Церковь Людовика Французского (Москва)
Церковь Святого Людовика Французского | |
---|---|
Russian: Храм Святого Людовика Французского | |
Французский: Церковь Сен-Луи-де-Франсэ. | |
![]() | |
![]() | |
Расположение | Москва , Малая Лубянка, 2А |
Страна | ![]() |
Номинал | Костел |
История | |
Статус | Активный |
Основан | 1827 |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Алессандро Джиларди, Доменико Джиларди |
Стиль | стиль ампир |
Годы постройки | 1830 |
Новаторский | 1827 |
Администрация | |
епархия | Римско-католическая архиепархия Москвы |
Церковь Святого Людовика Французского [ 1 ] ( Russian : Храм Святого Людовика Французского ) is a Roman Catholic church [ 2 ] в Москве , построен в 1790–91. Расположен в районе Лубянки , в центре города. [ 3 ] Церковь была основана и принадлежит одноименному французскому приходу. Один из трех действующих католических храмов Москвы, наряду с собором Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии и церковью Святой Ольги .
Мессы в церкви служатся на русском , французском , английском , итальянском и вьетнамском языках . При церкви действует воскресная школа и скаутское движение ( Федерация скаутов Европы ).
История
[ редактировать ]17 и 18 веков
[ редактировать ]В 1627 году посол французского короля Людовика XIII Луи де Ги пытался добиться от властей разрешения на строительство церкви для французских купцов в Немецком квартале . [ 1 ] Но католикам долгое время было запрещено иметь в Москве собственные храмы и духовенство. Первая деревянная католическая церковь появилась лишь в 1688 году; [ 1 ] стали и французы его прихожанами . До того как у французов появилась своя церковь в Москве, они были прихожанами старейшего католического храма Москвы — церкви Святых апостолов Петра и Павла , но к концу XVIII века эта церковь стала слишком мала для растущей католической общины. проповеди в нем обычно читались на немецком и польском языках , в связи с этим французы намеревались основать отдельный приход. [ 4 ]
31 декабря 1786 года был подписан «Трактат между Россией и Францией о дружбе, торговле и мореплавании», из которого следовало, что «французским подданным в России предоставляется полная свобода веры». В связи с этим в августе 1789 года инициативная группа, в которую вошли видные французские семьи, вице-консул и священники, разослала приглашение всем московским французам на общее собрание. После встречи московские французы в том же году подали прошение о разрешении построить отдельный католический храм. Просьбу соотечественников поддержал французский консул в Москве Пьер Мартен, однако решение этого вопроса затянулось на несколько лет. Первым священником выделенного прихода стал аббат Пем де Матиньикур из округа Шалон-сюр-Марн во Франции. 10 марта 1790 года в доме вице-консула де Боссе была освящена часовня. [ 5 ]
После получения одобрения императрицы Екатерины II и разрешения московских властей у г-на Протасьева был куплен участок между улицей Малая Лубянка и Милютинским переулком , на котором была построена небольшая деревянная французская церковь, освящение которой во имя преподобного Святого короля Франции Людовика IX , состоялась 30 марта 1791 года. Эта небольшая церковь дала начало будущей французской общине, получившей большое развитие. Московские французы установили связи друг с другом, а французские священники пользовались успехом среди русской аристократии как воспитатели детей русского дворянства. В 1792 году архиепископ Станислав Богуш Сестрженцевич приказал следующее разделение на два католических прихода: все подданные Французского королевства переходят в новый (Сент-Луис), люди из других стран, где говорят по-французски, могут один раз выбрать один из двух приходов и ибо все остальные католики — остаются в старом приходе (Петро-Павловский). [ 6 ]

В начале 1793 года в Россию пришло известие о казни Людовика XVI , и при дворе был объявлен траур. Указами императрицы Екатерины II было приостановлено действие заключенного договора 1786 года, изменен статус Французской церкви, которой отныне запрещалось называться французской, присоединение к приходу и разделение паствы по национальному признаку. линии были остановлены, настоятель церкви св. Людовика был обязан подчиниться настоятелю церкви св. Петра и Павла , и проповеди должны были читаться в обеих церквях также на немецком языке. В том же году из России был выслан первый настоятель церкви Святого Людовика Пем де Матинькур. [ 7 ]
19 век
[ редактировать ]
15 февраля 1812 года по распоряжению архиепископа Станислава Сестренцевича московские приходы были вновь четко разграничены: французский приход Сен-Луи должен был принадлежать всем рожденным на территории Французской империи и выходцам из нее, языковой фактор не учитывалось, остальные католики в Москве должны были принадлежать к Петропавловской церкви, аббату которой запрещалось вмешиваться в дела французской церкви. [ 8 ]
Во время московского пожара (1812 г.) церковь не пострадала. Благодаря взносам прихожан и кредиту в 50 тысяч рублей ассигнациями, выпущенным российским правительством на льготных условиях, в 1827 году началось строительство каменной церкви по проекту архитектора Доменико Джиларди . [ 9 ] и завершено в 1830 году. [ 10 ] Однако освящение состоялось только 17 июня 1849 года, о чем напоминает мраморная доска с надписью на латыни в алтарной части церкви.
При церкви Святого Людовика действовал ряд учебных заведений. Благодаря помощи меценатов слева от храма на Малой Лубянке был построен приют святой Доротеи, для которого в 1885 году было построено отдельное здание. В 1861 году было создано мужское реальное училище святого Филиппа Нери, а в 1888 году на пожертвование княгини Любомирской в размере 30 тысяч рублей было создано женское училище святого Филиппа. Екатерины, которая в 1899 году получила статус гимназии . В 1898 году обе школы располагались в доме из красного кирпича по проекту архитектора О. Ф. Дидио в Милютинском переулке. Приходу также принадлежала часовня Св. Марии Магдалины на Немецком кладбище . [ 4 ]
20 век
[ редактировать ]К 1917 году число прихожан насчитывало 2700 человек. После революции 1917 года для храма наступили тяжелые времена. В связи с « Декретом об отделении церкви от государства » СНК РСФСР от 23 января 1918 года церковное имущество было национализировано , неоднократно проводились обыски и разрушался храм, а учебные заведения при церкви прекратила свое существование к 1919 году. Начался массовый исход французов из Москвы; в 1921 году настоятель церкви Жан-Мари Видаль был вынужден покинуть страну. До 1926 года французский приход окормлял Петр Зелинский , настоятель храма Святых Апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке. В 1926 году епископ Мишель д'Эрбиньи тайно от советской власти рукоположил в епископа в церкви Святого Людовика Успенского П. Э. Неве и еще двух священников — Александра Фрисона и Болеслава Слосканса . Д'Эрбиньи было приказано покинуть территорию СССР , что он и сделал в сентябре того же года. Вскоре тайна была раскрыта и были предприняты попытки высылки епископа Неве, однако после протестов французского посольства его оставили в стране, но в 1936 году его не пустили в СССР после курса лечения во Франции. Большинство активных прихожан были репрессированы.
После закрытия двух московских католических храмов — Петра и Павла (1933 г.) и Непорочного зачатия (1938 г.) церковь Святого Людовика осталась единственным открытым католическим храмом в Москве. Наряду с церковью Лурдской Богоматери в Ленинграде , где служил французский священник Мишель Флоран, она стала одним из двух действующих католических храмов в РСФСР. Американский священник-ассумпционист и посольства США капеллан Леопольд Браун , служивший в церкви с 1934 года, остался единственным католическим священником после ухода епископа Неве. Он находился в Москве все годы Великой Отечественной войны и докладывал Ватикану о положении дел Церкви в СССР, а в конце 1945 года покинул страну, передав приход к приезду Георгия Антония. Лаберж, американский священник французского происхождения, его коллега-ассумпционистский священник.

С начала 1990-х годов в жизни храма начался новый период. 13 апреля 1991 года Папа Иоанн Павел II объявил о создании Апостольской администрации для католиков латинского обряда в европейской части России . торжественная интродукция апостольского администратора архиепископа Тадеуша Кондрусевича 28 мая того же года в костеле Святого Людовика состоялась . В 1990-е годы была проведена масштабная реконструкция внутреннего убранства храма.
21 век
[ редактировать ]В июне–октябре 2017 года в храме были проведены работы по замене крыши и восстановлению фасадов. [ 11 ] В мае–октябре 2018 года были проведены масштабные работы по восстановлению внутреннего убранства храмов. [ 12 ]
В настоящее время, в связи с тем, что третий исторический католический храм в Москве - храм Святых апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке так и не был возвращен Церкви, в Людовском храме проходят службы как приход Святого Людовика. (в основном франко- и англоязычные) и приход Святых Апостолов Петра и Павла (в основном русскоязычные).
Церковь Святого Людовика Французского является символом католицизма в России, свободы и религиозной толерантности. Его посетил генерал де Голль в 1944 году и 3 декабря 1964 года, а также Конрад Аденауэр , Лех Валенса и Жак Ширак , а также другие политические и религиозные деятели.
Архитектура
[ редактировать ]

Церковь Святого Людовика построена в стиле позднего ампира и представляет собой трехнефную базилику с полукруглой апсидой , высоким центральным нефом с полукруглым сводом и нижними боковыми нефами. Главный фасад украшен шестиколонным портиком , увенчанным треугольным фронтоном , по обеим сторонам которого расположены невысокие колокольни.
Над главным алтарем находится живописное изображение Преображения Господня . На алтаре левого нефа в центре находится статуя святого Людовика , слева от него — статуя святого Бернара Клервоского , справа — святого Франциска Сальвоского . Чуть правее, на отдельном постаменте, находится статуя святого Антония Падуанского . Также в алтаре левого нефа находятся небольшие статуи святых покровительниц Франции : святой Жанны Д'Арк и святой Терезы Лизье .
В правом алтаре находилась статуя Пресвятой Девы Марии , Королевы Розария , которая позже была заменена статуей Пресвятой Девы Марии Лурдской . Однако надпись на французском языке над статуей гласит: «Царица Святого Розария, молись о нас». После советского периода сохранился только один старинный витраж с изображением святого Иосифа, расположенный в правой части храма. [ 13 ]
Личности
[ редактировать ]
Аббаты
[ редактировать ]- 1789—1793 Песме де Матиньикур
- 1793 — 1802 Гойе
- 1802 — 1805 Он был
- 1805—1807 Марион
- 1807 — 1812 Адриен Сюррюг
- 1812 — 1828 Антуан де Малерб
- 1828 — 1832 Мишель Герье
- 1832 — 1835 Николя Ангерран
- 1835 — 1837 Сибо
- 1837–1839 Вуаньо
- 1839 — 1846 Отран
- 1846—1865 Куде
- 1865 — 1883 Amable Bezo
- 1883—1884 Медерик де Коньяк
- 1884 — 1900 Леон Вивьен
- 1901—1911 Альбер Либерсье
- 1911 — 1913 Эжен Бертло
- 1913—1921 Жан-Мари Видаль
- 1921—1926 Петр Петрович Зелинский .
- 1926—1936 епископ Пье Эжен Невё .
- 1936—1945 Леопольд Браун
- 1945–1947 Джордж Энтони Лаберж
- 1947—1949 Жан де Мата Тома
- 1949 — 1967 Иосиф Бутурович, Станислав Роговский, Витольд Броницкий, Михаил Тарвидис
- 1967— 1990 Станислав Мажейка
- 1990 — 1991 Франсис Рачюнас
- 1991 Энтони Гей
- 1991–2008 Бернар Ле Ленек
- 2008 — 2013 Эдриен Массон
- since 2013 Vyacheslav Gorokhov
Известные прихожане
[ редактировать ]- Александр Гедике , органист и педагог, Народный артист РСФСР ;
- Эрнест Бо был крещен викарием этой церкви, священником Медриком де Коньяком, 5 декабря 1882 года.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с ВЛАДИСЛАВ С. РЖЕУЦКИЙ (октябрь – декабрь 2000 г.). «ФРАНЦУЗСКАЯ КОЛОНИЯ И МОСКОВСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КОНЦЕ XVIII ВЕКА» . Русское Cahiers du Monde . 41 (4): 615–628. дои : 10.4000/monderusse.61 .
- ^ Пуссу, Жан-Пьер (1 января 2004 г.). Французское влияние в России в XVIII веке (на французском языке). Прессует Париж Сорбонну. ISBN 9782720403927 .
- ^ Мюльштейн, Анка (6 сентября 2007 г.). Наполеон в Москве (на французском языке). Одиль Джейкоб. ISBN 9782738119896 .
- ^ Jump up to: а б Пономарёв 1999 .
- ^ Ржеуцкий 2000 , p. 2.
- ^ Ржеуцкий 2000 , p. 4.
- ^ Ржеуцкий 2000 , p. 5, 7.
- ^ Ржеуцкий 2000 , p. 12 - 13.
- ↑ Проект церкви Людовика Французского в Москве, 1827-1830 гг . Контур
- ^ Эта дата указана на мемориальной доске на фасаде церкви.
- ^ "Реставрационные работы" . Приход св. Людовика в Москве. 4 July 2017 . Retrieved 2017-12-04 .
- ^ Пресс-релиз Департамента Культурного наследия г. Москвы от 28.04.2018
- ^ "Храм св. Людовика Французского в Москве" . peterpaul.msk.ru . Retrieved 2019-11-11 .
Литература
[ редактировать ]- Андреев А. Н., д.и.н. (2017). "Московская римско-католическая община в конце XVII в.: формирование, состав и конфессиональная жизнь" . Вестник ЮУрГУ . Социально-гуманитарные науки (17): 6–16. Archived from the original on 7 December 2017.
- Аскинов, Софи (2012). Московские французы в 1812 году. От московского пожара до Березины . Москва: Братонеж. ISBN 978-5-4579-7976-5 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - "В тени Лубянки…" О судьбах настоятелей церкви Святого Людовика Французского в Москве: воспоминания Леопольда Брауна и обзор материалов следственных дел . Мoscow: Братонеж. 2012. ISBN 978-5-7873-0691-0 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - Крысов, А. Г. (1999). "Страницы истории храма св. Людовика в 1917-1992 гг". Альманах российских католиков «Покров» (1). Мoscow: Stella Aeterna: 15–52.
- Пономарёв, В. П. (1999). "Церковь Святого Людовика Французского в Москве в 1789-1917 гг". Альманах российских католиков «Покров» (1). Мoscow: Stella Aeterna.
- Ржеуцкий, В. С. (2000). "Французское землячество и Католическая церковь в Москве в конце XVIII в." Cahiers du Monde russe (41/4): 615–628.
- Беглов, А.; Фадеев, И. (2021). "Судьба католического храма св. Людовика в Москве в освещении американского ассумпциониста" . Электронный научно-образовательный журнал «История» . 12 (8 (106)).