Джон Ховард Лоусон
Джон Ховард Лоусон | |
---|---|
Рожденный | Нью-Йорк, Нью-Йорк , США | 25 сентября 1894 г.
Умер | 11 августа 1977 г. Сан-Франциско, Калифорния , США | (82 года)
Псевдоним | Эдвард Льюис |
Занятие | Драматург , сценарист |
Период | Модернизм |
Супруг | Кэтрин Дрейн (1918–1923) Сьюзан Эдмонд (1925–) |
Дети | 3 |
Подпись | |
![]() |
Джон Ховард Лоусон (25 сентября 1894 — 11 августа 1977) — американский писатель, специализирующийся на пьесах и сценариях. Начав с пьес для театров Нью-Йорка, он работал в Голливуде над сценарием для фильмов. [ 1 ] Он был первым президентом Гильдии сценаристов Америки, Запада, после того, как Гильдия сценаристов разделилась на две региональные организации.
Лоусон был одним из « голливудской десятки» , первой группы профессионалов американской киноиндустрии, попавшей в черный список Конгресса во время расследования коммунистического влияния в Голливуде в эпоху Маккарти в 1950-х годах. Он и его коллеги отказались давать показания; он был признан виновным в неуважении к Конгрессу и отсидел год в тюрьме. Он переехал в Мексику, где написал несколько книг о театре. Вернувшись в США, он преподавал в некоторых университетах Калифорнии. Используя псевдоним, он написал сценарий фильма «Плачь, любимая страна» (1951), экранизации Алана Пэтона романа о Южной Африке , критикующего апартеид .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Джон Ховард Лоусон родился 25 сентября 1894 года в Нью-Йорке в семье евреев по имени Симеон Леви и Белль Харт . [ 2 ] Перед рождением их первого ребенка его отец сменил фамилию с Леви на Лоусон, пошутив, что это было сделано для того, чтобы его сын мог «получить бронь в дорогих курортных отелях». [ 3 ] В 1880-х годах отец Лоусона жил в Мехико, где основал газету Mexican Financie. [ 4 ] Когда Джону было пять лет, его мать умерла. Она назвала своих троих детей в честь людей, которыми она восхищалась: Джон Ховард Лоусон был назван в честь тюремного реформатора Джона Ховарда , его сестра Аделаида Джаффери Лоусон была названа в честь ее друга, который активно участвовал в социальных делах, а Уэнделл Холмс Лоусон был назван в честь реформатора Америки. юрист Оливер Венделл Холмс мл.
Будучи успешным бизнесменом, Симеон отдал своих детей в частные школы. В семь лет Джон посещал школу «Детский театр» Элизабет и Алексиса Фермс, экспериментальную школу для детей. [ 5 ] Позже он и его братья и сестры пошли в школу Холстед в Йонкерсе, штат Нью-Йорк , а затем в школу Катлера в Нью-Рошель, штат Нью-Йорк . В 1906 году Симеон отправил троих детей в турне по Европе, и посещение театра было в списке занятий. Джон Ховард делал заметки о декорациях, актерах и пьесах. В 1909 году их отправили в турне по США и Канаде. [ 6 ]
После учебы в Уильямс-колледже (1910–1914) и получения степени бакалавра Лоусон стал успешным писателем, поставив такие ранние пьесы, как «Стандарты» (1916) и «Слуга-хозяин-любовник» (1916). Пока он учился в Уильямсе, его брат Венделл изучал музыку и искусство в Германии. Лоусона привлекло творчество Карла Каутского из-за его чувства отчужденности. Он участвовал в Ежемесячнике колледжа Уильямс . Он также работал редактором книги для старших классов и членом университетской дискуссионной группы. Среди студентов он был известен как добродушный бунтарь и частый докладчик на студенческих собраниях. После окончания университета он работал редактором агентства Reuters с 1914 по 1915 год.
Ранняя карьера
[ редактировать ]Лоусон написал свою первую пьесу «Индуистская любовная драма » еще в Уильямсе. Мэри Киркпатрик, руководитель факультета драматического клуба колледжа Уильямс, была впечатлена этими усилиями и поддержала его. Лоусон был вдохновлен на написание трех пьес в 1915–1916 годах: «Стандарты» , «Пикантность жизни » и «Слуга-хозяин-любовник» .
«Стандарты» были куплены Джорджем М. Коэном и Сэмом Харрисом и прошли испытания в Олбани и Сиракузах в 1915 году. На Бродвей он так и не добрался. Оливер Мороско продюсировал фильм «Слуга-господин-любовник», показавшийся в Лос-Анджелесе, но получивший плохие отзывы.
Первая мировая война
[ редактировать ]Когда Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну в 1917 году, Лоусон был против вступления. Отец помог ему получить должность в добровольческом корпусе скорой помощи Нортон-Харджес . В июне 1917 года он отбыл в Европу и на борту корабля встретил Джона Дос Пассоса , также писателя. В ноябре, когда Нортон-Хариес был включен в состав Службы скорой помощи Американского Красного Креста , Дос Пассос и Лоусон решили стать водителями; они отправились в Италию. В это время Дос Пассос работал над «Посвящением одного человека: 1917» , а Лоусон — над «Роджером Блумером» . Во время службы их снарядили в Париж. Лоусон посещала спектакли «Комеди Франсез» и Сергея Дягилева «Русского балета» . В январе 1918 года Дос Пассос написал письмо с критикой в адрес компании скорой помощи. Каким-то образом информация дошла до чиновников Красного Креста, и они вынудили Дос Пассоса уйти в отставку. Лоусон также находился под подозрением за свое поведение, но ему удалось остаться в Италии и заниматься связями с общественностью для Красного Креста. [ 7 ]
Весной 1919 года Лоусон вернулся в Париж из Италии. Он женился на Кэтрин (Кейт) Дрейн, которая была помощницей медсестры-добровольца. Позже она работала актрисой. У них был общий ребенок, но к 1923 году они развелись.
Послевоенный
[ редактировать ]После войны Лоусон и Кейт жили и работали в Риме, где редактировали газету. В 1920–1921 жил в Париже, где завершил работу над Роджером Блумером . Это было первое шоу Лоусона, вышедшее на Бродвей, где оно открылось 1 марта 1923 года. Его поставила компания Equity Players, и в нем было проведено пятьдесят представлений.
Его следующее шоу, «Процессия» , открылось на Бродвее 12 января 1925 года и было поставлено Театральной гильдией . Было проведено 96 представлений. Однако постановка обанкротилась с финансовой точки зрения, и Театральная гильдия заявила Лоусону, что больше не будет ставить экспрессионистских пьес. Позже он был возрожден в 1937 году для проекта Федерального театра во время Великой депрессии , когда получил признание критиков и публики.
Лоусон был очарован произведениями, которые он увидел, когда в 1926 году на Нью-Йоркской международной театральной выставке были представлены экспериментальные европейские пьесы кубистов, футуристов и конструктивистов. Увидев их, Лоусон, Дос Пассос и Майкл Голд (основатель и редактор журнала The New Masses ) сформировали Лигу рабочей драмы для постановки революционных пьес. Одна постановка, и несколько недель спустя трое мужчин распались. Они присоединились к Эм Джо Баше и Фрэнсису Эдварду Фараго и сформировали Театр новых драматургов. Это продолжалось до 1929 года; они были поддержаны в основном за счет финансирования бизнесмена-миллионера Отто Германа Кана .
Лоусона 3 марта 1926 года состоялась премьера «Нирваны» в театре Гринвич-Виллидж, в ходе которой было показано шесть спектаклей. Пьеса призывает к созданию новой религии, которая поможет людям выжить в бурном циклоне джаза, новой техники, великих зданий, научной фантастики, таблоидов и радио. Считается, что репутация Лоусона после «Процессии» и известный сценограф Мордехая Горелика помогли ему получить шесть показов.
В конце 1926 года Лоусон вместе с Дос Пассосом и Голдом, которые вместе входили в Национальный исполнительный комитет, пытались основать Лигу пролетарских художников и писателей. Аналогичная организация Советского Союза предложила им некоторую финансовую поддержку. В августе 1927 года Дос Пассос, Голд и Лоусон отправились в Бостон, чтобы выразить протест против суда над Сакко и Ванцетти . В послесловии к своему дневнику Лоусон напишет, что он не может «ни игнорировать недостатки американской политики и экономики, ни заставить себя более активно участвовать в борьбе». [ нужна ссылка ]
Первая пьеса, поставленная Театром новых драматургов Лоусона» , «Громкоговоритель , открылась 7 марта 1927 года в Театре на 52-й улице и была показана в сорока двух спектаклях. Он был заинтригован церемонией закладки краеугольного камня нового театра Театральной гильдии в 1924 году, на мероприятии присутствовали губернатор Альфред Э. Смит Нью-Йорка и Отто Кан. В своей пьесе Лоусон исследовал концепцию Кана как губернатора, а не Смита. [ 8 ]
Голливуд
[ редактировать ]Пока Лоусон работал в Голливуде, Театр «Новые драматурги» решил поставить его пьесу « Интернационал » со сценографией Джона Дос Пассоса. Он открылся 12 января 1928 года и провел двадцать семь представлений.
В 1928 году Лоусон переехал в Голливуд, где написал сценарии к таким фильмам, как «Корабль в Шанхай» , «Квартира холостяка» и «Прощай, любовь» . Зимой 1930–1931 годов, во время Великой депрессии , Лоусон написал «Историю успеха» . Театральная гильдия отклонила сценарий, но Гарольд Клерман , их читатель, недавно сформировал Групповой театр и нуждался в новых сценариях. Клерман и Лоусон переработали пьесу летом 1932 года, и «История успеха» 26 сентября 1932 года открылась 121 представлением. Лоусон также адаптировал свою пьесу «Успех любой ценой » для фильма, написав сценарий к произведению 1934 года.
В 1933 году Лестер Коул , Сэмюэл Орниц и Лоусон помогли организовать и стать первыми президентами Гильдии сценаристов . После того, как Лоусон был уволен из Metro-Goldwyn-Mayer , он переехал в Вашингтон, округ Колумбия. Там он работал над тем, чтобы группа была признана Национальным советом по труду в целях ведения переговоров о сценаристах. Лоусона «Чистые сердцем» и «Джентльменка» . Находясь в Вашингтоне, в Нью-Йорке снимались фильмы [ 9 ]
Лоусон написал «Чистые сердцем», пока работал над «Историей успеха». Театральная гильдия согласилась поставить спектакль, но закрыла его, когда пробы за городом в Балтиморе провалились. После того, как Групповой театр также отверг пьесу, ее продюсировали Ричард Олдрич и Альфред Де Лиагр. «Чистые сердцем» открылись 20 марта 1933 года, и в них было всего семь представлений.
«Джентльменка» , созданная совместно с Д. А. Дораном-младшим, была поставлена Групповым театром и открыта 22 марта 1934 года. В ней было проведено двенадцать спектаклей.
В 1930-е годы левые обвиняли Лоусона в отсутствии идеологической и политической приверженности. Сотрудник Театра «Новые драматурги» Майк Голд напал на него в «Новых массах» 10 апреля 1934 года, назвав его «буржуазным городком нашего времени», который писал подростковые произведения, которым не хватало моральных устоев или ясных идей. Лоусон ответил неделю спустя в «Новых массах» . В статье «Внутренний конфликт и пролетарское искусство» он сказал, что его буржуазное детство помешало ему полностью понять трудящихся. Он признал, что его процветание и связи в Голливуде были подозрительны в борьбе за права рабочих. Из-за критики он официально вступил в Коммунистическую партию в 1934 году и начал изучать пролетарское дело . Вскоре он путешествовал по бедному Югу, чтобы изучить жестокие трудовые конфликты в Алабаме и Джорджии, где рабочие пытались объединиться в профсоюзы.
Находясь на Юге, Лоусон отправлял статьи в Daily Worker ; его неоднократно арестовывали. Этот опыт вдохновил его на создание следующей пьесы « Марширующая песня» . Он был поставлен радикальным Театральным союзом, открылся в Нью-Йорке 17 февраля 1937 года и в нем было проведено шестьдесят один спектакль.
Лоусон написал сценарии для нескольких фильмов 1930-х годов, носивших политический характер, в том числе «Блокада» (1938) с Генри Фондой в главной роли . Этот фильм о гражданской войне в Испании принес ему номинацию на премию Оскар за лучший рассказ . Лоусон также написал «Контратаку» (1945), дань уважения союзу СССР и США на поздних этапах Второй мировой войны . Он также написал получивший признание критиков фильм «Алжир» (1938 г.), а также Хамфри Богарта автомобили «Сахара» и «Действие в Северной Атлантике» в 1943 г.
В 1941 году Лоусон приказал Бадду Шульбергу внести изменения в его роман « Что заставляет Сэмми бежать?» лучше соответствовать коммунистическому посланию; Шульберг отказался и в знак протеста вышел из Коммунистической партии США. [ 10 ] Лоусон организовал и возглавил критическую атаку в 1946 году на Альберта Мальца » статью «Что нам спрашивать у писателей» после того, как он опубликовал в журнале «Новые массы , оспаривающую дидактизм цензуры писателей Коммунистической партией США. Удивленный яростными нападками со стороны своих коллег-писателей, в том числе Лоусона, Говарда Фаста , Альвы Бесси, Ринга Ларднера-младшего , Сэмюэля Силлена и других, Мальц публично отрекся.
Комитет Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC)
[ редактировать ]После Второй мировой войны опасения американцев перед коммунистической властью усилились после того, как Советский Союз установил коммунистические правительства в Восточной Европе. Комитет Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC) начал расследование коммунистического и социалистического влияния в голливудской киноиндустрии. Лоусон предстал перед HUAC 29 октября 1947 года. Как и Альва Бесси , Герберт Биберман , Альберт Мальц , Адриан Скотт , Далтон Трамбо , Лестер Коул , Эдвард Дмитрик , Сэмюэл Орниц и Ринг Ларднер-младший , он отказался отвечать почти на все вопросы и отказался отвечать на все вопросы. не называл имена других людей, которых он знал в коммунистических кругах. Известные как « Голливудская десятка» , они утверждали, что Первая поправка к Конституции США даёт им на это право. Однако HUAC и апелляционные суды США не согласились, и все десять человек были признаны виновными в неуважении к Конгрессу. Лоусон был приговорен к двенадцати месяцам заключения в тюрьме Эшленд и штрафу в 1000 долларов. Они были известны как « Голливудская десятка» и были занесены в черный список, запрещающий писать для Голливуда.
о доминировании коммунистов в Лиге американских писателей публично заявил После того как Фрэнсис Биддл , добавив ее в список подрывных организаций Генерального прокурора , ее голливудское отделение переименовало себя в «Мобилизацию голливудских писателей», возглавляемую Лоусоном. [ 11 ]
В 1951 году Эдвард Дмитрик дал показания перед HUAC, что Лоусон, среди других, оказывал на него давление, чтобы он включил коммунистическую пропаганду в свои фильмы. [ 12 ]
Черный список публикаций
[ редактировать ]Занесенный в черный список голливудских студий, Лоусон переехал в Мексику , где начал писать марксистские интерпретации драмы и кинопроизводства, такие как «Скрытое наследие» (1950), «Фильм в битве идей» (1953) и «Фильм: творческий процесс» (1964). ). Он также написал один из первых направленных против апартеида фильмов, , «Плачь, любимая страна» (1951), сценарий которого был опубликован под псевдонимом. Несмотря на черный список, Лоусон был нанят для преподавания в нескольких американских университетах, включая: Стэнфордский университет , Университет Лойолы Мэримаунт и Университет иудаизма Лос-Анджелеса. [ 13 ]
В своей книге «Фильм в битве идей » Лоусон написал, что «правители Соединенных Штатов очень серьезно относятся к фильму как к инструменту пропаганды», и заявил, что, по их мнению, влияние голливудских фильмов использовалось для «отравления умов США». рабочий класс». Он считал, что это неверно в отношении жизни рабочего класса США. Лоусон писал, что Голливуд «фальсифицирует жизнь американских рабочих» и его «неписаный закон предписывает, что только средний и высший классы предоставляют темы, подходящие для показа фильмов, и что рабочие появляются на экране только в второстепенных или комических ролях». По словам Лоусона, «рабочие и их семьи видят фильмы, которые призывают их презирать ценности, которыми они живут, и подражать коррумпированным ценностям своих врагов» и «последовательное представление на экранах страны взглядов, которые жизнь рабочего класса следует презирать, и что рабочие, стремящиеся защитить свои классовые интересы, глупы, злонамеренны или даже предательны», — вот чем занимается Голливуд. [ нужна ссылка ]
Лоусон утверждал, что Голливуд в первой половине 20-го века пропагандировал унизительные образы женщин. Он сказал: «Голливуд рассматривает «гламур» и сексуальную привлекательность как совокупность женской личности», а «портреты женщин в голливудских фильмах делятся на три основные категории: женщина как преступница или подстрекательница преступления; женщина как мужчина». враг, сражающийся и проигрывающий – ибо она всегда должна проигрывать – в битве полов; женщина как «примитивный» ребенок, воплощающий мужскую мечту о полностью покорном средстве физического удовольствия». Лоусон также утверждал, что в большинстве американских фильмов, «когда женщина добивается успеха в мире конкуренции, Голливуд считает, что ее успех достигается хитростью, обманом и аморальным использованием сексуальной привлекательности». [ нужна ссылка ]
Рукопись его неопубликованной автобиографии хранится в Университете Южного Иллинойса в Карбондейле в Карбондейле, штат Иллинойс .
Религия
[ редактировать ]Лоусон родился в богатой еврейской семье. Его отец сменил фамилию с Леви на английскую. В детстве Лоусон пошел в дом одноклассника-христианина, где упомянул, что настоящее имя его отца — Леви. Больше его в дом не приглашали. Он утверждал, что столкнулся с социальной дискриминацией.
Его отец тогда настоял, чтобы семья присоединилась к христианской церкви. Они присоединились к Первой церкви на 96-й улице и в Центральном парке Вест. Однако Джон Говард Лоусон всю свою жизнь придерживался еврейских диетических законов. [ 14 ]
Во время учебы в колледже Уильямс , на втором курсе Лоусону было отказано в избрании в редакционную коллегию журнала Williams College Monthly, потому что некоторые студенты подняли вопросы о его еврейском происхождении. Позже он скажет, что это был хороший опыт, потому что он заставил его «начать борьбу за то, чтобы смириться со своей еврейской идентичностью». [ 15 ]
Работает
[ редактировать ]Театр
[ редактировать ]- Индуистская любовная драма (1915)
- Пряность жизни (1915)
- Слуга-Хозяин-Любовник (1916)
- Стандарты (1916)
- Роджер Блумер (1923)
- Процессия (1925)
- Нирвана (1926)
- Громкоговоритель (1927)
- Интернационал (1928)
- История успеха (1933)
- Чистые сердцем (1934)
- Джентльменка (1934)
- Маршевая песня (1937)
- Салонная магия (1963)
Фильм
[ редактировать ]- Мечта о любви (1928) с Дороти Фарнум, Мэрион Эйнсли и Рут Каммингс
- Язычник (1929), с Дороти Фарнум
- Динамит (1929), с Джини Макферсон
- Морская летучая мышь (1930), с Дороти Йост и Бесс Мередит
- Наши краснеющие невесты (1930) с Бесс Мередит и Хелен Мейнард
- Корабль из Шанхая (1930)
- Квартира холостяка (1931), с Дж. Уолтером Рубином
- Прощай, любовь (1933)
- Успех любой ценой (1934) и другие
- Остров сокровищ (1934), с Джоном Ли Махином и Леонардом Праскинсом
- Party Wire (1935), с Этель Хилл
- Приключение на Манхэттене (1936), адаптация, в титрах не указана
- Блокада (1938)
- Алжир (1938), с Джеймсом М. Каином
- У них будет музыка (1939), с Ирмой фон Кубе
- Earthbound (1940), с Сэмюэлем К. Энгелем
- Четыре сына (1940), с Милтоном Сперлингом
- Действия в Северной Атлантике (1943)
- Сахара (американский фильм 1943 года) (1943)
- Контратака (1945)
- Разгром, история женщины (1947)
- Плачь, любимая страна (1952), с Аланом Пэтоном
- Беспечные годы (1957), с Митчем Линдеманном
Сочинения
[ редактировать ]- Теория и техника драматургии , Патнэм, 1936; расширенное издание, опубликованное как «Теория и техника драматургии и сценария», Патнэм, 1949.
- Скрытое наследие: новое открытие идей и сил, которые связывают мысль нашего времени с культурой прошлого , Цитадель, 1950, 1-е исправленное издание, 1968.
- Фильм в битве идей , масс и мейнстрима, 1953.
- Фильм, Творческий процесс: поиск аудиовизуального языка и структуры , Хилл и Ван, 1964, 2-е исправленное издание, 1967.
Введение
[ редактировать ]- «Десять дней, которые потрясли мир» , Джон Рид , Нью-Йорк, International Publishers, 1967.
- Народный театр в Америке Карен М. Тейлор, Нью-Йорк: Drama Books, 1972.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Некролог Разнообразие , 17 августа 1977 г., с. 63.
- ^ Брук, Винсент (15 декабря 2016 г.). От штетла к славе: евреи и Голливуд: Глава 1: Все еще собственная империя: как евреи остаются на вершине обновленного Голливуда . Издательство Университета Пердью. п. 17. ISBN 9781557537638 .
- ^ О'Хара 2000 , 1-375.
- ^ ХОРН, ДЖЕРАЛЬД (2006). Последняя жертва черного списка: Джон Ховард Лоусон, декан Голливудской десятки (1-е изд.). Издательство Калифорнийского университета. п. 14. ISBN 978-0-520-24372-9 . JSTOR 10.1525/j.ctt1pnrw4 .
- ^ Аврич, Пол. Движение современной школы , Princeton University Press, 1980, 265.
- ^ О'Хара 2000 , 1-375.
- ^ О'Хара 2000 , 1-375.
- ^ О'Хара 2000 , 1-375.
- ^ О'Хара 2000 , 1-375.
- ^ Кеннет Ллойд Биллингсли (1998). Голливудская вечеринка: как коммунизм соблазнил американскую киноиндустрию в 1930-х и 1940-х годах. Роклин, Калифорния: Прима/Форум
- ^ Роберт Вон, Только жертвы: исследование черного списка шоу-бизнеса (Hal Leonard Corporation, 1996), стр. 313
- ^ «Они хотят заткнуть рот общественному мнению»: предупреждение Джона Ховарда Лоусона американской общественности , свидетельские показания перед Комитетом Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC) 27 октября 1947 года. В: History Matters, The American Social History Project, CUNY и Университет Джорджа Мейсона.
- ^ О'Хара 2000 , 1-375.
- ^ «Джон Говард Лоусон» . IMDB . Проверено 31 декабря 2020 г.
- ^ О'Хара 2000 , 1-375.
Ссылки
[ редактировать ]- О'Хара, Майкл М. (2000), Американские драматурги двадцатого века: вторая серия , Детройт, Мичиган: Гейл, ISBN 978-0-7876-3137-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хорн, Джеральд (2006), Последняя жертва черного списка: Джон Ховард Лоусон, декан Голливудской десятки , Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press.
- Лоусон, Джон Ховард (1949), Теория и техника драматургии и написания сценариев , Нью-Йорк: GP Putnam's.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Джон Ховард Лоусон на IMDb
- Джон Ховард Лоусон в базе данных Internet Broadway
- Документы Джона Ховарда Лоусона, 1905-1969 годы , Университет Южного Иллинойса в Карбондейле, Центр исследования специальных коллекций.
- Различные книги Джона Ховарда Лоусона онлайн
- 1894 рождения
- 1977 смертей
- Члены Коммунистической партии США
- Американские драматурги и драматурги XX века.
- Американский народ Первой мировой войны
- Американские сценаристы-мужчины
- Голливудская десятка
- Модернистский театр
- Писатели из Нью-Йорка
- Преподаватели Стэнфордского университета
- Преподаватели Университета Лойолы Мэримаунт
- Выпускники колледжа Уильямс
- Американские драматурги и драматурги еврейского происхождения
- Американские сценаристы-евреи
- писатели-марксисты
- писатели-коммунисты
- Американские драматурги и драматурги-мужчины
- Сценаристы из Калифорнии
- Сценаристы из Нью-Йорка (штат)
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские сценаристы XX века
- Службы скорой помощи Первой мировой войны