Джозеф Хассид
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Джозеф Хассид Юзеф Хасид | |
---|---|
![]() Хасид, около 1940 г. | |
Справочная информация | |
Рожденный | 28 декабря 1923 г. |
Источник | Сувалки , Польша |
Умер | 7 ноября 1950 г. Суррей , Англия | ( 26 лет
Род занятий | Музыкант |
Инструмент(ы) | Скрипка |
Йозеф Хасид (польский: Józef Chasyd ) (28 декабря 1923 — 7 ноября 1950) — польский скрипач .
Детство [ править ]
Родившийся 28 декабря 1923 года в еврейской семье в Сувалках , Польша , под именем Йозеф или Юзеф Хасид, он был вторым младшим из четырех детей. Он потерял мать, когда ему было десять лет, и его воспитывал отец Овсей, который взял на себя ответственность за его карьеру. После уроков у местного учителя игры на скрипке, он учился в Музыкальной школе имени Шопена в Варшаве у Мечислава Михаловича (род. 1872) и Ирены Дубиской с 1934 года (1899–1989). В 1935 году он принял участие в первом Международном конкурсе скрипачей имени Генрика Венявского в Варшаве. , но у него случился провал в памяти; он получил почетный диплом.
Его отец организовал для него игру за своего соотечественника-поляка Бронислава Губермана , который был очень впечатлен, и он организовал для Хасида обучение у венгерского виртуоза Карла Флеша на его летних курсах в Спа, Бельгия, где среди однокурсников были Иври Гитлис , Жинетт Неве. и Ида Гендель .
Лондонские исследования и концерты
Хассид приехал в Лондон со своим отцом в 1938 году по приглашению Флеша, чтобы продолжить у него обучение. Флеш сосредоточился на своем музыкальном и интерпретативном развитии, а не на технических навыках. Среди музыкальных знаменитостей, которые слышали его игру в доме Флеша и были поражены его способностями, были Джозеф Сигети , Жак Тибо , Давид Ойстрах и Фриц Крейслер . В отрывке, дополняющем мемуары своего отца, Карл Ф. Флеш писал, что «Хассид, без сомнения, был одним из самых сильных скрипачных талантов своего времени. Действительно, Фриц Крейслер, услышав его в доме моего отца, сказал: «Такой скрипач, как Хейфец, рождается каждый год». 100 лет; один, как Хасид, каждые 200 лет». [1] На оставшуюся часть карьеры Хассида Крейслер одолжил ему скрипку 1860 года работы французского мастера Жана-Батиста Вийома , которая была большим улучшением по сравнению с инструментом, на котором он играл до этого.
Он дал частный концерт с пианистом Айвором Ньютоном 9 марта 1938 года в роли «Йосефа Хассида» в доме г-на Л.Л. Гилдесгейма, 41 Клифтон-Хилл, Саут-Хэмпстед, где среди гостей был сэр Генри Вуд . [2] После частного концерта в доме сэра Филипа Сассуна Хассид дебютировал на публике на концерте с Джеральдом Муром в Вигмор-холле 3 апреля 1940 года, объявленном «польским мальчиком-скрипачом». [3] исполнение произведений Корелли ( вариации «Ла Фоллия» ), Дебюсси , Шуберта («Соната соль мажор»), Баха (адажио и фуга из одной из сонат без аккомпанемента ), Паганини ( «И пальпити ») и других. На следующий день The Times написала, что Хассид «продемонстрировал воображение и музыкальную проницательность» и что «его выступление произвело сильное впечатление». Много лет спустя Мур отметил, что Хассид был «величайшим инструментальным гением, с которым я когда-либо сотрудничал. Я не знаю, как объяснить его пыл. невероятное, метафизическое качество. К сожалению, у него была несчастная любовь, которая буквально свела его с ума, но, возможно, внутреннее беспокойство заставило его играть так фантастически». (Интервью газете «Граммофон» , апрель 1973 г.)
Три недели спустя, вечером 25 апреля, он дебютировал с оркестром в Королевском зале на концерте Польского фонда помощи (транслировался на домашней службе BBC), исполнив Чайковского Концерт для скрипки с LPO под управлением Гжегожа Фительберга (во время которого он пострадал провал в памяти). Концерту предшествовали два коротких произведения Шабрие и Кондрацкого, а за ним последовала Бетховена симфония Седьмая . На следующий день газета «Таймс» сообщила, что Хассид «с самого начала проявил некоторые признаки нервозности», но «красота его тона была поразительной, а блеск финала» принёс ему щедрые аплодисменты. 9 июня 1940 года он должен был выступить с Эйлин Джойс в качестве артистки второго плана у Ричарда Таубера на концерте в Колстон-холле в Бристоле, но на этом мероприятии его заменила виолончелистка Элеонора Уоррен .
Он дал несколько сольных трансляций на BBC и исполнил Скрипичный концерт Бетховена во время дневного концерта в Королевском зале под управлением сэра Адриана Боулта, дирижировавшего Лондонским филармоническим оркестром, 5 января 1941 года. Три дня спустя The Times прокомментировала концерт Хассида как «технически совершенный концерт». исполнения, но он еще не достиг чистоты стиля, особенно в вопросе сохранения ровного тона на протяжении всей фразы, что необходимо музыке».
Последний концерт Хассида также состоялся в Королевском зале во второй половине дня 1 марта 1941 года, где он исполнил Брамса Скрипичный концерт с Симфоническим оркестром Сиднея Бира, состоящим примерно из тридцати музыкантов под управлением Сидни Бира. В обзоре «Таймс» (4 марта) отмечалось, что концерт был «наименее удовлетворительной частью концерта, потому что ни у молодого скрипача, ни у дирижера, похоже, не было определенного взгляда на Брамса, который он мог бы представить своим слушателям. это был умный студент, который усердно работал над заучиванием концерта, но все еще мог сбиться с толку, вплоть до того, что время от времени забывал ноты. Ритм на протяжении всего времени был нерешительным, и последние страницы финала превратились почти в гонку. между солистом и оркестром».
Болезнь и смерть [ править ]
Хотя изначально Хасид был застенчивым и замкнутым, когда он впервые приехал в Лондон, его описывали как беззаботного и симпатичного молодого человека, но к февралю 1941 года стало очевидно, что он страдает тяжелым психическим расстройством, характеризующимся резкими перепадами настроения, часто становясь угрюмым и замкнутым. и восстал против своей скрипки, своего отца и своей религии. Неспособность узнавать близких друзей быстро привела к полному отстранению от мира в целом. Ему поставили диагноз шизофрения , и 19 июня, замкнутый и отказывающийся сотрудничать, он был госпитализирован в больницу Святого Андрея в Нортгемптоне для лечения инсулиновой комы и электросудорожной терапии . Агент Хассида, импресарио Гарольд Холт , писал суперинтенданту больницы Святого Андрея: «Он не что иное, как гений скрипача и такого исключительного качества, что мы хотим приложить все возможные усилия, чтобы вылечить его. Я хотел бы особенно подчеркнуть, что он исключительный человек и мог бы – если бы не развилась эта болезнь – стать одной из величайших фигур в мире скрипачей». [4]
Его состояние на какое-то время улучшилось, и он покинул больницу 2 мая 1942 года, но 9 декабря того же года он был признан невменяемым и через три дня помещен в Муркрофт-Хаус, частный приют в Хиллингдоне, Миддлсекс, для дальнейшего лечения. 13 июля 1943 года Хасид был переведен в приют в Эпсоме ( больница Лонг-Гроув ), угрюмый, равнодушный и уклончивый, то молчаливый, то бессмысленно смеющийся. Он оставался там до конца своей жизни. Его отец умер в 1949 году, в результате чего его состояние ухудшилось до такой степени, что 20 октября 1950 года психохирурги подвергли его двусторонней префронтальной лоботомии . У Хасида развилась послеоперационная инфекция, которая переросла в менингит , и он умер 7 ноября, незадолго до своего двадцать седьмого дня рождения. [4]
Записи [ править ]
Фред Гайсберг из EMI организовал пробную запись ( Элгара «Капричии» соч. 17) с аккомпаниатором Айвором Ньютоном в студии Abbey Road 9 января 1939 года, когда Хассиду только что исполнилось 15 лет; а затем Уолтер Легг произвел еще восемь записей 12, 28 июня и 29 ноября 1940 года, на этот раз в сопровождении Джеральда Мура . Задержка произошла из-за агента Хассида Гарольда Холта , который считал, что ему следует продолжить учебу еще на год. Некоторые, кто слышал выступление Хасида вживую, говорят, что пластинки показывают его не с лучшей стороны. Несмотря на это, его исполнение « Джозефа Ахрона » Еврейской мелодии , и » Сарасате «Сапатеадо « Крейслера Венского каприса» , в частности, превосходно и демонстрирует высочайшую виртуозность в выразительной фразировке . Цитируем заметку Брайана Кримпа к компакт-диску «Завет»: «В тот момент, когда Хассид натягивает тетиву, он очаровывает слух чарующим и уникально индивидуальным звуком... несравненной техникой и захватывающим и часто оригинальным интерпретационным подходом. Его техническая безопасность и чистота». атаки потрясающие, его тон одновременно яркий, мужественный и неописуемо чистый и сладкий». Хассиду, видимо, показалось, что его вибрато на пластинке звучит слишком быстро, но, наверное, это всего лишь дело вкуса.
На основе примечаний к выпускам компакт-дисков, Feinstein 1997, газетных объявлений и обзоров и т. д.
Полные опубликованные записи, выпущенные на компакт-диске:
- Жемчуг GEMMCD9939 (1992)
- Завещание SBT1010 (1992)
- Симпозиум SYMPCD1327 (2003 г.)
(Компакт-диски «Завет» и «Симпозиум» также включают тест 1939 года.)
Йозеф Хассид был одним из нескольких вундеркиндов, чья блестящая карьера продлилась недолго. Бруно Монсенжона посвящено «Искусство игры на скрипке» памяти Хасида. [5]
Ссылки [ править ]
- ^ Карл Флеш: Мемуары (1973, стр. 360–1). Скрипачом, с которым сравнивали Хасида, обычно называют Яшу Хейфеца , но в письме, опубликованном в «Граммофоне» (август 1987 г., стр. 531), Брайан Кримп (который предоставил примечания к буклету к компакт-диску «Завет») утверждает, что свидетель первоначальный разговор заверил его, что имя Хейфеца не упоминается; более того, в письме, опубликованном в декабрьском номере за 1987 год (стр. 869), Артур В. Веред, биограф Хейфеца, подтверждает, что он может с уверенностью сказать, что это был не он.
- ↑ «Таймс», 12 марта 1938 г.
- ^ Маргарет Кэмпбелл: Великие скрипачи (1980)
- ^ Перейти обратно: а б Файнштейн, Энтони (март 1997 г.). «Психохирургия и вундеркинд: психическое заболевание скрипача-виртуоза Йозефа Хассида» . История психиатрии . 8 (29): 55–60. дои : 10.1177/0957154X9700802904 . ISSN 0957-154X . ПМИД 11619208 . S2CID 1561058 . Проверено 31 января 2013 г.
- ^ Скрипичные виртуозы: от Паганини до 21 века, Генри Рот
- Журнал «Страд» 94.1983/84.8; 12/1997; 5/1998, с. 455 Страда Индекс
Внешние ссылки [ править ]
- Польские классические скрипачи
- Польские классические скрипачи-мужчины
- 1923 рождения
- 1950 смертей
- Люди из Сувалок
- Люди из Белостокского воеводства (1919–1939).
- Люди с шизофренией
- Еврейские классические музыканты
- Польские евреи 20-го века
- Лоботомированные люди
- Классические скрипачи ХХ века
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Смертность от менингита