Понтус Хюльтен
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |

Карл Гуннар Воугт Понтус Хультен (21 июня 1924 — 26 октября 2006) — шведский коллекционер произведений искусства и директор музея. Понтус Хюльтен считается одним из самых выдающихся музейных специалистов двадцатого века. Он был пионером и бывшим руководителем Музея современного искусства в Стокгольме, а в 1970-х годах его пригласили принять участие в создании Центра Жоржа Помпиду в Париже , где он был первым директором Национального музея современного искусства (MNAM). ) в 1974–1981 гг.
Биография
[ редактировать ]Понтус Хюльтен родился в Стокгольме ; он изучал историю искусств в Стокгольмском университете , а в 1950-х годах был куратором небольшой художественной галереи , а также организовывал кинопоказы. В 1958 году он курировал выставку «Конструктивистский дизайн». [ 1 ] в Galerie Lambert Weyl, Париж.
Современный музей
[ редактировать ]В 1960 году Хюльтен был назначен главой Moderna Museet , превратив музей в центр современного искусства. При Хультене Moderna Museet должен был стать одним из самых динамичных учреждений современного искусства 1960-х годов. За время его пребывания в должности музей сыграл важную роль в преодолении разрыва между Европой и Америкой, организовав многочисленные выставки с работами художников раннего Нового времени, таких как Винсент Ван Гог , модернисты Пауль Клее , Рене Магритт , Джексон Поллок и Василий Кандинский , а также шведские художники. включая Свена Эрикссона , Брора Йорта и Сигрид Йертен .
Хультен организовал тематические выставки, в том числе 4 американцев в 1962 году с поп-художниками Робертом Раушенбергом и Джаспером Джонсом , а также провел персональные выставки с Клаасом Ольденбургом , Энди Уорхолом и Эдвардом Кинхольцем . За ним последовало в 1964 году одно из первых европейских исследований американского поп-арта . В свою очередь Хюльтен был приглашен курировать выставку в нью-йоркском Музее современного искусства в 1968 году: его первую историческую и междисциплинарную выставку, на которой исследовались машины в искусстве, фотографии и промышленном дизайне.
Следуя за Önskemuseet (Музей наших желаний) зимой 1963–1964 годов, Хюльтен убедил шведское правительство предоставить единовременный грант в 5 миллионов крон, чтобы помочь музею пополнить свою коллекцию работами Эрнста Людвига Кирхнера , Макса Эрнста , Жоана Миро. , Сальвадор Дали , Пит Мондриан и Пабло Пикассо . Музей получил международную известность в 1966 году благодаря выставке «ОНА – Собор» , которая представляла собой гигантскую скульптуру лежащей женщины, чрево которой было входом для посетителей, которые могли испытать различные вещи внутри. Художниками, стоящими за работой, были Ники де Сен-Фалль , Жан Тэнгли и сам Понтус Хюльтен. Выставка Энди Уорхола 1968 года стала Энди Уорхола первой ретроспективой . По словам писателя и искусствоведа Карла-Йохана Мальмберга, «[Понтус Хюльтен] понял, что такое хорошее искусство, намного раньше, чем это сделали другие, и поэтому намного опередил свое время». [ 2 ]
Центр Помпиду
[ редактировать ]В 1973 году Хюльтен покинул Стокгольм, чтобы вступить в один из самых значительных периодов своей карьеры. Будучи директором-основателем нового музея современного искусства в Центре Жоржа Помпиду , открывшегося в 1977 году, Хюльтен организовал крупномасштабные выставки, которые исследовали формирование истории искусства через связи между художественными столицами: Париж-Берлин , Париж-Москва , Париж . -Нью-Йорк и Париж-Париж включали в себя не только предметы искусства, варьирующиеся от конструктивизма до поп-музыки , но и фильмы, плакаты, документацию и реконструкции выставочных площадей, таких как Гертруды Стайн Салон . Многоплановые и междисциплинарные, эти выставки ознаменовали смену парадигмы в создании выставок, войдя в коллективную память поколений художников, кураторов и критиков , как это удалось немногим другим.
Более поздняя карьера
[ редактировать ]
Карьера Хюльтена после Центра Помпиду отражала ту же приверженность тесному сотрудничеству с художниками, благодаря которой многие с любовью вспоминают его. Приглашен Робертом Ирвином и Сэмом Фрэнсисом для создания Музея современного искусства (MOCA) . Хюльтен уехал в Лос-Анджелес в 1980 году, но после четырех лет нечастых выставок и большого сбора средств вернулся в Европу. В 1984–1990 годах он руководил Палаццо Грасси в Венеции , а в 1985 году вместе с Даниэлем Бюреном , Сержем Фошро и Саркисом Institut des Hautes Études en Arts Plastiques основал в Париже , который Хюльтен охарактеризовал как крест между Баухаусом и колледжем Блэк Маунтин . В 1991–1995 годах Хюльтен был художественным руководителем Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland в Бонне . Позже он стал директором Музея Жана Тэнгли в Базеле , где курировал первую выставку. О Понтюсе Хультене Ники де Сен-Фалль однажды сказал: «[у него] была душа художника, а не директора музея». [ 3 ]
Понтус Хультен также известен продажей выставочных копий коробок Энди Уорхола. Эти коробки представляли собой копии, созданные примерно в 1990 году на юге Швеции по указанию Понтуса Хультена, которые он позже продал за миллионы. [ 4 ] Некоторые из них были также переданы (подарены) Шведскому современному музею. Эти коробки недавно были «понижены» Советом по аутентификации произведений искусства Энди Уорхола. [ 5 ]
Наследие
[ редактировать ]Понтус Хюльтен определил музей как гибкое и открытое пространство, в стенах которого проводится множество мероприятий: лекции, сериалы фильмов, концерты и дебаты. Хюльтен всегда поддерживал особый диалог с художниками, установив дружбу на всю жизнь с Сэмом Фрэнсисом , Жаном Тэнгли , Грегом Колсоном и Ники де Сен-Фалль, за чьей карьерой он не только следил, но и формировал с самого начала. Хюльтен посвятил свою жизнь искусству и, будучи заядлым коллекционером произведений искусства, в ноябре 2005 года он подарил свою частную коллекцию из 700 работ Moderna Museet. Одна из его просьб заключалась в том, чтобы подаренные работы не вывешивались как часть коллекции, а должны быть доступным для публики в удобном для пользователя хранилище – типичное решение в стиле хультенского стиля, которое давало бы публике свободу просматривать шедевры, как в художественной библиотеке. Выйдя на пенсию, он прожил свои последние годы в Париже и Стокгольме, где и умер.
Публикации
[ редактировать ]- Эванс, Анджела Кэр (2001). «Саттон Ху и Снейп, Вендел и дельфин» В Хультене, Понтус и фон Плессен, Мария-Луиза (ред.). Реальная история вандалов Публикации музейных вандалов. Том. 1. Варнамо: Музейный зал вандалов. стр. 100-1 48–64. ISSN 1650-5549 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Конструктивистский дизайн, опубликовано Galerie Lambert Weyl, 1958.
- ^ «Пионер современного музея умер» . Шведская газета. 27 октября 2006 г. Проверено 27 октября 2006 г.
- ^ Ханс-Ульрих Обрист, « Все дело в этом - директор музея Понтус Хультен - Интервью », Artforum , No. 4, 1997.
- ^ Artnews, Скандал с Brillo-Box
- ^ The Artnewspaper, коробки Уорхола Брилло понижены до уровня «копий».
Источники
[ редактировать ]- « Умер Понтус Хюльтен, бывший директор Moderna Museet »
- Харальдссон, Андерс: «Пионер современного музея скончался», в Svenska Dagbladet , 27 октября 2003 г. (на шведском языке).
- Обрист, Ганс-Ульрих: « Все дело в этом - директор музея Понтус Хюльтен - Интервью », Artforum , No. 4, 1997.
- Петерсенс, Магнус: Выставки Понтуса Хультена . МАКБА: Барселона, 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на французском языке) Центр Помпиду: Понтус Хюльтен: свободный дух
- Умер Понтус Хюльтен, 82 года, чемпион современного искусства, картина Роберты Смит, New York Times, 30 октября 2006 г.
- Понтус Хюльтен, 82 года; бывший глава MOCA имел глобальное влияние на крупные арт-площадки , Сюзанна Мучник, The Los Angeles Times, 31 октября 2006 г.
- Лекция Магнуса аф Петерсенса в формате MP3 на выставках MACBA на Понтус-Хультене с особым упором на выставку скульптур «ОНА - Собор» (Moderna Museet, 1966) и ретроспективу «Энди Уорхола» (Moderna Museet, 1968).