Jump to content

Сигрид Йертен

Сигрид Йертен
Сигрид Йертен за работой
Рожденный 27 октября 1885 г.
Умер 24 марта 1948 г. ( 1948-03-24 ) (62 года)
Национальность Шведский
Известный Рисование
Движение Модернизм

Сигрид Йертен (27 октября 1885 — 24 марта 1948) — шведская художница -модернистка . Йертен считается важной фигурой шведского модернизма. Периодически она проявляла высокую продуктивность и участвовала в 106 выставках. Она проработала 30 лет художницей, прежде чем умерла от осложнений лоботомии по поводу шизофрении .

Биография

[ редактировать ]
Сигрид Йертен, Исаак Грюневальд. Национальный музей, Стокгольм, Швеция

Сигрид Йертен родилась в Сундсвалле в 1885 году. Она училась в Университетском колледже искусств, ремесел и дизайна в Стокгольме и получила диплом преподавателя рисования. На вечеринке в студии в 1909 году Йертен познакомилась со своим будущим мужем, двадцатилетним Исааком Грюневальдом , который уже год учился у Анри Матисса в Париже . Грюневальд убедил ее, что она будет более достойной художницей. Позже в том же году она также пошла в художественную школу Матисса. Говорили, что она «была любимой ученицей Матисса из-за ее тонкого чувства цвета». [ 1 ]

1910-е годы

[ редактировать ]

Когда Йертен училась у Анри Матисса в Париже , она была впечатлена тем, как он и Поль Сезанн обращались с цветом. Она разработала стиль контрастных цветовых полей и упрощенных контуров. Ее эстетические намерения были в первую очередь связаны с цветом, и в своих более поздних работах 1930-х годов она говорила о цветах в таких терминах, как холодный желтый . Йертен стремилась найти формы и цвета, которые могли бы передать ее эмоции. В этом отношении ее творчество более тесно связано с немецкими экспрессионистами , такими как Эрнст Людвиг Кирхнер , чем с французскими художниками с их изящной игрой линий.

Через полтора года она вернулась в Швецию. В 1912 году Йертен участвовал в групповой выставке в Стокгольме. Это была ее дебютная выставка как художницы. В последующие десять лет она приняла участие во многих выставках как в Швеции, так и за рубежом, в том числе в Берлине в 1915 году, где была хорошо принята. Йертен также был представлен на Выставке экспрессионистов в Консталле Лильевальха в Стокгольме в 1918 году вместе с двумя другими художниками. Однако современные критики не были в восторге от ее творчества.

В творчестве Йертен, где она широко раскрывает себя, можно заметить разные стадии развития. Влияние Матисса, пожалуй, наиболее заметно в 1910-х годах. В течение этого десятилетия Йертен создала множество картин с изображениями в помещении и видами из своего дома, сначала на площади Корнхамнсторг, а затем на улице Катаринавеген в Стокгольме. Ее муж Исаак Грюневальд и сын Иван, а также сама Сигрид часто изображаются в сценах, охватывающих разного рода конфликты. В это время Йертен познакомился и вдохновился искусством Эрнста Йозефсона во время его болезни.

Интерьер студии

[ редактировать ]
Интерьер студии 1916 года — одна из самых знаковых работ Йертена.

Ateljéinteriör (Интерьер студии) 1916 года показывает, насколько радикальной была Йертен для своего времени. Картина описывает роли, которые она играла как художницу, женщину и мать: разные идентичности в разных мирах. Йертен сидит на диване между двумя художниками – ее мужем Исааком Грюневальдом и, возможно, Эйнаром Йолином – которые разговаривают друг с другом через ее голову. Ее большие голубые глаза смотрят вдаль. На переднем плане женщина, одетая в черное – утонченное альтер-эго – прислоняется к мужской фигуре, которая могла бы быть художником Нильсом Дарделем . Из правого угла выползает ее сын Иван. На заднем плане мы видим одну из картин Йертена того периода, «Зигенарквинна» («Цыганка»).

Ateljéinterior и Den röda rullgardinen («Красная слепая») 1916 года — смелые картины, которые в последние годы породили новые интерпретации, основанные на современных гендерных исследованиях и раскрывающие информацию о частной жизни художника.

1920-е годы

[ редактировать ]

Между 1920 и 1932 годами Йертен и ее семья жили в Париже и совершили множество экскурсий по французской сельской местности и Итальянской Ривьере для рисования. Это была относительно гармоничная эпоха в искусстве Йертен, но ее выставки в этот период были очень ограничены. Ее муж часто бывал в Стокгольме, где сделал блестящую карьеру. В конце 1920-х годов у Йертен все чаще наблюдались различные психосоматические недуги, и она жаловалась на одиночество.

С течением времени в ее искусстве можно увидеть растущее напряжение. В конце 1920-х годов, когда она была очень изолирована во Франции, в ее картинах стали появляться более холодные и темные цвета. Повторяющиеся диагональные мазки придавали картинам напряженное впечатление.

1930-е годы

[ редактировать ]

В 1932 году Йертен решил вернуться в Стокгольм. Но во время упаковки она разрушилась. добралась до Швеции и была временно доставлена ​​в психиатрическую больницу Беккомберга Она с симптомами шизофрении . Периодически она выздоравливала, и в последующие два года (1932–1934) творчество Йертен достигло кульминации в крещендо, когда она, как одержимая, создавала картины, выражающие сильно нагруженные чувства. Она посвятила себя интенсивному рисованию, создавая по одной картине в день, книжке с картинками своей жизни , согласно интервью шведскому художественному журналу Paletten . Картины Йертена этого периода часто характеризуются угрожающими тонами, растущими грозовыми тучами и чувством покинутости. Некоторые картины излучают ужас, другие производят теплое и гармоничное впечатление.

В 1934 году она путешествовала с семьей по югу Европы , где рисовала. В конце концов Йертен сделала себе имя среди критиков как художница в 1935 году, когда она выставила свои работы вместе с Исааком в Гетеборге . Тем не менее, большинство современных критиков отрицательно и даже пренебрежительно относились к произведениям Йертена, и многие из них писали глубоко оскорбительные рецензии. Среди прочего ее картины называли идиотизмом, обманом, ужасами и продуктами инвалидности.

Публичное признание она завоевала только в 1936 году, когда у нее состоялась хорошо принятая персональная выставка в Шведской королевской академии художеств в Стокгольме . «После просмотра почти 500 работ ее ретроспективы 1936 года критики были единодушны: выставка была признана одной из самых замечательных работ сезона, а Йертен была признана одной из величайших и оригинальных современных художниц Швеции. Таким образом, она получила признание. — но слишком поздно». [ 1 ]

Исаак, у которого на протяжении многих лет было много любовниц, развелся с Йертеном и снова женился. И Исаак, и его новая жена позже погибли в авиакатастрофе в 1946 году.

В конце 1930-х годов у Йертен диагностировали шизофрению, и она была навсегда госпитализирована в психиатрическую больницу Беккомберга в Стокгольме, где оставалась до конца своей жизни. После 1938 года ее творческая деятельность пошла на убыль. После неудачной лоботомии она умерла в Стокгольме в 1948 году. [ 2 ]

Наследие

[ редактировать ]

Общий объем работ Йертена составил чуть более 500 картин, включая эскизы, акварели и рисунки. Йертен на протяжении всей своей карьеры приходилось бороться с предрассудками своего времени. Ее картины кажутся чрезвычайно личными для той эпохи, в которую они были созданы, когда вопросы цвета и формы занимали первое место в сознании художников. Ее интерес к человечеству часто проявлялся в драматических, даже театральных композициях, а подход к цвету был не только теоретическим, но и эмоциональным.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Ингельман, Ингрид (1984), «Женщины-художницы в Швеции: борьба на два фронта», Woman's Art Journal , 5 (1): 1–7, doi : 10.2307/1357877 , JSTOR   1357877
  2. ^ «Памяти известных женщин» . www.fembio.org . Проверено 11 декабря 2021 г.
  • (на шведском языке) Сигрид Йертен , Анника Гуннарссон, в книге Moderna museet , изд. Сесилия Виденхайм и др. , Стокгольм: Moderna museet, 2004. ISBN   91-7100-724-5
  • (на французском языке) Катарина Борг Берторп, Сигрид Йертен: l'hértière de Matisse du Grand Nord: наследница Матисса с Крайнего Севера , Париж: Centre Culturel Suédois, 1997
  • (на шведском языке) Анита Гольдман, В душе всегда чисто: О Сигрид Йертен , Стокгольм: Natur & Kultur , 1995, ISBN   91-27-05485-3

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7464ecf007d75e70b748e7533c2e38fb__1673692020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/fb/7464ecf007d75e70b748e7533c2e38fb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sigrid Hjertén - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)