Клятва (фильм, 1946 год)
Клятва | |
---|---|
![]() | |
Режиссер | Михаил Чиаурели |
Написал | Pyotr Pavlenko |
Автор сценария | Pyotr Pavlenko , Mikheil Chiaureli |
Продюсер: | Viktor Tsirgiladze |
В главных ролях | Михаил Геловани Alexey Gribov |
Кинематография | Leonid Kosmatov |
Под редакцией | Лусия Вартикян |
Музыка | Андрия Баланчивадзе |
Производство компания | |
Дата выпуска |
|
Время работы | 108 минут |
Страна | Советский Союз |
Язык | Русский |
Клятва ( русский : Клятва , латинизированный : Клятва ) — советский фильм 1946 года режиссёра Михаила Чиаурели . Считается, что это олицетворение Иосифа Сталина культа личности .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]В 1924 году ветеран- большевик Петров, житель Царицына , начинает нести письмо Владимиру Ленину , чтобы сообщить ему о кулацких разбойниках, бродящих по земле и сеющих смерть и страдания. Кулаки убивают его. Его вдова Варвара продолжает его поиски, присоединяясь к группе, направляющейся в Москву. Приехав, они обнаруживают, что Ленин мертв. В Кремле Вячеслав Молотов сообщает Анастасу Микояну , что теперь Григорий Зиновьев , Лев Каменев и Николай Бухарин попытаются подорвать партию, напав на Сталина, преданного ученика Ленина. Сталин, оплакивая кончину своего учителя, произносит панегирик на похоронах, призывая всех присутствующих и весь народ Советского Союза поклясться сохранить наследие Ленина. Народ клянется. Варвара видит Сталина и передает ему окровавленное письмо с пометкой «Ленину».
Сын Варвары Сергей становится изобретателем и при поддержке Сталина разрабатывает первый советский трактор. Другой ее сын, Александр, становится директором Сталинградского тракторного завода . Сталин руководит народом СССР в осуществлении пятилетних планов и индустриализации страны, несмотря на сопротивление Бухарина. Американские диверсанты сжигают тракторный завод, убивая дочь Варвары Ольгу.
Поскольку немцы угрожают войной, Сергей едет в Париж, чтобы предупредить о надвигающейся опасности. Французы и британцы отвергают советские предупреждения. Когда начинается Вторая мировая война, два сына добровольно идут на фронт. В конце войны Варвара и Сталин снова встречаются в Кремле. Сталин целует ей руку в знак признания вклада советских матерей в победу, говоря, что скоро все, что предвидел Ленин, сбудется.
Бросать
[ редактировать ]- Mikheil Gelovani - Joseph Stalin
- Alexey Gribov - Kliment Voroshilov
- Nikolai Konovalov - Mikhail Kalinin
- Roman Yuriev - Andrei Zhdanov
- Nikolai Ryzhov - Lazar Kaganovich
- Г. Мушегян - Анастас Микоян
- Alexander Kvylya - Семион Budyonny
- Fedor Blazevic - Georgy Zhukov
- George Belnikevich - Sergei Kirov
- А. Мансвтов - Неизвестный кремлевский чиновник
- Г. Мушегян - Неизвестный чиновник Кремля
- Михаил Сидорокин - Неизвестный чиновник Кремля
- A. Sobolyeva - Unidentified Party Official
- Неопознанный игрок - Адольф Гитлер
- Неопознанный игрок — фельдмаршал Фридрих фон Паулюс.
- Sofia Gyatsintova - Varvara M. Petrova
- Nikolay Bogolyubov - Alexander Petrov / Stepan Petrov
- Dmitry Pavlov - Sergey Petrov
- Svetlana Bogolyubov - Olga Petrova
- Nikolai Plotnikov - Ivan Yermilov
- Tamara Makarova - Xenia
- Владимир Соловьев - Симон Рузаев
- Сергей Блинников - Баклан
- Георгий Сагарадзе — Георгий
- Павел Исматов - Юсуф Тургунбаев
- Vladimir Balashov - Anatoly Lipsky
- Илья Набатов — Жорж Бонне
- Николай Чаплыгин — Джонсон, британский журналист
- Максим Штраух-Роджерс, американский журналист
- Владимир Марута - Кайзер
- Vasili Merkuryev - General Nikolay Voronov
Производство
[ редактировать ]Режиссер Михаил Чайурели начал планировать «Клятву» еще в 1939 году, после выхода на экраны своей предыдущей картины «Великая заря». [ 1 ] - который, действие которого происходило до Октябрьской революции, был первым фильмом, в котором Сталин четко изображен как незаменимый помощник и помощник Ленина. [ 2 ] Производство «Клятвы» было отложено из-за Второй мировой войны. [ 1 ] во время которого культ личности Сталина был заменен патриотическими мотивами, чтобы побудить население сопротивляться врагу. Еще до капитуляции Германии, когда победа казалась гарантированной, культ постепенно начал возвращаться на экраны; после 1945 года оно достигло новых высот, гораздо больших, чем до войны. [ 3 ]
Драматург Иосиф Прут, присутствовавший на показе фильма «Сталин» Чиаурели, рассказал, что советский премьер не одобрял финальную сцену, в которой он целовал руку Варвары, и сказал режиссеру, что никогда в жизни не целовал женскую руку. Чиаурели ответил: «Народ лучше знает, что делает и чего не делает Сталин». [ 4 ] [ а 1 ]
Прием
[ редактировать ]Современный ответ
[ редактировать ]«Клятву» посмотрели 20,8 миллиона человек в Советском Союзе. [ 5 ] Чаюрели, Павленко, а также актеры Геловани, Софья Гяцинтова и Михаил Плотников стали лауреатами Сталинской премии I степени в 1947 году. [ 6 ] [ 7 ]
1 июля 1946 года «Правды критик » писал: «В клятве … Показано, как все действия товарища Сталина были освящены, в единстве с волей народа… Художественное и идейное достоинство картины состоит в том, в изображении любви и доверия народа к товарищу Сталину». [ 8 ]
Фильм был одобрен французскими цензорами, несмотря на протесты полиции о том, что он будет угрожать общественному порядку. [ 8 ] хотя сцена с негативным участием Жоржа Бонне была удалена. [ 9 ] News of the World позже назвал его «фильмом, который не осмеливаются показывать в Париже». Критик [ 10 ] В статье 1949 года, опубликованной в журнале Les Lettres Françaises , Жорж Садуль назвал его «фильмом, качества которого могут оскорбить деликатных, дилетантских ученых и поклонников Орсона Уэллса … Клятва — это будущее кино, не меньше, чем Гражданин Кейн». ... Прекрасные образы из него запечатлеваются в памяти, монументальные и утонченные». [ 8 ] В статье от 25 мая 1950 года он писал, что фильм «открыл самую славную эпоху советского кино». [ 11 ] Режиссер Григорий Рошаль охарактеризовал фильм как «эпическую легенду, острую сатиру, пламенную брошюру о врагах». и искренняя история простых советских людей». [ 12 ] Андре Базен , исследовавший сталинское кино, расценил фильм как часть пропаганды, отметив, что «единственная разница между Сталиным и Тарзаном состоит в том, что фильмы о последнем не претендуют на звание документальных». [ 9 ]
Рецензент New York Times в Босли Кроутер отметил, что фильм представляет собой «дань уважения Сталину... Настолько плавный и насыщенный, насколько это возможно... Короче говоря, «Клятве» нет ничего тонкого. Он бьет в барабан и поднимает для него флаг. ... Примерно так же скромно, как первомайский парад». [ 13 ]
После смерти Сталина в 1953 году «Клятва» была изъята из обращения. После «Секретной речи» 1956 года она была запрещена и помещена в архив. [ 1 ] Никита Хрущев позже признался, что ему очень не понравился фильм, назвав его и произведения Чиаурели в целом «идеей искусства подхалима!» [ 14 ] В 1971 году Душан Макавеев использовал кадры из копии «Клятвы», которую он нашел в югославских архивах, для создания своего фильма «WR: Тайны организма» . [ 1 ]
Критический анализ
[ редактировать ]Ричард Тейлор отметил, что «Клятва» сигнализировала о трансформации культа личности Сталина: премьер-министра теперь воспринимали не просто как преемника Ленина, а как самостоятельного лидера, подчеркивая его роль спасителя нации во время Второй мировой войны. . В отличие от следующего фильма Чиаурели, «Падение Берлина» , Ленин все же оказал значительное влияние на сюжет, но лишь воодушевляюще — живым его не видели, и в фильме речь идет о его захоронении. [ 15 ] По мнению автора Евгения Добренко, на новый статус Сталина намекали и в другой форме: в тот самый месяц, когда вышел «Клятва» , вторая часть «Ивана Грозного» была резко осуждена критиками. Исторические фильмы, такие как «Иван» и «Петр Великий» , в которых были изображены великие лидеры прошлого, усилили потребность в сильном правителе и узаконили сталинское самодержавие. С престижем, приобретенным победой во Второй мировой войне, он уже не нуждался в такой поддержке. [ 16 ] Питер Кенез писал, что это «первый фильм, полностью посвященный самому Сталину». [ 17 ]
Кенез также отметил, что картина представляет собой наиболее исчерпывающую сталинскую интерпретацию истории, виденную на экране. [ 17 ] Дж. Хоберман писал, что она «заменяет историю», изображая все, что произошло между смертью Ленина и победой в войне, в соответствии с официальным советским повествованием: Сталин приходит к власти, продвигает пятилетние планы, приносит процветание стране. народ, пытается убедить вероломных капиталистов создать союз против нацистской Германии, а затем приводит Советский Союз к победе над Гитлером. [ 1 ] нет упоминания о пакте Риббентропа-Молотова . В фильме [ 10 ]
По словам Эдварда Радзинского , Павленко намеренно объединил в сюжете христианские мотивы, чтобы вызвать отождествление Сталина с Иисусом; Ленин сыграл роль Иоанна Крестителя в избрании его Мессией. [ 18 ] Базен описал сцену похорон как «сошествие святого духа Ленина на Сталина, нового Моисея ». [ 9 ]
Кенез рассматривал «Клятву» как «поворотный момент в советском кино... Он задал тон, которому должны следовать многие другие». [ 17 ] Антонин и Миера Лим отметили, что после его выхода «родился стиль» картин, «в центре которых всегда был Сталин… который Андрея Жданова полностью отвечал требованиям … И стал образцом для других кинематографистов. " [ 2 ]
Награды
[ редактировать ]- 1946 — Венецианский международный кинофестиваль — особое упоминание жюри международных критиков. [ 6 ]
- 1947 — Сталинская премия I степени (режиссёру Михаилу Чиаурели и актёрам Михаилу Геловани, Софье Гяцинтовой, Николаю Плотникову). [ 6 ] [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Дж. Хоберман. Красная Атлантида: коммунистическая культура в отсутствие коммунизма . Издательство Темплского университета (1999). ISBN 978-1-56639-643-1 . Страницы 31-33
- ^ Перейти обратно: а б Мира Лим, Антонин Дж. Лим. Самое важное искусство: советский и восточноевропейский фильм после 1945 года . ISBN 0-520-04128-3 . Страницы 51-52.
- ^ Дениз Дж. Янгблад. Русские военные фильмы: На кинофронте, 1914-2005 . Университетское издательство Канзаса (2007). ISBN 0-7006-1489-3 . Страницы 95-101.
- ^ Андрей Кончаловский, Александр Липков. Внутренний круг: взгляд изнутри на советскую жизнь при Сталине . Ньюмаркет Пресс (1992). ISBN 978-1-55704-130-2 . Страница 29.
- ^ Клятва . Кинопоиск.ру.
- ^ Перейти обратно: а б с "Клятва" . Encyclopedia of Native Cinema.
- ^ Перейти обратно: а б Джей Лейда (1960). Кино: История российского и советского кино . Джордж Аллен и Анвин . п. 394.
- ^ Перейти обратно: а б с Клятва . kinoglaz.fr.
- ^ Перейти обратно: а б с Андре Базен, Берт Кардулло. Базен за работой . Рутледж (1997). ISBN 0-415-90017-4 . Страницы 23–30, 34–35.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Коут. Дефекты танцора: борьба за культурное превосходство во время холодной войны . Издательство Оксфордского университета (2003). ISBN 978-0-19-924908-4 . Страницы 127-131.
- ^ Наташа Лоран. Сталинское кино: Вопросы истории . Тулуза PU Mirail (2003). ISBN 978-2-85816-599-5 . Страница 223.
- ^ Роджер Манвелл, изд. (1949). Эксперимент в кино . The Grey Walls Press Ltd., стр. 166–167.
- ^ Босли Кроутер. Рецензия на фильм: Клятва . Нью-Йорк Таймс, 23 июня 1947 года.
- ^ Nikita Sergeevich Khrushchev, Sergeĭ Khrushchev. Memoirs of Nikita Khrushchev, Volume 2 . Brown University (2006). ISBN 978-0-271-02861-3 . Страница 41.
- ^ Ричард Тейлор. Кинопропаганда: Советская Россия и нацистская Германия . ИБ Таврида (1999). ISBN 978-1-86064-167-1 . Страница 99.
- ^ Евгений Добренко. Сталинское кино и производство истории: Музей революции . Издательство Эдинбургского университета (2003). ISBN 978-0-7486-3445-3 . Страница 59.
- ^ Перейти обратно: а б с Питер Кенез. Кино и советское общество от революции до смерти Сталина. ИБ Таврида (2001). ISBN 978-1-86064-632-4 . Страницы 209–211.
- ^ Эдвард Радзинский (1996). Сталин . Случайный дом. ISBN 978-0-553-47403-9 . страница 536.
Аннотации
[ редактировать ]- ↑ Сталин подтвердил свое заявление и в другом случае. В 1947 году во время кремлевского ужина пьяный гость оскорбил Нину, Лаврентия Берии жену . Сталин, увидев ее ругань, подошел и поцеловал ей руку, сказав: «Я первый раз в жизни целую женщине руку». См .: Серго Берия, Франсуаза Том , Брайан Пирс. Берия, мой отец: Внутри сталинского Кремля . Издательство Дакворт (2003). ISBN 978-0-7156-3205-5 . Страница 142.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1946 года
- Советские фильмы 1940-х годов.
- Русскоязычные фильмы 1940-х годов.
- Советские черно-белые фильмы
- Фильмы Михаила Чиаурели
- Фильмы «Картули Пильми»
- Фильмы о Восточном фронте Второй мировой войны
- Фильмы, действие которых происходит в России.
- Советский пропагандистский фильм
- Фильмы о коммунизме
- Фильмы о Советском Союзе сталинской эпохи
- Фильмы об Иосифе Сталине
- Культурные изображения Адольфа Гитлера
- Культурные изображения Георгия Жукова.
- Советские пропагандистские фильмы времен Второй мировой войны.
- Советские драматические фильмы
- Русскоязычные драматические фильмы
- Драматические фильмы 1946 года