Jump to content

История евреев в Вене

История евреев в Австрия Вене , . , насчитывает более восьмисот лет Есть свидетельства еврейского присутствия в Вене , начиная с 12 века. [1]

В конце 19-го и начале 20-го веков Вена была одним из самых известных центров еврейской культуры в Европе, но в период правления национал-социалистов в Австрии еврейское население Вены было почти полностью депортировано и уничтожено. в Холокосте . С 1945 года в городе постепенно восстанавливается еврейская культура и общество.

Средний возраст

[ редактировать ]
Остатки синагоги на Юденплац, разрушенной в 1420/21 г.
Фанни фон Арнштейн владела одним из самых важных литературных салонов города в 18 веке.

Первым названным евреем был Шлом, герцога Фридриха I ( мюнцмейстер мастер монетного двора), назначенный на должность в 1194 году. Шлом и его семья позже были убиты погроме крестоносцами в . [2] В 1238 году император Фридрих II предоставил евреям привилегию , а существование общественных учреждений, таких как синагога , больница и бойня, можно доказать, начиная с 14 века. Городской закон Вены наделял специального юденрихтера ( еврейского судью ) полномочиями выносить решения в спорах между христианами и евреями, но этот судья не был уполномочен выносить решения в конфликтах между двумя еврейскими партиями, если только одна из сторон не подала ему жалобу.

Первые евреи жили в районе Зайтенштеттенгассе; примерно с 1280 года они также жили вокруг современной Юденплац . Центр еврейской культурной и религиозной жизни находился здесь с 13 по 15 века, вплоть до Венской Гесеры 1420/21 года, когда Альберт V приказал уничтожить евреев города, что привело к их убийствам, изгнанию, а в некоторых случаях коллективное самоубийство. [2]

Раннее Новое время (16–18 вв.)

[ редактировать ]

В 1512 году в Вене проживало 12 еврейских семей. [1] Хотя до 1624 года действовал запрет на новые поселения, [3] это неоднократно обходили путем предоставления исключений, вплоть до того, что в 1582 году на Зеегассе было основано новое кладбище . Права евреев были дополнительно ограничены в 1637 году, что привело ко второму изгнанию еврейского населения Вены в 1669/70 году при Леопольде I. . Бывший еврейский квартал затем был переименован и остается « Леопольдштадтом ». [3]

После Тридцатилетней войны и войн с османами , включая вторую османскую осаду Вены , тяжелое финансовое положение привело к тому, что австрийские императоры полагались на помощь еврейских банкиров, в частности Сэмюэля Оппенгеймера и Самсона Вертхаймера. [4] Сэмюэл Оппенгеймер был назначен финансистом при дворе в 1683 году; он также отвечал за восстановление кладбища. Оппенгеймер смог помочь Самсону Вертхаймеру из Вормса приехать в Вену в 1684 году. Позднее Вертхаймера назвали придворным евреем , но он не мог выполнять свои обязанности раввина в Вене и поэтому уехал в Айзенштадт , часть Зибенгемайндена , где евреев приветствовали. при Павле I, 1-м принце Эстерхази Галантском .

С 1736 года в Вене проживало небольшое сефардское население, имевшее во времена Марии Терезии собственную религиозную общину с синагогой . Большинство населения ашкенази получило такой же статус только намного позже при Франце Иосифе I.

Под влиянием эпохи Просвещения император Иосиф II издал в 1782 году Указ о толерантности , который предоставил гражданские права евреям в Австрии. [5] Однако им по-прежнему запрещалось создавать религиозные общины и проводить религиозные службы публично.

Реставрация (19 век)

[ редактировать ]
Еврейское население Вены [6] [7] [8] [9]
по переписи и конкретному району
Год тотальная попса. евреи Процент
1857 476,220 2617 1.3
1869 607,510 40,277 6.6
1880 726,105 73,222 10.1
1890 817,300 99,444 12.1
1890* 1,341,190 118,495 8.8
1900 1,674,957 146,926 8.7
1910 2,031,420 175,294 8.6
1923 1,865,780 201,513 10.8
1934 1,935,881 176,034 9.1
1951 1,616,125 9000 0.6
1961 1,627,566 8354 0.5
1971 1,619,855 7747 0.5
1981 1,531,346 6527 0.4
1991 1,539,848 6554 0.4
2001 1,550,123 6988 0.5
* = после расширения Вены

В 1824 году по рекомендации Михаэля Лазара Бидермана раввина Исаака Мангеймера привезли из Копенгагена в Вену . Поскольку официально еврейской религиозной общины еще не существовало, Мангеймер работал «директором утвержденной империей государственной израильской религиозной школы в Вене». Мангеймер провел осторожные реформы в Вене, не спровоцировав раскола среди еврейского населения, подобного тем, которые произошли в большинстве еврейских общин Европы в 19 веке. Вместе с Лазарем Горовицем , который был вызван в Вену в качестве раввина в 1828 году, Мангеймер агитировал за отмену дискриминационной еврейской клятвы . Купец Исаак Лёв Хофманн также играл ведущую роль в еврейской общине Вены с 1806 года до своей смерти в 1849 году.

12 декабря 1825 года Мангеймер заложил камень в фундамент Штадттемпеля первый на Зайтенштайнгассе. Синагога, спроектированная Йозефом Корнхойзелем , была освящена Мангеймером 9 апреля 1826 года. В том же году Саломон Зульцер из Хоэнемса был назначен хазаном в синагоге, где он прослужил 56 лет.

Еврейские интеллектуалы участвовали в революции 1848 года . В новый избранный императорский сейм , собравшийся впервые в июле 1848 года, вошли четыре еврейских депутата, трое из которых были избраны из Вены. [5]

В 1867 году при императоре Франце Иосифе I евреи получили равное признание перед законом. [10] В результате равного признания еврейская община Вены быстро росла: в 1860 году еврейская община в Вене насчитывала 6200 человек; в 1870 году это число уже возросло до 40 200, а на рубеже веков — до 147 000. [5] Вены Второй район , Леопольдштадт , в это время превратился в центр еврейской жизни Вены. Еврейское население в этом районе города вскоре составило половину всего населения района. В соседних районах Бригиттенау (который был отделен от Леопольдштадта в 1900 году) и Альзергрунде также проживало много евреев. Евреи, проживавшие в этих районах, составляли большинство еврейского населения Вены и принадлежали по большей части к низшему или среднему классу – это были чернорабочие, ремесленники, мелкие бизнесмены (например, владельцы кафе) и торговцы. Богатые евреи жили по большей части в пригородах вилл Дёблинг и Хитцинг , а также в центре города, Внутреннем Штадте .

Теодор Герцль отреагировал на растущее распространение антисемитизма в этот период созданием политического сионизма . Однако в то же время еврейскую общину возглавляли преимущественно ассимилированные евреи.

Крах Габсбургской монархии и Первой республики (1910–1930-е гг.)

[ редактировать ]
Вклад евреев в экономику Вены (1934 г.) [11]
 Процент всей деятельности, приходящийся на граждан Вены еврейского происхождения
Врачи 51.6%
Фармацевты 31.5%
Кредитные бюро 82.0%
Автошколы 13.0%
Пекари и хлебопечки* 60.0%
Банки 75.0%
Аптеки 26%
Мясники 9%
Фотографы 34%
Парикмахерские 9.4%
Гаражи 15.5%
Ювелиры 40%
Операторы кафе 40%
Кинотеатры 63%
Скорняки 67.6%
Модистки 34%
Оптики 21.5%
Торговцы кожаными изделиями 25%
Юристы 85.5%
Рекламные бюро 96.5%
Пабы 4.7%
Слесари 5.5%
Сапожники 70%
Жестянщики 20%
Текстильная отрасль 73.2%
Часовщики 32%
Зубные техники 31%
Кондитерские магазины ≤ 70%
Металлолом и металлоторговцы ≤ 100%
Торговцы бензином и нефтью 70%
Дилеры птицы 60%
Торговцы древесиной и бумагой ≤ 70%
Торговцы и производители мебели 85%
Радиодилеры ≤ 80%
Винные дилеры 73.6%
* а также все производство хлеба
Храм Леопольдштадта , картина Рудольфа фон Альта.
Ультраортодоксальные евреи в Леопольдштадте, 1915 год.
Торговый центр Гернгросс, основанный венскими евреями.
Венской Ризенрадой до 1938 года также управляли венские евреи.

После начала Первой мировой войны и первых австрийских поражений на восточном фронте начался исход 350 000 беженцев в восточные районы империи ( Галицию ). Среди беженцев было от 50 000 (по данным полиции) до 70 000 (по данным газеты Arbeiterzeitung ) евреев, которые все прибыли на северный железнодорожный вокзал Вены в Леопольдштадте.

Хотя около половины этих вновь прибывших вернулись в свои дома после того, как ситуация на восточном фронте успокоилась, [12] Эти события подвергли испытанию всю еврейскую общину Вены и ее отношения с христианским населением Вены. Беженцы жили в нищете, но работу найти было трудно, а фабрики не хотели принимать беженцев на работу. Ситуацию описывали так: «В то время как немцы обрекали евреев на востоке на принудительный труд, австрийцы обрекали их на принудительную безработицу» . [12] Многие из беженцев пытались зарабатывать на хлеб насущный, работая разносчиками или продавцами, и возникло множество благотворительных организаций, координирующих пожертвования одежды и другие кампании, но «Остюден» ( восточные евреи ) стали жертвами многих негативных предрассудков и из-за своей бедности. чаще становились объектами антисемитских нападений, чем богатые ассимилированные евреи. Им было нелегко обосноваться в Вене.

После падения Габсбургской монархии в 1918 году евреи получили возможность свободно передвигаться по всей Австро-Венгрии . Община в Вене насчитывала около 200 000 человек. [5] Большинство венских евреев проживало в этом районе, который служил еврейским гетто . до изгнания императора Леопольда в 1670 году [13] Позже еврейское население этого района восстановилось, и в межвоенные годы его прозвали Маззесинзель ( остров мацы ). [13]

В это время евреи Вены разделились на две группы. С одной стороны, были евреи, которые либо долгое время жили в Вене, либо родились там и ассимилировались в христианском обществе. С другой стороны, были ортодоксальные евреи , которые хотели жить в соответствии с традиционными верованиями и обычаями. Привычки голосования в сообществе также свидетельствуют о разделении; в то время как большинство, состоящее по большей части из ассимилированных евреев, голосовало за социал-демократов , другие голосовали за еврейские партии, которые оспаривали выборы как в империи , так и в Первой республике и которые сосредоточили свою предвыборную рекламу на борьбе с социал-демократами за голоса. Со временем почти все евреи пришли голосовать за социал-демократов, поскольку еврейские партии считались недостаточно сильными, в то время как все другие партии были антисемитскими и отказывались принимать в свои члены евреев. [12]

Плакат антисемитской кампании, использованный Христианско-социальной партией во время выборов 1920 года в Австрии.

Антисемитизм стал еще более выраженным во время первой республики. В еврейских кварталах, в частности в Леопольдштадте, антисемитские организации распространяли свои листовки и газеты, направленные на настройку христианского населения против своих еврейских соседей. Протест в Пратерштерне, организованный социалистами и коммунистами против такой провокации, закончился насилием. Когда немецкий националист Йозеф Мохапл был зарезан аполитичным нападавшим, уже имевшим судимость, правые газеты окрестили это «христианским погромом в Леопольдштадте», и с этого момента в Леопольдштадте можно было увидеть нацистских хулиганов. . Одним из первых нападений на известные заведения, спровоцированных этими группами, было разрушение известной «Café Produktenbörse» в декабре 1929 года. Особенно жестоким было нападение на молельную комнату в Café Sperlhof в 1932 году; молящиеся евреи были избиты, а нападавшие разрушили здание. [12]

Многие евреи присоединились к социалистическим и/или сионистским (молодежным) организациям, крупнейшими из которых были Хашомер Хацаир , Поале Цион и Еврейская социалистическая рабочая молодежь. В 1930-х годах некоторые социалистические, еврейские и сионистские движения объединились в комитеты действий, чтобы организовать уличное патрулирование и принять меры против «хакенкройцлеров» (головорезов со свастикой), нападавших на евреев. Первой такой группой была «Jüdische Selbstwehr» ( «Еврейская самооборона »). Военизированная организация «Бетар» также имела членов в Вене. [12]

После столетия прогресса на пути к эмансипации евреев антисемитские нападения, поощряемые Христианско-социальной партией , Великогерманской народной партией и нацистами, стали более распространенными в период между двумя мировыми войнами. Хьюго Беттауэр был среди тех, кто распознал знамения времени. Фильм « Город без евреев » снят по его одноименному роману .

Холокост (1938–1945)

[ редактировать ]
Сразу после аншлюса местное население заставило венских евреев чистить тротуары города.

После аншлюса в марте 1938 года около 206 000 евреев Вены подверглись жестоким преследованиям. [14] Их прогнали по улицам Вены, их дома и магазины были разграблены, и начался процесс арианизации . Эти события достигли своего апогея во время «Хрустальной ночи» погрома 9–10 ноября 1938 года. Все синагоги и молитвенные дома в Вене были разрушены, за исключением одной. [14] – Штадттемпель оказался единственным выжившим, поскольку его расположение в жилом районе не позволило ему сгореть. Большинство еврейских магазинов были разграблены, а затем закрыты; За одну ночь было арестовано более 6000 евреев, большинство из которых было депортировано в концентрационный лагерь Дахау в последующие дни . Нюрнбергские законы применялись в Австрии с мая 1938 года; они были подкреплены бесчисленными антисемитскими декретами. Евреев постепенно лишали свобод, им запрещали заниматься почти всеми профессиями, не допускали в школы и университеты и заставляли носить желтый значок .

По данным правительства Вены, более 65 000 венских евреев были вывезены в концентрационные лагеря и убиты. [14]

Нацисты распустили еврейские организации и учреждения, надеясь заставить евреев эмигрировать. Их планы увенчались успехом – к концу 1941 года Вену покинули 130 000 евреев, из них 30 000 уехали в США. Они оставили все свое имущество, но были вынуждены платить рейхсский налог на полеты — налог для всех эмигрантов из Третьего рейха; некоторые получили финансовую поддержку от международных организаций по оказанию помощи, чтобы они могли заплатить этот налог. После Ванзейской конференции в январе 1942 года, на которой нацисты решили полностью уничтожить еврейское население , большинство евреев, оставшихся в Вене, стали жертвами Холокоста . Из более чем 65 000 венских евреев, депортированных в концентрационные лагеря, выжили лишь немногие, превышающие 2000 человек.

Вторая республика (с 1945 г.)

[ редактировать ]
Юденплац Мемориал Холокоста на
Мемориальные доски в память убитых еврейских актеров

После Второй мировой войны потребовалось много времени, чтобы Австрии прийти к четкой позиции относительно своей части ответственности за ужасы «Третьего рейха». В 1980-х годах произошел сдвиг в мышлении, который привел к декларации со стороны австрийского правительства в июне 1991 года, в которой канцлер Враницкий сделал первое открытое заявление в парламенте относительно участия австрийских граждан в преступлениях нацистской Германии.

До 1938 года еврейское население Вены насчитывало более 201 000 человек. В 1946 году осталось всего 4 000 евреев , многие из которых эмигрировали в последующие годы. Между тем еврейское население Германии фактически выросло в результате эмиграции из Восточной Европы в это время. [15] В конце 1990-х годов в еврейской общине Вены насчитывалось едва более 7000 зарегистрированных членов. Многие из евреев, живущих сегодня в Вене, приехали в город как беженцы из Восточной Европы, чтобы начать новую жизнь в австрийской столице. иммигранты еврейского происхождения из земель бывшего Советского Союза Ряды еврейского населения Вены особенно пополнили . В 1992 году в городе был официально открыт Сефардский центр, в 1994 году — Психосоциальный центр Эсра ( «Помощь открылось новое школьное здание Фонда Рональда С. Лаудера »), а в 1999 году в Аугартене . В 2000 году был открыт Мемориал Холокоста на Юденплац , спроектированный Рэйчел Уайтред , а Музей еврейской истории, быта и религии также на Юденплац открылся .

Осенью 2008 года школа Цви Переса Хаджеса переехала с Кастеллезгассе на Симон-Визенталь-Гассе рядом с Messe Wien в Пратере . Таким образом, школа является частью комплекса, включающего еврейский детский сад, начальную школу и гимназию, рассчитанную примерно на 600 детей, и расположена рядом со спортивным клубом Хакоа Вена , который был вновь открыт в марте 2008 года, образовательным центром и старым народный дом. [16]

Перепись 2001 года в Австрии насчитала 8140 евреев в Австрии, из которых 6988 проживали в Вене. [17] Однако Israelitische Kultusgemeinde Wien считает, что в Австрии проживает около 15 000 евреев; [18] некоторые источники говорят о целых 20 000 человек. [16]

Леопольдштадт продолжает оставаться центром еврейской жизни Вены. Доля населения, исповедующего еврейскую религию, выше среднего и составляет 3,1%. В этом районе города есть восемь ашкеназских и три сефардских синагоги или молитвенных дома. [19] семь еврейских учебных заведений, [20] а также многочисленные кошерные магазины, пекарни и рестораны.

Синагоги

[ редактировать ]
Интерьер Штадттемпель

На протяжении веков в Вене было основано 93 синагоги. Единственная синагога, пережившая погром «Хрустальной ночи» , — это Штадттемпель . С тех пор было построено несколько новых синагог и молитвенных комнат.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Еврейская община Вены» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
  2. ^ Jump up to: а б «Евреи в средневековой Вене» . www.wien.gv.at. ​Проверено 16 июня 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Долгая дорога к равным правам - История евреев в Вене» . www.wien.gv.at. ​Проверено 16 июня 2024 г.
  4. ^ Лейхтнер, Отто; Ройдер, Карл А. (16 июня 2024 г.). «Социальные, экономические и культурные тенденции в период барокко - Австрия» . Британника . Проверено 16 июня 2024 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д «О еврейской общине Вены» . Еврейская община Вены . Проверено 16 июня 2024 г.
  6. ^ перепись 1890, 1900, 1910 годов Центральной статистической комиссии КК и перепись 1934 года и Статистический ежегодник города Вены за 1910 год , в: Ансон Рабинбах: Миграция галицких евреев в Вену. Ежегодник истории Австрии, том XI, Berghahn Books/Rice University Press, Хьюстон, 1975, стр. 48 (на немецком языке).
  7. ^ Статистический ежегодник города Вены 1930–1935 (новая серия. 3-й том), изданный Муниципальным статистическим управлением. Содержит цифры за 1910, 1923 и 1934 годы (на немецком языке).
  8. ^ Австрийская комиссия историков: Заключительный отчет Комиссии историков Австрийской Республики. Том 1. Oldenbourg Verlag, Вена, 2003 г., стр. 85–87 (результаты переписи 1934 г.) (на немецком языке).
  9. ^ Статистическое управление Австрии: Население по религиозным убеждениям и федеральным землям с 1951 по 2001 год (по состоянию на 15 января 2009 г.) (на немецком языке)
  10. ^ Моссе, Вернер Ойген; Паукер, Арнольд; Рюруп, Рейнхард (1981). Революция и эволюция 1848 года в немецко-еврейской истории . Мор Зибек. ISBN  978-3-16-743752-0 .
  11. ^ Георг Глокмайер: К венскому еврейскому вопросу . Верлаг Гюнтер, Лейпциг и Вена, 1936 г. (на основе переписи 1934 г.) (на немецком языке)
  12. ^ Jump up to: а б с д и Рут Беккерманн: Остров Маззес. В: Рут Беккерманн (редактор): Остров Мацце - евреи в Венском Леопольдштадте 1918–38. Лёккер, Вена, 1984 г., ISBN   978-3-85409-068-7 , С. 16ф. (на немецком языке)
  13. ^ Jump up to: а б Сильверман, Лиза (19 июня 2012 г.). Стать австрийцами: евреи и культура между мировыми войнами . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-994272-5 .
  14. ^ Jump up to: а б с «Изгнание, депортация и убийство — история евреев в Вене» . www.wien.gv.at. ​Проверено 16 июня 2024 г.
  15. ^ Ариэль Музыкант: Австрия другая. [ постоянная мертвая ссылка ] , 12 мая 2005 г. В: Der Standard , 4 мая 2005 г. (на немецком языке).
  16. ^ Jump up to: а б Марияна Милийкович: О расцвете речи не идет, но в еврейской общине что-то происходит: открывается кампус в Пратере. Der Standard , 12 сентября 2008 г., стр. 2 (на немецком языке).
  17. ^ Перепись Статистического управления Австрии, 2001 г. (на немецком языке)
  18. ^ Ариэль Muzicant : Австрия другая. [ постоянная мертвая ссылка ] 12 мая 2005 г. В: Der Standard , 4 мая 2005 г. (на немецком языке).
  19. IKG Wien : Синагоген в Вене. Архивировано 29 апреля 2009 г. на Wayback Machine, по состоянию на 31 января 2009 г. (на немецком языке).
  20. ^ IKG Вена : Еврейские школы и учебные заведения. Архивировано 29 апреля 2009 г. на Wayback Machine , по состоянию на 31 января 2009 г. (на немецком языке).
[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fed7b885fdb01ea3e744d86d081fff4e__1718616660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/4e/fed7b885fdb01ea3e744d86d081fff4e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Vienna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)