Марк Евангелист
Марк Евангелист | |
---|---|
Евангелист, мученик | |
Рожденный | в. 12 год нашей эры Кирена , Крит и Киренаика , Римская империя (согласно коптской традиции) [1] |
Умер | в. 68 г. н. э. (около лет 56 ) Александрия , Египет , Римская империя |
Почитается в | Все христианские церкви, почитающие святых |
Главный храм | |
Праздник |
|
Покровительство | Адвокаты , Венеция , [2] Египет , Копты , [3] Майнар , Подгорица [4] Фанг, Лагуна |
Основные работы | Евангелие от Марка (приписывается) |
Марк Евангелист [а] ( Койне греческий : Μᾶρκος, латинизированный : Маркос ), также известный как Иоанн Марк ( Койне греческий : Ἰωάννης Μάρκος, латинизированный : Иоаннес Маркос; арамейский : ��������������, латинизированный: Йоханнан Святой ) или Марк — человек, которого традиционно считают автор Евангелия от Марка . Современные исследователи Библии пришли к выводу, что Евангелие от Марка было написано анонимным автором, а не известной исторической фигурой. Согласно церковной традиции, Марк основал епископскую кафедру Александрии , которая была одной из пяти важнейших кафедр христианства раннего . Его праздник отмечается 25 апреля, а его символом является крылатый лев . [5]
Личность
[ редактировать ]Согласно Уильяму Лейну (1974), «непрерывная традиция» отождествляет Марка Евангелиста с Иоанном Марком , [6] и Иоанн Марк как двоюродный брат Варнавы . [7] Однако Ипполит Римский в «О семидесяти апостолах » выделяет Марка Евангелиста ( 2 Тимофею 4:11 ): [8] Иоанн Марк ( Деяния 12:12 , 25; 13:5, 13; 15:37), [9] и Марк, двоюродный брат Варнавы ( Колоссянам 4:10 ; [10] Филимону 1:24). [11] [12] По словам Ипполита, все они принадлежали к «семидесяти ученикам», посланным Иисусом для распространения Евангелия ( Лк. 10:1 и далее). [13] в Иудее .
По словам Евсевия Кесарийского , [14] Ирод Агриппа I в первый год своего правления всей Иудеей (41 г. н. э.) убил Иакова, сына Зеведея , и арестовал Петра , планируя убить его после Пасхи . Петр был чудесным образом спасен ангелами и сбежал из царства Ирода (Деяния 12:1–19). [15] Петр отправился в Антиохию , затем через Малую Азию (посещая церкви в Понте , Галатии , Каппадокии , Азии и Вифинии , как упомянуто в 1 Петра 1 :1), [16] и прибыл в Рим во второй год правления императора Клавдия (42 г. н.э.). [17] Где-то по пути Петр встретил Марка и взял его в качестве попутчика и переводчика. Марк Евангелист записал проповеди Петра, составив таким образом Евангелие от Марка: [18] перед отъездом в Александрию в третий год правления Клавдия (43 г. н.э.). [19]
Согласно Деяниям 15:39, [20] Марк отправился на Кипр с Варнавой после Иерусалимского Собора.
По преданию, в 49 году нашей эры, примерно через 16 лет после Вознесения Иисуса , Марк отправился в Александрию и основал Александрийскую церковь , уже пробыв в Египте 4-5 лет. Коптская православная церковь , Александрийская греческая православная церковь и Коптская католическая церковь ведут свое происхождение от этой первоначальной общины. [21] Некоторые аспекты коптской литургии восходят к самому Марку. [22] Он стал первым епископом Александрии и почитается как основатель христианства в Африке . [23]
По словам Евсевия, [24] Марка сменил Аниан на посту епископа Александрийского в восьмой год правления Нерона (62/63), вероятно, но не определенно, из-за его приближающейся смерти. Более поздняя коптская традиция гласит, что он принял мученическую смерть в 68 году. [1] [25] [26] [27] [11]
Современные исследователи Библии (то есть наиболее критически настроенные ученые) пришли к выводу, что Евангелие от Марка было написано анонимным автором, а не Марком. [28] [29] [30] [31] Например, автор Евангелия от Марка очень мало знал о географии Палестины (по-видимому, никогда не посещая ее), [32] [33] [34] [35] «был очень далек от того, чтобы быть крестьянином или рыбаком», [32] не был знаком с еврейскими обычаями (вряд ли для жителя Палестины), [34] [35] и, вероятно, был «эллинизированным евреем, жившим за пределами Палестины». [36] Митчелл Реддиш допускает, что имя автора могло быть Марком (что делает Евангелие, возможно, омонимичным), но личность этого Марка неизвестна. [35] Точно так же «Фрэнсис Молони предполагает, что автором был кто-то по имени Марк, хотя, возможно, не один из знаков, упомянутых в Новом Завете». [37] Энциклопедия исторического Иисуса Рутледжа использует тот же подход: автора звали Марк, но ученые не определились, кем был этот Марк. [34]
Четыре канонических Евангелия анонимны, и большинство исследователей сходятся во мнении, что ни одно из них не было написано очевидцами. [38] [39] [40] [41]
Библейская и традиционная информация
[ редактировать ]Свидетельства об авторстве Марка Евангелиста Евангелия от Марка, носящего его имя, происходят от Папия ( ок. 60 – ок. 130 г. н.э. ). [42] [43] [44] Ученые Евангелической богословской школы Троицы «почти уверены», что Папий имеет в виду Иоанна Марка . [45] Современные ведущие исследователи Библии считают, что информацию Папия трудно интерпретировать. [46]
Коптская церковь согласна с отождествлением Марка Евангелиста с Иоанном Марком , а также с тем, что он был одним из семидесяти учеников, посланных Иисусом (Луки 10:1), [13] как подтвердил Ипполит . [47] Коптская традиция также утверждает, что Евангелист Марк принял учеников в своем доме после смерти Иисуса, что воскресший Иисус пришел в дом Марка ( Иоанна 20 ) и что Святой Дух сошел на учеников в Пятидесятницу в том же доме. [47] Более того, считается, что Марк также был среди слуг на свадьбе в Кане , которые выливали воду, которую Иисус превратил в вино ( Иоанна 2 :1–11). [48] [47]
Согласно коптской традиции, Марк родился в Кирене , городе в Пентаполисе Северной Африки (ныне Ливия ). Эта традиция добавляет, что Марк вернулся в Пентаполис позже, после того как Павел отправил его в Колоссы ( Колоссянам 4:10; [10] Филимону 24.) [49] Некоторые, однако, думают, что на самом деле это относится к Марку, двоюродному брату Варнавы ), и служившему с ним в Риме (2 Тимофею 4:11); [8] из Пентаполиса он направился в Александрию . [50] [51] Когда Марк вернулся в Александрию, язычники города возмутились его попытками отвратить александрийцев от поклонения их традиционным богам . [52] В 68 году нашей эры они накинули ему на шею веревку и тащили по улицам, пока он не умер. [52]
Почитание
[ редактировать ]Праздник Святого Марка отмечается 25 апреля католической и восточно-православной церквями. Для тех церквей, которые все еще используют юлианский календарь , 25 апреля по нему совпадает с 8 мая по григорианскому календарю до 2099 года. Коптская Православная Церковь отмечает праздник Святого Марка 30 числа Пармути по коптскому календарю , который всегда совпадает с апрелем. 25 мая по юлианскому календарю или 8 мая по григорианскому календарю .
Там, где Иоанна Марка отличают от Марка Евангелиста, Иоанна Марка празднуют 27 сентября (как в Римском мартирологе ), а Марка Евангелиста — 25 апреля.
Марка помнят в англиканской церкви и в большей части англиканской общины фестивалем 25 апреля . [53]
В искусстве
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2018 г. ) |
Марка Евангелиста чаще всего изображают пишущим или держащим в руках Евангелие. [54] В христианской традиции Евангелиста Марка символизирует крылатый лев. [55]
Атрибутами Евангелиста Марка являются лев в пустыне ; его можно изобразить епископом на троне, украшенном львами; как человек, помогающий венецианским морякам. Его часто изображают держащим книгу с надписью «pax tibi Marce» или держащим ладонь и книгу. Другие изображения Марка изображают его как человека с книгой или свитком в сопровождении крылатого льва. Иисуса, Лев также мог быть связан с Воскресением потому что считалось, что львы спят с открытыми глазами, что является сравнением с Христом в его гробнице и Христом как царем.
Марка Евангелиста можно изобразить как человека с поводком на шее и спасающего христианских рабов от сарацин .
- Венецианские купцы с помощью двух греческих монахов везут тело Марка Евангелиста в Венецию , картина Тинторетто.
- Марк Евангелист, слушающий крылатого льва Марка; изображение 21 Золотого кодекса Лорша или Евангелия Лорша
- Марк Евангелист смотрит на льва, ок. 823
- Мученичество святого Марка. Очень богатые часы герцога Беррийского ( Музей Конде , Шантийи ), ок. 1412 и 1416.
- Святой Марк , Андреа Мантенья , 1448 г.
- Марк Евангелист со львом, 1524 г.
- Раскрашенная миниатюра из армянской рукописи Евангелия 1609 года, хранящаяся в Бодлианской библиотеке.
- неизвестного художника XVII века Святой Марк на наивной картине в хоре церкви Святой Марии (Sankta Maria kyrka) в Охусе , Швеция.
- Святой Марк пишет свое Евангелие под диктовку Святого Петра , картина Паскуале Оттино , 17 век, Изящное искусство, Бордо.
- Марк Евангелист, картина Иль Порденоне (ок. 1484–1539).
- Икона Святого Евангелиста Марка из царских врат центрального иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге, 1804 г.
- Икона . святого Марка Евангелиста , 1657 год
- Святой Марк в Нюрнбергской хронике
- Коптская икона Святого Евангелиста Марка.
Основные святыни
[ редактировать ]- Базилика Сан-Марко ( Венеция , Италия)
- Коптский православный собор Святого Марка ( Александрия , Египет )
- Церковь Святого Марка (сербская православная) в Белграде, Сербия
- Коптский православный собор Святого Марка ( Каир , Египет )
- Церковь Св. Марка в Бауэри , Нью-Йорк
- Приходская церковь Св. Марка Евангелиста, Пангил, Лагуна, Филиппины
- Приход Святого Евангелиста Марка, Линао, город Ормок,
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Латынь : Маркус ; Древнегреческий : Μᾶρκος , латинизированный : Маркос ; Имперский арамейский : латинизированный ����������������, : Marqōs ; Иврит : מַרְקוֹס , латинизированный : Маркос ; Геэз : ማርቆስ , латинизировано: Маркос .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Святой апостол Марк, евангелист» . Сеть Коптской православной церкви . Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ Уолш , с. 21.
- ^ Льюис, Агнес Смит (2008). Через Кипр . Издательство Мичиганского университета. п. 65. ИСБН 978-0-88402-284-8 .
Святой Марк – покровитель коптов.
- ^ "Markovdan: Slava Podgorice" . Borba . May 8, 2023.
- ^ Старший, Дональд П. (1998), «Марк», в Фергюсоне, Эверетт (редактор), Энциклопедия раннего христианства (2-е изд.), Нью-Йорк и Лондон: Garland Publishing, Inc., стр. 720, ISBN 0-8153-3319-6
- ^ Лейн, Уильям Л. (1974). «Автор Евангелия» . Евангелие от Марка . Новый международный комментарий к Новому Завету . Гранд-Рапидс: Эрдманс. стр. 21–3. ISBN 978-0-8028-2502-5 .
- ^ Марк: Изображения апостольского переводчика, стр. 55 К. Клифтон Блэк - 2001 - «... нечастое появление в Септуагинте (Числа 36:11; Тов 7:2) до его присутствия у Иосифа Флавия (JW 1.662; Ant 1.290, 15.250) и Филона («О посольстве к Гаию», 67), анепсиос постоянно имеет значение «двоюродный брат», хотя…»
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б 2 Тимофею 4:11
- ^ Деяния 12:12–25 , Деяния 13:5–13 , Деяния 15:37.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Колоссянам 4:10
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Филимону 1:24
- ^ Ипполит . «Тот же Ипполит о семидесяти апостолах» . Доникейские отцы .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Луки 10:1
- ^ Церковная история 2.9.1–4
- ^ Деяния 12: 1–19.
- ^ 1 Петра 1:1.
- ^ Церковная история 2.14.6
- ^ Церковная история 15–16.
- ^ Финеган, Джек (1998). Справочник по библейской хронологии . Пибоди, Массачусетс: Хендриксон. п. 374. ИСБН 978-1-56563-143-4 .
- ^ Деяния 15:39.
- ^ «Египет» . Центр Беркли по религии, миру и мировым делам . Архивировано из оригинала 20 декабря 2011 года . Проверено 14 декабря 2011 г. См. раскрывающееся эссе на тему «Исламское завоевание и Османская империя».
- ^ «Христианская Коптская Православная Церковь Египта» . Коптская энциклопедия . Архивировано из оригинала 31 августа 2005 года . Проверено 26 января 2018 г.
- ^ Бансон, Мэтью; Бансон, Маргарет; Бансон, Стивен (1998). Энциклопедия святых для наших воскресных посетителей . Хантингтон, Индиана: Наш издательский отдел для воскресных посетителей. п. 401. ИСБН 0-87973-588-0 .
- ^ Церковная история 2.24.1
- ^ «Католическая энциклопедия Святого Марка» . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ Деяния 15:36–40.
- ^ 2 Тимофею 4:11.
- ^ Эрман, Барт Д. (2004). Новый Завет . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 58–59. ISBN 0-19-515462-2 .
Протоортодоксальные христиане второго столетия, спустя несколько десятилетий после написания большинства книг Нового Завета, утверждали, что их любимые Евангелия были написаны двумя учениками Иисуса — Матфеем, сборщиком налогов, и Иоанном, любимым учеником. и двух друзей апостолов — Марка, секретаря Петра, и Луки, спутника Павла. Однако сегодня ученым трудно принять эту традицию по нескольким причинам.
- ^ Чон, Чон Ку; Боуг, Стив (2017). Библейское богословие: Заветы и Царство Божье в истории искупления . Випф и сток. п. 181 сн. 10. ISBN 978-1-5326-0580-2 . Проверено 13 августа 2023 г.
10. Точно так же, как ученые-историки отрицают авторство Моисея в Пятикнижии, они также отрицают авторство четырех Евангелий Матфея, Марка, Луки и Иоанна. [...] Но сегодня эти люди не считаются настоящими авторами.
- ^ Эрман, Барт Д. (2005). Утраченные христианства: битвы за Писание и веры, которых мы никогда не знали . Издательство Оксфордского университета. п. 235. ИСБН 978-0-19-518249-1 .
Большинство учёных сегодня отказались от этих отождествлений. 11 и признать, что книги были написаны неизвестными, но относительно хорошо образованными грекоязычными (и пишущими) христианами во второй половине первого века.
- ^ Никл, Кейт Фуллертон (1 января 2001 г.). Синоптические Евангелия: Введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 43. ИСБН 978-0-664-22349-6 .
Мы должны откровенно признать, что все три синоптических евангелия являются анонимными документами. Ни один из трех не приобретает никакого значения из-за связи с традиционными фигурами из жизни ранней церкви. Они также ничего не теряют в своей значимости, если их признают анонимными. На протяжении всей книги для обозначения авторов первых трех Евангелий используются традиционные имена, но мы будем делать это просто для удобства.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лич, Эдмунд (1990). «Лов рыбы на краю пустыни» . В Альтере, Роберт; Кермод, Фрэнк (ред.). Литературный путеводитель по Библии . Издательство Гарвардского университета. п. 590. ИСБН 978-0-674-26141-9 .
5. География Евангельской Палестины, как и география Ветхозаветной Палестины, носит скорее символический, чем реальный характер. Неясно, бывал ли там когда-либо кто-либо из евангелистов.
- ^ Уэллс, Джордж Альберт (2013). Уменьшение Иисуса до размеров: чего достигла высшая критика и где она оставляет христианство . Открытый суд. п. 25. ISBN 978-0-8126-9867-1 . Проверено 13 августа 2023 г.
Знания Марка даже о географии Палестины также недостаточны. [...] Кюммель (1975, стр. 97) пишет о «многочисленных географических ошибках» Марка.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хатина, Томас Р. (2014). «Евангелие от Марка» . В Эвансе, Крейг А. (ред.). Энциклопедия исторического Иисуса Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. п. 252. ИСБН 978-1-317-72224-3 . Проверено 13 августа 2023 г.
Как и другие синоптики, Евангелие от Марка анонимно. Однако было ли это так изначально, трудно сказать. Тем не менее, мы можем быть вполне уверены, что оно было написано кем-то по имени Марк. [...] Трудность состоит в установлении личности Марка. Ученые спорят [...] или о другом человеке по имени Марк, который не был уроженцем Палестины. Многие ученые выбрали последний вариант из-за непонимания Евангелием еврейских законов (1:40–45; 2:23–28; 7:1–23), неправильной палестинской географии (5:1–2, 12– 13; 7:31) и забота о язычниках (7:24–28:10) (например, Marcus 1999: 17–21).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Красноватый 2011 , с. 36: «Свидетельства в самом Евангелии заставили многих читателей Евангелия усомниться в традиционном взгляде на авторство. Автор Евангелия, похоже, не слишком знаком с палестинской географией. [...] Вероятно ли, что местный житель Палестины, каким был Иоанн Марк, допустил бы такие ошибки?» [...] Кроме того, некоторые отрывки в Евангелии содержат ошибочные утверждения о палестинских или еврейских обычаях».
- ^ Уоттс Хендерсон, Сюзанна (2018). «Евангелие от Марка» . В Кугане, Майкл; Бреттлер, Марк; Ньюсом, Кэрол; Перкинс, Фем (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия: новая исправленная стандартная версия . Издательство Оксфордского университета. п. 1431. ИСБН 978-0-19-027605-8 . Проверено 13 августа 2023 г.
предполагают, что евангелистом был эллинизированный еврей, живший за пределами Палестины.
- ^ Такер, Дж. Брайан; Кукер, Аарон (2020). Комментарий социальной идентичности T&T Clark к Новому Завету . Издательство Блумсбери. п. 70. ИСБН 978-0-567-66785-4 . Проверено 13 августа 2023 г.
Фрэнсис Молони предполагает, что автором был кто-то по имени Марк, хотя, возможно, это не один из Марков, упомянутых в Новом Завете (Молони, 11-12).
- ^ Миллард, Алан (2006). «Авторы, книги и читатели в древнем мире» . В Роджерсоне, JW; Лью, Джудит М. (ред.). Оксфордский справочник по библейским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 558. ИСБН 978-0-19-925425-5 .
Исторические повествования, Евангелия и Деяния, анонимны, а приписывание Матфея, Марка, Луки и Иоанна впервые сообщается в середине второго века Иринеем.
- ^ Reddish 2011 , стр. 13, 42.
- ^ Кусланд 2010 , с. 1744.
- ^ Кусланд 2018 , с. 1380.
- ^ «От рассказов к канону» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 июля 2016 г. Проверено 20 августа 2023 г.
- ^ Папий (1885). . Доникейская христианская библиотека, том I. Перевод Александра Робертса и Джеймса Дональдсона. Т. и Т. Кларк в Эдинбурге.
- ^ Харрингтон, Дэниел Дж. (1990), «Евангелие от Марка», в Брауне, Рэймонде Э .; Фицмайер, Джозеф А .; Мерфи, Роланд Э. (ред.), Библейский комментарий Нового Джерома , Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл, стр. 596, ISBN 0-13-614934-0
- ^ Д. А. Карсон , Дуглас Дж. Му и Леон Моррис , Введение в Новый Завет (Аполлон, 1992), 93.
- ^ Уонсбро, Генри (22 апреля 2010 г.). Маддиман, Джон; Бартон, Джон (ред.). Евангелия . Издательство Оксфордского университета. п. 243. ИСБН 978-0-19-958025-5 .
Наконец, важно осознавать, что ни одно из четырех Евангелий изначально не содержало указания автора. Все они были анонимными, и только на основе фрагментарных, загадочных и, по мнению Евсевия, из которого мы черпаем цитату, ненадежных свидетельств Папия в 120/130 г. н. э., мы можем начать собирать воедино любые внешние свидетельства об именах их авторы и их составители. Эти свидетельства настолько трудно интерпретировать, что большинство современных учёных формируют свои мнения, исходя из содержания самих Евангелий, и лишь затем выборочно апеллируют к внешним свидетельствам для подтверждения своих выводов.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Папа Шенуда III , Богозритель Марк Евангелист Святой и мученик , Глава первая. Тасбеха.орг
- ^ Иоанна 2: 1–11.
- ^ Филимону 24
- ^ «О епархии» . Коптская православная епархия юга США.
- ^ «Святой Марк» . Проверено 14 мая 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Папа Шенуда III . Богозритель Марк Евангелист Святой и Мученик , Глава седьмая. Тасбеха.орг
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Дидрон, Адольф Наполеон (20 февраля 1886 г.). Христианская иконография: Троица. Ангелы. Дьяволы. Смерть. Душа. Христианская схема. Приложения . Г. Белл. п. 356 - через Интернет-архив.
Иконография Святого Марка.
- ^ «Святой Марк в искусстве» . www.christianiconography.info .
Библиография
[ редактировать ]- Фант, Клайд Э.; Реддиш, Митчелл Э. (2008). Утерянные сокровища Библии . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2881-1 .
- Реддиш, Митчелл (2011). Введение в Евангелия . Абингдон Пресс. ISBN 978-1-4267-5008-3 .
- Кусланд, JRC (2010). Куган, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн; Перкинс, Фем (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия: новая исправленная стандартная версия . Издательство Оксфордского университета. п. 1744. ISBN 978-0-19-528955-8 .
- Кусланд, JRC (1 марта 2018 г.). Куган, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн; Перкинс, Фем (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия: новая исправленная стандартная версия . Издательство Оксфордского университета. п. 1380. ИСБН 978-0-19-027605-8 .
- Линдарс, Варнава; Эдвардс, Рут; Корт, Джон М. (2000). Иоаннова литература . А&С Черный. ISBN 978-1-84127-081-4 .
- Марк Евангелист
- 12 рождений
- 68 смертей
- Папы и патриархи Александрии I века
- Христианские мученики I века
- Писатели I века
- Похороны в Коптском православном соборе Святого Марка (Александрия)
- Христианские миссионеры в Африке
- Ранние еврейские христиане
- Евангелие от Марка
- Святые из римского Египта
- Люди в Деяниях апостолов
- Христианские писатели
- Семьдесят учеников
- Четыре евангелиста
- Похищение тела
- Англиканские святые