Jump to content

Дьёрдь Кепес

Дьёрдь Кепес
Кепес в 1982 году
Рожденный ( 1906-10-04 ) 4 октября 1906 г.
Умер 29 декабря 2001 г. (29 декабря 2001 г.) (95 лет)
Место отдыха Кладбище Маунт-Оберн , Кембридж, Массачусетс
Национальность венгерский
Образование Королевская академия изящных искусств
Известный
  • Художник
  • фотограф
  • дизайнер
  • педагог
  • теоретик искусства
Заметная работа Язык видения
Супруг Джульет Эпплби
Избранный Национальная академия дизайна

Дьёрдь Кепес (англ. Венгерский: [ˈkɛpɛʒ ˈɟørɟ] ; 4 октября 1906 — 29 декабря 2001) — венгерский художник, фотограф, дизайнер, педагог и теоретик искусства. После иммиграции в США в 1937 году он преподавал дизайн в Новом Баухаусе (позже Школе дизайна, затем Институте дизайна, затем Институте дизайна Иллинойса или IIT) в Чикаго . В 1967 году он основал Центр перспективных визуальных исследований Массачусетского технологического института (MIT), где преподавал до выхода на пенсию в 1974 году. [ 1 ] [ 2 ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Кепес родился в Селипе , Венгрия. Его младшим братом был Имре Кепес , посол в Аргентине , отец Андраша Кепеса , журналиста, режиссера-документалиста и писателя. [ 3 ] В 18 лет он поступил в Королевскую академию изящных искусств в Будапеште , где четыре года учился у Иштвана Чока, венгерского художника-импрессиониста. В этот же период он также находился под влиянием социалистического авангардного поэта и художника Лайоша Кассака и начал искать средства, с помощью которых он мог бы способствовать облегчению социальной несправедливости, особенно (как он позже вспоминал) «нечеловеческих условий венгерского крестьянства».

Берлин и Лондон

[ редактировать ]

Кепес временно отказался от рисования и вместо этого занялся кинопроизводством. В 1930 году он поселился в Берлине , где работал издателем, выставочным и сценографом. Примерно в это же время он разработал суперобложку для гештальт-психолога Рудольфа Арнгейма знаменитой книги «Film als Kunst» («Кино как искусство»), одной из первых опубликованных книг по теории кино. В Берлине его также пригласили присоединиться к дизайн-студии Ласло Мохой-Надя , венгерского фотографа, который преподавал в Баухаусе Дессау . Когда в 1936 году Мохой перенес свою дизайнерскую студию в Лондон , Кепес присоединился к нему и там.

Новый Баухаус

[ редактировать ]

Удачным последствием переезда в Лондон стало то, что Кепес нашел свою будущую жену, 17-летнюю британку, урожденную Джульет Эпплби , художницу и иллюстратора. Случайно он увидел ее на улице, представился, и вскоре они начали встречаться. В следующем году, когда Мохоли согласился стать директором новой художественной школы в Чикаго (которую Мохоли назвал «Новым Баухаусом»), Кепес был приглашен присоединиться к факультету и возглавить учебное направление «Свет и цвет». Кепес попросил Джульетту присоединиться к нему. Преподавая в Институте дизайна (или Новом Баухаусе) с 1937 по 1943 год, Кепес расширил и усовершенствовал свои идеи о теории дизайна, связи формы и функции и (его собственный термин) «воспитании видения». Кепес был переманен в Бруклинский колледж архитектором русского происхождения Сержем Чермаевым , который был назначен заведующим художественным факультетом в 1942 году. Там он преподавал художникам-графикам, таким как Сол Басс . [ 4 ]

В 1944 году он опубликовал «Язык видения» , влиятельную книгу о дизайне и дизайнерском образовании. Широко использовавшийся в течение многих лет в качестве учебника для колледжей (он был выпущен в тринадцати экземплярах на четырех языках), он начался с признания того, что Кепес в долгу перед берлинскими гештальт-психологами и с утверждения, что «Визуальная коммуникация универсальна и интернациональна; она не знает пределы языка, словарного запаса или грамматики, и это может быть воспринято как неграмотным, так и грамотным… [Изобразительное искусство, как] оптимальные формы языка видения, поэтому являются бесценным образовательным средством» (стр. 13). Отчасти эта книга была важна потому, что она предшествовала трем другим влиятельным текстам на ту же тему: Полу Рэнду , «Мысли о дизайне» (1946), Ласло Мохой-Надь , «Видение в движении» (1947), и Рудольфу Арнхейму , «Искусство и визуальное восприятие » (1947). 1954).

В 1942 году Кепеш был одним из многих людей (вторым был Мохоли), которых армия США попросила дать совет по военному и гражданскому городскому камуфляжу , в ходе которого он осмотрел Чикаго с воздуха. Он ссылался на этот опыт в «Языке видения» , когда говорил о естественном камуфляже: «Многочисленные оптические устройства, которые природа использует в животном мире, чтобы скрыть животных от их врагов, раскрывают действие этого закона [т. е. перцептивной группировки] зрительной организации. (с. 45).

Годы в Массачусетском технологическом институте

[ редактировать ]

В 1947 году Кепес принял приглашение Школы архитектуры и планирования Массачусетского технологического института инициировать там программу по визуальному дизайну, подразделение, которое позже стало Центром перспективных визуальных исследований ( ок. 1968). Он занимал должность директора этого центра до 1972 года. [ 5 ]

Среди первых сотрудников центра были художники Отто Пиене , Панайотис Василакис , Джек Бернэм , Вэнь-Ин Цай , Стэн Вандербек , Мэриэнн Амахер , Джоан Бригам , Лоури Берджесс , Питер Кампус , Мюриэл Купер , Дуглас Дэвис , Сьюзен Гэмбл , Дитер Юнг , Петр . Ковальски , Шарлотта Мурман , Антони Мунтадас , Ивонн Райнер , Кейко Принс , Алан Сонфист , Альдо Тамбеллини , Джо Дэвис , Билл Симэн , Тамико Тиль , Алехандро Сина , Дон Риттер , Люк Куршен , Джонатан Голдман и Билл Паркер .

Преподавая в Массачусетском технологическом институте (где он оставался до выхода на пенсию в 1974 году), Кепес контактировал с широким кругом художников, дизайнеров, архитекторов и учёных, среди них Пьетро Беллуски , Норберт Винер , Бакминстер Фуллер , Рудольф Арнгейм, Марсель Брейер , Чарльз Имс , Эрик Эриксон , Уолтер Гропиус , Морис К. Смит и Джером Визнер . Его собственное искусство сместилось в сторону абстрактной живописи, и параллельно он развил интерес к новым научным образам, отчасти потому, что они тоже становились все более «абстрактными». В 1956 году то, что началось как выставка, превратилось в весьма необычную книгу « Новый ландшафт в искусстве и науке» , в которой произведения искусства современной эпохи сочетались с научными изображениями, созданными не невооруженным глазом, а с помощью таких, на тот момент, «высоких технологий». «Устройства, такие как рентгеновские аппараты, стробоскопическая фотография, электронные микроскопы , гидролокаторы , радары , мощные телескопы , инфракрасные датчики и так далее. Его теории визуального восприятия и, особенно, его личное наставничество оказали глубокое влияние на молодых студентов Массачусетского технологического института, занимающихся архитектурой, планированием и изобразительным искусством. К ним относятся Кевин Линч (Образ города) и Морис К. Смит (Ассоциативная форма и теория поля).

Кепес и его жена Джульетта Эпплби Кепес увековечены на кладбище Маунт-Оберн в Кембридже, штат Массачусетс , где Кепес умер в 2001 году. Маркеры сделаны из дерева и камня соответственно, имеют высоту и прямоугольные пропорции. Друзья горы Оберн предоставляют дополнительную информацию о камнях и дизайне, созданном внуком Яноша Стоуна. [ 6 ]

Видение + Ценность

[ редактировать ]

В 1965–66 годах Кепес отредактировал набор из шести антологий, опубликованных в виде серии под названием Vision + Value Series. Каждый том содержал более 200 страниц очерков самых выдающихся художников, дизайнеров, архитекторов и ученых того времени. Богатство томов отражено в их названиях: «Воспитание видения» ; Структура в искусстве и науке ; Природа и искусство движения ; Модуль, Симметрия, Пропорция, Ритм ; Знак, Изображение, Символ ; и «Искусственный объект» .

При жизни Кепес выпустил и другие книги, имеющие непреходящее значение, в том числе «Графические формы: искусство, связанное с книгой» (1949); Искусство окружающей среды (1972); и «Изобразительное искусство сегодня» (1960). Он также был плодовитым художником и фотографом, и его работы находятся в крупных коллекциях. открыт Визуальный центр Кепес В знак признания его достижений в Эгере , Венгрия, . В 1973 году он был избран в Национальную академию дизайна в качестве ассоциированного члена и стал действительным академиком в 1978 году.

Сочинения

[ редактировать ]
  • Язык Видения . Чикаго: Пол Теобальд, 1944. Переиздан: Нью-Йорк: Dover Publications, 1995. ISBN   0-486-28650-9 .
  • Графические формы: искусство, связанное с книгой . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1949.
  • Новый ландшафт в искусстве и науке . Чикаго: Пол Теобальд, 1956.
  • Серия Vision + Value, включая «Воспитание видения» . Структура в искусстве и науке . Природа и искусство движения . Модуль, Симметрия, Пропорция, Ритм . Знак, Изображение, Символ . Объект, созданный человеком . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1965–66.
  • Визуальное искусство сегодня . Издательство Уэслианского университета, 1966.
  • Затерянное зрелище природы. Artscanada , страницы 33–39, декабрь 1968 г.
  • Искусство окружающей среды . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1972.
  • Дьёрдь Кепес: Годы Массачусетского технологического института, 1945–77 . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1978.
  • Дьёрдь Кепеш, Лусиан Бернар и Иван Чермаев. 60-й Ежегодник арт-директоров . Нью-Йорк: Публикации ADC, 1981.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Роусторн, Алиса (18 марта 2015 г.). «Дьёрдь Кепеш, волшебник света и движения, возвращается в фокус» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 11 июня 2016 г.
  2. ^ «Дьёрдь Кепеш | Объект:Фото | МоМА» . www.moma.org . Проверено 11 июня 2016 г.
  3. ^ «Фотокалендарь - Дьёрдь Кепес» .
  4. ^ Ле Девуар (Канада), 1 мая 2020 г., «Соль Басс», Франсуа Левеск [1]
  5. ^ «Дьёрдь Кепес» . Проверено 21 июля 2022 г.
  6. ^ «Дьёрдь Кепес (1906–2001) | Кладбище Маунт-Оберн» .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • «Дьёрдь Кепеш» в книге Энн Ли Морган, изд., «Современные дизайнеры » . Детройт: Исследовательская компания Гейла, 1984.
  • «Дьёрдь Кепеш» в книге Роя Р. Беренса, КАМУПЕДИЯ: Сборник исследований в области искусства, архитектуры и камуфляжа . Дайсарт, Айова: Bobolink Books, 2009. ISBN   978-0-9713244-6-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a284e3cd2b49902ae80cb1596d324677__1719888780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/77/a284e3cd2b49902ae80cb1596d324677.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
György Kepes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)