Znamenny chant
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2023 г. ) |
Знаменный распев ( русский : знаменное пение, знаменный распев ) — певческая традиция, используемая некоторыми членами Русской Восточной Православной Церкви . Знаменный распев — унисонное , мелизматическое богослужебное пение, имеющее свою специфическую нотацию, называемую столповой нотацией. Символы, используемые в столбовой нотации, называются крюки (русское: крюки , «крючки») или знамена (русское: знамёна , «знаки»). Часто названия знаков используются для обозначения столбовой нотации. Знаменные мелодии являются частью системы, состоящей из « восьми тонов » (интонационных структур; называемых гласами ); мелодии характеризуются плавностью и сбалансированностью. [ 1 ]
Существует несколько видов Знаменного распева: так называемый Столповой , Малый (Малый) и Большой (Большой) Знаменный распев. Русское пение ( Prostopinije ) иногда считается подразделением традиции знаменного распева, при этом русский распев (собственно знаменный распев) является второй ветвью того же музыкального континуума.
Обозначения
[ редактировать ]Знаменные распевы пишутся не нотами (так называемая «линейная нотация»), а специальными знаками, называемыми знаменами (по-русски «знаки», «знамена») или крюками («крючками»), как некоторые формы этих знаков. напоминают крючки. Каждый знак может включать в себя следующие компоненты: большой черный крючок или черную черту, несколько черных «точек» и «запятых» меньшего размера, а также линии возле крючка или пересекающие его. Некоторые знаки могут обозначать только одну ноту, некоторые — от 2 до 4 нот, а некоторые — целую мелодию из более чем 10 нот со сложной ритмической структурой.
Наиболее примечательной особенностью этой системы обозначений является то, что она записывает переходы мелодии, а не ноты . Знаки также представляют собой настроение и градацию исполнения этой части мелодии (темп, сила, преданность, кротость и т. д.). Каждый знак имеет свое имя, а также выступает в качестве духовного символа. Например, есть особый знак, называемый «голубчик» ( русский : голубчик , голубчик ), который представляет собой два восходящих звука и также является символом Святого Духа .
Разработка
[ редактировать ]
Столповая Киевской нотация возникла в Руси как восточнославянское усовершенствование византийской невматической нотной записи. После XIII века Знаменный распев и столбовая нотация продолжали развиваться на Север (особенно в Новгороде ), где они процветали и были приняты во всем Великом княжестве Московском . [ нужна ссылка ] Постепенно система становилась все более и более сложной. Эта система также была неоднозначной, так что почти никто, кроме самых обученных и образованных певцов, не мог спеть с первого взгляда неизвестную мелодию. Знаки лишь помогали воспроизвести мелодию, но не однозначно ее закодировали.
Из-за сложности системы ее упрощение было разработано Иваном Шайдуровым около 1600 г. [ 2 ] киноварные букв красного цвета знаки , состоявшие из маленьких . ) , киноварные знаки и ставившиеся перед каждым знаменным знаком Они указывают на самую высокую ноту знака, перед которым он стоит. Обычно это рассматривается как первый шаг на пути к некоторому упрощению системы.
Использование и развитие системы прекратились в середине 17 века после церковной реформы патриарха Никона . [ нужна ссылка ] С этого времени западная музыка начала проникать в русскую культуру, а Русская Православная Церковь ввела «латинскую», полифоническую манеру пения, основанную на польских, немецких и итальянских гармониях. [ нужна ссылка ] Однако термин «латынь» считался уничижительным, поскольку он также относился к «еретической латинской вере». Знаменный распев, однако, в известной степени сохранился в прямо происходящих от него распевных традициях.
Традиции
[ редактировать ]В настоящее время столповая запись (знаменные знаки) продолжает использоваться русскими старообрядцами , преимущественно в сочетании с упомянутыми выше «красными знаками», как показано на первой иллюстрации . В XIX веке единоверцы , особенно за пределами России, попытались перейти к современной невматической форме записи, которая пытается уловить точные отношения между тонами ; и в настоящее время они используют стандартную линейную систему обозначений .
Певческие традиции, сохраняющие и/или происходящие от распева Знаммени, включают следующее:
- Певческие традиции русских старообрядцев .
- Znamenny chant proper ( Знамя, Большое Знамя )
- Stolpovoy chant
- Demesvenny chant or Demestvo ( Демество )
- Поморское песнопение
- Киевский распев
- Украинские песнопения
- Песенная традиция Галичины (известная как Самойльское пение)
- Простопиние (или простое песнопение) карпато -русинов
- Валаамский распев
- Псалмы духобора также могут быть производными или, по крайней мере, родственными.
На основе знаменных распевов возник и Строчный распев (раннерусское многоголосие ), хотя он и не получил сейчас широкого применения в церковной практике, но изредка может исполняться некоторыми хорами. Многие русские композиторы ( Сергей Рахманинов , Александр Гречанинов , Максимилиан Штейнберг , Владимир Мартынов ) изучали знаменные песнопения и использовали их в своих сочинениях. Существует также множество обработок Знаменных мелодий для четырехголосного хора, популярных как в России, так и за рубежом. [ 3 ]
Юникод
[ редактировать ]Знаменная нотация была добавлена в стандарт Unicode в сентябре 2021 года с выпуском версии 14.0.
Блок Юникода для знаменной нотной записи — U+1CF00–U+1CFCF:
Знаменная нотная грамота [1] [2] Официальная таблица кодов Консорциума Unicode (PDF) | ||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | А | Б | С | Д | И | Ф | |
U + 1CF0x | 𜼀 | 𜼁 | 𜼂 | 𜼃 | 𜼄 | 𜼅 | 𜼆 | 𜼇 | 𜼈 | 𜼉 | 𜼊 | 𜼋 | 𜼌 | 𜼍 | 𜼎 | 𜼏 |
U + 1CF1x | 𜼐 | 𜼑 | 𜼒 | 𜼓 | 𜼔 | 𜼕 | 𜼖 | 𜼗 | 𜼘 | 𜼙 | 𜼚 | 𜼛 | 𜼜 | 𜼝 | 𜼞 | 𜼟 |
U + 1CF2x | 𜼠 | 𜼡 | 𜼢 | 𜼣 | 𜼤 | 𜼥 | 𜼦 | 𜼧 | 𜼨 | 𜼩 | 𜼪 | 𜼫 | 𜼬 | 𜼭 | ||
U + 1CF3x | 𜼰 | 𜼱 | 𜼲 | 𜼳 | 𜼴 | 𜼵 | 𜼶 | 𜼷 | 𜼸 | 𜼹 | 𜼺 | 𜼻 | 𜼼 | 𜼽 | 𜼾 | 𜼿 |
U + 1CF4x | 𜽀 | 𜽁 | 𜽂 | 𜽃 | 𜽄 | 𜽅 | 𜽆 | |||||||||
U + 1CF5x | 𜽐 | 𜽑 | 𜽒 | 𜽓 | 𜽔 | 𜽕 | 𜽖 | 𜽗 | 𜽘 | 𜽙 | 𜽚 | 𜽛 | 𜽜 | 𜽝 | 𜽞 | 𜽟 |
U + 1CF6x | 𜽠 | 𜽡 | 𜽢 | 𜽣 | 𜽤 | 𜽥 | 𜽦 | 𜽧 | 𜽨 | 𜽩 | 𜽪 | 𜽫 | 𜽬 | 𜽭 | 𜽮 | 𜽯 |
U + 1CF7x | 𜽰 | 𜽱 | 𜽲 | 𜽳 | 𜽴 | 𜽵 | 𜽶 | 𜽷 | 𜽸 | 𜽹 | 𜽺 | 𜽻 | 𜽼 | 𜽽 | 𜽾 | 𜽿 |
U + 1CF8x | 𜾀 | 𜾁 | 𜾂 | 𜾃 | 𜾄 | 𜾅 | 𜾆 | 𜾇 | 𜾈 | 𜾉 | 𜾊 | 𜾋 | 𜾌 | 𜾍 | 𜾎 | 𜾏 |
U + 1CF9x | 𜾐 | 𜾑 | 𜾒 | 𜾓 | 𜾔 | 𜾕 | 𜾖 | 𜾗 | 𜾘 | 𜾙 | 𜾚 | 𜾛 | 𜾜 | 𜾝 | 𜾞 | 𜾟 |
U + 1CFAx | 𜾠 | 𜾡 | 𜾢 | 𜾣 | 𜾤 | 𜾥 | 𜾦 | 𜾧 | 𜾨 | 𜾩 | 𜾪 | 𜾫 | 𜾬 | 𜾭 | 𜾮 | 𜾯 |
U+1CFBx | 𜾰 | 𜾱 | 𜾲 | 𜾳 | 𜾴 | 𜾵 | 𜾶 | 𜾷 | 𜾸 | 𜾹 | 𜾺 | 𜾻 | 𜾼 | 𜾽 | 𜾾 | 𜾿 |
U + 1CFCx | 𜿀 | 𜿁 | 𜿂 | 𜿃 | ||||||||||||
Примечания |
Исполнительская практика
[ редактировать ]Поскольку Знаменный распев требует особой манеры исполнения, в песнопениях содержится ряд указаний по динамике и темпу. Для старообрядцев церковное песнопение имеет и воспитательную функцию: петь надо так, чтобы звук удивлял слух и истина, окутанная песнопениями, проникала в сердце. Знаменная исполнительская практика исключает классическую вокальную подготовку. Певцы выступают своим естественным голосом, иногда в стиле, напоминающем народную музыку. Знаменный распев не имеет пауз и пауз, все песнопения исполняются бегло. В идеале певцы должны петь так, чтобы их голоса сливались в один голос. Первоначально Знаменный распев исполнялся только мужчинами, но сегодня из-за небольшого количества людей, способных петь на церковных службах, и развития традиции его обычно исполняют как мужские, так и женские голоса. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Kholopov, Yuri (2003). Гармония. Теоретический курс 2nd ed. Moscow; Saint Petersburg: Lan' . Moscow. ISBN 5-8114-0516-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Велимирович, Милош. «Современное состояние исследований славянского песнопения». Acta Musicologica . Том. 44, Фаск. 2 (июль – декабрь 1972 г.), стр. 251.
- ^ Милинг, Ф. Марк (1972). «Наш народный путь: исследование духобора, гимнологии и народной жизни» (PDF) . Университетские микрофильмы.
Библиография
[ редактировать ]- Kholopov, Yuri (2003). Гармония. Теоретический курс . 2nd ed. Moscow; Saint Petersburg: Lan'. ISBN 5-8114-0516-2 (англ.: Гармония. Теоретический курс; 1-е изд. — Москва, 1988 г.)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рейнольдс, Стивен. «Карпато-русско-американский», Том. II (1979), вып. 3. Карпато-русинское исследовательское общество.
- Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря, Москва 1996 / Vurgaft S.G., Ušakov I.A. Staroobrjadčestvo. Lica, sobytija, predmety i simvoly. Opyt ėnciklopedičeskogo slovarja, Moskva 1996.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Объяснение и история знаменного распева
- Проект документации традиционного восточно-православного песнопения – много информации и примечаний. (Английский)
- Наблюдения над ранними русскими коллекциями Библиотеки Конгресса США – ссылки на Знаменный распев
- История простого пения
- Бесплатные партитуры Знаменного распева в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)