Концерт для скрипки № 5 (Моцарт)
Концерт для скрипки с оркестром ля мажор | |
---|---|
№5 «Турецкий» | |
Моцарта В. А. | |
Ключ | майор |
Каталог | К. 219 |
Составленный | 1775 |
Движения | Три ( Аллегро Аперто – Адажио – Аллегро Аперто , Адажио , Рондо – Время Менуэта ) |
Подсчет очков |
|
Концерт для скрипки № 5 ля мажор , К. 219, часто называемый «турецким», [1] был написан Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1775 году, премьера которого состоялась в рождественский сезон того же года в Зальцбурге. Он следует типичной музыкальной структуре «быстро-медленно-быстро».
Фон
[ редактировать ]Моцарт написал большую часть своих концертов для струнных инструментов с 1773 по 1779 год, но неизвестно, для кого и по какому поводу он их написал. [2] Точно так же неясна датировка этих работ. Анализ почерка, бумаг и водяных знаков показал, что все пять скрипичных концертов несколько раз датировались. Год написания пятого концерта «1775» был зачеркнут и заменен на «1780», а позже снова изменен на «1775». [2] Моцарт больше не использовал тональность ля мажор для концерта до Фортепианного концерта № 12 , К. 414. [3]
Партитура с автографом хранится в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне, округ Колумбия. [2]
Структура
[ редактировать ]Концерт написан для двух гобоев , двух валторн для ля (ми мажор адажио) и струнных .
Движения следующие :
Обозначение аперто в первой части редко встречается в инструментальной музыке Моцарта (два его фортепианных концерта, Фортепианный концерт № 6 си ♭ мажор и Фортепианный концерт № 8 до мажор, имеют эту маркировку, как и его Концерт для гобоя до мажор). мажор), но гораздо чаще появляется в его операх. Это подразумевает, что пьеса должна быть сыграна более широко и величественно, чем можно было бы обозначить простым аллегро . Первая часть открывается оркестром, играющим главную тему — типичную моцартовскую мелодию. Соло скрипки начинается с короткого, но сладкого пассажа ля адажио мажор дольче под простой аккомпанемент оркестра. (Это единственный случай в концертном репертуаре Моцарта, в котором подобная интерлюдия адажио происходит при первом вступлении солиста в концерт.) Затем он возвращается к основной теме, когда скрипка соло играет другую мелодию поверх оркестра. . Первая часть длится 10–11 минут.
основан Финал рондо на менуэта несколько раз повторяющейся теме . В середине движения счетчик меняется с 3
от 4 до 2
4 раздел « Турецкая музыка и звучит ». Для этого характерен переход к ля минор (от оригинального ля мажор) и использование гротескных элементов, таких как унисонные хроматические крещендо , повторение очень коротких музыкальных элементов и кольно- игра на виолончелях и контрабасах. Этот раздел дал концерту прозвище «Турецкий концерт». Знаменитое Рондо алла Турка из Сонаты для фортепиано № 11 ля мажор Моцарта имеет ту же тональность и схожие элементы.
Позже Моцарт сочинил Адажио ми мажор для скрипки с оркестром , К. 261, в качестве замены медленной части этого концерта.
Типичное представление длится около 28 минут.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэй, Томас. «Концерт для скрипки № 5 ля мажор, К. 219» . Кеннеди-центр . Проверено 30 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Махлинг, Кристоф-Хельмут (2003). предисловие. Концерт ля ля для скрипки с оркестром № 5 КВ 219. Фортепианная редукция (Piano Reduction) . Моцарт, В. А. Кассель: Bärenreiter Verlag. стр. VI–VII. ИСМН М-006-45361-0
- ^ Харц, Дэниел (2008). Моцарт, Гайдн и ранний Бетховен, 1781–1802 гг . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 48.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт ля ля, К. 219 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Ausgabe.
- Концерт для скрипки № 5 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур