Хання

Хання , ( 般若 ) — маска используемая в японском театре Но и изображающая ревнивую женщину-демона. Он характеризуется двумя острыми бычьими рогами, металлическими глазами и ухмыляющимся ртом. [ 1 ] В пьесах Но тип маски меняется в зависимости от степени ревности, обиды и гнева женских персонажей. Хання — это маска, изображающая женщину онрё ( 怨霊 , мстительный дух ), ещё более обиженную, ревнивую и злую, чем наманари ( 生成 ) , женщину, находящуюся на грани превращения в демоницу. [ 2 ] [ 3 ]
Ханья ) называется чунари ( 中成 . также Синдзя , ( 真蛇 ) , также называемая хоннари ( 本成 ) , представляет собой маску, которая представляет собой внешний вид женщины онрё (мстительного духа) который даже более силен, чем хання . Эти маски, олицетворяющие ревность, негодование и гнев женщин-демонов, классифицируются как джья ( 蛇 , змеи) . маски [ 3 ]
Говорят, что сейчас существует более 250 типов масок Но, но самая старая историческая запись о масках Но, Саругаку данги , упоминает только около 14 типов масок, и название хання среди них не встречается. [ 4 ] Однако в «Саругаку данги» записано исполнение пьесы Но «Аой но Уэ» змееподобные маски демоницы, такие как хання . , и вполне возможно, что использовались [ 5 ]
Дифференциация типов масок, по-видимому, прогрессировала в 16 веке, а имя хання появляется в работах Симомы Накатака , монаха, самурая и актера Но, действовавшего с 1580-х по 1610-е годы. [ 4 ]
Этимология
[ редактировать ]Слово ханнья ( 般若 ) является японской фонетической транскрипцией санскритского слова праджня ( प्रज्ञा ), означающего «мудрость». [ 6 ] Существует несколько гипотез относительно того, почему используемая в Но маска, олицетворяющая мстительный дух, выражающий женскую ревность и обиду, получила название хання . [ 7 ] Согласно первой гипотезе, маска получила название «хання», потому что, как говорят, ее усовершенствовал Хання-бо ( 般若坊 ) , японский монах эпохи Бунмей (1469–1487). [ 7 ] [ 8 ] [ 1 ] Вторая гипотеза состоит в том, что оно было названо в честь строки «Ара осороши я, хання гоэ я » ( Сердца «Какой ужасный голос читает Сутру ») в пьесе Но Аой но Уэ . [ 7 ] Хання -гоэ в этой строке относится к голосу, читающему Сутру Сердца, которая отгоняет злых духов. [ 9 ] Альтернативное объяснение состоит в том, что художнику потребуется много мудрости ( хання ), чтобы создать эту маску. [ 8 ]
Характеристики
[ редактировать ]
Маска хання используется во многих пьесах Но и Кёгэн , а также в синтоистских ритуальных кагура . танцах [ 10 ] Маска ханья изображает души женщин, ставших демонами из-за одержимости или ревности, аналогично буддийской концепции голодного призрака . Пьесы, в которых человек может носить маску хання , включают «Аой-но Уэ» и «Додзёдзи» ; его использование в этих двух пьесах, двух самых известных из репертуара Но, а также его характерный и устрашающий внешний вид делают его одной из самых узнаваемых масок Но. [ 8 ] [ 1 ]
Говорят, что маска хання демоническая и опасная, но в то же время печальная и мучительная, отражающая сложность человеческих эмоций. Когда актер смотрит прямо перед собой, маска кажется пугающей и злой; при слегка наклоненном вниз лице демона кажется печальным, как бы плачущим. Способность изменять выражение маски с помощью перспективы — особенность, часто встречающаяся в театре Но. [ 11 ]
Маски Хання появляются в различных оттенках кожи: белая маска указывает на женщину с утонченным характером (например, аристократическую леди Рокудзё в «Аой-но Уэ »), красная маска изображает менее утонченный характер (например, дух крестьянской девушки из «Додзёдзи »). , а самый тёмно-красный цвет изображает настоящих демонов (раскрывшихся после появления в образе женщины, как в «Момидзигари» и «Курозуке» ). [ 12 ] [ 13 ]
Пьесы, связанные с Ханней
[ редактировать ]- Аой-но Уэ - носила Леди Рокудзё во второй половине ее появления в образе демона. [ 8 ] [ 1 ]
- Додзёдзи - может носить танцующая женщина в ее второй половине образа змеи, хотя синдзя ( 真蛇 ) . также используется маска [ 8 ] [ 1 ]
- Гензай Ситимен - История о женщине, которая является Нитирэну и раскрывает свою истинную личность как гигантскую змею, но превращается в небесную девушку в результате чтения сутр Ничиреном. В сцене, где змей превращается в небесную девушку, появляется дерьмо в женской маске ( теннё ), покрытой маской хання , и снимает маску хання в середине сцены. [ 14 ]
- Канава — история женщины, которая разводится со своим мужем и становится демоном, проклиная его и его будущую жену, но ее отталкивают молитвы Абэ-но Сэймэя . [ 14 ]
- Курозука (известный в школе Кандзэ как Адачигахара ) — носила прядильщика Адачигахары после того, как выяснилось, что она демон. [ 8 ] [ 1 ]
- Момидзигари - может носить дворянка после того, как выяснилось, что она демон. [ 8 ] [ 1 ]
-
Додзёдзи Художник Когё Цукиока. . Painted by Kōgyo Tsukioka.
-
Розука . Сцена противостояния демоницы и двух монахов. Гравюра укиё-э Когьо Цукиока.
Маски, похожие на Ханю
[ редактировать ]
В пьесах Но тип маски меняется в зависимости от степени ревности, обиды и гнева женских персонажей.
Маски дейган , то маски и хасихимэ в описанные , , как , типы как наманари и маски джья синдзя ханнья отдельные масок время как , классифицируются ниже классифицируются ( змея , змея) Тип адати-онна маски джья . является разновидностью ханнья. и используется исключительно Адачигахара представлении в маску . [ 15 ]
Маска дейгана . ( 泥眼 ) — это маска, которая представляет собой первый этап превращения женщины в демоницу, когда ее эмоции начинают возрастать Выкрашенные золотом глаза и кончики зубов на масках указывают на то, что женщины уже начали превращение из человека в онрё ( 怨霊 , мстительный дух) или икирё ( 生霊 , бестелесный дух) . Он используется в пьесах Но «Канава» и «Аой-но Уэ» . [ 16 ] [ 17 ] Маска дейгана также используется как маска, которая не связана с обидой, ревностью или гневом женщины, а просто представляет собой то, что она превратилась из человека в сверхъестественное существо. Например, в представлениях Ама ( 海士 ) и Таэма ( 当麻 ) маска используется для изображения женщины, ставшей драконицей или бодхисаттвой . [ 18 ]
Маска хасихимэ ( 橋姫 ) окрашена в красный цвет от глаз вниз, у нее более растрепанные волосы и более выпуклые золотистые глаза, чем у маски дейгана . Эти особенности маски указывают на то, что у женщины сильное желание отомстить. Он используется в пьесах Но Канава и Хасихимэ . [ 19 ] [ 15 ]
Маска наманари . ( 生成 ) изображает женщину, превращающуюся в демоницу, с короткими рогами, растущими по обеим сторонам ее лба По сравнению с ханней , маска наманари отражает психологическое состояние женщины, которая все еще эмоционально привязана к своему мужу. Наманари используется исключительно как маска в пьесе Но Канава . [ 2 ] [ 18 ]
Маска, изображающая женщину, ставшую демоницей, — это ханнья , а ханнья также называется чунари или наканари ( 中成 ) в отличие от наманари . [ 3 ]
Маска, изображающая демоницу, которая становится еще более разъяренной и выглядит как змея, — это джья ( 蛇 ) , что означает «змея», а еще более разъяренная — это синдзя ( 真蛇 ) , что означает «настоящая змея». Эти маски иногда называют хоннари ( 本成 ) в отличие от наманари и чунари . [ 3 ] У масок джья и синдзя изо рта выглядывают языки, а у некоторых масок нет ушей, что делает их больше похожими на змей, чем на людей. [ 20 ] В буддизме человека, препятствующего просветлению, иногда сравнивали с ядовитой змеей. Хотя женщины, в отличие от мужчин, считались существами, неспособными достичь просветления, их часто сравнивали с демонами, ядовитыми или злыми змеями, а когда их желания не были удовлетворены, считалось, что они убивали людей, чтобы отомстить. [ 21 ] В некоторых школах джья или синдзя используются в качестве альтернативы ханне в Додзёдзи . [ 20 ]
-
Маска Дейгана в Токийском национальном музее. Период Эдо, 1600-е годы. Важная культурная ценность.
-
Маска Хасихимэ в Токийском национальном музее. Период Эдо, 1600-е годы.
-
Маска Наманари в Токийском национальном музее. Период Эдо, 1700-е или 1800-е годы.
-
Маска Хання ( Тюнари ) в Токийском национальном музее. Период Эдо, 1600-е или 1700-е годы.
-
Синдзя Маска . ( Хоннари )
Ханья в Бунраку
[ редактировать ]
Хання также появляется в Бунраку , кукольном театре, возникшем в период Эдо . Совет искусств Японии ( джа ) насчитывает 129 типов кукольных голов, и хання — один из них. [ 22 ] Кукольная голова типа габу также может изображать ханню . Габу . оснащено устройством, позволяющим кукле мгновенно менять выражение лица, потянув за веревку Таким образом, одна голова может символизировать превращение красивой женщины в Ханью . Когда кукловод тянет за веревку, прикрепленную к габу , марионетка с лицом красивой женщины превращается в устрашающую ханню с золотыми рогами, большими золотыми глазами, ртом, доходящим до ушей, и клыками. [ 23 ] [ 24 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]
![]() | В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
- В японском фильме ужасов 1964 года «Онибаба» пожилая женщина носит маску хання , украденную у самурая .
- В японском экспериментальном короткометражном фильме 1975 года «Атман» изображена фигура на открытом воздухе, одетая в халат и маску ханья . [ 25 ] [ 26 ]
- «Демон» ( 鬼 ) , покадровый короткометражный фильм Кихачиро Кавамото , показывает онибабу с лицом хання . [ 27 ]
- В мобильной игре Onmyoji персонаж Хання — сикигами , у которого есть маска хання на лбу и еще одна на спине.
- В манге и аниме «Руруни Кеншин» персонаж по имени Хання носит одну из этих масок и является его тезкой.
- В Yakuza серии видеоигр у персонажа Горо Мадзимы есть большая татуировка хання на спине. У него также есть альтер-эго, Хання-Ман, в Yakuza Kiwami , который носит маску хання .
- В деле «Детектив Конан» , представленном только в аниме, женщина, убившая людей, доведших ее сестру до самоубийства, использовала ханню как мотив убийства. Легенда о хання также влияет на местную традицию, которая рассказывает историю двух завистливых девушек, которые подстроили казнь другой по имени Охана, чтобы украсть ее различные кимоно, но в конечном итоге были убиты мстительной душой Оханы, переродившейся в бессмертного демона.
- В платформере Mega Man 7 1995 года боссом третьего этапа Wily Fortress является HannyaNED², летающий робот в форме ханни , которого доктор Вили нашел замороженным в леднике и который поклялся ему в верности после спасения.
- В видеоигре ужасов выживания 1998 года Clock Tower II: The Struggle Within персонаж по имени Джордж Максвелл носит маску ханья , держа в руках большой топор , подразумевая, что, когда он заразился паразитическими бактериями и сошел с ума, он скрыл свое лицо маской. .
- В видеоигре ужасов 2001 года Fatal Frame мастер семьи Химуро носит маску хання. В игре также есть головоломки с участием других масок Но.
- В 2011 году в игре Team Fortress 2 совместно с Total War: Shogun 2 появился косметический предмет под названием Noh Mercy.
- В видеоигре Tomb Raider 2013 года можно найти три маски, но одна из них называется «Маска Ханни», которая была основана во время приключений Лары Крофт в вымышленной области Зуба Дракона. Его можно найти в Прибрежном лесу. Дальнейшее изучение маски покажет игроку, что внутри этой маски есть следы белой краски, что указывает на то, что тот, кто ее использовал, был благородного происхождения.
- В видеоигре The Battle Cats 2014 года есть босс, носящий маску Ханни, которого зовут «Ханя».
- В приключенческой видеоигре Sekiro: Shadows Die Twice 2019 года один из боссов по имени Порочный монах носит маску хання , чтобы скрыть свое истинное лицо. Она основана на истории Яо Бикуни и Нингё и имеет сходство с ее историей: она была бессмертным монахом, получившим бессмертие благодаря употреблению в пищу определенного вида мяса.
- В гача-мобильной игре Arknights 2019 года один из персонажей по имени Хошигума — оператор-защитник имеет треугольный щит по имени Хання.
- В приключенческой видеоигре 2022 года Ghostwire: Tokyo главные антагонисты скрывают свою личность под масками ханья .
- Популярный продюсер вокалоидов Masa Works Design ссылался на Ханню во многих своих сериалах. Его наиболее заметное включение ханни произошло в серию «История сестры», где главных героев (или персонажей) называют ханней, разделенной на две части.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Ханя» . Система пользователей японской архитектуры и искусства JAANUS. Архивировано из оригинала 21 декабря 2022 года . Проверено 14 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Секи Кобаяши, Тецуо Ниси и Хисаси Хата (2012). Энциклопедия Чикума Сёбо , стр. 651. ISBN. 978-4480873576 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Акира Курабаяши (2013). Узнайте, как сделать маски Хання с полноразмерными бумажными выкройками и подробными фотографиями процесса . Japan Publications, Inc., стр. 6, 7, 39. ISBN. 978-4817050823 .
- ^ Перейти обратно: а б Исследовательский центр классического исполнительского искусства, Женский университет Кобе (2016). Наука о масках Но: маски и театр во всем мире . Benseisha Publishing Inc., стр. 11–12 . 978-4585270270 .
- ^ Исследовательский центр классического исполнительского искусства, Женский университет Кобе (2016). Наука о масках Но: маски и театр во всем мире . Benseisha Publishing Inc., стр. 210–211 . 978-4585270270 .
- ^ Праджня (на японском языке). Котобанк. Архивировано из оригинала 2 января 2023 года . Проверено 14 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лапша "Праджна (Белая)" (на японском языке). Музей образования Университета Тамагава . Архивировано из оригинала 28 июня 2022 года . Проверено 14 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Онрё-Хання» . the-noh.com. Архивировано из оригинала 19 октября 2022 года . Проверено 14 января 2023 г.
- ^ Звук Праджни (на японском языке). Котобанк. Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Проверено 14 января 2023 г.
- ^ Сэдлер, AW (1970). « О-Кагура. Полевые заметки о фестивальной драме в современном Токио». Азиатское фольклористика . 29 : 294. дои : 10.2307/1177614 . JSTOR 1177614 .
- ^ Сравните, Кунио (1983). Театр Но: принципы и перспективы . Нью-Йорк/Токио: Джон Уэзерхилл. ISBN 0-8348-1529-Х .
- ^ Колдирон, Маргарет (2005). «Львы, ведьмы и счастливые старики: некоторые параллели между балийскими и японскими ритуальными масками». Азиатский театральный журнал . 22 (2): 227–248. дои : 10.1353/atj.2005.0021 . JSTOR 4137132 . S2CID 161312412 .
- ^ Бете, Моника; Эммерт, Ричард (1997). Aoi no Ue, Noh Руководство по выступлению 7 . Токио: Национальный театр Но.
- ^ Перейти обратно: а б Секи Кобаяши, Тецуо Ниси и Хисаси Хата (2012. Энциклопедия Чикума , Сёбо стр. 200, 307, 741. ISBN) . 978-4480873576 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Харуо Нисино (2012). Мир масок Но Хэйбонся , стр. 26, 42. ISBN. 978-4582634716 .
- ^ "КолБейс" Может взглянуть на грязные глаза и увидеть мир в Ханое (на японском языке). КолБасе. Архивировано из оригинала 8 февраля 2023 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ "КолБейс" Маска Но, грязевые глаза, производство Очи/Манкун (цветочный пресс). (на японском языке). КолБасе. Архивировано из оригинала 8 февраля 2023 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мир масок Но, женские маски (на японском языке). Городской музей Фукуоки . Архивировано из оригинала 7 июля 2022 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Простой вводный курс по маскам Но (PDF) (на японском языке). Муниципальный музей Яцусиро. Архивировано из оригинала (PDF) 9 февраля 2015 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Секи Кобаяши, Тецуо Ниси и Хисаси Хата (2012), Энциклопедия Чикума Сёбо , стр. 439, 478. ISBN. 978-4480873576 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Тоёитиро Ногами (2009). Что такое Но? Том 2 (специализированное издание) - Сборник критических замечаний Сёши , Синсуи стр. 713, 714. ISBN. 978-4902854657 .
- ^ Поиск по шее (на японском языке). Совет искусств Японии. Архивировано из оригинала 12 мая 2023 года . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Тип головы (на японском языке). Совет искусств Японии. Архивировано из оригинала 13 января 2023 года . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ «Куклы Бунраку: Типы голов» . Совет искусств Японии. Архивировано из оригинала 15 августа 2022 года . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Белина, Мирна; Кожул, Марина (2005). 25 FPS Международный фестиваль экспериментального кино и видео, Загреб, 21-25 сентября 2005 г. (на хорватском языке). 25 Ассоциация FPS по аудиовизуальным исследованиям. п. 149. ИСБН 9789539518804 . Проверено 16 июня 2021 г.
Маска с двумя короткими рогами, называемая Ханья, представляет собой женщину-демона ревности и гнева, которая часто использовалась в драме но.
- ^ «Киножурнал Миллениум» . Киножурнал «Миллениум» . № 2. 1978. с. 88 . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ «- Ютуб» . Ютуб .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Нэцкэ: шедевры из Метрополитен-музея , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит множество примеров Хани.
- [ https://tattoogunmachine.com/hannya-mask-tattoo/ Значение татуировки маски Хання): раскрытие символизма и значения