Панайотис Василакис
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2013 г. ) |
Панайотис Василакис | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Панайотис Василакис 29 октября 1925 г. Афины, Греция |
Умер | 9 августа 2019 г. Афины, Греция | ( 93 года
Панайотис Василакис ( греческий : Παναγιώτης Βασιλάκης ; 29 октября 1925 — 9 августа 2019), также известный как Такис ( греческий : Τάκις ), был греческим художником-самоучкой, известным своими кинетическими скульптурами . Выставлял свои работы в Европе и США. Популярные во Франции, его работы можно найти в общественных местах Парижа и его окрестностей, а также в афинском Исследовательском центре искусств и наук Фонда Такис. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Такис родился в 1925 году в Афинах. Из-за предыдущей греко-турецкой войны его семья испытывала финансовые трудности. Его детство и юношеские годы также были омрачены войной. Вторая мировая война привела к оккупации Греции странами Оси , которая продолжалась с 1941 по октябрь 1944 года, а затем последовала Гражданская война в Греции с 1946 по 1949 год. не одобряю. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Творческая карьера Такиса началась, когда ему было около 20 лет, в подвальной мастерской. Здесь он впервые узнал о работах Пикассо и Джакометти . Его заинтриговали длинные, преувеличенные черты лица, которые Джакометти использовал в своих скульптурах. он создал Свою первую мастерскую вместе со своими друзьями детства и коллегами-художниками Миносом Аргиракисом и Раймондосом в Анакассе, Афины. На его первые скульптуры повлияли как удлиненные скульптуры Джакометти, так и греческие скульптуры, вокруг которых он вырос. Первыми скульптурами, которые он создал, были гипсовые бюсты и комбинации гипса и кованого железа. В 1952 году он создал скульптуру Quatre Soldats («Четыре солдата»). В 1954 году Такис переехал в Париж, где научился ковать, сваривать и отливать металл. Находясь там, он создал небольшие скульптуры, вдохновленные ранним греческим Кикладским и египетским искусством. В Париже он также встретил таких художников, как Ив Кляйн и Жан Тэнгли , которые экспериментировали с кинетическими скульптурами, что начало смещать его интерес от статики к кинетике. [ 3 ]
Эти два художника были не единственными, кто оказал влияние на творчество Такиса в области кинетики. Из-за почти постоянных поездок через вокзал, а также из-за интереса к недавно изобретенному радару Такис увлекся энергиями и вещами, которые невозможно увидеть, но которые являются неотъемлемой частью нашей жизни. В 1957 году Такис ждал на вокзале и заметил, как огни и энергия станции сливаются воедино. Это повлияло на создание серии скульптур Signaux (Сигналы). Сигналы — это скульптуры, сделанные из длинных тонких металлических стержней, которые вибрируют и изгибаются под воздействием ветра, подобно энергии, улавливаемой радарными передатчиками. Такис считал, что эти Сигналы улавливают энергию ветра и неба. [ 3 ]
Его первые сигналы были гораздо более жесткими, чем более поздние творения той же серии. Чтобы показать распределение энергии, а также устроить уличное шоу, Такис устраивал фейерверки на вершинах этих скульптур. Позже, когда скульптуры из этой серии приобрели большую гибкость, стержни изгибались и вибрировали, а иногда и сталкивались друг с другом, создавая звуки, напоминающие аккорды и мелодию арфы. В 21 веке скульптуры были проданы примерно за 100 000 евро. [ 4 ]
В 1958 году Такис начал экспериментировать с другими энергиями, невидимыми невооруженным глазом, в частности с магнитами. Он исследовал магнитные силы и энергию магнитных полей, что стало основой его будущих работ. В 1958 году у него также родился ребенок от английской художницы Шейлы Фелл. Год спустя он создал произведение, изображающее гвоздь, привязанный к нейлоновой веревке, которая подвешивается в воздухе за счет притяжения магнита. Это произведение является первой из его телемагнитных скульптур. Оно стало известно как Телескульптура. В этом году Такис также начал отношения с американской художницей Лилиан Лин . [ нужна ссылка ]
В 1960 году Такис перешёл от плавающих гвоздей к плавающему человеку. В парижской галерее Iris Clert Такис установил серию магнитов и снабдил южноафриканского поэта Синклера Бейлеса цепочкой магнитов на поясе. В спектакле Бейлес прочитал из своего магнитного манифеста: « Я скульптура... Таких, как я, скульптур больше. Главное отличие в том, что они не умеют говорить... Я бы хотел, чтобы все ядерные бомбы на Земле превратились в скульптуры». ... », а затем он «подбросился» в воздух и был ненадолго подвешен за счет магнитного поля, взаимодействующего между различными наборами магнитов.
Такис продолжал проводить экспериментальную работу с различными энергиями мира. Наряду с работой в области магнетизма он также экспериментировал с электричеством, звуком и светом. Благодаря этим новым влияниям он создал Telepeintures (телекартины), Telelumieres (телесветы), Cadrans и мюзиклы. Узнавая об этих различных энергиях и экспериментируя с ними, он часто путешествовал по крупным художественным и столичным центрам мира. Одна из таких поездок состоялась в 1961 году, когда он отправился в Америку и встретил своего будущего друга Марселя Дюшана . [ 2 ]
В 1966 году Такис начал использовать свои магниты для создания произведений искусства как со звуками, так и с визуальными эффектами. Его инсталляция «Электромагнитный мюзикл» представляет собой серию белых панелей с натянутыми по ширине гитарными струнами и длинной иглой, подвешенной перед струнами. Каждая струна прикреплена к усилителю, а за каждой панелью спрятан электромагнит. Магниты заставляют металлические иглы раскачиваться вперед и назад и иногда ударяются о струну, что создает вибрации, которые усиливаются и воспроизводятся через различные динамики. Эти вибрации испускают звуковые волны, которые образуют таинственную и безмятежную гудящую музыку. Такис сравнил музыку со звуками природных сил космоса. [ 3 ]
Два года спустя Такис переехал в Массачусетс, где получил исследовательскую стипендию Массачусетского технологического института (MIT) в Центре передовых визуальных исследований в качестве приглашенного исследователя и начал создавать серию Sculptures électromagnétiques . Здесь он изучал гидродинамическую энергию, а его изобретение «Гидромагнитная скульптура» стало результатом его исследований в Массачусетском технологическом институте. Жидкость находится во взвешенном состоянии из-за электромагнитных сил, и эта энергия вдохновила гидродинамику морских колебаний. Второй аспект Такиса в этой работе вдохновлен «вечным движущимся велосипедным колесом Марселя Дюшана». [ нужна ссылка ]
В январе 1969 года во время выставки «Машина глазами конца механического века » в МОМА в Нью-Йорке Такис ворвался в музей и убрал одну из своих телескульптур , которая, как он утверждал, выставлялась без его разрешения. Художник считал эту акцию символической, которая положит начало лучшему диалогу между директорами музеев, художниками и публикой. Такис вместе с другими художниками, а также искусствоведами, такими как Николас Калас , основал группу Коалиции работников искусства для защиты прав художников. Он вдохновил группу людей основать одноименную компанию по производству чипов. [ 5 ]
В 1974 году Такис вернулся в Париж и начал создавать свои эротические скульптуры. [ 6 ]
Он вернулся в Грецию в 1986 году, где основал Исследовательский центр искусства и науки в Геровоуно, Аттика, хотя его официальное открытие состоялось только в 1993 году.
Хотя он был известен своими музыкальными скульптурами, это не единственные музыкальные произведения, созданные Такисом. Такис также обеспечивал музыкальное сопровождение пьес и представлений, в том числе когда он сотрудничал с Коста Гаврасом в фильме «Специальный суд» в 1975 году, с Майклом Какояннисом в пьесе «Электра Софокла» в 1983 году, с Нам Джун Пайком в 1979 году, с Джоэль Леандр и танцовщица Марта Зиога за спектакль «Ligne Paralléle Erotique». в 1986 году и с Барбарой Майроталассити для «Пробуждения Исиды» в 1990 году. [ 2 ] Он также создавал декорации для этих спектаклей.
В интервью, опубликованном в каталоге Тейт , выпущенном к большой ретроспективе, состоявшейся в Тейт Модерн в 2019 году, всего за месяц до своей смерти, Такис объясняет свою роль в демистификации. «Речь идет только о раскрытии, так или иначе, сенсорных вибраций или переплетающихся потенциалов энергии, существующих во Вселенной», — объясняет он. «Я думаю, что это роль художника, будь то живописец, скульптор или музыкант... Я не думаю, что эту энергию следует рассматривать как нечто абстрактное». [ 7 ]
Работает
[ редактировать ]- 1952 – Четыре солдата
- 1955 — «Эдип и Антигона, Сфинкс и Эйдолон»
- 1957 – «Сигналы»
- 1957 – «Внутренние помещения, растения»
- 1959 – Телескульптура
- 1961 – Магнитные балеты, телекартины, телелюмиеры
- 1965 – Первые музыкальные скульптуры.
- 1974 – Первый космический мюзикл, эротические скульптуры
- 1981 – 3 Тотема – Музыкальное пространство
- 1990 – «Световые сигналы»
Представления и выставки
[ редактировать ]- 1955 – Первая персональная выставка за рубежом: Фигуры из гипса и железа в Ганноверской галерее в Лондоне.
- 1956 – Участник Первой Международной выставки пластических искусств.
- 1960 – Перформанс в галерее Iris Clert в Париже под названием «Невозможное, человек в космосе».
- 1961 - Его телемагнитные скульптуры выставляются в Художественной галерее Александроса Иоласа в Нью-Йорке.
- 1963: Такис в сотрудничестве с Эрлом Брауном создал свой первый мюзикл под названием «Звук пустоты». Год спустя он выставлен в галерее Кордье-Экстром в Нью-Йорке на экспозиции под названием « Для глаз и ушей» . Звук Пустоты — предшественник Музыкальной Скульптуры.
- 1966: Кадранс. - Электромузыкальный рельеф Такиса в галерее Indica в Лондоне.
- 1967: Участник выставки «Свет и движение» в Музее современного искусства де ла Виль де Пари .
- 1972: Ретроспектива в Национальном центре современного искусства в Париже.
- 1973: Голландский фестиваль балета: световые сигналы и звуковые скульптуры Такиса образуют декорации и вдохновляют хореографию танцевальной группы Яапа Флиера «Элкесис» Нидерландского театра танца . – Театр де л'Одеон в Париже: Какояннис руководит « Вакантес» , а Такис сочиняет музыку для спектакля.
- 1974: Первый мюзикл Espace отправляется на выставку в Kunstverein в Ганновере. Такис пишет музыку к Костаса Гавраса фильму « Особая часть » .
- 1977: Участвует в Documenta VI в Касселе , демонстрируя мюзикл Espace.
- 1979: Выступление с Карлом Великим Палестиной в музее Рат в Женеве . – Kölnischer Kunstverein , выступление с Нам Джун Пайком в Кёльне, вдохновленное мюзиклом Такиса Espace Musical .
- 1981: 3 тотема — Espace Musical на форуме Центра Жоржа Помпиду .
- 1983: Такис создает музыку и сценический дизайн для оперы Софокла « Электра» в постановке Майкла Какоянниса в Эпидавре .
- 1984: Участвует в выставке «Век Кафки» в Центре Жоржа Помпиду .
- 1985: Центр Жоржа Помпиду заказывает Mur Magnétique для входа в Galeries Contemporaines. [ нужна ссылка ] — Первая премия Парижской биеннале .
- 1986: «Параллельная эротическая линия»: выступление с Жоэль Леандр (музыкант) и Мартой Зиога (танцовщица) в Музее Рат в Женеве .
- 1987: Государственный орган обороны предоставляет Такису право пользования самой большой площадью, которая когда-либо была предоставлена любому художнику в истории Парижа: 3500 м². 2 (26 840 квадратных футов) для леса из 76 Signaux , высотой от 3,50 до 9,50 метров (от 11,5 до 31,2 футов). [ нужна ссылка ]
- 1988: Выигрывает Гран-при Франции по скульптуре. – Создает сигнал для Олимпийского парка Сеула . – « Иокаста »: перформанс и выставка «Электра 88», в Центре искусств Ставроса Михалариаса. Такис разрабатывает костюмы, сочиняет музыку, устанавливает декорации и руководит спектаклем.
- 1990: Введен в эксплуатацию светильник Signaux для Большой арки Дефанс . – Представитель Такиса работает в Galerie Xippas в Париже. – «Пробуждение Исидоса»: спектакль с Барбарой Мауроталасити.
- 1992: Превращает гидротехнические сооружения Бове в музыкальную скульптуру высотой 65 м (211 футов). [ нужна ссылка ]
- 1993: Ретроспектива в Национальной галерее игры Jeu de Paume . – Инаугурация КЕТЕ в Афинах . Пять эоловых сигналов украшают сад ЮНЕСКО . – Министр греческой культуры Мелина Меркури назвала их «тотемами 21 века». [ нужна ссылка ] - Французская Республика чествует Такиса специальным выпуском марки с изображением спирали Такиса. [ нужна ссылка ]
- 1994: Выставка Galerie Nationale du Jeu de Paume показана в Школе изящных искусств в Афинах.
- 1995: Такис избирается представлять Грецию на 46-й Венецианской биеннале , где он заявляет: «Я гражданин мира» и «аннулирует» греческий павильон как символический жест отмены границ в искусстве; выбрав для выставки открытое пространство перед павильоном. [ нужна ссылка ]
- 1999: Управление метрополитена Аттико поручает строительство станции Syngrou-Fix в Афинах. [ нужна ссылка ]
- 2000: Музей современного искусства Барселоны (MACBA) и галерея Hayward в Лондоне представили работы Такиса. – Такис выставляет свою «скульпу солнечной энергии» в Дельфах.
- 2001: Европейский парламент награждает «Исследовательский центр искусства и науки» Почетной табличкой за вклад в область возобновляемых источников энергии. – Такис жертвует три сигнала для постоянной коллекции Центра Помпиду в Париже. Сигналы размещены на террасе здания на 5 этаже. Четыре года спустя изображение трех работ было использовано на Центра Помпиду рождественской открытке . – Галерея Xippas выставляет работы Такиса в рамках проекта Art Athina 2001.
- 2003: Такис участвует в выставке «Музыкальные зеркала – Совесть истории» , заказанной Компанией по созданию нового здания для греческой лирической сцены и Академии – « Мария Каллас ». Он предлагает «мюзикл» как символический жест для Новой греческой оперы. Такиса – «Вибрирующая параллельная линия» (1972) и «Магнитная колонна» (2003) представлены в галерее Xippas в Афинах . – Выставка в Европейском культурном центре Дельф: Такис участвует в « Посвящении Аполлону» (этюд 1) .
- 2004: Музыкальные сферы представлены в в экспозиции Атомиума равновесии и в движении . – Новая работа Таки «Музыка сфер: Музыкальное пространство 1» показана в Центре современного искусства Лариссы в Греции. – Магнитные стены , Эоловые сигналы , Антигравитационные сферы и Музыкальные сферы представлены на одной художественной выставке в Сицилии (Galleria Credito Siciliano) и Милане (Galleria Gruppo). – Олимпийские игры в Афинах вдохновляют Такиса выставить свои олимпийские спирали и эоловые сигналы в Национальной глиптотеке , а также на выставке «Афины в искусстве», организованной афинским муниципалитетом. Плакат Такиса, вдохновленный Афинскими играми 2004 года и заказанный Музеем современного искусства Валь-де-Марн . – Он выводит из употребления четыре своих мюзикла, выставленных в Афинах аукционным домом Бонэм . Он позаботился о том, чтобы они не продавались на аукционе в Лондоне. [ нужна ссылка ]
- 2005: Выставка «Солнечные магнитные поля» в Центре искусств Ставроса Михалариаса в Афинах.
- 2015: «Четвертое измерение» Выставка в The Menil Collection , Хьюстон, Техас – «Такис, Магнитные поля», персональная выставка во Дворце Токио , Париж, Франция.
- 2016: «Сигналы и четвертое измерение» в галерее Xippas, Женева, Швейцария.
- 2019: Ретроспектива Такиса в TATE Modern ; крупнейшая выставка работ Такиса, когда-либо проводившаяся в Великобритании, объединяющая более 70 работ. Выставка по мотивам Тейта была представлена в Музее современного искусства MACBA в Барселоне и Музее кикладского искусства в Афинах.
- 2020: Выставка Такиса в White Cube в Гонконге, знаменующая первую выставку покойного художника в Азии. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Фонд Такис – Исследовательский центр искусств и наук» . Takis Foundation — Исследовательский центр искусств и наук .
- ^ Jump up to: а б с «Биография – Фонд Такис – takisfoundation.org» . takisfoundation.org . Проверено 16 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Тейт. «Представляем Такиса – посмотрите поближе» . Тейт . Проверено 16 декабря 2019 г.
- ^ Грей, Тобиас (19 февраля 2015 г.). «Греческий скульптор Такис изменяет законы природы на благо искусства» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 20 февраля 2020 г.
- ^ Ривенк, Рэйчел, редактор. Бек, Рейнхард, редактор. (10 апреля 2018 г.). Продолжать двигаться? : сохранение кинетического искусства: материалы встречи, организованной Институтом консервации Гетти, Рабочей группой ИКОМ-CC по современным материалам и современному искусству и Музеем дель Новеченто, Палаццо Реале, Милан, Италия, 30 июня – 2 июля 2016 г. Фонд Дж. Пола Гетти. ISBN 978-1-60606-538-9 . OCLC 994263283 .
{{cite book}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Биография – Фонд Такис – takisfoundation.org» . takisfoundation.org . Проверено 10 сентября 2022 г.
- ^ Китс, Джонатон. «Эта выставка Tate Modern показывает, как выдающийся греческий художник Такис заново изобрел скульптуру с помощью магнитов» . Форбс . Проверено 13 февраля 2020 г.
- ^ «Такис, «инстинктивный учёный» » . окула.com . 25 ноября 2020 г. . Проверено 25 ноября 2020 г.
Другие источники
[ редактировать ]- Буш, Джулия М.; Десятилетие скульптуры: новые медиа в 1960-е годы (The Art Alliance Press: Филадельфия)
- Associated University Press : Лондон, (1974) ISBN 0-87982-007-1