Ноябрьская группа (немецкий)
Ноябрьская группа ( нем . Octobergruppe ) — группа немецких экспрессионистов художников- и архитекторов . Сформированные 3 декабря 1918 года, они получили свое название в честь месяца немецкой революции . [ 1 ]
Группу возглавляли Макс Пехштейн и Сезар Кляйн . Связанная не столько своими стилями искусства, сколько общими социалистическими ценностями, группа выступала за то, чтобы радикальные художники имели большее влияние в таких вопросах, как организация художественных школ и новые законы в области искусства. В декабре 1918 года группа объединилась с Arbeitsrat für Kunst ( Рабочий совет искусств – или «Художественный совет»).
История артистической группы
[ редактировать ]После своего учредительного собрания 3 декабря 1918 года в Берлине Ноябрьская группа опубликовала в журнале экспрессионистов обращение под названием Die schöne Rarität, которое также было разослано в виде циркулярного письма художникам по всей Германии 13 декабря 1918 года с призывом к новым участникам. [ 2 ]
Первый офис ассоциации располагался по адресу Потсдамерштрассе, 113 в Берлине (разрушен во время Второй мировой войны, на одном уровне с сегодняшним № 81). Дом принадлежал арт-дилеру и издателю Вольфгангу Гурлитту . Художники и члены-основатели Сезар Кляйн и Макс Пехштейн, в частности, какое-то время были связаны с арт-дилером. [ 3 ]
За первые несколько месяцев к вновь созданной группе «Ноябрь» присоединились 170 художников: только 49 из них вышли из редакционной среды журнала «Штурм» Герварта Вальдена . Вначале к группе художников присоединились итальянские футуристы, известные художники DADA , а также важные члены Баухауза , некоторые из которых принадлежали к старому Веркбунду. [ 4 ]
Веймарская республика
[ редактировать ]Артисты группы «Ноябрь» называли себя радикальными и революционными. Их работа, как и деятельность аналогичного Arbeitsrat für Kunst (Рабочего совета по искусству), была направлена на поддержку социалистической революции в Германии. Ключевой целью группы был союз искусства и народа. Кроме того, группа пыталась повлиять на общественные и культурные аспекты жизни общества.
Чтобы быть внесенным в реестр ассоциаций, ассоциация сформулировала в своем уставе «представление и продвижение своих художественных интересов» в качестве цели своей ассоциации и придала себе организационную форму, которая претерпела с небольшими изменениями в последующие годы. Исполнительный комитет состоял из председателя, секретаря и казначея. [ 5 ] Сама ассоциация была внесена в Берлинский реестр ассоциаций 20 августа 1920 года. [ 5 ]
Для художников «Ноябрьской группы» был характерен синкретизм стилей, который часто называли кубофутоэкспрессионизмом. Неологизм относится к кубизму , футуризму и экспрессионизму . Ноябрьская группа была известна разнообразием своих стилей и дисциплин, но ее также критиковали за отсутствие единообразия и, как следствие, за трудности с их стилистической классификацией. Это разнообразие варьировалось от экспрессионизма и кубизма до конструктивизма и представляло собой «золотую середину между визионерской и лирической выразительностью, конструктивной изобразительной организацией и чувствительной и ориентированной на среду объективностью». [ 6 ]
С июля по декабрь 1920 года «Ноябрьская группа» опубликовала шесть номеров журнала «Der Kunsttopf» . Тексты отражали либеральную позицию авторов, среди которых были как члены ассоциации, так и гости. Многочисленные иллюстрации документировали неоднородный стилистический спектр, представленный «Ноябрьской группой». Постоянными темами были социальная ответственность искусства и открытие дисциплин для совместной работы. [ 7 ]
В начале 1921 года Рауль Хаусман попытался взять на себя ведущую роль в «Ноябрьской группе». [ 8 ] В январе он составил эскиз редизайна Кунстофа . Вместе с Гансом Зибертом фон Хейстером Хаусманн редактировал новый журнал под названием «НГ» (издание «Ноябрьской группы»), обложку которого разработала художница Ханна Хёх . Проект был прекращен после всего лишь одного выпуска. [ 9 ]
После роспуска Arbeitsrat für Kunst весной 1921 года многие архитекторы, до сих пор входившие в эту ассоциацию, присоединились к Ноябрьской группе. В том же году, [ 5 ] художники левого крыла «Ноябрьской группы» призывали положить конец «буржуазному развитию» художников. Декларацию подписали Отто Дикс , Джордж Гросс , Рауль Хаусманн, Джон Хартфилд , Ханна Хёх, Рудольф Шлихтер и Георг Шольц .
20 января 1922 года генеральная ассамблея Ноябрьской группы решила принять писателей и звукорежиссеров. [ 5 ] В 1922 году децентрализованная «Ноябрьская группа» реструктурировалась из конгломерата местных групп и стала частью «Картеля передовых художественных групп Германии» (по-немецки: Kartell fortschrittlicher Künstlergruppen in Deutschland ). [ 10 ]
Помимо художников, было много художников из других дисциплин, таких как архитектура и музыка. Музыканты стали одной из движущих сил под руководством своего лидера Макса Баттинга (позже его сменил Ганс Хайнц Штукеншмидт ).
В конце 1924 года Людвиг Мис ван дер Роэ стал председателем ассоциации. [ 11 ] В январе 1925 года последний предложил сделать управление группой профессиональным в коммерческом плане. Затем Хьюго Грец стал управляющим директором, и офис ассоциации был перенесен в его галерею (Kunsthandlung Hugo Graetz), которая располагалась по адресу Ахенбахштрассе 21 (на уровне сегодняшней Литценбургерштрассе 33) в Берлине-Шёнеберге . [ 12 ]
3 и 10 мая 1925 года «Ноябрьская группа» в сотрудничестве с отделом культуры УФА организовала утренник «Абсолютный фильм» («Абсолютный фильм») в Уфа-Паласте на Курфюрстендамм в Берлине. Были представлены абстрактные и сюрреалистические авангардные фильмы немецких и французских художников, в том числе Людвига Хиршфельда-Мака и Франциска Пикабиа . [ 13 ] Утренник считается первым публичным показом абстрактного кино в Германии и одновременно кульминацией экспериментов с абсолютным кино. [ 5 ] Художники были убеждены, что опыт ускоренного движения технической эпохи требует нового искусства, и они искали новые, новаторские формы представления через кино, чтобы создать подлинное искусство движения. Берлинская пресса резко осудила показ. [ 5 ]
В начале 1927 года все архитекторы, кроме Альфреда Геллхорна, вышли из «Ноябрьской группы» и попытались представлять их интересы в объединении архитекторов «Дер Ринг » («Кольцо»). Несколько художников и музыкантов также покинули Ноябрьскую группу в 1927 году. Потеря стольких выдающихся соратников повергла ассоциацию, которая с этого момента насчитывала около 72 постоянных членов, в серьезный кризис. [ 5 ]
Группа рассталась со своим управляющим директором Хьюго Грецем весной 1930 года и перенесла свой офис в помещения галереи Die Kunststube , которая располагалась по адресу Königin-Augusta-Straße 22 в Берлине (сегодня Reichpietschufer, на высоте номера дома). 48). Участники уже несколько раз представляли здесь свои работы, в том числе Отто Мёллер и Артур Сигал . Управление художественным магазином находилось в руках Людвига Германа Шютце и Шарлотты Люк. [ 14 ]
Группа «Ноябрь» регулярно проводила фестивали искусств, костюмированные вечеринки, посещения студий, а также литературные и музыкальные мероприятия.
Национал-социализм
[ редактировать ]После прихода к власти национал-социалистов весной 1933 года все художники и художественные ассоциации были приведены в порядок. Это фактически эквивалентно запрету на выставки для Ноябрьской группы. [ 4 ] Как и всем авангардным объединениям, «Ноябрьской группе» больше не разрешалось участвовать в публичных выставках. Ассоциация была официально лишена дееспособности 24 июля 1935 года. [ 15 ] Невозможно с уверенностью сказать, был ли роспуск Ноябрьской группы запрошен или осуществлен самими нацистами из-за неоднородного характера файлов. [ 16 ]
Ноябрьская группа называлась «Красная ноябрьская группа». [ 17 ] со стороны национал-социалистов. Из-за своей приверженности абстракции и атональности их членов называли большевиками. В диатрибе Säuberung des Kunsttempels («Очистка храма искусства») Вольфганга Вильриха 174 бывших члена и гостя ассоциации были перечислены поименно и публично подвергнуты позорному столбу как «дегенераты». Как и многие художники-авангардисты, бывшие члены «Ноябрьской группы» были уволены с государственных должностей. [ 16 ] По словам Оскара Шлеммера, распад группы художников начался еще в 1932 году.
Выставки
[ редактировать ]Регулярно организовывались выставки как важнейшее средство самовыражения. Каждый год члены группы художников представляли на Große Berliner Kunstausstellung свою комнату (Большая Берлинская художественная выставка). Кроме того, они выставлялись вместе с художниками своих местных групп, разбросанных по всей республике Веймарской Германии . [ 18 ]
Ноябрьская группа приглашала на свои выставки известных международных художников или представителей художественных групп. Так, в 1919 году Марк Шагал , в 1920 году Жорж Брак , Фернан Леже и Мари Лорансен , в 1922 году Генрих Берлеви и в 1923 году Эль Лисицкий (с его легендарной комнатой Проуна) были представлены в секции Ноябрьской группы в Большом Берлине Кунстаусстеллунг . Также в 1923 году Иван Пуни и Ласло Пери среди участников выставки были .
Весной 1922 года «Картель передовых художественных групп Германии» (по-немецки: Kartell fortschrittlicher Künstlergruppen in Deutschland ), членом которого была «Ноябрьская группа», совместно участвовал в Первой Международной художественной выставке в залах Дюссельдорфского музея. универмаги» Леонарда Титца .
Одним из наиболее важных международных выставочных проектов стала выставка графики, проведенная в сотрудничестве с итальянскими футуристами в Casa d'Arte в Риме с 23 октября по конец ноября 1920 года, организованная Филиппо Томмазо Маринетти и членом Octobergruppe Энрико Прамполини . [ 19 ]
В 1921 году ассоциация была представлена на 16-й художественной выставке без жюри в Стеделикском музее в Амстердаме с 5 февраля по 6 марта по приглашению группы голландских художников De Onafhankelijken . [ 20 ]
Первая всеобщая выставка немецкого искусства в Советской России состоялась В октябре 1924 года в Москве , которая впоследствии побывала в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) и Саратове . В нем приняли участие тринадцать ассоциаций немецких художников, при этом Ноябрьская группа была наиболее широко представленной группой с 24 художниками. [ 21 ] Выставка имела большой успех у российской публики, которой до тех пор немецкое искусство было практически неизвестно. [ 22 ]
В 1925 году сплоченная группа пражских архитекторов приняла участие в выставке Ноябрьской группы в Große Berliner Kunstausstellung . В 1926 году более 30 архитекторов из «Ноябрьской группы» участвовали в берлинской выставке Baukunst . Выставка Казимира Малевича 1927 года, организованная «Ноябрьской группой», стала одним из ярких событий в ее выставочной истории.
Кроме того, объединение неоднократно выставлялось в местных галереях Берлина: например, в апреле/мае 1920 года прошла выставка в галерее Гурлитта. [ 23 ] За этим последовала небольшая выставка Octobergruppe с 4 по 30 ноября 1920 года в книжном и художественном антикварном магазине Fraenkel & Co (Йозеф Альтманн). Йозефа Альтмана, который руководил небольшой галереей с 1914 года, можно считать первым арт-дилером Ноябрьской группы, который также представлял отдельных членов. [ 12 ] Галерея Альтмана снова провела групповую выставку с 1 по 30 ноября 1921 года.
Члены
[ редактировать ]Члены-учредители
[ редактировать ]Первоначально группа была основана в основном художниками Максом Пехштейном , Георгом Таппертом , Сезаром Кляйном , Мориц Мельцер и Генрихом Рихтером . На первой встрече 3 декабря 1918 года к ним присоединились Карл Якоб Хирш , Бернхард Хаслер , Рихард Янтур , Рудольф Бауэр , Бруно Краускопф , Отто Фрейндлих , Вильгельм Шмид , скульптор Рудольф Беллинг и архитектор Эрих Мендельсон . Из этой группы был сформирован первый рабочий комитет.
Женщины в ноябрьской группе
[ редактировать ]Как и в других революционных объединениях художников, в списке членов «Ноябрьской группы» было всего несколько женщин. Из 49 членов-основателей кружка Штурма Хилла Ребай была только одной женщиной, хотя в кружке Штурма активно участвовало большое количество женщин. На выставках «Ноябрьской группы» было иначе. Здесь, помимо Ханны Хёх и Мари Лоренсен, в выставках участвовало несколько женщин, например, Эми Рёдер и Эмми Клинкер. [ 24 ]
Список участников
[ редактировать ]Точный список всех членов группы составить сложно из-за отсутствия ранней документации. Согласно исследованию, проведенному Berlinische Galerie в рамках выставочного проекта Freedom. Искусство Ноябрьской группы 1918–1935 (2018), сохранилось три списка членов. Георг Тапперт составил рукописный список членов в 1918 году, который сейчас находится в поместье Вальтера Гропиуса в архиве Баухауза в Берлине . [ 25 ] Второй список с указанием членов Ноябрьской группы был напечатан в каталоге 1925 года. [ 26 ] Третий список членов 1930 года был составлен управляющим директором «Ноябрьской группы» Хьюго Грецем, копия которого сейчас находится в Архиве Академии художеств в Берлине. [ 27 ]
Среди более чем 120 членов были архитекторы, художники, музыканты и теоретики искусства. Ниже приводится список участников в алфавитном порядке по первой букве фамилии:
А
[ редактировать ]- Йозеф Ахманн (внесен в список 1918 года) [ 25 ]
- Янкель Адлер (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Лу Альберт-Ласард
- Джордж Антейл
- Жан Арп (внесен в список 1918 г., [ 25 ] 1925 [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Рудольф Бум
Б
[ редактировать ]- Вилли Баумайстер (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Герберт Байер (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Питер Беренс (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
- Герберт Беренс-Хангелер (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Рудольф Беллинг (внесен в список 1918 г., [ 25 ] 1925 [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Рюдигер Берлит (внесен в список 1918 года) [ 25 ]
- Петер Август Бёкштигель (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
- Kseniya Boguslavskaya (noted on list from 1930) [ 27 ]
- Ганс Брасс
- Николаус Браун (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Марсель Брейер (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Макс Баттинг
С
[ редактировать ]- Генрих Кампендонк (внесен в список 1918 г.) [ 25 ] и 1930) [ 27 ]
Д
[ редактировать ]- Генрих Мария Даврингхаузен
- Уолтер Дексел (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Кристоф Дрексель
- Киннер фон Дресслер (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Фридрих Петер Дрёммер (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Эвальд Дюльберг (внесен в список 1918 года) [ 25 ]
И
[ редактировать ]- Генрих Эберхард (внесен в список 1918 г.) [ 25 ] и 1930) [ 27 ]
- А. Эберхардт (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Йозеф Эберц (отмечен в списке 1918 г., [ 25 ] 1925 [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Викинг Эггелинг (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Генрих Эмсен (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Ханнс Эйслер (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Игнац Эппер (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
Ф
[ редактировать ]- Антон Файстауэр (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
- Бедрих Фейгль (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
- Лионель Фейнингер (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Конрад Феликсмюллер (внесен в список 1918 г.) [ 25 ] и 1930) [ 27 ]
- Оскар Фишер (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Питер Ферстер (внесен в список 1925 года) [ 26 ]
- Фред Форбат (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Ганс Фриз (отмечен в списке 1918 г., [ 25 ] 1925 [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Отто Фрейндлих
- Теодор Фрид (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Александр Фридрих (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
- Хайнц Фукс (внесен в список 1918 г.) [ 25 ] и 1925 г.) [ 26 ]
Г
[ редактировать ]- Альфред Геллхорн (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Пауль Гёш (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Yefim Golyshev (noted on list from 1918) [ 25 ]
- Вернер Готейн (внесен в список 1918 года) [ 25 ]
- Готфрид Граф (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Вальтер Граматте (внесен в список 1918 года) [ 25 ]
- Отто Грибель (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Вальтер Гропиус (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Отто Гроссманн (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
- Джордж Гросс (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Пауль Грюнвальдт (внесен в список 1925 года) [ 26 ]
ЧАС
[ редактировать ]- Хьюго Хэринг (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Эрвин Хас (внесен в список 1918 года) [ 25 ]
- Бернхард Хаслер (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Эмиль ван Хаут (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Густав Хавеманн (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Джон Хартфилд (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Вильгельм Хекротт (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Ганс-Зиберт фон Хейстер (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Виланд Херцфельде (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Освальд Херцог (отмечен в списке 1918 г., [ 25 ] 1925 [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Людвиг Хильберзаймер (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Карл Якоб Хирш (внесен в список 1918 г., [ 25 ] 1925 [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Леон Хирш (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Вильгельм Хекрот
- Ханна Хёх (внесена в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Бернхард Хетгер (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
- Лотар Хомейер (отмечен в списке 1918 г., [ 25 ] 1925 [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Яша Горенштейн (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
я
[ редактировать ]- Йоханнес Иттен (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
Дж
[ редактировать ]- Филипп Ярнак (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Алексей Явленский (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Андреас Явленский (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
К
[ редактировать ]- Вальтер Кампманн (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Василий Кандинский (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Иоахим Карш (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Рита Керстен-Андексер (внесена в список 1918 г.) [ 25 ]
- Мартин Кессель (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Георг Кинд (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
- Бернхард Кляйн (внесен в список 1918 г., [ 25 ] 1925 [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Сезар Кляйн (внесен в список 1918 г., [ 25 ] 1925 [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Фриц Кляйн (внесен в список 1918 г.) [ 25 ] и 1925 г.) [ 26 ]
- Оскар Кокошка (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
- Артур Корн (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Генрих Косина (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Генрих Косник (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Ганс Кребс (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Иссай Кульвиански (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Альфред Кубин (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
л
[ редактировать ]- Отто Ланге (внесен в список 1918 г., [ 25 ] 1925 [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Ева Лау (внесена в список 1918 г.) [ 25 ]
- Георг Лешницер (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
- Эль Лисицкий
- Альфред Ломниц (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Ганс Лукхардт (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Василий Лакхардт (внесен в список 1925 года) [ 26 ]
М
[ редактировать ]- Тило Маатч (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Эвальд Матаре (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Макс Герман Макси (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Людвиг Мейднер (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
- Мориц Мельцер (отмечен в списке 1918 г., [ 25 ] 1925 [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Эрих Мендельсон (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
- Карло Менсе (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Людвиг Мис ван дер Роэ (внесен в список 1925 года) [ 26 ]
- Отто Мёллер (отмечен в списке 1918 г., [ 25 ] 1925 [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Рудольф Мёллер (отмечен в списке 1918 г., [ 25 ] 1925 [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Ласло Мохой-Надь (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Георг Муш (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Альберт Мюллер (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Отто Мюллер (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
Н
[ редактировать ]- Отто Нагель (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Эрнест Нойшуль (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
ТО
[ редактировать ]П
[ редактировать ]- Макс Пехштейн (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
- Феликс Петирек (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Ганс Пельциг (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Фриц Поллак (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Энрико Прамполини (внесен в список 1925 года) [ 26 ]
- Иван Пуни (в списке 1930 г.) [ 27 ]
- Карл Пукскандль (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
Р
[ редактировать ]- Франц Радзивилл (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Хилла фон Ребай
- Вальтер Регер (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Ганс Рихтер (внесен в список 1918 г.) [ 25 ] и 1930) [ 27 ]
- Генрих Рихтер (внесен в список 1918 г., [ 25 ] 1925 [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Иоахим Рингельнац (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Карл Рёссинг (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Кристиан Рольфс (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Берти Розенберг (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Курт Герман Розенберг (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Вальтер Рутманн (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
С
[ редактировать ]- Ганс Шарун
- Эдвин Шарфф (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
- Маргарет Шил (внесена в список 1918 года) [ 25 ]
- Герман Шерхен (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Оскар Шлеммер (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Рудольф Шлихтер (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Вильгельм Шмид (внесен в список 1918 г., [ 25 ] 1925 [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Пауль Шмоллинг (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Георг Шримпф (внесен в список 1918 г., [ 25 ] 1925 [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Рихард Шрёттер (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Курт Швердтфегер (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Курт Швиттерс (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
- Артур Сигал (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Ласар Сигалл (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Ганс Зёдер (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Мета Шпейер (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Ганс Шпигель (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Уолтер Спайс
- Март Стам (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Генрих Стегеманн (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Милли Стегер (внесена в список 1918 года) [ 25 ]
- Гертруда Стеммлер (внесена в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Ирма Стерн
- Франц Шток (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Уильям Штраубе (внесен в список 1918 года) [ 25 ]
- Фриц Штукенберг (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Ганс Хайнц Штукеншмидт (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
Т
[ редактировать ]- Георг Тапперт (внесен в список 1918 г., [ 25 ] 1925 [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Бруно Таут (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Макс Таут (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Генрих Тессенов (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Хайнц Тиссен (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
- Эдуард Траутнер (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
В
[ редактировать ]- Рудольф Утцингер (внесен в список 1925 г.) [ 26 ]
V
[ редактировать ]- Карл Фёлькер (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Владимир Рудольфович Фогель (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
В
[ редактировать ]- Николай Васильев (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Винсент Вебер (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
- Курт Вайль (внесен в список 1925 г.) [ 26 ] и 1930) [ 27 ]
- Инес Ветцель (отмечена в списке 1930 г.) [ 27 ]
- Густав Витюхтер ((отмечен в списке 1930 г.) [ 27 ]
- Карел Виллинк
- Герт Вольхейм
- Стефан Вольпе (внесен в список 1930 г.) [ 27 ]
С
[ редактировать ]- Вилли Зират (внесен в список 1918 г.) [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ноябрьская группа. «Десять лет группе «Ноябрь», специальный выпуск». Искусство того времени. Журнал искусства и литературы (на немецком языке). Уилл Громанн. 3 (№ 1-3): 10.
- ↑ Рабочий совет Ноябрьской группы «Зов», в: The Beautiful Rarity, vol. 2, 1918, № 9, рекламный раздел, без страниц; Ноябрьская группа, циркулярное письмо, 13 декабря 1918 г., в: «Десять лет ноябрьской группы», специальный выпуск «Искусство времени». Журнал искусства и литературы, том 3, 1928 г., №№. 1-3.
- ↑ Письмо Генриха Кампендонка Уолтеру Декселю, 16 декабря 1918 г., Музей Пенцберга, Коллекция Кампендонка, письмо 192.
- ^ Перейти обратно: а б Климанн, Хельга (1969). Группа «Ноябрь» . Изобразительное искусство в Берлине. Берлин: Мужик.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Свобода — искусство группы «Ноябрь» 1918–1935 . Томас Кёлер, Ральф Бурмейстер, Янина Нентвиг, Престель Верлаг. Мюнхен. 2018. ISBN 978-3-7913-5780-5 . OCLC 1077767518 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ История немецкого искусства [...] 1918 - 1945 / под ред. Харальда Ольбриха (на немецком языке). Харальд Ольбрих (1-е изд.). Лейпциг. 1990. с. 279. ИСБН 978-3-363-00462-5 . OCLC 260218539 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Альфред Геллхорн и др.: The Direction, в: The Art Pot, vol. 1, 1920, вып. 3.
- ^ Янина Нентвиг: Искусство и антиискусство в Берлине около 1920 года. Дадаизм и ноябрьская группа, в: Олаф Петерс (редактор): Berlin Metropolis 1918-1933 (выставка в Нью-Йорке, Neue Galerie), Мюнхен/Лондон/Новый Йорк, 2015, стр. 36–57.
- ^ Рауль Хаусманн: Художественный горшок, в: Berlinische Galerie 1995, 2-й отдел, 21.54, с. 42 ф.
- ^ Конструктивистская международная творческая рабочая группа, 1922–1927: Утопии европейской культуры (на немецком языке). Бернд Финкельдей, Коллекция произведений искусства Северного Рейна-Вестфалии, Государственная галерея Морицбурга. Штутгарт: Г. Хатье. 1992. стр. 17–22. ISBN 3-7757-0376-4 . OCLC 27678906 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Письмо Ноябрьской группы (Рабочего комитета) членам, 29 ноября 1924 г., Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, Документы Людвига Миса ван дер Роэ, MSS32847, Переписка, Box 2.
- ^ Перейти обратно: а б Вернер Й. Швайгер : Fraenkel & Co. (Йозеф Альтманн) [запись для запланированного издания Лексикон торговли современным искусством в немецкоязычных странах 1905-1937], Berlinische Galerie , Kunstarchiv Schweiger, BG-WJS-M-1,10
- ^ Вильмесмайер, Хольгер, немецкий авангард и кино. Кинопоказ «Абсолютный фильм» 3 и 10 мая 1925 года, Мюнстер, 1994 год.
- ^ Вернер Дж. Швайгер: Kunststube GmbH (запись для запланированного издания «Лексикон торговли современным искусством в немецкоязычных странах 1905–1937»), Berlinische Galerie , Kunstarchiv Schweiger, BG-WJS-M-1.39.
- ^ Франц Шульц: Искусство, граждане, государство , (на немецком языке) в: The Forum , vol. 4/2, № 9, июнь 1920 г., стр. 655–660.
- ^ Перейти обратно: а б Георг Тапперт - немецкий экспрессионист: [Выставки: Фонд государственных музеев земли Шлезвиг-Гольштейн, замок Готторф, Шлезвиг, 20 марта – 12 июня 2005 г.; Germanisches Nationalmuseum, Нюрнберг, 21 июля – 23 октября 2005 г.] (на немецком языке). Георг Тапперт, Геза Бартоломейчик, Ирмтрауд фон Андриан-Вербург, Анке Даемген, Фонд государственных музеев земли Шлезвиг-Гольштейн, замок Готторф, Германский национальный музей. Нюрнберг: Издательство Германского национального музея. 2005. ISBN 3-936688-07-9 . OCLC 314798794 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Вильрих, Вольфганг (1938). Уборка храма искусства: арт-политика. Боевой памфлет за здоровье немецкого искусства в духе Севера. Искусство (на немецком языке) (2-е изд.). Мюнхен, Берлин: JF Lehmanns Verlag.
- ^ Вильгельми, Кристоф (1996). Группы художников в Германии, Австрии и Швейцарии с 1900 года: справочник (на немецком языке). Штутгарт: Хаусведель. стр. 274–284. ISBN 978-3-7762-0400-1 .
- ^ Финкельдей, Бернд; Фонд коллекции произведений искусства Северного Рейна-Вестфалии, ред. (1992). Международная творческая рабочая группа конструктивистов, 1922–1927, Утопии для европейской культуры: Коллекция произведений искусства Северного Рейна-Вестфалии, Дюссельдорф, 30 мая по 23 августа 1992 г.; Государственная галерея Морицбург-Халле, 13 сентября – 15 ноября 1992 г. (на немецком языке). Дюссельдорф: Коллекция произведений искусства Северного Рейна-Вестфалии. стр. 23–30. ISBN 978-3-926154-13-2 .
- ^ Немецкая миссия в Нидерландах, gez. Розен, Министерству иностранных дел, 28 февраля 1921 г., Федеральные архивы, файлы имперского смотрителя искусств Эдвина Редслоба, BArch R 32/Bd. 69, с. 51 ф.
- ^ "Erste Allgemeine Deutsche Kunstausstellung. Moskau-Leningrad. [1-я Всеобщая германская художественная выставка. Москва-Ленинград: Межрабпом] - Deutsche Digitale Bibliothek" . www.deutsche-digitale-bibliothek.de (in German) . Retrieved 2023-01-13 .
- ^ Бурмейстер, Ральф; Ротерс, Эберхард, ред. (1995). Ханна Хёх, коллаж из жизни. Том 2. Отдел 1. / С текстами Эберхарда Ротерса и Хайнца Оффа: 1921 - 1945 / [висс. Под редакцией и редакцией: Ральф Бурмейстер; Экхард Фюрлус] (на немецком языке). Берлин: Берлинская галерея. ISBN 978-3-7757-0550-9 .
- ^ Календарь выставок Фрица Штукенберга, без даты, Städtische Galerie Delmenhorst, Fritz Stuckenberg Estate.
- ^ Ширн Кунстхалле Франкфурт, изд. «Женщины бури: художницы авангарда в Берлине 1910–1932»; введение в выставку (на немецком языке) (новое издание). Франкфурт-на-Майне: Ширн Кунстхалле. п. 20. ISBN 978-3-89946-244-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб Архив Баухауза, поместье Вальтера Гропиуса, GS 2/Mappe 9, 2.5.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что КБ копия компакт-диск Этот см. «Архив немецкого искусства. Ноябрьская группа выставок; Живопись, скульптура, архитектура / Густав Ойген Диль (ред.). Берлин: К. Ульрих, 1925. — Год 1925, № 3 — Немецкая цифровая библиотека» . www.deutsche-digitale-bibliothek.de (на немецком языке) . Проверено 13 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что КБ копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл см CN со КП cq кр CS КТ с резюме cw сх сай Академия художеств Берлина, Коллекция автографов изящных искусств, BK 1 NG.
Литература
[ редактировать ]- Хельга Климанн: Ноябрьская группа. Гебр Манн, Берлин, 1969.
- Галерея Kidney Village : Художники группы «Ноябрь». Каталог выставки Galerie Rinderdorf, Берлин 1985.
- Галерея Бодо Ниманн: Группа «Ноябрь». Каталог выставки Galerie Niemann, Берлин 1993. ISBN 3-926298-21-9
- Уилл Громанн (ред.): 10 лет группе «Ноябрь». Спецвыпуск искусства времени. Клинкхардт и Бирманн, Берлин, 3 ноября 1928 г., 1–3.
- Пол Беккер: Основные формы музыки. Публикация ноябрьской группы. Б. Лахманн, Берлин, 1925 г.
- Макс Баттинг: История музыки, которую я пережил. Хеншель, Берлин, 1955 г.
- Кристоф Вильгельми: Группы художников в Германии, Австрии и Швейцарии с 1900 года. Справочник , Штутгарт, 1996 г.
- Ирен Внизу: Между Африкой и Европой в Ирме Стерн: Выражения путешествия, Галерея Standard Bank, Йоханнесбург, 2003 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Манифест «Ноябрьской группы», переведенный на австрийский язык жестов Хорстом Диттрихом dailymotion.com