Виорика Кортес
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2010 г. ) |
Виорика Кортес | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Образование | Консерватория Джордже Энеску , Консерватория Чиприана Порумбеску |
Занятие | Оперная певица ( меццо-сопрано ) |
Годы активности | 1952 – настоящее время |
Виорика Кортес (родилась 26 декабря 1935 года) — известная меццо -сопрано румынского происхождения , позже ставшая француженкой по натурализации. Начав свою оперную и концертную карьеру в середине 1960-х годов, она стала одной из самых выдающихся исполнительниц 70-х и 80-х годов. Пример профессионального долголетия: она присутствует на самых престижных европейских оперных сценах. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Имея четко выраженное испанское происхождение, Виорика Кортес является старшей сестрой сопрано Миоары Кортес и Штефании Шербан, профессора игры на фортепиано. Она родилась в Бучуме, деревне в окрестностях (ныне окрестности) Ясс . Кортес наслаждалась творческой средой в доме своих родителей, находя в себе страсть и сильное желание изучать музыку. Позже ее приняли в Яссскую консерваторию , а на последние три года академического обучения она перешла в Бухарестскую консерваторию имени Чиприана Порумбеску . В Яссах, всего в 17 лет, Кортес дебютировала в альтовой партии Бетховена симфонии Девятой . Затем она много лет гастролировала по городам Молдавии , почти исключительно с вокально-симфоническим репертуаром.
Исследования и международное признание
[ редактировать ]![]() |
В Бухаресте Виорика Кортес была ученицей Арты Флореску, послевоенного румынского сопрано и профессора (помимо Кортеса, некоторыми из ее важных учениц были Марина Крилович , Евгения Молдовяну, Мария Слэтинару-Нистор, Леонтина Вэдува и даже Анжела Георгиу ). Она всячески поощряла молодое меццо-сопрано задуматься об участии в международных конкурсах. Кортес последовала ее совету и подала заявку на участие в Международном конкурсе «Джордж Энеску» в Бухаресте (1964), где заняла лишь четвертое место. В том же году она выиграла Международный конкурс вокалистов в Тулузе вместе с румынским коллегой-тенором Людовиком Шписсом. В «Le Monde» известный критик Жак Лошан высоко оценил ее темное, бархатистое меццо, ее артистизм и технику, а также ее блестящую красоту на сцене. За этой победой в Тулузе сразу же последовал контракт с известным городским Театром Капитолия на следующий год. На заключительном гала-концерте Кортес спела арию Леоноры из оперы Доницетти «Фаворита» , которая должна была стать одним из ее фирменных концертных и сольных произведений.
Также в 1964 году Кортес окончила Бухарестскую консерваторию, дебютировав в постановочной оперной постановке — Глюка « Орфея и Эвридика» . В следующем году она выиграла Большую премию « Кэтлин Ферье » на Международном конкурсе вокалистов в Хертогенбосе . [ 2 ] Она дебютировала в спектакле Сен-Санса « Самсон и Далила» вернулась в роли Кармен с Людовиком Шписсом в Клуже, а затем в том же году в Тулузе, а год спустя . Затем Кортес зарекомендовала себя как одна из самых уважаемых и признанных молодых румынских оперных певиц, хотя у себя на родине она выступала в основном на концертах и сольных концертах. После того, как ее наняли в Румынскую национальную оперу в Бухаресте в 1967 году, ситуация изменилась, когда она гастролировала по стране и Европе (бывшая Югославия, Франция, Греция и особенно Ирландия), дебютировав в « Амбруаза Тома » Миньоне , Джузеппе Верди » «Доне . Карло , Аида и Трубадур , Гаэтано Доницетти » «Фаворита и Жюля Массне » «Вертер .
В 1967 году она выиграла Гран-при и Золотую медаль Международного конкурса Джордже Энеску в Бухаресте, завершив свой конкурсный маршрут. Уже получив известность в Румынии, она гастролировала по Франции вместе с Артой Флореску (в «Аиде» ) и дебютировала в «Chorégies d'Orange» (в партии Амнерис из «Аиды» ). В том же году она впервые и единственный раз в своей карьере прошла прослушивание у сэра Георга Шолти , который искал Кармен для новой постановки Лондонского Королевского оперного театра. Видимо, выслушав Кортеса, он заявил: «Это та Кармен, которую мы искали. Мы нашли ЕЕ». Ее дебют состоялся в 1968 году, и, хотя критики не были к ней единодушны, выступления были названы одним из самых заметных событий сезона. Для Кортеса это означало не только выход в новое измерение ее профессиональной карьеры, но и встречу с Шандором Горлински , агентом, который добавил ее в свой звездный состав.
Пришло еще больше столичных дебютов. Поддерживая особые отношения с французскими оперными театрами (Тулуза, Руан, Бордо, Авиньон, Ницца) и по-прежнему будучи солисткой Бухарестской оперы, Кортес пела свои первые спектакли в Барселоне ( «Gran Teatre del Liceu» , «La Favoriteta» , 1969), Вене ( Государственная опера, «Дон Карлос» , 1969), Зальцбургский фестиваль ( «Кармен» , 1969), Неаполь ( Театр) ди Сан-Карло , Норма и Аида с Лейлой Генсер ) и Париж («Большая опера», «Кармен» , 1970). [ 3 ]
Карьера 1970-х годов
[ редактировать ]К 1970 году Кортеса рассматривали практически все крупные оперные театры, но для румынского артиста выезд из страны был серьезной проблемой, зачастую непреодолимой. Отсутствие паспорта и бесконечные трудности с властями были препятствиями не только для нее, но и для каждого румынского исполнителя, надеявшегося на международную карьеру. Многие контракты были расторгнуты из-за этой проблемы. Зимой 1970 года Виорика Кортес была в Неаполе на серии представлений «Самсона и Далилы» вместе с Марио дель Монако. В Румынию она не вернулась, решив продолжить свою творческую судьбу за рубежом, и на некоторое время была разлучена с членами семьи и друзьями.
Американский дебют Кортес произошел в 1970 году. Она выступала в Филадельфии, Питтсбурге, а затем, наконец, в Нью-Йорке, где впервые появилась вместе с Мартиной Арройо в «Месса да Реквием» Верди в Карнеги-холле. Ее запланировали и «Ла Скала», и «Метрополитен», первая в «Самсоне и Далиле» , другая в «Кармен» . попросили Кортеса В Милане, сменив «Далилу» Ширли Верретт, руководство оперы и дирижер Жорж Претр рассмотреть вопрос о дополнительном спектакле, что стало исключительным решением театра после огромного успеха ее первого выступления в этом театре. В Нью-Йорке Ричард Такер, ее Дон Хосе на дебютном вечере, назвал ее одной из самых привлекательных и убедительных Кармен, с которыми он когда-либо пел.
С тех пор карьера Кортеса охватила все крупные оперные театры мира. Клаудио Аббадо пригласил ее на Реквием Верди в Ла Скала вместе с Пласидо Доминго и Николаем Гьяуровым . Знаменитый болгарский бас был ее партнером в только что возрожденной опере Массне « Дон Кихот» как в Париже, так и в Чикаго, а парижскую мизансцену поручил Питеру Устинову . В Чикаго Кортес сыграла властную и волнующую Элизабетту в «Марии Стюарде» с Монсеррат Кабалье (1973). Дружба и взаимное уважение между двумя дивами стали важной вехой в карьере Кортеса. Для Нормы и Марии Стюарды , а также для Дон Карло и Трубадура каталонское сопрано и румынское меццо-сопрано были запланированы вместе в Лиссабоне, Неаполе, Ницце, Вене, Кельне, Мадриде и Ла Скала ( Норма , 1974) и в Метрополитен ( Трубадур , 1973).
В 1972 году Виорика Кортес вошла в «зал славы» Арены ди Верона, интерпретируя Амнерис напротив Радамеса Франко Корелли . В последующие годы она станет фавориткой общеизвестно придирчивой публики самого требовательного оперного фестиваля Италии.
В 1975 году, став гражданкой Франции, она вернулась в свой давно скучавший Бухарест для сольного концерта в Атенеуме.
Кортес чувствовал себя как дома как в итальянском, так и во французском репертуаре. Она изображала восторженную Далилу (Театр Сан-Карлос, Лисабона - 1975, Гранд Опера, Париж - 1978), мощную, напряженную Азучену (Метрополитен, Нью-Йорк - 1973, 1977, 1978, Гранд Опера, Париж - 1975, Государственная опера, Вена - 1973, 1974, 1976, Театр алла Скала, Милан — 1978), хрупкая Шарлотта в «Вертере» Массне , почти всегда с Альфредо Краусом , назвавшим её своей «абсолютной фавориткой Шарлоттой», драматическая Эболи, особенно в Вене, Бордо, Лиссабоне, Бильбао и на двухсотлетнем юбилее Ла Скала — 1978. Берлиоза , нежная и интериоризированная Маргарита в «Осуждении Фауста» (Париж, Верона) и державная и сияющая Амнерис (Ла Скала, Милан - 1973, Арена ди Верона - 1977, Метрополитен, Нью-Йорк - 1979).
Тем не менее ее репертуар с каждым годом расширялся. Она сыграла шокирующе бурную Клитемнестру в «Электре » Рихарда Штрауса с Биргит Ниллсон (Рим, 1971). Она не чувствовала границ и застенчивости, перескакивая от одного композитора к другому, смешивая Монтеверди ( «Инкоронационе ди Поппеа» , Неаполь, 1976) с Джордано ( «Федора» , Болонья, 1977), Стравинского ( «Царь Эдип» , «Ла Скала», Милан, 1972, 1973). , 1980) с Мусоргским ( «Борис Годунов» , Париж, 1980), Россини ( «Танкреди» , «Мартина Франка», 1976) с Лало ( «Король д'Ис» , Нанси, 1979).
Карьера 1980-х годов
[ редактировать ]В 1970-е годы Виорика Кортес переходила из одной оперы в другую по всему миру, исполняя в один день Далилу в Париже, на следующий день Азусену в Милане и на следующей неделе Джульетту в Чикаго. Эта интенсивность собиралась принести свои плоды.
В начале 80-х голос Кортеса, казалось, медленно, но верно ухудшался. Критика и возражения становились все более частыми. Тем не менее, поскольку контракты были подписаны на пять лет вперед, ей пришлось петь. Ей пришлось отменить некоторые выступления «Иродиады» в Авиньоне, некоторые другие в Марселе, и она искала поддержки помимо своей семьи и преподавателя по вокалу. Выздоровев, она через пару месяцев вернулась на сцену, более осторожная, более уравновешенная, решив отказаться от огромных потрясений прошлого. Она стала весьма избирательной в составлении своего графика. В течение почти четырёх лет она редко бывала в Европе из-за своих многолетних столичных ангажементов ( «Самсон и Далила» — 1981, «Трубадур» , «Сказки Гофмана» , «Адриана Лекуврёр» — 1982, 1983, 1984). Она снялась в некоторых звездных постановках в Париже ( «Набукко » Хорхе Лавелли » вместе с Грейс Бамбри и Шерил Милнс - 1979, «Царь Эдип - 1979, «Борис Годунов Сони Фриссел). » Джозефа Лоузи - 1980 или «Бал-маскарад» вместе с Хосе Каррерасом - 1981).
В 1984 году она сыграла яростную Клитемнестру в постановке Регины Резник «Электра» в опере Сан-Франциско . Она пела в Денвере, Рио-де-Жанейро, Мадриде, Багдаде, Токио, Осаке и Амстердаме, но также вернулась на такие сцены, как L'Arena di Verona ( «Джоконда и Аида» - 1988), Гранд-Опера, Париж («Иродиада в опере Ричарда»). » Штрауса « Саломея в очаровательной мизансцене ее дорогого Хорхе Лавелли), Большой театр Лисеу, Барселона ( «Трубадур» , «Джоконда» , «Сказки») . д'Гоффманн , «Il Matrimonio Segreto» - 1986, 1987, 1988, 1989), Teatro Comunale di Bologna ( «Бал-маскарад» с Лучано Паваротти - 1989). Еще в 1989 году она восхищалась Парижем, на этот раз в роли Звезды в одноименной опере Зигмунда Краузе, поставленной Хорхе Лавелли . Бывший главный редактор Opera International Серджио Сегалини назвал ее «абсолютной дивой».
Основа для новой карьеры: 1990-е годы
[ редактировать ]С середины 1980-х годов Кортес, чрезвычайно осознавая статус артистки своего калибра, начала отказываться от ролей примадонны в пользу более зрелых, реальных и соответствующих возрасту ролей. Свой последний Эболи она спела в 1982 году, последние Джульетту и Далилу в 1987 году и последнюю Амнерис в 1988 году. Для человека, которого называли «самым красивым меццо-сопрано в мире», требовалась утонченность и элегантность, чтобы поддерживать этот имидж. Затем она чередовала свои фирменные роли с теми, которые стали вехами ее нового репертуара: Сьека в «Джоконде» Менотти» (Верона, Барселона), мадам Флора в «Медиуме (Париж, Катания), Зия Принчипесса в «Суор Анжелика» (Ницца, Мадрид). , Бильбао, Лиссабон), «Маркиза де Беркенфилд» в «La Fille du Regiment» (Турин, Овьедо, Мадрид, » Леонкавалло Монте-Карло, Страсбург), Анаида в «Зазе (Палермо), Ульрика в «Бале-маскараде » (Барселона, Генуя), мадам де Круасси в «Диалогах кармелитов» (Авиньон, Виши), Квикли в «Фальстафе» (Бордо) , Буэнос-Айрес, Гамбург). Ее актерские способности, а также богатство голоса сделали ее востребованным меццо для композиционных ролей (характерных ролей), и этой тенденции она следовала в течение следующего десятилетия своей карьеры.
Не менее важно и то, что Кортес снова смогла петь в своей родной стране после 20 лет изгнания. Она участвовала в многочисленных благотворительных гала-концертах и давала сольные концерты в Бухаресте и Яссах, а также давала оперные спектакли («Кармен» в Яссах - 1991, «Трубадур» в Национальной опере в Бухаресте - 1992).
2000-е годы
[ редактировать ]В начале 2001 года, возвращаясь из Ясс, машина, на которой ехал ее муж, жестоко врезалась в дерево, в результате чего погиб водитель и серьезно пострадала меццо-сопрано. После почти шести месяцев выздоровления она вернулась на сцену (Графиня де Куаньи и Мадлон в Джордано « Андре Шенье» в Севилье ), решив продолжить свою карьеру. Ее возвращение было эмоционально освещено испанской прессой. Впоследствии, как подтверждение совершенно особых отношений между певицей и испанской публикой, она сосредоточила большую часть своей карьеры в Барселоне, Мадриде, Севилье и Бильбао, не пренебрегая предложениями из Италии или Франции. В Гран-Театре дель Лисеу она добавила в свой репертуар роль, о которой мечтала с 80-х годов: Старую графиню из Чайковского оперы «Пиковая дама» , которую она повторила в Мадриде (Театро Реал, 2004). Позже она спела Бурёвку в « Енуфе » Яначека в Барселоне (2005), где она также открыла сезон 2007–2008 годов в роли графини/Маделон. В 2008 году Виорика Кортес снова вернулась в Оперу Монте-Карло («Старенька Бурёвка» в опере Яначека). Енуфа ). Она также исполнила одну из своих лучших недавних героинь, мадам де Круасси, в «Диалогах кармелиток » на открытии сезона 2008–2009 годов в Театре Кампоамор в Овьедо, в знаменитой постановке Роберта Карсена . Выступления получили высокую оценку прессы. Позже ей предстояло дебютировать в Театре дель Маджо во Флоренции ( «Сельская честь» ). В 2009 году Виорика Кортес сыграла главную роль в создании новой оперы ( Une businesse etrangere ) в Монпелье. Планируется, что Кортес вернется на сцену в «Сельской чести» в сезоне 2010–2011 годов Марсельской оперы.
Кармен
[ редактировать ]«Кармен века» — вот что гласила французская пресса в 1970-е годы. Без всякого сомнения, Кортес был одной из самых востребованных Кармен 1970-х и 80-х годов. Она спела оперу 278 раз, больше, чем Джанна Педерзини или Джульетта Симионато , и после своего большого прорыва в Ковент-Гардене (1968) она неуклонно углубляла образ, почти отождествляя себя с героиней Мериме и Бизе. Критики аплодировали ее нежному, очень расширенному голосу, способному охватить все три регистра, ее изысканной технике, ее изысканности во французской манере расставлять акценты, а также ее захватывающей дух красоте и харизме на сцене. Вместе с Кармен Виорика Кортес вошла в эксклюзивный клуб оперных звезд. Она пела партии в Ла Скала (1972, с Джузеппе ди Стефано), Метрополитен-опера (1971, 1979), Королевском оперном театре, Ковент-Гарден (1968, 1969, 1974), Гранд-опера, Париж (1970), Государственная опера, Вена ( 1970, 1971, 1973, 1976), Арена ди Верона (1975, 1980), но также в Бордо, Марселе, Ницце, Зальцбурге, Бильбао, Овьедо, Риме, Триесте, Болонье, Чикаго, Неаполе, Тулузе, Белграде, Пьяченце, Рио-де-Жанейро, Пистойе, Монреале, Лилле, Авиньоне, Малаге, Генуе, Филадельфия, Страсбург, Сан-Антонио, Сиэтл, Лиссабон, Мессина, Лозанна, Бухарест и др. Последняя ее «Кармен» состоялась в родных Яссах в 1991 году.
Дискография
[ редактировать ]Виорика Кортес приехала в Западную Европу, когда все крупные звукозаписывающие компании имели эксклюзивные контракты с более известными меццо-сопрано. Таким образом, Кортес пришлось довольствоваться спорадическими записями. Первый международный концерт, сделанный для EMI France, возможно, был еще одним упущенным шагом: Мерседес в «Кармен» вместе с Грейс Бамбри , Джоном Викерсом , Миреллой Френи и Костасом Паскалисом под управлением Рафаэля Фрюбека де Бургоса . К тому времени Кортес уже исполняла эту партию в Ковент-Гардене и по всей Франции, будучи самой востребованной Кармен. Затем у нее была возможность записать Азучену в «Трубадоре» с Бруно Бартолетти и Маддалену в «Риголетто» с Франческо Молинари-Праделли, обе оперы снимались для немецкого телевидения. Знаменитой записью стала запись « Il Cappello di Paglia di Firenze» всемирно известного композитора музыки для фильмов Нино Роты . В 1977 году Кортес записала в Люксембурге свой единственный сольный концерт арии, получивший Гран-при Лирической академии диска во Франции. Позже он был выпущен на компакт-диске. Из-за отсутствия официальных записей Кортес была на шаг позади своих выдающихся коллег Фиоренцы Коссотто, Грейс Бамбри, Ширли Верретт или Елены Образцовой. К счастью, последнее десятилетие принесло расцвет собственных концертных записей: Оберто, граф Сан-Бонифачо (Болонья, 1977), Аида (Вена, 1973, Денвер, 1986), Электра (Рим, 1971), Норма (Неаполь, 1973, Каракас, 1975), Мария Стюарда (Чикаго, 1973), Иллинойс трубадур (Париж 1975, Нью-Йорк 1978, 1981), «Фаворитка» (Генуя, 1976), «Дон Карло» (Милан, 1978), Адриана Лекуврёр (Нью-Йорк, 1983), «Джоконда» (Верона, 1988), Суор Анжелика (Мадрид, 1993), Заза (Палермо, 1994), La fille du régiment » (Мадрид, 1996), Сказки Гофмана (Оранжевый, 2002 г.), Енуфа (Барселона, 2005 г.).
Личная жизнь
[ редактировать ]Виорика Кортес была замужем трижды: сначала за румынским скульптором Марселем Гугиану, затем за французским композитором Эммануэлем Бондевилем , бывшим менеджером Парижской оперы и Комической оперы, и, наконец, за историком румынского происхождения Адольфом Армбрустером. От первого брака у певца есть дочь – Каталина.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Меццо-сопрано Виорика Кортес: «Мой путь был прочерчен, я не искала его» (на румынском языке)
- ^ «401ivca.com - Победители» . 401ivca.com . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Мочану, Рэзван. «ПОРТРЕТ: Меццо-сопрано Виорика Кортес в день своего рождения» . Радио Румыния Культура . Проверено 10 августа 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Адольф Армбрустер - «Виорика Кортес. Энциклопедия карьеры», Энциклопедическое издательство, Бухарест, 1994 г.
- Метрополитен-опера , рекорд выступления Виорики Кортес , база данных MetOpera
- Ален Пари , Словарь переводчиков , Éditions Robert Laffont , 1989. ISBN 2-221-06660-X