Родольф Матье
Жозеф Родольф Матье (10 июля 1890 — 29 июня 1962) — канадский композитор , пианист , музыкальный писатель и музыкальный педагог . В Канадской энциклопедии говорится: «Считавшийся слишком авангардным для своего времени из-за влияния Дебюсси на его музыку, Матье получил признание слишком поздно, чтобы вдохновить последующее поколение». Пианист Лео-Поль Морен был одним из немногих выдающихся исполнителей своего творчества, в частности, включив в свой концертный репертуар «Шевоше » Матье и «Три прелюдии» . Песня Матье Un peu d'ombre (1913) была включена в ряд сольных концертов Маргариты Беризы и Сары Фишер в Европе. [ 1 ]
Ранняя жизнь и карьера в Канаде
[ редактировать ]родились в Грондине, Квебек Родители Матье , и были фермерами. В 1906 году он переехал в Монреаль, где начал учиться игре на фортепиано у Альфонса Мартена и пению у Селин Мариер в возрасте 16 лет. Через Марие он познакомился с пианистом и композитором Альфредом Ла Либерте , который вселил в него восхищение произведениями Александр Скрябин . Вскоре он начал сочинять музыку. Его первым крупным произведением стала хоровая пьеса «Поэма Мера» (1908), которую он посвятил Мариеру. Многие из его ранних фортепианных сочинений демонстрируют сильное влияние Скрябина, в том числе «Шевоше» (1911) и «Соната» (1927). [ 1 ]
Матье получил должность органиста в церкви Сен-Жан-Берхманс в Монреале в 1907 году. В 1908 году он открыл свою собственную преподавательскую студию в Монреале, которой руководил в течение следующего десятилетия. Он также преподавал в Национальной консерватории музыки . Многие из его учеников стали лауреатами престижной премии Prix d'Europe , в том числе Жан Дансеро , Огюст Декарри , Уилфрид Пеллетье и Рут Прайс. В 1910 году он начал изучать музыкальную композицию, игру на органе и фортепиано у Алексиса Контанта . [ 1 ]
Обучение во Франции
[ редактировать ]В 1920 году Матье поступил в Schola Cantorum в Париже по совету Альберта Русселя . Его обучение первоначально стало возможным благодаря щедрой поддержке средств, собранных его друзьями, а затем благодаря гранту 1923 года от правительства Квебека (в частности, первому такому гранту, предоставленному композитору), который позволил ему продолжить обучение во Франции еще четыре года. . В Schola Cantorum он изучал композицию у Винсента д'Инди и дирижирование у Владимира Гольшмана . Он также изучал психологию в Коллеж де Франс у Пьера Жане . Некоторые из его наиболее важных произведений были написаны во время его пребывания во Франции, в том числе струнный квартет , трио , монологи для скрипки и диалоги для скрипки и виолончели. [ 1 ]
Дальнейшая жизнь и карьера
[ редактировать ]Матье вернулся в Монреаль в 1927 году, когда он начал преподавать в монастыре сестер Святой Анны в Лашине и в Педагогическом институте сестер Конгрегации Нотр-Дам, а также руководил собственной частной студией. В 1929 году он основал Канадский институт музыки, организацию, целью которой было дать возможность «молодым артистам и литературным талантам выступать перед элитной аудиторией». Он руководил организацией до ее расформирования в 1956 году. С 1930 по 1952 год он организовал «Вечера Матье», периодическую серию концертов, в которой выступали он сам, многие из его учеников и другие известные музыканты. После 1934 года он написал несколько произведений, решив вместо этого сосредоточиться на своей педагогической работе. Среди его учеников в 1920-1950-х годах были Флеретт Бошан , Лидия Буше , Пьер Брабант , Раймон Левеск и Алиса Винетт . Он также обучал Андре Матье , сына от брака со скрипачкой Мими Ганьон, сделавшей весьма успешную карьеру концертирующей пианистки. [ 1 ]
В 1955 году Матье поступил на факультет Музыкальной консерватории Квебека в Монреале , где преподавал музыкальный анализ до 1959 года. Среди немногих произведений, которые он написал за это время, был Квинтет для фортепиано и струнных, который считается одним из его лучших произведений. Свою последнюю пьесу, Symphonie pour voix humanes , для шестиголосного хора с духовым аккомпанементом, он начал в 1956 году, но так и не завершил. Он умер в Монреале в 1962 году в возрасте 71 года. Посмертно он был назначен сотрудником Канадского музыкального центра , и многие из его документов и рукописей являются частью коллекции Библиотеки и архивов Канады . [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Жюльетт Бурасса-Трепанье; Сьюзан Спир (16 декабря 2013 г.). «Родольф Матье» . Канадская энциклопедия . Проверено 6 апреля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1890 рождений
- 1962 смертей
- Канадские классические пианисты
- Канадские классические пианисты мужского пола
- Канадские композиторы-мужчины
- Канадские писатели о музыке
- Выпускники Коллеж де Франс
- Академический состав Консерватории музыки Квебека в Монреале
- Академический состав Национальной консерватории
- Канадские музыкальные преподаватели
- Студенты Школы певцов Парижа
- Ученики Винсента д'Инди
- Канадские композиторы 20-го века
- Классические пианисты 20 века
- Канадские пианисты XX века
- Канадские музыканты-мужчины 20-го века