Концерт для гитары (Вилла-Лобос)
Концерт для гитары с малым оркестром. | |
---|---|
Концерт Эйтора Вилла-Лобоса | |
![]() Эйтор Вилла-Лобос ок. 1922 год | |
Каталог | В501 (В502) |
Составленный | 1951 Рио-де-Жанейро : |
Преданность | Андрес Сеговия |
Опубликовано | 1956 Париж (редукция для гитары и фортепиано) : |
Издатель | Макс Эшиг |
Записано | 1969 Пэрис , : Турибио Сантос , гитара; Камерный оркестр Жана-Франсуа Пайяра под управлением Жана-Франсуа Пайяра . Впервые выпущен в 1970 году на Erato MCE 19026 (кассета) и STU 70566 (LP). |
Продолжительность | 18 минут. |
Движения | 4 |
Подсчет очков |
|
Премьера | |
Дата | 6 февраля 1956 г. : |
Расположение | Хьюстон |
Дирижер | Эйтор Вилла-Лобос |
Исполнители | Андрес Сеговия и Хьюстонский симфонический оркестр |
Гитарный концерт W501 (фортепианная редукция: W502) — произведение для гитары соло и небольшого оркестра, написанное бразильским композитором Эйтором Вилья-Лобосом в Рио-де-Жанейро в 1951 году. Продолжительность исполнения около 18 минут.
История
[ редактировать ]Концерт был написан для испанского гитариста Андреса Сеговии , которому посвящена партитура. Первоначально в трех частях и под названием «Концертная фантазия» , Вилла-Лобос позже добавила каденцию по просьбе Сеговии и изменила название на «Концерт для гитары и малого оркестра». [ 1 ] По другой версии, ситуация была совершенно обратной: Сеговия заказал произведение с оговоркой, что каденции быть не должно и произведение будет называться Fantasia concerante . Вилла-Лобос, однако, проигнорировала эти требования, предоставив расширенную каденцию и настояв на том, чтобы произведение называлось концертом. [ 2 ] Концерт был впервые исполнен 6 февраля 1956 года в Хьюстоне, штат Техас, Андресом Сеговией и Хьюстонским симфоническим оркестром под управлением композитора. Сокращение для гитары и фортепиано было опубликовано в Париже Максом Эшигом в 1955 году, который также опубликовал полную партитуру в 1971 году. [ 1 ]
Инструментарий
[ редактировать ]В состав оркестра входят флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, тромбон и струнные.
Анализ
[ редактировать ]Произведение состоит из четырех частей:
- Аллегро точное – Poco meno
- Андантино и Анданте
- Каденция: Квази аллегро – Анданте – Квази аллегро – Poco moderato.
- Не слишком веселый
Первая часть построена из двух резко контрастирующих мотивов: первый – энергичный и повторяющийся, второй – лирический, основанный на стилистике некоторых народных напевов северо-востока Бразилии. [ 3 ] За повтором исходного материала, транспонированным на второстепенную терцию вверх, следует развивающая часть и стретто, уменьшающееся и ускоряющееся к концу части. [ 4 ]
Вторая часть имеет троичную форму с изменениями в возвращающейся вступительной части (ABA'), заканчивающейся расширенной кодой . Каждый из основных разделов имеет округленную двоичную или троичную форму . Тональность части - ми минор, при этом центральная часть начинается также с ми минор (но чередуется между ми минор, ми дорийский и ми фригийский ) и в конце модулируется до си минор. Одной из модификаций возврата материала ля является модуляция в конце ля минора. Кода резко меняется, начинаясь в отдаленной тональности ля мажор , но в конце возвращается к ми минор. [ 5 ]
Каденция состоит из четырех безразмерных частей с разными темпами (Quasi allegro – Andante – Quasi allegro – Poco moderato) и настолько значительна по длине, что функционирует как отдельная часть. [ 6 ]
Последняя часть музыкально слабее первых трех, поскольку основана «почти исключительно на определенных техниках музицирования без характерного музыкально-структурного содержания». [ 3 ] К концу движения в заключительном эпизоде возникают различные модуляции, в 4
4- метровый, с технически блестящими пассажами солиста. [ 4 ] Несмотря на уверенное присутствие ми минора во всех предыдущих частях, финал — ля минор. В сочетании с довольно неубедительным мелодическим завершением финальный эффект неубедителен. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вилла-Лобос, его работа 2009 , стр. 60–61.
- ^ Тарасти 1995 , с. 351–352.
- ^ Jump up to: а б Тарасти 1995 , с. 352.
- ^ Jump up to: а б Вилла-Лобос 1972 год .
- ^ Энгстрем 2000 , с. 53, 56, 61, 74, 77–78.
- ^ Энгстрем 2000 , стр. 78, 87.
- ^ Энгстрем 2000 , с. 120.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Энгстрем, Грегори. 2000. «Анализ концерта для гитары с небольшим оркестром Эйтора Вилла-Лобоса». Часть II докторской диссертации. дисс. Кентский государственный университет.
- Тарасти, Ээро. 1995. Эйтор Вилла-Лобос: Жизнь и творчество, 1887–1959 , перевод автора с финского. Джефферсон, Северная Каролина, и Лондон: McFarland & Company, Inc., Publishers. ISBN 0-7864-0013-7 .
- Вилла-Лобос, Эйтор. 1972. «Концерт для гитары с оркестром». В Вилла-Лобос, его работа , второе издание, 212. Рио-де-Жанейро: MEC/DAC/Museu Villa-Lobos.
- Вилла-Лобос, его работы . 2009. Версия 1.0. MinC / IBRAM и музей Вилла-Лобос. По третьему изданию 1989 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сантос, Турибио . 1985. Эйтор Вилла-Лобос и гитара в переводе Виктории Форд и Грэма Уэйда. Гуртнаклуна, Бэнтри, графство Корк: Музыка мудрой совы. ISBN 9780947600020 .