Jump to content

Единоверие

(Перенаправлено с Единоверцы )

Единоверие [1] (Russian: единове́рие , IPA: [jɪdʲɪnɐˈvʲerʲɪjɪ] , буквально «единоверие») — это соглашение между некоторыми русскими старообрядческими общинами и официальной Русской Православной Церковью , согласно которому такие общины рассматриваются как часть нормативной церковной системы, сохраняя при этом свои собственные обряды. Таким образом, их часто называют «старообрядцами» ( русские : старообрядцы , старообрядцы ), в отличие от «старообрядцев».

Значение термина

[ редактировать ]

Русское слово единоверие может быть обратным образованием единоверцев ), то есть «единоверцы» ( буквально (единоверцы; иногда также транскрибируется « Единоверы» «единоверы»; это слово также используется для обозначения членов единоверческой общины). Его можно интерпретировать как «Единство в вере». [2] хотя, возможно, более точным значением было бы «Принятие [старообрядческих христиан] как людей одной веры [Официальной церковью]».

Более непредвзятые иерархи Государственной Церкви видели в Единоверии взаимное признание. По словам митрополита Московского Филарета , обращенного к единоверцам при освящении для них в 1854 году Никольской церкви на Рогожском кладбище : «Вы единоверцы нам, а мы единоверцы вам» («Вы — люди нашей веры, а мы — люди вашей веры»). [3]

Церковь Введения Богородицы в Лефортово (1819 г.), бывшая Московской единоверческой общины.

Устройства единоверия начали появляться в последней четверти XVIII века, после более чем столетней борьбы между установившейся в России Православной Церковью и различными старообрядческими группами, не признававшими изменений в литургии и официальных переводов Священного Писания, сделанных под руководством Патриарха Никона в 1660-е годы.

Со стороны установленной церкви инициаторами единоверия называют митрополита Московского Платона (старшего иерарха Русской Православной Церкви) и архиепископа Никифора , бывшего архиепископом сначала Славянского и Херсонского , а затем Астраханского и Ставропольского в Южная Россия.

Никифор, когда он начал обращаться к староверам в 1780 году, базировался в Полтаве , штаб-квартире тогдашней Славянской и Херсонской епархии , охватывающей большую часть восточной Украины , а позже ставшей Екатеринославской епархией . Когда он посетил часовню поповцев (старообрядцев, у которых были свои священники, не признанные Церковью) в Елисаветграде в июле того же года, он предложил им возможность придать их часовне официальный статус в установленной Церкви со священником, выбранным самих старообрядцев, используя дониконовские богослужебные книги и обряды. Предложение было отвергнуто староверами Елисаветграда, но позже в том же месяце многие старообрядцы села Большая Знаменка ( Мелитопольского уезда ) приняли аналогичную договоренность. В феврале 1781 года архиепископ издал грамоту, разрешающую им легально основать церковь и проводить службы по традиционным обрядам. Это было сделано путем освящения в церковь деревянной часовни, построенной старообрядцами Знаменки в 1776 году.

Схема легализации Никифора оказалась настолько популярной, что вскоре не только поповцы стали требовать легализации, но и беспоповцы (фракция безпоповцев) стали просить Никифора предоставить им священников. Одной из таких общин безпоповцев стала деревня Злынка 1782 года. [4]

За пределами Украины в том же году старообрядческие купцы Москвы и Волги устроили аналогичную легализацию Верхне-Исаакиевского скита (подворья) в Иргиз районе реки Саратовской губернии . [4]

На стороне старообрядцев движущей силой единоверческого компромисса были иеромонах Михаил Калмыков и преподобный Никодим. [4] [5] Узнав об опытах Никифора на Юге и легализации иргизской общины, Никодим с согласия многих поповцев Стародубского района стал обращаться к гражданским и церковным властям по поводу возможности «легализации» поповцев-священников. . После ряда отказов он заручился поддержкой графа Петра Румянцева-Задунайского в 1783 году. В том же году его прошение к российской императрице Екатерине II было направлено в Святейший Синод . В апреле 1784 года, когда Калмыков умер, императрица издала рескрипт , пожаловавший старообрядцам священников и разрешивший им служить по «старому обряду», но не предусматривавший никаких архиереев. Разочарованный, Никодим заболел и умер в возрасте 39 лет.

В августе 1785 г. было издано правительственное постановление, предусматривавшее организацию «старообрядческих» церквей внутри существующей Церкви, хотя они по-прежнему не должны были иметь ни своих епископов, ни какого-либо организационного центра. Тем не менее именно этот момент обычно считают началом схемы Единоверия. [4]

Преемник Екатерины Павел I , возможно, был более заинтересован, чем Екатерина, в вопросе интеграции старообрядцев в существующую церковь на приемлемых условиях. Законные священники были пожалованы старообрядцам Казани в 1796 году и нижегородцам в 1797 году. 12 марта 1798 года император издал указ, предписывающий всем архиереям рукополагать священников для старообрядцев (по «старому» обряду). рукоположения , приемлемого для паствы), и разрешения строительства старообрядческих церквей. Главный епископ установленной церкви митрополит Московский Платон написал «Одиннадцать статей единоверия» ( по-русски : «11 пунктов единоверия» ), документ, регулирующий «союз» между официальной церковью и старообрядчеством. Хотя правила митрополита удовлетворяли некоторые пожелания старообрядцев, прихожане единоверия, тем не менее, оставались гражданами второго сорта внутри Церкви: например, старообрядческим священникам по-прежнему обычно не разрешалось совершать таинства среди основных православных верующих. [3]

Единоверческая церковь Иоанна Лествичника в Куровском , Гуслица , Московская область (2000 г.)

На протяжении XIX века отношение официальной церкви к единоверию можно охарактеризовать как терпимость к «необходимому злу»: инструменту привлечения «несогласных» в лоно Матери-Церкви. В некоторых случаях церковные власти были весьма решительны в преобразовании старообрядческих общин в схему единоверия, и правительство обычно относилось к тем, кто участвовал в этом соглашении, отдавало предпочтение перед теми, кто отвергал компромисс. Например, в 1818 году правительство запретило печатать старообрядческие религиозные книги, кроме книг единоверческих типографий. [6] В то же время власти отговаривали прихожан «обычных» православных храмов присоединяться к старообрядческим приходам. [3]

К моменту революции 1917 года в России насчитывалось около 300 единоверческих приходов. [7]

В столице Империи Санкт-Петербурге первая единоверческая церковь была основана в 1799 году. В 1917 году единоверцы Санкт-Петербурга получили своего первого епископа (епископа Симона Охтинского ), но в 1932 году их церкви были закрыты коммунистическими властями. , который не будет возрожден до 1990 года. [5] Московской было общине единоверцев, базирующейся в Лефортовском районе разрешено возводить свои церкви , после пожара 1812 года ; две сохранившиеся церкви , построенные в 1819 и 1825 годах, закрытые в 1931 году и ныне находящиеся в ведении Государственной Русской Православной Церкви .

Староверы в общении с Римским престолом

[ редактировать ]

Некоторые старообрядцы были приняты в общение с католической церковью как восточные католики, сохраняя при этом свои особые обряды, что сделало их восточно-католическими эквивалентами единоверия. Самым известным новообращенным является Потапий Емельянов , бывший священник-единоверец области Украины Луганской . В 1918 году он был принят в Русскую Католическую Церковь со всем своим приходом. Позже он пережил десятилетний срок в Соловецком лагере и умер в 1936 году. По состоянию на 2003 год. , дело о его канонизации открыто. [8]

Согласно интервью 2005 года, российский католический священник Сергей Голованов заявил, что тогда на российской земле действовал один католический священник-старообрядец. [9]

  1. ^ Occasionally also transcribed as Yedinoverie or Yedinoveriye .
  2. ^ Паерт, Ирина (2003), Старообрядцы, религиозное инакомыслие и гендер в России, 1760-1850 , Издательство Манчестерского университета, ISBN  0-7190-6322-1
  3. ^ Jump up to: а б с Владимир Карпец, Что такое единоверие? (на русском языке)
  4. ^ Jump up to: а б с д Katunin, Yu.A. (Катунин Ю. А.); Belsky, A.V. (Бельский А. В.) (2006), "ЭТАПЫ БОРЬБЫ ЗА СОЗДАНИЕ ЦЕРКВИ У СТАРООБРЯДЦЕВ] (Stages of the struggle for creating a church among the Old Believers)" (PDF) , Культура народов Причерноморья (Culture of the peoples of the Black Sea region) (in Russian) (81): 106–109, archived from the original (PDF) on 2008-02-29 , retrieved 2008-01-16
  5. ^ Jump up to: а б «Единовцы» в Санкт-Петербургской энциклопедии.
  6. ^ Паерт 2003 , с. 19 (сноска 66)
  7. ^ Паерт 2003 , с. 61
  8. ^ Католические новомученики Российские: о. Потапий Емельянов
  9. ^ «Русские Византийско-Католические Церкви: Новости и последние события: Нормализация канонического положения католиков византийского обряда в России» . Архивировано из оригинала 9 мая 2008 г. Проверено 29 июня 2008 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Уайт, Джеймс: Мост к расколу. Единоверие, русское православие и обрядовое формирование конфессий, 1800-1918 гг. (Докторская диссертация, Европейский университетский институт, 2014 г.) [1]
  • Уайт, Джеймс Мэтью. Единство в вере? : единоверие, русское православие и старообрядчество, 1800-1918. - Блумингтон, Индиана: Университетское издательство Индианы, 2020. - 271 стр. - ISBN 978-0-253-04972-8.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6066df587c7ab67178eb3320fda93704__1712111760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/04/6066df587c7ab67178eb3320fda93704.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Edinoverie - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)