Бартелеми д'Эйк

Бартелеми д'Эйк , Ван Эйк или д'Эйк [ 1 ] ( ок. 1420 – после 1470), [ 2 ] был ранним нидерландским художником , работавшим во Франции и, вероятно, в Бургундии художником и иллюминатором рукописей. Он действовал примерно между 1440 и 1469 годами. [ 3 ] Хотя ни одна из сохранившихся работ не может быть с уверенностью признана его авторами, современные авторы хвалили его как ведущего художника того времени, и ряд важных работ обычно считаются его. В частности, большинство экспертов признали Бартелеми художником, ранее известным как Мастер Благовещения Экса по картинам и Мастер Рене Анжуйского по иллюминированным рукописям . [ 4 ] Многие считают его Повелителем теней, ответственным за некоторые части календаря Très Riches Heures du Duc de Berry .
Биография
[ редактировать ]Вполне вероятно, что он был родственником Яна ван Эйка , но это невозможно задокументировать. [ 5 ] Его отчим был торговцем тканями, который последовал за Рене Анжуйским в Неаполь и на юг Франции. Его мать умерла в 1460 году, и ее описали как «Идриа Экстерс д'Аллемань» - то есть «из Германии», что вполне могло включать в себя все Нидерланды, что касается провансальцев. Брат Яна ван Эйка, Ламберт, похоже, также работал в Провансе после смерти Яна. [ нужна ссылка ]
Некоторые авторитеты предполагают, исходя из стилистических соображений, а также вероятных семейных связей, что Бартелеми обучался в мастерской Яна ван Эйка. [ нужна ссылка ] и работал в 1430-х годах над « Миланско-Туринскими часами» , знаменитой и важной иллюминированной рукописью, в которой было идентифицировано множество различных живописных «рук». Большая часть этого сохранилась только на черно-белых фотографиях после разрушения туринской части во время пожара в 1904 году. [ 6 ] Документально подтверждено, что художник по имени Бартелеми работал в Дижоне у Филиппа Доброго , герцога Бургундского, в 1440 году; это вполне может быть он. Рене Анжуйский, который должен был стать главным покровителем Бартелеми, находился там в плену у Филиппа. К 1444 году Бартелеми д'Эйк находился в Экс-ан-Провансе на юге Франции, предположительно работая с ведущим французским художником Ангерраном Картоном , когда они вместе были свидетелями юридического документа.

Благовещение в Эксе , датируемое 1443–1445 годами, теперь общепринято считать произведением Бартелеми. Это триптих , сейчас разбросанный по Экс-ан-Провансу, Брюсселю, Амстердаму и Роттердаму (одна из боковых панелей разрезана на две части). Его заказал торговец тканями, знавший отчима Бартелеми. [ нужна ссылка ] и сочетает в себе влияние раннего нидерландского искусства Роберта Кампена и Яна ван Эйка с творчеством Клауса Слютера , работавшего в Дижоне, и Колантонио из Неаполя (хотя некоторые считают, что это последнее влияние течет в другом направлении). [ нужна ссылка ] Многие иконографические детали повторяют детали из «Благовещений» Яна ван Эйка и его круга, таких как « Вашингтонское Благовещение» . Вместе с прекрасным портретом, датированным 1456 годом (Собрание Лихтенштейна, Вена), и фрагментом с маленьким распятым Христом в Лувре , это единственное сохранившееся панно , связанное с ним; большинство его более поздних работ представляют собой иллюминированные рукописи, заказанные Рене Анжуйским.

Рене Анжуйский был принцем из семьи Валуа , имевшим сложный набор титулов и притязаний, в том числе титул короля Неаполя , из которого он был изгнан домом Трастамара в 1442 году. Есть свидетельства того, что Бартелеми либо отправился в Неаполь, либо или что его работы были там известны, поскольку его влияние было обнаружено в творчестве неаполитанских художников Никколо Антонио Колантонио и Антонелло да Мессина. . Рене предпочитал жить на своих территориях на юге Франции или в долине Луары и был поэтом и талантливым художником-любителем. Долгое время его считали лично ответственным за иллюминацию рукописей, которую теперь обычно приписывают Бартелеми. Примерно с 1447 года Бартелеми фигурирует в сохранившихся отчетах как «peintre et varlet de chambre » — те же должности, которые занимал Ян ван Эйк при Филиппе Смелом (а братья Лимбург занимали при герцоге Беррийском ). «Varlet de chambre» — это судебное назначение, имевшее значительный статус, в качестве личного помощника Рене. Он путешествовал с Рене в Гиень и несколько раз в Анже . Между 1447 и 1449 годами его мастерская располагалась рядом с частными покоями Рене, что свидетельствует о значительной и необычной степени близости к его покровителю. Его последнее появление в отчетах датируется 1469 годом, когда ему заплатили его собственное жалованье, а также трех слуг или помощников и трех лошадей. Есть некоторые свидетельства того, что он дожил до 1476 года. [ 6 ]
Рукописи
[ редактировать ]
Сохранившиеся иллюминированные произведения, приписываемые Бартелеми, включают Часослов (M.358) в Библиотеке Моргана в Нью-Йорке, над которым также работал Куортон, и пять миниатюр, добавленных к «Лондонским часам Рене Анжуйского» в Британской библиотеке, которые имеют очень личное отношение. и глубоко о несчастливом положении Рене, когда он находился в тюрьме в Дижоне. Хартан предполагает, что эскизы для них, возможно, были набросаны самим Рене для исполнения Бартелеми: «верный интерпретатор возвышенных идей короля, неразлучный, сдержанный товарищ и, возможно, эффективный партнер в совместных художественных предприятиях». [ 7 ] [1] .
Двумя наиболее известными рукописями являются « Livre du cueur d'amour esprit» и « Théséide» , обе находятся в Вене ( Österreichische Nationalbibliothek , Codex 2597, 2617), датированные 1460–1470 годами, с шестнадцатью и семью миниатюрами соответственно. « Livre du cueur d'amour esprit» — изысканный аллегорический роман, написанный (почти наверняка) Рене. Здесь отведено место еще для двадцати девяти миниатюр, и все они завершены в другой рукописи, написанной гораздо менее блестящим художником, вероятно, работавшим по рисункам Бартелеми. [ 2 ] Этот рыцарский аллегорический роман приближается к концу этой традиции и лишь местами позволяет проявиться реализму и человеческому сочувствию Бартелеми. Его исключительное мастерство создания световых эффектов раскрыто в полной мере; четыре из шестнадцати миниатюр представляют собой ночные сцены, а остальные с большим блеском изображают рассвет или закат. Более крупные и насыщенные сцены французского перевода Боккаччо » «Тесейды невесты Эмилии , теоретически о Тесее , на практике — другого романса, включают великолепные сцены городской жизни.

Чуть более ранняя работа, снова иллюстрирующая текст Рене, - это « Книга турниров короля Рене» (BnF Ms Fr 2695), которая необычна тем, что написана акварелью , а не темперой , и на бумаге , а не на пергаменте . [ 8 ]
Многие историки искусства также считают его Мастером теней , который добавил к иллюстрациям « Три богатых часа герцога Беррийского» в середине 15 века, спустя много времени после того, как братья Лимбург создали самые известные миниатюры (они и Герцог умер в 1416 году, оставив рукопись незавершенной и несвязанной). К тому времени книга, возможно, уже принадлежала Рене. Календарная сцена на сентябрь, вероятно, лишь частично написанная этим мастером, показывает замок в Сомюре , которым владел Рене и где он провел большую часть 1460-х годов. Он также нарисовал основные календарные сцены на март (возможно, только частично), октябрь и декабрь. Его пространственное восприятие было выше, чем у Лимбургов, и он включал тени, которые являются очень заметной чертой миниатюр Бартелеми. Лица его, особенно крестьянские, более резко индивидуализированы, хотя фигуры менее изящны. Только эти календарные сцены и, возможно, лица на развороте «Шествия Святого Григория» (Walther & Wolf, op cit) демонстрируют его стиль; многие другие миниатюры были добавлены поколением позже Жан Коломб . [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ также иногда в современных документах Бартелеми де Клер, дер Клерс, Дейк д'Экль, д'Эйльц - Хартан, Джон, Часослов , стр.93, 1977, Thomas Y Crowell Company, Нью-Йорк, ISBN 0-690-01654-9
- ^ Jump up to: а б Унтеркирхер, Франц (1980). Книга любви короля Рене (Le Cueur d'Amours Espris) . Нью-Йорк: Г. Бразиллер. ISBN 0-8076-0989-7 .
- ^ Толли.
- ^ Британская библиотека также является мастером Cœur d'Amour Epris. О мастере теней Très Riches Heures см. ниже. Идентификация Экса была впервые сделана в 1953 году (IP May, La Revue des Arts, 3) частично на основе довольно сомнительной подписи на книге на панели в Брюсселе, но она общепринята. Мастер 1456 года — имя автора портрета Лихтенштейна (см. внешние ссылки), вероятно, также Бартелеми.
- ^ Дханенс, Элизабет (1980). Хуберт и Ян ван Эйк . Нью-Йорк: Коллекция альпийского изящного искусства. ISBN 0-933516-13-4 .
- ^ Jump up to: а б Вальтер, Инго Ф.; Вольф, Норберт (2005). Шедевры освещения . Одеколон: Сумки. стр. 473–4. ISBN 3-8228-4750-Х .
- ^ Хартан, цит., стр. 90–93.
- ^ Walther & Wolf, Шедевры , стр. 350–3.
- ^ Поньон, Эдмонд (1979). «Очень богатые часы герцога Беррийского: рукопись XV века» . Нью-Йорк: Crescent Books. ISBN 0-517-28288-7 . – Поньон не отождествляет Мастера с Бартелеми; Вальтер и Вольф делают, а также дают ему июнь из календаря.
Источники
[ редактировать ]- Толли, Томас (2001). «Эйк, Бартелеми д' » . В Хью Бригстоке (ред.). Оксфордский спутник западного искусства . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-866203-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Книга Сердца Духов Любви – краткий обзор и все миниатюры
- Ранее атрибутированный портрет находился в коллекции Лихтенштейна (без изображения. На новом сайте коллекции, без результатов поиска).
- в Лувре Распятие
- Центр изучения живописи пятнадцатого века в Южных Нидерландах и Княжестве Льеж Список работ