюстраций. К концу 15 века гравюра в рациональном и художественном отношении превзошла книжную иллюстрацию. Художники эпохи Возрождения, такие как Мастер Э.С. , Мартин Шонгауэр , Альбрехт Дюрер и Ганс Бургкмайр Старший, уделяли наибольшее внимание графическим техникам, а не книжной иллюстрации. Во время массового производства гравюр книжная иллюстрация сместила акцент на представительные и роскошные кодексы , которые продолжали выпускаться до 16 века. Это изменение роли книжной иллюстрации произошло примерно в то же время, что и переход от готики к эпохе Возрождения.

Материалы и техники

[ редактировать ]

Появление бумаги в качестве писчего материала произвело революцию в книжной индустрии. Бумага была изобретена около 100 г. н.э. чиновником императорского двора в Китае. [6] возник в Аравии в 12 веке и достиг Европы в 13 и 14 веках. В 15 веке он практически полностью заменил пергамент и значительно удешевил производство книг.

В готический период наблюдается быстрый рост книжного производства. Поскольку книги стали более доступными для более широких слоев населения, обычный уровень их оформления снизился. представительный роскошный кодекс с непрозрачной цветной росписью, в исключительных случаях еще с позолотой и на пергаменте Исключением все чаще становился иллюстрации к тексту с выполненными пером и тушью, рисунками, . Вместо этого нормой стали или просто незатейливые исторические инициалы.

Поскольку в 13 веке иллюстрированные книги стали более распространены для частного использования, полезные рукописи небольшого формата вытеснили кодексы большого формата для монашеских общин или литургии .

Художники и клиенты

[ редактировать ]
Рогир ван дер Вейден : Жан Воклен представляет свою работу Филиппу Доброму , фронтиспис « Хроник Эно» , [7] (южные Нидерланды, ок. 1446 г.).

В XII и XIII веках наряду с монастырским книжным производством возникло коммерческое книжное производство. [8] Это изменение было в первую очередь вызвано университетами , особенно в Париже и Болонье , однако большая часть выпускаемой литературы была богословской и юридической и редко освещалась . Книжная иллюстрация в первую очередь заказывалась высшим дворянством, ставшим впоследствии покровителями светской придворной литературы , при этом важную роль играли дворянские женщины. В течение 14-го и особенно 15-го века этот круг расширился, включив в него низшую и официальную знать, патрициев и богатых купцов, которые заказывали в основном часословы и другие религиозные тексты для частного использования. Изображения посвящений часто изображали видных знатных клиентов и помещались на первых листах рукописи. Тенденция к более реалистичным портретам очевидна в изображениях-посвящениях.

К середине XIII века период расцвета монастырских скрипторий закончился во всех регионах. [9] В период готики появились коммерческие ателье , и по именам стало появляться больше творческих личностей. Начиная с XIV века, стало типичным появление мастера, который руководил мастерской и занимался как панно, так и книжной иллюстрацией. Однако монастырская скриптория по-прежнему оставалась продуктивной.

Особенно в реформаторских монастырях Верхней Германии 15 века такие монахини, как Сибилла фон Бондорф, часто можно встретить как книжные иллюстраторы. Типичные произведения этих «монашеских картин» красочны, характеризуются эмоциональной экспрессией и не требовательны в художественном отношении. Неизвестно, участвовали ли монахини в выдающихся произведениях, созданных для женских монастырей, и в какой степени женщины могли работать в профессиональных студиях. В любом случае, мастерские книжные иллюстрации, такие как Katharinentaler Graduale, [10] или Wonnentaler Graduale [11] были созданы для женских монастырей . Около 1405 года писательница Кристина де Пизан написала в «Книге дамского города» о женщине-иллюминаторе Анастасии , которая, как говорили, освещала произведения Кристины, среди прочих, и превзошла всех художников Парижа в росписи орнаментов из виноградных листьев. украшать книги и фоновые пейзажи и продавать свои работы по высокой цене. [12]

В 15 веке были созданы независимые мастерские для производства недорогих рукописей с простыми рисунками глазурованным пером без специальной комиссии, а затем рекламировали свою издательскую программу. Одной из самых известных мастерских этого типа является мастерская Дибольда Лаубера , которая может быть задокументирована в Агенау между 1427 и 1467 годами. После быстрого распространения печатной и графической книжной иллюстрации некоторые художники снова сосредоточились на репрезентативных, роскошных рукописях. Известные художники на пороге Возрождения, такие как Ян ван Эйк , Жан Фуке и Андреа Мантенья , стали иллюстраторами панелей и книг, проводя мощные мастер-классы. По мере того как региональные стилистические особенности отступали, индивидуальность личности каждого художника приобретала все большее значение.

Виды книг

[ редактировать ]

Разворот из Часослова герцога Беррийского. [13] братьев Лимбург (Франция, между 1410 и 1416 гг.).

В период готики спектр иллюстрированных текстов значительно расширился. Светская, куртуазная литература на народном языке стала предметом иллюстраций с конца XII века и помещалась рядом с латинскими литургическими текстами. Единственным светским жанром, освещенным на высшем уровне золотым фоном и непрозрачной цветной живописью, были летописи , особенно универсальные летописи , сочетавшие историографию со светской религиозной литературой. Примечательно, что немецкий героический эпос иллюстрировался довольно поздно, нечасто и невысоко, тогда как chanson de geste о деяниях Карла Великого , более тесно связанный с историографией особенно щедро украшался во Франции . Роскошные рукописи, хотя и без золотого основания, создавались также для сборников куртуазной эпической или лирической поэзии . Кодекс Манесса [14] представляет собой хорошо известный образец иллюстрированной рукописи, созданной в Цюрихе около 1300 года.

В XIII веке появились иллюстрированные научно-популярные и специальные тексты, прежде всего в университетской среде. В Болонье преобладали юридические книги. В область права входили также императорские или папские буллы , наиболее известным иллюстрированным примером которых является Золотая булла Карла IV , [15] по заказу короля Вацлава в 1400 году. Часто иллюстрируемым юридическим источником для практического, а не академического использования был « Заксеншпигель» Эйке из Репгоу .

Однако типичной иллюстрированной рукописью готического периода оставалась религиозная книга, которая, в отличие от прежних времен, теперь предназначалась в первую очередь для частного поклонения мирян . В 13 веке самой популярной книгой для этой цели была псалтырь , породившая позже часослов , ставший наиболее распространенным типом иллюстрированной книги. Популярные Библии и Biblia Pauperum также относятся к сфере мирской преданности. В университетской и монастырской среде богословские трактаты отцов церкви , великих схоластов и мистиков , сказания о святых и авторов латинской и греческой древности в большом количестве иллюстрировались .

Влияния других искусств

[ редактировать ]

В то время как романская книжная иллюстрация была вдохновлена ​​фресковой живописью, готическая книжная иллюстрация была в первую очередь вдохновлена ​​витражами , которыми украшались готические соборы . Книжная иллюстрация напрямую заимствовала часто доминирующие яркие красные и синие цвета в своих миниатюрах, по крайней мере, в том, что касается репрезентативных непрозрачных цветных картин. Вдохновение витражами особенно повлияло на узорчатый фон миниатюр, а позолота способствовала яркости рукописей.

Зависимость от витражей для вдохновения особенно очевидна в ранней готической французской библейской морали , которая сохранилась в 14 рукописях. Библейские сцены и их типологические аналоги сопоставлены в круговых полях. Помимо расположения миниатюры отражают колорит и стиль готических окон-медальонов французских соборов.

Впоследствии книжная иллюстрация также перенесла в свою среду узоры готической соборной архитектуры. Архитектурные скульптурные формы стали обычным явлением в качестве живописных украшений, напоминая вимперги , вершины , окна-розетки , фронтоны , фризы и трилистники Сент -Шапель в Париже или великие готические соборы . Яркие цвета красного, синего и золотого могут быть отсылкой к красочному убранству готических соборов, которое встречается почти только в письменных источниках, но больше не сохранилось в церквях.

История стиля

[ редактировать ]

Общие стилистические особенности и разработки

[ редактировать ]
Кодекс Манессы [14] (Цюрих, ок. 1300 г.).

Стилистическими характеристиками, которые оставались неизменными на протяжении всего готического периода, были мягкий, широкий стиль с гладкими, изогнутыми линейными протоками, изысканная элегантность, удлиненные фигуры и плавная драпировка. Еще одной особенностью было использование современных архитектурных элементов для декоративного структурирования полей изображений.

Со второй половины XII века красные и синие инициалы-флероны использовались по всей Европе как типичное украшение в рукописях нижнего и среднего уровней орнаментации. В большинстве готических рукописей флёрон является единственной формой украшения и затем выполнялся рубрикатором , который обычно был идентичен писцу , особенно в случае незамысловатых рукописей. Флерон особенно полезен в качестве ориентира для датировки и поиска рукописей.

Отдельные сцены были вставлены в виде исторических инициалов и шуток внизу изображения. Они давали простор творческим изображениям, не связанным с иллюстрированным текстом, и в значительной степени способствовали индивидуализации живописи и отказу от жестких изобразительных формул.

Примерно между 1380 и 1420 годами новый визуальный язык, известный как интернациональная готика, распространился по всей Европе в результате надрегиональной брачной политики европейских дворянских домов и растущей мобильности художников. Для этого стиля характерны мягко струящиеся складки и прически халатов, а также стройные фигуры в изысканных, облегающих одеждах с высоким поясом. Его также называли «мягким стилем» из-за мягких линий.

Готическая живопись обычно изображала фигуры современной моды и готической архитектуры, даже в библейских событиях. В 13 веке в альбомах для рисования стали появляться новые творения, основанные на исследованиях природы и архитектуры, а не исключительно на заимствовании иконографических моделей из других произведений искусства. Ярким примером является альбом для рисования француза Виллара де Оннекура . [16] создан около 1235 года. На пороге Возрождения господствовали натуралистические изображения, основанные на реализме искусства южных Нидерландов . В 15 веке утвердились перспектива, пространственная глубина, световые эффекты и реалистичная анатомия изображенных людей, что указывало на эпоху Возрождения.

После распространения печатного станка книжная иллюстрация во второй половине XV века снова сосредоточилась на особенно роскошных репрезентативных кодексах для высокопоставленных покровителей. В период поздней готики различие между книжной и панно становилось все более размытым. Миниатюры переняли сложные живописные композиции монументальной живописи и прошли путь от поучительных текстовых иллюстраций к во многом автономным изображениям.

Морализованная Библия , [17] Бог как Архитектор (Франция, ок. 1250 г.).

К 1200 году французская придворная культура и изобразительное искусство достигли господства на Западе и распространились по всей Европе. Это было связано с несколькими факторами, в том числе с развитой централизацией Франции с сильным королевским двором, развитием национальной идентичности и престижем Парижского университета . [18] Во Франции, особенно в Париже, произошел значительный сдвиг в производстве рукописей в сторону профессиональных мастерских светских художников. С конца 13 века эти мастерские были сосредоточены на парижской улице Эрембур, которая сейчас известна как улица Бутебри, рядом с переписчиками и торговцами бумагой. [19]

Ингеборгская Псалтирь , [3] выпущенные в Турне , и «Библейский морализ» являются яркими примерами ранней готической книжной иллюстрации. Эти рукописи знаменуют переход романской визуальной традиции к более классической фазе: фигуры в мягко ниспадающих складчатых одеждах, изящно смоделированные лица и новое ощущение телесности.

Новый стиль развивался примерно до 1250 года, после чего он приобрел все свои основные характеристики, что положило начало периоду высокой готики. Примеры третьей четверти XIII века, иллюстрирующие этот стиль, включают Псалтирь Святого Людовика , [20] Евангелие Сент -Шапель , [21] и Роман де ла Пуар . [22]

В конце 13 века Мастер Оноре инициировал появление нового выдающегося типа художника: придворного художника , работавшего исключительно на короля или принца . Мастер Оноре был первым документально подтвержденным придворным художником и первым известным книжным иллюстратором во Франции. Он и его современники стремились придать своим картинам трехмерность , создавая работы, напоминающие скульптуры и рельефы в том, как они моделируют одежды, лица и волосы. Прекрасным примером этого стиля из мастерской Оноре является Бревиарий Филиппа Красивого , датируемый примерно 1290 годом. [23]

Часослов Жанны д'Эврё , [24] Рукопись небольшого формата, иллюминированная придворным художником Жаном Пюселем около 1324-1328 годов, содержит первое по-настоящему трехмерное изображение внутреннего пространства к северу от Альп . Пюсель познакомил Францию ​​с итальянским искусством Треченто и техникой гризайль , которая оставалась популярной на протяжении всего 14 века и была перенята его учениками, в том числе Жаном ле Нуаром . Кроме того, Пюселле оказал значительное влияние на стиль обрамления в высокой готике, характеризующийся лиственными завитками и забавными узорами , которые подчеркивают как изображение, так и текст. Пюсель также примечателен как первый книжный иллюстратор, для которого создано несколько документов и колофонов. [25] с 1325-1334 предоставьте информацию. Известно, что в своей мастерской он трудоустроил как минимум трёх человек.

Братья Лимбург : Часослов герцога Беррийского . [13] ежемесячное изображение августа (Франция, между 1410 и 1416 годами).

В период правления короля Карла V с 1364 по 1380 год книжная иллюстрация находилась под значительным влиянием его покровительства . считают одним из величайших библиофилов Средневековья Его . Шарль привлек в Париж иностранных художников, в том числе Жана де Бондоля из Брюгге и Зебо да Фиренце , которые сыграли важную роль в превращении Парижа в международный центр книжной иллюстрации. Этот центр впитал в себя новые импульсы и распространился по всей Европе. Жан де Берри и Филипп Смелый , братья короля, также были значительными покровителями искусств. Герцогу Беррийскому служили Андре Боневе и Жакмар де Эден из фламандского Артуа , а также братья Лимбург , создавшие самую известную иллюстрированную рукопись XV века — Часослов герцога Беррийского . [13] между 1410 и 1416 годами. Эта рукопись содержит первые реалистические пейзажные картины в искусстве к северу от Альп.

Жан Фуке : Часы Этьена Шевалье , [26] (Франция, до 1457 г., похоронная процессия ).

Мастер Бусико , работавший в Париже между 1405 и 1420 годами, представил первые интерьеры с центральной перспективой . Он и братья Лимбург разработали лозу аканта как доминирующий декоративный мотив во французской книжной иллюстрации. Бедфордский мастер , работавший в Париже с 1405 по 1465 год, объединил основные миниатюры с окружающими их маргинальными сценами как тематическую единицу. Жан де Бондоль не побоялся изобразить в картине-посвящении даже короля неидеализированно. [1] и ввести в книжную иллюстрацию портретную живопись , приближенную к реальности. Вместе братья Лимбург, Мастер Бусико, Бедфордский Мастер и Жан Бондоль ознаменовали новый реалистический поворот в готической книжной иллюстрации, которая продуктивно изменила итальянское искусство Треченто и международную готику . Другим современником был Мастер Рохана , который, однако, применил уникальный подход и отклонился от типичных условностей французской книжной иллюстрации.

Помимо доминирующего центра Парижа, только папская резиденция Авиньон . смогла заявить о себе как независимый центр искусства в 14 веке Однако во второй четверти XV века в результате поражения Франции от Англии в Столетней войне и вызванной этим слабости королевской семьи (королевский двор был вынужден переехать в Турень ) Париж потерял свое жизненно важное положение как центр искусства региона Луары и западной Франции, где княжеские дворы конкурировали с королевским великолепием и привлекали выдающихся художников в качестве придворных живописцев. Даже в Париже, например, Бедфордский магистр находился на службе не у короля, а у английского губернатора, герцога Бедфорда .

Сразу после середины века возник новый стиль, на который сильно повлиял реализм искусства южных Нидерландов . Мастер Жувенеля , возникновение которого можно проследить между 1447 и 1460 годами, ведет к Фуке Турскому Жану , который стал выдающейся художественной фигурой во Франции в третьей четверти 15 века. Его основные работы включают « Часы Этьена Шевалье». [27] и «Большие хроники Франции» . [28] Благодаря Фуке французская живопись стояла на пороге между периодами готики и Возрождения. Его творчество считается самостоятельным синтезом французской живописной традиции, раннего итальянского Возрождения Кватроченто и голландского реализма. Особенно перспективные конструкции, использование света и историческая точность его картин делают Фуке одним из самых важных художников своего времени.

Единственным просветителем ранга Фуке был Бартелеми д'Эйк из Нидерландов, иллюстрировавший « Книгу обожженного любовью сердца». [29] для Рене Анжуйского между 1457 и 1470 годами. После Фуке осталось лишь несколько отдельных иллюминаторов, в том числе Жан Коломб в Бурже , Жан Бурдишон в Туре и мэтр Франсуа в Париже.

Мрачный апокалипсис [30] (Лондон, Вестминстерская придворная школа, 1270–1272 гг.).

Около 1220 года в Англии произошел постепенный переход от романской книжной иллюстрации к готической. [2] Самая сильная связь с французской книжной иллюстрацией можно увидеть в студиях английского двора, которые, однако, играли второстепенную роль покровителя иллюминированных рукописей по сравнению с французскими королями. Гротескные животные и причудливые фигуры шутников, во многом оторванные от текста, характерны для английской книжной иллюстрации, особенно примерно между 1280 и 1340 годами. Помимо иллюстраций непрозрачной цветной живописи с золотым фоном, английская книжная иллюстрация продолжала технику цветной рисунок, получивший особое распространение на Британских островах .

Псалтирь царицы Марии [31] (ок. 1310 г.) с историческим инициалом и шутками

Мэтью Пэрис , монах -бенедиктинец из монастыря Сент-Олбанс , был выдающимся автором, писцом и просветителем, принадлежавшим к ближайшему кругу советников короля Генриха III . Его основная работа — Chronica majora , которую он частично иллюстрировал рисунками, выполненными пером и тушью, некоторые из которых были основаны на его собственных рассказах очевидца. Скрипторий Солсбери . был основан на стиле Сент-Олбанса Во второй трети 13 века мастерские по парижскому образцу были созданы вокруг Оксфордского университета , где Вильям де Брайль работал и примерно в середине 13 века подписал несколько своих миниатюр, что сделало его одним из немногих известных иллюминаторов искусства. период. Были также важные мастерские в Лондоне, где были особенно богатые покупатели.

Наиболее часто иллюстрированным типом книги на английской готике был псалтырь , даже после того, как Часослов уже давно утвердился на континенте в 14 веке. Среди наиболее важных английских готических псалтырей XIII века — Вестминстерская Псалтирь , [32] несколько Питерборо , псалтырей [33] иллюстрированная копия середины XIII века для монахини из Эймсбери , [34] псалтырь для настоятеля в Ившеме , [35] необычайно богато украшенный Псалтырь Оскотта , [36] возможно, освещен около 1270 года для будущего Папы Адриана V , и Псалтырь Альфонсо . [37] XIV века Псалтирь Ормсби . [38] Латтрелла Псалтирь , [39] Горлстонская Псалтырь , [40] Лиля Псалтирь Де , [41] Питерборо Псалтырь [42] и, прежде всего, особенно богато украшенный Псалтирь царицы Марии. [31] выделяться. Кроме того, Библии и отдельные книги Библии были одними из основных типов книг, которые предпочитали английские книжные иллюстраторы, особенно иллюминированные рукописи Апокалипсиса 13 века, такие как Апокалипсис Тринити-колледжа. [43] (1242-1250), Ламбетский апокалипсис. [44] (1260–1270) и « Дусский апокалипсис». [30] (1270-1272). Другими сюжетами книжной иллюстрации были легенды о святых и бестиарии .

В XIV веке Лондон стал важнейшим центром английской книжной иллюстрации, ведущую роль в ее продвижении играл королевский двор. Вестминстер , в частности, привлекал художников разного происхождения и разработал свой уникальный подход: сначала придворный стиль, затем стиль королевы Марии. В конце 14 века Ричард II , в частности, спонсировал книжную иллюстрацию. В Восточной Англии были созданы важные иллюминированные рукописи с яркими, натуралистическими деталями для семьи Богунов .

Около 1400 года в Англии также стала доминировать форма интернациональной готики. Поражают многочисленные рукописи большого формата, которые все чаще создавались в это время. В XV веке на английскую книжную иллюстрацию особое влияние оказали иллюстрированные рукописи из Фламандии и Нижнего Рейна , которые импортировались в больших количествах. иллюминатор Герман Шерре Важную роль в первой половине XV века сыграл , выходец, вероятно, с Нижнего Рейна.

Роспуск монастырей в 1536-40 и реформаторская неприязнь к образам в 16-17 вв. нанесли серьёзные потери.

Нидерланды

[ редактировать ]
Изображение Марии Гельдерской в ​​«мягком стиле» (Мариенборн близ Арнема, 1415 г.). [45]

На протяжении всего Средневековья южные Нидерланды, включая Фландрию и Брабант , доминировали в голландском регионе в экономическом и культурном отношении. Части Южных Нидерландов принадлежали французской короне и были тесно связаны с Францией как Бургундские Нидерланды с 14 века. В результате стиль французской готики был особенно силен на юге Нидерландов в 13 веке. Здесь переход от романского искусства к готическому был завершен около 1250 года. Со времен регион Каролингов Маас , особенно Льежская епархия , играл важную роль посредника между французским и немецким книжным искусством. В 14 веке Маастрихт превзошел епископский город Льеж многочисленными библейскими иллюстрациями, житиями святых, а также светскими произведениями. Третьим центром был Синт-Трейден .

Поскольку фламандская книжная иллюстрация в 13 веке все еще полностью находилась под влиянием и тенью Парижа, великие французские покровители 14 века часто привозили таких фламандских мастеров, как Жан де Бондоль , Андре Боневе или Жакмар де Эсден в Париж . Вероятно, под влиянием Италии трехмерное пространство стало важной темой в голландской книжной иллюстрации. Стремление к большей верности природе сказалось и на изображении людей. Примерно в 1375–1420 годах международный стиль в Нидерландах стал доминировать .

XV век стал золотым веком фламандской книжной иллюстрации. Ведущие художники, работавшие во Франции, такие как братья Лимбург или позже Бартелеми д'Эйк , были выходцами из Нидерландов, но именно во времена правления Филиппа Доброго и Карла Смелого фламандские города пережили наибольшее экономическое и культурное процветание. Филипп, в частности, привлек выдающихся художников, таких как Лойсе Лиде , Виллем Врелант и Ян Ле Тавернье к своему двору в Брюгге . Серия иллюминированных рукописей из Валансьена, датируемых 1458-1489 годами, приписывается Саймону Мармиону и демонстрирует влияние пейзажных картин Дирика Баутса . Иллюзионизм нидерландских книжных иллюстраций был усилен анонимным Мастером Марии Бургундской с помощью эффектов обманки .

Мастер «G» часов Турин-Милан , [46] тождественен с Яном ван Эйком , «Рождение Иоанна Крестителя» (Фландрия, 1422–1424).

К этому времени французское искусство потеряло свое влияние, и ранняя нидерландская живопись разработала уникальный стиль, характеризующийся живописью, основанной на наблюдениях за природой. Самым значительным нововведением стала замена средневековых золотых площадок реалистичными пейзажами в качестве фона картины. Благодаря тщательному наблюдению за природой движение и характер поверхности человеческого тела, а также пластика неодушевленных предметов были точно воспроизведены посредством тщательно изученных и эффективно примененных световых эффектов. В этот период центральной фигурой фундаментального обновления искусства был Ян ван Эйк , который сам работал иллюминатором и освещал Турино -Миланский Часослов .

Виллем Врелант (круг): Черная книга часов [47] с цветным пергаментом (Брюгге, ок. 1475 г.).

После смерти Карла Смелого в 1477 году и краха Бургундского дома внутренний рынок для нидерландских художников внезапно исчез. Следовательно, такие художники, как Саймон Бенинг и Мастер Дрезденского молитвенника, начали экспортировать высококачественные часословы как предметы роскоши во все европейские страны. Фламандские мастерские не только отличались высоким уровнем производительности, но и были хорошо организованными производственными центрами, способными производить религиозные книги в больших количествах для широкого круга клиентов. Красочные и натуралистические книжные иллюстрации этой школы Гент-Брюгге были на заре живописи эпохи Возрождения.

Лишь несколько значительных готических рукописей было создано в северных Нидерландах, причем Утрехт был наиболее важным центром. Премонстрантское ван аббатство Мариенверд , расположенное неподалеку, выпустило рифмованную Библию Якоба Мерланта. [48] и иллюминированная рукопись XIV века того же художника « Der natural bloeme» . [49] Около 1440 года анонимный мастер в Утрехте изготовил « Часы Екатерины Клевской» . [50] который содержит более 150 миниатюр и считается самым великолепным и образцом северной книжной иллюстрации. Книга находилась под сильным влиянием фламандской живописи, особенно Роберта Кампена . Мастер алтаря Святого Варфоломея также работал художником по книгам и панно в Утрехте и Кельне между 1470 и 1510 годами. в Голландии К концу 15 века гравюра стала более распространенной, чем книжная иллюстрация. Обзор готического искусства Северной Нидерландов убедительно указывает на последствия иконоборчества Реформации в 16 веке.

Немецкий языковой регион

[ редактировать ]
Универсальная хроника Рудольфа фон Эмса [51] и «Карл» из Дер Стрикера (Верхний Рейн, ок. 1300 г.).

« Зубчатый стиль », характеризующийся острыми краями мантий и находящийся под влиянием готической архитектуры, привел к появлению готической живописи в немецкоязычном мире . Он был основан во всех регионах Германии около 1300 года. В книжной иллюстрации в Германии дольше, чем во Франции, доминировали монастырские скриптории, а коммерческие мастерские приобрели известность лишь сравнительно поздно.

Верхний Рейн , Боденское озеро и культурная зона Нижнего Рейна были первыми, кто перенял новые стилистические элементы из Франции. Эльзас со Страсбургом как бесспорным центром немецкой готики в 13 веке сыграл центральную роль во франко-немецком культурном обмене. Лотарингия , где Мец был важным производителем часовых книг, и регион Маас вокруг Льежа также играли важную посредническую роль. К югу от Боденского озера, Кодекс Манесса , [14] сборник из 137 поэтических образов был создан между 1300 и 1340 годами в Цюрихе . Это важный текстовый свидетель средневерхненемецкого миннесанга . Другие известные кодексы также были созданы в регионе между Констанцем и Цюрихом в первой половине 14 века. Две рукописи, содержащие Универсальную хронику Рудольфа фон Эмса в связи с «Карлом» Дер Стрикера. [52] и Katharinentaler Graduale [10] есть среди них.

Два франко-фламандских последователя под влиянием [53] освещенные Иоганном фон Валкенбургом в Кельне в 1299 году, считаются важными произведениями ранней готики. После 1400 года Кёльн , ставший одним из крупнейших городов Европы и уже с 1388 года являвшийся университетским городом , восстановил свой статус центра книжного искусства. Стефан Лохнер работал здесь не только как художник-панно, но и как иллюстратор книг.

Вацлавская Библия [54] (Прага, 1389–1400).

В 14 веке готический стиль распространился на восточные регионы. Австрийские монастырские скриптории, такие как Св. Флориан , Кремсмюнстер , Адмонт , Зайтенштеттен , Лилиенфельд , Цветтль и Клостернойбург , находились под влиянием Италии и постепенно развили реалистический стиль примерно в 1330 году. В 1380 году Альберт III основал в Вене мастерскую придворных иллюминаторов. , который оставался активным до середины 15 века. После короткого перерыва книжная иллюстрация пережила возрождение во время правления императора Максимилиана I , достигнув новых высот и завершив стилистический сдвиг в сторону Возрождения. Одновременно при Максимилиане приобрели значение книгопечатание и гравюра, примером чему является печатное издание Тойерданка .

Во второй половине XIV века Богемия также пережила пик куртуазной книжной иллюстрации при дворе Люксембургов при императоре Карле IV и короле Вацлаве . Прага стала политическим и культурным центром империи и была домом для первого немецкого университета с 1348 года. Вацлавская мастерская создала исключительные образцы готической книжной иллюстрации между 1387 и 1405 годами. К ним относятся шеститомная Вацлавская Библия , [54] Золотой Бык , [15] и рукопись Виллехальма . [55] Стоит отметить, что работы в этот период высоко ценятся за качество и внимание к деталям.

Об искусстве охоты с птицами [56] (Южная Италия, третья четверть XIII века).

Итальянская книжная иллюстрация поначалу находилась под сильным влиянием византийского искусства , которое долгое время доминировало в этой области как в Венеции , так и в Южной Италии . Ярким примером этого стиля является «Эпистолярий» Джованни да Гайбана. [57] из Падуи , датированный 1259 годом. Немецкое художественное влияние также проникло в Южную Италию к началу 13 века, вероятно, через династию Гогенштауфенов . Династия Гогенштауфенов связана с иллюстрациями нескольких известных фактических текстов, в том числе De arte venandi cum avibus. [56] (Об искусстве охоты с птицами) и De balneis puteolanis , [58] оба из второй половины 13 века. Первый иллюстрируется натуралистическими исследованиями хищных птиц второй дает представление о термальных ваннах Поццуоли , а . Примечательно, что книга о соколе демонстрирует влияние исламского книжного искусства на книжную иллюстрацию южной Италии, вероятно, переданное через Сицилию . В периоды Треченто и Кватроченто многие города стали центрами искусства, которые поощряли искусство как средство репрезентации и соревновались за привлечение лучших художников. Хотя французское влияние изначально доминировало в итальянской книжной иллюстрации в начале 14 века, в различных регионах возникли независимые стили, и начали расти отдельные художественные личности. В этот период связь монументальной живописи и книжной иллюстрации укрепилась, искусство миниатюры все больше перенимало композиционные схемы крупноформатной живописи. Итальянская литература, которая процветала, требовала новых схем иллюстраций. В 14 веке такие народные произведения, как Данте « Божественная комедия» или Джованни Боккаччо » « Декамерон становились все более популярными и часто иллюстрировались.

В Риме и монастырях Лацио античное наследие все еще доминировало и долгое время препятствовало продуктивной ассимиляции готических формальных элементов. Перенос папской резиденции в Авиньон во Франции привел к потере этого важного покровительства между 1309 и 1377 годами.

Симоне Мартини : Фронтиспис Кодекса Амброзиана [59] принадлежащий Петрарке, Вергилий с аллегориями (Сиена, ок. 1340 г.).

Однако центрами итальянской книжной иллюстрации были северные итальянские города Милан и Павия , которые находились под властью семьи Висконти и находились под сильным влиянием французского искусства. Двор Висконти, имевший династические связи с Бургундией , в первую очередь создавал куртуазные рыцарские романы, такие как «Тристан и Ланселот» . [60] Одним из выдающихся книжных иллюстраторов конца XIV века был Джованнино де Грасси , который иллюстрировал Officium и Breviarum Ambrosianum. [61] для Джана Галеаццо Висконти . Бельбелло да Павия и Микелино да Безоццо также были художниками на службе семьи Висконти.

В Болонье развивалась сцена книжной иллюстрации вокруг университета . Его первыми заметными представителями были Одеризио да Губбио , прославленный Данте , и Никколо ди Джакомо . Университет также выпускал новые типы книг, особенно юридические книги для юридического факультета, а также тексты классических авторов.

В Центральной Италии в XIV веке в буржуазной среде стал преобладать более реалистичный и народный стиль иллюстрации. Этот стиль воплотил Доменико Ленци из Флоренции . Пачино ди Бонагиды Миниатюры Джотто демонстрируют самую раннюю рецепцию пространственной живописной концепции . Другой художник — Бернардо Дадди , который считается одним из самых оригинальных этого периода, а его главная работа — « Биадайоло» . Флорентийские иллюминаторы часто отказывались от декоративного орнамента и сосредотачивались исключительно на иллюстрации текста. Симоне Мартини , родом из Сиены, в основном создавал крупномасштабные картины, но также работал художником-миниатюристом. Одна из его известных работ включает фронтиспис Кодекса Амброзиана , который он написал около 1340 года для Петрарки .

«Видение Захарии » из сицилийской рукописи примерно 1300 года, выставленной в Музее Гетти в Калифорнии.

Испания и Португалия

[ редактировать ]

До Средневековья в Испании и Португалии доминировали мавры , а христианское искусство оставалось в значительной степени изолированным от событий в остальной Европе. Однако к середине 13 века Реконкиста вернула Пиренейский полуостров под христианский контроль, за исключением Гранады . В результате искусство четырех королевств Каталония-Арагон , Кастилия-Леон , Португалия и Наварра постепенно открылось для европейского влияния. С 13 века художники из Франции, Нидерландов и Италии приезжали в основном к кастильскому двору в Мадриде и каталонской торговой столице Барселоне . [62] Королевство Майорка было особенно открыто для французского и итальянского влияния до середины 14 века.

Песни Санта-Марии [63] (Кастилия, 1283 г.).

« Кантигас -де-Санта-Мария» и « Libro de los juegos» , записанные и иллюминированные для Альфонсо X , являются одними из наиболее важных произведений книжной иллюстрации XIII века на Пиренейском полуострове.

Скандинавия

[ редактировать ]

Книжная иллюстрация играла незначительную роль в скандинавском искусстве и была скромного качества. Ограниченное количество богатых монастырей, школ и грамотных людей в значительной степени способствовало маргинализации книжного искусства. Стилистически оно испытало влияние англосаксонского и немецкого искусства, но длительное время сохраняло формальные элементы более ранних периодов. Например, книжная иллюстрация в XIII веке в основном ограничивалась архаическими, историзирующими инициалами в романском стиле. Готические формы не были установлены примерно до 1300 года, под влиянием Англии. В то же время многочисленные книжные иллюстрации в Северной Европе в средние века демонстрируют провинциальный народный стиль. Юридические книги занимают видное место среди иллюстрированных скандинавских кодексов.

Иллюстрация Агады, Псалом 79, стих 6 (Германия, 14 век).

Еврейская книжная иллюстрация готического периода

[ редактировать ]

Уникальной формой готической живописи является еврейская книжная иллюстрация еврейских рукописей. Он был частью регионального художественного ландшафта и вписывался в современный стиль соответствующей страны. Однако у нее были и общие черты, характерные для всей Европы, что выделяло ее среди местных школ.

В Европе еврейская книжная иллюстрация с фигуративными изображениями начала появляться только в XIII веке, тогда как первоначально она ограничивалась исключительно орнаментом. [64] Литургические еврейские Библии, используемые в синагоге, обычно имели форму свитков и всегда были без украшений. Иллюстрированные религиозные книги предназначались для частного использования, в первую очередь Еврейская Библия с Торой , Пятикнижием , Пророками и Ктувим . Другими еврейскими текстами, которые часто иллюстрировались, были Агада , брачный контракт Кетуббы и сочинения Маймонида и Раши .

Искусство сефардов в Испании и евреев в Провансе в 14 веке находилось под сильным влиянием восточных декоративных систем. Полностраничные иллюстрации и изображения культовых предметов скинии в золоте были обычным явлением. Сочетание европейской готики и мусульманского орнамента типично для немногих сохранившихся еврейских Библий с Пиренейского полуострова. Каталонская Библия Фархи [65] (1366-1382) Элиши бен Авраама Крескаса является ярким примером этого периода. Этот культурный расцвет внезапно прекратился с изгнанием евреев из Франции и Испании в 1394 и 1492 годах соответственно и, наконец, из Португалии .

Библиография

[ редактировать ]
  • К. Бирбрауэр, О. Хьорт, О. Мазал, Д. Тосс, Г. Догаер, Дж. Бэкхаус, Г. Далли Реголи, Х. Кюнцль: Освещение. В: Лексикон Средневековья (LexMA). Том 2. Артемида и Винклер, Мюнхен/Цюрих, 1983 г., ISBN   978-3-7608-8902-3 , Sp. 837–893.
  • Эрнст Гюнтер Гримме: История западного освещения. 3-е издание. Кёльн, Дюмон, 1988. ISBN   978-3-7701-1076-6 .
  • Кристина Якоби-Мирвальд: Средневековая книга. Функция и особенности. Штутгарт, Реклам 2004. ISBN   978-3-15-018315-1 , (Reclams Universal Library 18315), (Особенно глава: Готическое освещение, стр. 263–272).
  • Эренфрид Клюкерт: Готическая живопись. Роспись панно, стен и книг. В: Рольф Томан (Ред.) – Готика. Архитектура, скульптура, живопись. Специальное издание. Ульманн и Кенеманн 2007, ISBN   978-3-8331-3511-8 , стр. 386–467, (освещение, стр. 460–467).
  • Отто Мазал: Готическое книжное искусство. Академическая типография и издательство, Грац, 1975 г., ISBN   978-3-201-00949-2 , (Искусство книги сквозь века. 1).
  • Бернд Николаи: Готика. Реклам, Штутгарт, 2007 г., ISBN   978-3-15-018171-3 , (Эпохи искусства. 4) (Универсальная библиотека Reclams. 18171).
  • Отто Пяхт: Освещение Средневековья. Введение. Под редакцией Дагмар Тосс. 5-е издание. Престель, Мюнхен 2004. ISBN   978-3-7913-2455-5 .
  • Инго Ф. Вальтер / Норберт Вольф: Кодексы иллюстраций. Самые красивые иллюминированные рукописи в мире. Шедевры освещения. от 400 до 1600. Ташен, Кельн и др., 2005 г., ISBN   978-3-8228-4747-3 .
  • Маргит Кренн, Кристоф Винтерер: Кистью и пером, история средневекового освещения, Всемирный банк, Дармштадт, 2009 г., ISBN   978-3-89678-648-7
[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Гаага, Музей Меерманно-Вестинианум, Ms 10 B 23. Библиография: Walther & Wolf, стр. 222–223.
  2. ^ Jump up to: а б с Вальтер, Инго Ф.; Вольф, Норберт, ред. (2005). Кодексы иллюстрируют: самые красивые иллюминированные рукописи в мире; от 400 до 1600 . Одеколон: Сумки. п. 35. ISBN  978-3-8228-4747-3 .
  3. ^ Jump up to: а б Шантильи, Музей Конде, г-жа 9. Библиография: Walther & Wolf, стр. 142–145.
  4. ^ Николай, Бернд (2020). Искусство эпох. 4: Готика / Бернд Николаи . Универсальная библиотека Reclam (Библиогр. дополнительное издание). Дитцинген: Восстановление. п. 50. ISBN  978-3-15-018171-3 .
  5. ^ Якоби-Мирвальд, Кристина (2004). Средневековая книга: функции и особенности . Универсальная библиотека. Штутгарт: П. Реклам. п. 263. ИСБН  978-3-15-018315-1 .
  6. ^ Изобретение бумаги приписывается Цай Луню .
  7. ^ Брюссель, Королевская библиотека, г-жа 9242. Библиография: Walther & Wolf, стр. 9242. Библиография: Walther & Wolf, стр. 9242. 467.
  8. ^ Якоби-Мирвальд, Кристина (2004). Средневековая книга: функции и особенности . Универсальная библиотека Reclam. Штутгарт: Восстановление. стр. 156ф. ISBN  978-3-15-018315-1 .
  9. ^ «Иллюминация (Позднее Средневековье) — Исторический лексикон Баварии» . www.historical-lexikon-bayerns.de . Проверено 11 марта 2024 г.
  10. ^ Jump up to: а б Цюрих, Швейцарский национальный музей, LM 26117. Библиография: Walther & Wolf, стр. 26–27.
  11. ^ Карлсруэ, Государственная библиотека Бадена , Cod. УХ 1.
  12. ^ Кристина де Пизан: Книга города женщин. Под редакцией Маргарет Циммерманн. dtv classic, Мюнхен, 1990, с. 116.
  13. ^ Jump up to: а б с Шантильи, Музей Конде, г-жа 65. Библиография: Walther & Wolf, стр. 280–285.
  14. ^ Jump up to: а б с Гейдельберг, Библиотека Гейдельбергского университета , Код. приятель. зародыш. 848. Библиография: Walther & Wolf, стр. 196–199.
  15. ^ Jump up to: а б Вена, Австрийская национальная библиотека , Код. 338.
  16. ^ Париж, Национальная библиотека , г-жа фр. 19093.
  17. ^ Вена, Австрийская национальная библиотека , Codex Vindobonensis 2554. Библиография: Walther & Wolf, стр. 157–159.
  18. ^ Ботье, Робер-Анри; Эгидиус, Йенс П. (1983). Лексикон Средневековья . Мюнхен Цюрих: Артемида-Верль. п. 855. ИСБН  978-3-7608-8902-3 .
  19. ^ Томан, Рольф; Беднорц, Ахим, ред. (2007). Готика: Архитектура, Скульптура, Живопись (Специальное изд.). Кельн: Ульманн и Кенеманн. п. 460. ИСБН  978-3-8331-3511-8 .
  20. ^ Париж, Национальная библиотека , лат. 10525. Библиография: Walther & Wolf, стр. 178–179.
  21. ^ Париж, Национальная библиотека , лат. 8892.
  22. ^ Париж, Национальная библиотека , фр. 2186.
  23. ^ Париж, Национальная библиотека , лат. 1023. Библиография: Walther & Wolf, с. 466.
  24. ^ Нью-Йорк, Метрополитен-музей , Клойстерс. Библиография: Walther & Wolf, стр. 208–211.
  25. ^ Включая Бельвильский часослов, Париж, Национальная библиотека , лат. 10483–10484. Библиография: Walther & Wolf, стр. 206–207.
  26. ^ Шантильи , Музей Конде . Библиография: Walther & Wolf, стр. 320–323.
  27. ^ Шантийи, Музей Конде, Лондон, Британская библиотека , Доп. 37421; Нью-Йорк, Метрополитен-музей; Париж, Национальная библиотека Франции, на шир. 1416; Париж, Лувр , Департамент графики, РФ 1679, MI 1093; Париж, Музей Мармоттан ; Аптон Хаус, Лорд Бирстед ( Национальный фонд ). Библиография: Walther & Wolf, стр. 320–323.
  28. ^ Париж, Национальная библиотека, фр. 6465. Библиография: Walther & Wolf, стр. 342–345.
  29. ^ Вена, Австрийская национальная библиотека, Codex Vindobonensis 2597. Библиография: Walther & Wolf, стр. 354–355.
  30. ^ Jump up to: а б Оксфорд, Бодлианская библиотека , г-жа Дус 180. Библиография: Walther & Wolf, стр. 186–187.
  31. ^ Jump up to: а б Лондон, Британская библиотека, г-жа Роял 2. Б. VII.
  32. ^ Лондон, Британская библиотека , г-жа Ройял, г-жа 2 А.
  33. ^ Кембридж, Музей Фицуильяма ; Лондон, Общество антикваров (Псалтырь Линдси).
  34. ^ Оксфорд, Колледж All Souls , г-жа 6.
  35. ^ Лондон, Британская библиотека, г-жа Адд. 44874.
  36. ^ Лондон, Британская библиотека, г-жа Адд. 50000. Библиография: Walther & Wolf, с. 465.
  37. ^ Лондон, Британская библиотека, г-жа Адд. 24686.
  38. ^ Оксфорд, Бодлианская библиотека , г-жа Дус 366.
  39. ^ Лондон, Британская библиотека, г-жа Адд. 42130. Библиография: Walther & Wolf, стр. 286–287.
  40. ^ Лондон, Британская библиотека, г-жа Адд. 49622.
  41. ^ Лондон, Британская библиотека, Арундел г-жа 83. часть II. Библиография: Walther & Wolf, стр. 200–201.
  42. ^ Брюссель, Королевская библиотека , г-жа 9961-62.
  43. ^ Кембридж, Библиотека Тринити-колледжа, г-жа Р. 16.2. Библиография: Walther & Wolf, стр. 166–167.
  44. ^ Лондон, Ламбетский дворец , г-жа 209. Библиография: Walther & Wolf, стр. 182–183.
  45. ^ Берлин, Государственная библиотека , mgq 42.
  46. ^ Турин, Museo Civico , г-жа 47. Библиография: Walther & Wolf, стр. 239-241.
  47. ^ Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана , М. 493. Библиография: Walther & Wolf, стр. 372–373.
  48. ^ Гронинген, Университетская библиотека, г-жа 405.
  49. ^ Лейден, Университетская библиотека , BPL 14 A.
  50. ^ Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана , M 917 и 945. Библиография: Walther & Wolf, стр. 310–311.
  51. ^ Берлин, Государственная библиотека, Mgf. 623.
  52. ^ Санкт-Галлен , Вадиана, Код. 302; Библиография: Walther & Wolf, стр. 192–193. Берлин, Государственная библиотека, Mgf. 623. Библиография: Walther & Wolf, стр. 194–195.
  53. ^ Бонн, Университетская библиотека, Код. 384; Кельн, Епархиальный музей .
  54. ^ Jump up to: а б Вена, Австрийская национальная библиотека, Код. 2759–64. Библиография: Walther & Wolf, стр. 242–247.
  55. ^ Вена, Австрийская национальная библиотека, Cod. Сер. н. 2643.
  56. ^ Jump up to: а б Рим, Ватикан , Код. Пал. широта 1071 г. Библиография: Walther & Wolf, стр. 172–173.
  57. ^ Падуя, семинария.
  58. ^ Рим, Библиотека Анжелики .
  59. ^ Милан, Библиотека Амброзианы .
  60. ^ Париж, Национальная библиотека.
  61. ^ Милан, Biblioteca Trivulziana, Cod.
  62. ^ Лайель, Джеймс PR и Конрад Хеблер. 1926. Ранняя книжная иллюстрация в Испании. Лондон: Графтон и Ко.
  63. ^ Эль Эскориал, Библиотека Сан-Лоренцо , Ms.TI1. Библиография: Walther & Wolf, стр. 188–189.
  64. ^ Мириам Магалл: Краткая история еврейского искусства. Кёльн, ДюМон, 1984. с. 219.
  65. ^ Летчворт, Коллекция раввина Д.С. Сассуна, г-жа 368.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0a89c7e70cbe528dd9b8c47db08f698e__1714397220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/8e/0a89c7e70cbe528dd9b8c47db08f698e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gothic book illustration - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)