Миф о плоской Земле
Миф о плоской Земле , или ошибка плоской Земли , представляет собой современное историческое заблуждение согласно которому европейские ученые и образованные люди в средние века считали Землю плоской , . [1] [2]
Самое раннее четкое документальное подтверждение идеи сферической Земли исходит от древних греков ( V век до н.э. ). Это убеждение было широко распространено в греческом мире, когда Эратосфен вычислил окружность Земли около 240 г. до н.э. Эти знания распространились под влиянием Греции, так что в раннем средневековье ( ок. 600–1000 гг. Н.э.) большинство европейских и ближневосточных ученых поддержали сферичность Земли. [3] Вера в плоскую Землю среди образованных европейцев почти не существовала, начиная с позднего средневековья , хотя в искусстве появляются причудливые изображения, такие как внешние панели знаменитого Иеронима Босха триптиха «Сад земных наслаждений» , на котором Земля имеет форму диска. показан плавающим внутри прозрачной сферы. [4]
По словам Стивена Джея Гулда , «среди ученых никогда не было периода «тьмы плоской Земли», независимо от того, как широкая общественность могла концептуализировать нашу планету как тогда, так и сейчас. Греческие знания о сферичности никогда не угасали, и все крупные средневековые ученые принял округлость Земли как установленный факт космологии ». [5] Историки науки Дэвид Линдберг и Рональд Намберс отмечают, что «вряд ли был христианский ученый Средневековья, который не признавал сферичность [Земли] и даже не знал ее приблизительную окружность». [6]
Историк Джеффри Бертон Рассел говорит, что ошибка плоской Земли наиболее процветала между 1870 и 1920 годами и была связана с идеологической обстановкой, созданной борьбой за биологическую эволюцию . Рассел утверждает, что «за исключительным немногим исключением ни один образованный человек в истории западной цивилизации, начиная с третьего века до нашей эры , не верил, что Земля плоская», и приписывает популяризацию мифа о плоской Земле историям Джона Уильяма Дрейпера , Эндрю Диксона Уайта , и Вашингтон Ирвинг . [2] [7] [8]
История
[ редактировать ]В книге «Изобретение плоской Земли: Колумб и современные историки » Джеффри Рассел описывает теорию плоской Земли как басню, используемую для оспаривания досовременной цивилизации и креационизма . [7] [2]
Джеймс Ханнэм писал:
Миф о том, что люди в средние века считали Землю плоской, появился в 17 веке как часть кампании протестантов против католического учения. Но оно приобрело популярность в 19 веке благодаря неточным историческим произведениям, таким как « История конфликта между религией и наукой» Эндрю Диксона Уайта Джона Уильяма Дрейпера (1874 г.) и «История войны науки с теологией в христианском мире» (1896 г.). Атеисты и агностики отстаивали тезис о конфликте в своих целях, но исторические исследования постепенно показали, что Дрейпер и Уайт пропагандировали больше фантазий, чем фактов, пытаясь доказать, что наука и религия находятся в вечном конфликте. [9]
Ранний современный период
[ редактировать ]Французский драматург Сирано де Бержерак в главе 5 своей «Комической истории лунных государств и империй» (опубликованной через два года посмертно, в 1657 году) цитирует Августина Гиппопотамского , который сказал, что «в его время и в его эпоху Земля была плоской, как крышка печки. и что он плавал по воде, как половина разрезанного апельсина». [10] Роберт Бертон в своей «Анатомии меланхолии». [11] написал:
Виргилий , бывший когда-то епископом Зальцбурга (как сообщает Aventinus anno 745), Бонифацием , епископом Менца , был поэтому подвергнут сомнению, потому что он придерживался антиподов (за которые они поставили под сомнение, умер ли Христос) и таким образом лишил место ада или настолько сузило его, что оно не могло иметь никакого отношения к небу, и противоречило этому мнению Остина [Св. Августин], Василий, Лактанций, который держал Землю круглой как траншеекопатель (что Акоста и общий опыт в большей степени опровергают), но не как мяч.
Таким образом, есть свидетельства того, что обвинения в плоскоземельстве, хотя и несколько причудливы (Бёртон заканчивает свое отступление законной цитатой Августина: «Лучше сомневаться в сокровенном, чем спорить о неопределённостях, где лоно Авраамово, и адский огонь» [11] ), использовались для дискредитации оппозиционных властей за несколько столетий до XIX в. Еще одно раннее упоминание в литературе — Людвига Хольберга комедия «Эразм Монтан» (1723). Эразм Монтан встречает серьезное сопротивление, когда утверждает, что Земля круглая, поскольку все крестьяне считают ее плоской. Ему не разрешают жениться на своей невесте, пока он не воскликнет: «Земля плоская, как блин». В Томаса Джефферсона книге «Заметки о штате Вирджиния» (1784 г.), оформленной как ответы на ряд вопросов (запросов), Джефферсон использует «Запрос» относительно религии, чтобы атаковать идею официальных религий, спонсируемых государством. В этой главе Джефферсон рассказывает о ряде официальных ошибочных представлений о природе, навязанных людям властью. Одним из них является эпизод борьбы Галилея с властью, который Джефферсон ошибочно представляет в терминах формы земного шара: [12]
Правительство также непогрешимо, когда оно исправляет системы в физике. Галилея отправили в инквизицию за утверждение, что Земля представляет собой сферу: правительство заявило, что она плоская, как траншеекопатель , и Галилей был вынужден отречься от своей ошибки. Однако эта ошибка в конце концов возобладала, Земля стала шаром, и Декарт заявил, что ее вращает вокруг своей оси вихрь .
19 век
[ редактировать ]XIX век был периодом, когда ощущение антагонизма между религией и наукой было особенно сильным. Споры вокруг дарвиновской революции способствовали рождению тезиса о конфликте . [5] взгляд на историю, согласно которому любое взаимодействие между религией и наукой почти неизбежно приведет к открытой враждебности. [13]
Биография Колумба Ирвинга
[ редактировать ]В 1828 году вышла крайне романтизированная биография Вашингтона Ирвинга « История жизни и путешествий Христофора Колумба» . [14] была опубликована и многими ошибочно принята за научную работу. [15] В книге II, главе IV этой биографии, Ирвинг дал в значительной степени вымышленный отчет о заседаниях комиссии, созданной испанскими монархами для изучения предложений Колумба . Одним из его самых причудливых украшений была весьма невероятная история о том, что наиболее невежественные и фанатичные члены комиссии выдвинули библейские возражения против утверждений Колумба о том, что Земля имеет сферическую форму. [16]
Вопросом 1490-х годов была не форма Земли, а ее размер и положение восточного побережья Азии, как фактически указывает Ирвинг. По историческим оценкам, начиная с Птолемея , побережье Азии располагалось примерно в 180 ° к востоку от Канарских островов . [17] Колумб принял более раннее (и отвергнул) расстояние в 225°, добавил 28° (на основании путешествий Марко Поло ), а затем поместил Японию ещё на 30° дальше на восток. Начиная с мыса Св. Винсент в Португалии , Колумб растянул Евразию на 283° к востоку, оставив ширину Атлантического океана всего 77°. Поскольку он планировал отправиться с Канарских островов (на 9° дальше к западу), его поездке в Японию потребуется всего лишь 68° долготы. [18] [19]
Колумб ошибочно предположил, что миля, упомянутая в арабской оценке в 56⅔ мили по размеру градуса, соответствует итальянской миле длиной около 1480 метров, тогда как она была примерно на 30% длиннее . Таким образом, его оценка размера градуса и окружности Земли была примерно на 25% занижена. [20] Совокупный эффект этих ошибок заключался в том, что Колумб оценил расстояние до Японии всего лишь примерно в 5000 км (или только до восточной окраины Карибского моря ), тогда как истинная цифра составляет около 20 000 км. Испанские учёные, возможно, не знали точного расстояния до восточного побережья Азии, но считали, что оно значительно дальше, чем проекция Колумба; и это было основой критики предложенного путешествия в Испании и Португалии, как среди ученых, так и среди моряков.
Спорным вопросом была не форма Земли и не идея о том, что движение на запад в конечном итоге приведет к Японии и Китаю, а способность европейских кораблей плавать так далеко по открытым морям. Небольшие корабли того времени (три корабля Колумба имели длину от 20,5 до 23,5 м – или от 67 до 77 футов – и вмещали около 90 человек) просто не могли перевезти достаточно еды и воды, чтобы добраться до Японии. А так корабли едва достигли островов восточной части Карибского моря. Экипажи уже взбунтовались, но не из-за некоторого страха «уйти за край», а потому, что у них заканчивались еда и вода, и у них не было шансов найти какие-либо новые припасы в пределах досягаемости. Они были на грани голодной смерти. [21] Экспедиция Колумба была спасена, достигнув Америки, о которой он ничего не знал, именно в тот момент, когда он думал, что достигнет Японии. Его способность пополнять запасы еды и воды с Карибских островов позволила ему благополучно вернуться в Европу. В противном случае его экипажи погибли бы, а корабли затонули.
Сторонники науки
[ редактировать ]В 1834 году, через несколько лет после публикации книги Ирвинга, Жан Антуан Летронн , французский академик с сильными антирелигиозными идеями, исказил отцов церкви и их средневековых преемников как верующих в плоскую Землю в своей книге «О космографических идеях отцов церкви» . [2] [22] Затем в 1837 году английский философ науки Уильям Уэвелл в своей «Истории индуктивных наук » назвал Лактанция , автора «Institutiones Divinae» (ок. 310 г.), и Косма Индикоплевста , автора «Христианской топографии» (ок. 548 г.), как свидетельства средневековая вера в плоскую Землю. высмеивал Лактанция Гораздо раньше Коперник в «О революции» 1543 года как человека, который «совершенно по-детски говорит о форме Земли, когда высмеивает тех, кто заявлял, что Земля имеет форму шара».
Другие историки быстро последовали примеру Уэвелла, хотя им удалось назвать несколько других примеров. [23] Американский химик Джон Уильям Дрейпер написал « Историю конфликта между религией и наукой» (1874 г.), используя утверждение о том, что ранние отцы церкви считали Землю плоской, как свидетельство враждебности церкви к развитию науки. [24] Историю широко распространенной религиозной веры в плоскую Землю повторил Эндрю Диксон Уайт в своей книге «Война науки» 1876 года. [25] и развит двадцать лет спустя в его двухтомной « Истории войны науки с теологией в христианском мире» , в которой преувеличено число и значение средневековых сторонников плоской Земли, чтобы поддержать модель войны Уайта между догматической теологией и научным прогрессом. [26] Когда метафора Дрейпера и Уайта о продолжающейся войне между научным прогрессом Просвещения и религиозным мракобесием « темных веков » получила широкое признание, она распространила идею средневековой веры в плоскую Землю. [27]
гравюра Широко распространенная человека, просунувшего голову сквозь небосвод окружающий Землю , чтобы рассмотреть Эмпирей , выполненная в стиле XVI века, была опубликована в книге Камиля Фламмариона « L'Atmosphère: Météorologie Populaire» (Париж, 1888, с. 163). [28] Гравюра иллюстрирует содержащееся в тексте утверждение о том, что средневековый миссионер утверждал, что «он достиг горизонта, где встречаются Земля и небо». В своем первоначальном виде гравюра включала декоративную рамку, указывающую на то, что она относится к XIX веку. В более поздних публикациях, в некоторых из которых утверждалось, что гравюра датируется 16 веком, граница была удалена.
20 век и далее
[ редактировать ]С начала 20-го века в ряде книг и статей ошибка плоской Земли документировалась как одно из ряда широко распространенных заблуждений в популярных взглядах на Средневековье . И книга Э. М. У. Тилларда «Елизаветинская картина мира» , и К. С. Льюис « Выброшенный образ» посвящены широкому обзору того, как рассматривалась Вселенная в эпоху Возрождения и средневековья, и обе подробно обсуждают, как образованные классы знали, что мир круглый. Льюис обращает внимание на тот факт, что в «Божественной комедии» Данте , повествующей об эпическом путешествии через ад, чистилище и рай, Земля имеет сферическую форму, а сила тяжести направлена к центру Земли. Когда Дьявол заморожен в глыбе льда в центре Земли, Данте и Вирджил спускаются по туловищу Дьявола, но поднимаются от талии Дьявола к его ногам, поскольку его талия находится в центре Земли.
Джеффри Бертон Рассел опроверг распространенность веры в плоскую Землю в монографии [7] и две бумаги. [8] [2] Луиза Бишоп утверждает, что практически каждый мыслитель и писатель 1000-летнего средневековья подтверждал сферическую форму Земли. [29]
Хотя это заблуждение часто опровергалось в исторической науке, по крайней мере, с 1920 года, оно, тем не менее, сохранилось в массовой культуре и даже в некоторых школьных учебниках даже в 21 веке. Американский школьный учебник, написанный Эммой Миллер Болениус и опубликованный в 1919 году, содержит введение к рекомендуемой литературе ко Дню Колумба (12 октября):
Когда жил Колумб, люди думали, что Земля плоская. Они верили, что Атлантический океан наполнен монстрами, достаточно большими, чтобы поглотить их корабли, и ужасными водопадами, через которые их хрупкие суда могут рухнуть и погибнуть. Колумбу пришлось бороться с этими глупыми убеждениями, чтобы заставить людей плавать с ним. Он был уверен, что Земля круглая. [30]
В предыдущих выпусках книги Томаса Бейли « Американское зрелище» говорилось, что «суеверные моряки [из команды Колумба]… становились все более мятежными… потому что боялись переплыть край света»; однако такой исторический отчет неизвестен. [31]
Исследование школьных учебников из Австрии и Германии в 2009 году показало, что миф о плоской Земле стал доминирующим во второй половине 20-го века и сохраняется в большинстве исторических учебников, написанных для немецких и австрийских школ. [32]
Совсем недавно, в 1983 году, Дэниел Бурстин опубликовал исторический обзор « Первооткрыватели» , в котором на обложке была представлена гравюра Фламмариона и провозглашено, что «от 300 года нашей эры до, по крайней мере, 1300 года... христианская вера и догма подавляли полезный образ мира, который был был так... тщательно нарисован древними географами». [33] Бурстин посвятил главу плоской Земле, в которой изобразил Косму Индикоплевста основателем христианской географии. [34] Модель плоской Земли часто ошибочно воспринималась как церковная доктрина теми, кто хотел изобразить католическую церковь антипрогрессивной или враждебной научным исследованиям. Эта история повторялась даже в академических кругах, например, в апреле 2016 года, когда профессор богословия Бостонского колледжа и бывший священник Томас Грум ошибочно заявил, что «католическая церковь никогда не говорила, что Земля круглая, а просто перестала говорить, что она плоская». [35]
Популярная песня 1937 года « Они все смеялись » содержит куплет «Они все смеялись над Христофором Колумбом/Когда он сказал, что мир круглый». Warner Bros. Merrie Melodies В мультфильме «Зайцы, мы идем» (1951) Христофор Колумб и католик Фердинанд ссорятся по поводу формы Земли; король заявляет, что Земля плоская. В мультфильме Уолта Диснея «Меч в камне» 1963 года волшебник Мерлин (путешествовавший в будущее) объясняет юному Артуру , что «в ближайшие столетия человек обнаружит», что Земля круглая и вращается .
В 2019 году канал CNN опубликовал статью о современном движении за плоскую Землю, в которой была представлена гравюра Фламмариона с неточной подписью «Средневековая гравюра, изображающая ученого, покидающего мир, представляющая изменение представлений о мире в 16 веке». [36]
Библейский взгляд
[ редактировать ]Еврейская Библия изображает мир, состоящий из трех частей: небо ( шамаим ) вверху, земля (эрес) посередине и подземный мир (шеол) внизу. [37] Ветхий Завет учит точке зрения, которая была распространена во время и в месте его написания: земля представляет собой диск со звездами на небосводе над ним, а за звездами находится космическое море. [38] По сей день некоторые церкви учат, что этот документ является буквальной, неизменной истиной. [39] Необходимость буквального толкования убедительно доказывается креационизмом , который подтверждает космологию первой главы Книги Бытия, согласно которой звезды находятся на небосводе между землей и водами над ними.Однако большинство креационистов искренне принимают как тот факт, что Земля круглая, а звезды за облаками, так и веру в то, что первая глава Бытия истинна в буквальном смысле слова.
Историография мифа о плоской Земле.
[ редактировать ]Авторы-историки выявили ряд исторических обстоятельств, которые способствовали возникновению и широкому распространению мифа о плоской Земле. Американский историк Джеффри Бертон Рассел проследил истоки того, что он назвал «плоской ошибкой» в девятнадцатом веке, у группы антиклерикальных французских ученых, в частности, у Антуана-Жана Летронна и, косвенно, у его учителей Жана-Батиста Гейля и Эдма Ментеля . Ментель описал Средневековье как двенадцать невежественных столетий «глубокой ночи», тема, иллюстрируемая мифом о плоской Земле в книге Летронна «О космологических взглядах отцов церкви». [40]
Историк науки Эдвард Грант утверждает, что миф о плоской Земле развился в контексте более общего наступления на Средние века и на схоластическую мысль, восходящего к Франческо Петрарке в четырнадцатом веке. [41] Грант видит «одно из самых крайних нападок на средневековье» в Дрейпера «Истории интеллектуального развития Европы» . [42] который появился за десять лет до того, как Дрейпер представил миф о плоской Земле в своей «Истории конфликта между религией и наукой» . [43]
Мотивы Эндрю Диксона Уайта были более сложными. Будучи первым президентом Корнеллского университета , он выступал за то, чтобы он был основан без каких-либо религиозных связей, а вместо этого служил «прибежищем для науки». Более того, он был ярым сторонником дарвинизма , считал религиозных деятелей главными противниками дарвиновской эволюции и стремился перенести этот конфликт между теологией и наукой на всю христианскую эпоху. [44] Однако, как отмечают некоторые историки, конфликт XIX века вокруг дарвинизма включал в себя споры об относительном авторитете профессиональных ученых и духовенства в области науки и образования. [45] Уайт выразил эту обеспокоенность в предисловии к своей « Истории войны науки и теологии в христианском мире », где он объяснил отсутствие углубленного обучения во многих американских колледжах и университетах следствием их «сектантского характера». [46]
Миф о плоской Земле, как и другие мифы, принял художественную форму во многих произведениях искусства, изображающих Колумба, защищающего сферичность Земли перед Советом в Саламанке . Американские художники изобразили решительного Колумба, бросающего вызов «предрассудкам, смешению невежества и эрудиции, а также педантичному фанатизму» церковников. Абрамс считает, что этот образ романтического героя, практичного бизнесмена и предприимчивого янки создан для того, чтобы понравиться американцам девятнадцатого века. [47]
Рассел предполагает, что ошибка плоской Земли смогла настолько глубоко завладеть современным воображением из-за предрассудков и презентизма . Он особо упоминает «протестантское предубеждение против средневековья как католика… рационалистическое предубеждение против иудео-христианства в целом» и «предположение о превосходстве «наших» взглядов над взглядами старых культур». [48]
См. также
[ редактировать ]- Геоцентризм
- История геодезии
- Список распространенных заблуждений
- Современные убеждения о плоской Земле
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рассел 1991 , с. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Рассел 1997 .
- ^ Дикс, ДР (1970). Ранняя греческая астрономия до Аристотеля . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 72–198 . ISBN 978-0-8014-0561-7 .
- ^ Гомбрич 1969 , стр. 162–170.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гулд 1997 .
- ^ Линдберг и числа 1986 , стр. 338–354.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рассел 1991 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рассел 1993 .
- ^ Джеймс Ханнэм. «Наука против христианства?» .
- ^ Другой мир Общества и правительства Луны , перевод Дональда Уэбба
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Второй раздел, раздел 2, член 3 «Воздух исправленный. С отступлением воздуха» Анатомия меланхолии
- ^ Джефферсон, Томас . Заметки о штате Вирджиния, вопрос относительно РЕЛИГИИ . Центр электронных текстов, Библиотека Университета Вирджинии.
- ^ Дэвид Б. Уилсон пишет о развитии тезиса о конфликте в «Историографии науки и религии» Wilson 2002 .
- ^ Ирвинг 1861 .
- ^ Рассел 1991 , стр. 51–56.
- ^ Ирвинг 1861 , с. 90.
- ↑ Птолемей, География , книга 1:14.
- ^ Морисон 1942 , с. 65.
- ^ Нанн и Эдвардс 1924 , стр. 27–30 .
- ^ Нанн и Эдвардс 1924 , стр. 1–2 , 17–18 .
- ^ Морисон 1942 , стр. 209, 211.
- ^ Летронн 1883 .
- ^ Гулд 1997 , с. 42.
- ^ Гарвуд 2007 , стр. 10–11.
- ^ Уайт 1876 , стр. 10–22.
- ^ Гарвуд 2007 , стр. 12–13.
- ^ Гарвуд 2007 , стр. 13–14.
- ^ «История_научных_коллекций» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2004 года . Проверено 13 июля 2007 г.
- ^ Бишоп 2008 , с. 99.
- ^ Болениус 1919, цитируется в Гарвуде 2007 .
- ^ Лоуэн 1996 , с. 56.
- ^ Бернхард 2014 .
- ^ Бурстин 1983 , с. 100.
- ^ Бурстин 1983 , стр. 108–109.
- ^ Файола, Энтони; Бурштейн, Мишель. «Папа Франциск дает надежду разведенным католикам и говорит «нет» однополым бракам» . Вашингтон Пост .
- ^ Пичета, Роб (17 ноября 2019 г.). «Заговор плоской Земли распространяется по всему земному шару. Скрывает ли он более темное ядро?» . CNN .
- ^ Райт, Дж. Эдвард (2002). Ранняя история неба . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195348491 .
- ^ «Учит или предполагает? Древняя ближневосточная космология» .
- ^ «Можем ли мы интерпретировать Библию буквально?» .
- ^ Рассел 1993 , стр. 344–345.
- ^ Грант 2001 , стр. 329–345.
- ^ Грант 2001 , с. 335.
- ^ Дрейпер 1874 , стр. 63–65, 154–5, 160–161.
- ^ Линдберг и числа 1986 , стр. 338–352.
- ^ Тернер 1978 .
- ^ Белый 1917 , с. VII.
- ^ Абрамс 1993 , с. 89.
- ^ Рассел 1993 , с. 347.
Источники
[ редактировать ]- Абрамс, Энн Ури (1993), «Видения Колумба: легенда об открытии в довоенных американских картинах и гравюрах», American Art Journal , 25 (1/2): 74–101, doi : 10.2307/1594601 , JSTOR 1594601
- Бернхард, Роланд (2014). «Колумб и глобус» Тогда (на немецком языке). Том 46, № 7. С. 45–46.
- Бишоп, Луиза М. (2008), «Миф о плоской Земле», в Харрисе, Стивен Дж.; Григсби, Брайон Ли (ред.), Заблуждения о Средневековье , Routledge, ISBN 978-0-415-77053-8
- Болениус, Эмма Миллер (1919), Читатель для мальчиков и девочек: Пятый читатель , Хоутон Миффлин
- Бурстин, Дэниел (1983), Первооткрыватели , Нью-Йорк: Издательская группа Random House, ISBN 978-0-394-40229-1
- Дрейпер, Джон Уильям (1874), История конфликта между религией и наукой , Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания, OL 14012555M
- Гарвуд, Кристина (2007), Плоская Земля: история позорной идеи , Macmillan, ISBN 978-0-312-38208-7
- Гомбрих, Э.Х. (1969), «Сад земных наслаждений Босха: отчет о ходе работы», Журнал Институтов Варбурга и Курто , 32 : 162–170, doi : 10.2307/750611 , JSTOR 750611 , S2CID 195029900
- Гулд, Стивен Дж. (1997), «Позднее рождение плоской Земли» (PDF) , Динозавр в стоге сена: размышления о естественной истории (1-е издание), Нью-Йорк: Three Rivers Press , стр. 38– 50, ISBN 0-517-88824-6
- Гулд, Стивен Дж. (2011) [1999], «Колумб и плоская Земля: пример ошибочности войны между наукой и религией», « Скалы веков: наука и религия в полноте жизни» (электронная книга под ред. ), Нью-Йорк: Random House LLC, ISBN. 978-0-307-80141-8
- Грант, Эдвард (2001). Бог и разум в средние века . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-00337-7 .
- Ирвинг, Вашингтон (1861 г.), Работы Вашингтона Ирвинга , Библиотека Мичиганского университета , получено 19 августа 2008 г.
- Летронн, Антуан-Жан (1883), «Космографические мнения отцов церкви» , в Фаньяне, Эдмон (редактор), Избранные произведения А.-Ж. Летронн , 2, География и космография (на французском языке), т. 1, Париж: Эрнест Леру, стр. 382–414
- Линдберг, Дэвид С .; Числа, Рональд Л. (1986), «За пределами войны и мира: переоценка встречи между христианством и наукой», Church History , 55 (3), Cambridge University Press: 338–354, doi : 10.2307/3166822 , JSTOR 3166822 , S2CID 163075869
- Лоуэн, Джеймс. У. (1996), Ложь, которую мне сказал мой учитель: все, что ваш учебник американской истории ошибался , Touchstone Books , ISBN 978-0-684-81886-3
- Члены Исторической ассоциации (1945), Распространенные ошибки в истории , Общая серия, G.1, Лондон: PS King & Staples для Исторической ассоциации.
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1991) [1942], адмирал Океанского моря. Жизнь Христофора Колумба , Литтл, Браун и компания , ISBN 0-316-58478-9
- Нанн, Джордж Э.; Эдвардс, Клинтон Р. (1992) [1924], Географические концепции Колумбуса , Милуоки, Висконсин, США: Американского географического общества Библиотека Голды Меир , ISBN 1-879281-06-6
- Рассел, Джеффри Бертон (1991), Изобретая плоскую Землю: Колумб и современные историки , Нью-Йорк: Praeger , ISBN 0-275-95904-Х
- Рассел, Джеффри Бертон (1993), «Плоская ошибка: современное искажение средневековой географии», Mediaevalia , 15 : 337–353.
- Рассел, Джеффри Бертон (1997), «Миф о плоской Земле» , Исследования по истории науки , Американское научное объединение , получено 14 июля 2007 г.
- Тернер, Фрэнк М. (сентябрь 1978 г.), «Викторианский конфликт между наукой и религией: профессиональное измерение», Isis , 69 (3): 356–376, doi : 10.1086/352065 , JSTOR 231040 , PMID 387660 , S2CID 144710689
- Уайт, Эндрю Диксон (1876), Война науки , Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания, ISBN 9781404799325
- Уайт, Эндрю Диксон (1917) [1896], История войны науки с теологией в христианском мире , Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания.
- Уилсон, Дэвид Б. (2002), «Историография науки и религии», Фернгрен, Гэри Б. (редактор), « Наука и религия: историческое введение» , издательство Университета Джонса Хопкинса , ISBN 0-8018-7038-0