Фортепианный концерт № 4 (Вилла-Лобос)
Фортепианный концерт № 4 | |
---|---|
Концерт Эйтора Вилла-Лобоса | |
![]() Эйтор Вилла-Лобос | |
Каталог | W505 |
Составленный | 1952 Рио-де-Жанейро, Париж, Нью-Йорк. : |
Преданность | Бернардо Сигалл |
Опубликовано | 1979 Париж (редакция для двух фортепиано) : |
Издатель | Макс Эшиг |
Записано | 1970 Жилберто Тинетти , фортепиано; Национальный оркестр Франции ( ОРТФ ) под управлением Жана Фурне . (выпущен в 2013 году на компакт-диске Homage to Gilberto Tinetti II , LAMI 014). |
Продолжительность | 27 минут |
Движения | 4 |
Подсчет очков |
|
Премьера | |
Дата | 9 января 1953 г. : |
Расположение | Сирийская мечеть , Питтсбург |
Дирижер | Эйтор Вилла-Лобос |
Исполнители | Бернардо Сегал, фортепиано; Питтсбургский симфонический оркестр |
Фортепианный концерт № 4 , W505 — произведение для фортепиано с оркестром бразильского композитора Эйтора Вилья-Лобоса , написанное в 1952 году. Продолжительность исполнения около 27 минут.
История
[ редактировать ]Вилла-Лобос сочинил свой Четвертый фортепианный концерт в 1952 году, начав в Рио-де-Жанейро, продолжив работу в Париже, где он закончил вторую часть , а затем в Нью-Йорке, где завершил работу. [ 1 ] Она была заказана пианисту Бернардо Сегаллу , которому посвящена партитура. Сигалл дал первое выступление в Питтсбурге 9 января 1953 года с Питтсбургским симфоническим оркестром под управлением композитора. [ 2 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение партитурировано для фортепиано соло и оркестра, состоящего из пикколо, 2 флейт, 2 гобоев, английского рожка, 2 кларнетов, бас-кларнета, 2 фаготов, контрафагота, 4 валторн, 2 труб, 2 тромбонов, тубы, литавр, перкуссии (там -там, тарелки, кокос, колокольчик, большой барабан) и струнные.
Анализ
[ редактировать ]
В концерте четыре части:
- Не слишком веселый
- Едем на мотоцикле
- Скерцо (Аллегро живое) – Каденция
- Аллегро модерато
Первая часть не имеет традиционной формы, а состоит из восьми последовательных разделов, построенных вокруг двух тем, обе из которых раскрываются в первом разделе. Первая тема преимущественно контрапунктична по фактуре и отличается квартальными гармониями , тогда как вторая тема гомофонна и использует терцовые гармонии. [ 3 ]
Вторая часть, как и первая, представляет собой цепную форму , в данном случае состоящую из шести разделов, использующих главную тему и две второстепенные темы. Повторяющиеся структуры, построенные на основной теме, часто приводят к тому, что она напоминает чакону . [ 4 ]
Третья часть представляет собой скерцо, но вместо традиционной формы ABA имеет две центральные части (по образцу ABCA), в которых используются две основные темы и шесть более коротких мелодических идей, перемежающихся материалом, напоминающим из двух предыдущих частей. Пятый, заключительный раздел представляет собой расширенную каденцию, обобщающую тематический материал трех частей, представленных к этому моменту. [ 5 ]
Финал, как и другие части, имеет цепную форму, но состоит всего из трех больших разделов. Его основная тема, заявленная в начале, напоминает вторую тему скерцо. Это уступает место новой теме, а затем третьей теме, основанной на основной теме первой части. Второй раздел раскрывает основную тему, а третий раздел посвящен второй и третьей темам. Движение завершается возвращением вступительного материала из первого движения. [ 6 ]
Дискография
[ редактировать ]- Эйтор Вилла-Лобос: Концерт для фортепиано с оркестром №. 4 . Жилберто Тинетти , фортепиано; Национальный оркестр Франции ( ОРТФ ) под управлением Жана Фурне . Концертная запись 1970 года. В честь Жилберто Тинетти II . Запись компакт-диска, 1 диск: LAMI 014. Сан-Паулу: LAMI-ECA/USP, 2013.
- Эйтор Вилла-Лобос: 5 концертов для фортепиано с оркестром . Фернандо Лопес, фортепиано; Муниципальный симфонический оркестр Кампинаса; под управлением Бенито Хуареса. Записано 18–24 июня 1984 года во внутреннем театре Centro de Covivênciacultural da Campinas. Запись LP, 4 диска: 12 дюймов, 33⅓ об/мин, стерео. Сан-Паулу Энерджи: LPVL 25 января – LPVL 25 апреля. Сан-Паулу: Энергия Сан-Паулу, [1984?].
- Эйтор Вилла-Лобос: Пять фортепианных концертов . Кристина Ортис , фортепиано; Королевский филармонический оркестр под управлением Мигеля Анхеля Гомеса Мартинеса . Записано в актовом зале Уолтемстоу в октябре 1989, январе и июле 1990 года. Комплект из 2 компакт-дисков: стерео. Лондон 430 628-2 (430 629-2 и 430 630-2). Лондон: The Decca Record Company Limited, 1992.
- Эйтор Вилла-Лобос: Пять концертов для фортепиано с оркестром . Эльвира Сантьяго, фортепиано (Концерт № 1); Улисес Эрнандес, фортепиано (Концерт № 2); Патрисио Малкольм, фортепиано (Концерт № 3); Гарольд Лопес-Нусса, фортепиано (Концерт № 4); Роберто Урбай, фортепиано (Концерт № 5); Национальный симфонический оркестр Кубы под управлением Энрике Переса Меса. Концерт № 4, записанный в Teatro Auditorium Amadeo Roldán, Гавана, Куба, 14 декабря 2003 года в рамках XXV Международного фестиваля нового латиноамериканского кино. 2 компакт-диска + 1 DVD. DVD/CD «Колибри» 050. Гавана: Колибри, 2006.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перчинка 1994 , с. 139.
- ^ Вилла-Лобос, его работа 2009 г. , с. 58.
- ^ Делла Тониа 2015 , стр. 50–53.
- ^ Делла Тониа 2015 , стр. 61–63.
- ^ Делла Тониа 2015 , стр. 69–74.
- ^ Делла Тониа 2015 , стр. 79–84.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Делла Тониа Джуниор, Висенте. 2015. «Концерт для фортепиано и оркестра № 4 Х. Вилла-Лобоса: стилистический анализ». ДМА дисс. Колумбия: Университет Южной Каролины.
- Пепперкорн, Лиза М. (ред.). 1994. Письма Вилла-Лобос . Лондон: Токката Пресс.
- Вилла-Лобос, его работы . 2009. Версия 1.0. MinC / IBRAM и музей Вилла-Лобос. По третьему изданию 1989 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эпплби, Дэвид П. 2002. Эйтор Вилла-Лобос: Жизнь (1887–1959) . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-4149-9 .
- Б[риггс], Джон[он]. 1953. « Има Сумак играет звезд на латинском концерте: создает разнообразные колористические эффекты на стадионе Льюисон - Сегал в фортепианном концерте». Нью-Йорк Таймс (26 июня 1953 г.): 16.
- Фортес Фильо, Раймундо М. де Мело. 2004. «Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Вилья-Лобос: аналитико-интерпретативное исследование». Магистерская диссертация, Федеральный университет Баии.
- Джонсон, Брет. 1992. «Вилла-Лобос: Концерты для фортепиано с оркестром №№ 1–5 Кристины Ортис, Мигеля Гомеса-Мартинеса». Темп , Новая серия, № 182, Русский выпуск (сентябрь): 60–61.
- Левандо, Ральф. 1953. «Красочная музыка Вилла-Лобос заслуживает похвалы: бразильский композитор дирижирует собственными произведениями: Сегал исполняет мировую премьеру концерта». Питтсбург Пресс (10 января).
- Пепперкорн, Лиза М. 1984. «Композиции по заказу Вилла-Лобос». Темп , Новая серия, № 151 (декабрь): 28–31.
- Стейнферст, Дональд. 1953. «Композитор, дирижер в обеих ролях». Питтсбург Пост-Газетт (10 января).
- Тарасти, Ээро. 1995. Эйтор Вилла-Лобос: Жизнь и творчество, 1887–1959 , перевод автора с финского. Джефферсон, Северная Каролина и Лондон: МакФарланд. ISBN 0-7864-0013-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концертная запись 1970 года на YouTube с Жилберто Тинетти (фортепиано), Национальный оркестр Франции (ORTF) под управлением Жана Фурне.