Уилфрид Пеллетье
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Ноябрь 2022 г. ) |

Джозеф Луи Уилфрид Пеллетье (иногда пишется Уилфред), CC , CMG (20 июня 1896 — 9 апреля 1982) — канадский дирижёр , пианист , композитор и руководитель отдела искусств . Он сыграл важную роль в создании Монреальского симфонического оркестра , выступая в качестве первого художественного руководителя и дирижера оркестра с 1935 по 1941 год. У него было долгое и плодотворное сотрудничество с Метрополитен-опера в Нью-Йорке, которое началось с его назначения концертмейстером на репетициях в 1917 году. ; в конечном итоге работал там в качестве одного из дирижеров труппы, в основном исполняя репертуар французской оперы с 1929 по 1950 год. С 1951 по 1966 год он был главным дирижером Симфонического оркестра Квебека . Он также был ведущим дирижером ряда записей RCA Victor , включая знаменитое чтение Габриэля Форе с Реквиема участием баритона Мака Харрелла , Монреальского симфонического оркестра и хора.
Пеллетье был одним из самых влиятельных музыкальных педагогов в Канаде в 20 веке. Во многом благодаря его усилиям в 1942 году была основана Консерватория музыки и драматического искусства Квебека (CMADQ), организация, которая основала и контролирует девять различных высших школ музыки и театра в Квебеке. С 1943 по В 1961 году он был директором CMADQ и его первой школы, Консерватории музыки Квебека в Монреале . Он также был первым директором второй школы CMDAQ, Консерватории музыки Квебека в Квебеке , с 1944 по 1946 год, и сыграл важную роль в создании Консерватории драматического искусства Квебека в Монреале в 1954 году.
Как пианист, Пеллетье работал в 1920-х и 1930-х годах в составе фортепианного дуэта с партнером Артуром Лессером , сводным братом бродвейского композитора Фрэнка Лессера . Они вместе сделали несколько записей под руководством Артура Бодански . Он также сделал ряд сольных записей и Ampico фортепианных роллов в начале 1920-х годов, играя в основном фортепианные сокращения из опер французских композиторов, таких как Жорж Бизе , Шарль Гуно и Жюль Массне . Как композитор он написал лишь небольшое количество произведений, в первую очередь « В темноте, в росе» (опубликовано в Бостоне, 1923), которые сопрано Мария Джерица включила в ряд своих сольных концертов. За свою жизнь он был женат трижды, особенно на оперных певицах Куине Марио и Роуз Бэмптон .
Ранняя жизнь и карьера в Канаде
[ редактировать ]Пеллетье родился в Монреале и был сыном пекаря, который в свободное время активно выступал в качестве музыканта-любителя и дирижировал общественным концертным оркестром. В возрасте 8 лет он начал заниматься музыкой у Иды Эрали , жены кларнетиста и капельмейстера Франсуа Эрали , которая учила его игре на фортепиано, теории музыки и сольфеджио вплоть до 1914 года. Его старший брат Альберт учил его игре на ударных инструментах и в В 12 лет он начал играть на барабанах в приходском оркестре трезвости Сен-Пьер-Апотр на концертах в местном кинотеатре. [ 1 ]
В 1910 году, в возрасте 14 лет, Пеллетье впервые познакомился с оперой , исполнив Амбруаза Тома » « Миньон в Театре Его Величества в Монреале . Спектакль его просто очаровал, и в тот вечер он решил, что хочет продолжить карьеру оперного дирижера. Пытаясь найти работу в области оперы, он устроился пианистом оркестра Национального театра в Монреале. Летом 1911 года Анри Дельселье нанял его в качестве пианиста для репетиций в Монреальскую оперную труппу (MOC), оставаясь там до тех пор, пока труппа не обанкротилась в 1913 году. Работая в труппе, он женился на своей первой жене Берте Жаннот, сестре оперы. тенор Альберт Клерк-Жаннот . [ 1 ]
Опыт потери работы в MOC заставил Пеллетье усомниться в своих потенциальных карьерных возможностях в Канаде, и он решил, что ему нужно найти способ поехать в Европу. Отсутствие финансов помешало ему пойти по этому пути, и он продолжил обучение в родном городе у Алексиса Контана (гармония и композиция), Альфреда Ла Либерте (фортепиано) и Родольфа Матье (фортепиано). Его учителя посоветовали ему принять участие в конкурсе Prix d'Europe , который он проиграл в 1914 году, но выиграл в 1915 году. Эта победа в конкурсе привела к тому, что правительство Квебека предоставило ему грант на продолжение обучения в Европе. [ 1 ]
Обучение и работа в Европе и США.
[ редактировать ]В октябре 1916 года Пеллетье и его жена прибыли в Париж, Франция, в разгар Первой мировой войны и вспышки крупной эпидемии гриппа. заставили их уехать в конце июня 1917 года войной, не . Неустрашимая пара оставалась до тех пор, пока обстоятельства, связанные с Руссо (гармония), Шарля-Мари Видора (композиция) и, самое главное, Камиллы Беллег , которая давала ему уроки пения и работала с ним над изучением французского оперного репертуара на фортепиано. [ 1 ]
В июле 1917 года Пеллетье прибыли в Нью-Йорк, где с ними подружился дирижер Пьер Монтё , который познакомил их с важными людьми в музыкальных социальных кругах города. Эти связи привели к тому, что его наняли в Метрополитен-опера в качестве пианиста-репетитора французских оперных постановок труппы, и эту должность он занимал до 1922 года, когда его повысили до помощника дирижера в Метрополитен-опера. [ 1 ] Между 1917 и 1924 годами он также часто играл на фортепиано в серии воскресных вечерних концертов Метрополитена, а также исполнил второстепенную роль Болеслао Лазински в Умберто Джордано на «Федоре» сцене Метрополитена между 1924 и 1926 годами. [ 2 ] В эти первые годы работы в Метрополитене он подружился с Артуро Тосканини нанимал его дирижировать своим симфоническим оркестром NBC , который позже неоднократно , когда он сам был недоступен. После развода со своей первой женой (от которой у него было двое сыновей: Камилла и Франсуа) в 1925 году он женился на Метрополитен-сопрано королеве Марио. Эти отношения также закончились разводом несколько лет спустя. Позже в 1937 году он женился на бывшей ученице школы Марио, оперной звезде Роуз Бэмптон . [ 1 ]
С 1919 по 1922 год Пеллетье был пианистом на репетициях и помощником дирижера Антонио Скотти гастрольной труппы « Scotti Opera Company» , где он работал под руководством дирижеров Дженнаро Папи и Карло Перони . С этой труппой он дирижировал своим первым полным оперным спектаклем « Джузеппе Верди » Трубадур 21 мая 1920 года в Мемфисе, штат Теннесси . В 1922 году он дирижировал операми для Чикагской оперной труппы «Равиния-Парк», Оперы Сан-Франциско , а 19 февраля того же года он впервые дирижировал в Метрополитене на одном из воскресных концертов. [ 1 ] 4 апреля 1926 года он дирижировал своей первой оперой в Метрополитене, Пьетро Масканьи , «Сельской чести» с Кармелой Понсель в роли Сантуццы и Арманом Токатяном в роли Туридду. [ 2 ] В том же году он был назначен художественным руководителем серии воскресных вечерних концертов. [ 1 ]
повысил Пеллетье 28 февраля 1929 года Джулио Гатти-Касацца с должности помощника до постоянного дирижера Метрополитена, и эту должность он занимал до 1950 года. [ 1 ] Его первым выступлением под этим названием было дирижирование Димса Тейлора » « Приспешником короля 29 марта следующего года с Эдвардом Джонсоном , Флоренс Истон и Лоуренсом Тиббеттом в главных ролях. Он дирижировал домашними премьерами Бенжамена Годара балета «Воспоминания» , Штрауса II Иоганна «Летучая мышь» , Доменико Чимарозы » «Сегрето замужества и » Игоря Стравинского «Аполлон . Он также был движущей силой создания конкурса «Воздушные прослушивания в Метрополитен-опера» (предшественника прослушиваний в Метрополитен-Национальном совете) в 1936 году. Его последнее и 462-е выступление в Метрополитене состоялось 15 мая 1950 года, когда он дирижировал « Шарля Гуно » Фаустом с Джузеппе Ди Стефано в главной роли, Надин Коннер в роли Маргариты, Любен Више в роли Мефистофеля и Роберт Меррилл в роли Валентина . [ 2 ]
В 1940-е годы Пеллетье сделал несколько записей опер по заказу Национального комитета по оценке музыки в Нью-Йорке с артистами Метрополитен-опера. Эти граммофонные пластинки (альбомы на 78 оборотов в минуту) представляли собой сокращенные версии таких популярных опер, как «Аида» , «Богема » , «Кармен » , «Фауст» , «Паяцы» , «Мадам Баттерфляй» , «Риголетто », «Травиата» и других. Первоначально записи были выпущены лейблом World's Greatest Operas, и многие из них позже были переизданы RCA Camden и Parade Records на LP . [ 1 ] В 1938 году он появился на камеру в Paramount художественном фильме «Большая трансляция 1938 года» , дирижируя норвежским сопрано Кирстен Флагстад в «Боевом кличе» Брунгильды из оперы Рихарда Вагнера « Die Walküre» . [ 1 ]
Монреальский симфонический оркестр
[ редактировать ]Во время работы в Метрополитене в начале 1930-х годов к Пеллетье обратился канадский промышленник и филантроп Жан Лаллеман с предложением сотрудничать с ним и семьями Беек и Давид из Монреаля в создании нового оркестра в его родном городе. Сначала он отклонил это предложение, все еще сохраняя несколько критическое отношение к состоянию искусства в Канаде. Однако позже отец, напомнивший ему о поддержке правительства Квебека в начале его жизни, убедил его гордиться своей страной и делать все, что в его силах, на службе ей. Соответственно, он вернулся в Монреаль и начал собирать то, что в конечном итоге стало Монреальским симфоническим оркестром (MSO). [ 1 ]
MSO дал свой первый концерт под названием Les Concerts Symphoniques в январе 1935 года в Плато-холле . 16 ноября 1935 года оркестр исполнил первый из многих симфонических утренников для молодежи (концерт молодежи), задуманный Пеллетье. В 1936 году он учредил Монреальские фестивали , которые включали в себя серию летних концертов MSO, а также участие других канадских ансамблей и музыкантов. Фестиваль продолжался ежегодно еще долгое время после ухода Пеллетье из MSO в 1941 году. В частности, он вернулся, чтобы дирижировать последним выступлением фестиваля перед его закрытием на площади Искусств в августе 1965 года. [ 1 ]
Консерватория музыки и драматического искусства Квебека
[ редактировать ]Пеллетье был назначен первым директором Консерватории музыки и драматического искусства Квебека и ее первой школы, Консерватории музыки Монреаля (CMQM), в 1943 году. В конце 1930-х - начале 1940-х годов канадский композитор Клод Шампань поставил вместе большой отчет о музыкальном образовании, спонсируемый правительством Квебека. В отчете внимательно изучалось музыкальное образование в Европе, а также в Канаде, и вскоре были сформированы планы по созданию сети субсидируемых государством школ по образцу европейских консерваторий, в частности Парижской консерватории . приняло Закон о консерватории («Loi du conservatoire») 29 мая 1942 года Законодательное собрание Квебека , который выделил бюджет в 30 000 долларов на создание консерватории. [ 3 ]
Пеллетье и Шампань, назначенный заместителем директора консерватории, в значительной степени ответственны за набор весьма впечатляющего международного штата преподавателей. CMQM открыл свои двери в январе 1943 года с первого курса курсов, который проводился в библиотеке Сен-Сюльпис . Под их руководством школа завоевала высокую репутацию благодаря качеству образования. В 1956 году эти двое мужчин руководили переездом школы в лучшее помещение на улице Святой Екатерины . посту директора Пеллетье сменил Ролан Ледюк В 1961 году после 18 лет работы на . Он также был первым директором второй школы CMDAQ, Консерватории музыки Квебека в Квебеке , с 1944 по 1946 год, когда Анри Ганьон . его сменил [ 3 ]
Симфонический оркестр Квебека и дальнейшая жизнь и карьера
[ редактировать ]Пеллетье и его жена решили покинуть Метрополитен-опера, когда Рудольф Бинг был назначен новым генеральным директором компании в 1950 году. Бэмптон заявил в интервью 1989 года, что «у нас обоих возникло ощущение, что мы не будем довольны новым режимом». ." [ 4 ] Это изменение значительно освободило график Пеллетье и позволило ему принять предложение стать художественным руководителем Симфонического оркестра Квебека . Он вступил в должность в июне 1951 года и оставался там в течение следующих 15 лет. За это время он также дирижировал детскими концертами Нью-Йоркской филармонии с 1952 по 1957 год и гастролями Национального молодежного оркестра Канады в 1960–1961 годах. [ 1 ]
Пеллетье ушел из выступлений в начале 1970-х и после этого жил со своей женой в Нью-Йорке. Он умер в Уэйне, штат Пенсильвания, в 1982 году. Его мемуары Une Symphonie Inachevée были опубликованы за десять лет до его смерти. [ 1 ]
Почести
[ редактировать ]- В 1936 году ему была присвоена степень почетного доктора музыки Университета Монреаля .
- В 1946 году он был назначен кавалером ордена Святых Михаила и Святого Георгия .
- В 1952 году ему была присвоена степень почетного доктора музыки Университета Лаваля .
- В 1953 году ему была присвоена степень почетного доктора музыки Университета Альберты .
- В 1958 году его именем был назван бульвар в Виль д'Анжу в Монреале. Вдоль дороги также находится начальная школа, носящая его имя.
- В 1959 году ему была присвоена степень почетного доктора музыки Нью -Йоркского музыкального колледжа .
- В 1960 году ему была присвоена степень почетного доктора музыки Хобарт-колледжа .
- В 1965 году его именем была названа музыкальная школа сестер Сте-Анны в Монреале.
- В 1966 году ему была присвоена степень почетного доктора музыки Оттавского университета .
- В 1966 году в его честь был назван зал Place des Arts ' Salle Wilfrid-Pelletier , крупнейший многофункциональный концертный зал в Канаде.
- В 1967 году он был назначен кавалером Ордена Канады .
- В 1968 году ему была присвоена степень почетного доктора музыки Университета Макгилла .
- В 1978 году ему была присвоена степень почетного доктора музыки Университета Квебека .
- В 1983 году был основан Фонд Уилфрида Пеллетье — организация, которая ежегодно вручает гранты обладателям главной премии Консерватории музыки Квебека .
- В 1984 году скульптор Арто Чакмакчян создал бронзовый бюст Пеллетье, который выставлен на площади Искусств .
- В 2002 году он стал лауреатом премии MasterWorks Канадского фонда по сохранению аудиовизуальных материалов .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Уилфрид Пеллетье в Музыкальной энциклопедии Канады , дата доступа 21 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Архив Метрополитен-опера
- ^ Перейти обратно: а б Консерватория музыки Квебека в Музыкальной энциклопедии Канады, дата доступа 21 августа 2019 г.
- ^ «Некрологи: ветеран-сопрано Роуз Бэмптон, связующее звено с эпохой Гатти-Казацца в Метрополитене, умирает в девяносто девяти лет; генеральный директор COC Ричард Брэдшоу; композитор Тихон Хренников; бас Никола Заккария; сопрано Тереза Стич-Рэндалл и Жанна Бове» . Оперные новости . Том. 72, нет. 5. Ноябрь 2007 г. Проверено 22 июня 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маккриди, Луиза Г. «Уилфрид Пеллетье», в ее «Знаменитые музыканты» , в серии «Канадские портреты» (Торонто: Clarke, Irwin & Co., 1957), стр. [69]-100, ил. с нарисованными портами.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Уилфрид Пеллетье в Музыкальной энциклопедии в Канаде , авторы Дениз Менар, Марк Самсон, 2014 г.
- Уилфрид Пеллетье в Канадской энциклопедии , автор Элен Плуфф, 2015 г.
- AVTrust.ca - Уилфрид Пеллетье, получатель MasterWorks 2002 г.
- Дирижирование Кирстен Флагстад в 1938 году на YouTube
- Уилфрид Пеллетье в Канадском биографическом словаре
- 1896 рождений
- 1982 смертей
- Канадские классические пианисты
- Канадские классические пианисты мужского пола
- Канадские мужчины-дирижеры (музыка)
- Кавалеры Ордена Канады
- Академический состав Консерватории музыки Квебека в Монреале
- Академический состав Музыкальной консерватории Квебека в Квебеке
- Канадские музыкальные преподаватели
- Музыканты из Монреаля
- Лица национального исторического значения (Канада)
- Ученики Исидора Филиппа
- Канадские дирижеры ХХ века (музыка)
- Классические пианисты 20 века
- Канадские пианисты XX века
- Канадские музыканты-мужчины 20-го века
- Канадские кавалеры ордена Святого Михаила и Святого Георгия