Мёджин
Часть серии о |
синтоизм |
---|
![]() |
Мёджин (明神 «сияющее божество», «просветляющее божество» или «кажущееся божество»). [ 1 ] [ 2 ] ) или Даймёдзин (大明神 «великое сияющее/кажущееся божество») — титул, исторически применявшийся к японским ( синтоистским ) божествам ( ками ) и, согласно метонимии , их святилищам .
Считается, что этот термин произошел от мёдзин (名神 «выдающееся божество»), титула, когда-то присвоенного императорским двором ками , которые, как считается, обладают особенно впечатляющей силой и добродетелью и / или имеют выдающиеся, хорошо зарекомендовавшие себя святыни и культы. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Этот термин впервые засвидетельствован в Сёку Нихонги , где утверждается, что подношения из королевства Бохай ( Балхэ ) были предложены «выдающимся святыням (名神社 myōjin-sha ) в каждой провинции » в 730 году ( Тэнпё 2 ). . [ 6 ] [ а ]
Эпитет, гомофонный этому титулу, дарованному императором, «сияющий/кажущийся ками » (написанный разными китайскими иероглифами ), широко использовался примерно с периода Хэйан вплоть до конца периода Эдо . [ 7 ] сосуществование с названиями с более явным буддийским подтекстом, такими как гонген (権現 «воплощение») [ 8 ] или дайбосацу («великий бодхисаттва »).

Самые ранние зарегистрированные случаи употребления слова «сияющее/кажущееся божество» встречаются в таких источниках, как Сумиёси -тайся Дзиндайки. [ 9 ] Сумиёси Великого святилища (« Записи эпохи богов », предположительно составленные в 731 году, но на самом деле считается, что они относятся к гораздо более позднему времени), в которых три божества Сумиёси называются «Сумиёси Даймёдзин» (Сумиёси Даймёдзин), [ 10 ] и Нихон Сандай Дзицуроку [ 11 ] (завершено в 901 году), что относится к « Мацуо Даймёдзин ».
Хотя поначалу казалось, что этот титул еще не имел буддийского подтекста, который позже стал ассоциироваться с ним, связь между даймёдзинами и концепцией хондзи судзяку (т. е. что местные ками на самом деле являются проявлениями буддийских божеств) была подкреплена апокрифическим мифом. высказывания Будды часто утверждали, что они заимствованы из Карунапундарика-сутры (悲華經«Сострадательная Лотосовая Сутра »; японский: Хикэкё ) [ 12 ] [ 13 ] цитируется и упоминается в различных средневековых произведениях, но отсутствует в самом тексте сутры: «После того, как я перейду в нирвану , во время Последнего Дня Закона , я появлюсь как великое сияющее/кажущееся божество (大明神) и спасу все чувствующие существа». [ б ] [ 14 ]
Вплоть до раннего Нового времени использование таких титулов, как мёдзин или гонген, для многих божеств и их святилищ было настолько широко распространено, что к этим богам редко обращались по их собственным именам. [ 10 ] Например, и бог святилища Касима , и сам храм были известны как «Кашима Даймёдзин» (Кашима Даймёдзин); божество, почитаемое в Великом святилище Сува, называлось «Сува Даймёдзин» (Сува (大) Мёдзин) и так далее. (ср. Хачиман-дайбосацу или Кумано Гонген ). Тоётоми Хидэёси обожествляли под именем Тоёкуни Даймёдзин . [ 15 ] [ 16 ]
При Ёсида Синто присвоение званий и титулов, таких как мёдзин, было узаконено, при этом секта выдавала святыням за определенную плату свидетельства о разрешении. [ 17 ] [ 18 ] Секта считала, что этот титул выше, чем явно буддийский гонген секты , как часть инверсии хондзи судзяку , проблема, которая стала предметом разногласий с сектой Санно Итидзицу Синто (山王一実神道), возглавляемой Тэндай монахом Тэнкай . [ 19 ] [ 20 ]
Когда правительство Мэйдзи официально отделило синтоизм от буддизма , официальное использование святынями титулов и терминологии, которые считались имеющими буддийский оттенок, таких как (дай)мёдзин , (дай)гонген или дайбосацу, было юридически отменено и не поощрялось. часто называют (дай)мёдзин Тем не менее, некоторые божества/святыни до сих пор в популярном обиходе до сих пор . (Например, Канда Мёдзин в Тиёде, Токио , хранящий обожествленный мстительный дух Тайра -но Масакадо ). [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Синбуцу-сюго , синкретизм буддизма и местного ками . поклонения
- Хонджи Суидзяку
- Синбуцу бунри , официальное отделение синтоизма от буддизма в период Мэйдзи.
- Категория: Мёдзин Тайся , святыни
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хори, Ичиро (1970). « Три типа искупления в японской народной религии ». В Р. Дж. Цви Вербловски и К. Джоуко Бликер (ред.), Исследования по истории религий (дополнения к Numen) , том. 18, Типы искупления: вклад в тему учебной конференции, проходившей в Иерусалиме с 14 по 19 июля 1968 г. (стр. 114). Лейден: Брилл.
- ^ Окуяма, Мичиаки. « Историзация современного синтоизма: новая традиция храма Ясукуни », в книге С. Энглера и Г. П. Грива (ред.), Историзация «традиции» в изучении религии (стр. 101). Вальтер де Грюйтер.
- ^ Энциклопедия синтоизма, Мёдзин
- ^ Энциклопедия синтоизма, Мёдзин тайша
- ^ Энциклопедия синтоизма, Синго
- ^ Сёку Нихонги, том 10 (на китайском языке) – через Wikisource .
- ^ Накамура, Иссей (1 марта 2009 г.) «Формирование и значение титула Даймёдзин в период Хэйан» . Обзор Высшей школы университета Буккё, составленный Высшей школой литературы (37) : 83–89.
- ^ Энциклопедия синтоизма, Гонген
- ^ «Сумиёси Даймёдзин Тайся Синдайки» .
- ^ Jump up to: а б Накамура (2009), с. 74.
- ^ Нихон Сандай Дзицуроку, том 49 (на китайском языке) - через Wikisource .
- ^ «Бэйхуа-сутра (перевод Бэй Лян Тан У Чжэня)» китайская Трипитака CBETA .
- ^ «Сострадательная Лотосовая Сутра (Тайсё 0157)» .
- ^ Накамура (2009), стр. 82-86.
- ^ Номура, Ген (20 ноября 2012 г.). Об обожествлении Тоётоми Хидэёси как Тоёкуни Даймёдзин» . Сигаку Засси « 121 (11): 1878–1900.
- ^ Лиллехой, Элизабет, изд. (2011). Искусство и дворцовая политика в Японии раннего Нового времени, 1580-1680-е гг . Брилл. п. 60. ИСБН 978-9004206120 .
- ^ Маэда, Хироми (2002). «Судебный ранг деревенских святынь. Взаимодействие дома Ёсида с местными святынями в период середины Токугавы» . Японский журнал религиоведения . 29 (3/4): 325–358.
- ^ Энциклопедия синтоизма, Ёсида Синто
- ^ Сугахара, Синкай (1996). «Отличительные особенности Санно Итидзицу Синто » Японский журнал религиоведения . 23 (1/2): 61–8 дои : 10.18874/jjrs.23.1-2.1996.61-84 .
- ^ Энциклопедия синтоизма, Санно Синто