Биомиметическая архитектура
Биомиметическая архитектура — это ветвь новой науки биомимикрии, определенная и популяризированная Джанин Беньюс в ее книге 1997 года («Биомимикрия: инновации, вдохновленные природой»). Биомимикрия (bios — жизнь и mimesis — подражать) относится к инновациям, вдохновленным природой, как к инновациям, которые изучают природу, а затем имитируют или черпают вдохновение из ее замыслов и процессов для решения человеческих проблем. [ 1 ] Книга предлагает смотреть на природу как на модель, меру и наставника», предполагая, что главная цель биомимикрии — устойчивость.
Живые существа в ходе эволюции адаптировались к постоянно меняющейся среде посредством мутаций, рекомбинаций и отбора. [ 2 ] Основная идея биомиметической философии заключается в том, что обитатели природы, включая животных, растения и микробы, имеют наибольший опыт в решении проблем и уже нашли наиболее подходящие способы выживания на планете Земля. Точно так же биомиметическая архитектура ищет решения для обеспечения устойчивости, присутствующей в природе, не только путем копирования ее естественных форм, но и путем понимания правил, управляющих этими формами.
В XXI веке наблюдается повсеместная трата энергии из-за неэффективных конструкций зданий. [ 3 ] в дополнение к чрезмерному использованию энергии на этапе эксплуатации его жизненного цикла. Параллельно с этим недавние достижения в технологиях изготовления, компьютерной визуализации и инструментах моделирования открыли новые возможности для имитации природы в различных архитектурных масштабах. [ 2 ] В результате произошел быстрый рост разработки инновационных подходов к проектированию и решений для решения энергетических проблем. Биомиметическая архитектура — это один из таких междисциплинарных подходов к устойчивому дизайну , который следует набору принципов, а не стилистическим кодам, выходя за рамки использования природы в качестве вдохновения для эстетических компонентов построенной формы, но вместо этого стремясь использовать природу для решения проблем здания. функционирование и экономия энергии.
История
[ редактировать ]
Архитектура уже давно черпает вдохновение из природы. Биоморфизм , или включение существующих природных элементов в качестве вдохновения в дизайн, возник, возможно, с появлением искусственной среды и сохраняется сегодня. Древние греки и римляне включали в дизайн природные мотивы, такие как колонны, вдохновленные деревьями. Позднеантичные и византийские усики арабески представляют собой стилизованные версии растения аканта . [ 4 ] Вольер Варрона в Казинуме 64 г. до н. э. реконструировал мир в миниатюре. [ 5 ] [ 6 ] Пруд окружал куполообразное сооружение на одном конце, в котором обитало множество птиц. Каменный портик с колоннадой имел промежуточные колонны из живых деревьев.
Церковь Саграда Фамилия , строительство которой Антонио Гауди началось в 1882 году, является хорошо известным примером использования функциональных форм природы для решения структурной проблемы. Он использовал колонны, моделирующие ветвящиеся кроны деревьев, для решения статических задач при поддержке свода. [ 7 ]

Органическая архитектура использует в дизайне вдохновленные природой геометрические формы и стремится воссоединить человека с его или ее окружением. Кендрик Бэнгс Келлог , практикующий органический архитектор, считает, что «прежде всего, органическая архитектура должна постоянно напоминать нам о том, что нельзя принимать Мать-природу как нечто само собой разумеющееся – работать с ней и позволять ей направлять вашу жизнь. Подавите ее, и человечество окажется в проигрыше. " [ 8 ] Это соответствует другому руководящему принципу: форма должна следовать потоку, а не противодействовать динамическим силам природы. [ 9 ] Комментарий архитектора Даниэля Либермана об органической архитектуре как движении подчеркивает роль природы в строительстве: «...более истинное понимание того, как мы видим нашим разумом и глазами, является основой всего органического. Глаз и мозг человека развивались на протяжении веков. времени, большая часть которого проходила в обширном, нетронутом и нетронутом ландшафте нашей Эдемской биосферы, мы должны отправиться к Природе за нашими моделями сейчас, это ясно!» [ 8 ] Органические архитекторы используют искусственные решения с эстетикой, вдохновленной природой, чтобы добиться осознания природной среды, а не полагаться на природные решения для решения проблем человека.
Метаболическая архитектура , движение, присутствовавшее в Японии после Второй мировой войны, подчеркивало идею бесконечных изменений в биологическом мире. Метаболисты продвигали гибкую архитектуру и динамичные города, которые могли удовлетворить потребности меняющейся городской среды. [ 10 ] Город уподобляется человеческому телу в том, что отдельные его компоненты создаются и устаревают, но целостность в целом продолжает развиваться. Подобно отдельным клеткам человеческого тела, которые растут и умирают, хотя человеческое тело продолжает жить, город тоже находится в непрерывном цикле роста и изменений. [ 11 ] Методология «Метаболистов» рассматривает природу как метафору созданного человеком. «Город-спираль » Кишо Курокавы создан по образцу ДНК, но использует его как структурную метафору, а не из-за лежащих в ее основе качеств цели генетического кодирования.
Были предприняты и другие исторические попытки, не имеющие прямого отношения к искусственной среде. Некоторые из этих самых ранних успешных попыток подражать природе включают электрическую батарею, имитирующую живую торпеду, Алессандро Вольта, которая датируется 1800-ми годами, а также первый успешный самолет, построенный Отто Лилиенталем после 1889 года, рассматривающий птиц как биологические образцы для подражания. . [ 2 ]
Характеристики
[ редактировать ]Термин «биомиметическая архитектура» относится к изучению и применению принципов строительства, которые встречаются в естественной среде и биологических видах, и преобразуются в разработку устойчивых решений для архитектуры. [ 2 ] Биомиметическая архитектура использует природу в качестве модели, меры и наставника для предоставления архитектурных решений в разных масштабах, вдохновленных природными организмами, которые решили аналогичные проблемы в природе. Использование природы в качестве меры относится к использованию экологического стандарта измерения устойчивости и эффективности искусственных инноваций, а термин «наставник» относится к обучению на основе природных принципов и использованию биологии в качестве источника вдохновения. [ 1 ]
Биоморфная архитектура, также называемая биодекорацией. [ 2 ] с другой стороны, относится к использованию формальных и геометрических элементов, встречающихся в природе, в качестве источника вдохновения для эстетических свойств в спроектированной архитектуре и не обязательно может иметь нефизические или экономические функции. Исторический пример биоморфной архитектуры восходит к египетской, греческой и римской культурам, когда формы деревьев и растений использовались в орнаменте структурных колонн. [ 12 ]
В рамках биомиметической архитектуры можно выделить две основные процедуры, а именно: подход «снизу вверх» (биологический импульс) и подход «сверху вниз» (технологический подход). [ 13 ] Граница между ними размыта, возможен переход между двумя подходами в зависимости от отдельных случаев. Биомиметическая архитектура обычно создается междисциплинарными командами, в которых биологи и другие учёные-естественники работают в сотрудничестве с инженерами, учёными и дизайнерами. В подходе «снизу вверх» отправной точкой является новый результат фундаментальных биологических исследований, обещающий биомиметическое внедрение. Например, разработка системы биомиметического материала после количественного анализа механических, физических и химических свойств биологической системы. При нисходящем подходе биомиметические инновации ищутся для уже существующих разработок, успешно зарекомендовавших себя на рынке. Сотрудничество направлено на улучшение или дальнейшее развитие существующего продукта.

Имитирование природы требует понимания различий между биологическими и техническими системами. Их эволюция неодинакова: биологические системы развиваются миллионы лет, тогда как технические системы развиваются всего несколько сотен лет. Биологические системы развивались на основе их генетических кодов, управляемых естественным отбором , тогда как технические системы развивались на основе человеческого замысла для выполнения функций. В общем, функции в технических системах направлены на развитие системы в результате замысла, тогда как в биологических системах функции иногда могут представлять собой бессистемное генетическое эволюционное изменение, которое приводит к определенной функции, которая не была предопределена заранее. Их различия велики: технические системы функционируют в обширной среде, тогда как биологические системы работают в ограниченных жизненных условиях. [ 14 ]

Архитектурные инновации, отвечающие архитектуре, не обязательно должны напоминать растение или животное. Если форма является неотъемлемой частью функции организма, то здание, смоделированное по процессам формы жизни, может в конечном итоге тоже выглядеть как организм. Архитектура может имитировать естественные формы, функции и процессы. Хотя биомимикрия является современной концепцией в технологическую эпоху, она не влечет за собой внедрение сложных технологий в архитектуру. В ответ на предыдущие архитектурные движения биомиметическая архитектура стремится двигаться в сторону радикального повышения эффективности использования ресурсов, работать в модели замкнутого цикла, а не в линейной (работа в замкнутом цикле, который не требует постоянного потребления ресурсов для функционирования) и полагаться на солнечную энергию. энергии вместо ископаемого топлива. Подход к дизайну может работать либо от дизайна к природе, либо от природы к дизайну. Проектирование в природе означает выявление проблемы дизайна и поиск параллельной проблемы в природе для решения. Примером этого является бионический автомобиль DaimlerChrysler, который использовал кузовок для создания аэродинамического кузова. [ 15 ] Метод «Природа к дизайну» — это биологически вдохновленный дизайн, ориентированный на решение. Дизайнеры начинают с конкретного биологического решения и применяют его в дизайне. Примером этого является самоочищающаяся краска Lotusan от Sto, идея которой представлена цветком лотоса , который чистым появляется из болотистых вод. [ 16 ]
Три уровня мимикрии
[ редактировать ]Биомимикрия может работать на трех уровнях: организм , его поведение и экосистема . Здания на уровне организма имитируют конкретный организм. Работать только на этом уровне без имитации того, как организм участвует в более широком контексте, может быть недостаточно для создания здания, которое хорошо интегрируется с окружающей средой, поскольку организм всегда функционирует и реагирует на более широкий контекст. На уровне поведения здания имитируют поведение организма или отношение к его более широкому контексту. На уровне экосистемы здание имитирует естественный процесс и цикл окружающей среды. Экосистемные принципы заключаются в том, что экосистемы (1) зависят от современного солнечного света; (2) оптимизировать систему, а не ее компоненты; (3) приспособлены к местным условиям и зависят от них; (4) разнообразны по компонентам, связям и информации; (5) создавать условия, благоприятные для устойчивой жизни; и (6) адаптироваться и развиваться на разных уровнях и с разной скоростью. [ 17 ] По сути, это означает, что ряд компонентов и процессов составляют экосистему, и для обеспечения бесперебойной работы экосистемы они должны работать друг с другом, а не друг против друга. Чтобы архитектурный дизайн имитировал природу на уровне экосистемы, он должен следовать этим шести принципам.
Биомимикрия Спираль
[ редактировать ]Карл Хастрич представил идею спирали дизайна биомимикрии, обрисовав в общих чертах шесть процессов создания биостимулированной структуры. По данным Института биомимикрии, каждая фаза конкретизирована. [ 18 ] На первом этапе необходимо указать функцию, необходимую для предполагаемой конструкции, например защиту, поглощение энергии или защиту. Второй этап, «биологизация», заключается в переводе функции, которая будет решать проектное решение по защите, в биологические термины. Третий этап, известный как этап открытия, направлен на поиск естественных закономерностей, методов или моделей, которые выполняют ту же или подобную цель, что и те, что были обнаружены на этапе 2. Последующий этап является абстрактным, в ходе которого исследуются критические характеристики и механизмы и биологические методы. тактика преобразуется в стратегию проектирования. Концепция дизайна защитного продукта создается на следующем (имитирующем) этапе с использованием наиболее важных учений естествознания. Затем проект исследуется с учетом практических ограничений проекта, чтобы определить, является ли он работоспособным решением. Кроме того, эта концепция теперь сочетается со многими передовыми технологиями, такими как аддитивное производство. [ 19 ]
Примеры биомимикрии в архитектуре
[ редактировать ]Уровень организма
[ редактировать ]На уровне организма архитектура смотрит на сам организм, применяя его форму и/или функции к зданию.

Нормана Фостера ( Башня Корнишона 2003) имеет шестиугольную оболочку, вдохновленную губкой-корзиной с цветами Венеры. Эта губка обитает в подводной среде с сильными водными течениями, а ее решетчатый экзоскелет и круглая форма помогают рассеять стрессы на организме. [ 20 ]
Проект «Эдем» (2001 г.) в Корнуолле, Англия, представляет собой серию искусственных биомов с куполами, смоделированными по образцу мыльных пузырей и пыльцевых зерен. Grimshaw Architects обратились к природе, чтобы построить эффектную сферическую форму. Получившиеся геодезические шестиугольные пузыри, надутые воздухом, были изготовлены из этилен-тетрафторэтилена (ETFE), материала, который одновременно легкий и прочный. [ 21 ] Последняя надстройка весит меньше, чем содержащийся в ней воздух.
Уровень поведения
[ редактировать ]На уровне поведения здание имитирует то, как организм взаимодействует с окружающей средой, создавая структуру, которая также может без сопротивления вписываться в окружающую среду.


Eastgate Center, спроектированный архитектором Миком Пирсом совместно с инженерами Arup Associates, представляет собой большой офисный и торговый комплекс в Хараре, Зимбабве. Чтобы свести к минимуму потенциальные затраты на регулирование внутренней температуры здания, Пирс обратился к самоохлаждающимся насыпям африканских термитов. В здании нет ни кондиционера, ни отопления, но температура регулируется с помощью пассивной системы охлаждения, вдохновленной самоохлаждающимися насыпями африканских термитов. [ 22 ] Однако для того, чтобы функционировать как термитник, сооружению не обязательно быть похожим на термитник, а вместо этого оно эстетически основано на местной каменной кладке Зимбабве.
Здание Qatar Cacti Building, спроектированное базирующейся в Бангкоке компанией Aesthetics Architects для министра муниципальных дел и сельского хозяйства, представляет собой проектируемое здание, в котором взаимодействие кактуса с окружающей средой используется в качестве модели для строительства в пустыне. Бесшумно работающие функциональные процессы вдохновлены тем, как кактусы выживают в сухом и палящем климате. Солнцезащитные шторы на окнах открываются и закрываются в ответ на жару, точно так же, как кактус подвергается транспирации ночью, а не днем, чтобы удерживать воду. [ 23 ] Проект достигает уровня экосистемы в прилегающем к нему ботаническом куполе, система управления сточными водами которого следует процессам, позволяющим экономить воду и производить минимальные отходы. Включение живых организмов в стадию распада сточных вод сводит к минимуму количество внешних энергетических ресурсов, необходимых для выполнения этой задачи. [ 23 ] Купол создаст пространство с контролируемым климатом и воздухом, которое можно будет использовать для выращивания источника пищи для сотрудников.
Уровень экосистемы
[ редактировать ]Строительство на уровне экосистемы предполагает имитацию того, как многие компоненты среды работают вместе, и, как правило, осуществляется в масштабе города или в более крупном проекте с множеством элементов, а не в виде отдельной структуры.
Проект «От картона к икре», основанный Грэмом Уайлсом в Уэйкфилде, Великобритания, представляет собой циклическую систему с замкнутым циклом, использующую отходы в качестве питательного вещества. [ 24 ] Проект платит ресторанам за картон, измельчает его и продает конноспортивным центрам для изготовления подстилки для лошадей. Затем испачканную подстилку покупают и помещают в систему компостирования, в результате которой образуется много червей. Червей скармливают икре, из которой получается икра, которую продают обратно в рестораны. Идея использования отходов для одного как питательного вещества для другого может быть распространена на целые города. [ 21 ]
Проект «Лес Сахары», разработанный фирмой Exploration Architecture, представляет собой теплицу, целью которой является использование только солнечной энергии для работы в качестве системы с нулевыми отходами. [ 25 ] Проект находится на уровне экосистемы, поскольку многие его компоненты работают вместе в циклической системе. Обнаружив, что раньше пустыни были покрыты лесами, Exploration решила вмешаться на границы лесов и пустынь, чтобы обратить вспять опустынивание. Проект имитирует намибийского пустынного жука для борьбы с изменением климата в засушливой среде. [ 21 ] Он основан на способности жука саморегулировать температуру своего тела путем накопления тепла в течение дня и сбора капель воды, образующихся на его крыльях. В конструкции теплицы используется соленая вода для обеспечения испарительного охлаждения и увлажнения. Испаренный воздух конденсируется в пресную воду, позволяя теплице сохранять тепло в ночное время. Эта система производит больше воды, чем нужно внутренним растениям, поэтому излишки выбрасываются для роста окружающих растений. Солнечные электростанции основаны на идее о том, что симбиотические отношения важны в природе: они собирают солнце и обеспечивают тень для роста растений. В настоящее время проект находится на пилотной стадии.
Лаваса, Индия, — это город площадью 8000 акров, предложенный HOK (Хельмут, Обата и Кассабаум), запланированный для региона Индии, подверженного муссонным наводнениям. [ 26 ] Команда HOK установила, что первоначальная экосистема этого места представляла собой влажный лиственный лес до того, как он превратился в засушливый ландшафт. В ответ на сезонное наводнение они спроектировали фундамент здания так, чтобы он хранил воду, как это делали бывшие деревья. Городские крыши имитируют натуральный фиговый лист баньяна, глядя на систему капельного орошения, которая позволяет воде стекать, одновременно очищая ее поверхность. [ 27 ] Стратегия перемещения лишней воды по каналам заимствована у местных муравьев-жнецов, которые используют многоходовые каналы для отвода воды из своих гнезд.
Критика
[ редактировать ]Биомимикрию критиковали за дистанцирование человека от природы за счет определения этих двух терминов как отдельных и отличных друг от друга. Необходимость классифицировать человека как нечто отличное от природы поддерживает традиционное определение природы, которое заключается в том, что это те вещи или системы, которые возникают независимо от человеческого намерения. Джо Каплински далее утверждает, что, основываясь на замысле природы, биомимикрия рискует предположить превосходство решений, данных природой, над искусственными. [ 28 ] Идолизируя природные системы и обесценивая человеческий замысел, биомиметические структуры не могут идти в ногу с созданной человеком средой и ее проблемами. Он утверждает, что эволюция внутри человечества культурно основана на технологических инновациях, а не на экологической эволюции. Однако архитекторы и инженеры не основывают свои проекты строго на природе, а лишь используют ее части в качестве вдохновения для архитектурных решений. Поскольку конечный продукт на самом деле представляет собой слияние естественного замысла с человеческими инновациями, биомимикрию можно рассматривать как приведение человека и природы в гармонию друг с другом.
См. также
[ редактировать ]- Биоморфизм
- Хельмут, Обата и Кассабаум
- Метафорическая архитектура
- Органическая архитектура
- Зооморфная архитектура
- Зооморфизм
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бенюс, Джанин. Биомимикрия: инновации, вдохновленные природой . Нью-Йорк: Многолетник, 2002. ISBN 978-0060533229
- «Институт биомимикрии 3.8», Институт биомимикрии 3.8, http://biomimicry.net/ .
- Полин, Майкл. Биомимикрия в архитектуре . Лондон: Издательство RIBA, 2011. ISBN 978-1859463758
- Винсент, Джулиан. Биомиметические закономерности в архитектурном дизайне . Архитектурное проектирование 79, вып. 6 (2009): 74–81. два : 10.1002/ad.982
- Аль-Обаиди, Карам М. и др. Биомиметические оболочки зданий: адаптивный подход . Обзоры возобновляемой и устойчивой энергетики 79 (2017): 1472-1491. doi:10.1016/j.rser.2017.05.028
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бенюс, Джанин М. (1997). Биомимикрия: инновации, вдохновленные природой (1-е изд.). Нью-Йорк: Морроу. ISBN 0-688-13691-5 . ОСЛК 36103979 .
- ^ Jump up to: а б с д и Книпперс, Ян; Никель, Клаус Г.; Спек, Томас, ред. (2016). Биомиметические исследования в архитектуре и строительстве . Биологически обоснованные системы. Том. 8. Чам: Международное издательство Springer. дои : 10.1007/978-3-319-46374-2 . ISBN 978-3-319-46372-8 . S2CID 30823702 .
- ^ Радван, Гехан.АН; Усама, Нуран (2016). «Биомимикрия, подход к энергоэффективному [sic] дизайну обшивки здания» . Procedia Науки об окружающей среде . 34 : 178–189. дои : 10.1016/j.proenv.2016.04.017 .
- ^ Алоис Ригль , «Арабески» из книги «Проблемы стиля: основы истории орнамента» в переводе Эвелин Кейн (Принстон, Нью-Джерси: Принстонский университет, 1992), 266-305.
- ↑ А.В. ван Бюрен и Р.М. Кеннеди, «Вольер Варрона в Казинуме», Журнал римских исследований 9 (1919): 63.
- ^ Полин, Майкл. Биомимикрия в архитектуре (Второе изд.). Ньюкасл-апон-Тайн. ISBN 978-0-429-34677-4 . OCLC 1112508488 .
- ^ Джордж Р. Коллинз , «Антонио Гауди: структура и форма», Insight 8 (1963): 89.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Пирсон, Новая органическая архитектура: прибойная волна (Лос-Анджелес: University of California Press, 2001), 10.
- ^ Дэвид Пирсон, Новая органическая архитектура: прибойная волна (Лос-Анджелес: University of California Press, 2001), 14.
- ^ Пернис, Рафаэле (2004). «Переосмысленный метаболизм: его роль в архитектурном контексте мира» . Журнал азиатской архитектуры и строительной техники . 3 (2): 359. дои : 10.3130/jaabe.3.357 .
- ^ Кензо Танге, «План Токио, 1960: на пути к структурной реорганизации», в «Архитектурной культуре 1943-1968: Документальная антология», изд. Джоан Окман, 325–334 (Нью-Йорк: Риццоли, 1993), 327.
- ^ Азиз, Мохеб Сабри; Эль Шериф, Амр Ю. (март 2016 г.). «Биомимикрия как подход к созданию биостимулированной структуры с помощью вычислений» . Александрийский инженерный журнал . 55 (1): 707–714. дои : 10.1016/j.aej.2015.10.015 .
- ^ Спек, Томас; Спек, Ольга (2019), Вегнер, Ларс Х.; Люттге, Ульрих (ред.), «Появление систем биомиметических материалов» , «Появление и модульность в науках о жизни» , Cham: Springer International Publishing, стр. 97–115, doi : 10.1007/978-3-030-06128-9_5 , ISBN 978-3-030-06127-2 , S2CID 139377667 , получено 16 ноября 2020 г.
- ^ Аль-Обаиди, Карам М.; Аззам Исмаил, Мухаммед; Хусейн, Хазрина; Абдул Рахман, Абдул Малик (13 июня 2017 г.). «Биомиметические оболочки зданий: адаптивный подход» (PDF) . Обзоры возобновляемой и устойчивой энергетики . 79 : 1472–1491. дои : 10.1016/j.rser.2017.05.028 . ISSN 1364-0321 .
- ^ «Бионический автомобиль Mercedes-Benz: обтекаемый и легкий, как рыба в воде, экономичный и экологически чистый благодаря новейшим дизельным технологиям», Daimler, последняя модификация от 7 июня 2005 г., [1] .
- ^ «Фасадная краска StoColor Lotusan Lotus-Effect», Sto Ltd., http://www.sto.co.uk/25779_EN-Facade_paints-StoColor_Lotusan.htm. Архивировано 8 июня 2013 г. в Wayback Machine .
- ^ Сальма Ашраф Эль Ахмар, «Биомимикрия как инструмент устойчивого архитектурного проектирования: на пути к морфогенетической архитектуре» (магистерская диссертация, Александрийский университет, 2011), 22.
- ^ Институт биомимикрии (14 июня 2016 г.). «Сила спирали дизайна биомимикрии» . Институт биомимикрии . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ Ислам, Мухаммед Камрул; Хэзелл, Пол Дж.; Эскобедо, Хуан П.; Ван, Хунсюй (июль 2021 г.). «Стратегии проектирования биомиметической брони для аддитивного производства: обзор» . Материалы и дизайн . 205 : 109730. doi : 10.1016/j.matdes.2021.109730 . S2CID 234851139 .
- ^ Эхсаан, «Природное вдохновение лорда Фостера: Башня корнишона», биомиметическая архитектура (блог), 24 марта 2010 г., http://www.biomimetic-architecture.com/2010/lord-fosters-natural-inspiration-the-gherkin -tower/ Архивировано 18 мая 2012 г. в Wayback Machine .
- ^ Jump up to: а б с Майкл Павлин, «Использование гения природы в архитектуре» (февраль 2011 г.), [видеофайл] Получено с http://www.ted.com/talks/michael_pawlyn_using_nature_s_genius_in_architecture.html?embed=true .
- ^ Джилл Ференбахер, «Биомиметическая архитектура: зеленое здание в Зимбабве, созданное по образцу термитников», Inhabitat, последнее изменение 29 ноября 2012 г., http://inhabitat.com/building-modelled-on-termites-eastgate-centre-in-zimbabwe / .
- ^ Jump up to: а б Бриджит Мейнхолд, «Катар выращивает высокий небоскреб кактус», Inhabitat, последнее изменение от 17 марта 2009 г., http://inhabitat.com/qatar-cactus-office-building/ .
- ^ Майкл Полин, «Биомимикрия», в книге «Зеленый дизайн: от теории к практике» под редакцией Кена Йанга и Артура Спектора (Лондон: Black Dog, 2011), 37.
- ^ «Лесной проект Сахары», Sahara Forest Project, Inc., http://saharaforestproject.com .
- ^ «Лаваса — запланированный город на холме в Индии», Lavasa Corporation Ltd., http://www.lavasa.com .
- ^ Джон Гендалл, «Архитектура, которая имитирует жизнь», журнал Harvard Magazine, последнее изменение в октябре 2009 г., http://harvardmagazine.com/2009/09/architecture-imitates-life .
- ^ Джо Каплински, «Биомимикрия против гуманизма», Architectural Design 76, (2006), 68.