Jump to content

Март Стам

Котельная Хеллерхофзидлунг
М. Стам: 1927 г., выставка «Резиденция для поместья Вайсенхоф» , Штутгарт.
Большая часть поместья Хеллерхоф во Франкфурте была спроектирована Мартом Стамом.
Деталь здания усадьбы Хеллерхоф
Корпус Хеллерхофа 1931 г.
Вилла Паличка, спроектированная Мартом Стамом в 1928 году в жилом комплексе Баба, Прага. [1] [2]
Март Стам участвовал в планировке и проектировании социалистического города Магнитогорска (около 1930/1931).

Март Стам (5 августа 1899 – 21 февраля 1986) был голландским архитектором, градостроителем и дизайнером мебели. Стам имел чрезвычайно хорошие связи, и его карьера пересекалась с важными моментами в истории европейской архитектуры 20-го века, включая изобретение консольного стула , [3] преподавание в Баухаусе , [4] вклад в поместье Вайсенхоф , фабрику Ван Нелле (важная модернистская достопримечательность в Роттердаме), здания для жилых комплексов Эрнста Мэя в Новом Франкфурте , за которым последовала работа в СССР с идеалистической бригадой Мэй, преподавательские должности в Амстердаме и послевоенный период. Восточная Германия. По возвращении в Нидерланды он внес свой вклад в послевоенное восстановление и, наконец, вышел на пенсию (или, скорее, самоизолировался) в Швейцарии, где и умер.

Его философия дизайна была вдохновлена ​​как функционализмом , так и научным коммунизмом , а его стиль дизайна соответствует « Новой объективности» , художественному движению, сформировавшемуся во время депрессии в Германии 1920-х годов как контрдвижению и развитию экспрессионистской архитектуры .

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Мартинус Адрианус Стам родился в Пурмеренде , Нидерланды , 5 августа 1899 года в семье муниципального сборщика налогов Арье Стама. [5] и его жена Алида Гертруда, урожденная де Гроот, которая была очень активна в общественной жизни. [6] Он посещал местную школу в Пурмеренде, а затем учился в Амстердаме в Национальной стандартной школе обучения рисованию ( Rijksnormaalschool for Teekenonderwijs ) в течение двух лет с 1917 по 1919 год. [7]

После получения квалификации в 1919 году Стам начал работать чертежником в архитектурной фирме в Роттердаме . Между своей квалификацией и первой карьерой он смело заявил: «Мы должны изменить мир». Архитектурной фирмой руководил архитектор Гранпре Мольер . Гранпре Мольер был традиционалистом и имел другой стиль дизайна, чем Стам. [7] но эти двое хорошо работали вместе, возможно, потому, что они оба были христианами , и Стама пригласили работать лично на Гранпре Мольера в его студии в Роттердаме.

Однако в 1920 году Стам был заключен в тюрьму как отказник от военной службы по убеждениям ( dienstweigeren ). Тех, кто отказывался идти на военную службу, заключали в тюрьму на срок прохождения службы. Во время заключения он написал брошюру под названием Brieven uit de cel (Письма из тюрьмы), которая была опубликована Internationale Anti-Militaristische Vereeniging (Международное антимилитаристское общество). К счастью, Стэма освободили досрочно, через полгода. [8] и вернулся в кабинет Гранпре Мольера. Позже в том же году, в 1920 году, он принял участие в конкурсе городского дизайна, чтобы составить планы расширения Гааги на юго- запад . План отличался от большинства записей в том смысле, что он был намеренно антимонументальным и основывался на плавном движении транспорта. Его главной особенностью было то, что дороги сначала шли параллельно побережью, а затем поворачивали на запад и заканчивались парковой зоной и пляжем. Эти две проблемы, а именно, что новые виды транспорта должны определять морфологию города и что «следует избегать всех форм украшений или театральных элементов». [9] стали основой творчества Марта Стама. Схема не была удостоена награды, но позже Стам опубликовал ее самостоятельно.

Довоенные годы в Германии

[ редактировать ]

К концу 1922 года Стам переехал в Берлин, где начал развивать свой стиль архитектора Новой Объективности . Его первая крупная работа в Берлине была выполнена под руководством выдающегося архитектора Макса Таута . Стаму было поручено спроектировать множество зданий по всей Германии, в частности, он помогал Тауту в проектировании здания Федерации профсоюзов Германии в Дюссельдорфе. [10] В это время он познакомился с русским архитектором-авангардистом Эль Лисицким . В 1924 году Лисицкий спроектировал поразительный Wolkenbügel , или облачный железный крюк, Т-образный небоскреб, поддерживаемый тремя колоннами с металлическим каркасом, который появился на обложке Адольфа Бене книги Der Moderne Zweckbau и был опубликован в 1924 году. дальнейшие статьи Лисицкого для московского конструктивистского архитектурного обозрения ASNOVA News (журнал Ассоциации новых архитекторов ASNOVA) и в немецком художественном журнале Das Kunstblatt . С Альфредом Ротом [11] Стам переработал конструкцию Волькенбюгеля из бетона в виде одной приподнятой балки на раскинутых ферменных ножках. Хотя оба проекта так и не были реализованы, они были задуманы как социалистические ответы на небоскребы капиталистических городов Америки . Намеренно горизонтальные по ориентации здания были расположены на главных перекрестках Московской кольцевой дороги и поднимались лишь на относительно скромную высоту, образуя символические городские ворота. В 1924 году Март Стам вместе с Лисицким основал журнал ABC Beiträge zum Bauen в Базеле («Вклады в строительство»), когда Лисицкий выздоравливал от туберкулеза. Одной из особенностей этого авангардного журнала было полемическое использование альтернатив современной архитектуре Neue Sachlichkeit ( «Новая объективность »), и он даже с большим эффектом перерабатывал предложения других модернистов. Несмотря на ограниченный тираж, он стал известен как журнал, принесший модернизм в Швейцарию. [12] Другие редакторы, помимо Стама и Лисицкого, были швейцарцами, в их число входили Ганс Шмидт , архитектор и будущий Баухауза директор Ханнес Мейер , Ганс Виттвер и Эмиль Рот. [13] [14]

Стаму также приписывают, по крайней мере, часть дизайна фабрики Ван Нелле в Роттердаме , построенной с 1926 по 1930 год (даты различаются). Эта фабрика по производству кофе и чая до сих пор является ярким примером промышленной архитектуры раннего модерна, недавно реконструированной в офисы. Затруднительный спор по поводу авторства этого дизайна заставил Стама покинуть офис Леендерта ван дер Влюгта , руководителя офиса и признанного дизайнера. В письме Дж. Б. Бакеме от 10 июня 1964 года Стам называет себя сотрудничающим дизайнером, а Л. К. ван дер Влюгт несет конечную ответственность перед клиентом. [15]

Переехав в Берлин, Стам изобрел консольное кресло из стальных труб , используя отрезки стандартной газовой трубы и стандартные соединительные фитинги для труб. [16] Новое исследование показывает, что Стэма вдохновило консольное трубчатое стальное сиденье, установленное в Tatra T12 1926 года. двухдверном седане [17] Людвиг Мис ван дер Роэ узнал о работе Штама над стулом во время планирования Weissenhof Siedlung и рассказал об этом Марселю Брейеру в Баухаусе. [16] Это почти сразу же привело к появлению вариаций на тему консольных стульев из стальных трубок, предложенных Мисом ван дер Роэ и Марселем Брейером, и положило начало целому жанру дизайна стульев. В конце 1920-х годов Брейер и Стам участвовали в патентном иске в немецких судах, оба утверждали, что являются изобретателями основного принципа конструкции консольного стула. Стэм выиграл судебный процесс, и с тех пор Стэму часто ошибочно приписывали конкретные конструкции стульев Брейера. В Соединенных Штатах Брейер передал права на свои разработки компании Knoll , и по этой причине можно найти идентичный стул, приписываемый Стаму в Европе и Брейеру в США.

Стам внес дом в поместье Вайсенхоф 1927 года , проект постоянного жилья, разработанный и представленный на выставке Die Wohnung («Жилище»), организованной Deutscher Werkbund в Штутгарте . Это поставило его в компанию Ле Корбюзье , Питера Беренса , Бруно Таута , Ганса Пельцига и Вальтера Гропиуса , а выставку посещали до 20 000 человек в день. стал одним из основателей В 1927 году он вместе с Герритом Ритвельдом и Хендриком Петрусом Берлаге Международного конгресса современной архитектуры (CIAM).

В конце 1920-х годов Стам был частью команды проекта «Новый Франкфурт» . В 1930 году Стам стал одним из 20 архитекторов и градостроителей, организованных франкфуртским градостроителем Эрнстом Мэем , которые вместе отправились в Советский Союз, чтобы создать ряд новых модернистских городов в сталинском Советском Союзе, включая Магнитогорск . В состав Майской бригады входили австрийский архитектор Маргарет Шютте-Лихоцки , ее муж Вильгельм Шютте, Артур Корн , Эрих Маутнер и Ганс Шмидт. Стам был там в феврале 1931 года, чтобы участвовать в борьбе за строительство рационального жилья для рабочих с нуля, но эта попытка в конечном итоге потерпела неудачу из-за неблагоприятных погодных условий, коррупции и плохих проектных решений. Стам переехал для плановой деятельности в Макеевку на Украине в 1932 году, затем в Орск , со своим другом Гансом Шмидтом (снова) и со студенткой Баухауза и будущей женой Лотте Биз , затем в медедобывающий советский город Балгаш . Стам вернулся в Нидерланды в 1934 году.

Возвращение в Нидерланды и Вторая мировая война

[ редактировать ]

Между 1934 и 1948 годами Стам снова пытался закрепиться на родине. С 1934 года Стам подружился с директором Стеделик-музея в Амстердаме Виллемом Сандбергом , что привело к возможностям трудоустройства и творческим заказам. Он стал членом редакционной коллегии журнала «Новая объективность» De 8 и Opbouw («8 и строительство» (буквально: «Строительство»). [18] В 1935/36 году он работает в офисе Виллема ван Тиена, выдающегося голландского архитектора-модерниста. Вместе со своей женой Лотте Биз и ван Тиеном он самостоятельно инициирует строительство пяти домов для автомобилей на юге Амстердама, еще раз исследуя выражение мобильности в новаторской манере. Участвует в различных конкурсах дизайна, в том числе для мэрии Амстердама (совместно с В. ван Тиеном, Х. А. Мааскантом и Л. Стам-Бизом), за что получает похвалу от Ле Корбюзье. [19] и голландский павильон Всемирной выставки 1939 года в Нью-Йорке. Хотя Стам выиграл этот приглашенный конкурс, проект достался архитектору-традиционалисту Д. Ф. Слотоуверу, который дружил с правительственным чиновником, курировавшим вклад Нидерландов. И это несмотря на протесты голландского арт-сообщества и директора МоМА Альфреда Барра. [20] В 1939 году по направлению Сандберга Стам становится директором Instituut voor Kunstnijverheidsonderwijs, IvKNO в Амстердаме (Институт прикладных искусств и предшественник нынешней Академии Ритвельда ). Во время нацистской оккупации Март Стам использует свое положение в школе для участия в голландском сопротивлении. Разводится со своей второй женой Лотте-Безе в 1943 году и женится на Ольге Хеллер в 1946 году, еврейской сотруднице института, которая была вынуждена скрываться во время войны. Вместе с Сандбергом в 1946 году основывает журнал Open Oog («Открытый глаз») и начинает подумывать об уходе из школы. В 1948 году он занял должность в Дрездене, Восточная Германия, чтобы реорганизовать и объединить Hochschule für Werkkunst (Колледж прикладных искусств) и Akademie für bildende Künste (Академию искусств). [21]

После Второй мировой войны

[ редактировать ]

С 1948 по 1952 год он переехал в послевоенную Восточную Германию, где осуществлялись крупные проекты реконструкции. В 1948 году он стал профессором в Академии художественных искусств Дрездена и начал выступать за современную, строгую структуру сильно разрушенного городского ландшафта, план, который большинство граждан отвергли как «тотальную атаку на идентичность города». ", и который уничтожил бы большинство оставшихся достопримечательностей. В 1950 году Стам стал директором Высшего института искусств в Берлине. Вернувшись в Амстердам в 1953 году, Стам и его жена переехали в Швейцарию в 1966 году и скрылись из поля зрения общественности. Он умер в возрасте 86 лет в Цюрихе .

Имущество

[ редактировать ]

Все поместье Марта Стама хранится в Немецком архитектурном музее DAM во Франкфурте-на-Майне .

  1. ^ baba1932.com
  2. ^ baba1932.com/palicka25
  3. ^ Вернер Мёллер, Отакар Мачел (1992) Стул делает историю , Prestel Verlag, Мюнхен, ISBN   3-7913-1192-1
  4. ^ «Март Стам» . bauhauskooperation.com . Проверено 15 декабря 2023 г.
  5. ^ Родословная Мартинуса Адриануса
  6. ^ Вернер Мёллер (1997): Март Стам, 1899–1986: архитектор, провидец, дизайнер: его путь к успеху, 1919–1930 , Васмут, Берлин ISBN   978-3-8030-1201-2 , стр.130
  7. ^ Jump up to: а б Март Стам. Архивировано 4 июля 2007 г. в Wayback Machine.
  8. ^ Стеф Джейкобс, (2016): Март Стам, поэт стали и стекла , академическая диссертация, Амстердамский университет, Амстердам, ISBN   978-90-9028-896-3 , стр.43.
  9. ^ Стеф Джейкобс, (2016): Март Стам, поэт стали и стекла , академическая диссертация, Амстердамский университет, Амстердам, ISBN   978-90-9028-896-3 , стр.45.
  10. ^ «IfA — Институт международных отношений — передвижные выставки — New Building International 1927 — 2002. Группа III: Здания для образования, спорта, культуры и здравоохранения» . Архивировано из оригинала 7 сентября 2007 г. Проверено 7 января 2014 г.
  11. ^ Стеф Джейкобс, (2016): Март Стам, поэт стали и стекла , академическая диссертация, Амстердамский университет, Амстердам, ISBN   978-90-9028-896-3 , стр.361.
  12. ^ Лихтенштейн, Клод. «ABC и Швейцария – Индустриализм как социальная и эстетическая утопия». Эссе. В ABC – Вклады в строительство 1924–1928 гг., Перепечатка, комментарий = ABC – Вклады в строительство, комментарий , под редакцией Мёллера Вернера, 16–29. Баден, Швейцария: Ларс Мюллер Верлаг, 1993. ISBN   3-906700-63-1
  13. ^ Моноскоп. АВС . Проверено 22 апреля 2019 г.
  14. ^ Баухауз100. Режиссеры. Ханнес Мейер . Проверено 22 апреля 2019 г.
  15. ^ JB Bakema (1968): LC van der Vlugt , Meulenhoff, Amsterdam, стр.18
  16. ^ Jump up to: а б Аксель Бруххойзер, Крагштуль , Александр Верлаг, Берлин, 1986, стр. 116-7.
  17. ^ Иван Марголиус , «Автомобили, Мебель, Архитектура», The Automobile , апрель 2016 г., стр.54-58.
  18. ^ Ребел, Бен (01 января 2007 г.), «Архитектурная критика в 8 и СТРОИТЕЛЬСТВЕ» , Авангард и критика , Брилл, стр. 31–54, ISBN  978-94-012-0398-2 , получено 15 декабря 2023 г.
  19. ^ Симона Рюммеле (1994): Март Стам , Биркхаузер Верлаг, ISBN   978-3-7643-5573-9 , с. 118
  20. ^ Стеф Джейкобс, (2016): Март Стам, поэт стали и стекла , академическая диссертация, Амстердамский университет, Амстердам, ISBN   978-90-9028-896-3 , стр.238-239.
  21. ^ Вернер Мёллер (1997): Март Стам, 1899–1986: архитектор, провидец, дизайнер: его путь к успеху, 1919–1930 , Васмут, Берлин ISBN   978-3-8030-1201-2 , стр.131.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Вернер Мёллер (1997): Март Стам, 1899–1986: архитектор, провидец, дизайнер: его путь к успеху, 1919–1930 , Васмут, Берлин ISBN   978-3-8030-1201-2
  • Г. Оортуис (1970): Март Стэм: Документация его работы, 1920-70 гг ., RIBA Enterprises, Лондон, ISBN   0-900630-11-6
  • Вернер Мёллер, Отакар Мачел (1992) Стул делает историю , Престель Верлаг, Мюнхен, ISBN   3-7913-1192-1
  • Джерард Хаддерс (1999): Брюки Марта Стэма: Багровый разговор с Майклом Спиксом и Джерардом Хаддерсом , ISBN   90-6450-344-3 , ISBN   978-90-6450-344-3
  • Кес Брос, Пол Хефтинг (1997): Голландский графический дизайн: век , MIT Press, ISBN   978-0-262-52250-2
  • Симона Рюммеле (1994): Март Стам , Биркхаузер Верлаг, ISBN   978-3-7643-5573-9
  • Сима Ингберман (1994): ABC: Международная конструктивистская архитектура, 1922–1939 , Мит Пр, ISBN   0-262-09031-7
  • Сьюзан Р. Хендерсон. «Строительство культуры: Эрнст Мэй и Новая Франкфуртская инициатива, 1926–1931». Питер Лэнг, 2013.
  • Стеф Джейкобс (2016): Март Стам, поэт стали и стекла , академическая диссертация, Амстердамский университет, Амстердам, ISBN   978-90-9028-896-3
  • Дж. Б. Бакема (1968): LC van der Vlugt , Меуленхофф, Амстердам
  • Вернер Мёллер, изд. Клод Лихтенштейн, Отакар Мачел и Йорг Штюрцебергер. (1993) ABC - Вклад в строительство 1924-1928 гг., Перепечатка, комментарий = ABC - Вклад в строительство, комментарий , Ларс Мюллер Верлаг, Баден, Швейцария. ISBN   3-906700-63-1
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d3ccd358113788a44cecbcced0216a6f__1711619880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/6f/d3ccd358113788a44cecbcced0216a6f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mart Stam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)