Карроччо
Карроччо (англ. Итальянское произношение: [karˈrɔttʃo] ; Ломбард : carroç ) — большая четырехколесная повозка с городскими знаками, вокруг которой ополчение средневековых коммун собиралось и сражалось . Это было особенно распространено среди муниципалитетов Ломбардии , Тосканы и, в более общем плане, северной Италии . Позже его использование распространилось даже за пределы Италии . Это был символ муниципальной автономии. [1] священники отслужили мессу у алтаря, а стоявшие рядом трубачи воодушевляли бойцов на бой. Перед битвой [2]
Защищенный отборными войсками, вымощенный цветами муниципалитета, [3] его обычно тянули быки , и он нес алтарь , колокол (называемый «мартинелла»), геральдические знаки города и мачту, увенчанную христианским крестом . В мирное время он хранился в главной церкви города, которому принадлежал.
В бою карроччо был окружен самыми храбрыми воинами армии в качестве охраны карроччо и служил одновременно местом сбора и палладием чести города; ее захват врагом расценивался как непоправимое поражение и унижение. [2]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Карета, имеющая ломбардское происхождение, первоначально использовалась Ариманией в качестве боевой колесницы. [4] Его функция стала чисто символической, [5] с добавлением креста, городских знаков, алтаря и с сохранением его в главной церкви города [6] между 1037 и 1039 годами из-за использования архиепископом Миланским Арибертом в одной из осад, которые Конрад II, император Священной Римской империи, несколько раз проводил в Милане. [7] [8] Таким образом, карроччо из военного средства превратилось в чисто политический инструмент. [6] Из Милана его использование распространилось во многих муниципалитетах северной Италии , в Тоскане и за пределами Италии, вплоть до упадка в 14 веке. Средневековые документы показывают, что карроччо называлось carochium , carozulum , carrocerum или carrocelum , тогда как на миланском диалекте того времени оно, вероятно, называлось caròcc или caròz . [9] Карроччо был введен Герибертом (Ариберто) для использования в качестве военного знака Милана. Его многочисленные сторонники приняли и распространили использование этого знака. Вскоре оно было принято в Ломбардии, Тоскане и Риме, где оно обозначало ополчение, ориентированное на защиту Церкви. [10] [11]
Его распространение распространилось на другие города Ломбардии, но это нельзя объяснить чистым воспроизведением миланского карроччо. [5] Более того, потомки Аримании еще на рубеже XI и XII веков сохраняли в средневековом обществе Северной Италии определенную автономию и обладали различными специфическими прерогативами, хотя господство лангобардов закончилось через несколько столетий. . [6]
12 век
[ редактировать ]Документы 1158 и 1201 годов подтверждают присутствие миланского карроччо в мирное время в церкви Сан-Джорджо аль-Палаццо , [6] в то время как другие все еще находятся внутри Палаццо делла Раджоне . [12] В первом цитируемом документе содержатся сведения о необходимости изготовления железного щита для размещения на хоре церкви, располагавшейся недалеко от карроччо, с зажжением вотивного огня, питаемого фунтом масла. [6] Документ 1201 года содержит аналогичную информацию о том, что архиепископ церкви Сан-Джорджо-аль-Палаццо в Милане должен был зажечь вотивные лампы вокруг карроччо. [6]
В 1159 году муниципальные войска Брешии во время битвы захватили карроччо в районе Кремоны. Затем тележку с триумфом провезли по улицам Брешии и поставили в общинную церковь, а «Мартинеллу» установили на городской башне. [13]
Карроччо был главным героем битвы при Леньяно 29 мая 1176 года, во время которой его, согласно легенде, защищала Компания Смерти во главе с Альберто да Джуссано , вымышленным персонажем, который на самом деле появлялся только в литературных произведениях следующего столетия. . Согласно легенде, во время боя три голубя из погребений святых Сизиннио, Мартирио и Алессандро в базилике Сан-Симпличиано в Милане [14] покоился на карроччо, вызвав бегство Фридриха Барбароссы . [15]
Вместо этого, согласно реальным историческим фактам, муниципальная пехота организовала решающее сопротивление вокруг Карроччо, что позволило оставшейся части армии Ломбардской лиги во главе с Гвидо да Ландриано , [16] приехать из Милана и победить Фредерика Барбароссу в знаменитом поединке при Леньяно. Сегодня трудно точно установить местонахождение этого карроччо в современной топографии Леньяно. Одна из хроник столкновения, « Кёльнские Анналы» , содержит важные сведения: [17]
Лангобарды, готовые победить или умереть на поле боя, поместили свою армию внутри большой ямы, чтобы, когда битва была в самом разгаре, никто не мог спастись. [а]
- Анналы Кельна
Это позволяло предположить, что Карроччо располагался на краю крутого склона, примыкающего к реке Олона , так что императорская кавалерия , прибытие которой планировалось Кастелланцей вдоль реки, была вынуждена атаковать центр армии лангобардов. Лига поднимается на откос. [16] Позже это решение оказалось стратегически неверным, учитывая, что вместо этого прибыл Фредерик Барбаросса из Борсано или с противоположной стороны, что вынудило муниципальные войска оказать сопротивление вокруг Карроччо, а дорога к отступлению была заблокирована Олоной. [17]
Учитывая развитие конфликта, это могло означать, что решающие этапы защиты карроччо происходили на территории контрады Сан-Мартино (точнее, возле одноименной церкви XV века, которая фактически доминирует над склон, спускающийся к Олоне [17] ) или квартала Леньянезе «Коста-ди-Сан-Джорджо», поскольку в другой части соседних территорий невозможно обнаружить другую депрессию с характеристиками, подходящими для ее защиты. [16] [18] Учитывая последнюю гипотезу, финальное столкновение могло произойти и на части территории, ныне принадлежащей контраде Сант -Амброджо и Сан-Маньо (между кварталом Коста-ди-Сан-Джорджо и Олоной позже был построен крутой склон). включен в парк Кастелло) и муниципалитету Сан-Джорджо-су-Леньано . [16] [18]
13 век
[ редактировать ]Карроччо впоследствии было принято в других городах и впервые появляется после Леньяно на поле битвы во Флоренции в 1228 году. За флорентийским карроччо обычно следовала тележка меньшего размера с «мартинеллой», колоколом для подачи военных сигналов. Когда война считалась вероятной, «Мартинель» прикрепляли к двери церкви Санта-Мария на Меркато Нуово во Флоренции и звонили, чтобы предупреждать как граждан, так и врагов. В мирное время карроччо находился на содержании большой семьи, которая отличилась выдающимися заслугами перед республикой. [19] Флорентийское карроччо было захвачено гибеллинскими войсками Каструччо Кастракани в битве при Альтопашио в 1325 году , после чего оно было выставлено победителями на триумфе, проходившем на улицах Лукки .
Карро делла Герра в Милане была подробно описана в 1288 году Бонвесином де ла Рива в его книге «Миланские чудеса». Обернутый алой тканью и запряженный тремя парами волов, одетых в белое с красными крестами святого Георгия , покровителя города, он нес распятие, настолько массивное, что потребовалось четыре человека, чтобы поставить его на место, как корабельную мачту. [20]
Карроччо Ломбардской лиги было захвачено имперцами в 1237 году во время битвы при Кортенуове , подарено папе Григорию IX императором Фридрихом II, императором Священной Римской империи , и перевезено в Палаццо Сенаторио в Риме , в месте, которое до сих пор называется Залом дель карроччо («Комната карроччо»), где хранится памятная надпись о даре, сделанном императором римскому народу. Надпись гласит: [21] [22]
Прими, о Рим, колесницу, дар императора Фридриха II, вечную честь города. Захваченный в результате поражения Милана, он становится славной добычей, чтобы провозгласить триумф Цезаря. Это будет позором для врага, посланного сюда во славу Города, посланного любовью Рима. [б]
Рим, помимо того, что был резиденцией папства , был еще и столицей обширной империи , и поэтому отправка императором карроччо в город имела сильное символическое значение. [22] Однако в 1237 году Лига Ломбарда потеряла карроччо в бою из-за грязных дорог. [9]
В 1275 году карроччо болонцев ( которые были гвельфами ) были захвачены в битве при Сан-Проколо форливезе, которые были вместо гибеллинов , и с триумфом доставлены в Форли . В середине 13 века Карроччо ди Кремона был захвачен в бою муниципальными ополченцами Пармы . [13]
Сообщения о карроччо можно найти в большинстве историй итальянских республик. [23] [24]
14 век: упадок и исчезновение
[ редактировать ]Упадок карроччо произошел из-за эволюции военной тактики. Когда стали появляться более крупные и маневренные армии, муниципальную пехоту заменили солдаты «Вентуры», которые, будучи наемниками , лишены эмоциональной связи и принадлежности к городу. [9]
Таким образом, символическая ценность карроччо в этом историческом контексте была меньше. [9] Более того, с логистической точки зрения карроччо, будучи очень медленным транспортным средством, запряженным волами, не был очень мобильным и часто создавал препятствия боевым действиям, которые становились все быстрее и быстрее. [9] По этим причинам карроччо в 14 веке неумолимо шло к фазе упадка, которая затем привела к его исчезновению с полей сражений.
Использование карроччо за пределами Италии
[ редактировать ]Подобные штандарты, установленные на повозках, были также обнаружены в других местах Европы: в битве при штандарте в 1138 году, использовавшиеся англичанами, и в битве при Сирмиуме в 1167 году, использовавшиеся венграми. [25] [26] Кроме того, карроччо также использовалось в битве при Бувине в 1214 году.
Функция
[ редактировать ]Помимо символического значения, карроччо имело важную военно- тактическую функцию . [27] Оно начало приобретать военное значение, особенно после битвы при Леньяно, где между первыми в истории главу рыцарства удерживала пехота, собравшаяся вокруг карроччо . [27] До этого последние фактически считались явно превосходящими пеших солдат. [27]
Поскольку вокруг карроччо собиралась пехота, последняя, помимо того, что имела сильное символическое значение, имела, следовательно, и важную тактическую функцию. Если карроччо когда-либо будет захвачен, для муниципальных ополченцев поражение будет почти неизбежным. [22] Кроме того, по этой причине карроччо, помимо того, что считалось самым желанным во время войны, хранилось в соборах, которые были самыми важными церквями муниципалитетов, и всегда в мирное время было главным героем самых важных церемонии и мероприятия, которые происходили в городах. [22]
Помимо военного назначения, карроччо имел и другие функции, которые можно было выполнять и в мирное время. [13] Руководители муниципалитетов на карроччо могли принимать важные решения, касающиеся города, а судьи могли использовать его как мобильный трибунал для вынесения приговоров . [13]
Пехота Ломбардской легы в ходе битвы при Леньяно сумела отразить различные атаки, совершаемые имперской кавалерией, благодаря тактике последней, предусматривавшей нападения на небольшие дезорганизованные группы. [22] Только после сражения при Леньяно кавалерия начала менять стратегию, атаковав пехоту, защищающую Карроччо, заметными организованными силами, сумев таким образом сломить ее сопротивление. [22] Это изменение военной стратегии также способствовало упадку и исчезновению карроччо с полей сражений. [9]
Описание
[ редактировать ]Останки, которые уцелели
[ редактировать ]В Брешии есть крест, который, вероятно, принадлежал флагштоку карроччо из Кремоны , завоеванного в 1191 году в битве при Маламорте . [28] Внутри Сиенского собора , напротив, сохранились два больших лонжерона длиной 10–15 м, что традиционно относится к карроччо, победившему в битве при Монтаперти . В Кремоне, в городском музее, есть деревянная платформа, которая, как полагают, принадлежала повозке повозки, отнятой у миланцев в 1213 году в Кастеллеоне .
В летописях
[ редактировать ]Поскольку останков средневековья сохранилось очень мало, сведения о форме карроччо фрагментарны. Алессандро Висконти в книге 1945 года, ссылаясь на летописца Арнульфа Миланского , сообщает такое описание:
Знак, который должен был предшествовать бойцам, был таков: высокая антенна, похожая на корабельную мачту, установленная в прочной повозке, поднималась высоко, выводя наверх золотой набалдашник с двумя лоскутами белого свисающего полотна. Посреди этой антенны был установлен честный Крест с изображением Искупителя, написанного с распростертыми объятиями, обращенного к окружающим рядам, потому что какое бы ни было событие войны, глядя на этот знак, воины утешали его... [с]
- Алессандро Висконти, История Милана , 1945, с. 169
Два изображения карроччо в средние века ихнографически достигли XXI века. Первый присутствует в «Хрониках Сиены» Монтаури , а второй — в « Хрониках Джованни Виллани» . [29] Эти два изображения являются результатом рассказов незрительных летописцев, авторов XIV и XV веков, то есть эпохи, когда присутствие карроччо в повседневной жизни к тому времени исчезло.
На первом изображении показаны только два подвижных флагштока, один с помощью другого, а на втором изображении, где четырехколесная телега с флагом, предмет показан более детально. Такое же изображение карроччо присутствует во фреске Страдана, посвящённой дому Медичи , где изображена площадь Синьории во время праздника Иоанна Крестителя .
Поэтому вполне вероятно, что существовало три типа карроччо. Первая «классика» миланского образца, тосканская с двумя флагштоками (с флорентийским карроччо , изображавшим колокол), и широко распространенная во Фландрии и Германии , представлявшая собой простую телегу с центральным флагштоком.
Из описания, сделанного Салимбене ди Адамом , разборки захваченного пармезанами кремонцам во время битвы при Парме в 1248 году, можно сделать вывод, что карроччо состояло из пяти частей: четыре колеса, платформа, флагшток, флаг и различные украшения. Колеса были очень большими и обычно окрашивались в красный цвет в Милане и Флоренции, в белый в Парме и в драгоценные цвета, не указанные в Сиене и Падуе .
Флагшток, по описанию Бонвесина да ла Рива , весил целых четыре человека и обычно поддерживался веревками (непременно миланскими). В кодексе Киджи флорентийское карроччо представляет собой два флагштока, а флаг, который очень часто не крепился к боковой планке, был выполнен из драгоценной ткани, обычно разделенной на две половинки цвета, или был украшен крестообразным мотивом. В отличие от Северной Европы , изображение покровителя не появлялось на итальянских повозках, где оно часто изображалось как украшение передней части кузова. [5]
Буксировка карроччо обычно осуществлялась волами или, очень редко, лошадьми.
"Мартинелла"
[ редактировать ]Использование колокола («Мартинелла») до сих пор вызывает споры. Неясно, находился ли он непосредственно на карроччо или следовал за ним на другой машине. Функцию отзыва солдат вокруг карроччо выполняла «мартинелла», а трубачи отдавали приказы и очень часто побуждали отряд к бою. [27]
оригинальная «Мартинелла» битвы при Леньяно В 2000 году была идентифицирована . Он хранился на колокольне скита Сант-Альберто-ди-Бутрио в Понте-Ницца , в провинции Павия . [30] В том же году открытия он был выставлен напоказ во время исторического шествия Палио ди Леньяно . [31]
Специальный учитель
[ редактировать ]Магистр -специалист , который заботился о содержании карроччо, получал за свою работу от муниципалитета 8 сольди в день. [27] Помимо проверки работоспособности повозки, специалист-магистр участвовал в военных действиях, в которых участвовал карроччо, одевая доспехи и владея мечом . [27]
На карроччо капеллан присутствовал также , в функции которого входило отслужить мессу на алтаре, установленном на карроччо. [27] Кроме того, этот религиозный деятель вместе с священнослужителем получал зарплату от муниципалитета. [27]
В литературе
[ редактировать ]Первый литературный след карроччо появляется в стихотворении Рембо де Вакейраса , французского трубадура XII века, под названием « Il Carros », где литератор, обращаясь лестью к Беатриче, дочери Бонифация I, маркиза Монферратского , утверждает, что лангобардские женщины соперничают в красоте девушки и используют карроччо и другие колесницы, чтобы «бороться» с растущей славой девушки. [32]
Джакомо да Лентини , имперский чиновник Фридриха II, императора Священной Римской империи , имел дело с карроччо в песне Ben m'è venuto , которая представляет собой поэтическую пьесу о любви, вдохновленную стихами трубадуров и, вероятно, написанную перед битвой при Кортенуове. (между 1233 и 1237 гг.).
Карроччо в современную эпоху
[ редактировать ]Посмертное значение
[ редактировать ]Поскольку карроччо является знаком , в наше время оно стало символом идей, надежд и различных значений, очень часто в качестве антитиранической пропаганды в период Синьорий , вплоть до романтизма и Рисорджименто , где оно стало символом борьба против иностранной оккупации. Важными пропагандистами этих идей были Массимо д'Азельо , Джованни Берше , Амос Кассиоли , Франческо Хайес .
Джозуэ Кардуччи и Джованни Пасколи напомнили с помощью Canzone di Legnano и Canzone del carroccio великолепие средневековых итальянских коммун - концепция, которая позже была подхвачена также произведениями Габриэле Д'Аннунцио .
Памятники
[ редактировать ]На фестивалях и исторических реконструкциях очень часто центральную фигуру представляет карроччо:
- В Палио ди Сиена (2 июля – 16 августа) карроччо, который марширует в черно-белых носках муниципалитета, несет Палио (также известный как « сенсио »), или расписную шелковую драпировку, приз скачки (также называемые « карьера »), завершающие мероприятие. Колокол и герольды представляют собой последний момент Corteo Storico перед началом завоевания тряпки.
- В Палио ди Леньяно (последнее воскресенье мая) по улицам Леньяно проходит карроччо , запряженный волами. Эта повозка, завершающая историческую процессию, несет Крест Ариберта , желанный приз скачек , в которых соревнуются восемь контрад, на которые разделен Леньяно, на стадионе Джованни Мари . Карроччо во время исторической процессии, завершающейся на стадионе Джованни Мари, сопровождают некоторые фигуранты, выдающие себя за Альберто да Джуссано и Компанию Смерти . Последние перед скачками вспоминают об атаке , произведенной, по легенде, Ротой Смерти и Альберто да Джуссано во время битвы при Леньяно.
- В Палио ди Асти (третье воскресенье сентября) карроччо запряжено тремя парами волов и приносит, согласно традиции, символ города (белый крест на красном поле), кованого железного петуха (символ муниципальную свободу) и Палио ди Асти, желанный приз победителя скачек. Это историческая реконструкция средневекового Асти -карроччо, алтарь которого украшен репродукцией Секундуса Асти , присутствующего в готическом хоре собора Асти . На карроччо ди Асти также есть «Мартинелла» или колокол, который когда-то служил для призыва муниципальных войск на молитву перед битвой. Он хранится в коллегиальной церкви Сан-Секондо, из которой выходит только один раз в году, по случаю скачек Палио, в третье воскресенье сентября.
Современное использование термина
[ редактировать ]Политическая партия Лиги Севера исторически известна как il carroccio в связи с битвой при Леньяно, к которой относится символика Лиги Севера.
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Лангобарды, готовые победить или умереть на поле боя, разместили свою армию внутри большого рва, чтобы, когда битва будет в самом разгаре, никто не смог спастись.
- ^ Получите, о Рим, колесницу, подарок императора Фридриха II, вечную честь города. Захваченный в плен после поражения Милана, он становится славной добычей, чтобы провозгласить триумф Цезаря. Он будет позором для врага, он послан сюда во славу Города, любовь к Риму заставила его послать его. [...]
- ^ Прапорщик, который должен был предшествовать бойцам, был сделан так: высокая антенна, по виду корабельной мачты, высоко поднималась в крепкую колесницу, несущую наверху золотое яблоко с двумя свисающими вниз полами белого полотна. Посреди этой антенны был укреплен честный Крест с изображением Искупителя, написанного с распростертыми объятиями, обращенного к окружающим рядам, чтобы при любом событии войны, глядя на этот знак, воины имели утешение.
- ^ «Ars Bellica — Великие битвы истории — Битва при Леньяно» (на итальянском языке) . Проверено 29 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чисхолм 1911 , с. 408.
- ^ Маллетт, Майкл (2006). Лорды и наемники - Война в Италии эпохи Возрождения [ Наемники и их хозяева ] (на итальянском языке). Болонья: Мельница. п. 21. ISBN 88-15-11407-6 .
- ^ Д'Иларио, 1976, стр. 189-190.
- ^ Перейти обратно: а б с Д'Иларио, 1976, с. 190.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Д'Иларио, 1976, с. 189.
- ^ Сантосуоссо, Энтони (2004). Варвары, мародеры и неверные: способы средневековой войны . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: MJF Books. п. 192 . ISBN 978-1-56731-891-3 .
- ^ Guida d'Italia Touring Club Italiano , Milano Touring, редактор, 2007, стр. 26
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Д'Иларио, 1976, с. 196.
- ^ PABST, Де Ариберто. Берлин, 1864 г. «Второе средневековье и первое средневековье с народными движениями».
- ^ Ломбардский исторический архив. XXIX год.
- ^ Коломбо, Александр (1935). Тридцать шесть баннеров муниципалитета Милана (PDF) . Семья Менегиных. п. 58.
- ^ Перейти обратно: а б с д Д'Иларио, 1976, с. 197.
- ^ Д'Иларио, 1976, с. 80.
- ^ Маринони, с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б с д Аньолетто, с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с Д'Иларио, 1984, с. 233.
- ^ Перейти обратно: а б Персивальди, с. 8.
- ^ Чисхолм 1911 , стр. 408–409.
- ^ Бовесин де ла Рива, De Magnalibus Mediolani: Meraviglie di Milano (Милан, 1998), как сообщается в John Dickie, Delizia! Эпическая история итальянцев и их еды (Нью-Йорк, 2008), с. 33.
- ^ Брехоль, с. 132.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Д'Иларио, 1976, с. 193.
- ^ ; см., например, Маттео Виллани » « Хроники , VI. 5 (Флоренция, 1825–1826); П. Виллари , Два первых века флорентийской истории , том. . (англ. пер., Лондон , 1894 г.); Джино Каппони , История Флорентийской республики , т. . (Флоренция, 1875 г.)
- ^ Чисхолм 1911 , с. 409.
- ^ «Карроччо появился в Англии вместе с английской армией, сражавшейся за короля Стефана при Норталлертоне в 1138 году (битва при Стандарте)». Джим Брэдбери, The Routledge Companion to Medieval Warfare, Routledge (2004), стр.238 ISBN 978-0-203-64466-9
- ^ Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества. п. 646. Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-2630-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Д'Иларио, 1976, с. 192.
- ^ Туччи, с. 4.
- ^ Вольтмер, стр. 183-184.
- ^ «Историческая «Мартинелла» карроччо находится на колокольне средневекового скита в Ольтрепо Павезе» (на итальянском языке) . Проверено 11 апреля 2016 г.
- ^ Феррарини, с. 188.
- ^ Вольтмер, с. 6.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Карроччо ». Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 408–409. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- (На итальянском языке) Джорджио Д'Иларио, Эджидио Джанацца, Аугусто Маринони, Леньяно и битва , Edizioni Landoni, 1976.
- (На итальянском языке) Габриэлла Феррарини, Марко Стадиотти, Леньяно - город, его история, его душа , редактор Telesio, 2001.
- (На итальянском языке) Кьяра Фругони, Il Villani illustrata: Флоренция и средневековая Италия в 253 изображениях рукописи. Chigiano L VIII 296 из Библиотеки Ватикана , тексты Алессандро Барберо, Алессандро Саворелли для других, Флоренция, Письма, 2005.
- (На итальянском языке) Паоло Грилло, Леньяно 1176. Битва за свободу , Латерца, 2010 г.
- (На латыни) Альфонс Юйяр-Бреоль, Том 5, парс 1 , часть Дипломатической истории Фридриха Второго , Анастатическое переиздание. издание: Parisiis Henricus Plon, Турин, Bottega d'Erasmo, 1963 [1857].
- (На итальянском языке) Аугусто Маринони, Произошла ли битва при Леньяно в районе Сан-Джорджо? , в Аттилио Аньолетто, Сан-Джорджо-су-Леньяно - история, общество, окружающая среда , Edizioni Landoni, 1992.
- (На итальянском языке) Чезаре Паоли, Книга Монтаперти: (ан. 1260) , Флоренция, GP Vieusseux, 1889.
- (На немецком языке) Х. Цуг Туччи, Il carroccio , в «Источниках и исследованиях из итальянских библиотек и архивов» , том. 65, 1985, стр. 1–104.
- (На итальянском языке) Гульельмо Вентура, Мемориал работы Людовико Антонио Муратори, Милан, 1727 год.
- (На итальянском языке) Эрнст Вольтмер, Il carroccio , перевод Джузеппе Альбертони, Турин, Эйнауди, 1994.