Мазуркас, соч. 17 (Шопен)
Мазуркас, соч. 17 — сборник из четырёх мазурок для фортепиано соло Фредерика Шопена , написанный в 1832–1833 годах и опубликованный в 1834 году. Набор был посвящён Лине Фреппе.
Состав
[ редактировать ]Фредерик Шопен сочинил свой соч. 17 мазурок в 1832–1833 годах, и это был его первый комплект, написанный в Париже . Шопен совсем недавно поселился во Франции , так как стал беженцем из Польши , однако надеялся, что сможет вернуться на родину, когда политическая ситуация изменится. Эта надежда так и не оправдалась, и он так и не смог вернуться.
Несмотря на то, что Шопен уехал из своей родины, он никогда не забывал свои польские корни, и этот набор демонстрирует его тоску по дому и глубокую тоску по Польше . [ 1 ]
Анализ
[ редактировать ]№ 1 си-бемоль мажор
[ редактировать ]
Описание
[ редактировать ]Первая мазурка в выпуске написана си-бемоль мажор и имеет размер 3/4. Он также имеет маркировку темпа: Vivo e Risoluto ( Темп : ♩ =160). Типичное исполнение этой мазурки длится две с половиной минуты.
Музыкальный анализ
[ редактировать ]Произведение начинается с смелой темы, характеризующейся терциями и секстами. Вскоре за ним следует раздел вопросов и ответов, который затем завершается нисходящей последовательностью. Эта основная тема повторяется еще дважды с небольшими модуляциями. Краткая и медленная средняя часть ми-бемоль мажор имеет синкопированный ритм и приглушена в своей грации и таинственности, создавая более спокойную атмосферу. Вскоре возвращается основная тема, и, повторившись еще дважды, мазурка смело завершается си-бемоль мажорным аккордом в октавах. В целом мазурка полна энергии и радости, с аристократическим оттенком. [ 2 ] [ 3 ]
№ 2 ми минор
[ редактировать ]Описание
[ редактировать ]Вторая мазурка ми минор , в размере 3/4 , имеет темповую маркировку Lento, ma non troppo . Типичное исполнение этой мазурки длится около двух с половиной минут. [ 4 ]
Музыкальный анализ
[ редактировать ]Эта мазурка по своему характеру напоминает вальс и имеет достаточно гомофонную фактуру с единой мелодией, сопровождаемой аккордами. Основная тема очаровательна, но в то же время задумчива и имеет нерешительный и мрачный тон. Краткая средняя часть содержит небольшие гармонические двусмысленности и создает более интимную атмосферу. Вскоре основная тема повторяется, и пьеса заканчивается замысловатыми узорами арпеджио, доходящим до верхнего регистра фортепиано, которые в конечном итоге постепенно затухают. В целом, это интимное и меланхоличное произведение, напоминающее тоску по дому Шопена. [ 5 ]
№ 3 ля-бемоль мажор
[ редактировать ]Описание
[ редактировать ]Третья мазурка ля-бемоль мажор имеет обозначение Legato assai . Это произведение — одна из самых длинных мазурок, написанных Шопеном, длительностью около шести минут, если делать повторы. [ 4 ]
Музыкальный анализ
[ редактировать ]Третья мазурка этого набора имеет гомофонную фактуру, сравнимую с предыдущей. Пьеса разворачивается с очень разнообразной динамикой, и на полпути она меняется на тональность ми мажор, но возвращается к исходной тональности в последних нескольких тактах и коде.
Он не следует традиционным гармоническим последовательностям (что придает ему своеобразное звучание). Во всей части нет субдоминантных (IV) или субмедиантных (VI) аккордов. Большую часть части составляют доминанты (и их доминанты), тоники, аккорды iii или III и vii°. Это конкретное движение имеет сложную троичную форму. Как и многие композиторы романтического периода, Шопен противопоставляет тонику переходом к плоскому субмедианту (bVI).
№ 4 ля минор
[ редактировать ]Описание
[ редактировать ]Последняя мазурка в наборе, ля минор , имеет размер 3/4 и имеет пометку Lento, ma non troppo . В обычном исполнении эта пьеса длится около четырех-пяти минут. [ 4 ] Это одна из самых популярных мазурок среди всех мазурок Шопена.
Музыкальный анализ
[ редактировать ]Последняя мазурка сборника более характерна и свободна, чем остальные. Хотя текстура остается очень гомофонной, динамические вариации гораздо значительнее. Пьеса заканчивается теми же четырьмя тактами, что и началась, без педали, аккорды играются портаменто левой рукой , тон и время исчезают в пердендоси . Эти четыре такта позже будут сэмплированы Генриком Гурецким в начале третьей части его третьей симфонии.
Эту мазурку использовал современный композитор Джон Уильямс в Стивена Спилберга фильме 1987 года « Империя Солнца » в качестве повторяющегося лейтмотива пьесы «Игрушечные самолеты, дом и очаг». Он также использовался в драматическом фильме Ингмара Бергмана 1972 года « Крики и шепот ».
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мазурка соч. 17 №1 , №2 , №3 и №4 в исполнении Артура Рубинштейна ( YouTube )
- Мазурка соч. 17 № 4 в исполнении Владимира Горовица (YouTube)
- Мазурки, Op.17 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- [1]