Уирапуру (Вилла-Лобос)
Уирапуру | |
---|---|
Зачарованная птица | |
Эйтор Вилла-Лобос | |
![]() Эйтор Вилла-Лобос | |
Английский | (субтитры) Очарованная маленькая птичка |
Каталог | В 133 |
Составленный | 1917 Рио-де-Жанейро. — 1934 : |
Преданность | Серж Лифарь |
Опубликовано | 1948 Нью-Йорк : |
Издатель | Ассоциированные музыкальные издатели |
Продолжительность | 20 минут. |
Движения | 1 |
Подсчет очков | Оркестр |
Премьера | |
Дата | 25 мая 1935 г. : |
Расположение | Театр Колон , Буэнос-Айрес |
Дирижер | Эйтор Вилла-Лобос |
Исполнители | Мишель Боровский, Дора дель Гранде, оркестр и кордебалет театра Колон |
«Уирапуру» (с подзаголовком «O passarinho encantado », «Очарованная маленькая птичка») — симфоническая поэма или балет бразильского композитора Эйтора Вилья-Лобоса , начатая как переработка более раннего произведения в 1917 году и завершенная в 1934 году. Запись, проведенная композитором длится 20 минут 33 секунды.
История
[ редактировать ]Уирапуру возник как пятнадцатиминутная симфоническая поэма под названием Tédio de alvorada (Скука на рассвете), написанная в Рио-де-Жанейро в 1916 году и впервые исполненная там на концерте, спонсируемом Associação Brasileira de Imprensa в пользу журналистов-пенсионеров. в Муниципальном театре 15 мая 1918 года оркестром из 85 учителей музыки под управлением Сориано. Роберт. Вилла-Лобос значительно переработала и расширила эту композицию в партитуру, получившую новое название «Уирапуру» , начиная с 1917 года. Однако только после того, как Серж Лифарь и его ансамбль станцевали балеты «Юрупари» (на музыку «Чороса № 10 ») и «Амазонас» в 1934 году, Вилья-Лобос -Лобос завершил Уирапуру и посвятил партитуру Лифарю. Однако в итоге Лифарь не участвовал в премьере балета. Недавно законченная партитура была впервые исполнена на аргентинском Día de la Revolución de Mayo 25 мая 1935 года как балет в постановке Рикардо Неманова и сценографии Эктора Бальсадуа в Театре Колон. в Буэнос-Айресе. Поводом стал гала-концерт в честь президента Бразилии Жетулиу Варгаса во время визита в Аргентину на Пятую Панамериканскую коммерческую конференцию, которая началась на следующий день. Балет по этому случаю танцевали Мишель Боровский и Дора дель Гранде с оркестром и кордебалетом театра Колон под управлением композитора. Первое концертное исполнение симфонической поэмы состоялось несколько месяцев спустя, 6 ноября 1935 года, в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро под управлением Симфонического оркестра муниципального театра под управлением композитора. Уирапуру также был включен в программу последнего концерта Вилья-Лобоса 12 июля 1959 года на музыкальном фестивале Empire State в Нью-Йорке. [ 1 ]

На титульном листе рукописи с автографом написано: «Уирапуру / (Очарованная птица) / Бразильский балет»// «Х. Вилла-Лобос / Рио, 1917» // «Серж Лифарь» // «(Le petit oiseau enchanté)», [ 2 ] но на последней странице имеется надпись «Фим, Рио, 1917, реформадо в 1934 году». [ 3 ] Дата завершения 1917 года, также указанная в официальном каталоге произведений, маловероятна ввиду двух фактов: последующей премьеры «Тедио де Альворада» в 1918 году и того факта, что новая партитура была впервые исполнена только 18 лет спустя, в 1935 году. Было высказано предположение, что композитор указал более раннюю дату, чтобы не думать о том, что он находится под влиянием Игоря Стравинского, с музыкой которого он познакомился из первых рук только во время своего первого визита в Европу. 1923 год. [ 4 ]
С другой стороны, страница эскиза более ранней композиции, почти наверняка датируемая 1916 годом, включает наброски материала, включенного в Уирапуру только позже , в частности, октатоническую «красивую индийскую тему», что позволяет предположить, что такой масштаб действительно был уже знаком Вилла- Лобос до своего первого знакомства с музыкой Стравинского. [ 5 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Уирапуру написан для оркестра, состоящего из: пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, саксофон-сопрано, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, перкуссия (там-там, трубчатые колокольчики, реко -реко) , кокос, флор-том, тамборим , тарелки, большой барабан, ксилофон, челеста, глокеншпиль), 2 арфы, фортепиано , скрипка и струнные.
Анализ
[ редактировать ]
«Уирапуру» — это имя, происходящее от языка тупи и применяемое к различным членам семейства птиц Pipridae, обитающим в Бразилии. Птица, песню которой Вилла-Лобос использовала в качестве композиционной темы, - это Cyphorhinus arada , уирапуру-вердадейро или крапивник-музыкант, также известный как крапивник-орган или крапивник-кадриль, птица с удивительным разнообразием песенных узоров. Вилла-Лобос, вероятно, основал свою тему уирапуру на транскрипции, сделанной во время экспедиции в 1849–1850 годах британским ботаником Ричардом Спрусом и опубликованной в 1908 году. [ 6 ]
Работа распадается на две большие части (р. 1–134 и 134–382), что предполагает бинарную форму (особенно с повторением всего раздела А), но форма создается кумулятивно из последовательности пятнадцати тематически основанных более мелких разделов ( четыре в первой части и одиннадцать во второй) в нефункциональном гармоническом контексте. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Анон. 1935. «Геи в Буэнос-Айресе в гостях у Варгаса». Нью-Йорк Таймс (22 мая): 10.
- Беаг, Жерар . 1994. Вилла-Лобос: В поисках музыкальной души Бразилии . Остин: Институт латиноамериканских исследований Техасского университета в Остине, 1994. ISBN 0-292-70823-8 .
- ДеВото, Марк. 1995. «Стратегический наполовину уменьшенный септаккорд и символический тристановый аккорд: обзор от Бетховена до Берга». Международный журнал музыковедения 4 (Подношение на день рождения Джорджа Перла ): 139–53.
- Дулиттл, Эмили и Хенрик Брамм. 2012. «O Canto do Uirapuru: Интервалы и закономерности согласных в песне музыканта Рена». Журнал междисциплинарных музыкальных исследований 6, вып. 1 (Весна): 55–85.
- Лаго, Маноэль Аранья Корреа до. 2015. «Вилла-Лобос в 1930-е и 1940-е годы: транскрипции и незавершенная работа». Бразильский музыкальный журнал 28, вып. 1 (январь – июнь): 87–106.
- Перчинка, Лиза М. 1991. Вилла-Лобос: Музыка: анализ его стиля , перевод Стефана де Хаана. Лондон: Кан и Аверилл; Уайт-Плейнс, Нью-Йорк: Pro/Am Music Resources Inc. ISBN 1-871082-15-3 (Кан и Аверилл); ISBN 0-912483-36-9 .
- Саллес, Пауло де Тарсо. 2005. « Тедио де Альварада и Уирапуру : сравнительное исследование двух партитур Эйтора Вилья-Лобоса». Бразилиана , нет. 20 (май): 2–9.
- Саллес, Пауло де Тарсо. 2009. Вилла-Лобос: композиционные процессы . Кампинас, СП: Editora da Unicamp. ISBN 978-85-268-0853-9 .
- Сантос, Даниэль Занелла дос. 2014. « Голос заколдованной птицы: соображения по поводу использования лейтмотива в Уирапуру (1917) Эйтора Вилья-Лобоса ». Art Music Review , вып. 27 (декабрь). ISSN 2317-6059 .
- Сантос, Даниэль Занелла дос. 2015. «Повествование и темы в Уирапуру (1917) Эйтора Вилла-Лобоса». - сказал ММ. Флорианополис: Государственный университет Санта-Катарины.
- Спрус, Ричард. 1908. Записки ботаника об Амазонке и Андах: записи путешествий по Амазонке и ее притокам, Тромбетам, Риу-Негро, Уаупесу, Касикьяри, Пачимони, Уальаге и Пастасе; а также о водопадах Ориноко, вдоль восточной стороны Анд Перу и Эквадора и берегов Тихого океана, в течение 1849–1864 годов , отредактировано и сокращено Альфредом Расселом Уоллесом. 2 тома. Лондон: MacMillan and Co., Limited.
- Тарасти, Ээро. 1995. Эйтор Вилла-Лобос: Жизнь и творчество . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company.
- Вилла-Лобос, Эйтор. 1972. «Уирапуру». В Вилла-Лобос, его работа , второе издание, 245. Рио-де-Жанейро: MEC/DAC/Museu Villa-Lobos.
- Вилла-Лобос, его работы . 2009. Версия 1.0. MinC / IBRAM и музей Вилла-Лобос. По третьему изданию 1989 года.
- Вольпе, Мария Алиса. 2001. «Индианизм и пейзаж в эпоху прогресса Бразилии: художественная музыка от Карлоса Гомеша до Вилья-Лобоса, 1870–1930-е годы». Кандидатская дисс. Остин: Техасский университет в Остине.
- Вольпе, Мария Алиса. 2009. «Вилла-Лобос и райское воображение Уирапуру ». Бразилиана: Ежеквартальный журнал Бразильской музыкальной академии , № 29 (август): 31–36.
- Вольпе, Мария Алиса. 2011. «Рукопись P38.1.1 и «практическая таблица» Вилла-Лобоса». Бразильский музыкальный журнал 24, вып. 2 (июль – декабрь): 299–309.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перчинка 1991 , с. 85; Вилла-Лобос, его работа 2009 , стр. 38–9.
- ^ Фокс 2001 , с. 129
- ^ Лаго 2015 , с. 91н16.
- ^ Холлы 2005 , стр. 2–3.
- ^ Вольпе 2011 , стр. 300–1.
- ^ Вольпе 2001 , стр. 305–6.
- ^ Вольпе 2001 , стр. 316–8.