Гарольд Клерман

Гарольд Эдгар Клерман (18 сентября 1901 — 9 сентября 1980) — американский театральный режиссёр и драматический критик. назвал его одной из самых влиятельных фигур в театре США В 2003 году канал PBS . [1] Нью-Йорка Он был одним из трех основателей Группового театра (1931–1941). За свою карьеру он поставил более 40 спектаклей. [1] а в 1950-х годах был номинирован на премию «Тони» как режиссер нескольких постановок. Помимо своей режиссерской карьеры, он был драматическим критиком в журналах «Новая республика» (1948–1952) и «Нация» (1953–1980), помогая формировать американский театр, написав о нем. Клерман написал семь книг о театре, в том числе мемуары « Пылкие годы: групповой театр и тридцатые годы» (1961).
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Клерман родился в Нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка, в семье евреев из Каменца-Подольского, Россия, ныне Украина, в Восточной Европе. [2] Сэмюэл, врач, и Берта Клерман. [3] У него было три старших брата: Моррис, Альберт и Уильям. [3] Родители отвели его в шесть лет в идишский театр , и Якоба Адлера выступления в идишских переводах Карла Гуцкова » «Уриэля Акосты и Готхольда Эфраима Лессинга » «Натана Мудрого очаровали его, хотя идиш он не понимал. [4]
Он учился в Колумбийском университете и в возрасте 20 лет переехал во Францию, чтобы учиться в Парижском университете . Там он делил квартиру с молодым композитором Аароном Коплендом . В Париже он видел всевозможные театральные постановки. Особое влияние на него оказало творчество Жака Копо и Московского Художественного театра , постоянная труппа которого создала сильную творческую силу. Он написал диссертацию по истории французской драмы с 1890 по 1914 год. [1]
Клерман вернулся в Нью-Йорк в 1924 году и начал работать статистом в пьесах, несмотря на отсутствие у него опыта. Он стал постановщиком и чтецом Театральной гильдии . Он кратко изучил систему Станиславского под руководством Ричарда Болеславского . [5] и стал Жака Копо переводчиком/ассистентом в его постановке « Братья Карамазовы » по роману русского писателя Федора Достоевского .
Карьера
[ редактировать ]Клерман начал работу актером в Нью-Йорке. Он чувствовал, что стандартный американский театр, хотя и имел кассовые сборы, не имел культурного значения. Он сказал: «Меня интересовало, что собирается сказать театр [...]. Театр должен что-то сказать. Он должен относиться к обществу. Он должен относиться к миру, в котором мы живем». [1]
Вместе с единомышленниками Шерил Кроуфорд и Ли Страсбергом он начал создавать то, что впоследствии стало Групповым театром. В ноябре 1930 года Клерман еженедельно читал лекции, на которых говорилось о создании постоянной театральной труппы для постановки пьес, затрагивающих важные современные социальные проблемы. Вместе с 28 другими молодыми людьми они сформировали группу, которая разработала новаторский стиль театра, который сильно повлиял на американские постановки, включая такие элементы, как Станиславским актеры, обученные , реализм, основанный на американских историях, и политическое содержание. Создавая постоянную компанию, они рассчитывали повысить синергию и доверие между ее участниками, в число которых входили Стелла Адлер , Моррис Карновски , Фиби Брэнд , Элиа Казан , Клиффорд Одетс и Сэнфорд Мейснер .
Летом 1931 года первые члены «Группового театра» в течение нескольких недель репетировали в сельской местности Николса, штат Коннектикут , в загородном клубе «Пайн-Брук» . Они готовили «Дом Коннелли» Пола Грина , свою первую постановку под руководством Страсберга. Клерман был ученым группы — он знал несколько языков, много читал и слушал самую разную музыку. Страсберг занимался актерским мастерством и режиссурой, а Кроуфорд занимался бизнесом. [6] [7] [8]
Первой пьесой, которую Клерман поставил для Группового театра, была «Пробудитесь и пойте!» Клиффордом Одетсом в 1935 году. Успех пьесы побудил Клермана развить свой режиссерский стиль. Он считал, что все элементы пьесы — текст, игра актеров, освещение, декорации и режиссура — должны работать вместе, чтобы передать единое послание. Клерман перечитывал сценарий снова и снова, каждый раз сосредотачиваясь на другом элементе или персонаже. Он пытался вдохновлять, направлять и конструктивно критиковать своих дизайнеров, а не диктовать им. Он также использовал технику Ричарда Болеславского для определения «позвоночника» или основного действия каждого персонажа, а затем использовал их для определения сути пьесы. Он призвал своих актеров найти «активные глаголы», чтобы описать, чего пытались достичь их персонажи.
В 1937 году напряженность между Клерманом, Кроуфордом и Страсбергом привела к тому, что последние двое вышли из Группы; четыре года спустя Групповой театр окончательно распался. Клерман продолжал ставить пьесы на Бродвее (всего более 40) и писать как газетный театральный критик.
Брак и семья
[ редактировать ]В 1943 году Клерман женился на Стелле Адлер , харизматичной театральной актрисе, а затем известном нью-йоркском тренере по актерскому мастерству. Член Группового театра с момента его основания, Адлер была дочерью известного идишского актера Якоба Адлера . Клерман был ее вторым мужем. Они развелись в 1960 году. Второй брак Клермана был с независимым режиссером Джулин Комптон . [9]
Режиссер и драматический критик
[ редактировать ]Клерман сделал активную карьеру режиссера, за десятилетия возглавил более 40 постановок и помог вывести на сцену множество новых работ. Его считают «одним из самых влиятельных театральных режиссеров Америки». [1]
Кроме того, Клерман помог сформировать американский театр, написав о нем в качестве драматического критика в журналах «Новая республика» (1948–1952), «Нация» (1953–1980) и «Нью-Йорк» (1968). [10] Он поощрял новые стили постановки, такие как « Живой театр» , и поддерживал современных пьес и драматургов.
Автор
[ редактировать ]Он написал мемуары о зарождении группового театра и их творчестве в американской культуре под названием « Пылкие годы: групповой театр и тридцатые годы» . Среди других его книг о театре - «О режиссуре» (1972); его автобиография « Все люди знамениты» (1974); Божественное времяпрепровождение (1974); Ибсен (1977); и «Девять пьес современного театра» (1981). Большую часть его эссе и рецензий можно найти в «Собрании сочинений Гарольда Клермана» .
Об актерском мастерстве
[ редактировать ]Ута Хаген в книге «Уважение к актерскому мастерству» благодарит Клермана за новый взгляд на актерское мастерство. Она резюмировала его подход как требование к человеческому существу в персонаже:
В 1947 году я работал в спектакле под руководством Гарольда Клермана. Он открыл для меня новый мир профессионального театра. Он забрал мои «трюки». Он не навязывал актерам ни прочтения реплик, ни жестов, ни позиций. Поначалу я сильно запутался, потому что за многие годы привык использовать определенные внешние направления как материал, из которого строю маску своего персонажа, маску, за которой я буду прятаться на протяжении всего спектакля. Г-н Клерман отказался принять маску. Он потребовал МЕНЯ на эту роль. Моя любовь к актерскому мастерству постепенно пробудилась, когда я начал иметь дело с новой странной техникой развития персонажа. Мне не разрешалось начинать или когда-либо интересоваться предвзятой формой. Меня заверили, что в результате проделанной нами работы появится форма. [11]
Клерман умер за неделю до своего 79-летия, 9 сентября 1980 года, в Нью-Йорке от рака. Он похоронен на кладбище Маунт-Кармель в Глендейле, Квинс.
Работает на Бродвее
[ редактировать ]Примечание. Все произведения представляют собой пьесы и оригинальные постановки, если не указано иное.
- Цезарь и Клеопатра (1925) ( возрождение ) - актер
- Козлиная песня (1926) - актер
- Главное дело (1926) - актер
- Хуарес и Максимилиан (1926) - актер
- Ночь над Таосом (1932) - постановка Группового театра
- Большая ночь (1933) - постановка Группового театра
- Люди в белом (1934) - постановка Группового театра
- Просыпайтесь и пойте! (1935) - режиссёр, продюсер Группового театра.
- В ожидании Левши (1935) - постановка Группового театра
- До того дня, когда я умру (1935) - постановка Группового театра
- Плач по девственницам (1935) - постановка Группового театра
- Потерянный рай (1935) - режиссер, продюсер Группового театра
- Дело Клайда Гриффитса (1936) - сопродюсер Группового театра
- Джонни Джонсон (1936) - продюсер Группового театра
- Золотой мальчик (1937) - режиссер, продюсер Группового театра.
- Кейси Джонс (1938) - продюсер Группового театра
- Ракета на Луну (1938) - режиссер, постановка Группового театра.
- Нежные люди (1939) - режиссер, постановка Группового театра.
- Просыпайтесь и пойте! (1939) (возрождение) - режиссёр, постановка Группового театра
- Мое сердце в горах (1939) - постановка Группового театра
- Громовой рок (1939) - постановка Группового театра
- Ночная музыка (1940) - режиссёр, продюсер Группового театра.
- Отступление к удовольствию (1940) - режиссер
- Русский народ (1942) - режиссёр
- Крайний срок на рассвете (1945) - фильм, режиссер
- Нищие приходят в город (1945) - режиссер
- Кафе Truckline (1946) - режиссер и сопродюсер
- Все мои сыновья (1947) - сопродюсер
- Весь мир (1947) - режиссер
- Молодые и прекрасные (1948) - режиссер
- Участник свадьбы (1950) - режиссер
- Птичья клетка (1950) - режиссер
- Осенний сад (1951) - режиссёр
- Желание под вязами (1952) (возрождение) - режиссер
- Время кукушки (1953) - режиссер
- Одежда императора (1953) - режиссер
- Дамы из коридора (1953) - режиссер
- Мадемуазель Коломб (1954) - режиссер
- Автобусная остановка (1955) - режиссер, номинация Тони на лучшую режиссуру
- Тигр у ворот (1955) - режиссер, номинация Тони на лучшую режиссуру
- несбыточная мечта (1955) - режиссер, номинация Тони на лучшую режиссуру
- Вальс Тореадоров (1957) - режиссер, номинация Тони на лучшую режиссуру
- Орфей спускается (1957) - режиссер
- День, когда прекратились деньги (1958) - режиссер
- Вальс Тореадоров (1958) (возрождение) - режиссёр
- Прикосновение поэта (1958) - режиссер
- Холодный ветер и тепло (1958) - режиссер
- Дом разбитых сердец (1959) (возрождение) - режиссер
- Выстрел в темноте (1961) - режиссер
- «После падения» , «Перевёртыш» , «Происшествие в Виши» — режиссёр, и «Тартюф» (все играются в репертуаре ) (1964–1965) — исполнительный консультант продюсера Репертуарного театра Линкольн-центра.
- Где папа? (1966) - режиссёр
Наследие и почести
[ редактировать ]Наследие Клермана – это его вклад в создание уникального американского театра. [1] Театр Гарольда Клермана на территории комплекса Off-Broadway Theater Row Building был назван в его честь; с тех пор он был переименован в Театр Пять , после того как все театры комплекса были переименованы в нумерованном формате. [1] Рональд Рэнд оживил Гарольда Клермана в своей знаменитой сольной пьесе «ДА БУДЕТ ИСКУССТВА!», которая на протяжении 22 лет шла в 26 странах, 20 штатах США, а также на Театральных Олимпийских играх в Нью-Дели и Керале. [12] [13] Французской Республики Гарольд Клерман был награжден Орденом Почетного легиона . [14]
Коллекция Стеллы Адлер и Гарольда Клермана [15] поступил в Центр Гарри Рэнсома при Техасском университете в Остине в 2003 году. Коллекция включает в себя оригинальные и репродуцированные материалы, собранные Марджори Лоджиа. Особый интерес представляют рукописный черновик « Пылких лет », фотокопия машинописного текста «Планы создания первой студии», рукописные и машинописные черновики « Ложи, как правда » и отредактированный машинописный текст « Воспоминания: устная история» . Среди других заслуживающих внимания материалов Клермана — его переписка (со Стеллой Адлер и другими), контракты и гонорары, дневник и театральные программы, которые он собирал с 1926 по 1930 год. [16]
Клерман — персонаж Имена пьесы Марка Кембла « » о борьбе бывших членов Group Theater с Комитетом Палаты представителей по антиамериканской деятельности . [17]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «О Гарольде Клермане» , American Masters , PBS, 2 декабря 2003 г., по состоянию на 15 ноября 2010 г.
- ^ «Еврейский журнал» . Называя имена . Проверено 12 сентября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Федеральная перепись населения США 1910 года
- ^ Адлер, 1999, с. 333 (комментарий).
- ^ Карникл 39.
- ^ Клиффорд Одетс, американский драматург: Годы с 1906 по 1940 год, с. 410
- ^ Образы Америки, Историческое общество Трамбалла, 1997, стр. 123
- ^ Кембриджский путеводитель по американскому театру, Дон Уилмет, стр. 21
- ^ «На мели / Пластиковый купол Нормы Джин | Архив кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе» .
- ^ Ванден Хеувел, Катрина , изд. (1990). Нация: 1865-1990 гг . Нью-Йорк: Thunder's Mouth Press . п. 219 . ISBN 1560250011 .
- ^ Хаген, Юта (1973). Уважение к актерскому мастерству . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9780470730188 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2021 года . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ «Фоторепортаж Гарольда Клермана открывается» (веб-сайт) . BroadwayWorld.com. 7 мая 2006 года . Проверено 23 июля 2015 г.
В течение девяноста минут Рональд Рэнд, создатель и звезда фильма «Let It Be Art!» «Жизнь страсти!» Гарольда Клермана! пленил толпу получившим признание критиков портретом основателя группового театра, который также был режиссером, продюсером, учителем и критиком.
- ^ «ПУСТЬ ЭТО БУДЕТ ИСКУССТВО! Страстная жизнь Гарольда Клермана» (веб-сайт) . Белградский международный театральный фестиваль «Славия». 10 марта 2013 года . Проверено 23 июля 2015 г.
Рональд Рэнд в незабываемом спектакле воплощает страсть, пыл и вдохновляющий голос удостоенного наград режиссера 40 самых важных пьес 20-го века.
- ^ Талмер, Джерри (3 мая 2006 г.). «Гарольду Клерману, страстному театральному деятелю» (веб-сайт) . Сельский житель. стр. Том 75, номер 50 . Проверено 23 июля 2015 г.
современный не менее богатый легендарный режиссер, писатель, педагог, лектор, драматический критик, соучредитель Group Theater, совесть американской сцены, которым был Гарольд Клерман, старший государственный деятель, в черном хомбурге, сверкающий черным деревом трость, яркая ленточка французского легиона в левом лацкане:
- ^ Коллекция Стеллы Адлер и Гарольда Клермана
- ^ «Стелла Адлер и Гарольд Клерман: опись их документов в коллекции исполнительского искусства в Центре выкупа Гарри» . norman.hrc.utexas.edu . Проверено 7 июня 2016 г.
- ^ Хиршхорн, Джоэл (4 декабря 2001 г.). «Имена» . Разнообразие . Проверено 27 января 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Гарольд Клерман о Spartacus Educational, получено 26 февраля 2005 г.
- Адлер, Джейкоб , Жизнь на сцене: мемуары , перевод и комментарии Луллы Розенфельд, Кнопф, Нью-Йорк, 1999, ISBN 0-679-41351-0 .
- Гарольд Клерман в базе данных Internet Broadway
- Карнике, Шэрон. Станиславский в фокусе , Корнуолл: TJ International Ltd, 2003.
- Клерман, Гарольд. Все люди знамениты (вместо автобиографии). Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович, Inc., 1974.
- Клерман, Гарольд. Пылкие годы . США: The Colonial Press Inc., 1961 г.
- Клерман, Гарольд. Ибсен . Гонконг: Macmillan Press Ltd., 1978.
- Клерман, Гарольд. О режиссуре , Нью-Йорк: Macmillan Publishing Co. Inc., 1974.
- «Клерман, Гарольд». Британская энциклопедия 2007. Британская энциклопедия Интернет . 2 октября 2007 г.
- Смит, Венди. Драма реальной жизни: групповой театр и Америка, 1931–1940 , Нью-Йорк, Alfred A. Knopf, Inc., 1990.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гарольд Клерман , Американские мастера, Служба общественного вещания PBS
- Документы Гарольда Клермана, 1938–1978 годы , хранящиеся в Театральном отделении Билли Роуза Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств.
- Коллекция Гарольда Клермана , Центр Гарри Рэнсома , Техасский университет в Остине
- [1] , Wall Street Journal
- Гарольд Клерман в Find a Grave
- 1901 рождений
- 1980 смертей
- Американские евреи 20-го века
- Американские театральные критики
- Американские театральные режиссеры
- Выпускники Колумбийского университета
- Лауреаты премии Дональдсона
- Выпускники Парижского университета
- The Nation (американский журнал) люди
- Люди Новой Республики
- Люди из Нижнего Ист-Сайда
- Американские эмигранты во Франции