Архиграмма

Archigram была авангардной британской архитектурной группой, чьи незавершенные проекты и умелые медиа-провокации «породили самое влиятельное архитектурное движение 1960-х годов», по словам Питера Кука в исследовании Archigram , опубликованном в Princeton Architectural Press (1999). Неофутуристическая , антигероическая и пропотребительская группа черпала вдохновение в технологиях, чтобы создать новую реальность, которая была выражена через гипотетические проекты, то есть ее здания так и не были построены, хотя группа действительно создала то, что историк архитектуры Чарльз Дженкс называли «серией монументальных объектов (кто-то колеблется называть их зданиями, поскольку большинство из них двигались, росли, летали, ходили, прятались или просто погружались под воду». [1] Работы Арчиграммы имели неофутуристический уклон под влиянием Антонио Сант'Элиа работ . Бакминстер Фуллер и Йона Фридман также были важными источниками вдохновения.
«Их позиция была тесно связана с технократической идеологией американского дизайнера Бакминстера Фуллера, — Кеннет Фрэмптон подтверждает в книге «Современная архитектура: критическая история », — а также с идеологией его британских апологетов Джона Макхейла и Рейнера Бэнхэма … Последующие обязательства Арчиграма к «высокотехнологичному», легковесному, инфраструктурному подходу (такая неопределенность, заложенная в работах Фуллера и еще более очевидная в книге Йоны Фридман «L'Architecture mobile » 1958 года) привела их, как это ни парадоксально, к ироническим формам науки. вымысел, а не проектировать решения, которые были либо действительно неопределенными, либо способными быть реализованными и присвоенными обществом». [2]
История
[ редактировать ]Происхождение: 1960-61 гг.
[ редактировать ]Основанная в Архитектурной ассоциации в Лондоне , основными членами группы были Питер Кук , Уоррен Чок , Рон Херрон , Деннис Кромптон , Майкл Уэбб и Дэвид Грин . Archigram образовалась в конце 1960 года, незадолго до выхода первого номера одноименного журнала, вышедшего в 1961 году. дизайнер Тео Кросби . «Скрытой рукой» группы был [3] Он освещал их в журнале Architectural Design (редактором которого он был с 1953 по 1962 год), представил их вниманию Института современного искусства (ICA) в Лондоне, где в 1963 году они организовали выставку под названием « Живой город» . [4] а в 1964 году привел их в группу дизайна Тейлора Вудро, которую он возглавлял, для реализации экспериментальных проектов. [5] Брошюра «Архиграмма I» была напечатана в 1961 году, чтобы провозгласить их идеи. Группа экспериментировала с модульными технологиями, мобильностью в окружающей среде, космическими капсулами и образами потребительской культуры. Их проекты предлагали соблазнительное видение гламурного, высокотехнологичного будущего. Однако социальные и экологические проблемы остались практически без внимания.
Группа прониклась духом времени, захваченным Ричардом Гамильтоном на его выставке « Это завтра » в 1956 году в Художественной галерее Уайтчепел, поп-артом, включенной, настроенной психоделической контркультурой и гномическими заявлениями средств массовой информации. теоретик Маршалл Маклюэн . Кроме того, некоторые из его руководящих принципов были предвестниками того, что политически радикальный французский авангард позже назвал ситуационизмом . На выставке «Живой город» Арчиграм «собрал изображения из любой части города — общепринятую поп-иконографию космонавта, супермена, человека-робота и женщины — но представил их таким образом и с посланием, которое было новым для архитектуры», — пишет Дженкс. , в «Современных движениях в архитектуре» .
Город рассматривался не как архитектура (железо), а как люди и их «ситуации» (программное обеспечение). Именно эти бесконечно изменчивые и мимолетные ситуации дали городу настоящую жизнь: в этом смысле «дом, весь город и пакетик замороженного горошка — все одно и то же». Мало того, что все они являются расходным материалом, но все они являются продуктами, которые взаимодействуют с человеком на одном и том же уровне, в ситуации . [6]
Архиграмма боролась за то, чтобы модернизм не превратился в бесплодную ортодоксальность, которую его приверженцы обеспечили безопасностью. Вопреки идее Бакминстера Фуллера об « эфемерализации », которая предполагает, что нужно делать больше с меньшими и меньшими затратами (поскольку материальные ресурсы конечны), Архиграмма предполагает будущее с неисчерпаемыми ресурсами.
Середина 60-х
[ редактировать ]По словам Дженкса, «чрезвычайная изобретательность» Арчиграма и безумные научно-фантастические образы в стиле поп-музыки привлекали внимание международных средств массовой информации на протяжении 1963–65 годов. Группа проектировала города, «которые выглядели как компьютеры и мухи слона, которые ползали по побегам телескопа, как Эдуардо Паолоцци пучеглазые монстры , которые покачивались под водой, как множество пронзенных воздушных шаров, которые прорастали — черт возьми! — из неба». море, как Том Вульфиан, гидравлический зонт, который спустился с облаков, мигая «Уничтожь-Человека! Убей-Все-Люди», космический комический-робот-заап, который защелкнулся на месте по пневматическим трубкам, вставному пластику. слоеный пирог, который булькал и плескался над старым городом, как ползучие, раковые, тестикулярные, дружелюбные далековы ». [7]
«Сила привлекательности Арчиграммы, — писал архитектурный критик и историк Рейнер Бэнэм , — проистекает из многих причин, включая юношеский энтузиазм в этой области (градостроительство), которая все больше становится прерогативой осторожности среднего возраста. Но главным образом она предлагает имидж Изголодавшийся мир — это новое видение города будущего, города компонентов на стеллажах, компонентов в штабелях, компонентов, подключенных к сетям и сетям, города компонентов, которые устанавливаются на место кранами». [8]
Конец 60-х
[ редактировать ]К 1967 году в таких работах, как «Жизнь с контролем и выбором» (1967), группа обратила свое внимание на вопрос использования в архитектуре и городском планировании тех «систем, организаций и методов, которые обеспечивают эмансипацию и хорошую жизнь в целом». человека» в «локации с высокой плотностью населения», пишет Дженкс. «Решением стал минимальный набор фиксированных элементов, гибкость которого увеличилась от постоянных пилонов до полностью гибких «воздушных жилых помещений». Последнее изобретение представляло собой комбинацию недомового и надувного спутника (то есть надувного спутника) с, казалось бы, безграничными возможностями. Житель «может позвонить в комнату или, если это нежелательно, заехать в нее на электромобиле и создать комнату внутри комнаты. Фактически, сервисный робот теперь децентрализован и включает в себя каждую часть дома». [9]
1970-е годы
[ редактировать ]К началу 1970-х годов группа изменила свою стратегию. В 1973 году Тео Кросби написал: [10] ее члены «обнаружили, что их первоначальные импульсы к мегаструктурам притуплены меняющимся интеллектуальным климатом в Англии, где дерзкие мечты современных архитекторов воспринимаются со все возрастающим ужасом. менее очевидный уровень».
Если мы на мгновение рассмотрим основополагающую работу Христо – «обернутую скалу», – мы можем увидеть ее одним из двух способов: как обернутую скалу или, что предпочтительнее, как точку, в которой разворачиваются все остальные скалы. Проект Archigram пытается достичь такого же измененного прочтения привычного (в традициях вопроса Бакминстера Фуллера: «Сколько весит ваше здание?»). Он предлагает новую повестку дня, в которой кочевничество является доминирующей социальной силой; где время, обмен и метаморфоза заменяют застой; где потребление, образ жизни и мимолетность становятся программой; и где общественная сфера — это электронная поверхность, охватывающая земной шар — Дэвид Грин [11]
Группу поддержали ведущие архитекторы, такие как Дэвид Рок из BDP . Позже Рок номинировал Archigram на RIBA Королевскую золотую медаль , которую они получили в 2002 году. [12]
Проекты
[ редактировать ]Plug-in City, Питер Кук, 1966 год.
[ редактировать ]Plug-in-City — это мегаструктура без зданий, а только массивный каркас, в который можно встроить жилища в виде ячеек или стандартизированных компонентов. Машина взяла на себя управление, и люди стали перерабатываемым сырьем, разница в том, что людям предназначено получать удовольствие от этого процесса.
Ходячий город, Рон Херрон, 1964 год.
[ редактировать ]Ходячий город состоит из разумных зданий или роботов в форме гигантских автономных живых капсул, предназначенных для свободного передвижения. Форма возникла в результате сочетания насекомого и машины и была буквальной интерпретацией афоризма Ле Корбюзье о том, что дом — это «машина для жизни». Капсулы должны были быть независимыми, но в то же время паразитическими, поскольку они могли «подключаться» к промежуточным станциям для обмена обитателями или пополнения ресурсов. Воображаемым контекстом этих передвижных высокотехнологичных сооружений было постапокалиптическое будущее, в котором городской пейзаж лежал в руинах, опустошенный техногенной катастрофой.
Арчиграм интересовался «подтекстом технологий выживания Армагеддона», утверждает Фрэмптон. «Несмотря на всю внешнюю иронию, [«Ходячие города» Херрона] явно были задуманы как путешествие по разрушенному миру после ядерной войны... [Т]эй предлагают своего рода кошмарное спасение, спасая как людей, так и артефакты. после катастрофической катастрофы». [13]
Мгновенный город, Питер Кук, 1968–70 гг.
[ редактировать ]Instant City — это мобильное технологическое событие, которое перемещается в слаборазвитые, унылые города по воздуху (воздушные шары) с временными конструкциями (пространствами для выступлений) на буксире. Результатом является преднамеренная чрезмерная стимуляция производства массовой культуры с использованием рекламной эстетики. Все усилия направлены на то, чтобы в конечном итоге двигаться дальше, оставив позади передовые технологии.
Другие проекты
[ редактировать ]Настроенный город, в котором инфраструктурные и пространственные дополнения Archigram прикрепляются к существующему городу в процентном соотношении, оставляющем свидетельства предыдущего развития, а не поглощающем целое.
Французская модная линия Sixpack France посвятила этому движению свою коллекцию Лето-Весна 2009.
Влияние и наследие
[ редактировать ]Бумажная архитектура группы (т. е. визионерская архитектура ) послужила источником вдохновения для ранних работ Нормана Фостера , Джанфранко Франкини и Future Systems и, что наиболее памятно, для Центра Помпиду (введен в эксплуатацию в 1971 году, открыт в 1977 году) Ричарда Роджерса и Ренцо Пиано. , захватывающий пример высоких технологий , также известный как структурный экспрессионизм. «Это здание, очевидно, является реализацией технологической и инфраструктурной риторики Арчиграммы», — пишет Фрэмптон, — «и хотя все последствия этого подхода становятся очевидными в повседневном использовании, очевидно, что от его имени можно претендовать на определенные парадоксальные достижения. "
Во-первых, это выдающийся успех среди публики – как из-за своей сенсационности, так и из-за всего остального. Во-вторых, это блестящее проявление передовых технологий, которое выглядит для всего мира как нефтеперерабатывающий завод, технологии которого он пытается подражать.
Фрэмптон, однако, признает, что музей Помпиду, по-видимому, «был создан с минимальным учетом специфики его содержания — для произведений искусства и библиотечных фондов, которые он должен был разместить. Он представляет собой подход к проектированию, основанный на неопределенности и оптимальной гибкости, принятый для того, чтобы крайности».
По оценке Дженкса, «большой вклад британского авангарда» (которого Арчиграм, пожалуй, самый яркий иконоборческий представитель) в архитектуре, «состоял в открытии и развитии нового отношения к жизни в развитой индустриальной цивилизации, где только стереотипы раньше существовало неприятие драматизации потребительского выбора и сообщения удовольствия, присущего манипулированию сложными технологиями. Если эти стратегии не решат более глубокие социальные и политические проблемы города, то, по крайней мере, они откроют новые альтернативные пути для размышлений об обществе потребления и урбанизме».
Были недоброжелатели. «К 1972 году Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун больше не могли серьезно относиться к Archigram», — пишет Саймон Сэдлер в книге Archigram: Архитектура без архитектуры . Он цитирует их знаковую критику постмодернистской архитектуры, « Уроки Лас-Вегаса» , опубликованную в том же году: «Структурные видения Archigram — это версия промышленной революции Жюля Верна с применением поп-аэрокосмической терминологии». [14]
И защитники: «Три года спустя», пишет Сэдлер, архитектурный критик Мартин Поли утверждал, что Ариграм «олицетворяет «экзистенциальную технологию для людей, к которой мир со временем начнет относиться с таким же трепетом, как сейчас относятся к предвидение Жюля Верна, Герберта Уэллса или маркиза де Сада бесполезно жаловаться (как делают многие): «Но они никогда ничего не строят». Верн никогда не строил «Наутилус», Уэллс едва умел водить машину, а маркиз де Сад? [15]
В 2019 году музей M+ в Гонконге приобрел весь архив Archigram, несмотря на предполагаемые попытки заблокировать продажу зарубежному покупателю. [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чарльз Дженкс, Современные движения в архитектуре , Anchor Books, 1973, стр.289
- ^ Кеннет Фрэмптон, Современная архитектура: критическая история , третье издание, исправленное и дополненное, 1992, стр. 281.
- ^ Саймон Сэдлер, Archigram: архитектура без архитектуры , MIT Press, 2005, стр.161.
- ^ Кросби собрал для этого деньги от Фонда Гюльбенкяна и впоследствии отредактировал его публикацию в журнале ICA's Living Arts : Sadler, op cit , стр.207.
- ^ Питер Кук, Archigram , Princeton Architectural Press, 1999, стр.44
- ^ Чарльз Дженкс, Современные движения в архитектуре , Anchor Books, 1973, стр.288
- ^ Чарльз Дженкс, Современные движения в архитектуре , Anchor Books, 1973, стр.290-91
- ^ Чарльз Дженкс, Современные движения в архитектуре , Anchor Books, 1973, стр.291
- ^ Чарльз Дженкс, Современные движения в архитектуре , Anchor Books, 1973, стр.295-6
- ^ в разделе «Как играть в игру окружения» , Penguin, стр. 49.
- ^ Кромптон, Деннис (ред.) (1999). Относительно Archigram... Лондон: Архивы Archigram; пролог
- ^ АРХИГРАММА - Королевские золотые медалисты RIBA 2002. Архивировано 26 мая 2011 года в Wayback Machine Citation Дэвидом Роком , получено 11 апреля 2007 года.
- ^ Кеннет Фрэмптон, Современная архитектура: критическая история , третье издание, исправленное и дополненное, 1992, стр. 281.
- ^ Саймон Сэдлер, Архиграмма: Архитектура без архитектуры , 2005, с. 193.
- ^ Саймон Сэдлер, Архиграмма: Архитектура без архитектуры , 2005, с. 193.
- ^ «Музей M+ приобретает архив Archigram за 1,8 миллиона фунтов стерлингов» . Дезин . 25 января 2019 года . Проверено 18 июня 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Саймон Сэдлер (2005). Архиграмма: Архитектура без архитектуры. Архивировано 24 марта 2012 года в Wayback Machine , MIT Press.
- Хадас А. Штайнер (2009) За пределами архиграммы: структура кровообращения, Рутледж, Нью-Йорк, 252 страницы.
- Питер Кук и Майкл Уэбб (1999), Archigram , Princeton Architectural Press