Рондо ля минор (Моцарт)
Рондо ля минор , К. 511, — произведение для фортепиано Вольфганга Амадея Моцарта соло .
Состав, премьера и публикация
[ редактировать ]Моцарт записал завершение Рондо в свой личный тематический каталог 11 марта 1787 года; [ а ] ему в то время был 31 год, и он только недавно вернулся из триумфального путешествия в Прагу , где он стал свидетелем большого успеха новой постановки своей оперы 1786 года «Женитьба Фигаро» , его Симфонии № 38 и его собственного сольного фортепиано. выступления. [ 2 ] [ 3 ] отмечает некоторые другие крупные произведения этого этапа жизни Моцарта: Рондо незадолго до начала работы над «Дон Жуаном» ; и инструментальные произведения 1787 года включают Третий и Четвертый струнные квинтеты, а также струнную серенаду Eine kleine Nachtmusik .
Никаких музыкальных эскизов к Рондо не сохранилось. Это неудивительно, поскольку, как Ульрих Конрад заметил , ни один из многих сохранившихся эскизов Моцарта не предназначен для сольных клавишных произведений; очевидно, Моцарт не чувствовал необходимости делать наброски на родном для него исполнительском языке. [ 4 ] Саймон Киф даже предполагает, что Рондо было создано не посредством обычной музыкальной композиции, а скорее было импровизировано на месте, возможно, перед публикой в Праге во время его поездки туда (январь – февраль 1787 года) или на венском концерте 11 февраля 1787 года. [ 5 ]
Не сохранилось никаких записей о том, что Моцарт публично представил законченное Рондо. гобоиста Фридриха Рамма Помимо приведенного выше предположения Кифа, Шайделер высказывает иное предположение: «Поскольку подписные [т. е. благотворительные] концерты двух друзей [Моцарта] музыкантов состоялись вскоре после того, как он завершил произведение ( 14 марта и бас-певца Людвига Карла Фишера 21 марта), и там наверняка исполнялись произведения Моцарта... кажется правдоподобным предположить, что Рондо в На одном из этих концертов также состоялось первое выступление минора». [ 2 ]
«Рондо» было опубликовано (1787 г.) Францем Антоном Хоффмейстером в Вене и переиздано различными издателями спустя годы после смерти Моцарта в 1791 г. [ 6 ] Публикация Хоффмайстера состояла из тома произведений для фортепиано Моцарта и других композиторов; он был выпущен в рамках серии ежемесячной подписки [ б ] под названием «Пренумерация для фортепиано или клавесина Forte» . [ 7 ] [ неполная короткая цитата ] . Название на французском языке. Для «prénumération» см. Praenumeration . «Pour le Forte Piano ou Clavecin» означает «для фортепиано или клавесина». Конкретный термин «фортепиано» широко используется в наше время для обозначения ранней версии фортепиано, для которого сочинял произведения Моцарт; во времена Моцарта это было просто одно из нескольких слов, обозначавших фортепиано. Что касается «или клавесин», то трудно себе представить эффективное исполнение Рондо на этом инструменте, но еще во времена Бетховена музыкальные издатели использовали фразу «или клавесин», чтобы стимулировать продажи музыки, написанной для фортепиано, включая даже «Лунную сонату». .
Альтернативой покупке печатных нот во времена Моцарта была покупка рукописных копий. [ 8 ] Позже, в 1787 году (17 октября), в « Винер Цайтунг» было объявлено, что рукописные копии Рондо (цена 1 флорин ) можно приобрести у переписчика Иоганна Траега , который ранее выпустил три фортепианных концерта Моцарта. [ 9 ] Трэг часто создавал несанкционированные копии произведений композиторов; нет никаких доказательств того, была ли его версия Рондо создана при сотрудничестве Моцарта.
Сегодня доступно несколько изданий Рондо. Современный редактор обычно будет полагаться на сохранившиеся копии издания Хоффмайстера и на факсимильные издания оригинальной автографической (рукописной) рукописи. [ с ] Два источника различаются в десятках мест, но в основном лишь в деталях фразировки или артикуляции. Издание Шайделя опирается преимущественно на автограф, но включает перечень всех расхождений. [ д ] [ 2 ]
Музыка
[ редактировать ]Работа состоит из одного движения ; это размер 6/8, темп — Анданте .
Форма
[ редактировать ]Работа следует общей схеме A–B–A–C–A, характерной для формы рондо ; «А» — возвращающаяся тема, «Б» и «С» — эпизоды. «А» — ля минор (тональность пьесы), «В» — фа мажор, а «До» — ля мажор. После последнего появления «A» следует код , основанный на музыке A, а также минорной версии C.
Каждый из пяти основных разделов сам по себе структурирован. «A» имеет троичную форму , «ab a», начинается отрывком «a» ля минор, средней частью «b», которая модулируется до до мажор ( относительный мажор ), а затем орнаментированным повторением «a». Средняя версия «А» усечена и состоит всего из одного повторения «а», а не полного «ab a». [ 10 ]
Что касается эпизодов «B» и «C», Форте предполагает, что каждый из них представляет собой краткое воплощение сонатной формы ; он переходит к доминантной тональности в первой части (экспозиция), а во второй части сначала исследует отдаленные тональности (развитие), затем возвращается к исходному материалу все в тонической тональности (перепросмотр). [ 10 ] Каждый эпизод заканчивается переходным отрывком, возвращающимся к тональности следующего раздела «А»; Форте отмечает, что эти переходы «очень длинные по сравнению с другими частями». [ 10 ]
Музыкальная фактура
[ редактировать ]Как отмечает Каудери, три основных раздела «A», «B» и «C» делят долю на все более мелкие единицы: «A» в основном использует восьмые ноты, в то время как «B» использует шестнадцатые, а «C» использует тройные шестнадцатые. [ 11 ]
Работа изобилует хроматическими пассажами (т. е. включающими близко расположенные ноты, взятые за пределами набора высот основной гаммы). Например, в третьем и четвертом тактах мелодическая линия охватывает первые восемь нот восходящей хроматической гаммы , идущей вверх от тонической ноты (A, B ♭ , B, C, C ♯ , D, D ♯ , E).
Секция «А» украшается с каждым возвращением все более экстравагантно.
Переходы от «B» и «C» обратно к «A» имеют свободную форму и несут признаки фантазийной или концертной каденции с быстрыми модуляциями к новым тональностям, «дрейфующими арпеджио и уменьшенными гармониями ». [ 12 ]
Практика исполнения
[ редактировать ]Поскольку произведение настолько сильно орнаментировано, исполнителям приходится принимать решения относительно значения нотной записи Моцарта для орнаментов. Конрад Вольф предлагает четкий критерий, а именно обращение к влиятельному учебнику по игре на скрипке, написанному (и опубликованному в 1756 году, когда родился Моцарт) отцом композитора Леопольдом : «Что касается украшений , Моцарт был во многом ребенком своего отца, то есть Леопольда Моцарта что большинство ответов можно найти, изучая Gründliche Violinschule ». Основываясь на этом критерии, Вольф считает, что, как правило, исполнителям следует играть украшения на такт, а не до него – хотя для основной темы рондо К. 511, в которой присутствует заметный тройной форшлаг (см. цитату выше), Вольф позволяет также сыграть его до такта. [ 13 ]
В тактах 134–135 восходящая последовательность основной темы получает особенно интенсивную форму орнаментации: каждая нота звучит трелями.
- (Из-за ограничений программного обеспечения трели и повороты в партитурах не воспроизводятся в звуковом файле.)
Вольф также обращается к этому типу отрывков, говоря, что «цепочки трелей должны быть плавно соединены, без акцента на новом тоне трели в начале». В основе его совета лежит упражнение на игре на фортепиано, которое Моцарт преподал своему ученику Иоганну Непомуку Гуммелю и позже вспомнил Гуммель в своем учебнике. [ и ]
Ряд орнаментов и вариаций не обозначены знаками, а просто записаны Моцартом обычной нотной записью. Их можно принять более или менее за чистую монету, но, тем не менее, они имеют большое значение для практики исполнения, поскольку затрагивают проблемы и противоречия в исторически обоснованном исполнении . Причина в том, что многие другие произведения Моцарта нотированы весьма скудно, и нет ничего похожего на слои орнамента, которые он добавлял к повторениям главной темы Рондо ля минор. Одна из точек зрения состоит в том, что сам Моцарт, прославившийся своими способностями к музыкальной импровизации , тут же приукрашивал такие отрывки. Однако, служа другим, например, сочиняя каденции для своих фортепианных концертов (которые он импровизировал в своих выступлениях) или сочиняя для публикации, он заполнял детали.
Роберт Левин (1990) настойчиво доказывал, что современные исполнители должны украшать более простые повторяющиеся отрывки партитур Моцарта, точно так же, как (по его мнению) это делал сам Моцарт; инструкциями (особенно по теории музыки и он резко порицает современные консерватории за неспособность обеспечить молодых исполнителей необходимыми для этого ).
Для исполнителей, желающих следовать рекомендациям Левина, [ ж ] такие произведения, как Рондо ля минор, имеют огромную ценность: законченное произведение, написанное с такой тщательностью, представляет собой своего рода сборник моцартовских орнаментальных техник, на котором может учиться современный исполнитель. Чтобы подчеркнуть это, Левин сопоставляет все десять проявлений основного мотива Рондо в нотной записи, иллюстрируя поразительное разнообразие украшений и повторений, которых достиг Моцарт. [ 14 ]
Один из способов оформления основной темы проявляется в тактах 86–87: он очень похож на орнамент тактов 5–6, но ноты мелодии, которые обычно появляются в музыкальной доле, немного задерживаются с шестнадцатой паузой. вместо этого появляется в такт. Левая рука играет в такт, как обычно.
Меры 5–6 :
Меры 86-87 :
Этот вид орнамента был идентифицирован как версия tempo Rubato XVIII века ; аккомпанемент левой руки остается устойчивым, но правая рука вызывает небольшую задержку нот мелодии. [ 15 ] Дальнейшее обсуждение этой практики со ссылкой на К. 511, а также со ссылками на авторитетные источники 18-го века было предоставлено Роландом Джексоном. [ 16 ] Эту практику описал сам Моцарт в письме к отцу. [ г ] [ ч ]
Критический прием
[ редактировать ]
Исследователь Моцарта Герман Аберт дал теплую оценку произведению: «Это одно из самых важных клавирных рондо, когда-либо сочиненных. Благодаря своей экзотической теме это типично моцартовское произведение ля минор, первые четыре такта которого характеризуются характерной чертой. хроматизмы и динамика, раскрывающие страстное напряжение, которое сохраняется на протяжении всего движения, никогда не достигая какого-либо разрешения в оптимистическом смысле». Аберт также ценит то, как эти два эпизода структурно связаны с основной темой; например, эпизод «А» берет за основу каденциальный материал основной темы. [ я ]
Роберт Левин воспринимает эту работу как отчаянную: «Больше, чем любое другое сольное произведение, она кажется несчастной, унылой; ее фундаментальная мрачность контрастирует с четкостью орнамента, который с возрастающей интенсивностью борется с явно безнадежной судьбой». [ 18 ] Ричард Вигмор развивает тему отчаяния на шаг дальше, следуя давней традиции биографии Моцарта. Киф (2017) , стр. 451–452 «Для классического композитора всегда опасно слушать музыку как автобиографию. Но мы знаем, что Моцарт перенес непродолжительную болезнь ранней весной 1787 года, и что его популярность как композитора виртуоз был в упадке. Так что, возможно, не будет излишней фантастикой связывать депрессивный, почти болезненный тон Рондо... с Моцартом. физическое и эмоциональное состояние». [ 19 ]
Владимир Горовиц не согласился с интерпретацией «отчаяния» и, в частности, предостерег от того, чтобы она приводила к замедлению темпа выступления. Его замечания по поводу произведения были записаны Дэвидом Дюбалом : «Сегодня люди думают, что медленная игра означает глубокую... [Горовиц подошел к фортепиано и продолжил.] ... Вот как они играют Моцартовское Рондо ля минор. Это продолжается. в течение одиннадцати минут с некоторыми пианистами. Они думают, что, поскольку это в минорной тональности, это, должно быть, Моцарт в его самой серьезной форме. Но послушайте, как это должно двигаться. (Он иллюстрирует.) В нем тоже есть танцевальные элементы. этот рондо. Это не может быть академично. Это не так уж и грустно. [ 20 ] [ Дж ]
Влияние
[ редактировать ]Угрюмый хроматизм произведения напомнил многим слушателям (десятилетия спустя) фортепианную музыку Фредерика Шопена . Митчелл предполагает возможный конкретный случай влияния: «Шопен почитал Моцарта... и это почтение повлияло на его собственные фортепианные текстуры. (Немыслимо, например, чтобы Шопен мог написать свою мазурку ля минор, опус 17, № 4 , если бы он не знал рондо Моцарта, К. 511.)" [ 21 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Рукопись с автографом также датирована 11 марта. [ 1 ]
- ^ Из серии Edge (2001) , с. 1006 пишет: «В 1785 году... Хоффмайстер инициировал три отдельные серии музыкальных изданий по подписке: одну для «камерной музыки» (включая симфонии и концерты, а также произведения для небольших ансамблей), одну для клавишной музыки (включая концерты и камерные ансамбли). музыка, а также сольные произведения) и треть для флейтовой музыки (включая концерты и камерную музыку)». На момент его смерти в 1791 году Моцарту принадлежало 22 выпуска этой серии (Deutsch 1965:603). [ неполная короткая цитата ] .
- ↑ В настоящее время автограф находится в частной собственности и недоступен учёным, но перед исчезновением его сфотографировали и опубликовали в виде факсимиле. Шайделер перечисляет следующие опубликованные версии факсимиле с автографами: Musikalische Seltenheiten («Музыкальные раритеты»). Винер Либхабердрукке, Том. В. Вольфганг Амадей Моцарт. Цвай Рондо ре мажор и ля минор. Отредактировано по факсимильному воспроизведению рукописей Ганса Галя , Вена, Нью-Йорк, 1923 год. [ 1 ]
- ↑ О редакционной практике Шайделя см. в предисловии к этому изданию. Список различий доступен в Интернете и может быть загружен из [1] . В том же документе описываются различные мнения относительно того, какой из двух основных источников следует считать более надежным.
- ^ «Упражнение состоит из трелей на одних и тех же двух белых клавишах, меняя пальцы, но не прерывая поток». См. Вольф (1990:108–109).
- ^ NB Высказана и противоположная точка зрения; Чарльз Розен считал, что орнаменты во времена Моцарта были анахронизмом – «мертвым грузом более раннего стиля» – и призывал исполнителей избегать их в большинстве контекстов. См. его «Классический стиль» (Нью-Йорк: Нортон, 1970, 2-е изд. 1997), стр. 100–108; цитата взята со стр. 101.
- ↑ В письме, которое он написал во время путешествия по Аугсбургу в 1777 году, говорится: «... кроме того, я всегда сохраняю правильное время. Они все задаются этим вопросом. Они просто не могут поверить, что можно сыграть Tempo Rubato в Адажио. , а левая рука ничего об этом не знает, но продолжает играть в строгом такте. Насколько они знают, левая рука всегда следует за правой». Перевод из книги Шпетлинг, Роберт (2000) «Письма Моцарта, жизнь Моцарта» . Нью-Йорк, Нортон, с. 81.
- ^ Комментарий Роуленда (1998:28) предполагает, что величина задержки и артикуляции нот лишь приблизительно аппроксимируется нотной записью; «даже такого количества деталей наверняка было недостаточно, чтобы выразить тонкость игры Моцарта».
- ↑ Обсуждение Абера, первоначально написанное в 1920-х годах, появилось в его публикации 2007 года. [ 17 ]
- ^ Произведение неоднократно записывалось известными пианистами, и к многочисленным записям можно получить доступ на видеохостингах . Горовиц прав, утверждая, что время выступления иногда превышает 11 минут. Его собственная запись (сделанная для Deutsche Grammophon в 1988–1989 годах) находится в самом быстром темпе среди предлагаемого диапазона темпов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Шайдерер 2009 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шайделер 2009 , Предисловие.
- ^ Аберт 2007 .
- ^ Конрад, Ульрих (2006) «Композиционный метод», в книге Клиффа Эйзена и Саймона П. Кифа , Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 104.
- ^ Киф 2017 , стр. 483–484.
- ^ Источник: комментарий к новому изданию Моцарта, ссылка на который приведена ниже.
- ^ Источник: немецкий (1965:603).
- ^ Край 2001 , с. 4.
- ^ Край 2001 , с. 797.
- ^ Перейти обратно: а б с Форте, Аллен (1980) «Генеративный хроматизм в музыке Моцарта: Рондо ля минор, К. 511». Музыкальный ежеквартальный журнал 66: 459–483.
- ^ Заслав, Нил и Уильям Каудери. Полный Моцарт: Путеводитель по музыкальным произведениям , с. 325 (Нью-Йорк, 1990) ISBN 0-393-02886-0 . Статью о рондо ля минор написал Уильям Каудери.
- ^ Киф 2017 , с. 484.
- ^ Вольф, Конрад (1990) Мастера клавишных: отдельные элементы стиля в фортепианной музыке Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена и Брамса . Издательство Блумингтонского университета Индианы, с. 108.
- ^ Роберт Д. Левин (1990) «Импровизированные украшения в клавирной музыке Моцарта». Старинная музыка 20: 221–233.
- ^ Дэвид Роуленд (1998) Кембриджский компаньон фортепиано . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Роланд Джексон (2013) Практика исполнения: словарь-путеводитель для музыкантов . Рутледж, с. 344.
- ^ Аберт 2007 , с. 986.
- ^ Роберт Д. Левин (2004) «Сольная клавишная музыка Моцарта», Роберт Маршалл (ред.) Клавишная музыка восемнадцатого века , Routledge, цитата со стр. 302.
- ↑ Из его программных примечаний к записи Рондо на Hyperion Records Готлиба Валлиша, каталог CKD352.
- ^ Дэвид Дубаль (2004) Вечера с Горовицем: личный портрет . Корпорация Хэла Леонарда. Цитата со стр. 68.
- ^ Марк Линдси Митчелл (2000) Виртуозы: защита и (иногда эротическое) прославление великих пианистов . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. Цитата со стр. 171.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Аберт, Герман (2007) [1921]. В. А. Моцарт . Перевод Спенсера, Стюарта (переработанная редакция). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. Обновлено новыми сносками Клиффа Эйзена .
- Эдж, Декстер (2001). Венские переписчики Моцарта (кандидатская диссертация). Университет Южной Калифорнии.
- Киф, Саймон П. (2017). Моцарт в Вене: последнее десятилетие . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Шайделер, Ульрих [на немецком языке] (2009). Моцарт: Рондо ля минор КВ 511 (С редакционным предисловием и примечаниями к источникам.). Мюнхен: Г. Генле.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рондо в КВ 511 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Ausgabe.
- Рондо ля минор : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур