Форель
« Die Forelle » (по-немецки «Форель»), соч. 32, D 550. — песнь , или песня, написанная в начале 1817 года для сольного голоса и фортепиано на музыку австрийского композитора Франца Шуберта (1797–1828). Шуберт решил использовать текст стихотворения Кристиана Фридриха Даниэля Шубарта , впервые опубликованного в Schwäbischer Musenalmanach в 1783 году. Полное стихотворение рассказывает историю о форели , пойманной рыбаком, но в последней строфе раскрывается его цель как морального кусок, предупреждающий молодых женщин остерегаться молодых мужчин. Когда Шуберт положил стихотворение на музыку, он удалил последний куплет, содержащий мораль, изменив направленность песни и позволив ее петь певцам как мужчинам, так и женщинам. Шуберт выпустил шесть последующих копий произведения, все с небольшими изменениями.
Шуберт написал « Die Forelle » в одинарной тональности ре-бемоль мажор с разнообразной (или модифицированной) строфической формой . Первые два куплета имеют одинаковую структуру, но в последнем куплете они изменены, чтобы создать музыкальное впечатление от ловли форели. В немецком каталоге произведений Шуберта ему присвоен номер 550, или D. 550. Музыковед Марджори Винг Хирш описывает его тип в «Песне Шуберта» как «лирическую песню с примесью драматических черт». [ 1 ]
Песня пользовалась популярностью у современной публики, в результате чего Шуберту было поручено написать на ее основе камерную музыку. Результатом этой комиссии стал Форельный квинтет набор вариаций « Die Forelle (D. 667), в котором в четвертой части присутствует ».
Контекст
[ редактировать ]
Текст песни взят из стихотворения Кристиана Фридриха Даниэля Шубарта . Мнения о его способностях разделились: The Musical Times считает его «одним из самых слабых поэтов», чьи произведения использовал Шуберт, и отмечает, что он «довольствовался стихосложением красивых идей». [ 2 ] а певец и писатель Дитрих Фишер-Дискау считал Шубарта «очень талантливым поэтом, музыкантом и оратором». [ 3 ] Шубарт написал « Форель » в 1782 году. [ 4 ] находясь в заключении в крепости Гогенасперг ; он находился там узником с 1777 по 1787 год за оскорбление любовницы Карла Евгения, герцога Вюртембергского . [ 5 ] Стихотворение было опубликовано в Schwäbischer Musenalmanach 1783 года. [ 6 ] состоящее из четырех строф . [ 4 ]
Ученый Шуберта Джон Рид считал стихотворение «сентиментальным» и «слабым», а последняя строфа стихотворения состоит из «самодовольной морали», которая «многозначительно советует молодым девушкам быть начеку против молодых людей с розгами». [ 7 ] Академик Томас Крамер отмечает, что « Die Forelle » «несколько необычна из-за своей ложно-наивной претензии на то, что речь идет о настоящей рыбе». [ 8 ] тогда как он описывает это как «сексуальную притчу». [ 9 ] Фишер-Дискау считал стихотворение «дидактическим… с его барочной моралью». [ 6 ] Однако Шуберт не устанавливал эту последнюю строфу, а вместо этого сосредоточился на наблюдении человека за форелью и реакции на ее поимку рыбаком. [ 10 ]
Тот, что у золотого источника |
Ты, задерживающийся у золотой весны |
Создание
[ редактировать ]
В 1815 году Шуберт написал серию из двадцати песен по произведениям Людвига Готхарда Косегартена (1758–1818). Среди них была « Die Erscheinung » (D 229), написанная в июле того же года; Джон Рид считает эту песню предшественником " Die Forelle ", отмечая, что " Die Erscheinung " и другие подобные песни "передают интенсивность чувств, которая противоречит их небольшому масштабу". [ 13 ] Со следующего года по 1821 год Шуберт сочинил четыре песни на стихи Шубарта: « An den Tod » (D518), « An mein Klavier » (D342), « Die Forelle » (D550) и « Grablied auf einen Soldaten » (D454). ). [ 14 ] Хотя первый вариант « Die Forelle » был утерян и точная дата написания неизвестна, [ 4 ] известно, что ложь была написана в начале 1817 года, [ а ] в том же году он написал « Смерть и девушка » и « Под музыку ». [ 15 ]
После того, как Шуберт закончил песню, один из его друзей, Иоганн Леопольд Эбнер, рассказал, что Шуберту сказали, что « Die Forelle Бетховена » бессознательно цитирует увертюру «Кориолан» ; услышав сравнение, Шуберт решил уничтожить рукопись, но его остановили Эбнер и другие. [ 17 ] 9 декабря 1820 года песня была опубликована в приложении к « Винер Цайтунг » вместе с рядом других песен Шуберта. [ 18 ] Он не получал никакой оплаты за публикацию своих песен, но ему была предоставлена бесплатная реклама. [ 19 ]
Состав
[ редактировать ]« Die Forelle » написана для голоса соло и фортепиано в тональности ре ♭ мажор. [ 20 ] Песня написана с разнообразной (или модифицированной) строфической структурой, то есть «музыка куплета» обычно одна и та же, с одним другим куплетом. По словам американского историка Марка Рингера , Шуберт использовал «музыкальную структуру, отражающую как жизненный цикл Земли, так и прогресс от невинности к опыту». [ 21 ] Шуберт приказал сыграть пьесу «Etwas lebhaft», то есть в «несколько оживленном» темпе. [ 22 ]
Другой куплет – третий, и он демонстрирует «примесь драматических черт» в лирической песне: [ 23 ] который Фишер-Дискау называет «классическим примером строфической песни с Абгесаном … «после напряжения». [ 6 ] «После напряжения» появляется в последней строфе; композитор и исследователь Шуберта Брайан Ньюбоулд заметил, что на протяжении трех четвертей последней строфы песни Шуберт отходил от строфы, чтобы создать музыкальное впечатление от пойманной форели, но вернулся к строфе для финального куплета. [ 10 ] Основная ритмическая фигура в фортепианном сопровождении предполагает движение рыбы в воде. [ 21 ] Когда рыбак ловит форель, вокальная линия меняется с мажорной на минорную , фигура фортепиано становится темнее, а плавные фразы «разбиваются испуганными паузами». [ 21 ] По словам Марка Рингера, мелодия вызывает «народную наивность», которая «приносит одновременно радость и эмоциональную силу». [ 21 ]
Стихотворение Шубарта выражает точку зрения оратора-мужчины, советуя женщинам быть осторожными с молодыми мужчинами. Удаляя строфу, Шуберт устраняет мораль и создает неуверенность в поле рассказчика. [ 12 ]
Вариации
[ редактировать ]Завершив свой оригинал в 1817 году, Шуберт дал еще шесть автографов. [ б ] Эти разные версии не обязательно были попыткой улучшить произведение: некоторые более поздние версии были написаны по памяти с лишь незначительными изменениями; Ньюбоулд считает, что точное копирование Шуберта было «подвигом музыкального мастерства… и признаком того, что Шуберт говорил на языке музыки с естественностью разговора». [ 25 ] Различия между автографами невелики: по словам Рида, они «касаются... указания темпа и прелюдии-постлюдии». [ 4 ] Первая версия с пометкой Moderate , [ с ] не имеет вступления, хотя «форма знакомого вступления уже намечена в семитактовой постлюдии». [ 4 ] Черновик не датирован, хотя датирован 1817 годом и хранится в коллекции Штадлера, Эбнера и Шиндлера в Лунде. [ 4 ] Второй экземпляр, написанный в мае или июне 1817 года, предназначался для альбома Франца Салеса Кандлера: эта версия имела пометку Nicht zu gewind (не слишком быстро). [ 4 ] [ 6 ]
Третья вариация была написана ночью 21 февраля 1818 года. Шуберт и Ансельм Хюттенбреннер, друг и коллега-композитор, допили несколько бутылок венгерского вина, когда Ансельм заметил, что его брат Йозеф был поклонником творчества Шуберта. Шуберт завершил копию « Die Forelle », которая была «несколько беспорядочной». [ 27 ] Беспорядок частично объяснялся пьяным состоянием Шуберта, но также объяснялся сопроводительной запиской, которую он написал Йозефу: «Как раз в спешке я собирался отправить эту вещь, я довольно сонно взял чернильницу и вылил это спокойно над этим. Какая катастрофа!» [ 27 ] Рукопись несколько лет хранилась в семье Хюттенбреннер и была сфотографирована в 1870 году, прежде чем была утеряна. [ 3 ] [ 28 ] Шуберт написал еще одну версию в 1820 году для публикации в Wiener Zeitung . [ 14 ] и последний экземпляр в октябре 1821 года для публикации в Neue Ausgabe . В финальной версии есть «фортепианная прелюдия из пяти тактов». [ 29 ] и в настоящее время находится в коллекции Фонда Гертруды Кларк Уиттолл Библиотеки Конгресса . [ 30 ] [ 31 ]
В 1819 году Сильвестр Баумгартнер — покровитель музыки и виолончелист-любитель из Штайра — поручил Шуберту написать пьесу камерной музыки на основе « Die Forelle »; [ 32 ] [ 33 ] Затем Шуберт написал квинтет для фортепиано и струнных, в котором цитировал песню в наборе вариаций четвертой части. Позже произведение стало известно как « Форельный квинтет» (Д. 667). [ 8 ] [ 33 ] Ференц Лист переписал и перефразировал « Die Forelle » в двух версиях для фортепиано соло. Первый был в 1844 году как шестая часть его сочинения Sechs Melodien von Franz Schubert (S 563); [ 34 ] [ 35 ] вторая транскрипция была в 1846 году (S 564). [ 36 ]
Прием
[ редактировать ]Информация о современном восприятии « Die Forelle » скудна. Рид рассказывает, что песня «сразу же стала популярной». [ 4 ] и то, что Шуберт, сочинивший Форельный квинтет, было свидетельством того, что « Die Forelle » «уже была широко известна» к 1819 году. [ 37 ] Ньюбоулд соглашается, отмечая, что квинтет «признал стремительный взлет песни в венских чартах начала девятнадцатого века». [ 10 ] Фишер-Дискау рассматривает популярность песни в долгосрочной перспективе, написав, что «яркость образов с попеременным волнением и сглаживанием поверхности воды, а также яркость самой мелодии объясняют универсальную привлекательность песни. ". [ 6 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Пианист и аккомпаниатор Лидера Грэм Джонсон относит дату сочинения к началу 1817 года; [ 15 ] Рид считает датой весну 1817 года; [ 4 ] а Фишер-Дискау датирует его серединой 1817 года. [ 16 ]
- ↑ Музыкальный «автограф» — рукопись, написанная почерком композитора. [ 24 ]
- ^ Mässig переводится как «умеренно». [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хирш 1993 , стр. 96–97.
- ^ Musical Times 1928 , с. 839.
- ^ Jump up to: а б Фишер-Дискау 1978 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Рид 1997а , с. 159.
- ^ Страднер 2006 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б с д и Фишер-Дискау 1978 , с. 107.
- ^ Рид 1997a , стр. 159–60.
- ^ Jump up to: а б Крамер 2003 , с. 75.
- ^ Крамер 2003 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с Ньюбоулд 1999 , с. 161.
- ^ Вигмор 1988 , стр. 151–52.
- ^ Jump up to: а б Крамер 2003 , с. 82.
- ^ Рид 1997b , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Клайв 1997 , с. 196.
- ^ Jump up to: а б Джонсон 1994 .
- ^ Фишер-Дискау 1978 , с. 105.
- ^ Джексон 1996 , с. 74.
- ^ Соломон 1979 , с. 117.
- ^ Маккей 1996 , с. 174.
- ^ Рид 1997a , стр. 484 и 494.
- ^ Jump up to: а б с д Рингер 2009 , с. 38.
- ^ Монтгомери 2003 , с. 234.
- ^ Хирш 1993 , с. 97.
- ^ Рэндел 2003 , с. 66.
- ^ Ньюбоулд 1999 , с. 70.
- ^ Рид 1997a , с. 509.
- ^ Jump up to: а б Маккей 1996 , с. 77.
- ^ Вудфорд 1978 , стр. 58–59.
- ^ Grove Music Online 2013 .
- ^ "Нотная музыка: Die Forelle" . Библиотека Конгресса .
- ^ Кэмпбелл 1949 .
- ^ Вудфорд 1978 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Чусид 1997 , с. 186.
- ^ Саффл 1998 , с. 177.
- ^ Ли Кларк 2008 , с. 34.
- ^ Арнольд 2002 , с. 133.
- ^ Рид 1997a , с. 160.
Источники
[ редактировать ]- Арнольд, Бен (2002). Товарищ Листа . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood . ISBN 978-0-313-30689-1 .
- Кэмпбелл, Фрэнк К. (август 1949 г.). «Автографы песни Шуберта в коллекции Уиттолла». Ежеквартальный журнал текущих поступлений . Библиотека Конгресса . 6 (4): 3–8. JSTOR 29780551 .
- Чусид, Мартин (1997). «Камерная музыка Шуберта: до и после Бетховена». В Гиббсе, Кристофер (ред.). Кембриджский компаньон Шуберта . Кембриджские спутники музыки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-48424-4 .
- Клайв, Питер (1997). Шуберт и его мир: Биографический словарь . Оксфорд: Кларендон Пресс . ISBN 978-0-19-816582-8 .
- Фишер-Дискау, Дитрих (1978). Песни Шуберта: биографическое исследование . перевод Кеннета С. Уиттона. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . ISBN 0-394-48048-1 .
- Форель, Умри . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . Январь 2011 г. ISBN . 978-0-19-957903-7 . Проверено 10 июня 2013 г. (требуется подписка)
- Хирш, Марджори Винг (1993). Драматическая песня Шуберта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-41820-8 .
- Джонсон, Грэм (1994). Примечания к компакт-диску Hyperion «Шуберт в 1817–1818 годах» (Примечания СМИ). Эдит Мэтис . Лондон: Hyperion Records . CDJ33021.
- Джексон, Стивен (1996). Франц Шуберт: Важнейший путеводитель по его жизни и творчеству . Лондон: Книги Павильона . ISBN 978-1-85793-987-3 .
- Крамер, Лоуренс (2003). Франц Шуберт: сексуальность, субъективность, песня . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-54216-6 .
- Ли Кларк, Соли (2008). Пианистический подход Ференца Листа к песням Франца Шуберта: «Muellerlieder» LW. А128 . Энн-Арбор, Мичиган. ISBN 978-0-549-78981-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ постоянная мертвая ссылка ] - Маккей, Элизабет Норман (1996). Франц Шуберт: Биография . Оксфорд: Кларендон Пресс . ISBN 978-0-19-816681-8 .
- «Некоторые из малоизвестных песен Шуберта». Музыкальные времена . 69 (1027): 839–840. 1 сентября 1928 г. doi : 10.2307/915575 . JSTOR 915575 . (требуется подписка)
- Монтгомери, Дэвид (2003). Музыка Франца Шуберта в исполнении: композиционные идеалы, нотационный замысел, исторические реалии, педагогические основы . Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press . ISBN 978-1-57647-025-1 .
- Ньюбоулд, Брайан (1999). Шуберт: Музыка и человек . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-21957-1 .
- «Нотная музыка: Die Forelle» . Библиотека Конгресса . Проверено 12 марта 2013 г.
- Рэндел, Дон Майкл (2003). Гарвардский музыкальный словарь . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-01163-2 .
- Рид, Джон (1997a). Песенный компаньон Шуберта . Манчестер: Издательство Манчестерского университета . ISBN 978-1-901341-00-3 .
- Рид, Джон (1997b). Шуберт . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-816494-4 .
- Рингер, Марк (2009). Театр песни Шуберта: Путеводитель для слушателя . Милуоки, Висконсин: Amadeus Press . ISBN 978-1-57467-176-6 .
- Саффл, Майкл (1998). Лист и его мир: материалы Международной конференции Листа, состоявшейся в Политехническом институте и государственном университете Вирджинии, 20–23 мая 1993 г. Маэстег: Pendragon Press . ISBN 978-0-945193-34-0 .
- Соломон, Мейнард (ноябрь 1979 г.). «Шуберт и Бетховен». Музыка XIX века . 3 (2). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета : 114–125. дои : 10.2307/746283 . JSTOR 746283 .
- Страднер, Герхард (2006). Картер, Стюарт Арлен (ред.). Обзор стипендии духовых инструментов: материалы конференции Исторического духового общества, Cité de la Musique, Париж, 1999 . Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press . ISBN 978-1-57647-105-0 .
- Вигмор, Ричард (1988). Шуберт: Полное собрание текстов песен . Лондон: Victor Gollancz Ltd. ISBN 978-0-575-03961-2 .
- Вудфорд, Пегги (1978). Шуберт: Его жизнь и времена . Танбридж Уэллс: Книги Мидаса. ISBN 978-0-85936-095-1 .