Струнный квинтет №4 (Моцарт)
Струнный квинтет № 4 соль минор , К. 516, написанный Вольфгангом Амадеем Моцартом , как и все струнные квинтеты Моцарта, является «альтовым квинтетом» в том смысле, что он рассчитан на струнный квартет и дополнительный альт (т. е. две скрипки , два альта и виолончель ).Настроение произведения мрачное и меланхоличное, типичное для соль минорных произведений Моцарта.
Работа была завершена 16 мая 1787 года, менее чем через месяц после завершения его большого квинтета до мажор, К. 515 . Это не последний раз, когда великолепная пара произведений до мажор / соль минор одной и той же формы публикуется в непосредственной близости и получает последовательные номера Кёхеля . В следующем году 40-я (соль минор) и 41-я (до мажор) симфонии (соответственно К. 550 и К. 551) будут завершены с разницей в несколько недель.
Автограф-рукопись квинтета хранится в Ягеллонской библиотеке (Краков). [ нужна ссылка ]
Движения
[ редактировать ]Произведение состоит из четырех частей :
- И. Аллегро ( соль минор , сонатная форма )
- II Менуэтто : Аллегретто. 3
4 ( соль минор , троичная форма , трио соль мажор ) - III. Медленно , но не слишком сильно ( ми-бемоль мажор , модифицированная сонатная форма без развития)
- IV. Медленно 3
4 ( соль минор ) – Аллегро 6
8 ( соль мажор , форма сонаты рондо )
Первая часть написана в форме сонаты , причем первая и вторая темы начинаются соль минор. [1] Движение не переходит в мажорную тональность перепросмотра и имеет минорную концовку.
Менуэт, занимающий второе место, является менуэтом только по названию, поскольку бурная тема соль минор и тяжелые аккорды третьей доли делают это движение непохожим на танец. Тяжелые аккорды третьей доли представляют собой уменьшенные септаккорды . Две из них слышны в первой части, но три — во второй, причем все двенадцать нот хроматической гаммы присутствуют в аккордах непосредственно перед трио. Центральное трио , напротив, исполнено в ярком соль мажоре ; необычно, что он написан в трехтактном ритме, который заимствован из последних тактов менуэта. Как это типично для менуэтов классической эпохи, основная часть повторяется после трио, заканчивая часть соль минор.
Третья часть ми -бемоль мажор медленная, меланхоличная и задумчивая, усиливающая отчаяние, вызванное предыдущими частями. Петр Ильич Чайковский говорил об этом движении: «Никто никогда не умел так изысканно интерпретировать в музыке чувство покорной и безутешной печали».
Начало четвертой части - это не типичный быстрый финал, а медленная ария в основной тональности соль минор. Это панихида или плач, который даже медленнее, чем предыдущая часть. Музыка звучит в этой темной области несколько минут, прежде чем наступает зловещая пауза. В этот момент Моцарт начинает энергичное аллегро соль мажор, которое создает резкий контраст между ним и предшествующими ему частями. Критики часто задавались вопросом, как такой беззаботный и беззаботный финал мог последовать после трех с лишним частей интенсивного пафоса. [1] хотя он вполне соответствует классическому пониманию финала как разрешения всего, что ему предшествовало. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мелвин Бергер, Путеводитель по камерной музыке , стр. 308–309, Дувр (2001).
- ^ Чарльз Розен , Классический стиль , с. 275
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Квинтет in g : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Edition.
- Струнный квинтет № 4 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Автограф Моцарта в Ягеллонской библиотеке.