Евангелия Сент-Шапель
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2024 г. ) |
Евангелия Сент-Шапель | |
---|---|
Художник | Мастер реестра Григория |
Год | 977-993 |
Середина | Иллюминация 145 пергаментных листов в переплете. |
Размеры | 39 см × 29 см (15 × 11 дюймов) |
Расположение | Национальная библиотека Франции , Париж |
Присоединение | Латинский 8851 |
Евангелие Сент-Шапель или Евангелие Сент-Шапель представляет собой в Оттоновском стиле, иллюминированную рукопись которая сейчас хранится в Национальной библиотеке Франции в Париже под латинским номером 8851. Она состоит из 156 пергаментных листов формата 38,5 на 28 см, что составляет это одна из крупнейших рукописей своей эпохи. В него входят такие миниатюры, как канонические таблицы , Христос в величии и Четыре евангелиста . Это работа Мастера Регистра Григория , самого известного просветителя Оттоновского Возрождения .
Датировка и происхождение
[ редактировать ]
Он не содержит миниатюры, изображающей мужчину или женщину, заказавших его (вероятно, кого-то высокого ранга), и не имеет титульного листа, что делает его датировку сомнительной. На титульном листе Евангелия от Матфея (лист 16, лицевая сторона) находятся четыре медальона с вписанными портретами одного из государей той эпохи, по одному с каждой стороны границы:
- Вверху: OTTO IMPERATOR AVG(ustus) ROMANOR(um) (Отто, император римлян Август, т.е. Отто I или Отто II )
- База: OTTO JUNIOR IMPERATOR AVGVST(u)S (Отто Младший, Император Август, т.е. Отто II или Отто III)
- Слева: HEINRICVS REX FRANCORV(m) (Генрих, король франков, т.е. Генрих Германии или Святой Генрих )
- Справа: HENRICUS REX FRANCORVM (Генрих, король франков, т.е. то же самое, что и первый, то есть Генрих I или Генрих II показаны дважды)
Если показан Святой Генрих, это датирует рукопись периодом между 1002 и 1014 годами. Однако Мастер Регистра Григорий работал до конца 10-го века на Эгберта Трирского , который умер в 993 году. Если этот Мастер будет принят в качестве художника, оба медальона изображают Генриха I, который умер в 983 году, и ему наследовал Отто III. Карл Норденфальк утверждает, что медальоны представляют Отто Великого, Отто II, Генриха I и Генриха II Баварского , которые пытались захватить власть после смерти Отто II и пользовались поддержкой Эгберта Трирского , который голосовал за него в 984 году. Это означало бы, что Книга Евангелия изначально была создана для подношения Генриху II, который не был избран, а затем быстро была предложена вместо этого императрице Феофану , что объясняет, почему она неполная.

Евангелие переплетено в том же стиле, что и Золотой Кодекс Эхтернаха , созданный в Эхтернахском аббатстве ювелирами из мастерской Эгберта вскоре после 985 года. Эгберт отправил Евангелие и Кодекс императрице, вероятно, в попытке умиротворения и примирения, добавив фигура Христа в величии. В конце концов обе рукописи переехали в Эхтернахское аббатство. В 1379 году король Франции Карл V передал Евангелие в сокровищницу Сент-Шапель в Париже оно переехало оттуда в Национальную библиотеку Франции (дав ему нынешнее название), а после Французской революции .
Художественное значение
[ редактировать ]
Евангелие представляет собой высшую точку в оттоновском освещении, отходя от старых моделей и служа образцом для других скрипториумов . Включение в его концепцию Христа в Величестве и изображений Четырех евангелистов следует примеру рукописей 9 века, созданных в Турени . «Христос в величии» был создан в скриптории Эхтернахского аббатства по образцу Каролинигийской Библии, созданной в Туре и найденной в Трире . «Четыре евангелиста» были созданы различными школами, такими как школы аббатства Райхенау , и имеют тенденцию к стилю классической античности и Каролингской книги Евангелия Ады , затем в аббатстве Св. Максимина в Трире . две миниатюры из перикопов Генриха II По их мотивам созданы . Хартмут Хоффманн сравнил надпись под аркой на миниатюре Луки Евангелиста, обозначающую начало Евангелия от Луки , с крохотной каллиграфией, известной как мастер Регистра Григория, что позволяет идентифицировать его как автора.
Евангелие принадлежит к группе редких оттоновских рукописей, наиболее важными из которых являются Золотые Евангелия Генриха III 1043-1046 годов (сейчас находятся в Biblioteca del Real Monasterio de San Lorenzo de El Escorial, как Cod. Vitr. 17 ) и Золотой кодекс Эхтернаха с буквами в греческом стиле. Образ Христа в Величестве в Евангелии включает в себя греческую и величественную транскрипцию псалма: «Царство твое вечно, и сила твоя простирается из века в век».
Ссылки
[ редактировать ]
Библиография
[ редактировать ]- (на немецком языке) Вальтер Бершин, Три греческих Majestas tituli в освещении Трира-Эхтернаха , в: Вильгельм Ниссен, Встреча между Римом и Византией около 1000 года. К тысячелетию со дня смерти императрицы Феофану , Кельн, 1991, стр.37 -52
- (на немецком языке) Хартмут Хоффманн , книжное искусство и королевская власть в Оттонской и ранней Салийской империях , Штутгарт, 1986 г.
- (на немецком языке) Франц Дж. Рониг, Эгберт. Архиепископ Трирский 977-993. Памятное издание Трирской епархии к 1000-летию со дня его смерти , édition du Rheinisches Landesmuseum de Trèves, 1993 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на французском языке) Репродукция Евангелия на Галлике