Jump to content

Потапий Емельянов

Потапий Емельянов
Слуга Божий
Рожденный 1889  ( 1889 )
Уфимская губерния , Российская империя.
Умер 14 августа 1936 г. (46–47 лет)
Nadvoitsy , Karelian ASSR , Russian SFSR , USSR
Почитается в Римско-католическая церковь , Русская греко-католическая церковь
Праздник 14 августа

Потапий Емельянов (ок. 1889, Уфимская губерния , Российская империя — 14 августа 1936, Надвоицы , Сегежский уезд , Карельская АССР , СССР ) — монашеский священник , или иеромонах , старообрядческой традиции в русском православии , вошедший в Русскую Греко-Католическую Церковь. и общение со Святым Престолом вместе со всем своим приходом в 1918 году.

С 2003 года Потапий, умерший после почти десяти лет принудительных работ в ГУЛАГе , находится под следствием на предмет возможной святости как один из тех, кого о. Кристофер Цуггер назвал их «Страстотерпцами Русского Католического Экзархата ». [ 1 ] Нынешний титул Потапия — Слуга Божий .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Петр Андреевич Емельянов родился в Уфимской губернии крестьянской семье безпоповцев в около 1889 года . Примерно в 1901 году девятилетний Петр и его семья были приняты в Русскую Православную Церковь как единоверцы , или православные старообрядцы, епископом Уфимским и Мензелинским ) Антонием (Храповицким . [ 2 ] [ 3 ]

Когда в 1902 году Кир Антоний был назначен епископом Волынским , он привел с собой молодого Петра Эмильянова. Он был пострижен в Почаевской лавре , монахи которой славятся своим антикатолицизмом , епископом и принял монашеское имя Потапий. Несмотря на то, что брат Потапий был монахом, он был ненадолго призван в Российскую Императорскую Армию , но был освобожден по состоянию здоровья. [ 4 ] и был направлен своим епископом учиться на православное священство в Житомир . [ 5 ]

По словам диакона Василия фон Бурмана, «Во время пастырской учебы в Житомире монах Потапий увлекся писаниями Святых Отцов Церкви и протоколами Вселенских Соборов . Сильнее всего его поразили свидетельства Святых Отцов. поддерживая верховенство римского понтифика. Таким образом, молодой Потапий постепенно овладел идеей воссоединения с Римом... До этого времени Потапий никогда в жизни не встречал ни одного католика, следовательно, о католическом влиянии не могло быть и речи; на него из любого внешнего источника». [ 6 ]

В 1911 году Потапий окончил курс и был рукоположен в сан священника во иеромонаха Почаевской лавры. [ 7 ]

В 1916 году архиепископом Харьковским стал кир Антоний Храповицкий . В марте 1917 года отец Потапий был направлен на временное служение в старообрядческий православный приход этнических русских в Нижней Богдановке под Луганском на территории современной Украины . Русские в селе были переселены туда в 17 веке в качестве форпоста против исламского ханства Крым . [ 8 ]

По словам Павла Парфентьева, «о. Потапий сразу завоевал любовь города. Его прекрасное знание богослужения и прекрасные проповеди привлекали людей из других приходов и даже из других деревень». В ответ прихожане попросили епископа поручить о. Потап к ним навсегда, утверждая, что их постоянный пастор был «праздным и ленивым». Епископ согласился на их просьбу. [ 9 ]

Обращение в католицизм

[ редактировать ]

Будучи талантливым и убедительным проповедником, о. Потапий рассказал прихожанам о жизни римских понтификов , в том числе Льва и Григория Великого , которые также почитаются как святые в Русской Православной Церкви . [ 10 ]

К 1918 году о. Потапий Емельянов убедился, что истинное Православие невозможно обрести иначе, как через Причастие к Святому Престолу , и убедил в той же вере большинство своих прихожан. [ 11 ]

Желая быть официально принятым, о. Потапий поехал в Луганск и встретился с о. Михаил Ягулов, этнический грузин и пастор единственного римско-католического прихода в городе. о. Ягулов принял о. Потапий сердечно просил его передать просьбу о. Антон Квятковский, областной декан Харькова . [ 12 ]

Именно в Харькове о. Потапий узнал, что после Февральской революции 1917 года митрополит Андрей Шептицкий сформировал Экзархат католиков русского обряда и поручил о. Леонид Федоров в роли экзарха . [ 13 ]

После месячного путешествия, в ходе которого пришлось пересечь немецкую и большевистскую линии, о. Потапий Емельянов прибыл в Петроград и встретился с экзархом Леонидом Федоровым , которого застал живущим в римско настоятеле -католической церкви Святой Екатерины на Невском проспекте . [ 14 ] После тщательного расспроса в течение нескольких дней и дания ряда рекомендаций экзарх Федоров 29 июня 1918 г. принял о. Емельянова в храме св. Екатерины, после чего последняя присоединилась к нему в совершении византийского обряда Божественной литургии . [ 15 ]

Прежде чем о. Потапий вернулся в Богановку, экзарх Федоров сообщил ему, что Украина исключена из Русского Католического Экзархата и что его приход поэтому подчиняется митрополиту Андрею Шептицкому. [ 16 ] Экзарх Федоров обещал, однако, вскоре послать о. Глеб Верховский посетит Богдановку от его имени. [ 17 ]

о. Потапий позже писал: «Когда я вернулся в приход с католическим благословением Экзарха, с его поручением и посланием и прочитал его вслух после спетого молебна , то душевной радости и слезам не было предела, потому что послание было наполнено с самой теплой отцовской любовью и увещеванием». [ 18 ]

Когда много лет спустя его спросили, почему он стал католиком, о. Потапий ответил: «Основной принцип моей души — не противопоставлять себя истине». [ 19 ]

Преследование

[ редактировать ]

Емельянов и его прихожане подверглись жестоким преследованиям и преследованиям со стороны немецкой императорской армии , Красной гвардии и Белой армии во время Гражданской войны в России .

Вторая Гетманщина

[ редактировать ]

Во время его отсутствия в Санкт-Петербурге местное православное духовенство пыталось обратить его прихожан обратно в православие. Когда о. Потапий вернулся после того, как эти усилия не увенчались успехом, православные священники подошли к оккупационным войскам Германской императорской армии и обвинили о. Потапий был шпионом советской тайной полиции или ЧКК . В ответ смешанный отряд немецких солдат и солдат народной армии Гетманщины Павла Скоропадского вторгся Украинской в Богдановку с карательной экспедицией и подверг о. Потапа и его прихожан к порке . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]

Гражданская война в России

[ редактировать ]

Богдановка была занята антикоммунистической Добровольческой армией генерала Антона Деникина Когда в сентябре 1919 года , о. Потапий был арестован и заключен под стражу на три месяца. [ 23 ]

Во время заключения в Старобельске белогвардейский Католическая прокурор , считавший, что церковь на Украине «поймана», о. Потапий потребовал от священника отказаться от своей « иезуитской политики». о. Потапий ответил: «Я не провожу никакой земной политики. Я хочу только способствовать распространению знаний о Царстве Иисуса Христа и показать Скалу, на которой оно основано, тем, кто желает войти в него. Если вы решите назвать это иезуитской политикой, , это ваше дело, я бы просто сказал вам, что это повеление Христа-Царя нашего, если бы пришлось страдать и если бы Господь дал мне силы, я бы не только не отказался от этого положения, но согласился бы утвердить его. тысячу раз своей кровью. Это моя цель и то, чему я привержен, и если вы решите называть это политикой, делайте, что хотите». [ 24 ]

Во время своего заключения о. Один только Потапий в последний момент был освобожден от перевода пленных, что означало верную смерть. Все заключенные, участвовавшие в переводе, впоследствии были расстреляны, официально при попытке к бегству. 23 декабря 1919 года Старобельск вновь был занят красногвардейцами , освободившими всех, кто находился в заключении при генерале Деникине. [ 25 ]

В письме, написанном после освобождения одному священнику, о. Потапий вспоминал: «Мое появление там показалось им воскресением из мертвых. Слёзы радости лились неудержимо. Как будто всем, от мала до велика, приходилось прикасаться ко мне, чтобы убедиться, что я действительно жив, так как они уже давно с тех пор, как меня уверили, что меня больше не существует». Далее в том же письме о. Потапий добавил: «Не беспокойтесь, что нас преследуют и мучают; мы твердо стоим на скале Петра ». [ 26 ]

Советские антирелигиозные преследования

[ редактировать ]

О своей работе по оказанию помощи о. Эдмунд А. Уолш в раздаче еды и другой помощи голодающим во время российского голода 1921–1922 годов , о. Потапий позже вспоминал: «В 1922 году в СССР прибыла папская миссия и один из ее представителей находился в Ростове . От него я периодически получал материальную помощь не только деньгами, но и в виде продуктов питания и одежды». [ 27 ]

3 мая 1922 года Наркомат юстиции пожаловал отцу Потапу и его прихожанам храм. В то время старообрядческий греко-католический приход в Нижней Богдановке насчитывал 828 прихожан. [ 28 ]

27 января 1927 года отец Потапий был арестован, и при обыске его дома агенты ГПУ обнаружили письма от [ 29 ] Пи Эжен Невё , А.А. , бывший приходской священник шахтерского городка Макеевка , Украина , который был тайно рукоположен в епископы Мишелем д'Эрбиньи в 1926 году и поставлен в церкви Св. Людовика Французского в качестве тайного апостольского администратора. для Московской области . [ 30 ] [ 31 ] Эти письма были использованы для обвинения отца Потапия в «контрреволюционной деятельности». Раздача отцом Потапием денег, еды и одежды во время голода 1921 года была истолкована как подкуп местных крестьян с целью обращения в католицизм. До своего ареста отец Потапий был последним священником Русской Греко-Католической Церкви, жившим на свободе в СССР. [ 32 ]

Официальное обвинение отцу Потапу было предъявлено 20 августа 1927 года. Помимо якобы подкупа православных крестьян с целью обращения в католицизм, отца Потапия также обвиняли в антисоветской агитации . [ 33 ]

12 сентября 1927 года специальным постановлением Коллегии ОГПУ отец Потапий приговорен к 10 годам ГУЛАГа . [ 34 ] 24 марта 1928 года приговор был ужесточен: «Амнистия по делу Емельянова Потапа Андреевича не допускается». [ 35 ]

В системе ГУЛАГа

[ редактировать ]

И Соловки

[ редактировать ]
Мемориал жертвам политических репрессий в СССР в Санкт-Петербурге , сделанный из валуна, доставленного с Соловецких островов .

23 сентября 1928 г. о. Потапий Емельянов прибыл в Соловецкий лагерь в составе партии заключенных, отправленных из Бутырской тюрьмы в Москве. [ 36 ] В сохранившихся документах из лагеря о. Образование Потапия можно охарактеризовать как «ученик монахов». Его идеологию описывали словами: «По его словам, он не имеет политических взглядов». [ 37 ]

Концлагерь на Соловках, располагавшийся в Белом море за Полярным кругом на островах и зданиях знаменитого средневекового монастыря , с тех пор получил название «Первый лагерь ГУЛАГа » . [ 38 ]

По прибытии отца Потапия держали вместе с другими священниками, среди которых были римско-католические священники , сосвященники Русской Греко-Католической Церкви во главе с Экзархом Леонидом Федоровым , а также священники Сервитов Непорочного Зачатия Грузинской Греко-Католической Церкви во главе с Экзархом. Шио Батманишвили . [ 39 ] По прибытии отца Потапия тепло встретили экзарх Леонид и другие заключенные греко-католики, но он также подружился с заключенными в тюрьму польскими римско-католическими священниками, «для многих из которых он позже стал источником надежды и поддержки». [ 40 ]

По словам диакона Василия фон Бурмана, «В то время, когда лагерь казался духовной пустыней, местом уныния и даже отчаяния, католические священники вели плодотворную жизнь в своем замкнутом кругу... Наблюдая за ними, нельзя было не понять, какую важную роль играла религия в жизни людей, как она вдохновляла их в контексте существования на Соловках, это выступало с особенной ясностью... По воскресеньям и праздникам службы совершались в Германовской часовне, и это было, ибо. вся его нищета, место празднования». [ 41 ]

Однако в ответ на эскалацию дипломатических протестов и огласку религиозных преследований в СССР со стороны Святого Престола , чекистская охрана на Соловках расправилась с заключенными-католиками с удвоенной силой. С 19 января 1929 года было запрещено использование Германовской часовни для богослужений, у заключенных-католиков были конфискованы все религиозные книги и артефакты, а католики Соловец были низведены до того, что Ирина Осипова назвала « катакомбным существованием». [ 42 ]

Остров Анзер

[ редактировать ]
"Russian clergy on Forced Labor" by Ivan Vladimirov .

В начале 1929 года вместе с другими католическими священниками отец Потапий был переведен в исправительный отряд Троицкого монастыря — лагерь для военнопленных, расположенный на близлежащем острове Анзер , где, по словам Анны Эпплбаум , «заключенные работали валкой деревьев без передышек, без перерывов и с небольшими перерывами». еда." Комендант одного из лагерей на острове Анзер, чекист Иван «Ванька» Потапов, регулярно показывал вновь прибывшим в лагерь кучу человеческих рук и ног, отрубленных его заключенными в тщетном стремлении немного отдохнуть. Потапов также хвастался, что своими руками убил более 400 заключенных. [ 43 ]

По словам Ирины Осиповой, "на острове Анзер католическое духовенство размещалось в отдельных бараках, и даже на работе им не разрешалось контактировать с другими осужденными". [ 44 ]

Несмотря на это, отец Потапий и его собратья-священники тайно добыли все необходимое для совершения мессы и продолжали совершать тайное религиозное богослужение. Когда о. Феликса Любчинского, умирающего римско-католического священника, ранее находившегося в селе Кушелевка Гайсинского уезда современной Украины , перевели в лагерный лазарет, отец Потапий, который также находился в лазарете, помог облегчить последние дни своего коллеги. [ 45 ]

о. Донат Новицкий , русский греко-католический священник польского происхождения , позже вспоминал: «К огорчению отца Феликса, его подопечный санитар был намеренно бессердечен, отказывая ему даже в самой элементарной помощи. Отец Потапий, стремясь облегчить, насколько это возможно, тяжелое положение своего бедного больного брата, добился своего перевода в ту же палату и заботился о больном, как мать... Отец Потапий был прекрасным собеседником и рассказчиком . Его беседа немало утешила отца Феликса и отца . облегчив его последние дни, отец Потапий напомнил больному об исповеди, с трогательной заботой, доставившей последнему несколько минут глубокого счастья. После исповеди отец Феликс неоднократно целовал ему руки. долго держал их в себе». [ 46 ]

После того, как о. Смерть Любчинского 17 ноября 1931 г., о. Потапий тут же предложил греко-католическую отпевание, или панихиду , которую знал наизусть. [ 47 ] о. Затем Потапий и его коллеги-католические священники успешно преодолели, казалось бы, невозможные препятствия, чтобы построить гроб и передать о. Феликс Любчинский достойное христианское захоронение в ГУЛАГе. [ 48 ]

Письмо и его последствия

[ редактировать ]

После освобождения из лазарета в декабре 1931 года отец Потапий воссоединился со своими собратьями-священниками на острове Анзер. Однако священники на острове Анзер не только оказывали друг другу моральную и духовную поддержку, но и стремились проинформировать Польский Красный Крест и Министерство иностранных дел Польши об условиях их содержания. [ 49 ]

В начале 1932 года на острове Анзер появилось письмо о. Адольф Филипп успешно добрался до Второй Польской республики и был опубликован в польской прессе. В письме говорилось: «Мы, католические священники и почти все пожилые и больные, часто вынуждены выполнять самую тяжелую работу, например, рыть траншеи для строительства фундамента, таскать большие камни, копать мерзлую землю зимой... Зимой нам иногда приходится находиться на дежурстве по 16 часов в день, без перерыва и без крова... После тяжелой работы нам обязательно требуется длительный период отдыха, но в нашем жилье места на человека иногда сокращается до меньшего размера. чем одна шестнадцатая часть объема воздуха, необходимого человеку для выживания». [ 50 ]

Летом 1932 года отец Потапий был одним из 23 священников, арестованных в рамках расследования и преследования ГПУ «Антисоветской контрреволюционной организации католического и униатского духовенства на острове Анзер». [ 51 ]

Все подсудимые обвинялись в «создании антисоветской группы, которая вела антисоветскую агитацию , тайно совершала мессы и религиозные обряды и поддерживала незаконную связь со свободным рабочим в целях передачи за границу сведений шпионского характера о положение католиков в СССР». [ 52 ]

Во время допроса о. Потапий сказал: «В этом месте я стал еще более убежденным католиком, и ничто не может меня поколебать». [ 53 ]

В результате власти решили наказать отца Потапа полной изоляцией от всех остальных заключенных. [ 54 ]

По окончании следствия в ноябре 1933 года восемь священников, признанных наиболее виновными в письме, были отправлены в ГПУ в Ленинград о. Потапий и все остальные ответчики были переведены на проект Беломорско-Балтийского канала . [ 55 ] [ 56 ] который Саймон Себаг Монтефиоре назвал «227-километровым каналом, начавшимся в декабре 1931 года и завершенным фараонским рабством 170 000 заключенных, из которых около 25 000 умерли за полтора года. Ворошилов Позже похвалил Кирова и Ягоду за их вклад в это дело. преступление." [ 57 ]

Мемориал в Повенце узникам ГУЛАГа , погибшим при строительстве Беломорско-Балтийского канала .

4 августа 1936 г. о. Потапий Емельянов, один из рабов, оставшихся управлять каналом после его завершения, был наконец освобожден из ГУЛАГа и приговорен к внутренней ссылке. Умер 14 августа 1936 года предположительно в Подвоицах . [ 58 ] который о. Поль Майё описал это как «остановку на Мурманской железной дороге». [ 59 ] Павел Парфентьев, бывший постулатор по делу святости, вместо этого называет местом смерти отца Потапия сохранившуюся железнодорожную станцию ​​в Надвоицах , но добавляет, что, если он был похоронен, местонахождение его могилы остается неизвестным. [ 60 ]

Наследие и беатификация

[ редактировать ]

Емельянов пользуется большим почитанием среди российских католиков . В 2003 году позиция по делу беатификации шести из о. Кристофер Цуггер назвал «Страстотерпцами Русского Католического Экзархата»: [ 61 ] Фабиян Абрантович , Анна Абрикосова , Игорь Акулов , Потапий Емельянов, Галина Енткевич и Анджей Цикото ; был представлен Конгрегации Святого Престола по делам святых епископами Католической Церкви в России . [ 62 ]

В июне 2021 года епископы Католической церкви в России объявили в рамках реорганизации текущего расследования, что о. Дело о беатификации Потапа Емельянова отодвинуто на второй план. [ 63 ]

  1. ^ О. Кристофер Цуггер (2001), «Забытые»; Католики в Советской империи от Ленина до Сталина , Издательство Сиракузского университета, страницы 157–169.
  2. ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страницы 160-161.
  3. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 75.
  4. Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
  5. ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страницы 161.
  6. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 70.
  7. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 70.
  8. ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страница 161.
  9. Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
  10. Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
  11. ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страницы 161.
  12. ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страницы 161.
  13. ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страница 161.
  14. Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
  15. ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страница 162.
  16. ^ Константин Саймон, SJ (2009), Про Россию: русская и католическая работа для России , Папский институт Востока , площадь С. Мария Маджоре, 7, 1-00185 Рим. Страница 142
  17. ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страницы 162.
  18. Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
  19. Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
  20. Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
  21. ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страница 162.
  22. ^ Константин Саймон, SJ (2009), Про Россию: русская и католическая работа для России , Папский институт Востока , площадь С. Мария Маджоре, 7, 1-00185 Рим. Страница 142
  23. Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
  24. Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
  25. Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
  26. Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
  27. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 20.
  28. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 72.
  29. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 20.
  30. ^ Данн, Деннис Дж. (2016). Католическая церковь и Советская Россия, 1917-39 . Тейлор и Фрэнсис. стр. VIII. ISBN  9781315408859 .
  31. ^ Пышкович, преподобный Мануил. «Апостольское преемство» . apostolische-nachaufnahme.de .
  32. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 20.
  33. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 74.
  34. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 20.
  35. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 75.
  36. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 75.
  37. Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
  38. ^ Энн Эпплбаум (2003), ГУЛАГ: История , Anchor Books. Страницы 18–20.
  39. Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
  40. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 75.
  41. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 75.
  42. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , страницы 75-76.
  43. ^ Энн Эпплбаум (2003), ГУЛАГ: История , Anchor Books. Страница 23.
  44. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 77-78.
  45. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , страницы 61, 77-80.
  46. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , страницы 80-81.
  47. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 81.
  48. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , страницы 81-82.
  49. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 82.
  50. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , страницы 82-83.
  51. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 83.
  52. ^ Книга памяти: Биографии католического духовенства и мирян, репрессированных в Советском Союзе - Биография Слуги Божьего отца Петра (Потапия) Емельянова , Университет Нотр-Дам.
  53. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , стр. 83.
  54. ^ Книга памяти: Биографии католического духовенства и мирян, репрессированных в Советском Союзе - Биография Слуги Божьего отца Петра (Потапия) Емельянова , Университет Нотр-Дам.
  55. ^ Осипова (2003), Спрячь меня в своих ранах: Преследование католической церкви в СССР , страницы 83-84.
  56. ^ Книга памяти: Биографии католического духовенства и мирян, репрессированных в Советском Союзе - Биография Слуги Божьего отца Петра (Потапия) Емельянова , Университет Нотр-Дам.
  57. ^ Саймон Себаг Монтефиоре (2003), Сталин: Двор Красного царя , Альфред А. Кнопф. Страница 120.
  58. ^ Книга памяти: Биографии католического духовенства и мирян, репрессированных в Советском Союзе - Биография Слуги Божьего отца Петра (Потапия) Емельянова , Университет Нотр-Дам.
  59. ^ Поль Майё, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: первый экзарх Русской католической церкви, строитель мостов между Римом и Москвой , Loreto Publications. Страница 256.
  60. Жизнь и смерть отца Потапия Емельянова (на русском языке) Павла Парфентьева .
  61. ^ О. Кристофер Цуггер (2001), «Забытые»; Католики в Советской империи от Ленина до Сталина , Издательство Сиракузского университета, страницы 157–169.
  62. Новости программы «Католические новомученики России» (16 июня 2002 г.).
  63. Католическая церковь в России реорганизует причины мучеников 20-го века , Национальный католический реестр , 7 июня 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • о. Поль Майё, экзарх Леонид Федоров ; Мостостроитель между Римом и Москвой , 1964 год.
  • Ирина Осипова, «Спрячь меня в своих ранах»; Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, 2003.
  • о. Кристофер Цуггер, «Забытые»; Католики в Советской империи от Ленина до Сталина , Syracuse University Press, 2001.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83165a231ca2c6155317f320262b2392__1717447800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/92/83165a231ca2c6155317f320262b2392.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Potapy Emelianov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)