Jump to content

Клятва (фильм, 1946 год)

Клятва
Режиссер Михаил Чиаурели
Написал Pyotr Pavlenko
Автор сценария Pyotr Pavlenko , Mikheil Chiaureli
Продюсер: Viktor Tsirgiladze
В главных ролях Михаил Геловани
Alexey Gribov
Кинематография Leonid Kosmatov
Под редакцией Лусия Вартикян
Музыка Андрия Баланчивадзе
Производство
компания
Дата выпуска
  • 29 июля 1946 г. ( 29 июля 1946 г. )
Время работы
108 минут
Страна Советский Союз
Язык Русский

Клятва ( русский : Клятва , латинизированный : Клятва ) — советский фильм 1946 года режиссёра Михаила Чиаурели . Считается, что это олицетворение Иосифа Сталина культа личности .

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]

В 1924 году ветеран- большевик Петров, житель Царицына , начинает нести письмо Владимиру Ленину , чтобы сообщить ему о кулацких разбойниках, бродящих по земле и сеющих смерть и страдания. Кулаки убивают его. Его вдова Варвара продолжает его поиски, присоединяясь к группе, направляющейся в Москву. Приехав, они обнаруживают, что Ленин мертв. В Кремле Вячеслав Молотов сообщает Анастасу Микояну , что теперь Григорий Зиновьев , Лев Каменев и Николай Бухарин попытаются подорвать партию, напав на Сталина, преданного ученика Ленина. Сталин, оплакивая кончину своего учителя, произносит панегирик на похоронах, призывая всех присутствующих и весь народ Советского Союза поклясться сохранить наследие Ленина. Народ клянется. Варвара видит Сталина и передает ему окровавленное письмо с пометкой «Ленину».

Сын Варвары Сергей становится изобретателем и при поддержке Сталина разрабатывает первый советский трактор. Другой ее сын, Александр, становится директором Сталинградского тракторного завода . Сталин руководит народом СССР в осуществлении пятилетних планов и индустриализации страны, несмотря на сопротивление Бухарина. Американские диверсанты сжигают тракторный завод, убивая дочь Варвары Ольгу.

Поскольку немцы угрожают войной, Сергей едет в Париж, чтобы предупредить о надвигающейся опасности. Французы и британцы отвергают советские предупреждения. Когда начинается Вторая мировая война, два сына добровольно идут на фронт. В конце войны Варвара и Сталин снова встречаются в Кремле. Сталин целует ей руку в знак признания вклада советских матерей в победу, говоря, что скоро все, что предвидел Ленин, сбудется.

Производство

[ редактировать ]

Режиссер Михаил Чайурели начал планировать «Клятву» еще в 1939 году, после выхода на экраны своей предыдущей картины «Великая заря». [ 1 ] - который, действие которого происходило до Октябрьской революции, был первым фильмом, в котором Сталин четко изображен как незаменимый помощник и помощник Ленина. [ 2 ] Производство «Клятвы» было отложено из-за Второй мировой войны. [ 1 ] во время которого культ личности Сталина был заменен патриотическими мотивами, чтобы побудить население сопротивляться врагу. Еще до капитуляции Германии, когда победа казалась гарантированной, культ постепенно начал возвращаться на экраны; после 1945 года оно достигло новых высот, гораздо больших, чем до войны. [ 3 ]

Драматург Иосиф Прут, присутствовавший на показе фильма «Сталин» Чиаурели, рассказал, что советский премьер не одобрял финальную сцену, в которой он целовал руку Варвары, и сказал режиссеру, что никогда в жизни не целовал женскую руку. Чиаурели ответил: «Народ лучше знает, что делает и чего не делает Сталин». [ 4 ] [ а 1 ]

Современный ответ

[ редактировать ]

«Клятву» посмотрели 20,8 миллиона человек в Советском Союзе. [ 5 ] Чаюрели, Павленко, а также актеры Геловани, Софья Гяцинтова и Михаил Плотников стали лауреатами Сталинской премии I степени в 1947 году. [ 6 ] [ 7 ]

1 июля 1946 года «Правды критик » писал: «В клятве … Показано, как все действия товарища Сталина были освящены, в единстве с волей народа… Художественное и идейное достоинство картины состоит в том, в изображении любви и доверия народа к товарищу Сталину». [ 8 ]

Фильм был одобрен французскими цензорами, несмотря на протесты полиции о том, что он будет угрожать общественному порядку. [ 8 ] хотя сцена с негативным участием Жоржа Бонне была удалена. [ 9 ] News of the World позже назвал его «фильмом, который не осмеливаются показывать в Париже». Критик [ 10 ] В статье 1949 года, опубликованной в журнале Les Lettres Françaises , Жорж Садуль назвал его «фильмом, качества которого могут оскорбить деликатных, дилетантских ученых и поклонников Орсона Уэллса Клятва — это будущее кино, не меньше, чем Гражданин Кейн». ... Прекрасные образы из него запечатлеваются в памяти, монументальные и утонченные». [ 8 ] В статье от 25 мая 1950 года он писал, что фильм «открыл самую славную эпоху советского кино». [ 11 ] Режиссер Григорий Рошаль охарактеризовал фильм как «эпическую легенду, острую сатиру, пламенную брошюру о врагах». и искренняя история простых советских людей». [ 12 ] Андре Базен , исследовавший сталинское кино, расценил фильм как часть пропаганды, отметив, что «единственная разница между Сталиным и Тарзаном состоит в том, что фильмы о последнем не претендуют на звание документальных». [ 9 ]

Рецензент New York Times в Босли Кроутер отметил, что фильм представляет собой «дань уважения Сталину... Настолько плавный и насыщенный, насколько это возможно... Короче говоря, «Клятве» нет ничего тонкого. Он бьет в барабан и поднимает для него флаг. ... Примерно так же скромно, как первомайский парад». [ 13 ]

После смерти Сталина в 1953 году «Клятва» была изъята из обращения. После «Секретной речи» 1956 года она была запрещена и помещена в архив. [ 1 ] Никита Хрущев позже признался, что ему очень не понравился фильм, назвав его и произведения Чиаурели в целом «идеей искусства подхалима!» [ 14 ] В 1971 году Душан Макавеев использовал кадры из копии «Клятвы», которую он нашел в югославских архивах, для создания своего фильма «WR: Тайны организма» . [ 1 ]

Критический анализ

[ редактировать ]

Ричард Тейлор отметил, что «Клятва» сигнализировала о трансформации культа личности Сталина: премьер-министра теперь воспринимали не просто как преемника Ленина, а как самостоятельного лидера, подчеркивая его роль спасителя нации во время Второй мировой войны. . В отличие от следующего фильма Чиаурели, «Падение Берлина» , Ленин все же оказал значительное влияние на сюжет, но лишь воодушевляюще — живым его не видели, и в фильме речь идет о его захоронении. [ 15 ] По мнению автора Евгения Добренко, на новый статус Сталина намекали и в другой форме: в тот самый месяц, когда вышел «Клятва» , вторая часть «Ивана Грозного» была резко осуждена критиками. Исторические фильмы, такие как «Иван» и «Петр Великий» , в которых были изображены великие лидеры прошлого, усилили потребность в сильном правителе и узаконили сталинское самодержавие. С престижем, приобретенным победой во Второй мировой войне, он уже не нуждался в такой поддержке. [ 16 ] Питер Кенез писал, что это «первый фильм, полностью посвященный самому Сталину». [ 17 ]

Кенез также отметил, что картина представляет собой наиболее исчерпывающую сталинскую интерпретацию истории, виденную на экране. [ 17 ] Дж. Хоберман писал, что она «заменяет историю», изображая все, что произошло между смертью Ленина и победой в войне, в соответствии с официальным советским повествованием: Сталин приходит к власти, продвигает пятилетние планы, приносит процветание стране. народ, пытается убедить вероломных капиталистов создать союз против нацистской Германии, а затем приводит Советский Союз к победе над Гитлером. [ 1 ] нет упоминания о пакте Риббентропа-Молотова . В фильме [ 10 ]

По словам Эдварда Радзинского , Павленко намеренно объединил в сюжете христианские мотивы, чтобы вызвать отождествление Сталина с Иисусом; Ленин сыграл роль Иоанна Крестителя в избрании его Мессией. [ 18 ] Базен описал сцену похорон как «сошествие святого духа Ленина на Сталина, нового Моисея ». [ 9 ]

Кенез рассматривал «Клятву» как «поворотный момент в советском кино... Он задал тон, которому должны следовать многие другие». [ 17 ] Антонин и Миера Лим отметили, что после его выхода «родился стиль» картин, «в центре которых всегда был Сталин… который Андрея Жданова полностью отвечал требованиям … И стал образцом для других кинематографистов. " [ 2 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Дж. Хоберман. Красная Атлантида: коммунистическая культура в отсутствие коммунизма . Издательство Темплского университета (1999). ISBN   978-1-56639-643-1 . Страницы 31-33
  2. ^ Перейти обратно: а б Мира Лим, Антонин Дж. Лим. Самое важное искусство: советский и восточноевропейский фильм после 1945 года . ISBN   0-520-04128-3 . Страницы 51-52.
  3. ^ Дениз Дж. Янгблад. Русские военные фильмы: На кинофронте, 1914-2005 . Университетское издательство Канзаса (2007). ISBN   0-7006-1489-3 . Страницы 95-101.
  4. ^ Андрей Кончаловский, Александр Липков. Внутренний круг: взгляд изнутри на советскую жизнь при Сталине . Ньюмаркет Пресс (1992). ISBN   978-1-55704-130-2 . Страница 29.
  5. ^ Клятва . Кинопоиск.ру.
  6. ^ Перейти обратно: а б с "Клятва" . Encyclopedia of Native Cinema.
  7. ^ Перейти обратно: а б Джей Лейда (1960). Кино: История российского и советского кино . Джордж Аллен и Анвин . п. 394.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Клятва . kinoglaz.fr.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Андре Базен, Берт Кардулло. Базен за работой . Рутледж (1997). ISBN   0-415-90017-4 . Страницы 23–30, 34–35.
  10. ^ Перейти обратно: а б Дэвид Коут. Дефекты танцора: борьба за культурное превосходство во время холодной войны . Издательство Оксфордского университета (2003). ISBN   978-0-19-924908-4 . Страницы 127-131.
  11. ^ Наташа Лоран. Сталинское кино: Вопросы истории . Тулуза PU Mirail (2003). ISBN   978-2-85816-599-5 . Страница 223.
  12. ^ Роджер Манвелл, изд. (1949). Эксперимент в кино . The Grey Walls Press Ltd., стр. 166–167.
  13. ^ Босли Кроутер. Рецензия на фильм: Клятва . Нью-Йорк Таймс, 23 июня 1947 года.
  14. ^ Nikita Sergeevich Khrushchev, Sergeĭ Khrushchev. Memoirs of Nikita Khrushchev, Volume 2 . Brown University (2006). ISBN   978-0-271-02861-3 . Страница 41.
  15. ^ Ричард Тейлор. Кинопропаганда: Советская Россия и нацистская Германия . ИБ Таврида (1999). ISBN   978-1-86064-167-1 . Страница 99.
  16. ^ Евгений Добренко. Сталинское кино и производство истории: Музей революции . Издательство Эдинбургского университета (2003). ISBN   978-0-7486-3445-3 . Страница 59.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Питер Кенез. Кино и советское общество от революции до смерти Сталина. ИБ Таврида (2001). ISBN   978-1-86064-632-4 . Страницы 209–211.
  18. ^ Эдвард Радзинский (1996). Сталин . Случайный дом. ISBN   978-0-553-47403-9 . страница 536.

Аннотации

[ редактировать ]
  1. Сталин подтвердил свое заявление и в другом случае. В 1947 году во время кремлевского ужина пьяный гость оскорбил Нину, Лаврентия Берии жену . Сталин, увидев ее ругань, подошел и поцеловал ей руку, сказав: «Я первый раз в жизни целую женщине руку». См .: Серго Берия, Франсуаза Том , Брайан Пирс. Берия, мой отец: Внутри сталинского Кремля . Издательство Дакворт (2003). ISBN   978-0-7156-3205-5 . Страница 142.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 062c8d176b0ec2d6052b2f7b70715162__1722495000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/62/062c8d176b0ec2d6052b2f7b70715162.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Vow (1946 film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)