Сигрид Йертен
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2017 г. ) |
Сигрид Йертен | |
---|---|
![]() Сигрид Йертен за работой | |
Рожденный | 27 октября 1885 г. |
Умер | 24 марта 1948 г. | (62 года)
Национальность | Шведский |
Известный | Рисование |
Движение | Модернизм |
Сигрид Йертен (27 октября 1885 — 24 марта 1948) — шведская художница -модернистка . Йертен считается важной фигурой шведского модернизма. Периодически она проявляла высокую продуктивность и участвовала в 106 выставках. Она проработала 30 лет художницей, прежде чем умерла от осложнений лоботомии по поводу шизофрении .
Биография
[ редактировать ]
Сигрид Йертен родилась в Сундсвалле в 1885 году. Она училась в Университетском колледже искусств, ремесел и дизайна в Стокгольме и получила диплом преподавателя рисования. На вечеринке в студии в 1909 году Йертен познакомилась со своим будущим мужем, двадцатилетним Исааком Грюневальдом , который уже год учился у Анри Матисса в Париже . Грюневальд убедил ее, что она будет более достойной художницей. Позже в том же году она также пошла в художественную школу Матисса. Говорили, что она «была любимой ученицей Матисса из-за ее тонкого чувства цвета». [ 1 ]
1910-е годы
[ редактировать ]Когда Йертен училась у Анри Матисса в Париже , она была впечатлена тем, как он и Поль Сезанн обращались с цветом. Она разработала стиль контрастных цветовых полей и упрощенных контуров. Ее эстетические намерения были в первую очередь связаны с цветом, и в своих более поздних работах 1930-х годов она говорила о цветах в таких терминах, как холодный желтый . Йертен стремилась найти формы и цвета, которые могли бы передать ее эмоции. В этом отношении ее творчество более тесно связано с немецкими экспрессионистами , такими как Эрнст Людвиг Кирхнер , чем с французскими художниками с их изящной игрой линий.
Через полтора года она вернулась в Швецию. В 1912 году Йертен участвовал в групповой выставке в Стокгольме. Это была ее дебютная выставка как художницы. В последующие десять лет она приняла участие во многих выставках как в Швеции, так и за рубежом, в том числе в Берлине в 1915 году, где была хорошо принята. Йертен также был представлен на Выставке экспрессионистов в Консталле Лильевальха в Стокгольме в 1918 году вместе с двумя другими художниками. Однако современные критики не были в восторге от ее творчества.
В творчестве Йертен, где она широко раскрывает себя, можно заметить разные стадии развития. Влияние Матисса, пожалуй, наиболее заметно в 1910-х годах. В течение этого десятилетия Йертен создала множество картин с изображениями в помещении и видами из своего дома, сначала на площади Корнхамнсторг, а затем на улице Катаринавеген в Стокгольме. Ее муж Исаак Грюневальд и сын Иван, а также сама Сигрид часто изображаются в сценах, охватывающих разного рода конфликты. В это время Йертен познакомился и вдохновился искусством Эрнста Йозефсона во время его болезни.
Интерьер студии
[ редактировать ]
Ateljéinteriör (Интерьер студии) 1916 года показывает, насколько радикальной была Йертен для своего времени. Картина описывает роли, которые она играла как художницу, женщину и мать: разные идентичности в разных мирах. Йертен сидит на диване между двумя художниками – ее мужем Исааком Грюневальдом и, возможно, Эйнаром Йолином – которые разговаривают друг с другом через ее голову. Ее большие голубые глаза смотрят вдаль. На переднем плане женщина, одетая в черное – утонченное альтер-эго – прислоняется к мужской фигуре, которая могла бы быть художником Нильсом Дарделем . Из правого угла выползает ее сын Иван. На заднем плане мы видим одну из картин Йертена того периода, «Зигенарквинна» («Цыганка»).
Ateljéinterior и Den röda rullgardinen («Красная слепая») 1916 года — смелые картины, которые в последние годы породили новые интерпретации, основанные на современных гендерных исследованиях и раскрывающие информацию о частной жизни художника.
1920-е годы
[ редактировать ]Между 1920 и 1932 годами Йертен и ее семья жили в Париже и совершили множество экскурсий по французской сельской местности и Итальянской Ривьере для рисования. Это была относительно гармоничная эпоха в искусстве Йертен, но ее выставки в этот период были очень ограничены. Ее муж часто бывал в Стокгольме, где сделал блестящую карьеру. В конце 1920-х годов у Йертен все чаще наблюдались различные психосоматические недуги, и она жаловалась на одиночество.
С течением времени в ее искусстве можно увидеть растущее напряжение. В конце 1920-х годов, когда она была очень изолирована во Франции, в ее картинах стали появляться более холодные и темные цвета. Повторяющиеся диагональные мазки придавали картинам напряженное впечатление.
1930-е годы
[ редактировать ]В 1932 году Йертен решил вернуться в Стокгольм. Но во время упаковки она разрушилась. добралась до Швеции и была временно доставлена в психиатрическую больницу Беккомберга Она с симптомами шизофрении . Периодически она выздоравливала, и в последующие два года (1932–1934) творчество Йертен достигло кульминации в крещендо, когда она, как одержимая, создавала картины, выражающие сильно нагруженные чувства. Она посвятила себя интенсивному рисованию, создавая по одной картине в день, книжке с картинками своей жизни , согласно интервью шведскому художественному журналу Paletten . Картины Йертена этого периода часто характеризуются угрожающими тонами, растущими грозовыми тучами и чувством покинутости. Некоторые картины излучают ужас, другие производят теплое и гармоничное впечатление.
В 1934 году она путешествовала с семьей по югу Европы , где рисовала. В конце концов Йертен сделала себе имя среди критиков как художница в 1935 году, когда она выставила свои работы вместе с Исааком в Гетеборге . Тем не менее, большинство современных критиков отрицательно и даже пренебрежительно относились к произведениям Йертена, и многие из них писали глубоко оскорбительные рецензии. Среди прочего ее картины называли идиотизмом, обманом, ужасами и продуктами инвалидности.
Публичное признание она завоевала только в 1936 году, когда у нее состоялась хорошо принятая персональная выставка в Шведской королевской академии художеств в Стокгольме . «После просмотра почти 500 работ ее ретроспективы 1936 года критики были единодушны: выставка была признана одной из самых замечательных работ сезона, а Йертен была признана одной из величайших и оригинальных современных художниц Швеции. Таким образом, она получила признание. — но слишком поздно». [ 1 ]
Исаак, у которого на протяжении многих лет было много любовниц, развелся с Йертеном и снова женился. И Исаак, и его новая жена позже погибли в авиакатастрофе в 1946 году.
В конце 1930-х годов у Йертен диагностировали шизофрению, и она была навсегда госпитализирована в психиатрическую больницу Беккомберга в Стокгольме, где оставалась до конца своей жизни. После 1938 года ее творческая деятельность пошла на убыль. После неудачной лоботомии она умерла в Стокгольме в 1948 году. [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]Общий объем работ Йертена составил чуть более 500 картин, включая эскизы, акварели и рисунки. Йертен на протяжении всей своей карьеры приходилось бороться с предрассудками своего времени. Ее картины кажутся чрезвычайно личными для той эпохи, в которую они были созданы, когда вопросы цвета и формы занимали первое место в сознании художников. Ее интерес к человечеству часто проявлялся в драматических, даже театральных композициях, а подход к цвету был не только теоретическим, но и эмоциональным.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ингельман, Ингрид (1984), «Женщины-художницы в Швеции: борьба на два фронта», Woman's Art Journal , 5 (1): 1–7, doi : 10.2307/1357877 , JSTOR 1357877
- ^ «Памяти известных женщин» . www.fembio.org . Проверено 11 декабря 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]
- (на шведском языке) Сигрид Йертен , Анника Гуннарссон, в книге Moderna museet , изд. Сесилия Виденхайм и др. , Стокгольм: Moderna museet, 2004. ISBN 91-7100-724-5
- (на французском языке) Катарина Борг Берторп, Сигрид Йертен: l'hértière de Matisse du Grand Nord: наследница Матисса с Крайнего Севера , Париж: Centre Culturel Suédois, 1997
- (на шведском языке) Анита Гольдман, В душе всегда чисто: О Сигрид Йертен , Стокгольм: Natur & Kultur , 1995, ISBN 91-27-05485-3