Хосе де Акоста

Хосе де Акоста , SJ (1539 или 1540 г.) [ 1 ] в Медине-дель-Кампо XVI века , Испания — 15 февраля 1600 года в Саламанке, Испания) — испанский иезуитский миссионер и натуралист в Латинской Америке . Его выводы относительно пагубных последствий перехода через Анды в 1570 году были связаны с тем, что атмосфера была слишком разреженной для человеческих нужд; разновидность горной болезни теперь называют болезнью Акосты .
Жизнь
[ редактировать ]Хосе де Акоста родился в Медина-дель-Кампо в Испании , где его родители жили в этом городе на равнине, примерно в двадцати четырех милях от Вальядолида , в Старой Кастилии , на левом берегу болотистой реки Сапардиэль, над которым возвышается старый Замок Ла Мота . Он был конверсо . [ 2 ] У его родителей было пятеро сыновей: Джеронимо, Кристоваль, Хосе, Диего и Бернардо. Братья Акоста были земляками старого солдата Берналя Диаса , рассказавшего историю завоевания Мексики, но были на много лет моложе его. [ 3 ] В 1553 году, в возрасте тринадцати лет, Акоста стал послушником Общества Иисуса в Медине-дель-Кампо. К этому ордену присоединились четыре брата Акоста. Прежде чем покинуть Испанию, Хосе преподавал богословие в Окане , а в апреле 1569 года его должны были отправить в Лиму , Перу, где в следующем году обосновались иезуиты. По словам одного ученого, Акоста был «тяжелым человеком неуверенного, меланхоличного нрава». [ 4 ]
Панама
[ редактировать ]В возрасте 32 лет Акоста покинул Испанию вместе с несколькими другими иезуитами в 1570 году, высадившись в Картахене-де-Индиас и, наконец, в Номбре-де-Дьос , а затем проделал путь через 18 лиг – около 62 миль (100 км)) – тропического леса. Его впечатляли пейзажи, новые виды на каждом шагу, а в Капире его интересовали хитроумные выходки стад обезьян. Из Панамы он отправился в Перу, чтобы продолжить миссионерскую работу. Он ожидал испытать невыносимо сильную жару при пересечении экватора, но обнаружил, что в марте было так прохладно, что посмеялся над Аристотелем и его философией. [ 5 ]
Перу и болезнь Акосты
[ редактировать ]По прибытии в Лиму ему было приказано пересечь Анды , очевидно, чтобы присоединиться к вице-королю Перу внутри страны. Он отправился с четырнадцатью или пятнадцатью товарищами через горную провинцию Уарочири и через высокий перевал Париакака (более 14 000 футов (4300 м)), где вся группа сильно пострадала от воздействия разреженной атмосферы. Акоста описывает эти страдания, которые пришлось повторить в трех других случаях пересечения Кордильер . Акоста был одним из первых, кто дал подробное описание высотной болезни и связал ее с «воздухом... настолько разреженным и таким нежным, что он не соответствует человеческому дыханию». [ 6 ] а разновидность высотной болезни называется болезнью Акосты . [ 7 ] Он также упоминает приступ снежной слепоты и то, как его вылечила индийская женщина.
Акоста прибыл в Перу через два года после того, как дон Франсиско де Толедо стал вице-королем в 1568 году. После обезглавливания Толедо инки Тупака Амару вице-король посвятил пять лет поездке по всем частям вице-королевства Перу и урегулированию страна, в которой ему помогали Акоста, лиценциат Поло де Ондегардо и судья Хуан Ортис де Матьенцо . Акоста также сопровождал вице-короля в Чаркас и был с ним во время его неудачной экспедиции против свирепых индейцев чириуана. [ 8 ]
Основная резиденция иезуитов находилась в то время в маленьком городке Джули , недалеко от западного берега озера Титикака . Здесь был образован колледж, изучались языки туземцев и со временем была основана типография. Акоста, вероятно, проживал в Хули большую часть своего пребывания в Перу. Именно здесь, по всей вероятности, он наблюдал знаменитую комету 1577 года с 1 ноября по 8 декабря, которая огненным шлейфом простиралась от горизонта почти до зенита. Здесь он также посвятил большую часть своего времени подготовке нескольких научных работ, которые позже привез в Испанию в рукописи, включая первые две книги «Естественной истории Индии» . В Хули отец Акоста получил информацию о реке Амазонке от брата, который ранее участвовал в знаменитом пиратском круизе Лопе де Агирре . [ 9 ]
Ближе к концу правления Толедо отец Акоста, по-видимому, переехал из внутренних районов Перу в Лиму. Здесь он упоминает, что руководил отливкой большого колокола, для которого было трудно добыть топливо для печи, из-за чего пришлось валить огромные деревья в Римак реки долине . Вице-король Толедо был практически основателем университета Святого Марка в Лиме, где Акоста должен был занять кафедру богословия. Здесь он снова смог проявить свои способности знаменитого оратора.
В 1571 году Хосе отправился в Куско в качестве посетителя недавно основанной коллегии иезуитов. Он вернулся в Лиму три года спустя, чтобы снова занять кафедру богословия, и был избран провинциалом в 1576 году.
В 1579 году сэр Фрэнсис Дрейк находился на побережье, и вице-король отправил флот под командованием Педро Сармьенто де Гамбоа , частично для преследования английского пирата, а частично для исследования и обследования Магелланова пролива . Акоста беседовал с пилотом флота Сармьенто, и ему разрешили просмотреть его карту, таким образом получив много гидрографической информации и подробностей о приливах и отливах в проливах. Он также беседовал на ту же тему с новым вице-королем доном Мартином Энрикесом. [ 10 ]
Акоста основал ряд колледжей, в том числе в Арекипе , Потоси , Чукисаке , Панаме и Ла-Пасе , но встретил значительное сопротивление со стороны вице-короля Толедо. Его официальные обязанности обязывали его лично исследовать очень обширную территорию, чтобы он приобрел практические знания об обширной провинции и ее коренных жителях. На сессии Третьего собора Лимы в 1582 году отец Акоста сыграл очень важную роль и был его историком. Он произнес красноречивую и ученую речь на последнем заседании 18 октября 1583 года.
Мексика
[ редактировать ]Вскоре после Третьего Собора в Лиме он со всеми своими рукописями, литературными трудами пятнадцати лет, отправился в путешествие в Мексику. Во время перехода он был проницательным наблюдателем природы и искателем знаний. От опытного португальского лоцмана он узнал, что существует четыре часто посещаемых порта. [ нужна ссылка ] никаких отклонений магнитного компаса на Земле, и одним из них был остров Корво на Азорских островах . Акоста высадился в порту Уатулько, на западном конце залива Теуантепек , в провинции Оахака , затем по суше отправился в Мехико, где проживал в 1586 году. У него были возможности, которыми он старательно пользовался для сбора информации, касающейся цивилизация и религия ацтеков и природные продукты этой страны. Его главным информатором об обрядах и праздниках мексиканцев был брат и пребендарий Хуан де Тобар. [ 11 ] Для получения информации о Мехике Акоста следовал книге Хуана де Товара «Сообщение о происхождении индейцев, населяющих эту Новую Испанию, согласно их рассказам» » Фрея Диего Дурана , возможному краткому изложению «Истории Индий Новой Испании и островов Тьерра-Фирме — в поворот частично заимствован из анонимной истории Мексики-Теночтитлана на языке науатль, известной как . Cronica [ 12 ]
Вернуться в Испанию
[ редактировать ]Акоста был вызван королем в Испанию в 1585 году, прежде чем его задержали в Мексике , чтобы выступить против планов Алонсо Санчеса начать вторжение в Китай . Он отплыл домой в Испанию на флоте 1587 года, который содержал драгоценный груз, в том числе двенадцать сундуков с золотом каждый весом 100 фунтов (45 кг), 11 000 000 серебряных монет и два сундука с изумрудами каждый весом 100 фунтов, а также грузы. из имбиря, сарсапарели, бразильского дерева и шкур животных. [ 13 ] В Испании он занял кафедру богословия в римском колледже в 1594 году, стал главой иезуитского колледжа в Вальядолиде , а также занимал другие важные должности. На момент своей смерти на 60-м году жизни он был ректором колледжа в Саламанке .
Работает
[ редактировать ]
Помимо публикации протоколов провинциальных советов 1567 и 1583 годов, а также нескольких работ исключительно богословского значения, Акоста наиболее известен как автор книг De Natura Novi Orbis , De promulgatione Evangelii apud Barbaros, sive De Procuranda Indorum salute и выше. все, Historia natural y моральный de las Indias . Первые два появились в Саламанке в 1588 году, последний — в Севилье в 1590 году и вскоре после публикации были переведены на разные языки. В основном именно «История естественной и моральной» создала репутацию Акосты, поскольку это было одно из первых подробных и реалистичных описаний Нового Света . В более краткой форме, чем та, которую использовали его предшественники Франсиско Лопес де Гомара и Овьедо , он трактовал естественную и философскую историю Нового Света с более широкой точки зрения. [ 14 ] В ней, более чем за столетие до того, как другие европейцы узнали о Беринговом проливе , Акоста выдвинул гипотезу о том, что коренные народы Латинской Америки мигрировали из Азии . [ 15 ] Он также разделил их на три категории варваров. В « Истории» также описаны обычаи и история инков и ацтеков , а также другая информация, такая как ветры и приливы, озера, реки, растения, животные и минеральные ресурсы в Новом Свете.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Д. А. Брэдинг, Первая Америка: испанская монархия, креольские патриоты и либеральное государство, 1492-1867. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1991, стр. 184 указывают дату его рождения в 1540 году.
- ^ Брэйдинг, Первая Америка , стр. 184, 186.
- ^ Джозеф де Акоста , Эдвард Гримстон, Клементс Роберт Маркхэм, Естественная и моральная история Индии , Общество Хаклюта, 1880, стр. i–ii
- ^ Брэйдинг, Первая Америка , с. 184.
- ^ Там же. , Акоста, стр.ii
- ^ Дилле, Дж. Роберт; Молер, Стэнли Р. (2008). «Начало: прошлое и настоящее» . В Дэвисе, Джеффри Р.; Джонсон, Роберт; Степанек, Ян (ред.). Основы аэрокосмической медицины (четвертое изд.). Липпинкотт Уильямс и Уилкинс. п. 2. ISBN 978-0-7817-7466-6 . Проверено 14 марта 2012 г.
- ^ Корсини, Раймонд Дж. (2002). Словарь психологии . Психология Пресс. п. 10. ISBN 978-1-58391-328-4 . Проверено 14 марта 2012 г.
- ^ оп. цит. , де Акоста, п.ив.
- ^ op. cit. , de Acosta, p.iv-v
- ^ оп. цит. , де Акоста, п.vi
- ^ оп. идти. , Акоста, стр. viii-ix.
- ^ Уэрта, Блас Роман Кастельон. «Акоста, Джозеф Де». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . : Издательство Оксфордского университета, 2001.
- ^ оп. цит. , де Акоста, стр.ix
- ^ Караччиоли, MJ (2017). «УЧЕНЫЙ ЧЕЛОВЕК ЗДРАВОГО СУЖДЕНИЯ: ПРИРОДА, ПОВЕДЕНИЕ И ЧУДО В НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ХОСЕ ДЕ АКОСТА» . www.ingentaconnect.com . Проверено 16 января 2019 г.
- ^ Чарльз К. Манн (2006), 1491: новые открытия Америки до Колумба , Random House Digital, стр. 143, ISBN 978-1-4000-3205-1
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Хосе де Акоста ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Адовасио, Дж. М. и Дэвид Педлер. «Население Северной Америки». Североамериканская археология. Блэквелл Паблишинг, 2005. с. 32.
- Киш, Джордж (1970). «Акоста, Хосе де». Словарь научной биографии . Том. 1. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 48. ИСБН 978-0-684-10114-9 .
- Хосе де Акоста, SJ (1540-1600) Пионер геофизических наук @Fairfield University
Библиография
[ редактировать ]- Акоста, Хосе де (2002). Естественная и моральная история Индии . Под редакцией Джейн Манган; перевод Фрэнсис Лопес-Морильяс . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-2845-2
- БЕРОЗА — Международная энциклопедия истории антропологии . «Акоста, Хосе де (1540-1600)» , Париж, 2019. (ISSN 2648-2770)
- Бургалета, Клаудио М. (1999). Хосе де Акоста (1540–1600): его жизнь и мысли . Чикаго: Издательство Университета Лойолы. ISBN 978-0-8294-1063-1 .
- МакКормак, Сабина (1991). Религия в Андах: видение и воображение в раннем колониальном Перу . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-09468-7 .
- Пагден, Энтони (1982). Падение естественного человека: американские индейцы и истоки сравнительной этнологии . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-33704-5 .
- Пагден, Энтони (1993). Европейские встречи с Новым Светом: от Возрождения к романтизму . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-05285-5 .
- Пино Диас, Фермин дель (2019). «Вклад отца Хосе де Акосты в конституцию этнологии: его эволюционизм» , в BEROSE — Международная энциклопедия истории антропологии , Париж.
- Пино Диас, Фермин дель (2019). «Жизнь и деятельность Хосе де Акосты, иезуитского миссионера и индийского летописца» , в BEROSE — Международной энциклопедии истории антропологии , Париж.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андо, Клиффорд; МакГиннесс, Энн; и МакКормак, Сабина Г. (2015). «Естественная философия, история и теология в трудах Хосе де Акоста, SJ (1540–1600)». В Журнале иезуитских исследований 2 (1): 1–35. doi.org/10.1163/22141332-00201001 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Естественная и моральная история Индии . Перевод Роберта Реньо. 1617.
- Естественная и нравственная история Восточной и Вест-Индии . Перевод Эдварда Грайместона . 1604.
- Естественная и моральная история Индии . 1608.