Пласидо Доминго Феррер
Пласидо Доминго Феррер | |
---|---|
![]() Пласидо Доминго Феррер (справа) с композитором Федерико Морено Торроба за кулисами театра де ла Сарсуэла в Мадриде, 1946 год. | |
Рожденный | Пласидо Доминго Феррер 8 марта 1907 г. |
Умер | 22 ноября 1987 г. | (80 лет)
Супруг | Пепита Эмбил |
Дети | Пласидо Доминго |
Пласидо Доминго Феррер (8 марта 1907 г. - 22 ноября 1987 г.) [ 1 ] ) был испанским сарсуэлы баритоном и отцом популярного оперного тенора Пласидо Доминго . Наполовину каталонец , наполовину арагонец , он вырос и сделал свою карьеру в Сарагосе , столице Арагона . Он часто гастролировал по Испании со своей -сопрано женой Пепитой Эмбиль . В конце 1948 года они навсегда переехали в Мексику , где успешно руководили собственной компанией по производству сарсуэлы. Он также появлялся в записях и на мексиканском телевидении.
Биография и карьера
[ редактировать ]Семейное происхождение и молодость
[ редактировать ]Пласидо Доминго Феррер родился в Сарагосе , Испания , 8 марта 1907 года. [ 1 ] Его мать, Мария Феррер Риполь, родом из небольшого арагонского городка Ла-Кодоньера в провинции Теруэль . [ 2 ] В молодости она переехала в Барселону в поисках работы. Там она встретила своего будущего мужа Педро Доминго, который родился в Тордере , Каталония . [ 2 ] Они переехали в Сарагосу, где купили ресторан и родили троих детей: Пласидо, старшего, Педро (известного как Перико) и Энрикету. Когда ее муж умер в возрасте 30 лет, ей пришлось одной воспитывать детей и управлять рестораном. [ 2 ] Она позаботилась о том, чтобы ее дети изучали теорию музыки и учились игре на инструментах. Семья собиралась, чтобы спеть вместе. [ 2 ] Ее сын Пласидо, которому было всего десять лет, когда умер его отец, с детства играл на скрипке . [ 3 ] В молодости он изучал музыку в консерватории Сарагосы у маэстро Теодоро Балло. [ 4 ] арагонский скрипач, композитор и дирижер, основатель консерватории. [ 5 ] В конечном итоге Доминго выступал в оркестрах сарсуэлы и оперы в качестве скрипача, прежде чем стать профессиональным баритоном . [ 3 ]
Карьера в сарсуэлах
[ редактировать ]
Доминго дебютировал как певец в Театре Паризиана в Сарагосе с произведением Los gavilanes . [ 4 ] На него сильно повлиял арагонский тенор Мигель Флета , знаменитому диминуэндо и пианиссимо которого он пытался подражать. [ 3 ] Легкоголосый лирический баритон , его неоднократно поощряли учиться в Германии на вагнеровского холдентенора , но он не хотел жить так далеко от семьи. [ 3 ] Годы гражданской войны в Испании (1936–1939) он провел почти в ловушке в Сарагосе, выступая в местных театрах в составе труппы сарсуэлы Teatro Ambulante en Campaña. [ 2 ] После войны он переехал с труппой в Мадрид , где с большим успехом появился в » Пабло Луны «Molinos de viento . [ 6 ] Он также начал часто посещать кафе Castilla на улице Инфантас в Мадриде. Там у него была возможность познакомиться с великими художниками, либреттистами, импресарио и музыкантами. На одной из таких встреч он познакомился с певицей Пепитой Эмбил . [ 4 ] Вскоре после этого они вместе выступили в спектакле Федерико Морено Торроба « Сор Наварра» в театре Гаярре в Памплоне . [ 4 ] Они поженились в апреле 1940 года и вскоре вошли в состав компании Aces Líricos, которую возглавил Антонио Медио. С этой труппой они объездили почти всю Испанию. [ 4 ]
В 1946 году в составе компании по сарсуэле Морено Торроба они отправились в Мексику , взяв с собой двоих детей, Пласидо и Мари Пепа. Они гастролировали по всей Латинской Америке, но наибольшего успеха они добились в Мексике, поэтому они решили поселиться там. [ 4 ] После этого они сформировали собственную труппу сарсуэлы «Доминго-Эмбиль Компани». [ 1 ] и более двадцати лет они гастролировали, выступая в лучших театрах Америки, в том числе в Нью-Йорке. [ 4 ] В одном туре он пел, будучи простужен, и навсегда повредил свой голос. После этого он переключил свое внимание на меньшие актерские роли, требующие меньшего пения. [ 3 ] В статье 1958 года ведущий мексиканский театральный критик отметил, что «баритон-ветеран» Доминго стал «превосходным комическим басом». [ 7 ] он также работал режиссером . В это время [ 7 ] [ 8 ] В конце концов он стал гражданином Мексики. [ 1 ]
Спустя годы и смерть
[ редактировать ]
В 1966 году Доминго и Эмбиль вернулись в Испанию, чтобы отправиться в турне с труппой Хосе де Луны. По возвращении в Мексику они записали несколько сарсуэл для канала 2 на телевидении. [ 4 ] Доминго ушел из регулярных выступлений в конце 1960-х. [ 1 ] Его последнее появление на сцене состоялось 11 января 1975 года в « Лисеу» в Барселоне в » Амадео Вивеса сарсуэле «Донья Францискита под управлением его сына Пласидо. [ 4 ] [ 9 ] 67-летний Доминго исполнил партию баса Дона Матиаса. [ 10 ] В 1980-х годах он и его сын вместе сняли рекламный ролик American Express для мексиканского телевидения. [ 11 ] Он умер 22 ноября 1987 года в больнице Español в Мехико после сердечного приступа. [ 1 ] Ему было восемьдесят.
Наследие
[ редактировать ]Анхель Анадон, директор Большого театра Сарагосы, позже вспоминал его как «очень разностороннего баритона, знавшего все сарсуэлы». [ 2 ] Доминго был особенно известен своими выступлениями в роли Дона Видаля Эрнандо в «Луизе Фернанде» Морено Торробы . Его сын Пласидо вспоминал, что Морено Торроба утверждал, что «никто никогда не пел строки «Ay mi morena, morena clara…» [из романса Видаля в «Луизе Фернанде »] так хорошо и осмысленно, как мой отец». [ 12 ] Младший Доминго написал в своей автобиографии, что его собственный голос и голос его отца имеют сверхъестественное сходство друг с другом. Он особенно хвалил «чудесное чувство линии» и «прекрасное легато и диминуэндо » в пении своего отца. [ 3 ] Пласидо Доминго учредил Премию Дона Пласидо Доминго-старшего Сарсуэлы в рамках своего песенного конкурса Operalia в честь своего отца. Ежегодно победитель премии получает 10 000 долларов США. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Пласидо Доминго Феррер, баритон, 80», (некролог) The New York Times (AP), 26 ноября 1987 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кампо, Рамон Х. (8 августа 2009 г.). «Тенор, убаюканный арагонской хотой» . Вестник Арагона . Проверено 23 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Доминго, Пласидо (1983). Мои первые сорок лет . Кнопф: Кнопф. п. 5. ISBN 0-394-52329-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Словарь Сарсуэлы: Испания и Латинская Америка . Мадрид: Институт музыкальных наук Комплутенсе (ICCMU). 2006. с. 652. ИСБН 84-89457-30-1 .
- ^ Энциклопедия Эспаса: Дополнение за 1961-62 годы . Эспаса-Кальпе. п. 136. ИСБН 84-239-4595-2 .
- ^ Кампс Монтолиу, Педро (2005). Мадрид в послевоенный период 1939-1946 годов: годы репрессий . Силексные издания. п. 212. ИСБН 8477371598 .
- ^ Перейти обратно: а б Де Мария и Кампос, Армандо (26 ноября 1958 г.). «Боло из оперетт и сарсуэл Розы Марии и Сальвадора» . Новости . Проверено 2 сентября 2015 г.
- ^ Де Мария-и-Кампос, Армандо (8 мая 1954 г.). «Премьера « Дона Себастьяна» правильна и постановка «Антонио Медио» в театре Сервантеса» . Новости . Проверено 30 августа 2015 г.
- ^ СЭ (20 октября 1988 г.). « В Испании к сарсуэле относятся как к падчерице»: Пепита Эмбил сегодня получает большую дань уважения» . ABC (на испанском языке). Мадрид . Проверено 9 сентября 2015 г.
- ^ Сарсуэла: Эвелио Эстеве
- ^ «Пласидо Доминго Феррер; международная певческая звезда, отец знаменитого тенора» . Лос-Анджелес Таймс . 25 ноября 1987 года . Проверено 20 августа 2015 г.
- ^ Кларк, Уолтер Аарон; Краузе, Уильям Крейг (2013). Федерико Морено Торроба: Музыкальная жизнь в трёх действиях . Издательство Оксфордского университета. п. 145. ИСБН 9780195313703 .
- ^ Опералия: Призы