Mordecai Gorelik
Мордехай (Макс) Горелик (25 августа 1899 — 7 марта 1990) — американский театральный художник, продюсер и режиссёр.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Мордехай (Макс) Горелик родился 25 августа 1899 года в Щедрине под Минском, Россия, иммигрировал со своей семьей в Соединенные Штаты в 1905 году, спасаясь от погромов, в результате которых погибла большая часть его семьи. После окончания Института изящных искусств Пратта в Бруклине в 1920 году он некоторое время работал с Робертом Эдмондом Джонсом, пионером американского сценографа, который стал его наставником.
Горелик рендерил в самых разных средах и стилях, работая с самыми известными дизайнерами 1920-х и 1930-х годов — Робертом Эдмондом Джонсом , Ли Страсбергом , Элией Казаном , Артуром Миллером , Норманом Белом Геддесом , Ли Симонсоном , Джо Мильзинером , Оливером Месселем , Александром Головиным. , Анри Матисс Андре Дерен и Клеон Трокмортон . Он работал в самых престижных труппах — « Провинстаун Плейерс» , « Театральной гильдии» на Бродвее, « Групповом театре Нью-Йорка » и «Актерской лаборатории» в Голливуде. В соответствии со своей любовью к экспериментальному театру он был связан с самыми авангардными труппами того времени — Театром «Новые драматурги» , «Театральным коллективом», «Театром действия» и «Театральным союзом».
Его первая встреча с Бертольтом Брехтом в 1935 году глубоко повлияла как на его теории, так и на замыслы. Он стал сторонником стиля эпического театра, разработанного Брехтом и режиссером Эрвином Пискатором , и стал пионером в сознательном использовании метафоры в дизайне. Десять лет спустя он работал дизайнером и директором Американского университета в Биаррице во Франции, где начал вести семинар, известный как «Живописное воображение». Он завоевал национальное признание как оригинальный, вдохновляющий и острый подход к чисто творческой стороне сценического производства в сценарии, режиссуре, актерской игре и дизайне. Это исследование резко контрастировало с профессиональным методом, известным как сценическое мастерство, которому обучают повсюду. Четыре года спустя он также выступал в качестве эксперта-консультанта по театру военных действий американского военного правительства в Германии. Его знание французского и немецкого языков позволило ему наладить контакты с любительскими и профессиональными театрами по всему миру.
Его репутация как ведущего американского эксперта по современной сценической форме основывалась частично на его послужном списке как сценического и кинохудожника, а частично на годах исследований, которые он проводил за границей в рамках стипендии Мемориального фонда Джона Саймона Гуггенхайма (1936 г.). –37).
В 1949–50 годах Горелик достиг больших высот, работая с Национальной театральной конференцией и грантом Фонда Рокфеллера (1949–51) над постановкой « Европа на сцене» .
Он пишет:
«Цель этой книги — зафиксировать основные реалии европейского театра середины XX века. С этой целью я провел более полутора лет в девяти европейских странах: Италии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Чехословакии, Польше, Англии и Ирландии. Повсюду я посещал спектакли, беседовал с театральными деятелями и сверялся с драматическими теориями и критическими замечаниями, которые попадали под руку. Поскольку я убежден, что современный театр, в особенности, нельзя понять иначе, как в зависимости от душевного состояния его публики, я попытался очень кратко дать некоторое представление о том, что происходит в каждой из стран, которые я посетил. Это путешествие было захватывающим, но в некотором смысле ужасным опытом. Америка до сих пор была избавлена – и я надеюсь, что всегда сможет быть избавлена – от огромных разрушений и высвобождения массового безумия, обрушившегося на Европу…»
Он стремился дать точное представление о послевоенных проблемах театров Западной Европы. Поскольку он свободно говорил по-французски и по-немецки, ему удалось изучить множество слоев людей, работающих в театрах разных культур. Он обнаружил, что социальное и политическое здоровье нации можно измерить по тому, как она обращается со своими художниками.
Например, в корреспонденции Управления Верховного комиссара США по Германии сообщается о разрушении немецких театров. В 1943 году действовало 418 драматических трупп. Всего через шесть лет 98 театров были полностью разрушены, а 114 драматических трупп остались работать; 88 субсидировались государством, а 26 были частными. Индивидуальные свободы не ценятся в культуре, раздираемой страхом, ненавистью и завистью. Инновации, разрушение барьеров и вызов статус-кво были угрожающей перспективой в раздираемых войной обществах. Поскольку художники и ремесленники не перегруппировались и не смогли восстановиться, университеты стали пристанищем авангардных комментариев в ответ на общий культурный кризис.
Это исследование глубоко повлияло на Горелика. Он работал с любительскими и профессиональными театрами по всему миру. Он повлиял на сценографию, помог определить роль художника в производственном процессе и дал голос молчаливому большинству. Он разработал декорации для 40 бродвейских пьес. Он проработал 50 лет в Нью-Йорке и Калифорнии в качестве режиссера, дизайнера, автора и критика. Его карьера охватывала 3/4 20-го века, и он преподавал в нескольких университетах.
Полученный им грант Фулбрайта (1967) позволил ему аналогичным образом изучить австралийский театр. Он также побывал в Японии, Индии и Израиле. Горелик обнаружил, что в разных культурах театр — это не просто институт самовыражения; это был инструмент формирования истории, особенно там, где происходили потрясения. Благодаря искусству аудитория получила возможность исследовать проблемы, стать более либеральными и внести социальные и политические изменения. Вот почему он часто говорил в своих статьях и лекциях, что будущее театра в Америке лежит в его университетах, где главной заботой этой замечательной формы общения была ответственность перед публикой.
Первая книга Горелика « Новые театры для старых» (1940) стала классическим учебником, используемым во многих американских университетах. Его статьи были опубликованы многочисленными источниками, включая Британскую энциклопедию , Энциклопедию Кольера , Американскую энциклопедию , Drama Survey и журнал Theatre Arts Magazine . Как известный критик и ученый, его эссе публиковались в The New York Times , The New York Herald Tribune , The Arts , Educational Theater Journal , Speech Association Quarterly , Tulane Drama Review , Contact Magazine , Davidlo (Прага), Tester-forbundets Medlemsblad ( Стокгольм), Teatr Y Dramaturgia (Москва), Buhnentechenische Rundschau (Берлин), Theater Newsletter (Лондон) и Hollywood Quarterly .
На Бродвее Макс оформил сорок декораций. Его карьера началась с водевильской критики «Американы» Джона Говарда Лоусона «Процессия» и закончилась в 1960 году « Далеким звонком» . Он также был переводчиком и монтажером «Поджигателей» (1963) швейцарского драматурга Макса Фриша . Его наиболее известные проекты сцен включают такие пьесы, как «Люди в белом» , «Золотой мальчик» , «Кейси Джонс» , «Все мои сыновья » , «Желание под вязами» , «Цветущий персик» , «Шляпа дождя» , «Плуг и звезды» , «Вольпоне» , «Плоская тортилья» , «Король голода» . , Процессия и Мать . Среди его проектов фильмов « L'Ennemi Publique No. 1» и «Никто, кроме одинокого сердца» .
Горелик ранее был преподавателем-оформителем Театральной школы Нью-Йорка (1921–22) и работал на факультете Американской академии драматических искусств (1926–32), драматической мастерской Новой школы социальных исследований. (1940–41), Американский университет Биаррица (фр.) (1943–46), Университет Толедо (1956), Университет Майами (1956), Нью-Йоркский университет (1956), Бард-колледж (1959) и Университет Бригама Янга (1961), Государственный колледж Сан-Хосе (1965), Калифорнийский государственный университет (Лос-Анджелес, 1964, 1966), Массачусетский университет (Бостон), Институт Пратта, Университет Лонг-Айленда (Бруклин) и Гавайский университет. С 1960 по 1972 год он преподавал и ставил пьесы в Университете Южного Иллинойса (Карбондейл) в качестве профессора-исследователя театра. Как почетный профессор театральных исследований, его работы вошли в антологию «Лучшие короткие пьесы мирового театра» (1976). После выхода на пенсию он продолжал преподавать, заниматься дизайном, режиссурой и сосредоточился в первую очередь на написании пьес. [ 1 ]
Он получил степень почетного доктора гуманитарных наук Университета Южного Иллинойса (1972). Другие награды включают премию Тета Альфа Фи (1971); Судья Театрального фестиваля американских колледжей, регион VIII (1980); Премия Института театральных технологий США (1981), стипендия, премия Американской театральной ассоциации (1982). Он спонсировал премию ACTF Мордехая Горелика в области сценического дизайна (1981) и стипендию Мордехая Горелика Университета Южного Иллинойса в области сценического дизайна (1983). [ 2 ]
По словам Энн Флетчер в книге « Открытие Мордехая Горелика заново: дизайн сцены и американский театр» : «Когда эта область была в зачаточном состоянии, он оказал влияние на сценический дизайн, помог определить роль дизайнера в производственном процессе и бросил вызов американской сцене в теории и на практике. » [ 3 ]
Горелик женился на Фрэнсис Штраус в 1936 году. У них было двое детей: сын Евгений Горелик и дочь Линда Горелик. Фрэнсис Горелик умерла 5 июня 1966 года. Лорейн Каблер стала его второй женой в 1972 году. Он умер от рака 7 марта 1990 года в Сарасоте, Флорида. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Файлы биографии и хронологии, Коллекция Мордехая Горелика, Исследовательский центр специальных коллекций, Библиотека Морриса, Университет Южного Иллинойса в Карбондейле.
- ^ Ригдон, Уолтер, ред. «Выдающиеся имена в американском театре». Клифтон, Нью-Джерси: Дж. Т. Уайт, 1976. Печать.
- ^ Флетчер, Энн. Открытие заново Мордехая Горелика: дизайн сцены и американский театр. Издательство Университета Южного Иллинойса, Карбондейл, 2009.
- ^ «Мордехай Горелич, театральный художник и драматург, 90 лет» , некролог New York Times , 10 марта 1990 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Путеводитель по сценариям игры Мордехая Горелика. Специальные коллекции и архивы, Библиотеки Калифорнийского университета в Ирвине, Ирвин, Калифорния.
- Документы Мордехая Горелика, 1900–1975 годы , Университет Южного Иллинойса в Карбондейле, Центр исследования специальных коллекций.
- «Мордехай Горелич, театральный художник и драматург, 90 лет» , некролог New York Times , 10 марта 1990 г.
- 1990 смертей
- 1899 рождений
- Жлобинский район.
- Жители Бобруйского уезда.
- Белорусские евреи
- Эмигранты из Российской империи в США
- Американский народ белорусско-еврейского происхождения
- Американские драматурги и драматурги XX века.
- Американские сценические дизайнеры
- Художники-постановщики Бродвея
- Американские театральные менеджеры и продюсеры
- Американские театральные режиссеры
- Американские театральные дизайнеры
- Преподаватели Университета Южного Иллинойса
- Преподаватели Государственного университета Сан-Хосе