Единоверие
Единоверие [1] (Russian: единове́рие , IPA: [jɪdʲɪnɐˈvʲerʲɪjɪ] , буквально «единоверие») — это соглашение между некоторыми русскими старообрядческими общинами и официальной Русской Православной Церковью , согласно которому такие общины рассматриваются как часть нормативной церковной системы, сохраняя при этом свои собственные обряды. Таким образом, их часто называют «старообрядцами» ( русские : старообрядцы , старообрядцы ), в отличие от «старообрядцев».
Значение термина
[ редактировать ]Русское слово единоверие может быть обратным образованием единоверцев ), то есть «единоверцы» ( буквально (единоверцы; иногда также транскрибируется « Единоверы» «единоверы»; это слово также используется для обозначения членов единоверческой общины). Его можно интерпретировать как «Единство в вере». [2] хотя, возможно, более точным значением было бы «Принятие [старообрядческих христиан] как людей одной веры [Официальной церковью]».
Более непредвзятые иерархи Государственной Церкви видели в Единоверии взаимное признание. По словам митрополита Московского Филарета , обращенного к единоверцам при освящении для них в 1854 году Никольской церкви на Рогожском кладбище : «Вы единоверцы нам, а мы единоверцы вам» («Вы — люди нашей веры, а мы — люди вашей веры»). [3]
История
[ редактировать ]
Устройства единоверия начали появляться в последней четверти XVIII века, после более чем столетней борьбы между установившейся в России Православной Церковью и различными старообрядческими группами, не признававшими изменений в литургии и официальных переводов Священного Писания, сделанных под руководством Патриарха Никона в 1660-е годы.
Со стороны установленной церкви инициаторами единоверия называют митрополита Московского Платона (старшего иерарха Русской Православной Церкви) и архиепископа Никифора , бывшего архиепископом сначала Славянского и Херсонского , а затем Астраханского и Ставропольского в Южная Россия.
Никифор, когда он начал обращаться к староверам в 1780 году, базировался в Полтаве , штаб-квартире тогдашней Славянской и Херсонской епархии , охватывающей большую часть восточной Украины , а позже ставшей Екатеринославской епархией . Когда он посетил часовню поповцев (старообрядцев, у которых были свои священники, не признанные Церковью) в Елисаветграде в июле того же года, он предложил им возможность придать их часовне официальный статус в установленной Церкви со священником, выбранным самих старообрядцев, используя дониконовские богослужебные книги и обряды. Предложение было отвергнуто староверами Елисаветграда, но позже в том же месяце многие старообрядцы села Большая Знаменка ( Мелитопольского уезда ) приняли аналогичную договоренность. В феврале 1781 года архиепископ издал грамоту, разрешающую им легально основать церковь и проводить службы по традиционным обрядам. Это было сделано путем освящения в церковь деревянной часовни, построенной старообрядцами Знаменки в 1776 году.
Схема легализации Никифора оказалась настолько популярной, что вскоре не только поповцы стали требовать легализации, но и беспоповцы (фракция безпоповцев) стали просить Никифора предоставить им священников. Одной из таких общин безпоповцев стала деревня Злынка 1782 года. [4]
За пределами Украины в том же году старообрядческие купцы Москвы и Волги устроили аналогичную легализацию Верхне-Исаакиевского скита (подворья) в Иргиз районе реки Саратовской губернии . [4]
На стороне старообрядцев движущей силой единоверческого компромисса были иеромонах Михаил Калмыков и преподобный Никодим. [4] [5] Узнав об опытах Никифора на Юге и легализации иргизской общины, Никодим с согласия многих поповцев Стародубского района стал обращаться к гражданским и церковным властям по поводу возможности «легализации» поповцев-священников. . После ряда отказов он заручился поддержкой графа Петра Румянцева-Задунайского в 1783 году. В том же году его прошение к российской императрице Екатерине II было направлено в Святейший Синод . В апреле 1784 года, когда Калмыков умер, императрица издала рескрипт , пожаловавший старообрядцам священников и разрешивший им служить по «старому обряду», но не предусматривавший никаких архиереев. Разочарованный, Никодим заболел и умер в возрасте 39 лет.
В августе 1785 г. было издано правительственное постановление, предусматривавшее организацию «старообрядческих» церквей внутри существующей Церкви, хотя они по-прежнему не должны были иметь ни своих епископов, ни какого-либо организационного центра. Тем не менее именно этот момент обычно считают началом схемы Единоверия. [4]
Преемник Екатерины Павел I , возможно, был более заинтересован, чем Екатерина, в вопросе интеграции старообрядцев в существующую церковь на приемлемых условиях. Законные священники были пожалованы старообрядцам Казани в 1796 году и нижегородцам в 1797 году. 12 марта 1798 года император издал указ, предписывающий всем архиереям рукополагать священников для старообрядцев (по «старому» обряду). рукоположения , приемлемого для паствы), и разрешения строительства старообрядческих церквей. Главный епископ установленной церкви митрополит Московский Платон написал «Одиннадцать статей единоверия» ( по-русски : «11 пунктов единоверия» ), документ, регулирующий «союз» между официальной церковью и старообрядчеством. Хотя правила митрополита удовлетворяли некоторые пожелания старообрядцев, прихожане единоверия, тем не менее, оставались гражданами второго сорта внутри Церкви: например, старообрядческим священникам по-прежнему обычно не разрешалось совершать таинства среди основных православных верующих. [3]

На протяжении XIX века отношение официальной церкви к единоверию можно охарактеризовать как терпимость к «необходимому злу»: инструменту привлечения «несогласных» в лоно Матери-Церкви. В некоторых случаях церковные власти были весьма решительны в преобразовании старообрядческих общин в схему единоверия, и правительство обычно относилось к тем, кто участвовал в этом соглашении, отдавало предпочтение перед теми, кто отвергал компромисс. Например, в 1818 году правительство запретило печатать старообрядческие религиозные книги, кроме книг единоверческих типографий. [6] В то же время власти отговаривали прихожан «обычных» православных храмов присоединяться к старообрядческим приходам. [3]
К моменту революции 1917 года в России насчитывалось около 300 единоверческих приходов. [7]
В столице Империи Санкт-Петербурге первая единоверческая церковь была основана в 1799 году. В 1917 году единоверцы Санкт-Петербурга получили своего первого епископа (епископа Симона Охтинского ), но в 1932 году их церкви были закрыты коммунистическими властями. , который не будет возрожден до 1990 года. [5] Московской было общине единоверцев, базирующейся в Лефортовском районе разрешено возводить свои церкви , после пожара 1812 года ; две сохранившиеся церкви , построенные в 1819 и 1825 годах, закрытые в 1931 году и ныне находящиеся в ведении Государственной Русской Православной Церкви .
Староверы в общении с Римским престолом
[ редактировать ]Некоторые старообрядцы были приняты в общение с католической церковью как восточные католики, сохраняя при этом свои особые обряды, что сделало их восточно-католическими эквивалентами единоверия. Самым известным новообращенным является Потапий Емельянов , бывший священник-единоверец области Украины Луганской . В 1918 году он был принят в Русскую Католическую Церковь со всем своим приходом. Позже он пережил десятилетний срок в Соловецком лагере и умер в 1936 году. По состоянию на 2003 год. [update], дело о его канонизации открыто. [8]
Согласно интервью 2005 года, российский католический священник Сергей Голованов заявил, что тогда на российской земле действовал один католический священник-старообрядец. [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Occasionally also transcribed as Yedinoverie or Yedinoveriye .
- ^ Паерт, Ирина (2003), Старообрядцы, религиозное инакомыслие и гендер в России, 1760-1850 , Издательство Манчестерского университета, ISBN 0-7190-6322-1
- ^ Jump up to: а б с Владимир Карпец, Что такое единоверие? (на русском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Katunin, Yu.A. (Катунин Ю. А.); Belsky, A.V. (Бельский А. В.) (2006), "ЭТАПЫ БОРЬБЫ ЗА СОЗДАНИЕ ЦЕРКВИ У СТАРООБРЯДЦЕВ] (Stages of the struggle for creating a church among the Old Believers)" (PDF) , Культура народов Причерноморья (Culture of the peoples of the Black Sea region) (in Russian) (81): 106–109, archived from the original (PDF) on 2008-02-29 , retrieved 2008-01-16
- ^ Jump up to: а б «Единовцы» в Санкт-Петербургской энциклопедии.
- ^ Паерт 2003 , с. 19 (сноска 66)
- ^ Паерт 2003 , с. 61
- ^ Католические новомученики Российские: о. Потапий Емельянов
- ^ «Русские Византийско-Католические Церкви: Новости и последние события: Нормализация канонического положения католиков византийского обряда в России» . Архивировано из оригинала 9 мая 2008 г. Проверено 29 июня 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Уайт, Джеймс: Мост к расколу. Единоверие, русское православие и обрядовое формирование конфессий, 1800-1918 гг. (Докторская диссертация, Европейский университетский институт, 2014 г.) [1]
- Уайт, Джеймс Мэтью. Единство в вере? : единоверие, русское православие и старообрядчество, 1800-1918. - Блумингтон, Индиана: Университетское издательство Индианы, 2020. - 271 стр. - ISBN 978-0-253-04972-8.