Jump to content

Франц Овербек

Франц Овербек
Франц Овербек с женой Идой, ок. 1875 г.
Рожденный
Франц Камилла Овербек

( 1837-11-16 ) 16 ноября 1837 г.
Умер 26 июня 1905 г. ( 1905-06-26 ) (67 лет)
Базель , Швейцария
Национальность немецкий
Родители) Франц Генрих Герман Овербек , Жанна Камилла Серкле

Франц Камилла Овербек (16 ноября 1837 — 26 июня 1905) — немецкий протестантский богослов . В англо-американском дискурсе он, пожалуй, наиболее известен благодаря своей дружбе с Фридрихом Ницше ; В немецких богословских кругах Овербек по-прежнему обсуждается из-за его собственного вклада.

Молодость

[ редактировать ]

Франц Овербек родился в Санкт-Петербурге как гражданин Германии в семье Франца Генриха Германа Овербека, немецко-британского купца, и его жены Жанны Камиллы Серкле, которая родилась в Санкт-Петербурге во французской семье. Следовательно, его воспитание было европейским и гуманистическим: сначала в Санкт-Петербурге, затем в Париже с 1846 года до Февральской революции 1848 года , снова в Санкт-Петербурге, а после 1850 года в Дрездене . Это международное образование помогло ему свободно говорить на важнейших европейских языках.

С 1856 по 1864 год Овербек изучал богословие в Лейпциге , Геттингене , Берлине и Йене . В первую очередь благодаря лекциям Карла Шварца и в сочетании с исторической теологией Фердинанда Кристиана Баура его исследования поставили его в начало академической критики официального богословия. В 1859 году он получил докторскую степень, после чего до 1864 года работал над хабилитацией на Ипполите . После 1864 года он преподавал в качестве приват-доцента в Йене.

Во время учебы в Лейпциге он подружился с Генрихом фон Трейчке , а в Геттингене Овербек стал членом Burschenschaft Hannovera .

Богослов в Базеле

[ редактировать ]

В 1870 году Овербек стал профессором экзегезы Нового Завета и истории старой церкви в Базельском университете . С этого времени и до 1875 года он жил в том же доме (этажом ниже) со своим коллегой Фридрихом Ницше , профессором классической филологии того же университета. За это время у соседей по дому сложилась дружба, которая останется важной друг для друга.

В 1873 году Овербек опубликовал свою самую важную работу «Насколько христианская наша современная теология?» ( Über die Christlichkeit unserer heutigen Theologie ), в которой он утверждал, что «историческое» христианство, развитое отцами церкви , не имело и не могло иметь ничего общего с первоначальными идеями Христа. Он заметил, что раннее христианство противопоставляло себя любому типу истории, культуры и науки, что делало «христианское богословие» невозможным. В этой работе Овербек критиковал консервативное («апологетическое») богословие, которое догматически придерживалось доктрин, а также «либеральное» богословие, утверждавшее, что веру и знание можно примирить. По мнению Овербека, им обоим не удалось уловить суть христианства, исключающего любые виды научного знания.

Эта работа была в первую очередь инициирована книгой Давида Штрауса «Старая и новая вера» и работой Поля де Лагарда «Об отношении немецкого государства к теологии, церкви и религии» (1873 г.). Оба автора пытались сформировать современную христианскую религию с помощью богословских наук. Овербек считал этот проект невозможным и в корне ошибочным. В своем послесловии ко второму изданию 1903 года он возобновил критику теолога Адольфа фон Гарнака и его работы «Сущность христианства» («Das Wesen des Christendom», 1900).

Публикация этой книги практически уничтожила все его шансы стать профессором немецкого университета. Он остался в Базеле и более десяти лет читал одну и ту же вводную лекцию, не затрагивая своих провокационных тезисов.

В частном порядке Овербек сделал объемистые записи для «Церковного лексикона» ( Kirchenlexikon ), в котором он развивает личные отчеты, в основном богословские, но также политические, культурные, философские, а также литературную библиографию с комментариями. Цель этого сборника соответствовала единственной цели, которую Овербек видел перед ученым-богословом: светской историей церкви. Именно то, что само христианство не объяснило или не могло понять, а также то, что оно отрицало, Овербек задокументировал, продемонстрировав тем самым свою основную дилемму: «христианская теология» невозможна.

В 1876 году Овербек женился на Иде Ротплетц и в течение одного года был ректором Базельского университета.

Дружба с Ницше

[ редактировать ]

«Насколько христианская наша современная теология?» был опубликован одновременно с первым из « Несвоевременных размышлений» Ницше . Оба произведения критиковали Дэвида Штрауса и разделяли схожие основные тезисы. Хотя это были единственные книги, опубликованные Ницше и Овербеком вместе, тезисы, подобные тезисам Овербека, можно найти в трудах Ницше, включая «Антихриста».

После того, как Ницше покинул Базель в 1879 году, он и Овербек продолжили личную дружбу посредством регулярной переписки. В письме 1881 года Ницше писал Овербеку:

Мой дорогой друг, что это за наша жизнь? Лодка, которая плывёт по морю, и всё, что о ней известно наверняка, это то, что однажды она перевернётся. Вот и мы, две старые добрые лодки, которые были верными соседями, и, прежде всего, ваша рука сделала все возможное, чтобы не дать мне «перевернуться»! Давайте же продолжим наше путешествие — каждый ради другого, еще долго, долго! Мы должны так скучать друг по другу! Сносно спокойного моря, хороших ветров и, прежде всего, солнца, — чего я желаю себе, желаю и вам, и сожалею, что моя благодарность может найти выражение только в таком желании и не имеет никакого влияния ни на ветер, ни на погоду. [1]

В начале января 1889 года Ницше разослал друзьям письма, в которых были обнаружены симптомы психического коллапса. Получив такое письмо, Овербек в тот же день отправился в Турин, чтобы забрать больного Ницше и его рукописи. Он продолжал посещать Ницше до его смерти в 1900 году.

Чтобы оставаться искренним по отношению к своему другу, Овербек сохранял критическую дистанцию ​​от содержания произведений Ницше и осуждал зачатки поклонения героям и ревизионизма. Он отказался сотрудничать с Элизабет Фёрстер-Ницше и ее Ницше-Архивом и, в основном в частных записках и письмах, обвинял ее в неверном истолковании Ницше. Он отказался передать ей свою переписку с Ницше, что оказалось правым, поскольку она подделывала письма других корреспондентов. [ нужна ссылка ]

Старость и наследие

[ редактировать ]

После длительных периодов болезни в 1897 году Овербек стал почетным профессором, а в следующем году, заметно ослабев, отказался от этого почетного назначения в Базеле. В 1903 году после долгих колебаний он принял степень почётного доктора Сент-Эндрюсского университета . В 1905 году Франц Овербек умер в Базеле.

После его смерти Элизабет Фёрстер-Ницше продолжала заботиться о Овербеке и его репутации. В 1907 году она возобновила кампанию против него, которая, в свою очередь, получила отпор со стороны его жены Иды и его давнего друга Карла Альбрехта Бернулли .

Лишь через несколько десятилетий после смерти Овербека его (анти-)теологические взгляды были восприняты всерьез, особенно Карлом Бартом , Карлом Лёвитом и Мартином Хайдеггером . Поскольку ок. С 1980 года интерес к Овербеку возрос, по крайней мере, в немецких академических кругах, о чем свидетельствует рост числа публикаций в этой стране.

Работает

[ редактировать ]

Хотя критическое издание публикаций Овербека (включая многие его примечания к лексикону) было опубликовано в Германии, лишь немногие из его сочинений до недавнего времени были доступны в английском переводе. Однако сейчас существует два английских перевода «Über die Christlichkeit unserer heutigen Theologie»:

  • «О христианстве богословия», пер. Джон Элберт Уилсон, Pickwick Publications, 2002 г., ISBN   1-55635-040-6
  • «Насколько христианская наша современная теология?», пер. Мартин Генри, T&T Clark/Continuum, 2005 г., ISBN   0-567-08429-9

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ http://www.geocities.com/thenietzschechannel/nlett1881.htm [ мертвая ссылка ] Канал Ницше: Письма Ницше: 1881 г.] на www.geocities.com.

1. http://www.thenietzschechannel.com/correspondence/eng/nlett-1881.htm#november-14-1881 Канал Ницше: Письма Ницше: 1881 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Мартин Генри, «Обзорная статья: Франц Овербек: Обзор современной литературы (Часть 1)», Irish Theological Quarterly , 72,4 (2007), 391–404; «(Часть 2)» там же , 73,1-2 (2008), 174–191.
  • Рудольф Брендле, Эккехард В. Стегеманн (редактор), остающиеся без ответа вопросы Франца Овербека о христианстве (Кайзер, Мюнхен, 1988) ISBN   3-459-01755-4 .
  • Андреас Урс Зоммер , Дух истории и конец христианства. О «оружейном кооперативе» Фридриха Ницше и Франца Овербека (Akademie-Verlag, Берлин, 1997). ISBN   3-05-003112-3 .
  • Мартин Д. Генри, Франц Овербек: теолог? Религия и история в мысли Франца Овербека (Ланг, Берн, 1995) ISBN   0-8204-2926-0 .
  • Корнелис (Кис) Кок, «Невозможная вера. Вопросы Франца Овербека без ответа», Амстердам, 2018, 30 стр. ISBN   9789461644473
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3106de259cf0c58d8b82ba1bffcfc421__1715289780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/21/3106de259cf0c58d8b82ba1bffcfc421.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Franz Overbeck - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)