Анри Дюпоншель

Анри Дюпоншель (28 июля 1794 г. - 8 апреля 1868 г.) [ 1 ] был, в свою очередь, французским архитектором, дизайнером интерьеров, художником по костюмам , сценографом, режиссером , управляющим директором Парижской оперы и серебряным мастером . Его часто путают с Шарлем-Эдмоном Дюпоншелем , современником, который также жил и работал в Париже. [ 2 ]
Ранняя жизнь и обучение художнику
[ редактировать ]Он родился Анри Дюпоншелем на улице Ломбард в Париже в семье Пьера-Анри Дюпоншеля (ок. 1752 - 18 октября 1821), который владел продуктовым и хозяйственным магазином, и Мари-Женевьевы-Виктуар Тероненн (ум. 8 августа 1842). Впоследствии семья переехала на улицу Сент-Круа де ла Бретоннери. Согласно ранним биографиям, Дюпоншель брал уроки у художника и любителя театра Пьера Герена и был однокурсником Эжена Делакруа . [ 3 ] Дюпоншель и Делакруа остались хорошими друзьями, и много лет спустя, в 1831 году, Дюпоншель рекомендовал Делакруа в качестве попутчика и художника для продолжительной поездки в Марокко с дипломатом графом Шарлем де Морне. Дюпоншель, который сам не знал Морнея, имел некоторое влияние благодаря своей дружбе с актрисой мадемуазель Марс , которая была любовницей Морнея. Вернувшись из путешествия, Делакруа создал одну из самых известных своих картин «Алжирские женщины» (1834). [ 4 ]
Архитектор и дизайнер интерьеров
[ редактировать ]Ранние биографы также говорят, что Дюпоншель посещал курсы архитектуры в Школе изящных искусств , но к этому следует относиться с осторожностью, поскольку в списках студентов об этом нет записей. На момент смерти отца в 1821 году он фактически стал архитектором, но некоторые источники ставят это под сомнение, говоря, что он был дилетантом и не разбирался в технической стороне дела. Позже, в феврале 1861 года, Дюпоншель сотрудничал с двумя другими, более известными архитекторами, Ботрелем. [ 5 ] и Альфонс-Николя Крепине и представил архитектурный проект на конкурс на дизайн нового оперного театра. Ж. Бурден отрицательно написал в «Фигаро» , что проекты примечательны тем, что показывают, что, хотя Дюпоншель изучал этот предмет, маловероятно, что он получил диплом, и что назвать его архитектором было бы преувеличением. Он также отметил, что на протяжении всей своей карьеры Дюпоншель всегда получал пользу от сотрудничества с другими. Однако, когда были объявлены результаты, Дюпоншель и его сотрудники заняли второе место в размере 4000 франков из 170 участников. [ 6 ]
Первые записи о творческой деятельности Дюпоншеля относятся к области архитектуры и внутреннего оформления. В конце 1818 года он был связан с молодым архитектором по имени Леонар-Фердинанд Верней, но в каком качестве неясно. Тесть Вернея был директором Театра де ла Порт-Сен-Мартен , и это, возможно, оказало большое влияние. Дюпоншель, возможно, также работал вместе с Камиллой Пироном в качестве архитектора hôtel particulier (городского дома) барона Джеймса де Ротшильда , и общепризнано, что он обеспечил, как минимум, неоклассический декор для бального зала и нео -помпейский для бильярдной. Пьер Сисери и Лебе-Жигун, художники-декораторы в Опере, выполнили декоративную роспись, положившую начало отношениям, которые сыграли важную роль в последующей карьере Дюпоншеля. Эта работа также положила начало важному покровительству со стороны барона. Продолжая сотрудничество с Пироном, Дюпоншель также выполнил в 1821 году нео-помпейский декор для отеля актера. Тальма на улице Тур-де-Дам. В 1826 году он руководил строительством элегантного небольшого отеля в стиле итальянского ренессанса на необычном участке, расположенном между садом и двором отеля де Бурриен на улице Отвиль. [ 7 ]
Художник-постановщик и режиссер
[ редактировать ]
Дюпоншель работал сценографом в Комеди-Франсез , где в 1827 году он сотрудничал в качестве художника по костюмам с Цицери в качестве художника-декоратора при создании декораций XV века для пьесы Жана-Мари Мели-Жанена «Людовик XI» (15 февраля 1827 г.). [ 9 ] Вскоре после этого Дюпоншель присоединился к Цицери в Опере. 8 августа 1827 года, на шестом и последнем выступлении балерины Марии Тальони в ее дебюте в Парижской опере в балете «Сицилиана» (23 июля), Дюпоншель создал новую традицию, бросив ей на сцене корону из белых роз. вызов занавеса, впервые в этом театре на сцену бросали цветы. [ 10 ]
Дюпоншель также стал режиссером, работая почти над всеми постановками Оперы примерно с 1828 по 1849 год, начиная с . Обера «Муэтты Портичи» [ 11 ] включая Галеви » «Еврея , [ 12 ] Мейербера » « Гугеноты (постановка стоимостью 160 000 франков), [ 13 ] Мейербера и заканчивая «Пророком» . [ 11 ] Альфонс Ройе называл его «Александром мизансцены » . [ 11 ] Он был сценографом-новатором, который продвигал введение «местного колорита», ранее не характерного для постановок Оперы. [ 14 ] [ 11 ] Вместе с Цицери он разработал декорации для призрачного «Балета мертвых монахинь» Филиппо Тальони в третьем акте оперы Мейербера «Роберт-дьявол» (1831). (Мария Тальони танцевала Елену, Мать-Настоятельницу.) [ 15 ] [ 16 ] Сценарий балета был собственным предложением Дюпоншеля, заменив ранее запланированный уравновешенный сценарий, действие которого происходило на Олимпе . Дюпоншель также представил новые технические трюки, в том числе английские ловушки для внезапного появления и исчезновения призраков. Эта сцена стала настолько знаменитой, что ее помнили до конца века. Мейбер даже начал жаловаться, что зрелище слишком сильное и отодвигает его музыку на второй план. [ 17 ] Пресса придумала термин «Дюпоншеллери» для обозначения сценических зрелищ, которые считались чрезмерными. [ 18 ] Дюпоншель также сотрудничал с Гиженом-Огюстом Каве в написании либретто к «балетной опере» Галеви 1832 года «Попытка» . [ 19 ]
Импресарио
[ редактировать ]
Официальные должности Дюпоншеля в Опере включали инспектора сценических материалов (1829–1831) и режиссера-постановщика (1831–1835), но после того, как Луи Верон вышел на пенсию в 1835 году, Дюпоншель стал единоличным директором 1 сентября 1835 года и совместным директором с Эдуаром Монне 1 сентября. Декабрь 1835 года. [ 20 ] После выхода на пенсию Луи Верона это был трудный с финансовой точки зрения период в Опере. Государственная субсидия театру упала с 870 000 франков в год до 620 000 франков, что составляет около трети годового бюджета. Дюпоншель заключил союз с Мари-Александром Агуадо , которая помогла покрыть дефицит. Продолжая испытывать трудности, Дюпоншель 1 июня 1840 года стал содиректором Леона Пийе , но между двумя мужчинами произошла ссора, и Дюпоншель ушел, вернувшись на свою прежнюю должность сценического режиссера в октябре 1841 года. Агуадо умер в 1842 году, что привело к дальнейшему финансовому благополучию. проблемы, и Пийе завязал интимные отношения с певицей Розин Штольц , отдавая ей предпочтение при выборе ролей в Опере и вызывая разногласия внутри компании и среди общественности. После резких нападок в прессе и роста потерь он был вынужден уйти в отставку в октябре 1847 года. Затем Дюпоншель снова присоединился к администрации Оперы в качестве совместного директора с Нестор Рокеплан . Дюпоншель ушел от всех видов оперной работы в ноябре 1849 года. [ 21 ]
Премьеры (если не указано иное) в течение двух периодов работы Дюпоншеля на посту директора Оперы включали: [ 22 ]
- Первое директорство (1 сентября 1835 г. - октябрь 1841 г.)
- Мейербера «Гугеноты» , большая опера в 5 действиях (29 февраля 1836 г.)
- Адама «Дочь Дуная» , балет-пантомима в 2-х действиях (21 сентября 1836 г.)
- Бертена «Эсмеральда» , большая опера в 4-х действиях (14 ноября 1836 г.)
- Нидермейера «Страделла» , большая опера в 5-ти действиях (3 марта 1837 г.)
- Галеви «Гвидо и Джиневра» , большая опера в 5 действиях (5 марта 1838 г.)
- Берлиоза «Бенвенуто Челлини» , опера в 2-х действиях (10 сентября 1838 г.)
- Обера Le lac des fées , большая опера в 5 действиях (1 апреля 1839 г.)
- Доницетти «Мученики» , большая опера в 4-х действиях (10 апреля 1840 г.)
- Доницетти «Фаворитка» , большая опера в 4-х действиях (2 декабря 1840 г.)
- Вебера «Le Freyschutz» , романтическая опера в 3-х действиях в адаптации Берлиоза (7 июня 1841 г.) [ 23 ]
- Адама «Жизель» , фантастический балет в 2-х действиях (28 июня 1841 г.)
- Второе директорство (октябрь 1847 г. - ноябрь 1849 г.)
- » Верди «Иерусалим , большая опера в 4-х действиях (26 ноября 1847 г.)
- Мейербера «Пророк» , большая опера в 5 действиях (16 апреля 1849 г.)
Торговец и производитель золота и серебра
[ редактировать ]
11 февраля 1842 года, вскоре после того, как Дюпоншель впервые ушел с поста директора Оперы, он подписал контракт с серебряным мастером и гранильщиком , Жаном-Валентином Морелем который раньше работал в мастерской Жана-Батиста Фоссена . Совершенно не разбирающийся в серебряном деле, Дюпоншель привнес в предприятие вкус и энергию, а также значительный капитал, приобретенный от продажи своей оперной привилегии Пийе за 500 000 франков. Побывав в Лондоне в 1825, 1836 и 1838 годах, он убедился, что состояние искусства серебряного дела во Франции сопоставимо с уровнем в Англии. Их предприятие под названием Morel & Cie, расположенное в квартире на улице Нев-Сен-Огюстен, 39, стало очень успешным. На выставке 1844 года Морель получил золотую медаль. [ 24 ]
К концу 1846 года, однако, между двумя партнерами возникли разногласия, в результате чего Дюпоншель выиграл судебный процесс, который привел к роспуску партнерства и предоставил ему единоличное владение имуществом и товарами. Морелю запретили продолжать заниматься серебряным делом в Париже, и он перенес свой бизнес в Лондон в партнерстве с сыном Фоссена Жюлем. [ 25 ] [ 26 ] Тем временем Дюпоншель восстановил свой пост директора в Опере, где он оставался до 13 ноября 1849 года, но также продолжал успешно вести золотой и серебряный бизнес вместе с другими партнерами, о чем свидетельствует их участие в выставке 1849 года. [ 27 ]

Шедевром фирмы является хризоэлефантиновая скульптура «Минерва» из слоновой кости и серебра , заказанная герцогом Люином для праздничного зала в его замке Дампьер . работы древнегреческого скульптора Фидия Статуя представляет собой репродукцию Афины Парфенос , известной у римлян как Минерва . Скульптор Пьер-Шарль Симар приступил к созданию модели весной 1844 года, а Дом Дюпоншель приступил к ее исполнению в 1846 году и закончил в 1851 году. Для туники и щита богини использовалось серебро, а для змеи и оружия — бронза. Слоновая кость использовалась для обработки участков тела: лица, шеи, рук и ступней богини; туловище Победы (в руке богини); и голова Медузы на щите. На вогнутой стороне щита изображен бой амазонок с афинянами, на выпуклой — битва гигантов с богами. Сандалии изображают спор кентавров с лапифами . Репуссе и чеканку выполнил Делагранж де Ланьи. Статуя стоит на мраморном постаменте с барельефами, изображающими Пандора получает дары от богов. Готовая статуя, включая постамент, имеет высоту более девяти футов и была выставлена на Парижской международной выставке 1855 года . К большому неудовольствию Дюпоншеля, организаторы потребовали, чтобы он выставил работы во Дворце изящных искусств, а не во Дворце промышленности , который собирал гораздо больше людей. Несмотря на это, произведение привлекло большое внимание как на выставке, так и в прессе и было отмечено Почетной медалью. [ 28 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]
Золотой и серебряный бизнес Дюпоншеля оставался успешным, но архитектура и опера продолжали привлекать его. Время от времени он сотрудничал с несколькими своими коллегами-дизайнерами из Оперы, в том числе с Шарлем-Антуаном Камбоном , Пьером Сисери, Жюлем Дитерлем и Эдуардом Деплешеном , а также Жаном-Батистом-Жюлем Клагманном . В 1854 году он снова был кандидатом на пост директора Оперы, но не был избран. [ 29 ]
В 1861 году Дюпоншель поступил на работу в Театр дю Водевиль в качестве художника-декоратора, Ж.-Ж. Дормей в качестве художественного руководителя, а предприниматель Бену отвечал за финансовую сторону. Он не пытался воссоздать впечатляющие представления, которые он использовал в Опере, а, скорее, продолжал развивать реалистичные декорации, которые уже были созданы в этом театре в предыдущее десятилетие. [ 30 ]
описал Дюпоншеля Генрих Гейне как «худого желтого человека с лицом, похожим на гробовщика». [ 31 ] Он умер в Париже в возрасте 73 лет и пытался оставить свой золотой бизнес, который был весьма ценным, своему сыну Людовику-Максиму (родившемуся 15 октября 1832 г.). Однако мать Людовика Мари-Жозефина Бланшар (1810–1896) получила контроль над ним в ноябре 1869 года, и вскоре он исчез. [ 32 ] Дюпоншель похоронен на кладбище Пер-Лашез .
Почести
[ редактировать ]- Кавалер ( Почетного легиона 11 мая 1839 г.) [ 33 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дион-Тененбаум 1997, стр. 66, 73. Его имя при рождении было написано «Генри», которое намного позже было изменено на «Анри». В Huebner 1992 день рождения Дюпоншеля указан как 25 июля, а его имя - «Чарльз (Эдмонд)» (разницу в именах см. ниже). По данным Тамвако 2000, с. 963, путаница между 25 и 28 июля происходит из некролога Дюпоншеля Будена 1868 года, где дата рождения Дюпоншеля указана как 25 июля 1794 года, а также дата французского революционного календаря 10 термидора II (которая использовалась бы в официальные документы на момент рождения Дюпоншеля). Последняя дата фактически соответствует 28 июля 1794 года. Еще более ранний источник, бельгийский Annuaire Dramatique pour 1843 , стр. 20 есть запись: «28 июля 1794 г. Дюпоншель (Анри), бывший директор Большой оперы». В других источниках годом рождения Дюпоншеля указывается 1795 год. Одним из самых ранних является Vapereau 1858, с. 38 , а 1795 год повторяется в двух других некрологах (цитируется по Tamvaco 2000, стр. 963: Marx 1868 и Énault 1868).
- ↑ Путаница личностей, в результате которой Шарля-Эдмона Дюпоншеля имена были даны Анри Дюпоншелю, произошла на раннем этапе. Ваперо 1858, с. 38, приводит неправильное имя (а также неправильный 1795 год как год его рождения), как и Ларусс 1870, с. 1412 . Неправильные имена часто и настойчиво использовались различными авторами, даже совсем недавно (например, Келли 2004, стр. 172 называет директором Оперы Шарля-Эдмона Дюпоншеля), несмотря на статью Дион-Тененбаум 1997 года и даже раньше. Айвора Геста 1956 года , биография Фанни Серрито (см. стр. 117 ) и его сборник 1981 года переписка Артура Сен-Леона , включающая три письма: нет. 4 к «Анри Дюпоншелю» с датой внизу «2 августа 1847 года»; № 5 к «Анри Дюпоншелю» с датой внизу «10.8.47, Лондон»; и нет. 6 к «Анри Дюпоншелю», датирован вверху «Баня, 1 сентября 1847 года» и внизу «Баня 09.01.47» (см. Guest 1981, стр. 39 и стр. 40 и 41 ; происхождение: Архивы) . Nationales , Париж, Серия AJ 13 : Графа 477). Дополнительные доказательства можно найти в юридическом документе, касающемся завещания его матери, в котором он идентифицируется как Анри Дюпоншель (Ledru-Rollin & Levesque 1847, стр. 543 ). Кроме того, как упоминает Тамвако, редкие дошедшие до нас письма, написанные Дюпоншелем, имеют на фирменном бланке его монограмму «H.D» (Tamvaco 2000, стр. 963, примечание 200).
- ^ Дион-Тененбаум 1997, с. 66; Ледрю-Роллен и Левеск 1847, с. 543 (дата смерти матери); Уайтли 1998, с. 792 (Герен как любитель театра).
- ^ Марринан 2009, стр. 195–196.
- ^ Вероятно, Жюльен-Альфонс Боттрель (ок. 1818–1870), ученик Феликса Дюбана (Brault & Du Bois [1893], т. 3, стр. 374).
- ↑ Участие Дюпоншеля было неофициальным, и он не упоминался в проектах, когда они были воспроизведены Сезаром Дейли в его Revue générale de l'Architecture et des Travaux public , vol. 19 (1861 г.) пластина 48 . Дион-Тененбаум 1997, с. 66, цитирует Г. Бурдена, 14 февраля 1861 г., с. 3 и Жак 1986, с. 26 и др. Первый конкурс на проект нового оперного театра, который позже стал известен как Дворец Гарнье , был объявлен 30 декабря 1860 года и закрыт 31 января 1861 года. Он предусматривал представление предварительных проектов, в которых должно было быть указано: la pensée de leurs auteurs» («мысли их авторов»). Не было никаких ограничений на участие в конкурсе, и были представлены проекты любителей, а также архитекторов (Mead 1991, стр. 60). Шарль Гарнье был наконец выбран архитектором после второго, более требовательного конкурса, состоявшегося позднее в том же году (Mead 1991, стр. 76–78).
- ^ Дион-Тененбаум 1997, стр. 66–67.
- ^ Относительно Роберта Дьявола , Шуке, 1873, с. 396 , приписывает Цицери декор и Дюпоншелю мизансцену .
- ^ Карлсон 1972, с. 61.
- ^ Карлсон 1972, стр. 72–73; Гость 2008, стр. 121–122.
- ^ Jump up to: а б с д Хюбнер 1992.
- ^ Шуке 1873, с. 398 .
- ^ Шуке 1873, с. 399 .
- ^ «Истоки Гранд Опера» . Проверено 23 февраля 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ По данным Брозоски 2003, с. В 190 году Мари Тальони танцевала в 6 спектаклях, после чего ее заменила Луиза Фицджеймс, станцевавшая эту роль 232 раза. Гость 2008, с. 208», — говорит Тальони танцевал ее 7 раз, после чего роль взяла на себя Полин Дюверне . Карлсон 1972, с. 75 приписывает хореографию «Балета монахинь» Жану Коралли , но и Брозоска, и Гест говорят, что хореографию поставил Филиппо Тальони. Гость, с. 209, упоминается, что Коралли, вероятно, поставила хореографию дивертисмента во втором акте.
- ^ Карнеги 2006, стр. 15–16 .
- ^ Карлсон 1972, с. 75.
- ^ Карлсон 1972, с. 84.
- ^ Смит (2003), 102 и н. 19
- ^ Уильямс 2003, стр. 429; Лакомб 2003, с. 27.
- ^ Герхард 1998, стр. 34–35; Карлсон 1972, с. 79 (1841 г. возвращение к режиссеру-постановщику).
- ^ Информация в этом списке взята из Pitou 1990, стр. 1428–1431.
- ↑ Премьера немецкой оперы Вебера состоялась 18 июня 1821 года в Берлине. Для постановки Парижской оперы его перевели на французский язык Эмильен Пачини и Гектор Берлиоз . Берлиоз сочинил речитативы для замены устного диалога и аранжировал часть другой музыки Вебера для балета-дивертисмента , включая отрывки из его музыки для «Пресьозы» и оперы «Оберон» . Берлиоз также оркестровал фортепианную пьесу Вебера «Aufforderung zum Tanz» (Holoman 1992, стр. 435). Постановка была примечательна тем, что была гораздо более верной оригиналу, чем предыдущая французская адаптация Томаса Соважа и Кастиль-Блейза , известная как Робин де Буа , которая, тем не менее, имела огромный успех во всей Франции. Опера также была поставлена на немецком языке Итальянским театром в 1829 году. См. Walsh 1981, стр. 58–59, 215.
- ^ Дион-Тененбаум 1997, стр. 68–69.
- ^ Дион-Тененбаум 1997, стр. 69–70.
- ↑ Master Jewellers . Архивировано 14 июля 2012 г. на сайте Wayback Machine на сайте christies.com, по состоянию на 29 февраля 2012 г.
- ^ Дион-Тененбаум 1997, стр. 70–71. L'Illustration (4 августа 1849 г.) относительно предметов из драгоценных металлов, которые Дюпоншель выставил в том году: «Нам кажется, что оперному режиссеру опасно развивать в совершенстве ювелирное дело и заниматься двумя видами искусства, которые так симпатизируют друг другу. Пусть господин Дюпоншель подумает об этом!»
- ^ Дион-Тененбаум 1997, с. 71; Джонстон 1985, с. 284–285; Буйе, 1910, стр. 260–263 .
- ^ Дион-Тененбаум 1997, с. 69–71.
- ^ Карлсон 1972, с. 126.
- ^ Кэрнс 1999, с. 104.
- ^ Дион-Тененбаум 1997, с. 73–74.
- ^ Дион-Тененбаум 1997, с. 68.
Библиография
[ редактировать ]- Буден, Амеде (1868). Пантеон Почетного легиона. Том II , некролог Дюпоншеля. Париж: Офисы, 5 проезд Шоссон.
- Буйе, Анри (1910). Французское ювелирное дело XVIII и XIX веков. Полет. 2: Французское ювелирное дело XIX века. Первый период . Пэрис: Лоуренс. Посмотреть в Интернет-архиве .
- Бурден, Г. (14 февраля 1861 г.). «Публичный конкурс на новый оперный зал», «Фигаро» .
- Бро, Эли; Дюбуа, Александр ([1893]). Архитекторы в своих работах (3 тома, на французском языке). Париж: Х. Лоуренс. OCLC 457134263 . Elibron Classics (переиздание 2005–2006 гг.): OCLC 226396637 .
- Бржоска, Маттиас (2003) «Мейербер: Роберт ле Дьявол и гугеноты », перевод Кристофера Смита, в Чарльтоне, 2003, стр. 189–207.
- Кэрнс, Дэвид (1999). Берлиоз. Том второй. Рабство и величие 1832–1869 . Лондон: Аллен Лейн. Пингвин Пресс. ISBN 978-0-7139-9386-8 .
- Карлсон, Марвин (1972). Французская сцена в девятнадцатом веке . Метучен, Нью-Джерси: The Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-0516-3 .
- Карнеги, Патрик (2006). Вагнер и искусство театра . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10695-4 .
- Чарльтон, Дэвид, редактор (2003). Кембриджский компаньон Гранд Опера . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-64118-0 .
- Шуке, Гюстав (1873). История драматической музыки во Франции (на французском языке). Пэрис: Дидо. Посмотреть в Google Книгах .
- Делар, Э. (1907). 1793–1907: Студенты-архитекторы Школы изящных искусств , второе издание. Париж: Библиотека современного строительства. Посмотреть в Google Книгах .
- Дион-Тененбаум, Энн (1997). «Множественный Дюпоншель» , в Revue de l'Art , том 116, стр. 66–75. ISSN 0035-1326 .
- Эно, Луи (12 апреля 1868 г.). Парижский Vogue , 3-й курс, вып. 17.
- Герхард, Ансельм (1998). Урбанизация оперы: музыкальный театр в Париже в девятнадцатом веке , перевод с немецкого на английский Мэри Уиттолл. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-28857-4 .
- Гость, Айвор (1956). Фанни Серрито: Жизнь романтической балерины . Лондон: Дом Феникса. OCLC 4506387 .
- Гость, Айвор, редактор (1981). Письма балетмейстера: Переписка Артура Сен-Леона . Лондон: Танцевальные книги. ISBN 978-0-903102-58-2 .
- Гость, Айвор (2008). Романтический балет в Париже . Альтон, Хэмпшир, Великобритания: Танцевальные книги. ISBN 978-1-85273-119-9 .
- Холомон, Д. Керн (1992). «Берлиоз, Гектор» в Сэди 1992, вып. 1, с. 434–439.
- Хюбнер, Стивен (1992). «Дюпоншель, Чарльз (Эдмонд)» в Сэди, 1992, том. 1, с. 1279.
- Хюбнер, Стивен (1992). «Роберт-дьявол» в Сэди, 1992, вып. 3, стр. 1357–9.
- Жак, Энни (1986). Карьера архитектора в 19 веке и век . Выставка в Музее Орсе. Париж. Листинг заархивирован 4 марта 2016 года в Wayback Machine на веб-сайте Музея Орсе .
- Джонстон, Уильям Р. (1985). «II Поздние слоновой кости» в Рэндалле, 1985, стр. 281–289.
- Келли, Томас Форрест (2004). Первые вечера в опере . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10044-0 .
- Лакомб, Эрве (2001). Ключи к французской опере девятнадцатого века в переводе Эдварда Шнайдера. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-21719-5 .
- Лакомб, Эрве (2003). «Машина» и государство в переводе Кристофера Смита, в Чарльтоне, 2003 г., стр. 21–42.
- Ларус, Пьер (1870). Большой универсальный словарь 19 века. и век , том. 6. Париж. Посмотреть в Интернет-архиве .
- Ледрю-Роллен; Левеск, Ж.А. (1847). Дворцовый журнал. Наиболее полное собрание французской юриспруденции. Том II . Париж: Bureaux, rue des Grands-Augustins, 7. Посмотреть в Google Книгах .
- Летелье, Роберт Игнатиус (2007). Джакомо Мейербер: Читатель . Ньюкасл, Великобритания: Издательство Cambridge Scholars Publishing. ISBN 978-1-84718-388-0 .
- Марринан, Майкл (2009). Романтический Париж: истории культурного ландшафта, 1800–1850 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-5062-2 .
- Мид, Кристофер Кертис (1991). Парижская опера Шарля Гарнье: архитектурная эмпатия и ренессанс французского классицизма , с. 185. Нью-Йорк: Фонд истории архитектуры. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-13275-6 .
- Питу, Шпиль (1990). Парижская опера: энциклопедия опер, балетов, композиторов и исполнителей. Рост и величие, 1815–1914 гг . Нью-Йорк: Гринвуд Пресс. ISBN 978-0-313-26218-0 .
- Рэндалл, Ричард Х. младший (1985). Шедевры из слоновой кости из Художественной галереи Уолтерса . Нью-Йорк: Hudson Hills Press. ISBN 978-0-933920-42-2 .
- Сэди, Стэнли , редактор (1992). Оперный словарь Нью-Гроув (4 тома). Лондон: Макмиллан. ISBN 978-1-56159-228-9 .
- Смит, Мэриан (2003). «Танец и танцоры» в Чарльтоне (2003), стр. 93–108.
- Тамвако, Жан-Луи (2000). Канканы оперы. Хроники Королевской академии музыки и театра в Париже в двух реставрациях (2 тома, на французском языке). Париж: издания CNRS. ISBN 978-2-271-05685-6 .
- Тернер, Джейн (редактор, 1998). «Словарь искусств» , переизданный с небольшими исправлениями, в 34 томах. Нью-Йорк: Гроув. ISBN 978-1-884446-00-9 .
- Ваперо, Г. (1858). Универсальный словарь современников . Париж: Хашетт. Посмотреть в Интернет-архиве .
- Уолш, Т.Дж. (1981). Опера Второй Империи: Театр Лирик, Париж, 1851–1870 гг . Нью-Йорк: Риверран Пресс. ISBN 978-0-7145-3659-0 .
- Уайтли, Джон (1998). «Герен, Пьер (-Нарцисс)» в Turner 1998, vol. 13, стр. 791–795.
- Уильямс, Саймон (2003). «Зрелище прошлого в большой опере» в Чарльтоне, 2003 г., стр. 58–75.
- Циммерманн, Райнер (1998). Джакомо Мейербер: Биография, основанная на документах (на немецком языке). Берлин: Партас. ISBN 978-3-932529-23-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Nécrologie» (извещение о смерти, на французском языке) в Ле Менестреле (19 апреля 1868 г.)
- «Уведомление уполномоченного лица» для Анри Дюпоншеля (1794–1868) в BnF : cb150898702.
- «Уведомление уполномоченного лица» для Эдмона Дюпоншеля (1795–1868) в BnF: cb14658688m
- «Дюпоншель, Шарль-Эдмон (французский архитектор, родился в 1804 году)» , Союзный список имен художников, Исследовательский институт Гетти .