Пепита Эмбил
Пепита Эмбил | |
---|---|
![]() Эмбиль в 1940-е годы | |
Рожденный | Хосефа Эмбил Эчанис 28 февраля 1918 г. |
Умер | 28 августа 1994 г. Мехико, Мексика | ( 76 лет
Супруг | Пласидо Доминго Феррер |
Дети | Пласидо Доминго |
Хосефа Эмбил Эчанис 28 ( февраля 1918 — 28 августа 1994) постановках — испанское баскское сопрано, игравшее главные роли в сарсуэлы и оперетт по всей Испании и Латинской Америке. Известная как «Королева Сарсуэлы». [ 1 ] ее особенно помнят благодаря ее сыну, всемирно известному оперному тенору Пласидо Доминго , чьей ранней карьере она помогала развивать. Эмбиль начала свою профессиональную карьеру с пения в качестве солистки в хорах, в том числе в баскском национальном хоре Eresoinka, который базировался во Франции во время гражданской войны в Испании . Еще будучи двадцатилетним, она появилась на мировых премьерах нескольких новых сарсуэл. Она сотрудничала с некоторыми из самых выдающихся испанских композиторов 1940-х годов, в том числе с Федерико Морено Торроба , Хасинто Герреро и Пабло Соросабалем . В конце 1948 года она переехала в Мексику со своим мужем-баритоном Пласидо Доминго Феррером . В Мексике они руководили собственной успешной труппой сарсуэлы, которая гастролировала по всей Америке. За свою карьеру Эмбиль сделала несколько записей, в основном музыки сарсуэлы.
Биография и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]
Хосефа «Пепита» Эмбиль родилась 28 февраля 1918 года в Гетарии , провинция Гипускоа , в Стране Басков в Испании. [ 2 ] Ее отец, Артуро Эмбиль-и-Ласкано, был церковным органистом и любителем сарсуэлы . [ 3 ] Он также любил для удовольствия играть фортепианные сокращения оперной музыки. [ 4 ] У него и его жены Германы Эханис Остоласа было пятеро детей: Франциско, Себастьян, Хосефа (Пепита), Агустина и Анхель Мария. [ 5 ] Он умер в возрасте 45 лет в январе 1930 года, когда его дочери Пепите было 11 лет. La Constancia , традиционалистская газета католической партии- интеграста , объявила о его смерти и упомянула о «невосполнимой утрате», которую пережили его семья и «политические братья». [ 5 ] При поддержке отца Пепита в детстве начала брать уроки пения и в конце концов поступила в консерваторию в Сан-Себастьяне , столице Гипускоа, где училась у баса Габриэля Олайсолы . [ 3 ]
Эмбиль начала свою певческую карьеру в составе Euzko-Abesbatza (также пишется «Eusko Abesbatza»). [ 6 ] баскский хор под управлением Олайзолы. [ 7 ] Пока хор находился в Барселоне на праздновании третьей годовщины Второй Испанской Республики , [ 8 ] она дебютировала в Лисеу в небольшой партии в баскского композитора Хесуса Гуриди опере «Амайя» 12 апреля 1934 года. [ 9 ] [ 3 ] [ 10 ] Всего в шестнадцать лет она появилась с Олайзолой, который исполнил басовую партию Мигеля де Гоньи на премьере оперы 1920 года. [ 11 ] После этого оперу снова исполняли в других театрах, в том числе в Театре Гаярре в Ируне. [ 12 ] и Театр Арриага в Бильбао . [ 13 ] Последнее выступление с Симфоническим оркестром Бильбао имело успех для певцов, включая Эмбиля, при полном зале. [ 13 ] Эузко-Абесбаца и другой хор, Хувентуд Васка де Бильбао, оба были вовлечены в растущее баскское националистическое движение . [ 7 ] [ 14 ] [ 15 ] организовал выступление. [ 13 ] Помимо хоровой и оперной деятельности, она также давала концерты. [ 2 ] На одном из концертов 1936 года в Аспейтии с Олайзолой она исполнила разнообразную музыку: баскский номер, итальянскую песню Тоселли , баскский перевод «Ständchen» Шуберта («Серенада») и арию Зиебеля «Faites-lui». mes aveux» на итальянском языке из Гуно оперы « Фауст» . [ 16 ] В течение следующих нескольких лет она пела в различных хорах, в том числе в престижном Orfeón Donostiarra . [ 4 ] потому что, как она позже сказала, ей нужно было «работать, чтобы жить». [ 17 ]

Всего за несколько дней до падения своего правительства под властью войск Франко в 1937 году президент Баскского автономного правительства Хосе Антонио Агирре работал с учителем Эмбиля Олайзолой над созданием баскского национального хора и балета «Эресойнка с целью сохранения баскской музыкальной культуры. [ 18 ] [ 19 ] Эмбиль присоединился к недавно сформированному хору и много гастролировал с группой за пределами Испании, часто пел как солист хора, пока два года спустя коллектив не распался. [ 20 ] При поддержке членов баскского правительства в изгнании во Франции и других странах. [ 18 ] замок Беллуа во французском городе Сен-Жермен-ан-Ле . Члены «Эрезойнки» выбрали своим домом [ 21 ] Хор дебютировал в зале «Плейель» в Париже 18 декабря 1937 года. [ 21 ] Группа также выступала в Брюсселе, Антверпене, Роттердаме, Гааге, Амстердаме и Лондоне. [ 22 ] Хотя на протяжении всей своей карьеры она в основном была сопрано, она пела альт с Эресоинкой. [ 2 ] После своего последнего хорового концерта в Париже в 1939 году она осталась в городе, чтобы учиться у армянского учителя пения. [ 4 ]
Карьера Сарсуэлы в Испании
[ редактировать ]Когда гражданская война в Испании закончилась, она переехала в Мадрид и стала искать работу в многочисленных компаниях по производству сарсуэлы. Она присоединилась к гастрольной компании под руководством композитора Федерико Морено Торроба . [ 23 ] Вскоре она появилась в его сарсуэле «Сор Наварра» в Памплоне с баритоном Пласидо Доминго Феррером , с которым она недавно впервые встретилась в мадридском Café de Castilla, месте сбора городских художников и музыкантов. [ 24 ] Они поженились 1 апреля 1940 года, и в начале следующего года у них родился первый ребенок, Пласидо . Через полтора года у пары родилась дочь Мария Хосе (1942–2015), известная как «Мари Пепа». [ 25 ]

Эмбиля периодически приглашали присоединиться к труппе Театро Кальдерон в Мадриде с 1940 по 1945 год. Сопрано и несколько друзей из Театра Кальдерон основали Ases líricos, труппу сарсуэлы, которая имела большой успех в течение следующих нескольких десятилетий. Многие участники труппы входили в число лучших исполнителей сарсуэлы в стране. Они с мужем выступали по всей Испании в составе труппы, которую возглавлял певец и импресарио Антонио Медио. [ 24 ] Вскоре Эмбиль стал одним из любимых певцов нескольких ведущих испанских композиторов, в том числе Морено Торроба, Пабло Соросабаля и Хасинто Герреро . [ 26 ]
Свой первый сезон после рождения сына она работала с актером Сальвадором Видегейном в составе труппы маэстро Кироги в Театре Алькала в Мадриде. С этой труппой она появилась во многих постановках сарсуэлы, включая премьеру оперы Кироги «Королева любви» в 1941 году. В следующем году она снова выступила в Театре Кальдерон, появившись на премьере оперетты Федерико Кото «Эль-десфиле дель любви » с Антонио Медио. . За день до Пасхи 1943 года она и Медио снова спели вместе на премьере сарсуэлы Пабло Соросабаля « Дон Манолито » в мадридском театре Рейна Виктория. [ 27 ] Это было очень хорошо принято. [ 27 ] Соросабаля Она также имела значительный успех в «Черном эль-паясо» . [ 2 ] Вместе с Медио и под эгидой маэстро Хасинто Герреро она выступила на премьере оперы Герреро « Лоза лозана» в мадридском театре Колизей позже в том же году. [ 28 ] Оба певца также появились там в 1944 году на премьере оперы Хесуса Ромо « На балконе дворца» . Это была всего лишь вторая сарсуэла композитора, вышедшая через два года после его многообещающей El mesón del Pato Rojo . Эмбиль исполнила главную роль Лолы ла де Херес в новой сарсуэле, которая сразу же стала хитом. [ 29 ] Ее последняя мировая премьера в Испании состоялась 22 ноября 1944 года в спектакле Герреро « Это правильно, Дон Себастьян» в Театре Принсипал де Сарагоса. [ 30 ] Сарсуэла, написанная для двух баритонов — Медио и Доминго, — считалась новинкой. [ 31 ] В мае следующего года она снова снялась в фарсовой сарсуэле в Театре Кальдерон. [ 31 ] К этому времени жанр находился в упадке. Пепита Эмбиль снялась в некоторых из последних написанных великих сарсуэл. [ 32 ]
Годы в Мексике
[ редактировать ]
После завершения серии туров по Пиренейскому полуострову с Ases líricos (например, выступая в La Gran Vía в Саламанке в 1946 году) она и ее муж отправились в тур по Латинской Америке с новой компанией по производству сарсуэлы, которую недавно основал Федерико Морено Торроба. Вскоре после того, как она впервые приехала в Мексику, газета из Мехико процитировала одного из либреттистов Морено Торроба , описав ее как «высокую, молодую и красивую» баску с лирическим и драматическим голосом, которая показала себя как «высокая, молодая и красивая» баскка с лирическим и драматическим голосом, которая показала себя великая фигура» с тех пор, как она впервые появилась в Сор Наварре в Памплоне. [ 23 ] Во время турне Морено Торроба сочинил мексиканскую сарсуэлу El orgullo de Jalisco , в которую вошли некоторые аспекты музыки и традиций этой страны. В сентябре 1947 года Эмбиль сыграл главную роль в « Эль Оргулло де Халиско» , вызвав «теплые и благодарные» аплодисменты на мировой премьере в Мехико. [ 33 ] Выступления труппы пользовались популярностью у публики Пуэрто-Рико , Кубы , Венесуэлы и особенно Мексики . [ 3 ]
Этот успех имел решающее значение для того, чтобы пара основала собственную компанию и в конце 1948 года навсегда поселилась в Мексике. [ 24 ] Сестра Эмбиля, Агустина, присматривала за их детьми в своем доме в Гетарии, пока они были в туре. [ 34 ] В январе 1949 года Агустина привезла детей в Мексику, чтобы они были с родителями, которые вскоре завербовали их для участия в различных небольших ролях в своих постановках сарсуэлы. [ 35 ] Хотя в основном они выступали в Театре Арбеу и Театре Эсперанса Ирис в Мехико, Эмбиль и Доминго часто гастролировали в Мексике и многих других странах Латинской Америки. [ 3 ] В годы, прошедшие после переезда, они продюсировали и снимались в таких сарсуэлах, как «Луиза Фернанда» , «Табернера дель Пуэрто» , «Лос-гавиланес» и «Марина» . Несмотря на то, что Эмбиль в первую очередь была сарсуэлой-сопрано, она также появлялась в опереттах , включая испаноязычные версии « Лео Фолла Принцессы » доллара . [ 36 ] и Франца Легара » «Эль конде де Люксембург ( «Граф Люксембург» ). [ 37 ] и La viuda alegre ( «Веселая вдова» ). [ 38 ]
Один мексиканский критик написал в 1949 году, что Эмбиль и ее партнер по фильму Флоренсио Кальпе «вызвали безумные и очень любовные овации» во время исполнения сарсуэлы « Эль дуо де ла африканская» . [ 39 ] В 1951 году кубинская кинозвезда и певица Розита Форнес наняла Эмбил, чтобы она поочередно участвовала в постановках ее собственной труппы. Доминго также работал с компанией Форнеса. [ 40 ] На протяжении более двух десятилетий пара выступала перед мексиканской публикой как предприниматели и певцы. Эмбиль также давал декламации и концерты. [ 2 ] иногда в сопровождении ее сына Пласидо на фортепиано. В середине-конце 1950-х она часто выступала в сарсуэлах со своим сыном, который только начинал собственную певческую карьеру. Она и ее муж дали ему первые уроки пения дома. [ 41 ]

Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Спустя годы отсутствия она и ее муж приняли предложение снова выступить в Испании. В 1966 году Эмбиль и Доминго совершили поездку по Канарским островам и северу Испании с труппой сарсуэлы Хосе де Луны. [ 3 ] Вернувшись в Мексику, они вскоре предприняли еще один тур, в ходе которого посетили Коста-Рику, Перу и Венесуэлу. [ 3 ] Позже они пели в Театре де ла Сарсуэла в Мадриде, вспоминая свои первые успехи там в 1940-х годах. Они вернулись в Барселону в сезоне 1974–1975 годов. Под управлением сына они исполнили сарсуэлу Донья Францискита в Лисеу. Она исполнила меццо-сопрано партию Авроры ла Бельтрана. [ 3 ] Это было ее последнее выступление с сарсуэлой и прощание со сценой. [ 3 ]
Во время землетрясения в Мехико в 1985 году ее брат Анхель Мария Эмбиль погиб вместе со своей женой Франциской. В том же здании также были убиты племянник Эмбиля Агустин Гарсия Эмбиль и его трехлетний сын Хулио Агустин Гарсиа Пинилья. [ 42 ] Ее муж Пласидо Доминго Феррер умер от сердечного приступа в 1987 году в возрасте 80 лет. [ 43 ] исполнение « Чулапоны В следующем году Театр де ла Сарсуэла отдал ей дань уважения, посвятив ей [ 2 ] Директор театра, дирижер Мигель Роа , написал в ее честь стихотворение. [ 3 ] В честь нее в Сан-Себастьяне в 1990 году Эмбиль и ее сын спели дуэтом баскскую песню «Aurtxoa Seaskan» с Орфеоном Доностиаррой. [ 44 ] Эмбил умер 28 августа 1994 года в Мехико от заболевания печени, вызванного переливанием крови двадцатью годами ранее. Ей было 76 лет. [ 1 ] Она похоронена рядом со своим мужем в Испанском Пантеоне в Мексике. [ 3 ] президент Мексики На ее поминках присутствовал тогдашний Карлос Салинас де Гортари . [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]Эмбиль остается одной из самых запоминающихся звезд сарсуэлы в Америке. [ 45 ] В 2012 году один испанский репортер отметил, что ее «считают одним из самых выразительных голосов сарсуэлы». [ 3 ] В своих мемуарах ее сын выразил уверенность, что из нее могла бы получиться успешная оперная певица-сопрано. Он также написал, что однажды она получила предложение от «Лисеу» о контракте на исполнение там оперных партий, но отказалась, поскольку в то время она уже была звездой сарсуэлы. [ 46 ] После ее смерти музыкальный критик Антонио Фернандес-Сид похвалил ее «теплый и сладкий голос сопрано, напоминающий контральто». [ 47 ]

В 1993 году ее сын учредил Премию Сарсуэлы Пепиты Эмбил Доминго в ее честь в рамках своего всемирного Operalia конкурса певцов . С тех пор каждый год певица получает приз в размере 10 000 долларов за качество своего выступления в разделе сарсуэлы конкурса. [ 48 ] В 2002 году город Пуэбло, Мексика, назвал в ее честь одну из своих площадей — Plaza Pepita Embil de Domingo. [ 49 ] Десять лет спустя баскский режиссер Хосу Венеро создал испаноязычный документальный фильм «La reina de la zarzuela» («Королева Сарсуэлы») об Эмбиле. [ 3 ] который был показан по телевидению в 2014 году. В рамках документального фильма Венеро следил за Пласидо Доминго, когда он вернулся в родной город Эмбиля, Гетарию, где он провел часть своего детства. Доминго вспомнил на камеру о своей матери и посетил ее место рождения, где прочитал о ней официальную мемориальную доску. Он также посетил другие ключевые места ее ранних лет. [ 3 ] Ее внучка, мексиканская актриса Майте Фернандес Доминго, выступает в ее честь под именем Майте Эмбиль .
Записи и телевидение
[ редактировать ]Эмбиль начала свою карьеру звукозаписи как баскская хоровая певица в конце 1930-х годов, когда ей было около двадцати лет. В течение следующих нескольких десятилетий она продолжала периодически записывать отрывки и номера из сарсуэл, оперетт и мюзиклов, а также популярные латинские песни, такие как Эрнесто Лекуоны «Siempre en mi corazón» . В своем альбоме Fragmentos de operetas inmortales она также записала оперную арию «Un bel di vedremo» из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй » . В 1960-х и 1970-х годах она вместе со своим мужем снимала несколько популярных сарсуэл для мексиканского телеканала 2. [ 24 ]
Частичная дискография
[ редактировать ]Пластинки на 78 об/мин
Год | Альбом | Певцы | Дирижер, Ансамбль |
Этикетка | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
о 1938 |
Аурчоа в море | Пепита Эмбил | Габриэль Олайзола, Хорал Басков Эресоинка |
Граммофонная пластинка Кот: К-8293 |
|
1942 | Черный клоун (Соросабаль) | Антонио Медио, Пепита Эмбил, Марселино дель Льяно, Энрикета Серрано, Мануэль Аларес, Мануэль Гас |
Пабло Соросабаль , Оркестр Театра Королевы Виктории |
Колумбия отчеты Кат: Р-14088 — Р-14094; СА-15058 — СА-15064 (7 записей) |
|
1943 | Портовая таверна (Соросабаль) | Пепита Эмбил, Энрикета Серрано, Антонио Медио, Марселино дель Льяно, Мануэль Гас, Мануэль Аларес |
Пабло Соросабаль , Оркестр Театра Королевы Виктории |
Колумбия отчеты Кат: R-14095, R-14096, R-14103 (3 записи) |
|
Долгоиграющие пластинки (LP)
Год | Альбом | Певцы | Дирижер, Ансамбль |
Этикетка | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1958 | Пепита Эмбиль: Бессмертные кусочки сарсуэлы | Пепита Эмбил, Пласидо Доминго Эмбиль [ 50 ] |
Луис Мендоса Лопес | RCA-Виктор Кот: MKL-1144 |
|
1960 | незабываемые песни | Пепита Эмбил | Гонсало Сервера | RCA-Камден |
|
1965 | Фрагменты бессмертных оперетт | Пепита Эмбил | Луис Мендоса Лопес, Камерный оркестр |
RCA-Виктор |
|
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б с «Пепита Эмбил Доминго; мать Сопрано и тенора, 76 лет» . Нью-Йорк Таймс . 1 сентября 1994 года . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Куч и Рименс 2004 , с. 1328.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Документальный путеводитель Пласидо Доминго по «Королеве Сарсуэлы» » . Унирадиус. 27 августа 2012 года . Проверено 29 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Доминго 1983 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б «Лорд Дон Артур Эмбил и Ласкано » Ла Констанция: весь дневник фуэриста. 17 января 1930 г. с. 4 . Получено 1 сентября ,
- ^ СЭ (20 октября 1988 г.). « В Испании к сарсуэле относятся как к падчерице»: Пепита Эмбил сегодня получает большую дань уважения» . АВС . Мадрид . Проверено 9 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Морель Боротра, Натали (2003). Баскская опера (1884-1937): и баскское искусство спустилось с гор (на французском языке). Сент-Этьен-де-Бегорри: Editions Izpegi. п. 273. ИСБН 9782909262161 .
...Габриэль Олайсола (брат композитора, создателя Олескарри Зарры и Амайи и бывшего директора националистического оркестра Эуско Абесбаца)...
- ^ Массо и Мунтанер, Джозеф; Марторелл, Иволга; Пуэйо, Сальвадор (1993). Жнецы: государственный гимн Каталонии (на каталанском языке). Барселона: Аббатство Монтсеррат. п. 64 (особенно примечание 21). ISBN 9788478264643 .
- ^ Рекехо Ансо 2003 , с. 103.
- ^ Занни, UF (13 апреля 1934 г.). «Большой школьный театр: премьера «Амая» » . Авангард . Барселона. п. 10 . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ Рекехо Ансо 2003 , с. 79.
- ^ «Театр Гаярре: Амайя (реклама)» (на испанском языке). День. 22 июня 1935 г. с. 3 . Получено 1 , сентября
- ^ Jump up to: а б с Волки 1997 , с. 117.
- ^ С фермы Сайнс, Хосе Луис (2009). Национализм и II республика в Стране Басков . Мадрид: Издательство Испании 21 века. п. XXXVIII. ISBN 978-8432315138 .
- ^ Руис Декамп, Николас (2010). «Музыка и баскский национализм. Музыкальное творчество Хувентуда Васки де Бильбао и использование музыки как средство политической пропаганды (1904-1923)» (PDF) . Музыкант; Музыкальные тетради (17): 151–210. ISSN 1137-4470 . Проверено 9 сентября 2015 г.
- ^ «Большой субботний концерт в Аспейтии» (на испанском языке). «День». 29 мая 1936 г. с. 8 . Проверено 4 сентября 2015 г.
- ^ Фарбер, Гильермо (29 июля 2011 г.). «Буэдера: Королева Сарсуэлы» (на испанском языке). Северо-Западная газета . Проверено 4 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Лаксальт, Чомин (2009). «Эресойнка, хор свободных людей». Журнал Pays Basque (на французском языке) (57): 67.
- ^ Анасагасти, Иньяки ; Ренье, Филипп (4 июня 2014 г.). «БАСКСКОЕ ИСКУССТВО НА ВОЙНЕ: ЭРЕСОИНКА» . Иньяки Анасагасти (блог сенатора) . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ Де Бараньано Летамендия 1985 , стр. 59, 170, 178–80.
- ^ Jump up to: а б Де Бараньано Летамендия 1985 , с. 170.
- ^ Де Бараньано Летамендия 1985 , стр. 178–80.
- ^ Jump up to: а б Де Мария-и-Кампос, Армандо (7 января 1947 г.). «Поэт Луис Фернандес Ардавин, автор либретто «Карамбы», сарсуэлы, премьера которой состоится завтра в Мексике, пишет заметку для мексиканской публики» . Новости . Проверено 4 сентября 2015 г.
Она баска во всех смыслах, высокая, молодая и красивая. Из Гетарии, своего родного города, он отправился в компанию Морено Торроба; Он сделал это в Памплоне работой самого мастера Сора Наварры и с первого момента раскрыл себя как великая фигура. Через три сезона он присоединился к труппе маэстро Хасинто Герреро, а затем к маэстро Пабло Соросабалю. Она только что покинула основную труппу мадридского театра Кальдерон, привлеченная волнением переезда в братскую страну. Ее голос лирически драматичен и, говоря театральным сленгом, «очень востребован».
- ^ Jump up to: а б с д Словарь Сарсуэлы 2006 , с. 652.
- ^ Доминго 1983 , стр. 7–8.
- ^ Кларк и Краузе 2013 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б Соросабаль 1986 , с. 248.
- ^ Розмари, Фредерик; Фернандес Шоу, Уильям (1943). «Либретто Лозы Лозаны (с оригинальным составом актеров)» (PDF) . Сарсуэла Получено 30 . августа
- ^ Де Мария и Кампос, Сан-Мартин и Торис Проэнса 1999 , стр. 536.
- ^ «Работает: Дон Себастьян прав» . Официальный сайт Фонда Хасинто и Иносенсио Герреро . Проверено 31 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Театральная и кинематографическая информация и новости» . АВС . Мадрид. 1 мая 1945 г. с. 17 . Проверено 31 августа 2015 г.
- ^ Рубио, Хосе Луис (30 августа 1994 г.). «Пепита Эмбиль, звезда последнего момента славы сарсуэлы, умирает в Мексике» . ABC (на испанском языке). Мадрид . Проверено 11 сентября 2015 г.
- ^ Де Мария-и-Кампос, Армандо (14 сентября 1947 г.). «Премьера «Гордости Халиско» Гуса Агилы и Морено Торроба в Арбеу» . Новости . Проверено 31 августа 2015 г.
- ^ Пахарес, Хема (10 июня 2015 г.). «Пласидо Доминго: «Часть меня ушла» » . Причина . Проверено 7 сентября 2015 г.
- ^ Доминго 1983 , стр. 10–14.
- ^ Де Мария-и-Кампос, Армандо (5 января 1950 г.). «В последнюю ночь года открылись четыре театра. «Ирис» и «Арбеу» остаются открытыми. Триумф Пепиты Эмбил с «Принцессой доллара » . Новости . Проверено 31 августа 2015 г.
- ^ Де Мария-и-Кампос, Армандо (8 января 1950 г.). «Теперь в Арбе поют: «Граф Люксембург » . Новости . Проверено 31 августа 2015 г.
- ^ Де Мария-и-Кампос, Армандо (11 января 1950 г.). возрождается в театре «Арбе « Весёлая вдова» » . Новости . Проверено 31 августа 2015 г.
- ^ Де Мария и Кампос, Армандо (14 августа 1949 г.). «От «Грубой силы » Стейнбека до «Антигоны » Ануя-Кокто через африканский дуэт Фернандеса Кабальеро » . Новости . Проверено 30 августа 2015 г.
- ^ Мора, Эвелио Р. (2001). Розита Форнес . Гавана: Кубинский книжный институт. п. 100. ИСБН 9591006225 .
- ^ Доминго 1983 , стр. 18.
- ^ «Новое землетрясение без серьезных последствий потрясло Мексику вчера утром» . Азбука Севильи. 29 сентября 1985 года . Проверено 29 августа 2015 г.
- ^ «Пласидо Доминго Феррер, баритон, 80», (некролог) New York Times (AP), 26 ноября 1987 г.
- ^ «Фотоальбом» . Официальный сайт Орфеона Доностиарры . Проверено 31 августа 2015 г.
- ^ Стурман, Джанет Л. (2000). Сарсуэла: испанская оперетта, американская сцена . Урбана [ua]: Унив. из Иллинойс Пресс. п. 27. ISBN 0252025962 .
- ^ Доминго 1983 , стр. 7.
- ^ Фернандес-Сид, Антонио (30 августа 1994 г.). «Певец расы и образцовый исполнитель лирического жанра» . ABC (на испанском языке). Мадрид . Проверено 12 сентября 2015 г.
...теплый, сладкий голос сопрано «спинто» с повышенными тембральными качествами.
- ^ Опералия: Призы
- ^ Эрнандес Алькантара, Мартин (1 августа 2002 г.). «Инициатива PAN в совете по переезду «из Сарагосы» в Пуэблу» . Путешествие на Восток . Пуэбла и Тласкала . Проверено 4 сентября 2015 г.
- ^ Эмбиль, Пепита (певица); Доминго Эмбиль, Пласидо (приглашенный певец); Мендоса Лопес, Луис (водитель) (1958). Пепита Эмбил: Бессмертные кусочки сарсуэлы (альбом) (на испанском языке). Мексика: RCA-Виктор. Код по каталогу: MKL-1144.
[Оригинальная обложка:] ПЕПИТА ЭМБИЛЬ: БЕССМЕРТНЫЕ ПЕСКИ САРСУЭЛЫ ГОЛОСАМИ ПЕПИТЫ ЭМБИЛЬ И ПЛАСИДО ДОМИНГО ЭМБИЛЬ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОРКЕСТРА ЛУИСА МЕНДОСА ЛОПЕСА
Цитируемые источники
- Басигалупе, Карлос (1997). Хлеб на войне: Хроника повседневной жизни Бильбао во время гражданской войны: июль 1936 г. – июнь 1937 г. Бильбао: Laga Editions. ISBN 9788488541291 . (на испанском языке)
- Кларк, Уолтер Аарон; Краузе, Уильям Крейг (2013). Федерико Морено Торроба: Музыкальная жизнь в трёх действиях . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195313703 .
- Де Бараньано Летаменди, Косме М. (1985). «Очерки танца» (PDF) . Коби (Серия изящных искусств) (3). Бильбао: Bizkaiko Forum Aldundia – Формальная депутация Бискайи (публикация, спонсируемая правительством). ISSN 0214-7971 . (на испанском языке)
- Де Мария и Кампос, Армандо; Сан-Мартин, Беатрис; Торис Проэнца, Марта (1999). Двадцать один год театральной хроники Мексики, Том 1, Часть 1 . Мехико: Национальный институт изящных искусств. ISBN 9701822269 . (на испанском языке)
- Словарь Сарсуэлы: Испания и Латинская Америка . Мадрид: Институт музыкальных наук Комплутенсе (ICCMU). 2006. ISBN 84-89457-30-1 . (на испанском языке)
- Доминго, Пласидо (1983). Мои первые сорок лет . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 0-394-52329-6 .
- Куч, Карл-Йозеф ; Рименс, Лео (2004). Großes Sängerlexikon, Том 4 . Берлин: Вальтер де Грюйтер . ISBN 9783598440885 . (на немецком языке)
- Рекехо Ансо, Альберт Анхель (2003). Исследование лирической драмы Хесуса Гуриди «Амайя» (1910–1920) [доктор философии. диссертация] (PDF) . Техасский университет в Остине.
- Соросабаль, Пабло (1986). Моя жизнь и моя работа (2-е изд.). Мадрид: Фонд Banco Exterior. ISBN 8450535611 . (на испанском языке)
Другие источники
- Дентичи, Нино (2002). Биографический словарь певцов баскской оперы и сарсуэлы . Bizkaiko Foru Aldundia (Форальный совет Бискайи). ISBN 8477523428 . (на испанском языке)
- Дач, Хуан (1998). Юкатан во времени: Алфавитная энциклопедия, Том 2 . Мерида, Юкатан: Inversiones Cares. п. 496. ИСБН 9789709071023 . (на испанском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]