Вольфганг Гурлитт
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Вольфганг Гурлитт (15 февраля 1888 — 26 марта 1965) был немецким арт-дилером , директором музея и издателем, чья коллекция произведений искусства включала произведения искусства, украденные нацистами. [ 1 ]
Семья и друзья
[ редактировать ]Он был внуком художника Луи Гурлитта и сыном арт-дилера Фрица Гурлитта , основателя галереи Фрица Гурлитта, которую он взял на себя в 1907 году и вновь открыл после Первой мировой войны , и двоюродным братом нацистского арт-дилера Хильдебранда Гурлитта . [ 2 ] [ 3 ] Одновременно он работал издателем. Друг Альфреда Кубина и Оскара Кокошки , он был одним из первых галеристов в Германии, выставивших работы таких художников, как Ловис Коринт , Леон Дабо , Анри Матисс и Макс Слефогт . Уже в первые годы бизнеса он столкнулся с финансовыми трудностями и несколько раз был вынужден брать кредиты. Было известно, что он придерживался «ненадлежащей деловой практики». [ 4 ] В 1925 году он не смог погасить долг в размере 50 000 долларов и вместо этого был вынужден передать произведения искусства, предложенные в качестве залога по кредитам. В 1932 году он подал заявление о банкротстве . Хотя многие клиенты потеряли деньги, а он не смог погасить свои долги, в частности налоговые обязательства, он продолжал работать в арт-бизнесе.
Берлинский Артур Шмидт несколько раз успешно выступал от имени Гурлитта и уменьшал сумму , региональный директор Имперской палаты изобразительных искусств требуемую кредиторами, в то время как Гурлитт вел свои дела от имени своей разведенной первой жены Юлии. Ему также удавалось скрывать свое частичное еврейское происхождение до 1938 года, в то время как другим членам его семьи уже пришлось эмигрировать. Однако в 1940 году гестапо расследование его дела было поручено . В частности, недоверие нацистов вызвали его еврейская любовница и деловой партнер Лилли Агостон, а также его прежние деловые связи.
Выставка Матисса, 1914 г.
[ редактировать ]В июле 1914 года Анри Матисс провел выставку в галерее Гурлитта, для которой Майкл и Сара Стайн, американцы, живущие в Париже и шурин и невестка Гертруды Стайн , одолжили девятнадцать картин из своей коллекции. (Флам, 1995, стр. 229). Картины были утеряны в первые дни Первой мировой войны «и впоследствии конфискованы или находились под угрозой конфискации», но «они сохранились в целости и сохранности, [хотя] так и не вернулись в Париж, вновь всплыв на поверхность после сложных и длительных переговоров в частных руках в Копенгагене ( где [многие] можно увидеть сегодня в Государственном музее искусств )». (Сперлинг, 2003).
Нацистская эпоха
[ редактировать ]Вольфганг Гурлитт, двоюродный брат гитлеровского торговца произведениями искусства Хильдебранда Гурлитта , был в тесном контакте с директором музея фюрера Гитлера Германом Фоссом . Вольфганг был расследован по подозрению в хищении произведений искусства нацистами в 1946 году вместе с другими членами семьи Гурлитт. [ 5 ] [ 6 ] Исследование провенанса, проведенное Художественным музеем Лентос, убедительно установило, что многочисленные произведения искусства из художественной коллекции Вольфганга Гурлитта, которые он продал музею, были украдены нацистами у еврейских коллекционеров. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Музей провел исследование происхождения, чтобы установить происхождение и историю владения коллекцией, а в 2007 году город Линц создал специальную рабочую группу по происхождению. [ 10 ] По состоянию на 2019 год исследовано 64 произведения искусства, из них 13 картин признаны разграбленными. Произведения искусства из коллекции Вольфганга Гурлитта, возвращенные семьям еврейских коллекционеров, разграбленных нацистами, включают: [ 11 ]
- 1999: Лессер Ури, Швея (инв. № 138)
- 2003: Эгон Шиле , Stadt am Fluss [Город на реке] (инв. № 13) возвращен наследникам Дейзи Хеллманн. [ 12 ]
- 2009: Густав Климт , Даменбильднис [Женский портрет] (инв. № 149) возвращен наследникам Аранки Мунк. [ 13 ]
- 2011: Вильгельм Трюбнер , Бильднис Карл Шу [Портрет Карла Шу] (инв. № 104 ) Мировое соглашение с наследниками Гарри Фулда
- 2012: 6 картин Антона Ромако : Девушка с поддерживаемой рукой (дочь художника) , 1875, инв. № 10; Дуэль (боевые рыцари) , инв. № 81; Цыганский табор , инв. № 83; Девушка с фруктами , около 1875 г., инв. № 103; Венгерская пуста (лопатка для соломы в Балваньосе) , ок. 1880 г., инв. № 104; Портрет Карла Шваха , 1854, инв. № 145 возвращен наследникам Оскара и Мальвины Райхель (в аренду Лентосу) [ 14 ]
- 2015: Ловис Коринт , Отелло (Мавр) , 1894, (Инв. № 23) и Ловис Коринт, Швабинг (Вид из окна студии) , 1891, (Инв. № 24) возвращены наследникам Жана и Иды. Бэр
- 2015: Эмиль Нольде , Майвизе (Maienwiese) [Майский луг], 1915 г. (инв. № 94), возвращен наследникам доктора Отто Зигфрида Юлиуса. [ 15 ]
Послевоенная эпоха
[ редактировать ]После Второй мировой войны Вольфганг Гурлитт остался в Австрии – возможно, чтобы прошлое не настигло его. В 1946 году он уже участвовал в переговорах о галерее современного искусства в Линце . Большинство экспонатов должно было происходить из коллекции Гурлитта, а художественное руководство было поручено самому Гурлитту. Предварительное открытие состоялось в 1947 году, а фактическое открытие состоялось в 1948 году.
Гурлитт организовал увлекательные выставки; сначала он представил работы Кубинша, а затем выставку Кокошки. В 1952 году прошла заметная выставка графики под девизом «Нет войне!».
Гурлитт также получил прибыль в Австрии благодаря своим умелым сделкам с оккупационными державами. Уже в 1946 году он сменил гражданство. Он получил возможность проезда и транспорта, а также быстрый доступ к своим банковским счетам, которые сначала были закрыты.
Несмотря на многочисленные конфликты с попечителями музея, Гурлитт к январю 1956 года стал директором новой галереи в Линце. [ 16 ] И снова результатом стали серьезные финансовые трудности. Возможно, это было основной причиной того, что большая часть коллекции Гурлитта была перевезена в 1953 году в город Линц. Однако происхождение многих работ было неопределенным, что снижало их ценность на переговорах. Дальнейшие разногласия - Гурлитт недостаточно четко разделил свои интересы как директора коллекции и арт-дилера - в конечном итоге привели к тому, что его попросили уйти в отставку, а его имя было удалено из названия галереи (в то время Новая галерея города Линц, Вольфганг Гурлитт). музей). Однако три года спустя он обратился в суд с требованием восстановить старое название.
Композитор Манфред Гурлитт был его сводным братом и двоюродным братом музыковеду Вилибальду Гурлитту .
См. также
[ редактировать ]- Художественный музей Лентоса
- Список требований о реституции произведений искусства, разграбленных нацистами
- Герман Восс
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВЕНАНСА В LENTOS KUNSTMUSEUM LINZ, промежуточный отчет, октябрь 2019 г.» (PDF) . www.lentos.at . Художественный музей Лентоса . Проверено 6 июня 2021 г.
На сегодняшний день исследовано 64 произведения искусства, в центре внимания расследования находится коллекция Гурлитта. На основании этого исследования на данный момент возвращено 13 картин.
- ^ Диттмар, Питер (4 ноября 2013 г.). «Разграбленное искусство: Гурлитты, немецкий клан арт-дилеров» . МИР . Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 г. Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «Тайник нацистского искусства, в том числе Моне, связан с шахтой The Monuments Men» . Независимый . 30 марта 2014 г. Проверено 7 июня 2021 г.
Двоюродный брат Хильдебранда, Вольфганг Гурлитт, также активно по поручению Гитлера приобретал произведения искусства.
- ^ Шустер, Уолтер. «Военные трофеи: Специальное издание Международной конференции «Документация утраченных культурных ценностей с помощью баз данных - Требования, тенденции и формы сотрудничества» Исследование и документация происхождения «Коллекции Гурлитта» города Линц /» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 20 января 2021 г.
Арт-дилер Гурлитт неоднократно обвинялся в ненадлежащей деловой практике.
- ^ «Отчеты отдела по расследованию мародерства произведений искусства (ALIU) за 1945–1946 годы, а также список и указатель имен ALIU, отмеченных красным флагом» . www.lootedart.com . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ «Страница 115. Коллекция Арделии Холла: административные протоколы Мюнхена, расследования: Геринг-Гурлитт, NARA 3725274» . Сложить3 . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ "Лентос Художественный музей Линца - ВОЛЬФГАНГ ГУРЛИТ. СКАЗОЧНЫЙ ПРИНЦ" . www.lentos.at . Проверено 6 июня 2021 г.
Жизнь и деятельность арт-дилера Вольфганга Гурлитта (1888–1965) тесно переплетаются с зарождением Художественного музея ЛЕНТОС: для музея Коллекция Гурлитта — наследие столь же блестящее, сколь и проблематичное. Выставка проливает свет на бурную жизнь страстного коллекционера и скандального арт-дилера Вольфганга Гурлитта, который участвовал в сделках с награбленными произведениями искусства в эпоху национал-социалистов. Став почетным директором Новой галереи города Линца (сегодня: Художественный музей ЛЕНТОС) в 1946 году, он провел более ста выставок. В 1952/53 году город Линц приобрел то, что должно было стать ядром коллекции нового музея – 84 картины, 33 рисунка и коллекцию Кубина – произведения, которые Гурлитту удалось защитить от разрушительных последствий войны. С 1999 года Линц вернул тринадцать произведений из коллекции Гурлитта законным наследникам их довоенных еврейских владельцев.
- ^ «Лентос Художественный музей Линца - Исследование происхождения» . www.lentos.at . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ «Австрийская выставка, раскрывающая историю Вольфганга Гурлитта, арт-дилера нацистов, ставшего директором музея» . www.theartnewspaper.com . 13 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 21 марта 2019 г. Проверено 6 июня 2021 г.
Вольфганг Гурлитт (в центре), торговец произведениями искусства, награбленными нацистами, который приобрел работы для нереализованного музея Гитлера в Линце, Австрия, после Второй мировой войны заново открыл себя в качестве директора городской художественной галереи.
- ^ «Лентос Художественный музей Линца - Исследование происхождения» . www.lentos.at . Проверено 6 июня 2021 г.
Систематическая проверка фондов LENTOS и/или его предшественника, Neue Galerie der Stadt Linz, ведется с 1998 года. В 1999 году город Линц опубликовал первый всеобъемлющий отчет, составленный главой города. Архивы доктора Вальтера Шустера о Sammlung Gurlitt, коллекции Гурлитта, которая первоначально составляла основу фондов музея. Рабочая группа по исследованию происхождения была создана мэром и главным исполнительным директором города в 2007 году, чтобы сосредоточить этот процесс. Группе помогает всемирно признанный эксперт в области исследований провенанса в контексте музеев и государственных учреждений доктор Ванесса-Мария Фойгт (Германия) и возглавляет художественный руководитель LENTOS Стелла Роллиг. Его основной задачей, помимо более актуальных вопросов о происхождении, является систематическое исследование происхождения произведений, приобретенных городом Линц из коллекции Гурлитта.
- ^ «Lentos Kunstmuseum Linz - Исследование происхождения» (PDF) . www.lentos.at . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Артдейли. «Sotheby's продаст восстановленный шедевр Эгона Шиле» . artdaily.cc . Проверено 6 июня 2021 г.
Первоначально картина была частью коллекции Вильгельма (Вилли) и Дейзи Хеллманн из Вены. Вилли был текстильным магнатом, а его жена Дейзи была членом одной из самых влиятельных семей меценатов в Вене в первой четверти 20 века. Хеллманны купили картину «Пейзаж в Крумау» непосредственно у Шиле, который был их личным другом, вскоре после того, как картина была написана. Работа висела в квартире Хеллмана до октября 1938 года, а затем была конфискована нацистами и выставлена на продажу в Вене в 1942 году. Ее купил Вольфганг Гурлитт, который в январе 1953 года продал ее Новой галерее в Линце, где она была выставлена на продажу. на всеобщее обозрение до момента его возвращения в начале этого года.
- ^ «Наследники жертвы нацизма продадут возвращенного Климта» . Рейтер . 28 мая 2010 г. Проверено 6 июня 2021 г.
В прошлом году австрийский город Линц рекомендовал передать выставленную на продажу работу из галереи Lentos потомкам Аранки Мунк. В нем приводились выводы независимого эксперта Софи Лилли, которая подтвердила, что картина была конфискована у Мунк нацистами после того, как она была депортирована в концентрационный лагерь, где и умерла в 1941 году. Венский адвокат Альфред Нолл подал в 2007 году заявление о возвращении картины. Картина, попавшая в коллекцию Линца от арт-дилера после Второй мировой войны.
- ^ «Линц снова возвращает украденное нацистами искусство» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 6 июня 2021 г.
- ^ «Лентос Художественный музей Линца - Исследование происхождения» . www.lentos.at . Архивировано из оригинала 17 мая 2021 г. Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ «Австрийская выставка, раскрывающая историю Вольфганга Гурлитта, арт-дилера нацистов, ставшего директором музея» . The Art Newspaper - Международные новости и события в сфере искусства . 13 марта 2019 г. Проверено 28 января 2024 г.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Флэм, Джек, редактор, Матисс об искусстве, исправленное издание (Документы об искусстве двадцатого века) University of California Press; Переработанное издание (24 июля 1995 г.). ISBN 0-520-20032-2 . ISBN 978-0-520-20032-6 .
- Сперлинг, Хиллари, «Двое на дороге: продолжительное и продуктивное соперничество между Матиссом и Пикассо заполняет важную главу в истории модернизма 20-го века», Искусство в Америке (февраль 2003 г.).
- Другой Гурлитт: дилер, которого одинаково любят «дегенеративные» художники и нацисты , Флавия Форадини, The Art Newspaper, январь 2015 г.