Йона Фридман
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Йона Фридман | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 20 февраля 2020 г. Лос-Анджелес, США | ( 96 лет
Национальность | Французский |
Альма-матер | Технион - Израильский технологический институт Будапештский технологический и экономический университет |
Занятие | Архитектор |
Йона Фридман (5 июня 1923 г. - 20 февраля 2020 г.) [ 1 ] французский архитектор, градостроитель и дизайнер венгерского происхождения. Он пользовался влиянием в конце 1950-х и начале 1960-х годов, наиболее известен своей теорией «мобильной архитектуры». [ 2 ] В 2018 году, в день своего 95-летия, он был награжден австрийской премией Фредерика Кислера в области архитектуры и искусства . [ 3 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Родился в Будапеште (Венгрия) в 1923 году в этнической еврейской семье, которая создала для него проблемы из-за антисемитских законов о квотах в университетах. [ 4 ] Фридман пережил Вторую мировую войну, спасаясь от нацистских облав на евреев, и около десяти лет прожил в городе Хайфа в Израиле , прежде чем переехать на постоянное жительство в Париж в 1957 году. В 1966 году он стал гражданином Франции .
В 1956 году на X Международном конгрессе современной архитектуры в Дубровнике его «Манифест мобильной архитектуры» поставил под сомнение смелость планирования архитектурного дизайна и урбанизма . Именно во время этой конференции, особенно благодаря молодежи из « Команды 10» , была придумана «мобильная архитектура» в смысле «мобильности жизни». На примере «Ville spacee» Фридман впервые изложил принципы архитектуры, способной понимать постоянные изменения, характеризующие «социальную мобильность», и основанной на «инфраструктуре», обеспечивающей жилье. Правила планирования можно было создавать и воссоздавать в соответствии с потребностями жителей и жильцов. Его внимание к самим людям вытекает из его непосредственного опыта работы с бездомными беженцами, сначала в европейских городах, столкнувшихся с войной и катастрофами, а затем в Израиле , куда в первые годы существования государства каждый день приземлялись тысячи людей с жилищными проблемами.
Зрелость
[ редактировать ]В 1958 году Фридман основал Группу исследований мобильной архитектуры (GEAM), которая распалась в 1962 году. В 1963 году он разработал идею городского моста и активно участвовал в создании культурного климата и утопической архитектуры 1960-х годов, известных как «Эпоха мегаструктур». С середины шестидесятых годов он преподавал в Массачусетском технологическом институте , а также в Принстонском , Гарвардском и Колумбийском университетах. В следующее десятилетие он работал в Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО, распространяя руководства по самостоятельному построению в африканских странах, Южной Америке и Индии. Несмотря на вечный утопический ярлык, Фридман сказал: «В архитектурных исследованиях я всегда старался разрабатывать осуществимые проекты». В 1978 году ему было поручено спроектировать лицей Бергсона в Анже , Франция , завершенное в 1981 году. По этому случаю он опубликовал процедуру, в которой распределение и расположение всех архитектурных элементов были спроектированы и решены будущими пользователями. Поскольку даже непрофессионалы могут понять и применить его метод, он написал еще и комиксы. Интерес к вопросу участия привлек к работе Фридмана внимание таких архитекторов, как Джанкарло Де Карло и Бернард Рудофски .
В 1987 году в Мадрасе, Индия , Фридман завершил строительство Музея простых технологий, в котором были применены принципы самостоятельного строительства из местных материалов, таких как бамбук . Он также является автором книг по техническим предметам (« Для научной архитектуры» , Workshop 1975), социологическим ( «L'architecture du survie» , L'éclat 2003) и эпистемологическим ( «L'univers erratique» , PUF 1994). Однако книга, которая лучше всего отражает этику и дух Фридмана, - это, пожалуй, «Utopies Réalisables» (по-французски « возможные утопии» ), опубликованная во Франции в 1975 году, а также опубликованная на итальянском языке (Quodlibet 2003), в которой описывается проект реструктуризации нашего общества подлинно демократическим путем. , стремясь избежать элитизма с помощью теории критической группы. Книга также представляет собой яростную критику мифа о глобальной коммуникации. Из книги: «Анализ социальных утопий, представленный в этой книге, имплицитно подразумевает в акте обвинения и критики эти две «чумы» нашего времени, которыми являются: «государственная мафия» и «медийная мафия» (пресса, телевидение и т. д.). ). Интернет можно использовать в качестве примера этой неспособности, которая не является результатом технических трудностей, а, скорее, вытекает из фундаментальной человеческой неспособности общаться универсально (от всех со всеми). Крах этих двух щедрых утопий, демократии и «глобального общения» между людьми, логически приводит к образованию банд, которые действуют от нашего имени вопреки нашим интересам. Помимо обвинительного заключения, эта книга одновременно станет и актом поощрения: следует поощрять человека не предлагать свою помощь или свое молчаливое согласие этим двум бандам. Это не призыв к революции, а призыв к сопротивлению. "
Мобильная архитектура
[ редактировать ]В 1958 году Йона Фридман опубликовал свой первый манифест: «Мобильная архитектура». Он описывает новый вид мобильности не зданий, а жителей, которым предоставляется новая свобода.
Мобильная архитектура — это «жилище, выбранное жильцом» посредством «инфраструктуры, которая не является ни детерминированной, ни определяющей». Мобильная архитектура воплощает в себе архитектуру, доступную для «мобильного общества». Чтобы справиться с этим, архитектор-классик изобрел «Среднего человека». Проекты архитекторов 1950-х годов предпринимались, по мнению Фридмана, для удовлетворения потребностей этого воображаемого образования, а не как попытка удовлетворить потребности реальных членов этого мобильного общества.
Преподавание архитектуры во многом было причиной недооценки «классическими» архитекторами роли пользователя. Более того, это учение не охватывало никакой реальной теории архитектуры. Фридман предложил тогда преподавать для широкой публики пособия по основам архитектуры.
Пространственный город, являющийся материализацией этой теории, позволяет каждому разработать свою собственную гипотезу . Вот почему в мобильном городе здания должны:
- коснуться земли на минимальной площади
- быть пригодным для демонтажа и перемещения
- и быть изменены по требованию отдельного жильца.
Пространственный город
[ редактировать ]Пространственный город — наиболее значимое применение «мобильной архитектуры». Он возведен на сваях, в которых размещены обитаемые объемы, помещенные в некоторые «пустоты», чередующиеся с другими неиспользуемыми объемами, что придает ему эстетически приятный вид. В основе его конструкции лежат трехгранные элементы, которые действуют как «кварталы», где жилье распределяется без оплаты.
Эта структура представляет собой своего рода слияние сельской местности и города (сравните с Паоло Солери ) концепцией Аркологии и может охватывать:
- некоторые недоступные сайты,
- территории, где строительство невозможно или разрешено (водные просторы, болотистая местность),
- территории, которые уже застроены (существующий город),
- над сельскохозяйственными угодьями.
Этот пролетный метод, включающий в себя контейнерные конструкции, открывает новое развитие в градостроительстве . Повышенные планы увеличивают первоначальную площадь города, делая его трехмерным. Ярусность пространственного города на несколько независимых друг от друга уровней определяет «пространственное градостроительство» как с функциональной, так и с эстетической точки зрения. Нижний уровень может быть отведен под общественную жизнь и помещения, предназначенные для коммунально-бытового обслуживания, а также пешеходные зоны. В сваях находятся вертикальные транспортные средства (лифты, лестницы). Суперпозиция уровней должна позволить построить на одном и том же месте целый промышленный город, жилой или коммерческий город. Таким образом, Пространственный город образует то, что Фридман назвал «искусственной топографией ». Эта сетка, подвешенная в пространстве, очерчивает новую картографию местности с помощью непрерывной и неопределенной однородной сети с важным положительным результатом: эта модульная сетка обеспечит безграничный рост города.
Помещения в этой сетке представляют собой прямоугольные обитаемые модульные «пустоты» средней площадью 25–35 квадратных метров. И наоборот, форма томов, входящих в сетку, зависит исключительно от жильца, а их конфигурация с помощью «Flatwriter» в сетке совершенно бесплатна. Только половина пространственного города будет занята. «Наполнители», соответствующие жилищам, фактически занимают лишь 50% трехмерной решетки, позволяя свету свободно распространяться в пространственном городе. Такое введение элементов в трехмерную сетку с несколькими уровнями на сваях позволяет менять заполнение пространства посредством конвертируемости форм и их адаптации для многократного использования.
По словам Фридмана, «город как механизм представляет собой не что иное, как лабиринт: конфигурацию исходных и конечных точек, разделенных препятствиями».
Основные письменные произведения
[ редактировать ]- 1958: Мобильная архитектура
- 1975: На пути к научной архитектуре ISBN 0-262-56019-4
- 1980: Лучшая жизнь в городах: [кампания за возрождение городов]
- 1999: Йона Фридман. Структуры, обслуживающие непредсказуемое ISBN 90-5662-108-4 / ISBN 978-90-5662-108-7
- 2006: Йона Фридман: Pro Domo ISBN 84-96540-51-0
- 2010: Йона Фридман Рисунки и модели ISBN 978-2-84066-406-2
- 2015: Йона Фридман. Разбавление архитектуры ISBN 978-3-906027-68-5
Выставки
[ редактировать ]- 2017: «Йона Фридман. Народная архитектура». Центр искусств Международной школы Женевы – EIG
- Эскизы в постоянных коллекциях: МОМА, Нью-Йорк; Центр Помпиду, Париж.
- 2015: Мобильная архитектура: Йона Фридман, Power Station of Art, Шанхай
- 2014: 1001 ночь + 1 день , mfc-мишель дидье
- 2014: Словарь, Променадологи №3 , Cneai , Chatou
- 2014: Йона Фридман , Национальная школа архитектуры Парижа-Ла Виллет , Париж
- 2013: Мёбиан , Кнеа , Шату
- 2013: Иконостас версия 3 , Цнеа , Шату
- 2013: Слайды 1958–2002 , Cneai , Chatou
- 2012: «Йона Фридман. Генезис видения». Центр Archizoom – EPFL
- 2012: Уличный музей и Музей иконостаса , Кнеа , Шату
- 2012: Справочник, Берлин – Париж 2012 , Galerie Chert , Берлин
- 2011: «Архитектура без зданий», Музей Людвига, Будапешт.
- 2009: Венецианская биеннале, «Изобретая миры».
- 2007: Осмелитесь сделать свою собственную выставку , Cneai , Chatou
- 2007: Шанхайская биеннале
- 2005: Венецианская биеннале
- 2003: Венецианская биеннале
- 2002: Иокогамская триеннале
См. также
[ редактировать ]- Архиграмма
- Константин Ксенакис
- Манфреди Николетти
- Мегаструктуры (архитектура)
- Метаболистическое движение
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Йона Фридман, французский архитектор и градостроитель, скончалась в возрасте 96 лет» . АрчДэйли . 21 февраля 2020 г.
- ^ Харрис, Уильям (19 апреля 2016 г.). «Города в небе: переоценка Йоны Фридмана» . 3 часа ночи . Проверено 19 апреля 2016 г.
- ^ https://www.kiesler.org/en/kiesler-prize-2018 . kiesler.org. Проверено 11 апреля 2024 г.
- ↑ Эдвин Хиткот (24 июня 2016 г.), «Интервью: архитектор Йона Фридман» , Financial Times . Проверено 9 ноября 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- www.yonafriedman.com, расширенная онлайн-монография Хелен Фентенер ван Влиссинген, содержащая более 1000 изображений с описаниями проектов, доступных для исследования и актуальных данных. На этом веб-сайте предусмотрены объявления, обзоры, форум и контакты.
- Анни Ратти, Йона Фридман, Лука Черицца, Массимо Бартолини, Анна Данери, Марко Де Микелис, Мануэль Орази «Йона Фридман» Charta/Fondazione Antonio Ratti (1 марта 2009 г.) ISBN 88-8158-705-Х
- Сабина Лебеск, Хелен Фентенер ван Влиссинген, «Йона Фридман. Структуры, служащие непредсказуемому», NAi Publishers, май 1999 г., ISBN 90-5662-108-4 / ISBN 978-90-5662-108-7 (монография творчества Йоны Фридмана до 1999 г.).
- Йона Фридман, Мануэль Орази, «Разбавление архитектуры». Ред. Надер Серадж, Park Books, Цюрих, 2015 г., ISBN 978-3-906027-68-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фонд Дениз и Йоны Фридман
- Йона Фридман
- Йона Фридман - Достижимые утопии
- Йона Фридман в ArchINFORM
- e-flux Архивировано 29 сентября 2011 г.
- заметка Йона Фридман - Коллекция Frac Center
- Краткая биография Megastructure Reloaded
- Журнал Blue Print, 12 июня 2009 г.
- Йона Фридман публикует документы Исследовательского института Гетти, Лос-Анджелес. Регистрационный № 2008.М.51. В архиве хранятся рукописи, эскизы и рисунки, а также фотографии и слайды, документирующие широкую интеллектуальную деятельность этого дальновидного архитектора и планировщика.