Струнный квартет № 12 (Вилла-Лобос)

Струнный квартет № 12 входит в серию из семнадцати произведений в этом жанре бразильского композитора Эйтора Вилья-Лобоса и был написан в 1950 году. Продолжительность исполнения примерно двадцать две минуты.
История
[ редактировать ]Вилла-Лобос начал сочинять свой Двенадцатый квартет в Нью-Йорке в 1950 году, во время пребывания в Мемориальной больнице после операции на почке, и завершил партитуру в отеле Weston 15 сентября. [ 1 ] Согласно каталогу, опубликованному Музеем Вилла-Лобос, оно было впервые исполнено Квартетом Гайдна в Auditorium do MEC в Рио-де-Жанейро 3 ноября 1951 года. [ 2 ] По другим данным, первое выступление в том же году дал Квартет Сан-Паулу. [ 3 ] Партитура посвящена Миндинье (Арминда Невес д'Алмейда), спутнице композитора на протяжении последних 23 лет его жизни.
Анализ
[ редактировать ]Как и во всех струнных квартетах Вилья-Лобоса, кроме первого, есть традиционные четыре части:
- Аллегро
- Анданте меланхолико
- Аллегретто легджеро
- Аллегро в хорошем темпе
Отходя от традиционной формы сонаты-аллегро , Вилла-Лобос придаёт вступительную часть этого квартета простой троичной форме ABA . Каждая часть состоит из тридцати двух тактов в длину и разделена на сегменты из шестнадцати, восьми и четырех тактов, и за этой основной частью движения следует шестнадцатитактовая кода. Интересная деталь рукописной партитуры заключается в том, что Вилла-Лобос использует португальский темп, обозначающий Alegro , вместо итальянского написания, которое является его обычной привычкой. [ 4 ] Средняя часть B отмечена мено и находится в ритме модиньи . [ 5 ] Биограф композитора Ээро Тарасти считает это регрессом к более раннему, более неуклюжему стилю написания квартета Вилла-Лобоса и находит текстуру «значительно более сложной, чем в предыдущих квартетах, а звуку не хватает прозрачности». [ 6 ] Хуан Хосе Гутьеррес, напротив, считает квартет относительно простым и лаконичным, отмечающим начало неоклассического интереса к балансу и симметрии структуры в поздний период творчества композитора. [ 7 ]
Как и центральная часть вступительной части, вторая, медленная часть, имеет характер модиньи . Как и первая часть, она также имеет троичную форму ABA, в данном случае ей предшествует вступление из тридцати двух тактов. [ 8 ]
Третья часть — скерцо (явно отмеченное как таковое в рукописи, но не в напечатанной партитуре). [ 9 ] На пятой репетиции виолончель представляет цитату из кантаты Вилья-Лобоса «Манду-Карара» 1940 года , сыгранную параллельными квинтами. [ 10 ]
Финал снова представляет собой троичную форму ABA с 21 штрих-кодом. [ 11 ] Композитор описал одну тему из этой части как «испанскую». [ 12 ]
Дискография
[ редактировать ]- Вилла-Лобос: Струнный квартет №№. 12–13–14. Quatuor Bessler-Reis ( Бернардо Бесслер , Мишель Бесслер, скрипки; Мари-Кристин Спрингюэль, альт; Альсе Рейс, виолончель). Записано в Multi Studio в Рио-де-Жанейро, июнь – июль 1991 г., и в Studio Master в Рио-де-Жанейро, июль 1989 г. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, 12 см, стерео. Песня мира LDC 278 1066. Франция: [Sn], 1991.
- Также выпущен в составе Villa-Lobos: The 17 String Quartets . Квартет Бесслера-Рейса и Квартет Амазония. Запись CD, 6 звуковых дисков: цифровой, 12 см, стерео. Kuarup Discos KCX-1001 (KCD 045, M-KCD-034, KCD 080/1, KCD-051, KCD 042). Рио-де-Жанейро: Дискотеки Куаруп, 1996.
- Эйтор Вилья-Лобос: Струнные квартеты №№ 5, 9 и 12. Квартет Данубиуса (Дьёндьвер Олах и Адель Миклош, скрипки; Сесилия Бодолаи, альт; Илона Рибли, виолончель). Записано в студии Rottenbiller Street в Будапеште с 18 по 23 мая 1992 года. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, 12 см, стерео. Марко Поло 8.223392. Совместное производство с Records International. Германия: HH International, Ltd., 1993.
- Вилла-Лобос: Струнные квартеты, Том 4. Квартеты №№ 2, 12, 16. Латиноамериканский квартет (Сауль Битран, Арон Битран, скрипки; Хавьер Монтьель, альт; Альваро Битран, виолончель). Записано в зале Blas Galindo Национального центра искусств в Мехико, ноябрь и декабрь 1998 года. Музыка латиноамериканских мастеров. Запись CD, 1 диск: цифровой, 12 см, стерео. Дориан ДОР-93179. Трой, Нью-Йорк: Dorian Recordings, 1998.
- Переиздан как часть Heitor Villa-Lobos: The Complete String Quartets . 6 CD + 1 DVD с выступлением Квартета №1 и интервью с Cuarteto Latinoamericano. Дориан Соно Люминус. ДСЛ-90904. Винчестер, Вирджиния: Sono Luminus, 2009.
- Также переиздан (без DVD) на Brilliant Classics 6634.
Фильмография
[ редактировать ]- Вилла-Лобос: Полные струнные квартеты . Квартет Радамеса Гнаттали (Карла Ринкон, Франсиско Роа, скрипки; Фернандо Тебальди, альт; Уго Пилгер, виолончель); представлен Турибио Сантосом . Записано с июня 2010 года по сентябрь 2011 года в Palacio do Catete , Palacio das Laranjeiras и в Муниципальном театре в Рио-де-Жанейро. DVD и Blu-ray (VIBD11111), 3 диска. Рио-де-Жанейро: Visom Digital, 2012.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Густавсон 1991 , стр. 8, 10–11.
- ^ Вилла-Лобос, его работа 1989 г.
- ^ Гутьеррес 2006 , с. 3.
- ^ Гутьеррес 2006 , с. 4.
- ^ Звезда 1978 , с. 100.
- ^ Тарасти 1995 , с. 316.
- ^ Гутьеррес 2006 , с. 3–4.
- ^ Гутьеррес 2006 , с. 8–9.
- ^ Гутьеррес 2006 , с. 11.
- ^ Тарасти 1995 , с. 317.
- ^ Гутьеррес 2006 , с. 13.
- ^ Густавсон 1991 , с. 8.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Звезда, Арнальдо. 1978. Струнные квартеты Вилла-Лобос , второе издание. Рио-де-Жанейро: Музей Вилла-Лобос, Министерство образования и культуры.
- Густафсон, Ральф. 1991. «Вилла-Лобос и цветок-людоед: Мемуары». The Musical Quarterly 75, № 1 (весна 1991 г.), стр. 1–11.
- Гутьеррес, Хуан Хосе. 2006. «Аспекты исполнения струнных квартетов № 12, 13 и 14 Эйтора Вилла-Лобоса». ДМА дисс. Таллахасси: Университет штата Флорида.
- Тарасти, Ээро . 1995. Эйтор Вилла-Лобос: Жизнь и творчество, 1887–1959 . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc.
- Вилла-Лобос, его работы . 1989. Издание третье. Рио-де-Жанейро: MinC-SPHAN/Pró-Memória, Музей Вилла-Лобос. Интернет-издание, 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беаг, Жерар . 1979. Музыка в Латинской Америке: Введение . Нью-Джерси: Прентис-Холл.
- Беак, Жерар. 1994. Эйтор Вилья-Лобос: В поисках музыкальной души Бразилии . Остин: Институт латиноамериканских исследований Техасского университета в Остине.
- Беаг, Жерар. 2003. Вилла-Лобос, Эйтор: Струнные квартеты, Cuarteto Latinoamericano. [обзор] Latin American Music Review / Revista de Música Latinoamericana 24, вып. 2 (осень – зима): 293–94.
- Гилман, Брюс. 1999. «Загадка авангарда», перевод Хуана Артуро Бреннана. Методическое пособие: Тетради по музыкальной теории и критике 17, вып. 69 (январь – март): 29–34.
- Креэнбюль, Дэвид. 1957. «Джордж Рохберг: Струнный квартет, 1952. (Общество публикации американской музыки, 37-й сезон, 1956 г.) Нью-Йорк: Общество публикации американской музыки; дистриб.: Карл Фишер, 1957; Тох, Эрнст. Посвящение . Для струнного квартета или струнного оркестра с дополнительной басовой партией Нью-Йорк: Миллс, 1957. Heitor. Вилла-Лобос: Струнные квартеты, № 4, 7 и 12. Нью-Йорк: Associated Music Publishers, 1956. Эрнест Голд: Струнный квартет № 1. (Общество публикации американской музыки, 37-й сезон, 1956 г.) Новый; Йорк: Общество публикации американской музыки: Карл Фишер, 1957». Примечания 15, вып. 1 (декабрь): 147.
- Маседо Рибейру, Роберто. 2000. «Контрапунктическое письмо в струнных квартетах Эйтора Вилла-Лобоса». В материалах 1-го исследовательского коллоквиума для аспирантов под редакцией Марисы Резенде и Марио Ногейры, 71–76. Рио-де-Жанейро: Федеральный университет Рио-де-Жанейро (UFRJ) (музыкальная школа).
- Тарасти, Ээро. 2009. «Струнные квартеты Вилла-Лобос». Интимными голосами: Струнный квартет двадцатого века , том. 1: Дебюсси Вилле-Лобосу, под редакцией Эвана Джонса, 223–55. Исследования Истмана в области музыки 70. Рочестер, Нью-Йорк: Университет Рочестера Press. ISBN 978-1-58046-322-5 ; ISBN 978-1-58046-229-7 ; ISBN 978-1-58046-340-9 .
- Вилла-Лобос, его работа: Программа культурных действий . 1972. Издание второе. Рио-де-Жанейро: MEC, DAC, музей Вилла-Лобос.