Фантазия для саксофона, трех валторн и струнных.
Фантастика | |
---|---|
Эйтор Вилла-Лобос | |
![]() Эйтор Вилла-Лобос ок. 1922 год | |
Каталог | Вт. 490 |
Жанр | концертанте |
Форма | Фантастика |
Составленный | 1948 Рио-де-Жанейро : |
Преданность | Марсель Мюл |
Опубликовано | 1963 Нью-Йорк (редакция для саксофона и фортепиано) : |
Издатель | Южная музыка |
Записано | Апрель 1971 г. Эжен Руссо , сопрано-саксофон; Камерный оркестр Пола Кунца; Пол Куэнц , конд. (выпущен в 1972 году на пластинке, Deutsche Grammophon 2530 209). | , Богоматерь Ливанская, Париж.
Продолжительность | 10 минут |
Движения | 3 |
Подсчет очков |
|
Премьера | |
Дата | 17 ноября 1951 г. : |
Расположение | Аудитория Дворца культуры, Рио-де-Жанейро |
Дирижер | Эйтор Вилла-Лобос |
Исполнители | Вальдемар Шпильман , тенор-саксофон ; Камерный оркестр Министерства образования и культуры |
Фантазия для саксофона, трёх валторн и струнных , W. 490 — концертное произведение в трёх частях бразильского композитора Эйтора Вилья-Лобоса , написанное в 1948 году. Его исполнение длится около десяти минут.
История
[ редактировать ]Саксофон занимает видное место в композиционных произведениях Вилла-Лобоса. Он открыл для себя саксофон еще в юности, играя в уличных оркестрах под названием « чороэс ». Среди его друзей в этих кругах был саксофонист Анаклето де Медейрос и, будучи кларнетистом, Вилла-Лобос иногда выступал и на саксофоне. Как композитор он часто играл на саксофоне. В камерной музыке наиболее важные примеры включают Sexteto místico для флейты, гобоя, альт-саксофона, арфы, гитары и челесты (1917), Quarteto simbólico для флейты, альт-саксофона, арфы, челесты и женских голосов (1921), Нонет (1923), Чорос № 3 и № 7 (1925 и 1925 гг.) 1924 г. соответственно). [ 1 ] Оркестровые композиции с заметными партиями для саксофона включают Уирапуру , Бачианас Бразилейрас № 2 , Чорос № 6 , № 8 , № 10 , № 11 и № 12 , а также оркестровую версию Рудепоэмы . В своей Четвертой симфонии Вилла-Лобос призывает квартет саксофонов. [ 2 ] [ 3 ]
Вилла-Лобос впервые познакомилась с саксофонистом Марселем Мюлем в Париже в 1920-х годах, когда Мюль играл партию саксофона в одном из оркестровых произведений Вилья-Лобоса. Они хорошо ладили и позже еще несколько раз выступали вместе. [ 4 ] Вилла-Лобос начала сочинять «Фантазию» в Нью-Йорке в 1948 году и завершила ее в Рио-де-Жанейро в ноябре того же года, как указано на первой и последней страницах рукописи. [ 5 ] Когда Вилла-Лобос писал эту работу, в сентябре 1948 года у него диагностировали рак мочевого пузыря , и он перенес операцию в Мемориальной больнице Слоан-Кеттеринг в Нью-Йорке. [ 6 ] [ 7 ]
«Фантазия» - единственное сочинение Виллы-Лобоса, в котором солистом выступает саксофон, и представляет собой небольшой концерт в трех частях. Хотя она была написана для Мула и посвящена ему, и первоначально в ней указывался саксофон-сопрано , инструмент, с которым в первую очередь ассоциировался Мул, «Фантазия» не была заказной работой, и нет никаких указаний на то, что композитор переписывался с саксофонистом по поводу пьесы до ее написания. отправив ему законченную партитуру в декабре 1948 года. [ 1 ] Мул, однако, так и не выполнил эту работу. Хотя он обсуждал это с несколькими дирижерами, никто из них не заинтересовался, и сам Мул сказал: «Почему-то в то время это произведение меня не взволновало». [ 4 ] Отсутствие энтузиазма у Мула, возможно, было отчасти связано с тем, что в исходной тональности фа мажор сольная партия простирается до регистра альтиссимо с частым появлением (нотированной) высокой фа ♯ и Г. Мьюлу принадлежал сопрано-саксофон Selmer Mark VI . в котором нет клавиш, необходимых для быстрой и легкой игры в этом расширенном диапазоне. [ 8 ] Получив партитуру, Мул написал Вилья-Лобосу, отметив, что «высокие F ♯ и G очень трудно играть на сопрано».
Столкнувшись с нежеланием Мула исполнять это произведение, Вилла-Лобос обратилась к бразильскому саксофонисту Вальдемару Шпильману (руководитель оркестра и двоюродный брат пианиста Владислава Шпильмана , центральной фигуры в фильме Романа Полански «Пианист» ). [ 9 ] У Шпильмана, однако, не было саксофона-сопрано, инструмента, указанного Вилла-Лобосом, и, как и Мюла, он считал самые высокие ноты слишком рискованными. Следовательно, композитор решил транспонировать произведение на тон ниже, в E ♭ , и разрешить тенор-саксофон в качестве альтернативы сопрано. [ 3 ] Именно при транспозиции в партитуру был допущен ряд ошибок редактирования. [ 1 ] Первое выступление состоялось 17 ноября 1951 года в зале Дворца культуры Министерства образования и культуры Рио-де-Жанейро с участием Вальдемара Шпильмана, тенор-саксофона, и Камерного оркестра Министерства образования и культуры под управлением композитор. [ 10 ] Через пятнадцать дней после премьеры близкий друг Вилья-Лобоса, пианист Хосе Виейра Брандао , подарил композитору фортепианную редукцию партитуры. [ 11 ] Однако композитора эта версия не совсем удовлетворила, и он сам ее переработал, корректируя звучание аккордов и исправляя неправильные ноты. Эта вторая версия фортепианной редукции была опубликована в 1963 году издательством Southern Music Publishing/Peer International в Нью-Йорке. [ 12 ]
Первая запись произведения была сделана только в 1971 году Эженом Руссо , который сообщил, что в то время казалось, что оркестровые партии когда-либо исполнялись. [ 13 ]
С разрешения композитора флейтист Себастьян Вианна (1916–2009) сделал версию для флейты с оркестром, транспонированную вверх до соль мажор. Хотя Вианна опробовала эту версию на репетиции в 1979 году с Камерным оркестром Музыкальной консерватории Федерального университета Минас-Жерайс (где он преподавал игру на флейте), он никогда не исполнял ее публично. В 2011 году его бывший ученик Фернандо Пасифико Омем объявил о своем намерении в ближайшем будущем представить премьеру версии для флейты. [ 14 ]
Анализ
[ редактировать ]Фантазия состоит из трех частей:
- Анимированные
- Великий пост
- Очень живой
«Националистические музыкальные элементы Бразилии подчеркивают это произведение за счет использования характерных ритмических фигур и определенных мелодических обработок». [ 15 ]
Первая часть ритмически характеризуется использованием поличастий основных частей. 3
2 метра. [ 16 ] Формально он записывается по образцу ABCBC-кода: [ 1 ]
- А – живое и блестящее вступление в латинских ритмах.
- У B есть мелодичная, похожая на колыбельную тема, где обозначение «moins» (меньше), кажется, относится не только к темпу, но также к нюансам и характеру.
- C возвращается к легкому и энергичному характеру, но без возврата к темпу начала.
Во второй части заметно проявляется «измененная лидийско - миксолидийская гамма» с мажорной терцией, увеличенной четвертой, минорной шестой и минорной септимой ступенями гаммы: E ♭ –F –G–A–B ♭ –C ♭ –D ♭ –E ♭ . [ 17 ]
Финал имеет трехстороннюю форму (ABA), с внешними разделами. 7
4 и центральная часть в 4
4 . [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Дерево 2016 .
- ^ Батлер 1994 , стр. 291–299, 304–308, 316, 321.
- ^ Jump up to: а б Коттрелл 2012 , с. 241.
- ^ Jump up to: а б Руссо 1982 , с. 105.
- ^ Ван Регенмортер 2009 , с. 50.
- ^ Густавсон 1991 , стр. 4–6, 8.
- ^ Маук 1996 , с. 62.
- ^ Ван Регенмортер 2009 , с. 53.
- ^ Анон. 2002 .
- ^ Вилла-Лобос, его работа 2009 г. , с. 63.
- ^ Соарес 2001 , с. 131.
- ^ Ван Регенмортер 2009 , стр. 55–56.
- ^ Лили 1998 , с. 58.
- ^ Человек 2011 , стр. 35, 38–39, 41.
- ^ Батлер 1994 , стр. 228, 274–276.
- ^ Батлер 1994 , с. 228.
- ^ Батлер 1994 , с. 249.
- ^ Батлер 1994 , с. 268.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Анон. 2002. « Рио, БР: африканцы и мексиканцы не интересны ». Номер сезона . 229 (10 октября).
- Пей, Кристоф. 2016. Эйтор Вилла-Лобос [Франция]: MD Publications.
- Батлер, Джеймс Дейл. 1994. «Эйтор Вилла-Лобос: Композиционное использование саксофона в оркестровом, камерном и сольном репертуаре». Трактат ДМА. Остин: Техасский университет в Остине.
- Коттрелл, Стивен. 2012. Саксофон . Йельская серия музыкальных инструментов. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10041-9 .
- Густафсон, Ральф. 1991. «Вилла-Лобос и цветок-людоед: Мемуары». Музыкальный ежеквартальный журнал 75, вып. 1 (Весна): 1–11.
- Чувак, Фернандо Пасифико. 2011. «[revista.uemg.br/index.php/modus/article/download/747/464 Себастьян Вианна и Фантазия для флейты с оркестром Эйтора Вилья-Лобоса]». Журнал «Модус» 6, вып. 8 (май): 29–43.
- Лили, Томас. 1998. «Репертуарное наследие». В «Кембриджском компаньоне саксофона » под редакцией Ричарда Ингэма, 51–64. Кембридж, Нью-Йорк и Мельбурн: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-59348-4 (ткань); ISBN 0-521-59666-1 (pbk).
- Маук, Стивен. 1996. « Виллы-Лобоса Фантазия для саксофона-сопрано ». Саксофонный журнал 21, вып. 1: 61–64.
- Руссо, Евгений . 1982. Марсель Мюл: Его жизнь и саксофон . Шелл-Лейк, Висконсин: Etoile Music. ISBN 978-0-918812-75-9 . Второе издание, Хэм-Лейк, Миннесота: Jeanné Inc., 2012. ISBN 978-0-9841917-1-0 .
- Соарес, Карлос Альберто Маркес. 2001. «Саксофон в камерной музыке Эйтора Вилла-Лобоса». ДМА дисс. Рио-де-Жанейро: Музыкальная школа Федерального университета Рио-де-Жанейро.
- Ван Регенмортер, Паула Дж. 2009. «Бразильская музыка для саксофона: обзор сольных и небольших камерных произведений». ДМА дисс. Университет Мэриленда, Колледж-Парк.
- Вилла-Лобос, его работы . 2009. Версия 1.0. MinC / IBRAM и музей Вилла-Лобос. По третьему изданию 1989 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анжелим, Жонатас Вейма Кунья и Мария Хосе Бердардес Ди Кавальканти. 2013. « Фортепианная редукция Фантазии для саксофона и оркестра Эйтора-Виллы Лобос: идиоматическое видение ». XXIII Конгресс Национальной ассоциации исследований и последипломного образования в области музыки – Натал.
- Дауди, Роланд Дэвис III. 2007. «Саксофонная музыка Эйтора Вилья-Лобоса: восстановление фантазии и открытие розейры ». ДМ дисс. Эванстон: Северо-Западный университет.
- Мота, Люциус. 2013. «Саксофонная фантазия Вилла-Лобос: транскрипция гобоя». Двойной Рид 36, вып. 4: 145–49.
- Поултер, Дэвид. 2013. «Концерт Старого Нового Света для тенор-саксофона?» Индекс тенор-саксофонов (www.tenorsaxindex.info) (по состоянию на 30 мая 2018 г.).