Jump to content

Уирапуру (Вилла-Лобос)

Уирапуру
Зачарованная птица
Эйтор Вилла-Лобос
Эйтор Вилла-Лобос
Английский (субтитры) Очарованная маленькая птичка
Каталог В 133
Составленный 1917 ( 1917 ) — 1934 ( 1934 ) : Рио-де-Жанейро.
Преданность Серж Лифарь
Опубликовано 1948 ( 1948 ) : Нью-Йорк
Издатель Ассоциированные музыкальные издатели
Продолжительность 20 минут.
Движения 1
Подсчет очков Оркестр
Премьера
Дата 25 мая 1935 г. ( 1935-05-25 ) :
Расположение Театр Колон , Буэнос-Айрес
Дирижер Эйтор Вилла-Лобос
Исполнители Мишель Боровский, Дора дель Гранде, оркестр и кордебалет театра Колон

«Уирапуру» (с подзаголовком «O passarinho encantado », «Очарованная маленькая птичка») — симфоническая поэма или балет бразильского композитора Эйтора Вилья-Лобоса , начатая как переработка более раннего произведения в 1917 году и завершенная в 1934 году. Запись, проведенная композитором длится 20 минут 33 секунды.

Уирапуру возник как пятнадцатиминутная симфоническая поэма под названием Tédio de alvorada (Скука на рассвете), написанная в Рио-де-Жанейро в 1916 году и впервые исполненная там на концерте, спонсируемом Associação Brasileira de Imprensa [ pt ] в пользу журналистов-пенсионеров. в Муниципальном театре 15 мая 1918 года оркестром из 85 учителей музыки под управлением Сориано. Роберт. Вилла-Лобос значительно переработала и расширила эту композицию в партитуру, получившую новое название «Уирапуру» , начиная с 1917 года. Однако только после того, как Серж Лифарь и его ансамбль станцевали балеты «Юрупари» (на музыку «Чороса № 10 ») и «Амазонас» в 1934 году, Вилья-Лобос -Лобос завершил Уирапуру и посвятил партитуру Лифарю. Однако в итоге Лифарь не участвовал в премьере балета. Недавно законченная партитура была впервые исполнена на аргентинском Día de la Revolución de Mayo 25 мая 1935 года как балет в постановке Рикардо Неманова и сценографии Эктора Бальсадуа [ es ] в Театре Колон. в Буэнос-Айресе. Поводом стал гала-концерт в честь президента Бразилии Жетулиу Варгаса во время визита в Аргентину на Пятую Панамериканскую коммерческую конференцию, которая началась на следующий день. Балет по этому случаю танцевали Мишель Боровский и Дора дель Гранде с оркестром и кордебалетом театра Колон под управлением композитора. Первое концертное исполнение симфонической поэмы состоялось несколько месяцев спустя, 6 ноября 1935 года, в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро под управлением Симфонического оркестра муниципального театра под управлением композитора. Уирапуру также был включен в программу последнего концерта Вилья-Лобоса 12 июля 1959 года на музыкальном фестивале Empire State в Нью-Йорке. [ 1 ]

Гала-концерт 1935 года в Театре Колон, возможно, тот, на котором Уирапуру. состоялась премьера

На титульном листе рукописи с автографом написано: «Уирапуру / (Очарованная птица) / Бразильский балет»// «Х. Вилла-Лобос / Рио, 1917» // «Серж Лифарь» // «(Le petit oiseau enchanté)», [ 2 ] но на последней странице имеется надпись «Фим, Рио, 1917, реформадо в 1934 году». [ 3 ] Дата завершения 1917 года, также указанная в официальном каталоге произведений, маловероятна ввиду двух фактов: последующей премьеры «Тедио де Альворада» в 1918 году и того факта, что новая партитура была впервые исполнена только 18 лет спустя, в 1935 году. Было высказано предположение, что композитор указал более раннюю дату, чтобы не думать о том, что он находится под влиянием Игоря Стравинского, с музыкой которого он познакомился из первых рук только во время своего первого визита в Европу. 1923 год. [ 4 ]

С другой стороны, страница эскиза более ранней композиции, почти наверняка датируемая 1916 годом, включает наброски материала, включенного в Уирапуру только позже , в частности, октатоническую «красивую индийскую тему», что позволяет предположить, что такой масштаб действительно был уже знаком Вилла- Лобос до своего первого знакомства с музыкой Стравинского. [ 5 ]

Инструментарий

[ редактировать ]
Скрипка

Уирапуру написан для оркестра, состоящего из: пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, саксофон-сопрано, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, перкуссия (там-там, трубчатые колокольчики, реко -реко) , кокос, флор-том, тамборим , тарелки, большой барабан, ксилофон, челеста, глокеншпиль), 2 арфы, фортепиано , скрипка и струнные.

Уирапуру

«Уирапуру» — это имя, происходящее от языка тупи и применяемое к различным членам семейства птиц Pipridae, обитающим в Бразилии. Птица, песню которой Вилла-Лобос использовала в качестве композиционной темы, - это Cyphorhinus arada , уирапуру-вердадейро или крапивник-музыкант, также известный как крапивник-орган или крапивник-кадриль, птица с удивительным разнообразием песенных узоров. Вилла-Лобос, вероятно, основал свою тему уирапуру на транскрипции, сделанной во время экспедиции в 1849–1850 годах британским ботаником Ричардом Спрусом и опубликованной в 1908 году. [ 6 ]

Работа распадается на две большие части (р. 1–134 и 134–382), что предполагает бинарную форму (особенно с повторением всего раздела А), но форма создается кумулятивно из последовательности пятнадцати тематически основанных более мелких разделов ( четыре в первой части и одиннадцать во второй) в нефункциональном гармоническом контексте. [ 7 ]

  • Анон. 1935. «Геи в Буэнос-Айресе в гостях у Варгаса». Нью-Йорк Таймс (22 мая): 10.
  • Беаг, Жерар . 1994. Вилла-Лобос: В поисках музыкальной души Бразилии . Остин: Институт латиноамериканских исследований Техасского университета в Остине, 1994. ISBN   0-292-70823-8 .
  • ДеВото, Марк. 1995. «Стратегический наполовину уменьшенный септаккорд и символический тристановый аккорд: обзор от Бетховена до Берга». Международный журнал музыковедения 4 (Подношение на день рождения Джорджа Перла ): 139–53.
  • Дулиттл, Эмили и Хенрик Брамм. 2012. «O Canto do Uirapuru: Интервалы и закономерности согласных в песне музыканта Рена». Журнал междисциплинарных музыкальных исследований 6, вып. 1 (Весна): 55–85.
  • Лаго, Маноэль Аранья Корреа до. 2015. «Вилла-Лобос в 1930-е и 1940-е годы: транскрипции и незавершенная работа». Бразильский музыкальный журнал 28, вып. 1 (январь – июнь): 87–106.
  • Перчинка, Лиза М. 1991. Вилла-Лобос: Музыка: анализ его стиля , перевод Стефана де Хаана. Лондон: Кан и Аверилл; Уайт-Плейнс, Нью-Йорк: Pro/Am Music Resources Inc. ISBN   1-871082-15-3 (Кан и Аверилл); ISBN   0-912483-36-9 .
  • Саллес, Пауло де Тарсо. 2005. « Тедио де Альварада и Уирапуру : сравнительное исследование двух партитур Эйтора Вилья-Лобоса». Бразилиана , нет. 20 (май): 2–9.
  • Саллес, Пауло де Тарсо. 2009. Вилла-Лобос: композиционные процессы . Кампинас, СП: Editora da Unicamp. ISBN   978-85-268-0853-9 .
  • Сантос, Даниэль Занелла дос. 2014. « Голос заколдованной птицы: соображения по поводу использования лейтмотива в Уирапуру (1917) Эйтора Вилья-Лобоса ». Art Music Review , вып. 27 (декабрь). ISSN   2317-6059 .
  • Сантос, Даниэль Занелла дос. 2015. «Повествование и темы в Уирапуру (1917) Эйтора Вилла-Лобоса». - сказал ММ. Флорианополис: Государственный университет Санта-Катарины.
  • Спрус, Ричард. 1908. Записки ботаника об Амазонке и Андах: записи путешествий по Амазонке и ее притокам, Тромбетам, Риу-Негро, Уаупесу, Касикьяри, Пачимони, Уальаге и Пастасе; а также о водопадах Ориноко, вдоль восточной стороны Анд Перу и Эквадора и берегов Тихого океана, в течение 1849–1864 годов , отредактировано и сокращено Альфредом Расселом Уоллесом. 2 тома. Лондон: MacMillan and Co., Limited.
  • Тарасти, Ээро. 1995. Эйтор Вилла-Лобос: Жизнь и творчество . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company.
  • Вилла-Лобос, Эйтор. 1972. «Уирапуру». В Вилла-Лобос, его работа , второе издание, 245. Рио-де-Жанейро: MEC/DAC/Museu Villa-Lobos.
  • Вилла-Лобос, его работы . 2009. Версия 1.0. MinC / IBRAM и музей Вилла-Лобос. По третьему изданию 1989 года.
  • Вольпе, Мария Алиса. 2001. «Индианизм и пейзаж в эпоху прогресса Бразилии: художественная музыка от Карлоса Гомеша до Вилья-Лобоса, 1870–1930-е годы». Кандидатская дисс. Остин: Техасский университет в Остине.
  • Вольпе, Мария Алиса. 2009. «Вилла-Лобос и райское воображение Уирапуру ». Бразилиана: Ежеквартальный журнал Бразильской музыкальной академии , № 29 (август): 31–36.
  • Вольпе, Мария Алиса. 2011. «Рукопись P38.1.1 и «практическая таблица» Вилла-Лобоса». Бразильский музыкальный журнал 24, вып. 2 (июль – декабрь): 299–309.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 42e2f4e14108386d02e0f49ef569896a__1615849800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/6a/42e2f4e14108386d02e0f49ef569896a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Uirapuru (Villa-Lobos) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)