Горации и Куриации
Горации и Куриации | |
---|---|
Трагическое действие Доменико Чимарозы | |
![]() Джузеппина Грассини в роли Орации | |
Перевод | Гораци и Куриати |
Либреттист | Антонио Симеоне Сографи |
Язык | итальянский |
На основе | Гораций Пьер Корнель |
Премьера | 26 декабря 1796 г. |
Gli Orazi ei Curiazi ( «Горации и Куриаци ») — опера в трёх действиях ( трагическое действие ), написанная Доменико Чимарозой на либретто Антонио Симеоне Сографи по мотивам Пьера Корнеля « трагедии Гораций» .
История
[ редактировать ]Впервые опера была поставлена 26 декабря 1796 года в театре Ла Фениче в Венеции . Премьера оказалась настолько неудачной, что разочарованный Чимароза решил немедленно покинуть город. Однако серия следующих спектаклей обернулась большим успехом, как это произойдет двадцать лет спустя с « Россини » Севильским цирюльником . [ 1 ] За сезон состоялось не менее 49 выступлений. [ 2 ] Позднее опера была поставлена в крупнейших европейских театрах, в том числе в театре Ла Скала в Милане и в при императорском дворе Наполеона Париже . [ 3 ] В Европе XVIII века итальянские оперы обычно не держались в театрах очень долго, едва ли выдерживая один сезон. Однако Гли Орази и Куриази продолжали работать в течение нескольких десятилетий, даже после смерти Чимарозы. В Венеции, например, в течение шести лет после премьеры опера имела еще четыре показа. [ 4 ] а всего за тот же период было поставлено «более 130 спектаклей». [ 5 ]
Опера претерпела несколько реадаптаций, среди которых Маркоса Антониу Португалии в 1798 году. особенно выделяется постановка [ 6 ] а также был использован в качестве объекта пародии La prima prova dell'opera «Gli Orazi ei Curiazi» на Франческо Ньекко либретто Джулио Артузи, позже переименованной в La prova di un'opera serie , которая также была поставлена в Венеции в 1803 году. . [ 7 ]
Gli Orazi ei Curiazi был очень дорог Наполеону, особенно в парижских спектаклях певицы Джузеппины Грассини , которая какое-то время была любовницей императора, и кастрата Джироламо Кресчентини — оба из которых были первоначальными авторами главных ролей. Горации в 1796 году . и Куриация Грассини почти всегда интерполировал арии, отличные от оригинальных, в основном взятые из португальской версии. [ 8 ]
Опера вызвала новый интерес в наше время: несколько постановок, начиная с постановки в Генуэзском театре оперы Джокоза в 1983 году, которая также стала первой мировой записью, с Куриациусом в исполнении сопрано Даниэлы Десси . [ 9 ] Еще одно заметное возрождение произошло в Римском оперном театре в 1989 году с дирижером Аланом Кертисом , Джанной Роланди в роли Куриация и Анной Катериной Антоначчи в роли Горации.
Художественные особенности
[ редактировать ]Gli Orazi ei Curiazi обычно считается лучшей из одиннадцати серий опер, созданных Чимарозой, хотя сам композитор считал «Артемизию, царицу ди Карию» 1797 года « самой сносной » из своих произведений. [ 10 ] Она представляет собой типичный пример не столько музыкальной драмы второй половины XVIII века вообще, сколько особого рода мелодрамы, вошедшей в моду в последнее десятилетие века вслед за революционной Францией ». военные успехи. Новая мода требовала, чтобы мелодрама соответствовала новым временам, достойно превознося республиканские добродетели Древнего Рима. Родольфо Челлетти пишет: «Чимарозе уже довелось заняться Гаем Марием и Юнием Брутом, но это было непреднамеренно. Теперь с Орази и Куриаци , а в следующем году с Аттилио Реголо , он должен был внести более конкретный вклад в возвеличивание республиканские мифы». [ 11 ] В конце концов, однако, композитор остался прежним, и, по словам Челлетти, это привело к выводу, что «в опере не было ничего трагического или действительно героического... Мы должны рассматривать все в зависимости от того, для чего оно было использовано». задуманный для. В «Ориази и Куриази» , архетипе классической и «республиканской» драмы конца XVIII — начала XIX века, мы должны увидеть своего рода изящную эволюционную операцию в ультраконсерватизме… Что касается Республиканская мелодрама Чимарозы и других была украшена некоторыми дополнительными украшениями и приняла звуки труб и некоторые марши, чтобы оставаться, по существу, той, какой она всегда была во времена придворных театров: источником лирических излияний и не эпических [всплесков]». [ 11 ] Музыковед Франческо Флоримо , друг Беллини , случайно заметил: «Иногда Чимароза отдается скорее лирической, чем трагической привязанности, иногда вокализму и изяществу, которые можно перенести только в комическом жанре».
довольно сложно По мнению Челетти, назвать «Gli Orazi ei Curiazi» шедевром , как и большую часть итальянской оперной серии второй половины XVIII века. «Доменико Чимароза был знаменосцем нашего комического музыкального театра и… ясно, что комический оперист не только преобладает над серьезным, но нередко выходит из-под его контроля и вдохновляет его». Так происходит в дуэте Куриация и Горация, который открывается «торжественностью типичных дуэтов вызова ( Quando nel Campo Armata… )», но вскоре, почти незаметно, переходит «к нежности и непринужденности A questi Accenti». адессо… ». [ 10 ] Челлетти говорит, что это верно для всех наиболее известных страниц оперы, прежде всего для «Quelle ученика Тенере» Куриациуса . Оратия Единственным возможным исключением является Se alla patria ognor donai , которая вместо этого представляет собой «пример героической арии для тенора котурной мелодрамы», которая должна была оставаться в полной моде до тех пор, пока Россини не начал «центральный диапазон, периодические восходящие интервалы для придания энергии». и подходят к мелодии, короткие мелизмы или нисходящие гаммы для усиления ее аулического выражения, а также усиление мелизм, когда начинается Allegro A voi tutti il vivo lampo ». [ 10 ]
Челлетти также говорит, что Чимароза смог проявить все свое вдохновение в величественной сцене подземного храма во втором действии: «Оркестровое вступление, торжественное и загадочное, сопровождается другими оркестровыми моментами описательного характера, которые показывают, насколько блестяще некоторые оперисты из наших можно было уловить стихию либо таинственную, либо страшную, либо ужасную, не рабски подражая природе… но между тем прекрасные речитативы Куриация и Горации и Куриациуса Andantino Ei stesso intrepido пересекаются, чтобы прийти к великому возобновлению других сольных голосов; и хора ( Regni silenzio muto, profondo )». [ 10 ]
Последний яростный дуэт Марка Горация и Горации необычен для мелодрамы «Метастазио» , но, как сообщается, был «очень оценен» публикой. [ 10 ] На премьере ее исполняли два самых импозантных певца своего времени: молодая красивая дива-людоедка (и великая кантатриса) Грассини и красивый героический тенор Маттео Бабини (или Баббини), который, помимо того, что был культурным, утонченный и выразительный певец, несомненно, мог бы выглядеть рядом с ней достойно, не лишенный, конечно, телосложения для роли (он был высоким, блондином, стройным и с очень красивым лицом). [ 12 ]
Вокальное письмо Чимарозы чрезвычайно размеренно, избегает высокой тесситуры, длинных вокализаций, акробатики и чрезмерной орнаментации - за исключением, в небольшой степени, героической арии Марка Горация. Челлетти комментирует это: «Колоратура Чимарозы - одна из тех, которые мы можем определить как широкие, в отличие от мелких колоратур некоторых оперистов в стиле барокко или Россини неаполитанского периода. Следовательно, у исполнителей есть не право, а обязанность интегрировать сочинение композитора с вариациями. , редукции и интерполяции каденций, особенно в да капо ». [ 10 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Действие происходит в Риме во время войны против города Альба-Лонга . Главные герои оперы — две семьи: Горации из Рима и Куриации из Альбы. Несмотря на состояние войны, эти две семьи связаны: девушка из Куриациев Сабина вышла замуж за Марка Горация, назначенного наследника римской семьи. Во время военного перемирия дочь Горация Горация, в свою очередь, выдается замуж за своего возлюбленного Куриация, вождя семьи Альбанов. Чтобы избежать дальнейшего серьезного ущерба, два короля, Тулл Гостилий и Меттий Фуфетий, достигают соглашения об урегулировании разногласий между двумя городами посредством ограниченного столкновения насмерть между шестью чемпионами, тремя из Горациев и тремя из Куриациев. Известие о соглашении приводит обе семьи в отчаяние, поскольку две невестки обречены оплакивать смерть своих мужей или братьев.
Во втором акте Горация и Сабина при поддержке народа и священников пытаются предотвратить мерзость смертельного вызова между родственниками, наводняя Кампо Мартио как раз в тот момент, когда борьба вот-вот начнется. Им удается добиться отсрочки, чтобы можно было проконсультироваться с оракулом Аполлона. Обе семьи воинов принимают это решение неохотно. Второй акт заканчивается грандиозной сценой в сводах храма Аполлона: сначала там появляются одни Куриаций и Горация, позже к ним присоединяются все остальные, и Кураций оплакивает печальную судьбу тех, кто, возможно, собирается пролить кровь своих родственников. Наконец голос оракула объявляет, что вызов должен продолжаться.
Третий акт короче остальных и обычно ставится вместе со вторым. После сцены прощания между Куриацием и Горацией показана последняя встреча Марка Горация, победившего в битве, и его обеспокоенной сестры. Горация, восставшая против своей судьбы, обрушивает проклятия богов на родной город, который довел ее мужа до кровавой смерти, а сама, в свою очередь, убита разъяренным безжалостным братом и сброшена с лестницы.
Роли
[ редактировать ]Роль | Вокальный регистр первого исполнителя | Премьера актерского состава, 26 декабря 1796 г. (Пейзаж: Антонио Мауро) |
---|---|---|
Публий Гораций | тенор | Джузеппе Дезиро |
Маркус Гораций | тенор | Маттео Бабини |
Речь | меццо-сопрано / контральто | Джузеппина Грассини |
Куриаций | сопрано кастрированное | Джироламо Кресчентини |
Сабина | сопрано | Каролина Маранези |
Лициний | кастрированное сопрано | Франческо Росси |
Первосвященник | Бас | Филиппо Франьи |
Предзнаменование | Бас | Жокей Мори |
оракул | Бас | Жокей Мори |
Тулло Остилио (обычно не исполняется) | тенор | Одоардо Капротти |
Мецио Фуфецио (обычно не исполняется) | тенор | Антонио Манджино |
хор |
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Франческо Флоримо , 2-й том, цитируется в Toscano, стр. 80–81.
- ^ действительно, Морелли (стр. 27) подробно перечисляет 51 дату от премьеры до 28 февраля 1797 года, но о двух из них (27 и 28 февраля) сообщается дважды.
- ^ Морелли, пассим ; Россини; Тоскано, с. 80
- ^ Гуалерци, с. 91
- ^ Лазаревич, с. 718. Действительно, Морелли (стр. 27-28) перечисляет ровно 138 дат, но четыре из них (две, о которых сообщалось выше, 21 ноября 1798 г. и 2 марта 1802 г.) повторяются дважды.
- ^ Лазаревич, с. 718; Морелли, с. 26
- ^ Россини.
- ^ прежде всего две сцены и арии Горации: « Оставь хотя бы ch'io riprinda... » и « Мне хотелось бы обуздать свои слезы... » в первом действии; « Popoli amici... » и « Ах, помилуй мои слезы... » во втором акте (ср.: Морелли-Суриан, стр. 41 и 42)
- ^ Маринелли, с. 93.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Челлетти, с. 2.
- ^ Jump up to: а б Челлетти, с. 1.
- ^ Морелли, с. 31.
- Источники
- Челлетти, Родольфо , Вступительное эссе, которое цитируется непосредственно из английского перевода, за исключением нескольких незначительных, но необходимых адаптаций из буклета, сопровождающего первую мировую запись Gli Orazii ei Curiazii , Bongiovanni, 1983 (на итальянском и английском языках)
- Флоримо, Франческо, Музыкальная школа Неаполя и ее консерватории с взглядом на историю музыки в Италии , 4 тома, Морано, Неаполь, 1880–82 (анастатическое переиздание: Музыкальная школа Неаполя и ее консерватории , Форни, Болонья, 2002 . ISBN 88-271-0440-2 (на итальянском языке)
- Гуалерци, Джорджио, Una volta e poipiù в программе Театра оперы для спектаклей Gli Orazi ei Curiazi , Рим, 1989 (на итальянском языке)
- Лазаревич, Джордана, « Ориази и Куриази, Гли » в Стэнли Сэди (редактор), Оперный словарь Нью-Гроув , Гроув (издательство Оксфордского университета), Нью-Йорк, 1997, III, стр. 717–718. ISBN 978-0-19-522186-2
- Маринелли, Карло, Le edizioni in disco в программе Teatro dell'Opera для спектаклей Gli Orazi ei Curiazi , Рим, 1989 (на итальянском языке)
- Морелли, Джованни, «E voi piplele tener», украдкой, блуждающий взгляд на «Орази» Доменико Чимарозы и др. в программе Театра оперы к спектаклям Gli Orazi ei Curiazi , Рим, 1989 (на итальянском языке)
- Морелли, Джованни и Эльвидио Суриан, Музыкальная редакция программы Театра оперы для спектаклей Gli Orazi ei Curiazi , Рим, 1989 г.
- Россини, Паоло, Орази и Куриази, Гли , Джелли, Пьеро и Полетти, Филиппо (редакторы), Dizionario dell'opera 2008 , Милан, Baldini Castoldi Dalai, 2007, стр. 932–933, ISBN 978-88-6073-184-5 (воспроизведено онлайн в Opera Manager, архивировано 30 декабря 2016 г. на Wayback Machine )
- Другие источники
- Тоскано, Сильвия (редактор), Маршрут критического приключения в программе Театра оперы для спектаклей Gli Orazi ei Curiazi , Рим, 1989 (на итальянском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Казалья, Герардо (2005). « Орази и Куриази , 26 декабря 1796 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- (на итальянском языке) Либретто de Gli Orazi ei Curiazi. Архивировано 6 июня 2008 г. в Wayback Machine.