Франц Овербек
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2011 г. ) |
Франц Овербек | |
---|---|
Рожденный | Франц Камилла Овербек 16 ноября 1837 г. |
Умер | 26 июня 1905 г. Базель , Швейцария | (67 лет)
Национальность | немецкий |
Родители) | Франц Генрих Герман Овербек , Жанна Камилла Серкле |
Франц Камилла Овербек (16 ноября 1837 — 26 июня 1905) — немецкий протестантский богослов . В англо-американском дискурсе он, пожалуй, наиболее известен благодаря своей дружбе с Фридрихом Ницше ; В немецких богословских кругах Овербек по-прежнему обсуждается из-за его собственного вклада.
Жизнь
[ редактировать ]Молодость
[ редактировать ]Франц Овербек родился в Санкт-Петербурге как гражданин Германии в семье Франца Генриха Германа Овербека, немецко-британского купца, и его жены Жанны Камиллы Серкле, которая родилась в Санкт-Петербурге во французской семье. Следовательно, его воспитание было европейским и гуманистическим: сначала в Санкт-Петербурге, затем в Париже с 1846 года до Февральской революции 1848 года , снова в Санкт-Петербурге, а после 1850 года в Дрездене . Это международное образование помогло ему свободно говорить на важнейших европейских языках.
С 1856 по 1864 год Овербек изучал богословие в Лейпциге , Геттингене , Берлине и Йене . В первую очередь благодаря лекциям Карла Шварца и в сочетании с исторической теологией Фердинанда Кристиана Баура его исследования поставили его в начало академической критики официального богословия. В 1859 году он получил докторскую степень, после чего до 1864 года работал над хабилитацией на Ипполите . После 1864 года он преподавал в качестве приват-доцента в Йене.
Во время учебы в Лейпциге он подружился с Генрихом фон Трейчке , а в Геттингене Овербек стал членом Burschenschaft Hannovera .
Богослов в Базеле
[ редактировать ]В 1870 году Овербек стал профессором экзегезы Нового Завета и истории старой церкви в Базельском университете . С этого времени и до 1875 года он жил в том же доме (этажом ниже) со своим коллегой Фридрихом Ницше , профессором классической филологии того же университета. За это время у соседей по дому сложилась дружба, которая останется важной друг для друга.
В 1873 году Овербек опубликовал свою самую важную работу «Насколько христианская наша современная теология?» ( Über die Christlichkeit unserer heutigen Theologie ), в которой он утверждал, что «историческое» христианство, развитое отцами церкви , не имело и не могло иметь ничего общего с первоначальными идеями Христа. Он заметил, что раннее христианство противопоставляло себя любому типу истории, культуры и науки, что делало «христианское богословие» невозможным. В этой работе Овербек критиковал консервативное («апологетическое») богословие, которое догматически придерживалось доктрин, а также «либеральное» богословие, утверждавшее, что веру и знание можно примирить. По мнению Овербека, им обоим не удалось уловить суть христианства, исключающего любые виды научного знания.
Эта работа была в первую очередь инициирована книгой Давида Штрауса «Старая и новая вера» и работой Поля де Лагарда «Об отношении немецкого государства к теологии, церкви и религии» (1873 г.). Оба автора пытались сформировать современную христианскую религию с помощью богословских наук. Овербек считал этот проект невозможным и в корне ошибочным. В своем послесловии ко второму изданию 1903 года он возобновил критику теолога Адольфа фон Гарнака и его работы «Сущность христианства» («Das Wesen des Christendom», 1900).
Публикация этой книги практически уничтожила все его шансы стать профессором немецкого университета. Он остался в Базеле и более десяти лет читал одну и ту же вводную лекцию, не затрагивая своих провокационных тезисов.
В частном порядке Овербек сделал объемистые записи для «Церковного лексикона» ( Kirchenlexikon ), в котором он развивает личные отчеты, в основном богословские, но также политические, культурные, философские, а также литературную библиографию с комментариями. Цель этого сборника соответствовала единственной цели, которую Овербек видел перед ученым-богословом: светской историей церкви. Именно то, что само христианство не объяснило или не могло понять, а также то, что оно отрицало, Овербек задокументировал, продемонстрировав тем самым свою основную дилемму: «христианская теология» невозможна.
В 1876 году Овербек женился на Иде Ротплетц и в течение одного года был ректором Базельского университета.
Дружба с Ницше
[ редактировать ]«Насколько христианская наша современная теология?» был опубликован одновременно с первым из « Несвоевременных размышлений» Ницше . Оба произведения критиковали Дэвида Штрауса и разделяли схожие основные тезисы. Хотя это были единственные книги, опубликованные Ницше и Овербеком вместе, тезисы, подобные тезисам Овербека, можно найти в трудах Ницше, включая «Антихриста».
После того, как Ницше покинул Базель в 1879 году, он и Овербек продолжили личную дружбу посредством регулярной переписки. В письме 1881 года Ницше писал Овербеку:
- Мой дорогой друг, что это за наша жизнь? Лодка, которая плывёт по морю, и всё, что о ней известно наверняка, это то, что однажды она перевернётся. Вот и мы, две старые добрые лодки, которые были верными соседями, и, прежде всего, ваша рука сделала все возможное, чтобы не дать мне «перевернуться»! Давайте же продолжим наше путешествие — каждый ради другого, еще долго, долго! Мы должны так скучать друг по другу! Сносно спокойного моря, хороших ветров и, прежде всего, солнца, — чего я желаю себе, желаю и вам, и сожалею, что моя благодарность может найти выражение только в таком желании и не имеет никакого влияния ни на ветер, ни на погоду. [1]
В начале января 1889 года Ницше разослал друзьям письма, в которых были обнаружены симптомы психического коллапса. Получив такое письмо, Овербек в тот же день отправился в Турин, чтобы забрать больного Ницше и его рукописи. Он продолжал посещать Ницше до его смерти в 1900 году.
Чтобы оставаться искренним по отношению к своему другу, Овербек сохранял критическую дистанцию от содержания произведений Ницше и осуждал зачатки поклонения героям и ревизионизма. Он отказался сотрудничать с Элизабет Фёрстер-Ницше и ее Ницше-Архивом и, в основном в частных записках и письмах, обвинял ее в неверном истолковании Ницше. Он отказался передать ей свою переписку с Ницше, что оказалось правым, поскольку она подделывала письма других корреспондентов. [ нужна ссылка ]
Старость и наследие
[ редактировать ]После длительных периодов болезни в 1897 году Овербек стал почетным профессором, а в следующем году, заметно ослабев, отказался от этого почетного назначения в Базеле. В 1903 году после долгих колебаний он принял степень почётного доктора Сент-Эндрюсского университета . В 1905 году Франц Овербек умер в Базеле.
После его смерти Элизабет Фёрстер-Ницше продолжала заботиться о Овербеке и его репутации. В 1907 году она возобновила кампанию против него, которая, в свою очередь, получила отпор со стороны его жены Иды и его давнего друга Карла Альбрехта Бернулли .
Лишь через несколько десятилетий после смерти Овербека его (анти-)теологические взгляды были восприняты всерьез, особенно Карлом Бартом , Карлом Лёвитом и Мартином Хайдеггером . Поскольку ок. С 1980 года интерес к Овербеку возрос, по крайней мере, в немецких академических кругах, о чем свидетельствует рост числа публикаций в этой стране.
Работает
[ редактировать ]Хотя критическое издание публикаций Овербека (включая многие его примечания к лексикону) было опубликовано в Германии, лишь немногие из его сочинений до недавнего времени были доступны в английском переводе. Однако сейчас существует два английских перевода «Über die Christlichkeit unserer heutigen Theologie»:
- «О христианстве богословия», пер. Джон Элберт Уилсон, Pickwick Publications, 2002 г., ISBN 1-55635-040-6
- «Насколько христианская наша современная теология?», пер. Мартин Генри, T&T Clark/Continuum, 2005 г., ISBN 0-567-08429-9
Примечания
[ редактировать ]- ^ http://www.geocities.com/thenietzschechannel/nlett1881.htm [ мертвая ссылка ] Канал Ницше: Письма Ницше: 1881 г.] на www.geocities.com.
1. http://www.thenietzschechannel.com/correspondence/eng/nlett-1881.htm#november-14-1881 Канал Ницше: Письма Ницше: 1881 г.
Библиография
[ редактировать ]- Мартин Генри, «Обзорная статья: Франц Овербек: Обзор современной литературы (Часть 1)», Irish Theological Quarterly , 72,4 (2007), 391–404; «(Часть 2)» там же , 73,1-2 (2008), 174–191.
- Рудольф Брендле, Эккехард В. Стегеманн (редактор), остающиеся без ответа вопросы Франца Овербека о христианстве (Кайзер, Мюнхен, 1988) ISBN 3-459-01755-4 .
- Андреас Урс Зоммер , Дух истории и конец христианства. О «оружейном кооперативе» Фридриха Ницше и Франца Овербека (Akademie-Verlag, Берлин, 1997). ISBN 3-05-003112-3 .
- Мартин Д. Генри, Франц Овербек: теолог? Религия и история в мысли Франца Овербека (Ланг, Берн, 1995) ISBN 0-8204-2926-0 .
- Корнелис (Кис) Кок, «Невозможная вера. Вопросы Франца Овербека без ответа», Амстердам, 2018, 30 стр. ISBN 9789461644473
- 1837 рождений
- 1905 смертей
- Немецкие протестантские богословы XIX века
- Писатели из Санкт-Петербурга.
- Фридрих Ницше
- Выпускники Лейпцигского университета
- Выпускники Геттингенского университета
- Выпускники Берлинского университета Гумбольдта
- Выпускники Йенского университета
- Академический состав Базельского университета
- Академический состав Йенского университета