Потапий Емельянов
Потапий Емельянов | |
---|---|
Слуга Божий | |
Рожденный | 1889 Уфимская губерния , Российская империя. |
Умер | 14 августа 1936 г. (46–47 лет) Nadvoitsy , Karelian ASSR , Russian SFSR , USSR |
Почитается в | Римско-католическая церковь , Русская греко-католическая церковь |
Праздник | 14 августа |
Потапий Емельянов (ок. 1889, Уфимская губерния , Российская империя — 14 августа 1936, Надвоицы , Сегежский уезд , Карельская АССР , СССР ) — монашеский священник , или иеромонах , старообрядческой традиции в русском православии , вошедший в Русскую Греко-Католическую Церковь. и общение со Святым Престолом вместе со всем своим приходом в 1918 году.
С 2003 года Потапий, умерший после почти десяти лет принудительных работ в ГУЛАГе , находится под следствием на предмет возможной святости как один из тех, кого о. Кристофер Цуггер назвал их «Страстотерпцами Русского Католического Экзархата ». [ 1 ] Нынешний титул Потапия — Слуга Божий .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Петр Андреевич Емельянов родился в Уфимской губернии крестьянской семье безпоповцев в около 1889 года . Примерно в 1901 году девятилетний Петр и его семья были приняты в Русскую Православную Церковь как единоверцы , или православные старообрядцы, епископом Уфимским и Мензелинским ) Антонием (Храповицким . [ 2 ] [ 3 ]
Когда в 1902 году Кир Антоний был назначен епископом Волынским , он привел с собой молодого Петра Эмильянова. Он был пострижен в Почаевской лавре , монахи которой славятся своим антикатолицизмом , епископом и принял монашеское имя Потапий. Несмотря на то, что брат Потапий был монахом, он был ненадолго призван в Российскую Императорскую Армию , но был освобожден по состоянию здоровья. [ 4 ] и был направлен своим епископом учиться на православное священство в Житомир . [ 5 ]
По словам диакона Василия фон Бурмана, «Во время пастырской учебы в Житомире монах Потапий увлекся писаниями Святых Отцов Церкви и протоколами Вселенских Соборов . Сильнее всего его поразили свидетельства Святых Отцов. поддерживая верховенство римского понтифика. Таким образом, молодой Потапий постепенно овладел идеей воссоединения с Римом... До этого времени Потапий никогда в жизни не встречал ни одного католика, следовательно, о католическом влиянии не могло быть и речи; на него из любого внешнего источника». [ 6 ]
В 1911 году Потапий окончил курс и был рукоположен в сан священника во иеромонаха Почаевской лавры. [ 7 ]
В 1916 году архиепископом Харьковским стал кир Антоний Храповицкий . В марте 1917 года отец Потапий был направлен на временное служение в старообрядческий православный приход этнических русских в Нижней Богдановке под Луганском на территории современной Украины . Русские в селе были переселены туда в 17 веке в качестве форпоста против исламского ханства Крым . [ 8 ]
По словам Павла Парфентьева, «о. Потапий сразу завоевал любовь города. Его прекрасное знание богослужения и прекрасные проповеди привлекали людей из других приходов и даже из других деревень». В ответ прихожане попросили епископа поручить о. Потап к ним навсегда, утверждая, что их постоянный пастор был «праздным и ленивым». Епископ согласился на их просьбу. [ 9 ]
Обращение в католицизм
[ редактировать ]Будучи талантливым и убедительным проповедником, о. Потапий рассказал прихожанам о жизни римских понтификов , в том числе Льва и Григория Великого , которые также почитаются как святые в Русской Православной Церкви . [ 10 ]
К 1918 году о. Потапий Емельянов убедился, что истинное Православие невозможно обрести иначе, как через Причастие к Святому Престолу , и убедил в той же вере большинство своих прихожан. [ 11 ]
Желая быть официально принятым, о. Потапий поехал в Луганск и встретился с о. Михаил Ягулов, этнический грузин и пастор единственного римско-католического прихода в городе. о. Ягулов принял о. Потапий сердечно просил его передать просьбу о. Антон Квятковский, областной декан Харькова . [ 12 ]
Именно в Харькове о. Потапий узнал, что после Февральской революции 1917 года митрополит Андрей Шептицкий сформировал Экзархат католиков русского обряда и поручил о. Леонид Федоров в роли экзарха . [ 13 ]
После месячного путешествия, в ходе которого пришлось пересечь немецкую и большевистскую линии, о. Потапий Емельянов прибыл в Петроград и встретился с экзархом Леонидом Федоровым , которого застал живущим в римско настоятеле -католической церкви Святой Екатерины на Невском проспекте . [ 14 ] После тщательного расспроса в течение нескольких дней и дания ряда рекомендаций экзарх Федоров 29 июня 1918 г. принял о. Емельянова в храме св. Екатерины, после чего последняя присоединилась к нему в совершении византийского обряда Божественной литургии . [ 15 ]
Прежде чем о. Потапий вернулся в Богановку, экзарх Федоров сообщил ему, что Украина исключена из Русского Католического Экзархата и что его приход поэтому подчиняется митрополиту Андрею Шептицкому. [ 16 ] Экзарх Федоров обещал, однако, вскоре послать о. Глеб Верховский посетит Богдановку от его имени. [ 17 ]
о. Потапий позже писал: «Когда я вернулся в приход с католическим благословением Экзарха, с его поручением и посланием и прочитал его вслух после спетого молебна , то душевной радости и слезам не было предела, потому что послание было наполнено с самой теплой отцовской любовью и увещеванием». [ 18 ]
Когда много лет спустя его спросили, почему он стал католиком, о. Потапий ответил: «Основной принцип моей души — не противопоставлять себя истине». [ 19 ]
Преследование
[ редактировать ]Емельянов и его прихожане подверглись жестоким преследованиям и преследованиям со стороны немецкой императорской армии , Красной гвардии и Белой армии во время Гражданской войны в России .
Вторая Гетманщина
[ редактировать ]Во время его отсутствия в Санкт-Петербурге местное православное духовенство пыталось обратить его прихожан обратно в православие. Когда о. Потапий вернулся после того, как эти усилия не увенчались успехом, православные священники подошли к оккупационным войскам Германской императорской армии и обвинили о. Потапий был шпионом советской тайной полиции или ЧКК . В ответ смешанный отряд немецких солдат и солдат народной армии Гетманщины Павла Скоропадского вторгся Украинской в Богдановку с карательной экспедицией и подверг о. Потапа и его прихожан к порке . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Гражданская война в России
[ редактировать ]Богдановка была занята антикоммунистической Добровольческой армией генерала Антона Деникина Когда в сентябре 1919 года , о. Потапий был арестован и заключен под стражу на три месяца. [ 23 ]
Во время заключения в Старобельске белогвардейский Католическая прокурор , считавший, что церковь на Украине «поймана», о. Потапий потребовал от священника отказаться от своей « иезуитской политики». о. Потапий ответил: «Я не провожу никакой земной политики. Я хочу только способствовать распространению знаний о Царстве Иисуса Христа и показать Скалу, на которой оно основано, тем, кто желает войти в него. Если вы решите назвать это иезуитской политикой, , это ваше дело, я бы просто сказал вам, что это повеление Христа-Царя нашего, если бы пришлось страдать и если бы Господь дал мне силы, я бы не только не отказался от этого положения, но согласился бы утвердить его. тысячу раз своей кровью. Это моя цель и то, чему я привержен, и если вы решите называть это политикой, делайте, что хотите». [ 24 ]
Во время своего заключения о. Один только Потапий в последний момент был освобожден от перевода пленных, что означало верную смерть. Все заключенные, участвовавшие в переводе, впоследствии были расстреляны, официально при попытке к бегству. 23 декабря 1919 года Старобельск вновь был занят красногвардейцами , освободившими всех, кто находился в заключении при генерале Деникине. [ 25 ]
В письме, написанном после освобождения одному священнику, о. Потапий вспоминал: «Мое появление там показалось им воскресением из мертвых. Слёзы радости лились неудержимо. Как будто всем, от мала до велика, приходилось прикасаться ко мне, чтобы убедиться, что я действительно жив, так как они уже давно с тех пор, как меня уверили, что меня больше не существует». Далее в том же письме о. Потапий добавил: «Не беспокойтесь, что нас преследуют и мучают; мы твердо стоим на скале Петра ». [ 26 ]
Советские антирелигиозные преследования
[ редактировать ]О своей работе по оказанию помощи о. Эдмунд А. Уолш в раздаче еды и другой помощи голодающим во время российского голода 1921–1922 годов , о. Потапий позже вспоминал: «В 1922 году в СССР прибыла папская миссия и один из ее представителей находился в Ростове . От него я периодически получал материальную помощь не только деньгами, но и в виде продуктов питания и одежды». [ 27 ]
3 мая 1922 года Наркомат юстиции пожаловал отцу Потапу и его прихожанам храм. В то время старообрядческий греко-католический приход в Нижней Богдановке насчитывал 828 прихожан. [ 28 ]
27 января 1927 года отец Потапий был арестован, и при обыске его дома агенты ГПУ обнаружили письма от [ 29 ] Пи Эжен Невё , А.А. , бывший приходской священник шахтерского городка Макеевка , Украина , который был тайно рукоположен в епископы Мишелем д'Эрбиньи в 1926 году и поставлен в церкви Св. Людовика Французского в качестве тайного апостольского администратора. для Московской области . [ 30 ] [ 31 ] Эти письма были использованы для обвинения отца Потапия в «контрреволюционной деятельности». Раздача отцом Потапием денег, еды и одежды во время голода 1921 года была истолкована как подкуп местных крестьян с целью обращения в католицизм. До своего ареста отец Потапий был последним священником Русской Греко-Католической Церкви, жившим на свободе в СССР. [ 32 ]
Официальное обвинение отцу Потапу было предъявлено 20 августа 1927 года. Помимо якобы подкупа православных крестьян с целью обращения в католицизм, отца Потапия также обвиняли в антисоветской агитации . [ 33 ]
12 сентября 1927 года специальным постановлением Коллегии ОГПУ отец Потапий приговорен к 10 годам ГУЛАГа . [ 34 ] 24 марта 1928 года приговор был ужесточен: «Амнистия по делу Емельянова Потапа Андреевича не допускается». [ 35 ]
В системе ГУЛАГа
[ редактировать ]И Соловки
[ редактировать ]23 сентября 1928 г. о. Потапий Емельянов прибыл в Соловецкий лагерь в составе партии заключенных, отправленных из Бутырской тюрьмы в Москве. [ 36 ] В сохранившихся документах из лагеря о. Образование Потапия можно охарактеризовать как «ученик монахов». Его идеологию описывали словами: «По его словам, он не имеет политических взглядов». [ 37 ]
Концлагерь на Соловках, располагавшийся в Белом море за Полярным кругом на островах и зданиях знаменитого средневекового монастыря , с тех пор получил название «Первый лагерь ГУЛАГа » . [ 38 ]
По прибытии отца Потапия держали вместе с другими священниками, среди которых были римско-католические священники , сосвященники Русской Греко-Католической Церкви во главе с Экзархом Леонидом Федоровым , а также священники Сервитов Непорочного Зачатия Грузинской Греко-Католической Церкви во главе с Экзархом. Шио Батманишвили . [ 39 ] По прибытии отца Потапия тепло встретили экзарх Леонид и другие заключенные греко-католики, но он также подружился с заключенными в тюрьму польскими римско-католическими священниками, «для многих из которых он позже стал источником надежды и поддержки». [ 40 ]
По словам диакона Василия фон Бурмана, «В то время, когда лагерь казался духовной пустыней, местом уныния и даже отчаяния, католические священники вели плодотворную жизнь в своем замкнутом кругу... Наблюдая за ними, нельзя было не понять, какую важную роль играла религия в жизни людей, как она вдохновляла их в контексте существования на Соловках, это выступало с особенной ясностью... По воскресеньям и праздникам службы совершались в Германовской часовне, и это было, ибо. вся его нищета, место празднования». [ 41 ]
Однако в ответ на эскалацию дипломатических протестов и огласку религиозных преследований в СССР со стороны Святого Престола , чекистская охрана на Соловках расправилась с заключенными-католиками с удвоенной силой. С 19 января 1929 года было запрещено использование Германовской часовни для богослужений, у заключенных-католиков были конфискованы все религиозные книги и артефакты, а католики Соловец были низведены до того, что Ирина Осипова назвала « катакомбным существованием». [ 42 ]
Остров Анзер
[ редактировать ]В начале 1929 года вместе с другими католическими священниками отец Потапий был переведен в исправительный отряд Троицкого монастыря — лагерь для военнопленных, расположенный на близлежащем острове Анзер , где, по словам Анны Эпплбаум , «заключенные работали валкой деревьев без передышек, без перерывов и с небольшими перерывами». еда." Комендант одного из лагерей на острове Анзер, чекист Иван «Ванька» Потапов, регулярно показывал вновь прибывшим в лагерь кучу человеческих рук и ног, отрубленных его заключенными в тщетном стремлении немного отдохнуть. Потапов также хвастался, что своими руками убил более 400 заключенных. [ 43 ]
По словам Ирины Осиповой, "на острове Анзер католическое духовенство размещалось в отдельных бараках, и даже на работе им не разрешалось контактировать с другими осужденными". [ 44 ]
Несмотря на это, отец Потапий и его собратья-священники тайно добыли все необходимое для совершения мессы и продолжали совершать тайное религиозное богослужение. Когда о. Феликса Любчинского, умирающего римско-католического священника, ранее находившегося в селе Кушелевка Гайсинского уезда современной Украины , перевели в лагерный лазарет, отец Потапий, который также находился в лазарете, помог облегчить последние дни своего коллеги. [ 45 ]
о. Донат Новицкий , русский греко-католический священник польского происхождения , позже вспоминал: «К огорчению отца Феликса, его подопечный санитар был намеренно бессердечен, отказывая ему даже в самой элементарной помощи. Отец Потапий, стремясь облегчить, насколько это возможно, тяжелое положение своего бедного больного брата, добился своего перевода в ту же палату и заботился о больном, как мать... Отец Потапий был прекрасным собеседником и рассказчиком . Его беседа немало утешила отца Феликса и отца . облегчив его последние дни, отец Потапий напомнил больному об исповеди, с трогательной заботой, доставившей последнему несколько минут глубокого счастья. После исповеди отец Феликс неоднократно целовал ему руки. долго держал их в себе». [ 46 ]
После того, как о. Смерть Любчинского 17 ноября 1931 г., о. Потапий тут же предложил греко-католическую отпевание, или панихиду , которую знал наизусть. [ 47 ] о. Затем Потапий и его коллеги-католические священники успешно преодолели, казалось бы, невозможные препятствия, чтобы построить гроб и передать о. Феликс Любчинский достойное христианское захоронение в ГУЛАГе. [ 48 ]
Письмо и его последствия
[ редактировать ]После освобождения из лазарета в декабре 1931 года отец Потапий воссоединился со своими собратьями-священниками на острове Анзер. Однако священники на острове Анзер не только оказывали друг другу моральную и духовную поддержку, но и стремились проинформировать Польский Красный Крест и Министерство иностранных дел Польши об условиях их содержания. [ 49 ]
В начале 1932 года на острове Анзер появилось письмо о. Адольф Филипп успешно добрался до Второй Польской республики и был опубликован в польской прессе. В письме говорилось: «Мы, католические священники и почти все пожилые и больные, часто вынуждены выполнять самую тяжелую работу, например, рыть траншеи для строительства фундамента, таскать большие камни, копать мерзлую землю зимой... Зимой нам иногда приходится находиться на дежурстве по 16 часов в день, без перерыва и без крова... После тяжелой работы нам обязательно требуется длительный период отдыха, но в нашем жилье места на человека иногда сокращается до меньшего размера. чем одна шестнадцатая часть объема воздуха, необходимого человеку для выживания». [ 50 ]
Летом 1932 года отец Потапий был одним из 23 священников, арестованных в рамках расследования и преследования ГПУ «Антисоветской контрреволюционной организации католического и униатского духовенства на острове Анзер». [ 51 ]
Все подсудимые обвинялись в «создании антисоветской группы, которая вела антисоветскую агитацию , тайно совершала мессы и религиозные обряды и поддерживала незаконную связь со свободным рабочим в целях передачи за границу сведений шпионского характера о положение католиков в СССР». [ 52 ]
Во время допроса о. Потапий сказал: «В этом месте я стал еще более убежденным католиком, и ничто не может меня поколебать». [ 53 ]
В результате власти решили наказать отца Потапа полной изоляцией от всех остальных заключенных. [ 54 ]
По окончании следствия в ноябре 1933 года восемь священников, признанных наиболее виновными в письме, были отправлены в ГПУ в Ленинград о. Потапий и все остальные ответчики были переведены на проект Беломорско-Балтийского канала . [ 55 ] [ 56 ] который Саймон Себаг Монтефиоре назвал «227-километровым каналом, начавшимся в декабре 1931 года и завершенным фараонским рабством 170 000 заключенных, из которых около 25 000 умерли за полтора года. Ворошилов Позже похвалил Кирова и Ягоду за их вклад в это дело. преступление." [ 57 ]
Смерть
[ редактировать ]4 августа 1936 г. о. Потапий Емельянов, один из рабов, оставшихся управлять каналом после его завершения, был наконец освобожден из ГУЛАГа и приговорен к внутренней ссылке. Умер 14 августа 1936 года предположительно в Подвоицах . [ 58 ] который о. Поль Майё описал это как «остановку на Мурманской железной дороге». [ 59 ] Павел Парфентьев, бывший постулатор по делу святости, вместо этого называет местом смерти отца Потапия сохранившуюся железнодорожную станцию в Надвоицах , но добавляет, что, если он был похоронен, местонахождение его могилы остается неизвестным. [ 60 ]
Наследие и беатификация
[ редактировать ]Емельянов пользуется большим почитанием среди российских католиков . В 2003 году позиция по делу беатификации шести из о. Кристофер Цуггер назвал «Страстотерпцами Русского Католического Экзархата»: [ 61 ] Фабиян Абрантович , Анна Абрикосова , Игорь Акулов , Потапий Емельянов, Галина Енткевич и Анджей Цикото ; был представлен Конгрегации Святого Престола по делам святых епископами Католической Церкви в России . [ 62 ]
В июне 2021 года епископы Католической церкви в России объявили в рамках реорганизации текущего расследования, что о. Дело о беатификации Потапа Емельянова отодвинуто на второй план. [ 63 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О. Кристофер Цуггер (2001), «Забытые»; Католики в Советской империи от Ленина до Сталина , Издательство Сиракузского университета, страницы 157–169.
- ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страницы 160-161.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 75.
- ↑ Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
- ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страницы 161.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 70.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 70.
- ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страница 161.
- ↑ Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
- ↑ Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
- ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страницы 161.
- ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страницы 161.
- ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страница 161.
- ↑ Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
- ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страница 162.
- ^ Константин Саймон, SJ (2009), Про Россию: русская и католическая работа для России , Папский институт Востока , площадь С. Мария Маджоре, 7, 1-00185 Рим. Страница 142
- ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страницы 162.
- ↑ Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
- ↑ Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
- ↑ Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
- ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страница 162.
- ^ Константин Саймон, SJ (2009), Про Россию: русская и католическая работа для России , Папский институт Востока , площадь С. Мария Маджоре, 7, 1-00185 Рим. Страница 142
- ↑ Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
- ↑ Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
- ↑ Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
- ↑ Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 20.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 72.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 20.
- ^ Данн, Деннис Дж. (2016). Католическая церковь и Советская Россия, 1917-39 . Тейлор и Фрэнсис. стр. VIII. ISBN 9781315408859 .
- ^ Пышкович, преподобный Мануил. «Апостольское преемство» . apostolische-nachaufnahme.de .
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 20.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 74.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 20.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 75.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 75.
- ↑ Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
- ^ Энн Эпплбаум (2003), ГУЛАГ: История , Anchor Books. Страницы 18–20.
- ↑ Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 75.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 75.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , страницы 75-76.
- ^ Энн Эпплбаум (2003), ГУЛАГ: История , Anchor Books. Страница 23.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 77-78.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , страницы 61, 77-80.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , страницы 80-81.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 81.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , страницы 81-82.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 82.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , страницы 82-83.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 83.
- ^ Книга памяти: Биографии католического духовенства и мирян, репрессированных в Советском Союзе - Биография Слуги Божьего отца Петра (Потапия) Емельянова , Университет Нотр-Дам.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 83.
- ^ Книга памяти: Биографии католического духовенства и мирян, репрессированных в Советском Союзе - Биография Слуги Божьего отца Петра (Потапия) Емельянова , Университет Нотр-Дам.
- ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , страницы 83-84.
- ^ Книга памяти: Биографии католического духовенства и мирян, репрессированных в Советском Союзе - Биография Слуги Божьего отца Петра (Потапия) Емельянова , Университет Нотр-Дам.
- ^ Саймон Себаг Монтефиоре (2003), Сталин: Двор Красного царя , Альфред А. Кнопф. Страница 120.
- ^ Книга памяти: Биографии католического духовенства и мирян, репрессированных в Советском Союзе - Биография Слуги Божьего отца Петра (Потапия) Емельянова , Университет Нотр-Дам.
- ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страница 256.
- ↑ Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
- ^ О. Кристофер Цуггер (2001), «Забытые»; Католики в Советской империи от Ленина до Сталина , Издательство Сиракузского университета, страницы 157–169.
- ↑ Новости программы «Католические новомученики России» (16 июня 2002 г.).
- ↑ Католическая церковь в России реорганизует причины мучеников 20-го века , Национальный католический реестр , 7 июня 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- о. Поль Майё, экзарх Леонид Федоров ; Мостостроитель между Римом и Москвой , 1964 год.
- Ирина Осипова, «Спрячь меня в своих ранах»; Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, 2003.
- о. Кристофер Цуггер, «Забытые»; Католики в Советской империи от Ленина до Сталина , Syracuse University Press, 2001.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
- Молитвы о беатификации отца Потапа Емельянова (на английском языке)
- Католические новомученики Российские - Потапий Емельянов (на русском языке)
- Книга памяти: Биографии католического духовенства и мирян, репрессированных в Советском Союзе - Биография Слуги Божьего отца Петра (Потапия) Емельянова (на английском языке), Университет Нотр-Дам
- ЕМЕЛЬЯНОВ Петр (Потапий) Андреевич
- 1884 рождения
- 1936 смертей
- Жители Уфимского района.
- Жители Уфимского уезда.
- Почитаемые христиане 20-го века
- Переходит в восточный католицизм из восточного православия
- Восточно-католические монахи
- Восточно-католические Слуги Божьи
- Бывшие старообрядцы
- Узники ГУЛАГа
- Заключенные Соловецкого лагеря
- Старообрядческое духовенство
- Узники и узники Советского Союза
- Заключенные, умершие в советских заключенных
- Русские греко-католики
- Российские пленные и задержанные
- Советские восточные католики
- Почитаемые католики