Дьёрдь Кепес
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2010 г. ) |
Дьёрдь Кепес | |
---|---|
![]() Кепес в 1982 году | |
Рожденный | |
Умер | 29 декабря 2001 г. Кембридж, Массачусетс , США | (95 лет)
Место отдыха | Кладбище Маунт-Оберн , Кембридж, Массачусетс |
Национальность | венгерский |
Образование | Королевская академия изящных искусств |
Известный |
|
Заметная работа | Язык видения |
Супруг | Джульет Эпплби |
Избранный | Национальная академия дизайна |
Дьёрдь Кепес (англ. Венгерский: [ˈkɛpɛʒ ˈɟørɟ] ; 4 октября 1906 — 29 декабря 2001) — венгерский художник, фотограф, дизайнер, педагог и теоретик искусства. После иммиграции в США в 1937 году он преподавал дизайн в Новом Баухаусе (позже Школе дизайна, затем Институте дизайна, затем Институте дизайна Иллинойса или IIT) в Чикаго . В 1967 году он основал Центр перспективных визуальных исследований Массачусетского технологического института (MIT), где преподавал до выхода на пенсию в 1974 году. [ 1 ] [ 2 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Кепес родился в Селипе , Венгрия. Его младшим братом был Имре Кепес , посол в Аргентине , отец Андраша Кепеса , журналиста, режиссера-документалиста и писателя. [ 3 ] В 18 лет он поступил в Королевскую академию изящных искусств в Будапеште , где четыре года учился у Иштвана Чока, венгерского художника-импрессиониста. В этот же период он также находился под влиянием социалистического авангардного поэта и художника Лайоша Кассака и начал искать средства, с помощью которых он мог бы способствовать облегчению социальной несправедливости, особенно (как он позже вспоминал) «нечеловеческих условий венгерского крестьянства».
Берлин и Лондон
[ редактировать ]Кепес временно отказался от рисования и вместо этого занялся кинопроизводством. В 1930 году он поселился в Берлине , где работал издателем, выставочным и сценографом. Примерно в это же время он разработал суперобложку для гештальт-психолога Рудольфа Арнгейма знаменитой книги «Film als Kunst» («Кино как искусство»), одной из первых опубликованных книг по теории кино. В Берлине его также пригласили присоединиться к дизайн-студии Ласло Мохой-Надя , венгерского фотографа, который преподавал в Баухаусе Дессау . Когда в 1936 году Мохой перенес свою дизайнерскую студию в Лондон , Кепес присоединился к нему и там.
Новый Баухаус
[ редактировать ]Удачным последствием переезда в Лондон стало то, что Кепес нашел свою будущую жену, 17-летнюю британку, урожденную Джульет Эпплби , художницу и иллюстратора. Случайно он увидел ее на улице, представился, и вскоре они начали встречаться. В следующем году, когда Мохоли согласился стать директором новой художественной школы в Чикаго (которую Мохоли назвал «Новым Баухаусом»), Кепес был приглашен присоединиться к факультету и возглавить учебное направление «Свет и цвет». Кепес попросил Джульетту присоединиться к нему. Преподавая в Институте дизайна (или Новом Баухаусе) с 1937 по 1943 год, Кепес расширил и усовершенствовал свои идеи о теории дизайна, связи формы и функции и (его собственный термин) «воспитании видения». Кепес был переманен в Бруклинский колледж архитектором русского происхождения Сержем Чермаевым , который был назначен заведующим художественным факультетом в 1942 году. Там он преподавал художникам-графикам, таким как Сол Басс . [ 4 ]
В 1944 году он опубликовал «Язык видения» , влиятельную книгу о дизайне и дизайнерском образовании. Широко использовавшийся в течение многих лет в качестве учебника для колледжей (он был выпущен в тринадцати экземплярах на четырех языках), он начался с признания того, что Кепес в долгу перед берлинскими гештальт-психологами и с утверждения, что «Визуальная коммуникация универсальна и интернациональна; она не знает пределы языка, словарного запаса или грамматики, и это может быть воспринято как неграмотным, так и грамотным… [Изобразительное искусство, как] оптимальные формы языка видения, поэтому являются бесценным образовательным средством» (стр. 13). Отчасти эта книга была важна потому, что она предшествовала трем другим влиятельным текстам на ту же тему: Полу Рэнду , «Мысли о дизайне» (1946), Ласло Мохой-Надь , «Видение в движении» (1947), и Рудольфу Арнхейму , «Искусство и визуальное восприятие » (1947). 1954).
В 1942 году Кепеш был одним из многих людей (вторым был Мохоли), которых армия США попросила дать совет по военному и гражданскому городскому камуфляжу , в ходе которого он осмотрел Чикаго с воздуха. Он ссылался на этот опыт в «Языке видения» , когда говорил о естественном камуфляже: «Многочисленные оптические устройства, которые природа использует в животном мире, чтобы скрыть животных от их врагов, раскрывают действие этого закона [т. е. перцептивной группировки] зрительной организации. (с. 45).
Годы в Массачусетском технологическом институте
[ редактировать ]В 1947 году Кепес принял приглашение Школы архитектуры и планирования Массачусетского технологического института инициировать там программу по визуальному дизайну, подразделение, которое позже стало Центром перспективных визуальных исследований ( ок. 1968). Он занимал должность директора этого центра до 1972 года. [ 5 ]
Среди первых сотрудников центра были художники Отто Пиене , Панайотис Василакис , Джек Бернэм , Вэнь-Ин Цай , Стэн Вандербек , Мэриэнн Амахер , Джоан Бригам , Лоури Берджесс , Питер Кампус , Мюриэл Купер , Дуглас Дэвис , Сьюзен Гэмбл , Дитер Юнг , Петр . Ковальски , Шарлотта Мурман , Антони Мунтадас , Ивонн Райнер , Кейко Принс , Алан Сонфист , Альдо Тамбеллини , Джо Дэвис , Билл Симэн , Тамико Тиль , Алехандро Сина , Дон Риттер , Люк Куршен , Джонатан Голдман и Билл Паркер .
Преподавая в Массачусетском технологическом институте (где он оставался до выхода на пенсию в 1974 году), Кепес контактировал с широким кругом художников, дизайнеров, архитекторов и учёных, среди них Пьетро Беллуски , Норберт Винер , Бакминстер Фуллер , Рудольф Арнгейм, Марсель Брейер , Чарльз Имс , Эрик Эриксон , Уолтер Гропиус , Морис К. Смит и Джером Визнер . Его собственное искусство сместилось в сторону абстрактной живописи, и параллельно он развил интерес к новым научным образам, отчасти потому, что они тоже становились все более «абстрактными». В 1956 году то, что началось как выставка, превратилось в весьма необычную книгу « Новый ландшафт в искусстве и науке» , в которой произведения искусства современной эпохи сочетались с научными изображениями, созданными не невооруженным глазом, а с помощью таких, на тот момент, «высоких технологий». «Устройства, такие как рентгеновские аппараты, стробоскопическая фотография, электронные микроскопы , гидролокаторы , радары , мощные телескопы , инфракрасные датчики и так далее. Его теории визуального восприятия и, особенно, его личное наставничество оказали глубокое влияние на молодых студентов Массачусетского технологического института, занимающихся архитектурой, планированием и изобразительным искусством. К ним относятся Кевин Линч (Образ города) и Морис К. Смит (Ассоциативная форма и теория поля).
Кепес и его жена Джульетта Эпплби Кепес увековечены на кладбище Маунт-Оберн в Кембридже, штат Массачусетс , где Кепес умер в 2001 году. Маркеры сделаны из дерева и камня соответственно, имеют высоту и прямоугольные пропорции. Друзья горы Оберн предоставляют дополнительную информацию о камнях и дизайне, созданном внуком Яноша Стоуна. [ 6 ]
Видение + Ценность
[ редактировать ]В 1965–66 годах Кепес отредактировал набор из шести антологий, опубликованных в виде серии под названием Vision + Value Series. Каждый том содержал более 200 страниц очерков самых выдающихся художников, дизайнеров, архитекторов и ученых того времени. Богатство томов отражено в их названиях: «Воспитание видения» ; Структура в искусстве и науке ; Природа и искусство движения ; Модуль, Симметрия, Пропорция, Ритм ; Знак, Изображение, Символ ; и «Искусственный объект» .
При жизни Кепес выпустил и другие книги, имеющие непреходящее значение, в том числе «Графические формы: искусство, связанное с книгой» (1949); Искусство окружающей среды (1972); и «Изобразительное искусство сегодня» (1960). Он также был плодовитым художником и фотографом, и его работы находятся в крупных коллекциях. открыт Визуальный центр Кепес В знак признания его достижений в Эгере , Венгрия, . В 1973 году он был избран в Национальную академию дизайна в качестве ассоциированного члена и стал действительным академиком в 1978 году.
Сочинения
[ редактировать ]- Язык Видения . Чикаго: Пол Теобальд, 1944. Переиздан: Нью-Йорк: Dover Publications, 1995. ISBN 0-486-28650-9 .
- Графические формы: искусство, связанное с книгой . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1949.
- Новый ландшафт в искусстве и науке . Чикаго: Пол Теобальд, 1956.
- Серия Vision + Value, включая «Воспитание видения» . Структура в искусстве и науке . Природа и искусство движения . Модуль, Симметрия, Пропорция, Ритм . Знак, Изображение, Символ . Объект, созданный человеком . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1965–66.
- Визуальное искусство сегодня . Издательство Уэслианского университета, 1966.
- Затерянное зрелище природы. Artscanada , страницы 33–39, декабрь 1968 г.
- Искусство окружающей среды . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1972.
- Дьёрдь Кепес: Годы Массачусетского технологического института, 1945–77 . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1978.
- Дьёрдь Кепеш, Лусиан Бернар и Иван Чермаев. 60-й Ежегодник арт-директоров . Нью-Йорк: Публикации ADC, 1981.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роусторн, Алиса (18 марта 2015 г.). «Дьёрдь Кепеш, волшебник света и движения, возвращается в фокус» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 11 июня 2016 г.
- ^ «Дьёрдь Кепеш | Объект:Фото | МоМА» . www.moma.org . Проверено 11 июня 2016 г.
- ^ «Фотокалендарь - Дьёрдь Кепес» .
- ^ Ле Девуар (Канада), 1 мая 2020 г., «Соль Басс», Франсуа Левеск [1]
- ^ «Дьёрдь Кепес» . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ «Дьёрдь Кепес (1906–2001) | Кладбище Маунт-Оберн» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Дьёрдь Кепеш» в книге Энн Ли Морган, изд., «Современные дизайнеры » . Детройт: Исследовательская компания Гейла, 1984.
- «Дьёрдь Кепеш» в книге Роя Р. Беренса, КАМУПЕДИЯ: Сборник исследований в области искусства, архитектуры и камуфляжа . Дайсарт, Айова: Bobolink Books, 2009. ISBN 978-0-9713244-6-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Дьёрдь Кепес, основатель CAVS, умер в возрасте 95 лет»
- «Дьёрдь Кепеш: образец изобразительного искусства». Архивировано 8 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
- Дьёрдь Кепес как автор журнала PM.
- Биография, портрет и изображения работ Клуба арт-директоров. Архивировано 14 мая 2012 г. в Wayback Machine.
- Стипендия Дьёрдя Кепеса в области перспективных исследований и трансдисциплинарных исследований в области искусства, культуры и технологий
- 1906 рождений
- 2001 смертей
- Венгерский народ 20-го века
- Американские художники 20-го века
- Американские художники-мужчины
- Американские монументалисты
- Венгерские художники
- Венгерские эмигранты в Германии
- Венгерские эмигранты в Англии
- Венгерские эмигранты в США
- Жители округа Хевеш
- Американские фотографы 20-го века
- Преподаватели Бруклинского колледжа
- Похороны на кладбище Маунт-Оберн
- Американские художники-мужчины 20-го века
- Члены Американской академии искусств и литературы