Jump to content

Хання

Деревянная маска хання в Токийском национальном музее . Период Эдо , 1600-е или 1700-е годы. Важная культурная ценность .

Хання , ( 般若 ) маска используемая в японском театре Но и изображающая ревнивую женщину-демона. Он характеризуется двумя острыми бычьими рогами, металлическими глазами и ухмыляющимся ртом. [ 1 ] В пьесах Но тип маски меняется в зависимости от степени ревности, обиды и гнева женских персонажей. Хання — это маска, изображающая женщину онрё ( 怨霊 , мстительный дух ), ещё более обиженную, ревнивую и злую, чем наманари ( 生成 ) , женщину, находящуюся на грани превращения в демоницу. [ 2 ] [ 3 ]

Ханья ) называется чунари ( 中成 . также Синдзя , ( 真蛇 ) , также называемая хоннари ( 本成 ) , представляет собой маску, которая представляет собой внешний вид женщины онрё (мстительного духа) который даже более силен, чем хання . Эти маски, олицетворяющие ревность, негодование и гнев женщин-демонов, классифицируются как джья ( , змеи) . маски [ 3 ]

Говорят, что сейчас существует более 250 типов масок Но, но самая старая историческая запись о масках Но, Саругаку данги [ джа ] , упоминает только около 14 типов масок, и название хання среди них не встречается. [ 4 ] Однако в «Саругаку данги» записано исполнение пьесы Но «Аой но Уэ» змееподобные маски демоницы, такие как хання . , и вполне возможно, что использовались [ 5 ]

Дифференциация типов масок, по-видимому, прогрессировала в 16 веке, а имя хання появляется в работах Симомы Накатака , монаха, самурая и актера Но, действовавшего с 1580-х по 1610-е годы. [ 4 ]

Этимология

[ редактировать ]

Слово ханнья ( 般若 ) является японской фонетической транскрипцией санскритского слова праджня ( प्रज्ञा ), означающего «мудрость». [ 6 ] Существует несколько гипотез относительно того, почему используемая в Но маска, олицетворяющая мстительный дух, выражающий женскую ревность и обиду, получила название хання . [ 7 ] Согласно первой гипотезе, маска получила название «хання», потому что, как говорят, ее усовершенствовал Хання-бо ( 般若坊 ) , японский монах эпохи Бунмей (1469–1487). [ 7 ] [ 8 ] [ 1 ] Вторая гипотеза состоит в том, что оно было названо в честь строки «Ара осороши я, хання гоэ я » ( Сердца «Какой ужасный голос читает Сутру ») в пьесе Но Аой но Уэ . [ 7 ] Хання -гоэ в этой строке относится к голосу, читающему Сутру Сердца, которая отгоняет злых духов. [ 9 ] Альтернативное объяснение состоит в том, что художнику потребуется много мудрости ( хання ), чтобы создать эту маску. [ 8 ]

Характеристики

[ редактировать ]
Деревянная маска хання в Токийском национальном музее. Хаяси Кихей. Период Эдо, 1800-е годы. Важная культурная ценность.

Маска хання используется во многих пьесах Но и Кёгэн , а также в синтоистских ритуальных кагура . танцах [ 10 ] Маска ханья изображает души женщин, ставших демонами из-за одержимости или ревности, аналогично буддийской концепции голодного призрака . Пьесы, в которых человек может носить маску хання , включают «Аой-но Уэ» и «Додзёдзи» ; его использование в этих двух пьесах, двух самых известных из репертуара Но, а также его характерный и устрашающий внешний вид делают его одной из самых узнаваемых масок Но. [ 8 ] [ 1 ]

Говорят, что маска хання демоническая и опасная, но в то же время печальная и мучительная, отражающая сложность человеческих эмоций. Когда актер смотрит прямо перед собой, маска кажется пугающей и злой; при слегка наклоненном вниз лице демона кажется печальным, как бы плачущим. Способность изменять выражение маски с помощью перспективы — особенность, часто встречающаяся в театре Но. [ 11 ]

Маски Хання появляются в различных оттенках кожи: белая маска указывает на женщину с утонченным характером (например, аристократическую леди Рокудзё в «Аой-но Уэ »), красная маска изображает менее утонченный характер (например, дух крестьянской девушки из «Додзёдзи »). , а самый тёмно-красный цвет изображает настоящих демонов (раскрывшихся после появления в образе женщины, как в «Момидзигари» и «Курозуке» ). [ 12 ] [ 13 ]

Пьесы, связанные с Ханней

[ редактировать ]
  • Аой-но Уэ - носила Леди Рокудзё во второй половине ее появления в образе демона. [ 8 ] [ 1 ]
  • Додзёдзи - может носить танцующая женщина в ее второй половине образа змеи, хотя синдзя ( 真蛇 ) . также используется маска [ 8 ] [ 1 ]
  • Гензай Ситимен - История о женщине, которая является Нитирэну и раскрывает свою истинную личность как гигантскую змею, но превращается в небесную девушку в результате чтения сутр Ничиреном. В сцене, где змей превращается в небесную девушку, появляется дерьмо в женской маске ( теннё ), покрытой маской хання , и снимает маску хання в середине сцены. [ 14 ]
  • Канава — история женщины, которая разводится со своим мужем и становится демоном, проклиная его и его будущую жену, но ее отталкивают молитвы Абэ-но Сэймэя . [ 14 ]
  • Курозука (известный в школе Кандзэ как Адачигахара ) — носила прядильщика Адачигахары после того, как выяснилось, что она демон. [ 8 ] [ 1 ]
  • Момидзигари - может носить дворянка после того, как выяснилось, что она демон. [ 8 ] [ 1 ]

Маски, похожие на Ханю

[ редактировать ]
Инро с масками Но. (спереди и сзади) Период Эдо, 1800-е гг. Метрополитен-музей .

В пьесах Но тип маски меняется в зависимости от степени ревности, обиды и гнева женских персонажей.

Маски дейган , то маски и хасихимэ в описанные , , как , типы как наманари и маски джья синдзя ханнья отдельные масок время как , классифицируются ниже классифицируются ( змея , змея) Тип адати-онна маски джья . является разновидностью ханнья. и используется исключительно Адачигахара представлении в маску . [ 15 ]

Маска дейгана . ( 泥眼 ) — это маска, которая представляет собой первый этап превращения женщины в демоницу, когда ее эмоции начинают возрастать Выкрашенные золотом глаза и кончики зубов на масках указывают на то, что женщины уже начали превращение из человека в онрё ( 怨霊 , мстительный дух) или икирё ( 生霊 , бестелесный дух) . Он используется в пьесах Но «Канава» и «Аой-но Уэ» . [ 16 ] [ 17 ] Маска дейгана также используется как маска, которая не связана с обидой, ревностью или гневом женщины, а просто представляет собой то, что она превратилась из человека в сверхъестественное существо. Например, в представлениях Ама ( 海士 ) и Таэма ( 当麻 ) маска используется для изображения женщины, ставшей драконицей или бодхисаттвой . [ 18 ]

Маска хасихимэ ( 橋姫 ) окрашена в красный цвет от глаз вниз, у нее более растрепанные волосы и более выпуклые золотистые глаза, чем у маски дейгана . Эти особенности маски указывают на то, что у женщины сильное желание отомстить. Он используется в пьесах Но Канава и Хасихимэ . [ 19 ] [ 15 ]

Маска наманари . ( 生成 ) изображает женщину, превращающуюся в демоницу, с короткими рогами, растущими по обеим сторонам ее лба По сравнению с ханней , маска наманари отражает психологическое состояние женщины, которая все еще эмоционально привязана к своему мужу. Наманари используется исключительно как маска в пьесе Но Канава . [ 2 ] [ 18 ]

Маска, изображающая женщину, ставшую демоницей, — это ханнья , а ханнья также называется чунари или наканари ( 中成 ) в отличие от наманари . [ 3 ]

Маска, изображающая демоницу, которая становится еще более разъяренной и выглядит как змея, — это джья ( ) , что означает «змея», а еще более разъяренная — это синдзя ( 真蛇 ) , что означает «настоящая змея». Эти маски иногда называют хоннари ( 本成 ) в отличие от наманари и чунари . [ 3 ] У масок джья и синдзя изо рта выглядывают языки, а у некоторых масок нет ушей, что делает их больше похожими на змей, чем на людей. [ 20 ] В буддизме человека, препятствующего просветлению, иногда сравнивали с ядовитой змеей. Хотя женщины, в отличие от мужчин, считались существами, неспособными достичь просветления, их часто сравнивали с демонами, ядовитыми или злыми змеями, а когда их желания не были удовлетворены, считалось, что они убивали людей, чтобы отомстить. [ 21 ] В некоторых школах джья или синдзя используются в качестве альтернативы ханне в Додзёдзи . [ 20 ]

Ханья в Бунраку

[ редактировать ]
типа Ханья Голова бунраку куклы

Хання также появляется в Бунраку , кукольном театре, возникшем в период Эдо . Совет искусств Японии ( джа ) насчитывает 129 типов кукольных голов, и хання — один из них. [ 22 ] Кукольная голова типа габу также может изображать ханню . Габу . оснащено устройством, позволяющим кукле мгновенно менять выражение лица, потянув за веревку Таким образом, одна голова может символизировать превращение красивой женщины в Ханью . Когда кукловод тянет за веревку, прикрепленную к габу , марионетка с лицом красивой женщины превращается в устрашающую ханню с золотыми рогами, большими золотыми глазами, ртом, доходящим до ушей, и клыками. [ 23 ] [ 24 ]

[ редактировать ]
XVIII века Нэцкэ в форме хання . маски
  • В японском фильме ужасов 1964 года «Онибаба» пожилая женщина носит маску хання , украденную у самурая .
  • В японском экспериментальном короткометражном фильме 1975 года «Атман» изображена фигура на открытом воздухе, одетая в халат и маску ханья . [ 25 ] [ 26 ]
  • «Демон» ( ) , покадровый короткометражный фильм Кихачиро Кавамото , показывает онибабу с лицом хання . [ 27 ]
  • В мобильной игре Onmyoji персонаж Хання — сикигами , у которого есть маска хання на лбу и еще одна на спине.
  • В манге и аниме «Руруни Кеншин» персонаж по имени Хання носит одну из этих масок и является его тезкой.
  • В Yakuza серии видеоигр у персонажа Горо Мадзимы есть большая татуировка хання на спине. У него также есть альтер-эго, Хання-Ман, в Yakuza Kiwami , который носит маску хання .
  • В деле «Детектив Конан» , представленном только в аниме, женщина, убившая людей, доведших ее сестру до самоубийства, использовала ханню как мотив убийства. Легенда о хання также влияет на местную традицию, которая рассказывает историю двух завистливых девушек, которые подстроили казнь другой по имени Охана, чтобы украсть ее различные кимоно, но в конечном итоге были убиты мстительной душой Оханы, переродившейся в бессмертного демона.
  • В платформере Mega Man 7 1995 года боссом третьего этапа Wily Fortress является HannyaNED², летающий робот в форме ханни , которого доктор Вили нашел замороженным в леднике и который поклялся ему в верности после спасения.
  • В видеоигре ужасов выживания 1998 года Clock Tower II: The Struggle Within персонаж по имени Джордж Максвелл носит маску ханья , держа в руках большой топор , подразумевая, что, когда он заразился паразитическими бактериями и сошел с ума, он скрыл свое лицо маской. .
  • В видеоигре ужасов 2001 года Fatal Frame мастер семьи Химуро носит маску хання. В игре также есть головоломки с участием других масок Но.
  • В 2011 году в игре Team Fortress 2 совместно с Total War: Shogun 2 появился косметический предмет под названием Noh Mercy.
  • В видеоигре Tomb Raider 2013 года можно найти три маски, но одна из них называется «Маска Ханни», которая была основана во время приключений Лары Крофт в вымышленной области Зуба Дракона. Его можно найти в Прибрежном лесу. Дальнейшее изучение маски покажет игроку, что внутри этой маски есть следы белой краски, что указывает на то, что тот, кто ее использовал, был благородного происхождения.
  • В видеоигре The Battle Cats 2014 года есть босс, носящий маску Ханни, которого зовут «Ханя».
  • В приключенческой видеоигре Sekiro: Shadows Die Twice 2019 года один из боссов по имени Порочный монах носит маску хання , чтобы скрыть свое истинное лицо. Она основана на истории Яо Бикуни и Нингё и имеет сходство с ее историей: она была бессмертным монахом, получившим бессмертие благодаря употреблению в пищу определенного вида мяса.
  • В гача-мобильной игре Arknights 2019 года один из персонажей по имени Хошигума — оператор-защитник имеет треугольный щит по имени Хання.
  • В приключенческой видеоигре 2022 года Ghostwire: Tokyo главные антагонисты скрывают свою личность под масками ханья .
  • Популярный продюсер вокалоидов Masa Works Design ссылался на Ханню во многих своих сериалах. Его наиболее заметное включение ханни произошло в серию «История сестры», где главных героев (или персонажей) называют ханней, разделенной на две части.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Ханя» . Система пользователей японской архитектуры и искусства JAANUS. Архивировано из оригинала 21 декабря 2022 года . Проверено 14 января 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Секи Кобаяши, Тецуо Ниси и Хисаси Хата (2012). Энциклопедия Чикума Сёбо , стр. 651. ISBN.  978-4480873576 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Акира Курабаяши (2013). Узнайте, как сделать маски Хання с полноразмерными бумажными выкройками и подробными фотографиями процесса . Japan Publications, Inc., стр. 6, 7, 39. ISBN.  978-4817050823 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Исследовательский центр классического исполнительского искусства, Женский университет Кобе (2016). Наука о масках Но: маски и театр во всем мире . Benseisha Publishing Inc., стр. 11–12 .  978-4585270270 .
  5. ^ Исследовательский центр классического исполнительского искусства, Женский университет Кобе (2016). Наука о масках Но: маски и театр во всем мире . Benseisha Publishing Inc., стр. 210–211 .  978-4585270270 .
  6. ^ Праджня (на японском языке). Котобанк. Архивировано из оригинала 2 января 2023 года . Проверено 14 января 2023 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Лапша "Праджна (Белая)" (на японском языке). Музей образования Университета Тамагава . Архивировано из оригинала 28 июня 2022 года . Проверено 14 января 2023 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Онрё-Хання» . the-noh.com. Архивировано из оригинала 19 октября 2022 года . Проверено 14 января 2023 г.
  9. ^ Звук Праджни (на японском языке). Котобанк. Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Проверено 14 января 2023 г.
  10. ^ Сэдлер, AW (1970). « О-Кагура. Полевые заметки о фестивальной драме в современном Токио». Азиатское фольклористика . 29 : 294. дои : 10.2307/1177614 . JSTOR   1177614 .
  11. ^ Сравните, Кунио (1983). Театр Но: принципы и перспективы . Нью-Йорк/Токио: Джон Уэзерхилл. ISBN  0-8348-1529-Х .
  12. ^ Колдирон, Маргарет (2005). «Львы, ведьмы и счастливые старики: некоторые параллели между балийскими и японскими ритуальными масками». Азиатский театральный журнал . 22 (2): 227–248. дои : 10.1353/atj.2005.0021 . JSTOR   4137132 . S2CID   161312412 .
  13. ^ Бете, Моника; Эммерт, Ричард (1997). Aoi no Ue, Noh Руководство по выступлению 7 . Токио: Национальный театр Но.
  14. ^ Перейти обратно: а б Секи Кобаяши, Тецуо Ниси и Хисаси Хата (2012. Энциклопедия Чикума , Сёбо стр. 200, 307, 741. ISBN) .  978-4480873576 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  15. ^ Перейти обратно: а б Харуо Нисино (2012). Мир масок Но Хэйбонся , стр. 26, 42. ISBN.  978-4582634716 .
  16. ^ "КолБейс" Может взглянуть на грязные глаза и увидеть мир в Ханое (на японском языке). КолБасе. Архивировано из оригинала 8 февраля 2023 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
  17. ^ "КолБейс" Маска Но, грязевые глаза, производство Очи/Манкун (цветочный пресс). (на японском языке). КолБасе. Архивировано из оригинала 8 февраля 2023 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б Мир масок Но, женские маски (на японском языке). Городской музей Фукуоки . Архивировано из оригинала 7 июля 2022 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
  19. ^ Простой вводный курс по маскам Но (PDF) (на японском языке). Муниципальный музей Яцусиро. Архивировано из оригинала (PDF) 9 февраля 2015 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Секи Кобаяши, Тецуо Ниси и Хисаси Хата (2012), Энциклопедия Чикума Сёбо , стр. 439, 478. ISBN.  978-4480873576 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  21. ^ Тоёитиро Ногами (2009). Что такое Но? Том 2 (специализированное издание) - Сборник критических замечаний Сёши , Синсуи стр. 713, 714. ISBN.  978-4902854657 .
  22. ^ Поиск по шее (на японском языке). Совет искусств Японии. Архивировано из оригинала 12 мая 2023 года . Проверено 12 мая 2023 г.
  23. ^ Тип головы (на японском языке). Совет искусств Японии. Архивировано из оригинала 13 января 2023 года . Проверено 12 мая 2023 г.
  24. ^ «Куклы Бунраку: Типы голов» . Совет искусств Японии. Архивировано из оригинала 15 августа 2022 года . Проверено 12 мая 2023 г.
  25. ^ Белина, Мирна; Кожул, Марина (2005). 25 FPS Международный фестиваль экспериментального кино и видео, Загреб, 21-25 сентября 2005 г. (на хорватском языке). 25 Ассоциация FPS по аудиовизуальным исследованиям. п. 149. ИСБН  9789539518804 . Проверено 16 июня 2021 г. Маска с двумя короткими рогами, называемая Ханья, представляет собой женщину-демона ревности и гнева, которая часто использовалась в драме но.
  26. ^ «Киножурнал Миллениум» . Киножурнал «Миллениум» . № 2. 1978. с. 88 . Проверено 16 июня 2021 г.
  27. ^ «- Ютуб» . Ютуб .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 204c743b4ae241ea340c2e3e3acd035a__1718666760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/5a/204c743b4ae241ea340c2e3e3acd035a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hannya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)