Последний этап
Последний этап | |
---|---|
Режиссер | Ванда Якубовска |
Написал | Ванда Якубовска Герда Шнайдер |
В главных ролях | Барбара Драпинска |
Кинематография | Бентцион Монастырский |
Распространено | Польский фильм |
Дата выпуска |
|
Время работы | 81 мин. / 110 мин. (НАС) |
Страна | Польша |
Языки | польский , немецкий , русский |
«Последний этап» (польский: Ostatni etap ) — польский исторический драматический фильм 1948 года, снятый и написанный в соавторстве с Вандой Якубовской , изображающий ее опыт в Освенцим концентрационном лагере во время Второй мировой войны . [ 1 ] Этот фильм был одной из первых кинематографических попыток описать Холокост . Фильм Якубовской оказал влияние на последующих режиссеров, занимавшихся этой темой, в том числе Алена Рене , Джилло Понтекорво и Стивена Спилберга . [ 2 ] В кинокритике его часто называют «матерью всех фильмов о Холокосте». [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Это был первый фильм Якубовской, выпущенный в кинотеатрах, имевший коммерческий успех и успех у критиков. [ 5 ] Его посмотрели более 7,8 миллионов человек в Польше и экспортировали в десятки стран. [ 5 ] В 1950 году он также получил премию BAFTA за лучший фильм из любого источника. [ 6 ]
Сюжет
[ редактировать ]Марта Вайс (Барбара Драпинска), польская еврейка, приезжает на вагоне для перевозки скота в концентрационный лагерь Освенцим. Там она привлекает внимание охранников, поскольку говорит на нескольких языках и ее отправляют работать переводчиком. Когда она спрашивает о фабрике в лагере, сокамерник сообщает ей, что это крематорий и что остальные члены ее семьи, вероятно, были убиты. Персонаж Марты Вайс основан на реальной жизни Малы Циметбаум .
В казармах многие женщины умирают и болеют. Евгения, заключенная и врач, изо всех сил старается служить им, но не может сделать многого, поскольку запасы ограничены. Женщины узнают, что в лагерь приезжает международная комиссия для наблюдения за условиями содержания узников. Евгения выучивает несколько ключевых фраз на немецком языке и способна сказать наблюдателям, что все, что они видят, — ложь и люди умирают. К сожалению, командиры сообщают наблюдателям, что Евгения психически больна. Позже они пытают ее, чтобы узнать, кто научил ее немецким фразам, но Евгения отказывается им говорить, и ее убивают.
Евгению заменяет Лалуния, полька, которая утверждает, что была задержана по ошибке, и которая говорит, что она врач, хотя на самом деле она всего лишь жена фармацевта. Однако вместо того, чтобы давать лекарства женщинам лагеря, она раздает их капо в обмен на предметы роскоши, такие как одежда и духи. Помощница медсестры обыскивает ее комнату и конфискует оставшиеся лекарства. Позже Лалуния сдает помощницу и убивает ее после того, как обнаруживает написанные ею сообщения о наступлении русских.
Тем временем Марте удается временно сбежать, чтобы переправить информацию о лагерях телекомпании сопротивления. Когда ее возвращают в лагерь, ее пытают, а затем приговаривают к смертной казни через повешение. Заключенный освобождает ей запястья и протягивает ей нож, прежде чем она умрет, и она сообщает лагерю, что идут русские, и режет лицо нацистскому командиру, который ее пытал. Прежде чем охранники успевают нанести ответный удар, над головой раздаются звуки самолетов, и Марта понимает, что русские пришли их освободить.
Производство
[ редактировать ]Сценаристами фильма являются Якубовская и Герда Шнайдер, также пережившая Освенцим. [ 5 ] Якубовская изначально думала о создании фильма, документирующего ее опыт в Освенциме, когда она еще была узницей лагеря: «Решение снять фильм об Освенциме возникло, как только я пересекла ворота лагеря». [ 5 ] После освобождения из лагеря она сразу же приступила к работе над сценарием и к декабрю 1945 года завершила первый вариант. [ 5 ] Как выжившая, она чувствовала, что ее долг и как режиссера – свидетельствовать и отмечать масштабы зла. [ 5 ] В 1946 году она поехала в Москву с киноновеллой по сценарию, переведенной на русский язык, и встретилась с Михаилом Калатозовым , который тогда отвечал за советский кинематограф . Глубоко тронутый Калатозов передал повесть Андрею Жданову . [ 5 ] Жаданов был глубоко тронут и отправил повесть Иосифу Сталину . [ 5 ] Личное одобрение Сталина и советское благословение позволили Якубовской снять фильм. [ 5 ] Фильм «Польский» по-прежнему требовал доработки сценария и запрашивал мнение писателей, сторонних наблюдателей, политических активистов и бывших узников Освенцима. [ 5 ]
Действие фильма происходит и снимается в Освенциме, и в нем принимали участие местные жители Освенцима , военнослужащие Красной Армии и немецкие военнопленные в качестве массовки. [ 5 ] Некоторые из актрис сами были бывшими узницами лагеря. [ 5 ] Ежи Кавалерович, помощник режиссера фильма, сказал, что эти женщины "были мудрее всех помощников режиссера; они знали все по опыту. Они видели это. Бывшие сокамерницы возвращались на свои места". [ 5 ] Чеслав Пясковский, второй художник-постановщик, также пережил концлагерь. [ 5 ] Якубовская восстановила часть лагеря для съемок, и съемочная группа осталась в бывших помещениях СС , а Якубовская остановилась в бывшем доме Рудольфа Хёсса . [ 5 ]
Бросать
[ редактировать ]- Барбара Драпинска в роли Марты Вайс, еврейско-польской переводчицы
- Ванда Бартовна в роли Хелены
- Алина Яновска в роли Дессы и сербского военнопленного
- Maria Vinogradova as Nadya
- Татьяна Гурецкая — Евгения, русский врач
- Станислав Зачик в роли Тадека
- Эдвард Дзевонски — медицинский офицер Освенцима
- Антонина Гордон-Гуречка — Анна, немецкая медсестра
- Угетт Фаже — Мишель, французский патриот
- Александра Слёнска — руководитель женского блока
- Стефан Срудка в роли Бронека
- Барбара Фиевска — Анелька, замещающая медсестра
- Халина Дрохочка — Лалуния, замещающий врач
- Анна Лютославская в роли Уржсулы
- Зофья Мрозовская — цыганская певица
- Барбара Рахвальска в роли Эльзы
- Мария Каневска — регистратор
- Анна Ярачувна в роли Фриды, капо
Прием
[ редактировать ]Фильм получил « Хрустальный глобус» на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1948 году, был номинирован на Большую международную премию кинофестиваля в 1948 году и на премию BAFTA лучший фильм из любого источника в 1950 году. Венецианского за Газета «Нью-Йорк Таймс» в 1949 году: «...этот последний импорт из Европы представляет собой суровый и бескомпромиссный фильм... он несет в себе мощное понимание стыда и пафоса одного из самых мрачных часов истории». [ 7 ] В 1996 году Стивен Холден также написал о фильме в The New York Times : «Более мрачный и ужасающий, чем « Список Шиндлера », этот чернильный, кошмарный фильм сохраняет атмосферу фильма ужасов вплоть до своего сентиментального финала». [ 8 ] Во вступлении к опубликованному сценарию Якубовской Ежи Теплиц написал: «Ценность фильма заключается в идеологической позиции его создателя, который вложил свой огромный талант и все свои силы в борьбу с фашизмом, в разоблачение его геноцидного метода». [ 5 ]
Кинокритик Питер Брэдшоу дал фильму пятизвездочную рецензию в 2023 году в The Guardian после его выхода на потоковой платформе Mubi . [ 2 ] Брэдшоу писал: «Последний этап» — это откровенный, яростный фильм с уверенным и почти голливудским способом изображения кошмара, но с особым акцентом на левых польских патриотах и их дерзком плане сопротивления. случайно, даже леденяще кровь, вызваны, хотя они и не находятся на виду... «Последний этап» важен и как фильм, и как исторический документ». [ 2 ] назвал его «шедевром» В том же году журнал Sight and Sound : «Последний этап» проявляет уважение и достоинство к заключенным, показывает их как сложных людей, ставит их в центр повествования». [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Реймер, Р.К.; Реймер, CJ (2012). Исторический словарь кино о Холокосте . Пугало Пресс. п. XVIII. ISBN 978-0-8108-7986-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Обзор «Последнего этапа» — первый кинематографический взгляд на ужас Освенцима The Guardian . 9 января 2023 г.
- ^ Мать всех фильмов о холокосте?: Трилогия Ванды Якубовской об Освенциме « Исторический журнал кино, радио и телевидения» . Том 24, 2004 г. - Выпуск 2
- ^ «Последний этап» Ванды Якубовской (1948), показ фильма с библиотекой Марека Халтофа Калифорнийского университета в Сан-Диего. 2021 год
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д ВОЗВРАЩЕНИЕ В АУСВИЦ: «ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП» ВАНДЫ ЯКУБОВСКОЙ (1948) The Polish Review . Том. 55, № 1 (2010)
- ^ Перейти обратно: а б «Последний этап»: шедевр раннего кино о Холокосте «Sight and Sound» . 13 февраля 2023 г.
- ^ ОБЗОР ЭКРАНА; «Последняя остановка», польский фильм о жестоком нацистском концентрационном лагере, открывается в мире The New York Times . 22 марта 1949 г.
- ^ БЛОКНОТ КРИТИКА; О том, как страдать и причины, The New York Times . 25 января 1996 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1948 года
- Драматические фильмы 1948 года
- Польские драматические фильмы
- Фильмы 1940-х годов на польском языке
- Немецкоязычные фильмы 1940-х годов
- Фильмы, действие которых происходит в 1940-х годах.
- Фильмы о Холокосте
- Драматические фильмы, основанные на реальных событиях
- Фильмы режиссера Ванды Якубовской
- Лауреаты Хрустального глобуса
- Польские черно-белые фильмы
- Многоязычные фильмы 1940-х годов
- Польские многоязычные фильмы
- Фильмы о Второй мировой войне, основанные на реальных событиях.
- Фильмы о евреях и иудаизме
- Фильмы о военных преступлениях
- Фильмы о геноциде
- Фильмы об антисемитизме
- Фильмы о нацизме