Jump to content

Архиграмма

Питер Кук представляет проект Archigram «Город подключаемых модулей»

Archigram была авангардной британской архитектурной группой, чьи незавершенные проекты и умелые медиа-провокации «породили самое влиятельное архитектурное движение 1960-х годов», по словам Питера Кука в исследовании Archigram , опубликованном в Princeton Architectural Press (1999). Неофутуристическая , антигероическая и пропотребительская группа черпала вдохновение в технологиях, чтобы создать новую реальность, которая была выражена через гипотетические проекты, то есть ее здания так и не были построены, хотя группа действительно создала то, что историк архитектуры Чарльз Дженкс называли «серией монументальных объектов (кто-то колеблется называть их зданиями, поскольку большинство из них двигались, росли, летали, ходили, прятались или просто погружались под воду». [1] Работы Арчиграммы имели неофутуристический уклон под влиянием Антонио Сант'Элиа работ . Бакминстер Фуллер и Йона Фридман также были важными источниками вдохновения.

«Их позиция была тесно связана с технократической идеологией американского дизайнера Бакминстера Фуллера, — Кеннет Фрэмптон подтверждает в книге «Современная архитектура: критическая история », — а также с идеологией его британских апологетов Джона Макхейла и Рейнера Бэнхэма … Последующие обязательства Арчиграма к «высокотехнологичному», легковесному, инфраструктурному подходу (такая неопределенность, заложенная в работах Фуллера и еще более очевидная в книге Йоны Фридман «L'Architecture mobile » 1958 года) привела их, как это ни парадоксально, к ироническим формам науки. вымысел, а не проектировать решения, которые были либо действительно неопределенными, либо способными быть реализованными и присвоенными обществом». [2]

Происхождение: 1960-61 гг.

[ редактировать ]

Основанная в Архитектурной ассоциации в Лондоне , основными членами группы были Питер Кук , Уоррен Чок , Рон Херрон , Деннис Кромптон , Майкл Уэбб и Дэвид Грин . Archigram образовалась в конце 1960 года, незадолго до выхода первого номера одноименного журнала, вышедшего в 1961 году. дизайнер Тео Кросби . «Скрытой рукой» группы был [3] Он освещал их в журнале Architectural Design (редактором которого он был с 1953 по 1962 год), представил их вниманию Института современного искусства (ICA) в Лондоне, где в 1963 году они организовали выставку под названием « Живой город» . [4] а в 1964 году привел их в группу дизайна Тейлора Вудро, которую он возглавлял, для реализации экспериментальных проектов. [5] Брошюра «Архиграмма I» была напечатана в 1961 году, чтобы провозгласить их идеи. Группа экспериментировала с модульными технологиями, мобильностью в окружающей среде, космическими капсулами и образами потребительской культуры. Их проекты предлагали соблазнительное видение гламурного, высокотехнологичного будущего. Однако социальные и экологические проблемы остались практически без внимания.

Группа прониклась духом времени, захваченным Ричардом Гамильтоном на его выставке « Это завтра » в 1956 году в Художественной галерее Уайтчепел, поп-артом, включенной, настроенной психоделической контркультурой и гномическими заявлениями средств массовой информации. теоретик Маршалл Маклюэн . Кроме того, некоторые из его руководящих принципов были предвестниками того, что политически радикальный французский авангард позже назвал ситуационизмом . На выставке «Живой город» Арчиграм «собрал изображения из любой части города — общепринятую поп-иконографию космонавта, супермена, человека-робота и женщины — но представил их таким образом и с посланием, которое было новым для архитектуры», — пишет Дженкс. , в «Современных движениях в архитектуре» .

Город рассматривался не как архитектура (железо), а как люди и их «ситуации» (программное обеспечение). Именно эти бесконечно изменчивые и мимолетные ситуации дали городу настоящую жизнь: в этом смысле «дом, весь город и пакетик замороженного горошка — все одно и то же». Мало того, что все они являются расходным материалом, но все они являются продуктами, которые взаимодействуют с человеком на одном и том же уровне, в ситуации . [6]

Архиграмма боролась за то, чтобы модернизм не превратился в бесплодную ортодоксальность, которую его приверженцы обеспечили безопасностью. Вопреки идее Бакминстера Фуллера об « эфемерализации », которая предполагает, что нужно делать больше с меньшими и меньшими затратами (поскольку материальные ресурсы конечны), Архиграмма предполагает будущее с неисчерпаемыми ресурсами.

Середина 60-х

[ редактировать ]

По словам Дженкса, «чрезвычайная изобретательность» Арчиграма и безумные научно-фантастические образы в стиле поп-музыки привлекали внимание международных средств массовой информации на протяжении 1963–65 годов. Группа проектировала города, «которые выглядели как компьютеры и мухи слона, которые ползали по побегам телескопа, как Эдуардо Паолоцци пучеглазые монстры , которые покачивались под водой, как множество пронзенных воздушных шаров, которые прорастали — черт возьми! — из неба». море, как Том Вульфиан, гидравлический зонт, который спустился с облаков, мигая «Уничтожь-Человека! Убей-Все-Люди», космический комический-робот-заап, который защелкнулся на месте по пневматическим трубкам, вставному пластику. слоеный пирог, который булькал и плескался над старым городом, как ползучие, раковые, тестикулярные, дружелюбные далековы ». [7]

«Сила привлекательности Арчиграммы, — писал архитектурный критик и историк Рейнер Бэнэм , — проистекает из многих причин, включая юношеский энтузиазм в этой области (градостроительство), которая все больше становится прерогативой осторожности среднего возраста. Но главным образом она предлагает имидж Изголодавшийся мир — это новое видение города будущего, города компонентов на стеллажах, компонентов в штабелях, компонентов, подключенных к сетям и сетям, города компонентов, которые устанавливаются на место кранами». [8]

Конец 60-х

[ редактировать ]

К 1967 году в таких работах, как «Жизнь с контролем и выбором» (1967), группа обратила свое внимание на вопрос использования в архитектуре и городском планировании тех «систем, организаций и методов, которые обеспечивают эмансипацию и хорошую жизнь в целом». человека» в «локации с высокой плотностью населения», пишет Дженкс. «Решением стал минимальный набор фиксированных элементов, гибкость которого увеличилась от постоянных пилонов до полностью гибких «воздушных жилых помещений». Последнее изобретение представляло собой комбинацию недомового и надувного спутника (то есть надувного спутника) с, казалось бы, безграничными возможностями. Житель «может позвонить в комнату или, если это нежелательно, заехать в нее на электромобиле и создать комнату внутри комнаты. Фактически, сервисный робот теперь децентрализован и включает в себя каждую часть дома». [9]

1970-е годы

[ редактировать ]

К началу 1970-х годов группа изменила свою стратегию. В 1973 году Тео Кросби написал: [10] ее члены «обнаружили, что их первоначальные импульсы к мегаструктурам притуплены меняющимся интеллектуальным климатом в Англии, где дерзкие мечты современных архитекторов воспринимаются со все возрастающим ужасом. менее очевидный уровень».

Если мы на мгновение рассмотрим основополагающую работу Христо – «обернутую скалу», – мы можем увидеть ее одним из двух способов: как обернутую скалу или, что предпочтительнее, как точку, в которой разворачиваются все остальные скалы. Проект Archigram пытается достичь такого же измененного прочтения привычного (в традициях вопроса Бакминстера Фуллера: «Сколько весит ваше здание?»). Он предлагает новую повестку дня, в которой кочевничество является доминирующей социальной силой; где время, обмен и метаморфоза заменяют застой; где потребление, образ жизни и мимолетность становятся программой; и где общественная сфера — это электронная поверхность, охватывающая земной шар — Дэвид Грин [11]

Группу поддержали ведущие архитекторы, такие как Дэвид Рок из BDP . Позже Рок номинировал Archigram на RIBA Королевскую золотую медаль , которую они получили в 2002 году. [12]

Plug-in City, Питер Кук, 1966 год.

[ редактировать ]

Plug-in-City — это мегаструктура без зданий, а только массивный каркас, в который можно встроить жилища в виде ячеек или стандартизированных компонентов. Машина взяла на себя управление, и люди стали перерабатываемым сырьем, разница в том, что людям предназначено получать удовольствие от этого процесса.

Ходячий город, Рон Херрон, 1964 год.

[ редактировать ]

Ходячий город состоит из разумных зданий или роботов в форме гигантских автономных живых капсул, предназначенных для свободного передвижения. Форма возникла в результате сочетания насекомого и машины и была буквальной интерпретацией афоризма Ле Корбюзье о том, что дом — это «машина для жизни». Капсулы должны были быть независимыми, но в то же время паразитическими, поскольку они могли «подключаться» к промежуточным станциям для обмена обитателями или пополнения ресурсов. Воображаемым контекстом этих передвижных высокотехнологичных сооружений было постапокалиптическое будущее, в котором городской пейзаж лежал в руинах, опустошенный техногенной катастрофой.

Арчиграм интересовался «подтекстом технологий выживания Армагеддона», утверждает Фрэмптон. «Несмотря на всю внешнюю иронию, [«Ходячие города» Херрона] явно были задуманы как путешествие по разрушенному миру после ядерной войны... [Т]эй предлагают своего рода кошмарное спасение, спасая как людей, так и артефакты. после катастрофической катастрофы». [13]

Мгновенный город, Питер Кук, 1968–70 гг.

[ редактировать ]

Instant City — это мобильное технологическое событие, которое перемещается в слаборазвитые, унылые города по воздуху (воздушные шары) с временными конструкциями (пространствами для выступлений) на буксире. Результатом является преднамеренная чрезмерная стимуляция производства массовой культуры с использованием рекламной эстетики. Все усилия направлены на то, чтобы в конечном итоге двигаться дальше, оставив позади передовые технологии.

Другие проекты

[ редактировать ]

Настроенный город, в котором инфраструктурные и пространственные дополнения Archigram прикрепляются к существующему городу в процентном соотношении, оставляющем свидетельства предыдущего развития, а не поглощающем целое.

Французская модная линия Sixpack France посвятила этому движению свою коллекцию Лето-Весна 2009.

Влияние и наследие

[ редактировать ]

Бумажная архитектура группы (т. е. визионерская архитектура ) послужила источником вдохновения для ранних работ Нормана Фостера , Джанфранко Франкини и Future Systems и, что наиболее памятно, для Центра Помпиду (введен в эксплуатацию в 1971 году, открыт в 1977 году) Ричарда Роджерса и Ренцо Пиано. , захватывающий пример высоких технологий , также известный как структурный экспрессионизм. «Это здание, очевидно, является реализацией технологической и инфраструктурной риторики Арчиграммы», — пишет Фрэмптон, — «и хотя все последствия этого подхода становятся очевидными в повседневном использовании, очевидно, что от его имени можно претендовать на определенные парадоксальные достижения. "

Во-первых, это выдающийся успех среди публики – как из-за своей сенсационности, так и из-за всего остального. Во-вторых, это блестящее проявление передовых технологий, которое выглядит для всего мира как нефтеперерабатывающий завод, технологии которого он пытается подражать.

Фрэмптон, однако, признает, что музей Помпиду, по-видимому, «был создан с минимальным учетом специфики его содержания — для произведений искусства и библиотечных фондов, которые он должен был разместить. Он представляет собой подход к проектированию, основанный на неопределенности и оптимальной гибкости, принятый для того, чтобы крайности».

По оценке Дженкса, «большой вклад британского авангарда» (которого Арчиграм, пожалуй, самый яркий иконоборческий представитель) в архитектуре, «состоял в открытии и развитии нового отношения к жизни в развитой индустриальной цивилизации, где только стереотипы раньше существовало неприятие драматизации потребительского выбора и сообщения удовольствия, присущего манипулированию сложными технологиями. Если эти стратегии не решат более глубокие социальные и политические проблемы города, то, по крайней мере, они откроют новые альтернативные пути для размышлений об обществе потребления и урбанизме».

Были недоброжелатели. «К 1972 году Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун больше не могли серьезно относиться к Archigram», — пишет Саймон Сэдлер в книге Archigram: Архитектура без архитектуры . Он цитирует их знаковую критику постмодернистской архитектуры, « Уроки Лас-Вегаса» , опубликованную в том же году: «Структурные видения Archigram — это версия промышленной революции Жюля Верна с применением поп-аэрокосмической терминологии». [14]

И защитники: «Три года спустя», пишет Сэдлер, архитектурный критик Мартин Поли утверждал, что Ариграм «олицетворяет «экзистенциальную технологию для людей, к которой мир со временем начнет относиться с таким же трепетом, как сейчас относятся к предвидение Жюля Верна, Герберта Уэллса или маркиза де Сада бесполезно жаловаться (как делают многие): «Но они никогда ничего не строят». Верн никогда не строил «Наутилус», Уэллс едва умел водить машину, а маркиз де Сад? [15]

В 2019 году музей M+ в Гонконге приобрел весь архив Archigram, несмотря на предполагаемые попытки заблокировать продажу зарубежному покупателю. [16]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Чарльз Дженкс, Современные движения в архитектуре , Anchor Books, 1973, стр.289
  2. ^ Кеннет Фрэмптон, Современная архитектура: критическая история , третье издание, исправленное и дополненное, 1992, стр. 281.
  3. ^ Саймон Сэдлер, Archigram: архитектура без архитектуры , MIT Press, 2005, стр.161.
  4. ^ Кросби собрал для этого деньги от Фонда Гюльбенкяна и впоследствии отредактировал его публикацию в журнале ICA's Living Arts : Sadler, op cit , стр.207.
  5. ^ Питер Кук, Archigram , Princeton Architectural Press, 1999, стр.44
  6. ^ Чарльз Дженкс, Современные движения в архитектуре , Anchor Books, 1973, стр.288
  7. ^ Чарльз Дженкс, Современные движения в архитектуре , Anchor Books, 1973, стр.290-91
  8. ^ Чарльз Дженкс, Современные движения в архитектуре , Anchor Books, 1973, стр.291
  9. ^ Чарльз Дженкс, Современные движения в архитектуре , Anchor Books, 1973, стр.295-6
  10. ^ в разделе «Как играть в игру окружения» , Penguin, стр. 49.
  11. ^ Кромптон, Деннис (ред.) (1999). Относительно Archigram... Лондон: Архивы Archigram; пролог
  12. ^ АРХИГРАММА - Королевские золотые медалисты RIBA 2002. Архивировано 26 мая 2011 года в Wayback Machine Citation Дэвидом Роком , получено 11 апреля 2007 года.
  13. ^ Кеннет Фрэмптон, Современная архитектура: критическая история , третье издание, исправленное и дополненное, 1992, стр. 281.
  14. ^ Саймон Сэдлер, Архиграмма: Архитектура без архитектуры , 2005, с. 193.
  15. ^ Саймон Сэдлер, Архиграмма: Архитектура без архитектуры , 2005, с. 193.
  16. ^ «Музей M+ приобретает архив Archigram за 1,8 миллиона фунтов стерлингов» . Дезин . 25 января 2019 года . Проверено 18 июня 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b0e31518ffb9eca8851220af64598aa8__1720533900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/a8/b0e31518ffb9eca8851220af64598aa8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Archigram - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)